Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

9.3. Земли промышленности и иного специального назначения

В чем заключаются особенности использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения?

Общие особенности использования земельных участков для нужд промышленности и иного специального назначения определены ст. 87 ЗК РФ.

Назначение земель, перечисленных в данной статье, весьма разнообразно. Безусловно, из множественности целей вытекает разнообразие правового режима этой сложной категории земель. Субъектами права первичного землепользования здесь могут быть, как правило, организации и предприятия. Землепользование граждан (огороды, пастбища для скота, служебные земельные наделы), а также посторонних организаций, например сельскохозяйственных предприятий, всегда вторично, т. к. земельные участки им отводят первичные землепользователи. Первичные пользователи государственной землей являются для вторичных (срочных) пользователей своеобразными «администраторами» (в части отвода земельных участков, контроля за их использованием и т. д.). Земельные участки в этих случаях предоставляются безвозмездно. Эти случаи названы в ст. 24 ЗК РФ.

Основными органами управления в области использования названных земель являются те же органы, которые управляют соответствующим производством и иной возложенной на них деятельностью. При всем различии отраслей промышленности, транспорта, связи, обороны функции управления имеют много общего.

Во-первых, все органы управления (министерства, ведомства) обязаны руководствоваться предписаниями Правительства РФ, а в необходимых случаях согласовывать свои действия с органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и других учреждений. Они вправе осуществлять наблюдение за состоянием использования земель, давать рекомендации и указания в целях организации рационального использования и охраны земель (в соответствии с Положением о названных министерствах и ведомствах).

Во-вторых, они разрабатывают внутрипроизводственные правила землепользования, решают вопросы внутренней организации землепользований промышленных, транспортных и других предприятий, т. е. определяют целевое назначение их отдельных частей, обеспечивают оптимальное размещение строящихся зданий и сооружений, создают службы эксплуатации земель и т. д. Так, Министерство транспорта и связи РФ утверждает правила и инструкции о порядке использования земель железных дорог, временного отвода их предприятиям сельского хозяйства и другим организациям, а также гражданам. Например, названным Министерством утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.

В-третьих, они организуют внутриведомственный учет «своих» земель, принимают решения о перераспределении земель между подведомственными им предприятиями и службами, содействуют им в осуществлении прав и обязанностей.

Участки, как сказано в ст. 87 Кодекса, расположены за границей населенных пунктов. При этом земельные участки, расположенные в границе населенных пунктов, признаются землями соответствующих населенных пунктов, для каких бы из упомянутых в ст. 87 нужд они ни использовались. Следовательно, характер их использования определяется двояко: с одной стороны, нормами, установленными для земельных участков населенных пунктов, например архитектурно-планировочными требованиями, с другой - нормами, определяющими характер их использования для нужд промышленности, транспорта, энергетики, связи и иного специального назначения.

Порядок использования названных земельных участков всегда согласуется с соответствующими администрациями городов, поселков и других населенных пунктов.

Важной особенностью правового режима использования земельных участков в составе названной сложной категории земель является создание в их составе охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями их использования. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанавливаются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, и указываются в качестве одного из условий использования земельного участка.

Перечень видов использования земель указанной категории является открытым, т. к. все виды деятельности, требующие отвода земельного участка, перечислить в нормативном акте невозможно, и в этом нет необходимости. Законодательство, как правило, не устанавливает заранее определенные размеры земельных участков для каждого отдельного вида деятельности. Вместе с тем, нельзя оставить без нормирования отвод земельных участков в составе рассматриваемой категории земель, поэтому предусмотрено условие, согласно которому размеры отводимых участков определяются (экономически обосновываются) в процессе проектирования строительства и иной специальной деятельности. Конкретные и оптимальные размеры необходимых земельных участков указываются в проектно-технической документации. В некоторых случаях нормы предоставления земельных участков определены непосредственно в правовых актах о конкретных видах хозяйственной деятельности, например нормы для полос отвода железных и автомобильных дорог, береговых полос, охранных зон линий связи и т. д.

Значительные территории рассматриваемой категории земель находятся в исключительной федеральной собственности, о чем в ст. 87 ЗК РФ сказано следующее.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель определяется:

1) Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Земли специального назначения могут предоставляться, если это не мешает основному использованию участков, в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. Это положение относится ко всем земельным участкам рассматриваемой категории земель.

Земельные участки из земель промышленности и иного назначения могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, если этому нет установленных правовых препятствий. Препятствием в данном случае является изъятие земель из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 ЗК РФ. Наиболее обширные площади земель, которые могут находиться в частной собственности, - это земли промышленности. Часть земель перешла в собственность коммерческих организаций в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, начало которой было положено в 90-х гг. В настоящее время в частную собственность, помимо приватизации предприятия (как имущественного комплекса), приобретения в частную собственность иной недвижимости, в случае выкупа этих земель переходят земельные участки коммерческих организаций и граждан, ранее предоставленных на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

В собственности граждан не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. К таким земельным участкам относятся, например, участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы, другие войска, воинские формирования и органы РФ; а также участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды. Изъяты из оборота также участки воинских захоронений. Из земель, предназначенных для обеспечения государственной безопасности, изъяты из оборота участки, занятые объектами организации Федеральной службы безопасности, объектами организаций федеральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Изъяты из оборота земельные участки, занятые исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ. Исключены из оборота также земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Каков порядок использования земельных участков, предоставляемых для нужд промышленности?

Земельные участки промышленных предприятий предназначены для размещения производственных зданий, цехов, внутризаводских коммуникаций, подъездных путей, складских помещений и других строений и сооружений, необходимых для организации производственной деятельности. Часть участка занята административными и культурно-бытовыми зданиями (заводоуправление, столовая, медпункт). При этом субъектом права землепользования является само предприятие. Оно отвечает за состояние и использование земельных участков.

Размер предоставляемого или приобретаемого участка данного предприятия (акционерного общества, промышленного комплекса) определяется проектом его строительства с учетом экономного использования земли. Как правило, новые предприятия строятся в промышленных районах (узлах), где организуются общие вспомогательные производства, инженерные сооружения, системы энерго-, водоснабжения и другие коммуникации. Поэтому проекты предприятий должны быть увязаны с проектами планировки промышленных районов, схемами генпланов промышленных узлов, а при отсутствии таковых - с существующими или намечаемыми коммуникациями, сетями и сооружениями. Выполнение данных требований способствует охране и рациональному использованию земель.

Кроме того, в проект строительства закладываются возможность соблюдения противопожарных норм; рациональные решения по охране водоемов, почвы и атмосферного воздуха, по отводу сточных вод (уменьшение их количества, бессточные системы); затраты на снятие и хранение плодородного слоя почвы, на рекультивацию и возмещение убытков, причиненных прежним землепользователем. Участки для отвалов, отходов, шлаконакопителей и отбросов надлежит выбирать на землях, непригодных для сельского хозяйства, с соблюдением норм и правил безопасности.

Поскольку производственная деятельность промышленного предприятия представляет опасность с точки зрения загрязнения окружающей среды, на соседних участках устанавливаются санитарнозащитные и иные зоны с особыми условиями пользования.

Строительные нормы и правила (СНиПы) устанавливают целый ряд запретов. Размещение предприятий или групп предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций не допускается: на площадках залегания полезных ископаемых без согласования с органами государственного горного надзора; в опасных зонах отвалов породы угольных и сланцевых шахт или обогатительных фабрик; в зонах активного карста, оползней, селевых потоков и снежных лавин, которые могут угрожать застройке и эксплуатации; в первом поясе зоны санитарной охраны водных источников; в первой зоне округов санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией их лечебных свойств; в зеленых зонах городов и поселков городского типа; на землях, занятых или предназначенных для лесов, лесопарков; на участках, загрязненных органическими и радиоактивными отбросами до истечения сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической службы; на землях заповедников и их охранных зон; в охранных зонах памятников истории, археологии, архитектуры, искусства, охраняемых государством.

Предприятия, действующие на временно предоставленных участках, обязаны за свой счет привести их в состояние, пригодное для эксплуатации по основному назначению. Рекультивация ведется в ходе основной деятельности, а при невозможности этого - не позднее одного года после завершения работ. Предприятия, деятельность которых нарушает почвенный покров, обязаны снимать и хранить плодородный слой для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. При этом необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Затраты на проведение таких работ относятся за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В чем особенности использования земельных участков для нужд энергетики?

Эти земельные участки заняты для размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. На их территории располагаются воздушные линии электропередачи, наземные сооружения кабельных линий электропередачи, подстанции, распределительные пункты, другие сооружения и объекты энергетики. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики, а также в целях безопасности устанавливаются охранные зоны электрических сетей.

Предприятиям энергетики могут предоставляться земельные участки в постоянное и во временное пользование - безвозмездно. Так, например, во временное пользование (на период строительства) выделяются полосы земельных участков по всей длине трассы для прокладки кабелей, монтажа и установки опор воздушных линий и подвески проводов.

Правовой режим земельных участков при использовании атомной энергии установлен Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Этим Законом устанавливаются полномочия по размещению объектов атомной энергии, которые непосредственно связаны с полномочиями по отводу земельных участков для этих целей. При этом решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством РФ. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются совместно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Решения о месте размещения и о сооружении других пунктов хранения, а также имеющих региональное значение радиационных источников, принимают органы государственной власти субъектов РФ, на территории которых предполагается их размещение и сооружение. Решения о месте размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации.

Предоставление земельных участков для размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах, законами и иными правовыми актами РФ. Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются на основании заключений государственной экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

В соответствии с Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, утверждаемыми Правительством РФ, устанавливаются: охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи, проходящих по ненаселенным местам, определяемые параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов в зависимости от вольтажа линий; разрывы от крайних проводов до ближайших выступающих частей зданий и сооружений шириной также в зависимости от вольтажа линий. Организации, строящие высоковольтные сети через леса, парки, заповедники, сады и другие насаждения, согласовывают направление этих сетей (и другие необходимые условия) с организациями, которые ведают данными территориями. То же касается ширины просек на этих землях и в защитных лесных полосах вдоль железных и автомобильных дорог, запретных полосах вдоль рек и озер.

В пределах охранных зон, разрывов и просек запрещается:

без письменного разрешения эксплуатирующей организации строить всякого рода сооружения, линии связи и силовые воздушные электрические сети, производить какие-либо работы, посадку деревьев;

устраивать проезды непосредственно под проводами воздушных линий машин высотой более трех метров;

производить полеты, за исключением авиации, обслуживающей энергосистемы, на высоте меньше 100 м над воздушными линиями электропередачи и подстанциями и сбрасывать балласт, тросы и другие предметы, а также спускаться на парашютах;

устраивать в местах, где проложены подводные кабельные электрические линии, причалы, стоянки судов и барж, бросать якоря и волокуши, выделять рыболовные угодья, а также производить (без согласования) дноуглубительные и землечерпательные работы;

ставить скирды хлеба, ометы соломы, стога сена, штабеля торфа или лесоматериалов; располагать полевые станы, загоны, коновязи и скотные дворы; разводить огонь.

На трассе подземных кабельных линий запрещается сбрасывать большие тяжести, выливать кислоты и щелочи, устраивать различные свалки, в том числе шлака и снега. Аварийные работы на этих линиях должны согласовываться с руководителями соответствующих предприятий, учреждений или органами местных администраций. После ликвидации аварии организация, эксплуатирующая кабельную линию, обязана засыпать грунт и восстановить дорожные покрытия. Земляные работы и раскопки (за исключением работ, связанных с устройством огородов и цветников и уходом за ними) на территории, через которые проходят электрические линии, могут производиться только по получении письменного разрешения эксплуатирующей организации.

Плановые работы по ремонту и реконструкции линий электропередачи, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, производятся по согласованию с землепользователями. После выполнения указанных работ (а также после ликвидации аварий) угодья приводятся в прежнее состояние, а убытки возмещаются. Аналогичные работы, связанные с нарушением дорожных покрытий, производятся только после согласования (в исключительных случаях - уведомления) с органами, ведающими этими дорогами.

Каковы общие условия использования земельных участков предприятиями различных видов транспорта?

Земельные участки используются при эксплуатации, содержании, строительстве, ремонте, реконструкции, усовершенствовании и развитии сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Порядок пользования земельными участками, предоставленными предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, регулируется ст. 90 ЗК РФ и нормативными правовыми актами, изданными по вопросам деятельности различных видов транспорта.

Размеры участков определяются по действующим нормам или типовым проектам строительства соответствующих объектов. Если же норм нет, а использовать типовые проекты невозможно (ввиду инженерно-технических, климатических и иных особенностей, специфики рельефа или самого объекта строительства), размеры определяются проектно-сметной документацией. Отвод осуществляется с учетом очередности освоения участков.

При проектировании, кроме соблюдения общего принципа размещать объекты на непригодных для сельского хозяйства землях либо угодьях худшего качества, необходимо также выбирать оптимальные направления трасс, чтобы не создавать неудобства соседним хозяйствам и не нанести больших расходов по возмещению им компенсаций.

Земельные участки предоставляются, как правило, бессрочно. На территории населенных пунктов объекты транспорта размещаются только с согласия соответствующих местных администраций.

На период строительства, реконструкции или ремонта своих сооружений предприятия вправе получать участки во временное пользование. Порядок их возврата (рекультивация и т. д.) тот же, что и для предприятий промышленности. Временные участки могут передаваться другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и иных объектов с обязательным возмещением расходов по содержанию и улучшению таких участков.

Проекты строительства, реконструкции или ремонта объектов транспорта могут предусматривать необходимость защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным заносам и размывам (эрозии) почв. Размеры участков для этих нужд определяются нормами отвода земель для соответствующего вида транспорта. Предприятия обязаны бороться с вредителями полезных растений и сорняками в защитных лесонасаждениях, осуществлять противопожарные и иные мероприятия по уходу за ними.

Нормальная эксплуатация, а также безопасность объектов транспорта обеспечивается установлением охранных зон, размер и режим которых зависит от вида транспорта и определяется соответствующими нормами или проектно-технической документацией. Земли этих зон остаются у землевладельцев, но имеют особый режим, о котором их обязано письменно известить соответствующее транспортное предприятие.

Каков порядок использования земельных участков на железнодорожном транспорте?

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 7 июля 2003 г.) в ст. 9 указывает, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством РФ.

МПС России (ныне Министерство транспорта) утвердило 15 мая 1999 г. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, которым определяется порядок использования земельных участков. В частности, указано, что проектно-техническая документация устанавливает размеры земельных участков для обеспечения полос необходимой ширины в случаях, требующих индивидуального проектирования земельного полотна, боковых резервов, искусственных противопожарных и противолавинных сооружений, переездов, берегоукрепительных, противоэрозионных и снегозадерживающих лесонасаждений; размещения станций, локомотивных и вагонных депо, жилых поселков, тяговых подстанций и т. п.; защитных зон, а также зон перспективного развития; временных нужд (на период строительства).

Защитные зоны железнодорожного транспорта включают в себя: земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий (ст. 2 Закона).

В зонах с особыми условиями землепользования запрещается: производить какие бы то ни было строительные, монтажные, горные и карьерные работы без письменного разрешения управления железной дороги; вырубать лес и нарушать растительный покров способами, которые могут привести к оползням, осыпям, селевым потокам, оврагам, возникновению подвижных песков, снежных заносов и горных лавин; сооружать линии связи, электросети, а также трубопроводы без согласования с Министерством транспорта и связи РФ.

Каков порядок использования земельных участков морского и внутреннего водного транспорта?

К землям морского и внутреннего водного транспорта, согласно ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст. 90 ЗК РФ, относятся территории, занятые:

искусственно созданными внутренними водными путями; морскими портами (в том числе специализированными) с набережными, площадями, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями и устройствами, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;

гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами и предприятиями, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными постройками, жильем и соцкультбытом; внутренней береговой полосой.

Размеры предоставляемых земельных участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших участок.

Предприятия морского транспорта могут предоставлять часть своих земель, а также акватории порта во временное пользование другим лицам для различных транспортных нужд.

Без согласования с администрацией на подходах к портам (каналам) и территории порта запрещается сооружать мостовые, кабельные и воздушные переходы, линии связи и электропередачи, прокладывать трубопроводы, водозаборные и прочие объекты, а в зоне действия радионавигационных объектов - строить радиосистемы. Строительство, ремонт и реконструкция объектов других видов транспорта в акватории и на территории портов производятся в соответствии с общими правилами морских торговых и рыбных портов, утвержденными государственными органами морского флота и рыбного хозяйства.

К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:

портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми обеспечивающими сооружениями и устройствами;

пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;

судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно-техническими зданиями;

берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;

узлами связи, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, базами.

К охранным зонам, помимо участков, общих для всех видов транспорта, относятся береговые полосы внутренних водных путей.

Береговая полоса выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, причем вне населенных пунктов (ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

На землях береговой полосы могут быть запрещены распашка земли, корчевка леса и другие работы. Строить в пределах береговой полосы можно только с разрешения соответствующей местной администрации и по согласованию с органами, регулирующими судоходство и сплав. Организации, использующие эту полосу для хранения и сплотки древесины, обязаны очистить затопляемые участки до начала паводка.

Земельные участки под причалами, складами пароходств находятся в общем пользовании, если они не предоставлены определенным организациям на договорных или иных началах. Общими являются и пристани в населенных пунктах по берегам судоходных путей - на них разгружаются суда и плоты. Устройство и содержание пристанских участков возлагаются на местные администрации.

Согласно ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских населенных пунктов, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, т. е. полосу земли шириной 20 м от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством РФ.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством РФ;

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством РФ и водным законодательством РФ;

использовать безвозмездно для проведения работ по обеспечению судоходства грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;

разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

Кодексом внутреннего водного транспорта дополнительно определено, что не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Каков порядок использования земельных участков автомобильного транспорта?

Для автомобильного транспорта земельные участки отводятся дорожным органам и другим организациям, осуществляющим строительство и эксплуатацию дорог (в постоянное и временное пользование). Основные нормативные акты, регулирующие правовой режим названных земель: Указ Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего использования», Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420.

В зависимости от категории дороги устанавливается следующая максимальная ширина полосы отвода для автомобильных дорог: для дорог 1-й категории - 32 м; для дорог 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категорий соответственно 28,22,19 и 18 м. При прохождении трассы дороги по особо ценным сельскохозяйственным угодьям ширина полосы отвода может быть уменьшена до минимально возможной величины.

Помимо этого, на период строительства дороги для временных нужд (складирование материалов, размещение и передвижение техники, устройство карьеров и т. д.) в соответствии с проектом могут предоставляться земельные участки на праве срочного пользования. Эти участки по окончании строительства возвращаются прежним землепользователям в состоянии, пригодном для использования по прежнему целевому назначению. Одновременно им возмещаются убытки, возникшие в связи с временным занятием этих земель. В случае прохождения трассы дороги по землям, находящимся в частной собственности, они выкупаются у соответствующих собственников в порядке, установленном ст. 279 ГК РФ. При несогласии собственника земли на ее выкуп дело решается в судебном порядке по иску заинтересованной стороны.

При необходимости и с целью охраны дороги от размывов, эрозионных процессов, снежных заносов вдоль полосы отвода могут устанавливаться специальные зоны с особыми условиями землепользования. Эти земли не исключаются из состава земель хозяйств, по территории которых они проходят, но право пользования ими ограничивается в интересах автомобильных дорог. Такие охранные зоны устанавливаются на эрозионно-опасных участках, косогорах, оползне- и селеопасных, а также подверженных снежным заносам участках. В пределах указанных зон устанавливается такой режим использования земель, который удовлетворял бы требованиям охраны дорожного полотна и нормального функционирования дороги: запрет на вырубку деревьев там, где это может отразиться на устойчивости склонов или может стимулировать образование оврагов, селей, оползней; укрепление и облесение открытых участков; запрещение распашки земель и др.

На лесопокрытых, но эрозионно-неопасных участках устанавливаются зоны, в пределах которых дорожные органы получают право сплошной вырубки деревьев с целью просушивания дорожного полотна и улучшения видимости для водителей.

Условия хозяйственного использования земель в пределах охранных зон, а также сроки и порядок проведения на них других дорожных мероприятий оговариваются в специальных договорах, заключаемых сторонами. Здесь же указываются размеры возмещения убытков, возникающих в связи с ограничением прав землепользователей установлением охранных зон.

Для ремонта автодорог на период его проведения по договоренности сторон (как правило, в периоды, когда земли не заняты сельскохозяйственными культурами) могут выделяться земельные участки в срочное пользование, которые после окончания работ возвращаются прежним землепользователям в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению.

Особой охране подлежат федеральные дороги общего пользования 1-й, 2-й, 3-й и 4-й категорий. Вдоль этих дорог устанавливаются специальные придорожные полосы, ширина которых составляет: для дорог 1-й и 2-й категорий - 75 м, а для дорог 3-й и 4-й категорий - 50 м в обе стороны от границ полосы отвода. При подъезде к столицам республик, административным центрам субъектов Федерации и городам федерального значения на расстояние не менее 25 км от границ указанных городов ширина придорожной полосы увеличивается до 150 м. Вдоль кольцевых дорог упомянутых населенных пунктов ширина придорожной полосы устанавливается в 250 м.

При пересечении дороги с линиями высоковольтной электропередачи расстояние от опоры проводов до бровки дороги должно быть равным высоте опоры плюс 5 м, но не менее 25 м.

Придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - зона с особым режимом использования земель. Предоставление земельных участков в пределах придорожных полос и в непосредственной близости от них должно производиться только по согласованию с органами управления автотранспортом и ГИБДД.

В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений со сроком службы 10 и более лет. Ранее построенные сооружения сохраняются, однако режим их использования должен быть согласован с органами управления автотранспортом. Размещение в пределах придорожных полос различных объектов транспортной обстановки, а также указателей, плакатов, информационных и рекламных щитов и роликов может осуществляться только по согласованию с соответствующими службами: МВД России, дорожной службой, архитектурной службой и т. п.

Каков порядок использования земельных участков трубопроводного транспорта?

Земельные участки для нужд, связанных с трубопроводным транспортом, предоставляются:

для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном земельным законодательством РФ. При этом в постоянное пользование передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта.

Организация - собственник системы газоснабжения или уполномоченная им эксплуатирующая организация после завершения намеченных работ на земельном участке, переданном такой организации во временное пользование, обязана:

рекультивировать земельный участок и передать его владельцу, пользователю или арендатору по акту в установленном порядке;

возместить в согласованных размерах владельцу, пользователю или арендатору земельного участка понесенные ими убытки.

Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:

проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством РФ.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На этих земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Схожий порядок использования земельных участков установлен и для нефтепроводов.

Ширина полос земли, отводимой во временное пользование для строительства (закладки) одного магистрального подземного трубопровода, устанавливается исходя из следующих нормативов, в зависимости от диаметра трубопровода и категории земель, по которым прокладывается трасса трубопровода.

На землях лесного фонда ширина полос устанавливается по тем же нормативам, что и на землях сельскохозяйственного назначения.

Ширина полос для магистральных подземных трубопроводов диаметром более 1420 мм и трубопроводов, строящихся в труднопроходимой местности (в болотах, тундре, пустынях, горных условиях), определяется по проектам, утверждаемым в установленном порядке.

После завершения строительства трубопровода временно занимаемые полосы приводятся в состояние, пригодное для использования по основному целевому назначению, и возвращаются прежнему землепользователю. Одновременно ему возмещается стоимость всех убытков, возникших в связи со строительством трубопровода, включая упущенную выгоду. Дальнейшее использование полосы земель над трубопроводами осуществляется землепользователем, по территории которого проложен трубопровод, по своему усмотрению, но с соблюдением правил эксплуатации трубопровода.

Каков порядок использования земельных участков для воздушного транспорта?

Правовой режим земельных участков для воздушного транспорта определен Воздушным кодексом РФ. Земельные участки предоставляются, как правило, в бессрочное пользование предприятиям и организациям воздушного транспорта в соответствии с проектной документацией или установленными нормативами.

Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов на землях воздушного транспорта устанавливаются специальные охранные зоны, включающие приаэродромные территории и полосы воздушных подходов. Различают три типа таких зон с особым правовым режимом землепользования.

В первой зоне (шириной до 10 км от границ аэродрома) запрещается строительство без согласования с органами гражданской авиации зданий и сооружений, воздушных линий связи, линий электропередачи и других сооружений.

Вторая зона имеет ширину в интервале от 10 до 30 км от границ аэродрома. В ее пределах согласовывается строительство лишь тех объектов, абсолютная отметка верхних точек которых превышает абсолютную отметку аэродрома на 50 м.

В третьей зоне (шириной в интервале от 30 км до 75 км от границ аэродрома) согласованию подлежит строительство любых объектов высотой 200 м и более. В случае нарушения требований указанной нормы соответствующие объекты подлежат сносу без возмещения их стоимости.

В пределах указанных зон допускается хозяйственная деятельность, не противоречащая требованиям эксплуатации воздушного транспорта. Кроме того, на землях, прилегающих к аэродромам в радиусе 15 км, запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, на которых возможно массовое скопление птиц, что опасно для полетов воздушных летательных аппаратов.

Каков правовой режим земель электрических сетей и линий связи?

Правовой режим земель электрических сетей и линий связи имеет много общего. Их правовое положение определяется рядом нормативных актов, например Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, и др.

Трассы электросетей и линий связи, как правило, прокладываются вдоль существующих дорог, сетей, границ землепользований или полей севооборотов.

Субъекты права на землю - предприятия и организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию линий связи и электрических сетей. Земельные участки предоставляются как в постоянное (бессрочное) пользование, так и во временное пользование (на период строительства).

На праве бессрочного (постоянного) пользования земельные участки предоставляются для размещения и возведения стационарных элементов сетей и линий (опоры линий электропередачи, надземных сооружений кабельных и воздушных линий связи и др.).

На праве безвозмездного срочного пользования (на период строительства) земельные участки предоставляются вдоль возводимой трассы подземного кабеля или воздушных линий для использования их в качестве подъездных путей, мест складирования материалов, укладки вынимаемого из траншей грунта и т. п.

Размеры участков под стационарные элементы линий связи и электрических линий, как правило, нормируются, участки временного пользования определяются в соответствии с проектной документацией или специальными расчетами.

Земельные участки над проводами электрических линий или над кабельными линиями остаются в собственности и пользовании тех субъектов, на территории которых прокладываются трассы, и используются ими свободно с соблюдением мер, обеспечивающих сохранность и работу указанных объектов в соответствии с правилами охраны линий связи и электрических сетей. Сроки, содержание и условия проведения работ по обслуживанию и ремонту объектов линий согласовываются с соответствующими правообладателями земли. Для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей и линий связи и для их охраны вдоль них устанавливаются охранные зоны, в пределах которых вводится особый режим использования земельных участков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1. Землями промышленности, энергетики,

Статья 88. Земли промышленности 1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по

Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения 1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского

Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1. Землями промышленности, энергетики,

Статья 88. Земли промышленности 1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по

Статья 97. Земли природоохранного назначения 1. К землям природоохранного назначения относятся земли:1) утратил силу;2) запретных и нерестоохранных полос;3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов,

9.1. Земли сельскохозяйственного назначения Если гражданин решит продать земельный участок, на котором расположено его приусадебное хозяйство, будут ли действовать ограничения, установленные законом в отношении оборота земель сельскохозяйственного назначения?В данном

9.3. Земли промышленности и иного специального назначения В чем заключаются особенности использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности,

Статья 87 Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1. Наименование данной категории земель,

Статья 88 Земли промышленности 1. Статья 88 Кодекса характеризует основные черты правового режима земель промышленности. Они используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. В ЗК 1991г. самостоятельная статья о землях

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Групповые тренировочные занятия являются, как показала практика, наиболее совершенной формой повышения профессионального уровня кинологов и улучшения рабочих

🏠 Территории населенных пунктов. Отведены для строительства жилых домов, объектов инфраструктуры и путей сообщения между ними. Предназначены для плановой застройки, строительства индивидуального жилья и ведения подсобного хозяйства. Кроме жилых объектов в состав населенного пункта могут входит общественно-деловые, производственные, рекреационные зоны, инженерно-транспортная инфраструктура.

🌾 Сельскохозяйственного назначения. Территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельскохозяйственной продукции: выращивания, хранения с/х и кормовых культур, содержания и выпаса с/г животных и птицы. К ним относят вспомогательные объекты: дороги и коммуникации в рамках одного хозяйства, водоемы, которые используют для полива, элеваторы, сооружения для первичной переработки с/х продукции, защитные насаждения вокруг полей.

🏦 Земли промышленности и специального назначения. Отведены для строительства и работы предприятий промышленного комплекса: фабрик, заводов, энергостанций, транспорта, связи, радио, телевидения, объектов космической программы и обороны. Степень допустимого загрязнения таких земель и порядок выброса отходов предприятий жестко контролируется органами надзора.

🐯 Особо охраняемые природные территории. Заповедники, национальные парки, заказники. Находятся в собственности Российской Федерации и регионального муниципалитета. Отличаются особыми природными, эстетическими, историко-культурными и научными характеристиками. На территории природоохранных объектов запрещены все виды производства. Строительство жилых зданий допускается с разрешения контролирующих органов.

🌳 Лесного фонда . Участки, которые покрыты лесной растительностью, а также просеки, лесные дороги и заболоченные местности в черте леса. Используются для ведется лесного хозяйства, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании.

Земли лесного фонда занимают наибольшую часть территории России - около 65% или 1122,3 миллионов гектар. Для сравнения, земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся на втором месте, занимают чуть больше 22% или 386,5 миллионов гектар. Общая площадь населенных пунктов России, включая города, поселки и деревни, составляет лишь 1,2% всех земель.

🌊 Водного фонда . Территории, которые заняты водными объектами, а также прибрежные зоны водоемов. Сюда относят участки под природными и искусственными водоемами, ледниками, гидротехническими сооружениями и объектами водного хозяйства.

🌍 Государственного запаса . Включены участки, которые не относятся ни к одной из перечисленных категорий. Земельный резерв страны.

Интересно! В местах традиционного проживания коренных малочисленных народностей, которые входят в состав Российской Федерации, могут действовать особые правила эксплуатации земель. Такая возможность предусмотрена на законодательном уровне для сохранения уклада жизни этнических общин.

Чтобы узнать, к какой категории относится тот или иной участок, используйте каталог на сайте Росреестра.

В каких нормативно правовых документах указывается категория участка

📁 Государственный кадастр недвижимости;

📁 документы о государственной регистрации прав на земельные наделы;

📁 акты о предоставлении земельных участков, которые выдают федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления;

📁 договоры и другие документы, которые оформляются в процессе сделок, предметом которых являются земельные участки.

Чем отличаются понятия категория земель и вид разрешенного использования

Понятие разрешенного использования дает более точное описание категории земель в РФ по целевому назначению . Разделение всех объектов одной категории на виды разрешенного использования позволяет провести детальное зонирование территорий всех субъектов РФ.

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует два термина - “категория” и “целевое назначение” земель, значение этих двух понятий идентично, так как изменение категории ведет за собой смену целевого использования территории.

Чтобы привести пример такой расширенной классификации, рассмотрим характеристики участка в садовом некоммерческом товариществе. Категория/целевое назначение земли СНТ - для ведения сельского хозяйства, вид разрешенного использовании - для ведения садоводства и огородничества;

Важно! Разрешенное использование земельных наделов и форма собственности - это два совершенно разных понятия. Например, в рамках одного населенного пункта могут размещаться объекты, которые находятся в частной, федеральной или муниципальной собственности. Также, следует помнить, что между отдельными строениями и населенными пунктами существует разница. Дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не относятся к категории земель населенных пунктов.

Земли населенных пунктов

Виды земельных участков

Жилая застройка : малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная, блокированная, обслуживание жилой застройки, приусадебные участки личного подсобного хозяйства, передвижное жилье.

Общественное использование объектов капитального строительства : коммунальное, социальное, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культурное развитие, религиозное использование, общественное управление, обеспечение научной деятельности, ветеринарное обслуживание.

Предпринимательство : деловое управление, ТЦ, ТРЦ, рынки, магазины, банковская, страховая деятельность, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечение, обслуживание транспорта.

Отдых и рекреация : спорт, природно-познавательный туризм, охота, рыбалка, причалы для маломерных судов, поля для гольфа и конных прогулок.

Общее пользование территории .

Ритуальная деятельность.

Земли сельскохозяйственного назначения

Категории земель сельскохозяйственного назначения : растениеводство, овощеводство, выращивание зерновых, лекарственных культур, цветов, льна, конопли, садоводство, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках,питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства - размещение гаражей, складов, ферм.

Земли промышленности и иного назначения

Недропользование, тяжелая, легкая, пищевая, нефтехимическая, строительная промышленность, энергетика, связь, склады, обеспечение космической деятельности.

Транспорт : железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный.

Обеспечение обороны и безопасности : обеспечение вооруженных сил, внутреннего правопорядка, деятельности по исполнению наказаний, охрана государственной границы.

Специальные : скотомогильники, захоронение отходов, в том числе радиоактивных.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Охрана природных территорий, курортная деятельность, историческая.

Земли лесного фонда

Заготовка древесины, лесных ресурсов, лесные плантации, резервные леса.

Земли водного фонда

Общее и специальное пользование водными объектами, гидротехнические сооружения.

Что будет, если использовать землю не по назначению

Собственники участков, которые относятся к каждой из категорий, должны соблюдать правовой режим - комплекс ограничений, разрешений и обязанностей.

Например, владельцы сельскохозяйственных земель:

🔸 обязаны: использовать участки по целевому назначению - для производства сельскохозяйственной продукции; не допускать снижение плодородности почвы; придерживаться правил мелиорации;

🔸 имеют право: продать, подарить, обменять, передать в наследство свой участок; бесплатно получить или купить у государства дополнительные территории, которые относятся к данной категории; подать прошение о смене категории земель, которыми они владеют.

За нарушение или невыполнение собственником его обязательств предусмотрено наказание: штраф, выплата компенсаций или аннулирование права собственности. Серьезность нарушения и соответствующее наказание определяют местные органы управления.

Важно! В 2016 году был упрощен порядок изъятия земли, которая не используется или используется с нарушениями. После внесения таких изменений в законодательство, больше 120 000 гектар были возвращены в свободное обращение.

Возможна ли смена категории земельного участка

В соответствии с законодательством РФ, возможен перевод территории из одной категории в другую и смена ее назначения. Порядок процедуры регламентирует закон № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

К распространенным причинам изменения категории земельного участка относят:

📌 расширение населенного пункта за счет прилегающих к нему земель сельскохозяйственного назначения;

Перевести в другую категорию земли, которые находятся в федеральной собственности, может только правительство России. Перевод земель населенных пунктов в другие категории и обратный процесс проводят путем корректировки границ населенного пункта.

Порядок изменения категории земельных участков

Подайте ходатайства в органы местного управления или исполнительной власти. В прошении укажите:

📜 кадастровый номер объекта;

📜 документы, которые подтверждают права на участок;

📜 причины и основания для перевода.

Вместе с ходатайством подайте пакет документов:

📒 выписку из ЕГРН или кадастровый паспорт объекта;

📒 если заявитель физическое лицо - копию паспорта, если юридическое - выписку из реестра юрлиц, если ИП - выписку из госреестра ИП;

📒 договор, справку, или другие документы, которые подтверждают права на недвижимость, или согласие на перевод правообладателя;

📒 при необходимости, заключение экологов.

Важно! Если земли переводят в категорию охраняемых природных территорий, согласие правообладателей не требуется. В таком случае участки не изымаются у собственника, а лишь меняются правила пользования. Подобная процедура проводится и при изменении границ населенных пунктов.

Органы местного или центрального управления рассматривают ходатайство от 1 до 3 месяцев, сроки варьируются в зависимости от исходных характеристик участка и сложности ситуации. Если прошение удовлетворяют, земельный участок ставят на государственный кадастровый учет в другой категории. Такая процедура по закону должна занимать 12 дней, но на практике затягивается на более длительный срок. После перевода не нужно переоформлять правоустанавливающие документы на участок.

Почему могут отказать изменить категорию участка

В соответствии с федеральным законом № 172-ФЗ эксперты могут отклонить ходатайство об изменении категории земель, если территории имеют исключительное значение, обнаружены ошибки в документах или установлено ограничение на перевод.

Ст. 87 ЗК определяет правила, по которым могут использоваться земли промышленности и иного специального назначения. На таких территориях деятельность ведут, как правило, производственные предприятия. Рассмотрим далее, как могут использоваться земли промышленности и иного назначения.

Специфика распределения прав

В качестве первичных пользователей территорий выступают организации, учреждения. Эксплуатация земли гражданами для ведения огородно-садоводческой деятельности, обустройства пастбищ, а также сторонними субъектами (к примеру, сельскохозяйственными предприятиями) вторична. Первичные пользователи в данном случае выступают в качестве администраторов. Они осуществляют распределение территории, выделяют субъектам тот или иной земельный участок. Земли промышленности находятся в распоряжении органов, управляющих производством и выполняющих иные соответствующие функции.

Общие правила

Земли промышленности, энергетики, транспорта используются в соответствии со спецификой отрасли. Между тем, порядок управления такими территориями осуществляется по единым принципам:


Правовой статус

Земли промышленности располагаются за чертой поселений. Так сказано в ст. 87 ЗК. При этом те части территории, которые находятся внутри границ, признаются землями поселений. Такой статус присваивается вне зависимости от целей, для которых они используются. Из этого следует, что характер их эксплуатации определяется двояко. Так, земли промышленности, транспорта, связи используются по правилам, установленным для территорий поселений. К примеру, это могут быть архитектурно-планировочные требования. С другой стороны, их использование определяется в соответствии с нормами, регламентирующими обеспечение нужд промышленности, энергетики, транспорта и пр. На практике разработанный порядок эксплуатации ресурсов обязательно согласовывается с администрацией города, поселка или другого МО.

Важный момент

Субъекты, использующие земли промышленности, связи и пр., обязаны создавать в их составе охранные, санитарно-защитные и другие зоны. В их пределах устанавливается особый режим пользования. Участки, находящиеся в составе таких зон, не изымаются у субъектов, имеющих на них законные права. Однако нормами ограничиваются их возможности по распоряжению или ведению той или другой деятельности. Размер таких зон определяется законодательством, регулирующим отношения в соответствующей отрасли хозяйства.

Отвод территорий

Земли промышленности могут использоваться для разных целей. Перечень типов деятельности, которую допускается осуществлять на них, в законодательстве является открытым. В его положениях обычно не устанавливаются конкретные размеры участков, которые могут использоваться в промышленных (производственных) целях. Вместе с этим нельзя не нормировать отвод таких территорий. В этой связи, законодательство предусматривает условия, в соответствии с которыми размеры земельных участков обосновываются с экономической точки зрения при проектировании строительства либо другой деятельности. В ряде случаев нормы по предоставлению территорий определяются непосредственно в правовых актах, регламентирующих конкретный тип хозяйствования.

Право собственности

Земли промышленности в большей своей части находятся в законном владении РФ. К государственной собственности, в частности, относят территории, занятые:


Правила использования

Земли промышленности передаются предприятиям для размещения:

  1. Производственных сооружений.
  2. Цехов.
  3. Подъездных путей.
  4. Внутризаводских коммуникаций.
  5. Складских помещений.
  6. Прочих сооружений и зданий, которые необходимы для организации и ведения производственной деятельности.

В качестве субъекта права пользования выступает непосредственно предприятие. Оно будет отвечать за целевое использование и состояние территории.

Проекты

План строительства определяет размер земли, которая приобретается или предоставляется предприятию (промышленному комплексу, акционерному обществу и пр.). При этом учитывается экономное использование территории. Новые предприятия, как правило, возводятся в промышленных узлах (районах). На таких территориях организуется общее вспомогательное производство, прокладываются инженерные коммуникации, системы снабжения и пр. В этой связи, проекты предприятий увязываются с планировкой районов, генпланами узлов, а в случае их отсутствия – с намечаемыми сооружениями, сетями и коммуникациями. Исполнение указанных требований способствует обеспечению охраны и рационального использования территорий.

Природоохранные мероприятия

Их должны выполнять все субъекты, которые используют земли промышленности. Все природоохранные мероприятия должны закладываться в проект строительства. В первую очередь это касается соблюдения противопожарных норм. Кроме того, к природоохранным мероприятиям относят:

  1. Рациональное решение по обеспечению защиты водных объектов, атмосферы, почвы, по отводу стоков или снижению их количества.
  2. Планирование расходов на снятие и последующее хранение плодородного слоя, рекультивацию и компенсацию убытков, нанесенных прежним пользователем.

Участки для отходов, отвалов, накопителей отбросов и шлаков необходимо выбирать на территориях, непригодных для ведения сельскохозяйственной деятельности, с соблюдением правил и норм безопасности.

СНиПы

В строительных нормах и правилах предусмотрен целый ряд запретов. В частности, не допускается размещение предприятий либо их комплексов, сооружений, зданий, инженерных коммуникаций:

  1. На площадках залегания природных полезных ископаемых без согласия с органами горного госнадзора.
  2. На опасных участках отвалов пород сланцевых и угольных шахт либо обогатительных комбинатов.
  3. В активных карстовых зонах, в районах селевых потоков, оползней, снежных лавин, угрожающих эксплуатации и застройке и пр.

Предприятия, которые работают на предоставленных во временное пользование участках, должны привести их в пригодное для эксплуатации состояние за свой счет.

Землями промышленности признаются земельные участки, которые используются предприятиями промышленности или обеспечивают деятельность их объектов по целевому назначению.

К землям промышленности относятся признанные непригодными для сельскохозяйственной деятельности участки, либо территории с продукцией худшего качества или же отсутствием плодородной почвы изначально. Это и есть основной резерв роста промышленных комплексов.

Важно! Земли промышленности расположены за пределами населенных пунктов. На их территории определяется специальная санитарная зона, а частые земли, расположенные в их границах могут использоваться собственниками только при условии соблюдения установленных ограничений.

Что относится к категории земельных участков промышленного назначения?

Пример расчета кадастровой стоимости.

Расчет КС – сложный процесс. Предварительно оценить КС участка можно по упрощенной формуле:

КС=ПЛ*(КИ+КЛ)*КП ,

  • КС(руб.) – кадастровая стоимость.
  • ПЛ(м2) – площадь участка.
  • КИ, КЛ(руб./м2) – коэффициенты инфраструктуры и специфики.
  • КП – переходный коэффициент.

Согласно регламенту Росреестра расчет КС земельных участков производится не реже раза в 5 лет и не чаще, чем через 3 года. Необходимые коэффициенты для предварительного расчета можно узнать у профессиональных оценщиков.

Можно ли арендовать, перевести в собственность и при каких условиях?

На земли промышленного назначения могут распространяться договоры:

  1. купли – продажи;
  2. аренды;
  3. безвозмездного пользования;
  4. дарения и другие допустимые соглашения, касающиеся недвижимого имущества.
  • невозможны какие-либо воздействия на промышленные земли если выполняются соглашения международного характера;
  • происходит реконструкция или строительство федеральных (местных) объектов обороны, безопасности, энергетики, транспорта и иных коммуникаций;
  • если участок изымается в соответствии с судебным постановлением;
  • при наличии других обоснованных причин, не противоречащих федеральному законодательству.

Особенности и порядок аренды

Аренда у частного лица :

  1. Найти собственника с подходящим земельным участком.
  2. Определить предмет отношений, цену, период аренды и подписать договор в 2 экземплярах для каждой стороны. Если аренда превышает 12 месяцев, подлежит регистрация в Росреестре.

Аренда у муниципалитета :

  1. Подать заявление в администрацию, которой принадлежит земля.
  2. Подать заявление на участие в аукционе.
  3. Внести фиксированный задаток, который возвращается в случае проигрыша на аукционе.
  4. Подписать соответствующий договор с муниципалитетом.

Необходимые документы :

  • Документ, удостоверяющий личность для физического лица.
  • Выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ для ИП и юридических лиц.
  • Заявление установленной формы.
  • Кассовый документ об уплате задатка.

Для регистрации в Росреестре :

  • Заявление от арендодателя.
  • Постановление администрации о выделении участка.
  • Удостоверяющие личность документы арендатора.
  • Три подписанных экземпляра договора.
  • Учредительные документы на земельный участок.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.

Расчет налога

Налог на землю устанавливается ст. 31 НК РФ и местными нормативно-правовыми актами. Максимальной налоговой ставкой для земель промышленности является 1,5% от кадастровой стоимости участка, которую обязаны рассчитать бесплатно местные кадастровые органы (Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2008г. № 52).

Местные налоговые службы имеют право устанавливать коэффициент, понижающий эту ставку.

Местное муниципальное управление вправе запрашивать авансовые ежеквартальные или полугодовые платежи. Сумма годового налога уменьшается на сумму совершенных авансовых платежей.

ЗН = ¼ × КС× НС ,

  • ЗН – земельный налог.
  • КС – кадастровая стоимость участка.
  • НС – налоговая ставка.

Актуальные данные по конкретному земельному участку можно узнать в Росреестре и ФНС.

Желание рационального использования всей территории Российской Федерации определило отдельную категорию земель промышленности. Благодаря чему населением эксплуатируются земли с низкой производительностью сельскохозяйственных угодий или полным отсутствием таковых для решения не менее важных задач, которые играют огромную роль в благоприятном проживании и развитии страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы