Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Наука прежде всего есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное.

Д. Менделеев

Эффективное использование значительных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, задействованных для проведения научных исследований, невозможно без соответствующей законодательной основы. Нормативно-правовая база регулирует их организацию и всестороннее обеспечение, дает юридическую основу для управления научно-исследовательской деятельностью, юридически защищает авторские права ученых, определяет порядок присуждения им ученых степеней и званий. Она включает множество нормативно-правовых документов различного уровня: федеральных законов, отраслевых приказов и постановлений, законодательных актов субъектов Федерации и местных органов власти, приказов, распоряжений и инструкций руководителей научно-исследовательских институтов, университетов, других учреждений, занимающихся научной деятельностью.

Излагать подробно содержание всех документов, регламентирующих фундаментальные основы организации научной деятельности, вряд ли целесообразно и требует значительных объемов публикации. Подобная цель не ставится, но дать библиографический отчет о предназначении и содержании элементов системы законодательных и нормативных актов в этой области представляется крайне важным. Естественно полагать, что читатели, заинтересовавшись тем или иным законом, смогут самостоятельно его отыскать и подробно изучить.

Основным долговременным юридическим документом, регулирующим отношения между органами государственной власти, субъектами научной и научно-технической деятельности, потребителями научной и научно- технической продукции, является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127- ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. от 13 июля 2015 г.).

Закон декларирует содержание, основные цели и принципы государственной научно-технической политики, полномочия органов государственной власти, а также основы организации и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности, международного научного сотрудничества России, государственной поддержки инновационной деятельности. В нем изложены принципы и порядок управления научной и (или) научно- технической деятельностью, организации фундаментальных и прикладных исследований, порядок заключения договоров (контрактов) на создание, коммерциализацию результатов, передачу и использование научной и научно-технической продукции, порядок финансирования и поддержки научных исследований и инновационной деятельности. В соответствии с законом доля бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в общих расходах федерального бюджета РФ должна быть не ниже 4 %.

В законе рассматриваются основные понятия, применяемые в научной деятельности, такие как: научная, научно-исследовательская и научно-техническая деятельность, фундаментальные и прикладные научные исследования, экспериментальные разработки, научный и научно-технический результат, научная и научно-техническая продукция, коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов, инновации и инновационная деятельность.

Приведены общие положения о субъектах научной и научно- технической деятельности: научная организация, научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания; определены их права и обязанности. В законе рассмотрены основы деятельности общественных объединений научных работников, а также основы функционирования российских академий наук.

Данный закон является фундаментом для разработки других законодательных и нормативных актов, которые по своему содержанию могут быть разбиты на группы по направлениям их влияния на научно- исследовательскую деятельность. На его основе в дальнейшем был принят ряд законов, указов и постановлений, вырабатывающих и дополняющих меры по развитию и поддержке отечественной науки.

В частности, 2 aei-уста 2009 г. был принят Федеральный закон № 217- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Этот документ предоставляет возможность бюджетным научным учреждениям и высшим учебным заведениям создавать хозяйственные общества, целью которых является внедрение результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Исключительные права на эти результаты интеллектуальной деятельности принадлежат данным учреждениям и могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества.

Федеральный закон от 27.09.2013 253-ФЗ «О Российской акаде

мии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акзы Российской Федерации» определяет правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук, а также устанавливает порядок управления Российской академией наук и порядок финансового обеспечения ее деятельности. Закон определяет, что Российская академия наук осуществляет свою деятельность исключительно в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных научных исследовании и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Основными задачами Российской академии наук являются:

  • - разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;
  • - проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;
  • - экспертиза научно-технических программ и проектов;
  • - предоставление научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, осуществление экспертных функций;
  • - изучение и анализ достижений мировой и российской науки, выработка рекомендаций по их использованию в интересах Российской Федерации;
  • - укрепление научных связей и взаимодействия с субъектами научной и научно-технической деятельности;
  • - подготовка предложений, направленных на развитие материальной и социальной базы науки, повышение степени интеграции науки и образования, эффективную реализацию инновационного потенциала фундаментальной науки и повышение социальной защищенности научных работников;
  • - популяризация науки, научных знаний, достижений науки и техники.

Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ «О Российском научном

фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет правовое положение, полномочия и функции Российского научного фонда, созданного в целях финансовой и организационной поддержки фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки. Закон устанавливает порядок управления деятельностью Фонда и порядок формирования его имущества.

Постоянное внимание вопросам поддержки науки уделяет Президент Российской Федерации. Эти вопросы закреплены в соответствующих указах. Так, Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 903 «О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки»

определил основные направления государственной поддержки интеграции высшего образования и фундаментальной науки. В том числе:

  • - обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях и развитие совместных фундаментальных исследований;
  • - формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса вузов;
  • - развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами и аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
  • - поддержание проведения экспедиционных и полевых исследований, проводимых научными сотрудниками, преподавателями и студентами вузов совместно с учеными Российской академии наук;
  • - создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных заведениях.

Указ Президента РФ от 22.07.1998 № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно- технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» предписал правительству разработать и внести на рассмотрение Государственной думы проекты законодательных актов, предусматривающих совершенствование правоотношений в области создания, правовой охраньги использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, а также определить порядок их использования.

Указом Президента РФ от 09.02.2009 № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и доктрин наук» определены размеры и условия выделения грантов для материальной поддержки научных исследований молодых отечественных ученых.

Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» установил приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, к которым относятся: безопасность и противодействие терроризму; информационно-телекоммуникационные системы; индустрия наносистем; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» определил необходимость увеличения к 2015 г. внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 % ВВП, доведя к 2018 г. объем финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами, до 25 млрд р. Указ также определил необходимость увеличить долю публикаций российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of Science, до 2,44 %.

Указ Президента РФ ог 28.12.2013 № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» установил меры социальной поддержки гражданам Российской Федерации, самостоятельно поступившим в ведущие иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, относящимся в соответствии с законодательством Российской Федерации к образовательным программам высшего образования (магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программы ординатуры), а также организациям-работодатслям, принявшим на себя обязательства по трудоустройству граждан Российской Федерации в соответствии с полученной квалификацией.

Указ Президента РФ от 25.10.2013 Л* 803 «Вопросы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» установил состав совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, а также основные направления его деятельности: приоритетные и междисциплинарные научные исследования; инфраструктура научных исследований; механизмы поддержки научно-образовательной сферы; научно-образовательное обеспечение инженерной деятельности.

Указ Президента РФ от 14.02.2015 Л* 72 определил состав научного Совета при Совете безопасности Российской Федерации.

Значительные усилия по развитию фундаментальной и отраслевой науки предпринимает и Правительство Российской Федерации. Так, Постановление Правительства РФ от 17.04.1995 № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» предусматривает комплекс мер по усилению государственного воздействия на процессы формирования инновационного потенциала структурных преобразований экономики, а также обеспечению государственной поддержки развития российской науки и техники.

Постановление Правительства РФ от 31.03.1998 № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» определило основные мероприятия по созданию условий, способствующих привлечению инвестиций в инновационную сферу, усилению государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала, развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федерального фонда производственных инноваций, разработке системы высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов.

Для обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики Правительство РФ приняло Постановление от 18.06.1999 Л® 651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус такого центра присваивается Правительством научным организациям, осуществляющим научнотехнологическое обеспечение реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий в Российской Федерации, что означает предоставление государственного обеспечения его научно-технологической деятельности при выполнении им обязательств по решению конкретных задач.

Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» обусловливает порядок определения прав на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР и средств федерального бюджета. Права на такие результаты подлежат закреплению за Российской Федерацией, если они нс были ранее включены в состав приватизированного имущества и не являются объектами исключительных прав физических или юридических лиц, а также если на эти результаты не поданы в установленном порядке заявки на получение исключительных прав.

Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», являющаяся основополагающим документом в сфере инновационного развития. В данном документе обозначено стремление России к восстановлению лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. В документе определены цель, задачи, направления государственной политики, механизмы инновационной деятельности и комплекс мер по ее реализации, а также система экономических и иных мер, стимулирующих научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Отмечается, что инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем эффективного использования высокого научно-технического и интеллектуального потенциала страны, а также формирования научно-технической и организационно-экономической базы развития инновационного предпринимательства, коммерциализации знаний и технологий.

Одновременно с этим документом определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники, а также перечень критических технологий Российской Федерации. Доля высокотехнологичных товаров и услуг России к 2020 г. может достичь 5-10 % в общем объеме товаров и услуг на мировых рынках в таких областях, как: ядерные технологии, авиастроение, судостроение, программное обеспечение, вооружение и военная техника, космические услуги и производство ракетно-космической техники. Россия также может занимать ведущие позиции в научных разработках и связанных с ними технологиях, в том числе: информационных, нано- и биотехнологиях.

Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства...» законодательно устанавливает правила предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, на конкурсной основе. Участником конкурса на право получения субсидии может быть организация, которая представляет проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими высшими учебными заведениями.

Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» утверждает Положение о поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства в федеральных вузах, осуществляемую в целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между вузами и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ.

Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2012 .Ys 2433-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, в соответствии с которой формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики отнесено к числу высших приоритетов российского государства.

В программе определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий:

  • - развитие фундаментальных научных исследований;
  • - создание опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития;
  • - институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры, формирование современной материально- технической базы, системы управления и финансирования;
  • - обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство.

Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 424 «О федеральной целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России"’ на 2014-2020 годы» предусматривает этапы и инструменты развития системы эффективной подготовки и закрепления высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Программа определяет механизмы стимулирования их научной и инновационной активности, развития внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров.

Законодательные акты, регулирующие управление научной деятельностью, разрабатываются не только на федеральном, но и на ведомственном уровне системы управления наукой, на уровне региональных научных центров, в отдельных городах, являющихся центрами научной деятельности. Документы, регламентирующие структуру научных учреждений и организаций, принимаются также на всех уровнях системы управления наукой и направлены на создание научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций, утверждение их уставов, организацию лицензирования, аккредитации и стандартизации. Более подробно с этими и другими нормативными документами можно ознакомиться на федеральном портале по научной и инновационной деятельности по ссылке http://www.sci-innov.ru.

Работа над внедрением СМК началась с описания существующих и разработки новых бизнес-процессов, которые потребовались в соответствии с ISO 9001:2000 (см. табл. 2).

Для упрощения внедрения процессного подхода в корпоративной информационной системе был создан справочник <Процессы>, в котором приводятся характеристики процессов: наименование, код, краткое описание, владелец. Из этого справочника можно попасть в другие справочники, в которых хранится следующая информация:

  • нормативные документы, описывающие каждый процесс;
  • записи по качеству, которые необходимо вести в рамках каждого процесса;
  • данные о навыках и знаниях, которыми должны обладать сотрудники, выполняющие работы по каждому из процессов;
  • перечень требований, предъявляемых к каждому процессу;
  • описание целей, которых следует достичь по каждому процессу;
  • информация о <входах> и <выходах> каждого процесса (материалы для переработки и документы, которые используются для того, чтобы начать процесс, и продукты, получаемые в результате его функционирования) и т. д.

Затем были разработаны <Руководство по качеству> и инструкции по его применению. Для этого имеющаяся в компании документация, а также документация из типовой системы качества франчайзи, которую разработала фирма <1С> для своих партнеров, была проанализирована на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000. В результате был составлен перечень изменений в работе компании, который условно можно разделить на следующие группы:

  • новые процессы (например, анализ со стороны руководства, управление нормативной документацией, внутренний аудит и др.);
  • новые бланки (документы, которые необходимо заполнять сотрудникам при выполнении работ);
  • дополнительные этапы выполнения процессов (анализ контракта и документирование его результатов; анализ, проверка и утверждение проектов и др.).

Для обеспечения унификации документов по СМК для каждого типа документов были прописаны правила их создания, а также шаблоны.

Описание процессов, процедур и составление рабочих инструкций было поручено наиболее опытным специалистам - непосредственным исполнителям данных процессов. Это позволило выполнить работу быстро и точно, а также уменьшить трудности при внедрении СМК, поскольку сотрудники описывали процесс именно так, как им было бы удобно выполнять его (или как они его выполняют).

Затем для каждого процесса были созданы бланки записей, в которые исполнители заносят информацию о прохождении процесса. После этого в информационной системе компании появился электронный документ <Руководство сотрудника>, который позволяет не только получать сведения о процессах, относящихся к компетенции специалиста, требованиях и целях в области качества по ним, но и открывать связанные с этими процессами инструкции и бланки записей непосредственно из базы данных (см. табл. 3).

Внедрение СМК

На этом этапе были созданы условия для работы персонала в соответствии с утвержденным <Руководством по качеству>:

  • было объявлено, что компания начала работать с использованием СМК;
  • сотрудникам был обеспечен доступ к нормативным документам, которые необходимы для выполнения работы по новой технологии (<Руководство сотрудника> и другие документы в базе данных компании);
  • внутренний аудит проводился специально назначенным сотрудником из службы качества 3 через определенные периоды (на первоначальном этапе - через неделю);
  • в процессе внутреннего аудита выявлялись, а затем корректировались несоответствия между функционированием процессов, работой сотрудников и нормативными документами.

Такой подход позволил в любой момент получать информацию о работе всех процессов, выявлять требования, которые не выполняются, и устранять возникающие несоответствия путем обучения сотрудников, переработки нормативных документов и даже изменения требований. Например, одна из проблем состояла в том, что сотрудники компании несвоевременно отвечали на обращения заказчиков. Теперь каждый запрос заказчика регистрируется в базе данных. Это позволяет контролировать количество запросов и оперативно на них реагировать.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Нормативный документ НД – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

К основным нормативным документам относятся:

  • национальный стандарт (В России – Государственный стандарт РФ – ГОСТ Р) – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей;
  • отраслевой стандарт (В России – ОСТ);
  • стандарт предприятия (В России – СТП);
  • стандарт научно-технических инженерных обществ и общественных объединений (В России – СТО);
  • правила (В России – ПР);
  • рекомендации (В России – Р);
  • технические условия (ТУ) – в случае ссылки на них в контракте или договоре.

Государственный стандарт

Российской Федерации (ГОСТ Р) – национальный стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти по стандартизации, в качестве которого в настоящий момент выступает Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии – Госстандарт России.

Государственные стандарты устанавливают обязательные требования безопасности к продукту (услуге): допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов, влияющих на здоровье и работоспособность людей.

Госстандарты также могут устанавливать основные потребительские (эксплуатационные) характеристики и методы контроля, требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта.

Отраслевые стандарты (ОСТ)

Разрабатываются применительно к продуктам определенной отрасли. Их требования соответствуют требованиям Госстандартов. Объектами этих стандартов являются продукция, процессы, услуги, правила по организации работ, типовые конструкции изделий отраслевого применения, правила метрологического контроля.

Соблюдение требований таких стандартов осуществляется на предприятиях, принявших их, а контроль за выполнением организует ведомство, применявшее той или иной отраслевой стандарт.

Стандарты предприятий (СТП)

Разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами являются составные части производимой продукции (сырья, полуфабрикатов), технологическая оснастка и нормы процесса производства, инструменты и пр.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) – объектами СТО являются:

  1. принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг;
  2. новые методы испытаний, методология экспертизы;
  3. нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством;
  4. прочие виды деятельности.

Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний – это результат НИР. Сейчас эту функцию выполняют научно-технические и инженерные общества. СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.

СТО подлежат согласованию с соответствующими надзорными органами, если устанавливается в них, положения затрагивают безопасность людей, имущества и окружающей среды.

Требования СТО не должны быть ниже уровня обязательных требований государственных стандартов.

Правила по стандартизации (ПР)

Документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.

Положение, содержащее совет или указания.

Применительно к стандартизации этот документ содержит добровольны для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ. По своему характеру они соответствуют нормативным документам методического содержания. Они отражают порядок согласования документов, и предоставления информации о принятых стандартах отраслей, правила проведения государственного контроля и пр.

Технические условия (ТУ)

Эти документы обычно составляются предприятием в том случае, когда стандарт создавать целесообразно. Объектом ТУ часто является продукция разовой поставки.

ТУ – технический документ; нормативным он рассматривается в случае ссылки на него в контракте или договоре на поставку продукции. Согласование ТУ осуществляется по ПР 50.1.001-93, приемочной комиссией во время приемки новой продукции на основании акта приемки опытной партии.

Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям госстандартов, распространяющимся на данную продукцию.

Нормативные документы по делопроизводству регламентируют этот важный вид организационной деятельности предприятия. Ими устанавливаются порядок обработки, учета и хранения документов, а также стандарты их оформления. Важно, чтобы на предприятии нормативная документация делопроизводства в 2016 году постоянно актуализировалась, поскольку это позволит обеспечить юридическую силу, аутентичность и подлинность всех документов, разработанных в организации.

Из статьи вы узнаете:

  • какие правотворческие органы разрабатывают нормативные документы по делопроизводству;
  • что входит в перечень нормативной документации делопроизводства;
  • какие нормативные документы по делопроизводству должны быть в каждой организации;
  • в каком направлении ведется работа по дополнению и изменению нормативных документов делопроизводства.

Нормативно-правовые документы в делопроизводстве имеют важное значение, поскольку регламентируют все процессы создания, обработки и хранения документов в организации. С помощью правил, устанавливаемых нормативными документами по делопроизводству, обеспечивается юридическая значимость и подлинность документации предприятия.

Кто разрабатывает нормативные документы по делопроизводству

В государственном стандарте ГОСТ Р 7.0.8–2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» дается определение термину «делопроизводство» как виду деятельности, направленной на обеспечение документирования, документооборота, оперативного хранения и использования документов. Документ - это юридически значимая информация на бумажном или электронном носителе, достоверность которой подтверждается наличием установленных реквизитов. Поэтому делопроизводство, в свою очередь, регламентируется нормативными документами, которыми устанавливаются общие правила и принципы его ведения.

Нормативно-правовые документы в делопроизводстве - это правовые акты многократного применения: законы, постановления, приказы, стандарты, инструкции и пр., которые изданы в соответствующей форме теми правотворческими органами, в компетенции которых находятся эти вопросы.

Основная регулирующая деятельность в сфере делопроизводства осуществляется Федеральным архивным агентством. В его функции входит контроль организации документооборота в федеральных органах исполнительной власти, но, кроме этого, оно занимается методическими разработками и обеспечивает общее развитие общероссийской системы делопроизводства.

Вопросами унификации и стандартизации в сфере делопроизводства занимается Госстандарт, а в ведении Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) находятся научно-исследовательские и методические разработки в области архивного дела и документоведения. В этой организации разрабатываются многие нормативно-методические документы по делопроизводству.

Нормотворчеством в сфере делопроизводства также занимается Правительство РФ, федеральные и муниципальные органы исполнительной власти, ведомства, комитеты, службы, агентства, а также учреждения, организации и предприятия, разрабатывающие локальные нормативные акты, адаптирующие федеральное и отраслевое законодательство к реалиям и специфике производственной и организационной деятельности конкретной компании.

Перечень нормативных документов по делопроизводству

Руководствоваться в своей работе нормативными документами, регулирующими сферу делопроизводства, должны не только делопроизводители, но и исполнители, люди, которые разрабатывают документы организации и работают с теми, которые получены из внешних источников. Нормативная документация делопроизводства в 2016 году должна использоваться, прежде всего, чтобы были четко соблюдены все правила и требования к содержанию и оформлению документов, поскольку именно это обеспечивает их юридическую значимость. Поэтому желательно, чтобы в организации были правовые акты, входящие в данный перечень нормативных документов по делопроизводству:

  • Федеральный закон № 125-ФЗ от 22.10.2004 «Об архивном деле в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 53-ФЗ от 01.06.2005 «О государственном языке Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи»;
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральный закон № 184-ФЗ от 24.12.2002 «О техническом регулировании»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 477 от 15.06.2009 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1268 от 27.12.1995 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации»;
  • Приказ Росархива №76 от 23.12.2009 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»;
  • ГОСТ Р 50922–2006. Защита информации. Основные термины и определения;
  • ГОСТ 6.10.5–87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца
  • ГОСТ 17914–72. Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования;
  • ГОСТ 9327–60. Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы.

Основные нормативные документы по делопроизводству

Кроме упомянутого ГОСТ Р 7.0.8–2013 к числу основных нормативных документов можно отнести следующие:

В кадровой службе каждого предприятия должны быть такие нормативные документы, регламентирующие кадровое делопроизводство:

  • Постановление Правительства Российской Федерации № 225 от 16.04.2003 «О трудовых книжках»;
  • Приказ Минфина России №117н от 2.12.2003 «О трудовых книжках»;
  • Постановление Минтруда России №69 от 10.10.2003 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

К числу основных относятся и те нормативные документы по делопроизводству, которые регламентируют порядок архивного хранения документации предприятия и используются для определения сроков хранения разного вида документов при составлении номенклатуры дел:

  • Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения от 25.08.2010
  • Приказ Минкультуры № 526 от 31.03.2015 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Приказ Росархива № 2 о 19.01.1995 № 2 «Об утверждении примерного положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия»;
  • Основные правила работы архивов организаций, одобренными решением коллегии Росархива от 06.02.2002;
  • Приказ Росархива № 176 от 18.08.1992 «О Примерном положении об архиве государственного учреждения, организации, предприятия».

Изменения нормативных документов по делопроизводству

Как и всякая нормативно-правовая документация, нормативные документы по делопроизводству в 2016 году могут изменяться - правотворческие органы приводят их в соответствие с реалиями сегодняшнего дня и требованиями действующего законодательства. В частности, большая часть изменений нормативных документов по делопроизводству обусловлена активным внедрением в практику электронных документов, как на уровне государственного управления, так и в деятельности коммерческих структур. Поэтому вопросы обеспечения правового статуса, подлинности и юридической значимости электронных документов, порядка их оперативного и архивного хранения сегодня особенно актуальны. Работа в направлении и совершенствовании нормативной базы делопроизводства также ведется с учетом повсеместного внедрения СЭД.

В задачу лиц, которые в своей работе руководствуются нормативной документацией делопроизводства, входит отслеживание вносимых в нее изменений и актуализация базы данных нормативных документов по делопроизводству.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы