Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

- понятия, принципы, убеждения , выра­жающие отношение людей к действующему или желаемому праву;

-это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений , характери­зующее более рациональный уровень правовых оценок.

Уровень и каче­ственные показатели таких представлений могут быть различны­ми: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридичес­кая наука . Научная теория определяет стратегию развития пра­вовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ совре­менной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права.

Освоение правовой теории, рацио­нальное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования , формирования юридического профессионализма.

Правовая идеология - главный элемент в структуре правосоз­нания.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным пра­вовым актам позволяет выделить в правосознании и другие эле­менты .

Первый элемент - информационный . Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения коммента­риев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент - оценочный . Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре.

На основе ценностных представлений человека фор­мируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание цен­ности права личностью способствует превращению права из «чу­жого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов форми­руется третийэлемент - волевой . Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти дру­гие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют право­вой установкой, т.е. психологической направленностью, готов­ностью человека как-то действовать в сфере правового регулиро­вания.

Первый уровень - обыденное (массовые представления людей, настроения по по­воду права, возникающие под влиянием жизненного опыта);

- профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складываю­щиеся у юристов на основе юридической практики);

Второй уровень - научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретичес­кое освоение права).

Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание . Оно характерно для исследователей, научных работников, зани­мающихся вопросами правового регулирования общественных от­ношений.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на коллективное и индивидуальное .

Одним из видов коллективного правосознания является груп­повое правосознание , т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессио­нальных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социаль­ной группы может существенно отличаться от правосознания дру­гой.

Например , можно увидеть различия в правосо­знании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональ­ном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД .

Групповое правосознание надо отличать от массового , которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Таким образом ,с одной стороны , развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом;

- с другой стороны , само право за­висит от правосознания

а) как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосо­знания общества и отдельных групп населения),

б) так и на уровне правореализации (- правосознание обеспечивает добровольное соблюде­ние норм права и помогает правоприменению;

Правосознание необходимо для толкования правовых предписаний , для оценки доказательств, для преодоления пробелов).

Кризис правосознания во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, а именно :

¨ существенным разрывом между конституционными нормами и реально сложившимися в обществе отношениями;

¨ отсутствием четкого и успешно функционирующего правотворческого процесса;

¨ системы объективных критериев оценки эффективности российского законодательства, деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц.

Кризис правосознания проявляется в несовершенстве действующего законодательства .

Правовая система страдает об избыточности и несогласованности нормативного материала. В ныне действующем законодательстве трудно разобраться даже юристу, а для неподготовленного человека оно практически недоступно.

Все эти причины осложняют осмысление необходимости права, его ценности, а также восприятие процессов правоприменения .

Достаточно привести пример с обманутыми вкладчиками финансовых компаний, которых заиксировано более 40 млн. человек.

Правовой нигилизм . Современное российское общество характеризуется множест­вом различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение:

- с одной стороны, тоталь­ный правовой нигилизм , когда законы откровенно игнорируются, наруша­ются, не исполняются, их не ценят, не уважают;

- а с другой, - наивность правового идеализма, когда им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу.

Как ни странно, оба эти казалось бы разновекторные и несовместимые явления, мирно уживаются и образуют вмес­те общую безрадостную картину юридического бескультурья.

Указанные крайности - следст­вие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Нигилизм вообще (в переводе с латинского - ничто ) выража­ет отрицательное отношение субъекта (группы, класса) :

- к опреде­ленным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным,

- а подчас и всем, сторонам человеческого бытия.

Нигилизм многолик, он может быть нравственным, право­вым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зави­симости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере зна­ний и социальной практики идет речь: культуре, науке, искус­стве, этике, политике, экономике.

Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого те­чения имеет свою историю.

Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание.

Сущность правового нигилизма заключается :

- в негативно-отри­цательном, неуважительном отношении к праву, законам, нор­мативному порядку,

А с точки зрения корней, причин - в юриди­ческом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитан­ности основной массы населения.

Одним из ключевых моментов в правовом нигилизме выступает :

¨ надменно-пре­небрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права,

¨ оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей,

¨ что, в свою очередь, характеризует меру цивилизо­ванности общества, состояние его духа, умонастроений, соци­альных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие в возможности и необходимости права - такова сущность правового нигилизма.

Наконец, отношение к праву может быть просто индиф­ферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетель­ствует о неразвитом правовом сознании людей.

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву , которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно удобряется, так что «неурожай­ных» лет практически не было.

Как и раньше, живем в море безза­кония, которое подчас принимает характер национального бед­ствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб.

Сегодня главный источник правового нигилизма кроется:

- в кризис­ном состоянии российского общества

- в социальной напряжен­ности,

- экономической неурядицы,

- распаде некогда единого жиз­ненного пространства,

- в региональном сепаратизме,

- дезинтегра­ции,

- морально-психологической неустойчивости общества

И многое другое не только не способствуют преодолению правово­го нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его.

Правовой идиализм. В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют право­вой идеализм , или юридический фетишизм (юридический романтизм ).

Правовой идеализм представляет собой гипертрофированное отношение к юридиче­ским средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы .

Элементы идеализма и правового романтизма содержит россий­ская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г ., ибо многие положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода тор­жественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.

Известным правовым романтизмом можно считать ст. 1 Конститу­ции, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государ­ством . Здесь явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт.

Сегодня принято немало беспо­лезных или неэффективных законов . В то же время многие важней­шие сферы жизни до сих пор остаются вне юридической регламента­ции, хотя остро нуждаются в этом .

Законодатели, исходя из своих высоких целей, идей, замыслов, конвейерно принимают и принимают законы, заведомо зная, что многие из них не достигают конечных целей и «уходят в песок» .

Таким образом, власть не в состо­янии заставить законы работать, поэтому она их просто издает.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.
Различается правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют - но все они влияют! - на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех , на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.
Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология - активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны…
В связи с правосознанием и правовой идеологией - кратко о правовой культуре. Правовая культура - это общее состояние "юридических дел" в обществе, т. е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т. е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. "Правовая культура" - явление более широкое и емкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т. д.).
21.Что автор понимает под правовой культурой?.Назовите 4 проявления правовой воспитанности, указанные в тексте

Какие разновидности правосознания выделяются в зависимости от субъекта правосознания

23.Приведите три примера, иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан

24.Как утверждение в правовой идеологии ценности естественных прав человека может отразиться на правовой системе общества. Выскажите три предположения

25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие власть. Составьте два предложения: одно – содержащее информацию о легитимности власти, другое – раскрывающее особенности государственной власти

26.Назовите и проиллюстрируйте примерами три способа борьбы с

27.При устройстве на работу Елена Ивановна указала в анкете, что она специалист со средним , происходит из семьи рабочих, разведена, имеет трех детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности

28.Составить план на тему «Система права»

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности – ϲʙᴏбода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие – находят юридическое закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и ϲʙᴏбоды каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств. Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, будут социальными регуляторами поведения человека.

Мораль – ϶ᴛᴏ совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих им норм и принципов поведения, кᴏᴛᴏᴩые близки к человеческим идеалам и соблюдение кᴏᴛᴏᴩых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи ϲʙᴏбоды, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.

Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих чертсостоит в том, что и право и мораль являются разновидностями социальных норм. И право и мораль есть мера свободы

Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем. В обществе реализация идеала справедливости невозможна бе6з правового регулирования

Нормы морали более универсальны, чем . Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений. Регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержаться в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институциализированы, то есть не обладают формальной определенностью, а как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебныхрешениях

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали инормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений

21.Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором

23.Используя обществоведческие знания, назовите три нормативных , где закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в акте закреплены эти ценности

24.Дайте три объяснения мысли, что нормы морали и права взаимообеспечивают друг, друга (используйте текст и свои знания)

25.Банк – это. Составить два предложения: 1_функции ЦБ 2)о влиянии банков на деятельность фирм

26.Три положительных последствия

27.Руководитель предприятия заключил срочный с 15-летним уч-ся проф. лицея, без проведения мед. осмотра, без испытательного срока. По договору он должен был работать 4 раза в неделю с 12-23:00 с часовым перерывом на обед. Укажите 4 нарушения, допущенные при нарушении договора

28.Составить план «Система права»

Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами: 1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности; 2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов; 3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Тема 8. Правовая идеология как элемент правовой культуры

    Понятие и сущность правовой идеологии

    Соотношение правовой идеологии и правовой психологии

    Правовая идеология современной России.

  1. Понятие и сущность правовой идеологии

Правовая идеология - это систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества.

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:

Представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;

Их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора. Разносторонние интересы людей - экономические, национальные и пр. - осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры - это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества.

В плане выработки структуры правовой идеологии плодотворно работали Б.Кистяковский, А.Коркунов, В.П.Казимирчук, П.И.Новгородцев, С.В. Боботов, П.М. Рабинович, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, А.У. Бейсенова, С.Н. Кожевников, М.Т. Баймаханов, Е.А. Лукашева, А.Э. Жалинский, Е.А. Певцова.

Так, например, Р.К. Русинов и А.П. Семитко пишут: «правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе», К.Т. Вельский, в свою очередь, отмечает: «Теоретическое правовое сознание (которое, заметим, автор отождествляет с правовой идеологией) представляет собой последовательную систему правовых знаний, выраженных в юридических идеях, понятиях и категориях, направленных на раскрытие сущности и законов развития правовой жизни общества». А.Е. Белканов в своем диссертационном исследовании отмечает, что «образующие систему оценки справедливости правовые идеи представляют собой набор требований, предъявляемых обществом к праву с позиции общественной морали, господствующих в обществе политической идеологии и религии».

Авторы «Марксистско-ленинской общей теории государства и права» полагают, что в структуру правовой идеологии необходимо включать такие элементы, как концептуальные представления о сущности и особенностях права и правового регулирования, о формах и методах проведения правовых установлений в жизнь; концепцию (всю систему взглядов) права в целом; со ведущие идеи, взгляды и принципы. Оригинальность взглядам на структуру правовой идеологии придает следующее утверждение: «...можно выделить другие элементы, которые в конечном итоге соотносятся с правовой идеологией, но непосредственно в идеологию не включаются». Таковыми признаются вопросы структуры правовой нормы, учение об элементах правоотношений и т.д. Разделяя в целом взгляды авторов тома на правовую идеологию, все же заметим, что трудно себе представить характер, способы, интенсивность и формы соотнесения научных элементов с правовой идеологией. Скорее всего, такие «соотносительные связи» отсутствуют, т.к. названные положения науки внеидеологичны, они носят технико-правовой характер.

П.П. Баранов указывает: «правовая идеология представляет собой более высокий, научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовых явлений общественной жизни». Это «... строй проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и учений, характеризующих взятую в развитии правовую систему».

По мнению В.В. Лазарева, правовая идеология «включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь».

1. понятия и представления о праве и правовых явлениях общества;

2. юридические идеи, категории, направленные на раскрытие сущности и законов развития правовой жизни;

3. теории и учения, характеризующие взятую в развитии правовую систему;

4. взгляды мировоззренческого порядка, господствующие юридические доктрины и т.д.

Приведенный краткий обзор взглядов на структуру правовой идеологии позволяет заключить, что в основном, авторы связывают ее элементный состав с идеальным, наиболее высоким, т.е. теоретическим уровнем правового сознания, что, по сути, позволяет отождествить структуру правовой идеологии с правовой наукой, содержащей высокие научные доктрины, концепции и идеи.

система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания выражен правовой информированностью. Элементом правовой идеологии являются идеи, правовые взгляды, научные теории и др. Компонентом правовой идеологии выступает правовая информация - функционирующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, правовых идеях и представлениях, правотворческой и правореализационной деятельности, а также об иных фактах и событиях, носящих правовой характер. Особое значение на правовую идеологию могут оказывать господствующие правовые доктрины - юридические концепции, которые конкретизируют положения правовой идеологии и при помощи понятийного аппарата политических и общетеоретических правовых знаний раскрывают отношение государственной власти к праву, его ценность и роль в жизни общества, детализируют официальные представления о социально-политическом содержании данного типа права, той или иной национальной правовой системы.

К правовой идеологии относятся не все правовые взгляды и представления, но только истинные, отображающие закономерности правовой жизни общества, права и правовых явлений. Это, прежде всего, правовые идеи, принципы права, научные теории. Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение - система знаний о праве, законодательстве, юридической практике. При определенных условиях она может выступать в качестве источника права применительно к некоторым правовым системам. Наука в принципе определяет стратегию правового развития общества и является основой проводимой в стране государством правовой политики. Однако между правовой идеологией и правовой наукой могут быть противоречия. Правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с наукой. Так, в исламских государствах правовая идеология основывается на религиозных догматах. Правовая идеология жестко привязывается к интересам правящих элит, по сути, обслуживает их и поэтому неадекватно выражает правовые реалии. Правовая наука призвана отображать объективные закономерности правового развития, не склоняясь к конъюктурщине и субъективизму. Науке противопоказана нормативная заданность (предопределенность) ее развития установками власть имущих.

6. Государство и гражданское общество: система сдержек и противовесов.

Гражданское общество - свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека Исходной идеей гражданского общества является преобразова­ние коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества - человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество.

Формулирование понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития.

Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского об­щества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих дей­ствиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом су­ществует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обя­занностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечнос­ти составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей - правового государства.

Признаками правового государства являются:

1. Безраздельное верховенство в государственной и обществен­ной жизни правового закона

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении. Использование их создает условия для оптимизации деятельности всех структур государства, повышения эффективности управленческого механизма в целом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы