Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Сальский аграрно-технический колледж»

«Труд – право и обязанность»

Сценарий внеклассного

мероприятия гр. 219Р

кл. руководитель: Сушко Т.В.

Гигант

2017

П Л А Н

классного часа

Группа: 219Р

Дата _______________

Классный руководитель: Сушко Т.В.

Тема: « Труд - право или обязанность?»

Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи : определить качественные характеристики труда с применением норм российского права; определить основные права несовершеннолетних работников, льготы; формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности; способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Тип классного часа: тематический классный час

Форма проведения: беседа

Место проведения: 75 аудитория

Время проведения: 45 мин.

Оформление:

Плакат:

Оборудование: сигнальные карточки

Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я

1. Организация начала мероприятия

2. Актуализация опорных знаний

б) Решение задач-ситуаций

4. Подведение итогов

Ход мероприятия

1. Организация начала мероприятия.

а) Зачеркните каждую четную букву в предложении и прочитайте пословицу

турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп,адлгекнаьтпдожрфтпист.

(Труд человека кормит, а лень портит)

Как вы понимаете значение данной пословицы?

Сегодня на кл.часе разговор пойдет о труде.

2. Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд

постоянный - …..(временный)

простой - … (сложный)

умственный - …(физический)

оплачиваемый - …(безвозмездный)

добровольный - …(принудительный)

творческий - …(автоматизированный)

коллективный - …(индивидуальный)

Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РФ.

До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось - пальцы грубели).

Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям -работникам начальное образование.

Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

б) Права и обязанности работника

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь ко взрослым работникам.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера

на отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска)

на социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности

на судебную защиту своих прав

Добросовестно выполнять трудовые обязанности

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации

Выполнять установленные нормы труда

Работать честно и добровольно

в) Условия труда несовершеннолетних

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

3. Первичное закрепление полученной информации

а) Работа с сигнальными карточками

Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок,если не согласны – красный.

В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ (да)

Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ___(нет)

Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

б) Решение задач-ситуаций

1 . 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

рабочий на коксогазовый завод;

курьер;

крупье в казино;

озеленитель;

продавец табачной продукции

Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

2. Студент 1 курса, решил поработать в период летних каникул. С1 июля он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, распорядилась собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Студент отказался.

Вопрос: законно ли студент отказался выполнять распоряжение заведующей? (да, распоряжение является незаконным (ст.72 ТК РФ).

3. После прохождения производственного обучения Петрову (18 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.

Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права? (Нет незаконно. На основании ст. 92 ТК РФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя.)

в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Дома вы прочитали рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Спать хочется», стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей». Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.

I группа (А.П. Чехов «Спать хочется»)- Девочка 13 лет - ночной труд (качает колыбель) - работает целый день без отдыха - выполняет тяжелые работы (наколоть и принести дрова) - взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку) - трудовой договор не заключен. II группа (Н.А. Некрасов «Плач детей») - продолжительность рабочего дня (целый день) - применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике) III группа (А.П. Чехов «Ванька»)- мальчик 9 лет - «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы…» (нанесение нравственного вреда ребенку) - работа в ночное время (качает ребенка)

4. Подведение итогов

1. Какова нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников?

2. Какова продолжительность рабочего времени, установленная для несовершеннолетних?

3. Каким образом трудовое законодательство учитывает недостаточное физическое развитие несовершеннолетних?

4. Как в трудовом законодательстве проявляется забота общества о нравственном развитии подростка?

5. В чем особенности предоставления отпуска несовершеннолетним работникам?

Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников. Труд несовершеннолетних работников отличается определенными в законе особенностями. Особенностями регулирования труда называют такие нормы, которые ограничивают применение общих норм или предусматривают для определенных категорий работников дополнительные правила. Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, организациях игорного бизнеса, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями и т.д. Все лица моложе 18 лет могут быть приняты на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра.

Слайд 10 из презентации «Трудоустройство несовершеннолетних»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Трудоустройство несовершеннолетних.ppt» можно в zip-архиве размером 2221 КБ.

Скачать презентацию

Несовершеннолетние

«Права, обязанности подростка» - Реализация прав в твоих руках. Право на получение информации о своих правах. Право сохранить свой родной язык. Свобода мнения подростка. С 16 лет добавляются права. Документы, отражающие права подростков. Подросток имеет право работать по сокращённому графику. Индивидуальное предприятие. Правовой статус подростка.

«Правовой статус несовершеннолетних» - Право на вступление в брак; 37. Правовой статус с 14 лет: 27. Правовой статус с 16 лет: 32. Право на управление легким автомобилем; 39. Уголовная ответственность. Правовой статус с 8 лет: 17. Правовой статус с 14 лет: 21. Право на защиту от экономической эксплуатации; 14. Право самостоятельно осуществлять родительские права; 34.

«Права несовершеннолетних» - Если Вы пришли к чиновнику. Административные наказания. Однако, к подросткам административный арест применяться не может (ст.24 -32 КАП). Какие права у ребенка. Административная ответственность. Правило 4. Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Ответственность несовершеннолетних.

«Программа «Подросток и закон»» - Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия. Система знаний и система деятельности. Пояснительная записка. Цели и задачи раздела. Преобразующая деятельность. Общеучебная деятельность. Обоснование. Формы организации деятельности. Самоорганизующая деятельность. Тематическое планирование по разделу.

«Подросток и его права» - Гражданин. Вставьте недостающие слова. Закон «Об образовании». Право на неприкосновенность жилища. Конвенция о правах ребенка. Подросток как гражданин. Найдите правильный ответ. Право на жизнь. Право на отдых и досуг. Право на получение информации. Право на неприкосновенность личной жизни. Плохих детей не бывает.

Cлайд 1

Трудоустройство несовершеннолетних Выполнила: Ясько Виктория ученица 9 класса МБОУ Первочиндантская основная общеобразовательная школа с. Чиндант Первый 2012 г

Cлайд 2

Введение. Современная жизнь общества и отдельной личности немыслима без труда. Право на труд относится к основным правам и свободам человека. Оно закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, к которому наша страна присоединилась в 1973 году. В Конституции РФ также подтверждено право на труд. Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

Cлайд 3

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных. Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17- летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности.

Cлайд 4

Цель проектной работы: изучить особенности трудоустройства несовершеннолетних в нашей стране, проанализировать возможности трудоустройства несовершеннолетних в нашем регионе.

Cлайд 6

Трудоустройство несовершеннолетних Трудовой кодекс РФ не закрепляет соответствующие положения в своих нормах. Так, ст. 272 ТК РФ, посвященная особенностям трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет, указывает лишь на то, что эти «особенности определяются Трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением». Проведенное исследование проблем возникновения и изменения трудовых правоотношений с несовершеннолетними показало, что ТК РФ разрешает заключать трудовые договоры с несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет, однако лишь с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). При этом, для заключения такого договора требуется помимо согласия указанных лиц также соблюдение дополнительных условий: 1) несовершеннолетний, достигший 14 лет, является учащимся; 2) предлагаемая подростку работа относится к категории легкого труда, не причиняющего вреда здоровью; 3) обусловленная трудовым договором работа должна выполняться лишь в свободное от учебы время и не должна нарушать процесс обучения несовершеннолетнего.

Cлайд 7

Особенности режима труда несовершеннолетних. Прежде всего, это касается норм выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет. Во-первых, в соответствии с трудовым законодательством РФ рабочее время несовершеннолетних сокращено. Как указано в ст. 94 Трудового кодекса РФ, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет 3,5 часа.

Cлайд 8

Льготы для несовершеннолетних. Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учебой. Если, продолжая учится в школе или в образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования, вы пожелаете совмещать в течении учебного года учебу с работой, ваш рабочий день не должен превышать 2,5 часа (пока вам не исполнится 16 лет), 3,5 часа – до 18 лет. Поступив на работу после окончания 9 класса, вы сможете также одновременно учиться по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения в каком-либо образовательном учреждении среднего образования. Работодатель должен будет предоставлять вам, кроме предусмотренного для всех работников ежегодного отпуска, дополнительный отпуск для сдачи экзаменов, подготовки и защиты выпускной работы. Если после окончания 11 класса вы поступите на работу, вы сможете учиться в высшем образовательном учреждении также по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения. И в этом случае закон предусматривает для вас дополнительные отпуска. Таким образом, пользуясь льготами, вы сможете без отрыва от работы продолжить образование, повысить свою квалификацию, приобрести шанс найти более интересную, с более высокой оплатой работой.

Cлайд 9

Отпуска несовершеннолетних работников. Вопросы предоставления отпусков работникам в возрасте до восемнадцати лет регулируются ст. 267 Трудового кодекса РФ, согласно которой ежегодный основной оплачиваемый отпуск таким работникам предоставляется в удобное для них время продолжительностью 31 календарный день. Помимо основного ежегодного оплачиваемого отпуска работники в возрасте до восемнадцати лет имеют право на некоторые ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем определяется коллективным договором или правилами внутреннего распорядка, и не может быть менее трех календарных дней.

Cлайд 10

Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников. Труд несовершеннолетних работников отличается определенными в законе особенностями. Особенностями регулирования труда называют такие нормы, которые ограничивают применение общих норм или предусматривают для определенных категорий работников дополнительные правила. Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, организациях игорного бизнеса, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями и т.д. Все лица моложе 18 лет могут быть приняты на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра.

Cлайд 11

Работы, на которых запрещается труд несовершеннолетних. В ст. 63 ТК РФ введена новелла, согласно которой «в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию». Перечень видов работ, на которых запрещается приме нение труда несовершенно летних, приведен в ст. 265 Трудового кодекса РФ. Это работы с вредными и (или) опасными условиями труда, работы на подземных производствах, а также работы, вы полнение которых может причинить вред не только здо ровью несовершеннолетних, но и их нравственному раз витию. Имеется в виду работа в сфере игорного бизнеса, в ночных увеселительных заве дениях (ночных клубах, каба ре, ресторанах), производ ство, перевозка и торговля спиртными напитками, табач ными изделиями, токсичными материалами и т.п.

Cлайд 12

Cлайд 13

Оплата труда несовершеннолетних. В настоящее время в соответствии со ст. 271 Трудового кодекса РФ при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а труд несовершеннолетних на сдельных работах оплачивается по установленным сдельным расценкам. Законодатель при этом оговаривает, что и в том, и в другом случае работодатель может за счет собственных средств производить доплату до уровня взрослого работника. Вряд ли следует ожидать, что большинство работодателей будут производить такие доплаты.

Cлайд 14

Структура трудовых ресурсов Забайкальского края не меняется на протяжении ряда лет. В общей численности трудовых ресурсов края доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляет около 96%, в т. ч. иностранные мигранты составляют около 3%; лица старше трудоспособного возраста составляют около 3,5%; подростки - 0,3%. Результаты исследования

Cлайд 15

Динамика численности населения трудоспособного возраста показывает, что взрослое население снижается. Это свидетельствует о том, что будут востребованы молодые кадры.

Cлайд 16

Информация из центра занятости Забайкальского края. Виды работ, выполняемые подростками: -озеленение садов, скверов, парков; -уход за сельскохозяйственными культурами; -мелкий ремонт школьного инвентаря; -оказание социальной помощи ветеранам; -уход за животными; -работа, связанная с курьерской деятельностью; -другие виды работ, не запрещенные действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 30 июля 2011 года вступил в силу Закон Забайкальского края от 12 июля 2011 года № 536-ЗЗК «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан»

Cлайд 17

Особое внимание особой категории людей Новый нормативный акт установил правовые и организационные основы квотирования рабочих мест в Забайкальском крае для приема на работу отдельных категорий несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве, к которым относятся: - дети из многодетных семей; - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; - дети из неполных семей, в которых единственный родитель признан в установленном порядке безработным; - дети из неполных семей, потерявших кормильца; - дети из семей, в том числе из неполных семей, имеющих родителей-инвалидов I - II групп; - выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - освобожденные из воспитательных колоний или вернувшиеся из специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Cлайд 18

По данным Службы занятости населения Ононского района на 1 января 2012 года зарегистрировано 13 подростков 16 – 17 лет, всего до 29 лет – 47 человек.

Cлайд 19

Чтобы выявить причины безработицы среди подростков 16-17 лет в нашем селе, была запущенна анкета. В ходе анкетирования были сделаны следующие выводы. Всего опрошенных – 10 человек. 80% имеют среднее образование(9 классов), 20% - специальное.

Cлайд 20

Ситуация на рынке труда Ононского района 23:37 30.05.2012 За период с 01 января 2012 г по 25 мая 2012 г в Центр занятости населения Ононского района обратилось за содействием в поиске подходящей работы 456 человек. Признано безработными 301 человек. Из числа обратившихся граждан нашли работу 157 человек, из них 87 безработных граждан. Специалистами Центра занятости направлено на профессиональное обучение 29 человек. От организаций и предприятий заявлена 161 вакансия. На 25 мая 2012 г численность безработных граждан составляет 416 человек. Подростков среди них 13 человек.

Cлайд 21

Заключение Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В Российской Федерации вопросу трудоустройства несовершеннолетних на законодательном уровне уделено слишком мало внимания, существуют противоречия между правовыми актами и в связи с этим возникают проблемы при их применении и защите прав несовершеннолетних работников. В Генеральном соглашении Российской трехсторонней комиссии 2001 г. нет ни одного пункта (абзаца) о защите трудовых прав работников моложе 18 лет, более того, нет вообще упоминания о такой категории работников. Вот и ответ всем нам, как работодатели относятся к рекомендациям законодателя к производству доплат лицам моложе 18 лет за время, на которое сокращена продолжительность их ежедневной работы. Исследования показало, что численность трудоспособного населения в нашем регионе падает, а значит все более будет возрастать потребность в молодых кадрах. На селе проблема трудоустройства тоже есть. В центре занятости нам сообщили, что несовершеннолетних принимают на работу не охотно, много различных ограничений и большая ответственность ложится на работодателей. Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьезных проблем. Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Трудоустройству и профессиональному обучению несовершеннолетних должно уделяться первостепенное внимание всех уровней власти, должностных лиц, общественных организаций и иных структур, в сферу деятельности которых входят эти вопросы.

Cлайд 22

Задания правового практикума. (трудовое право) 1.Учащимся предлагается гипотетическая ситуация: подросток решил летом устроиться на работу, и у него возникло много вопросов: 1) С какого возраста несовершеннолетнему можно искать работу? 2) На любую ли работу может рассчитывать подросток? 3) Что подросток должен знать при трудоустройстве? 4) Что такое трудовой договор и как его правильно заключить? 5) Какие документы обязан предъявить подросток? 6) Какой новый документ должен быть оформлен по первому месту работы? 7) Какой новый статус приобретет подросток после заключения трудового договора? 8) Какие новые права и обязанности в связи с этим возникнут у несовершеннолетнего? 9) Что такое дисциплина труда и обязательна ли она для подростков? 10) В чем проявляются нарушения дисциплины труда, и какие наказания за это предусмотрены? 11) Какие правила действуют при увольнении? 12) Где искать защиту своих прав? 2. Определите для каждой ситуации возможность заключения трудового договора или отказа в заключении и объясните свое решение: а) 13-летний мальчик хочет устроиться на работу почтальоном с 7 до 8 часов утра; б) 14-летняя девочка хочет устроиться на место продавщицы в аптечный киоск; в) 17-летний юноша хочет устроиться на место грузчика в магазин, торгующий пианино и роялями; г) 16-летняя девушка хочет устроиться на место продавщицы мороженого с9 до 12 часов по воскресеньям; д) 17-летний юноша хочет устроиться на место санитара в инфекционное отделение больницы. 3. Какие нарушения вы усматриваете в ситуации? Иван после окончания школы был принят боту в торговре предприятие. Через месяц на него была оформлена трудовая книжка, в которую спустя два месяца был записан выговор в связи с опозданием на работу, проводимую сверхурочно. 4. Определите, кто прав. 16-летний слесарь Павлов опоздал на работу. Директор завода попросил Павлова написать объяснение и объявил ему выговор в приказе. Павлов с выговором не согласился, считая, что несовершеннолетние не подлежат наказаниям за мелкие дисциплинарные проступки. 5. Все ли действия начальника отдела кадров соответствуют нормам трудового законодательства? Принимая на работу выпускника ПТУ, начальник отдела кадров сказал, что выпускнику требуется принести характеристику, подписанную директором ПТУ, и пройти испытательный срок для проверки его деловых качеств. 6.Правомерны ли действия руководителя? Андрей подал заявление о расторжении трудового договора. По истечении двух недель директор завода сказал Андрею, что уволить его не может, так как не найден работник на его место. Желая поступить на роботу, вы обращаетесь к работодателю (к физическому лицу или в орган управления юридического лица, т.е организации). Если имеются свободные рабочие места, а вы профессионально подготовлены, есть шанс быть принятым. Возможно, нужны работники без профессиональной квалификации для выполнения наиболее простых видов труда, которые дают небольшой заработок. Конечно, лучше поступать на работу после окончания профессионального образовательного учреждения (училища, института), дающего необходимую подготовку. Если вы подходите друг другу, между вами и работодателем заключается трудовой договор. В нем в соответствии с особенностями трудового процесса в данной организации и в должности, которую вам предстоит занять, конкретно определяются взаимные права и обязанности. Служба занятости. Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров; первоначальное обучение; повышение квалификации;

Cлайд 27

Прекращение действия трудового договора. Прекращение действия трудового договора возможно и по инициативе работодателя. На основаниях не соответствии занимаемой должности, низкой квалификации, неоднократных без уважительных причин неисполнения обязанностей, прогулов, появление на работе в не трезвом состоянии, совершение хищений. Закон четко определяет и другие возможные причины увольнения работника. Есть немало людей, проработавшие большую часть жизни на одном предприятии. Как правило, это люди, знающие свое дело, умеющие взаимодействовать с другими работниками, повышающие свою квалификацию. Обычно их уважают и ценят.

Савенок Зоя Петровна,

учитель истории,

председатель первичной профсоюзной

организации ГУО «Моисеевская базовая школа Мозырского района»

Профсоюзный урок 9 класс

«Труд - право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»

Цель урока:

способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи:

1. определить качественные характеристики труда с применением норм белорусского законодательства;

2. ознакомить с элементами истории профсоюзного движения;

3. формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

4. способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Ход урока

I . Организация начала урока.

а) Зачеркните каждую четную букву в предложении и прочитайте пословицу

турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп,адлгекнаьтпдожрфтпист .

(Труд человека кормит, а лень портит)

  1. Как вы понимаете значение данной пословицы?
  2. Сегодня на уроке разговор пойдет о труде.

II . Актуализация опорных знаний.

1.Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

2. Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд

постоянный - .....(временный)

простой - ... (сложный)

умственный - ...(физический)

оплачиваемый - ...(безвозмездный)

добровольный - ...(принудительный)

творческий - ...(автоматизированный)

коллективный - ...(индивидуальный)

3. Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

III . Объяснение нового материала.

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних.

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РБ.

До принятия законов о труде в Беларуси и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось - пальцы грубели).

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям - работникам начальное образование.

Из истории профсоюза :

После отмены крепостного права в 1861 году в Российской империи, в состав которой в то время входила основная территория современной Беларуси, быстрое развитие получают капиталистические отношения, наступает эпоха монополистического капитализма. В Беларуси растет число наемных работников, условия труда которых на этом этапе были значительно хуже, чем в центральной России.

Положение рабочих в пяти западных губерниях Северо-Западного края Российской империи (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской, т.е. на территории современной Беларуси) определялось во многом спецификой местной промышленности, где преобладало в общей массе предприятий мелкое ремесленное производство. По числу занятых оно более чем в 5 раз превосходило фабрично-заводскую промышленность. Количество промышленных предприятий в 1900 году составило 865, а численность кадровых рабочих - свыше 50 тыс. человек. К началу революции 1905 года количество всех наемных рабочих в Беларуси составляло не менее 400 тыс. человек, которые на этапе становления капитализма были политически бесправны и подвергались жестокой эксплуатации со стороны буржуазии. Условия труда рабочих были нестерпимы, на тяжелых работах применялся, главным образом, ручной труд.

Заработная плата рабочих не обеспечивала минимального жизненного уровня. Положение рабочих ухудшалось вследствие штрафов, отнимавших значительную часть заработка. Эксплуатация дополнялась невыносимыми условиями труда: рабочие помещения находились в антисанитарном состоянии, вентиляция почти отсутствовала, освещение было недостаточным, техника безопасности не применялась. Положение рабочих еще более усугублялось ростом безработицы.

- Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РБ ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

Из истории профсоюза :

Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 12 - 14 часов. Несмотря на то, что по царскому закону 1897 года рабочий день официально был установлен 11,5 часа, на деле продолжительность его зависела от произвола предпринимателя и, как правило, намного превышала установленную законом норму. Особенно жестокому обращению подвергались женщины и дети, труд которых был широко распространен. Трудились они с утра до поздней ночи в ужасных антисанитарных условиях, получая за это гроши.

б) Права и обязанности работника.

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь ко взрослым работникам.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

На возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера;

На отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска);

На социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности;

На судебную защиту своих прав.

Добросовестно выполнять трудовые обязанности;

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации;

Выполнять установленные нормы труда;

Работать честно и добровольно.

в) Условия труда несовершеннолетних.

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

IV . Первичное закрепление изученного материала

а) Работа с сигнальными карточками

Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный.

1. В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

3. Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

4. Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

5. Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

6. Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

б) Решение задач-ситуаций.

Задача № 1. 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

  1. рабочий на коксогазовый завод;
  2. курьер;
  3. крупье в казино;
  4. озеленитель;
  5. продавец табачной продукции

Вопрос : могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

Задача № 2 . Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С1июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.

Вопрос : законно ли Алексеев отказался выполнять распоряжение заведующей? (да, распоряжение является незаконным).

в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Дома вы прочитали рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Спать хочется», стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей».

Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.

I группа (А.П. Чехов «Спать хочется»)

Девочка 13 лет

Ночной труд (качает колыбель)

Работает целый день без отдыха

Выполняет тяжелые работы (наколоть и принести дрова)

Взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку)
- трудовой договор не заключен.

II группа (Н.А. Некрасов «Плач детей»)

Продолжительность рабочего дня (целый день)

Применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике)

III группа (А.П. Чехов «Ванька»)

Мальчик 9 лет

- «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы...» (нанесение нравственного вреда ребенку)

Работа в ночное время (качает ребенка)

V . Подведение итогов

  1. Какова нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников?
  2. Какова продолжительность рабочего времени, установленная для несовершеннолетних?
  3. Каким образом трудовое законодательство учитывает недостаточное физическое развитие несовершеннолетних?
  4. Как в трудовом законодательстве проявляется забота общества о нравственном развитии подростка?
  5. В чем особенности предоставления отпуска несовершеннолетним работникам?

Рефлексия:

Теперь я знаю, что…

Меня заинтересовало…

Я бы хотел/а больше узнать о…

Труд — право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних.

Цель урока:

способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи:

определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;

определить основные права несовершеннолетних работников, льготы;

формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Ход урока

1. Организация начала урока.

а) Зачеркните каждую четную букву в предложении и прочитайте пословицу

турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп,адлгекнаьтпдожрфтпист.

(Труд человека кормит, а лень портит)

Как вы понимаете значение данной пословицы?

Сегодня на уроке разговор пойдет о труде.

2. Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд — это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд

постоянный — …..(временный)

простой — … (сложный)

умственный — …(физический)

оплачиваемый — …(безвозмездный)

добровольный — …(принудительный)

творческий — …(автоматизированный)

коллективный — …(индивидуальный)

Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

3. Объяснение нового материала.

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних.

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности — Трудового кодекса РФ.

До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось — пальцы грубели).

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям -работникам начальное образование.

Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

б) Права и обязанности работника.

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь ко взрослым работникам.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая — обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера

на отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска)

на социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности

на судебную защиту своих прав

Добросовестно выполнять трудовые обязанности

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации

Выполнять установленные нормы труда

Работать честно и добровольно

в) Условия труда несовершеннолетних.

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю — для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю — для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни , перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня ).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

4 . Первичное закрепление изученного материала

а) Работа с сигнальными карточками

Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок,если не согласны – красный.

В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ (да)

Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

б) Решение задач-ситуаций.

1. 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

рабочий на коксогазовый завод;

крупье в казино;

озеленитель;

продавец табачной продукции

Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

2. Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С1июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.

Вопрос: законно ли Алексеев отказался выполнять распоряжение заведующей? (да, распоряжение является незаконным (ст.72 ТК РФ) .

3. После прохождения производственного обучения Петрову (16 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.

Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права? (Нет незаконно. На основании ст. 92 ТК РФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя.)

в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Дома вы прочитали рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Спать хочется», стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей». Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.

I группа (А.П. Чехов «Спать хочется») - Девочка 13 лет - ночной труд (качает колыбель) — работает целый день без отдыха — выполняет тяжелые работы (наколоть и принести дрова) — взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку) — трудовой договор не заключен. II группа (Н.А. Некрасов «Плач детей») - продолжительность рабочего дня (целый день) - применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике) III группа (А.П. Чехов «Ваньк а») - мальчик 9 лет - «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы…» (нанесение нравственного вреда ребенку) — работа в ночное время (качает ребенка)

5. Подведение итогов

Какова нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников?

Какова продолжительность рабочего времени, установленная для несовершеннолетних?

Каким образом трудовое законодательство учитывает недостаточное физическое развитие несовершеннолетних?

Как в трудовом законодательстве проявляется забота общества о нравственном развитии подростка?

В чем особенности предоставления отпуска несовершеннолетним работникам?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы