Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Ключевые слова

ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ЗАПРЕТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Кулагина Виктория Николаевна

Задача. Цель написания статьи заключается в анализе исторических аспектов становления и развития противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах , как в целом, так и на примере одного из флотов ВМФ России, а также кратком обзоре антикоррупционных нормативных правовых актов , принятых в нашей стране за период с XIV века до настоящего времени. Модель. Для достижения поставленной цели в ходе исследования были использованы общенаучные методы (анализ, синтез; индукция, дедукция, исторический и логический), частные методы (статистический, сравнительный, интервьюирования) и специальные методы (сравнительно-правовой и формально-юридический). Выводы. В результате проведенного исследования представлена периодизация антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах России. Возможность последующего использования результатов работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке Федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области противодействия коррупции в Вооруженных Силах России. Практическое значение. Заключается в представленной характеристике ключевых этапов развития деятельности по противодействию коррупции в отечественной военной среде, выявлении сущности изменений в содержании антикоррупционных нормативно-правовых актов и исследовании процесса совершенствования национального законодательства в сфере противодействия коррупции в армии и на флоте. Социальные последствия. Хронологическое упорядочение фактов изменений в содержании нормативно-правовых актов в области противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах позволяет датировать указанные изменения. Оригинальность/ценность. Работа предназначена для лиц, осуществляющих нормотворческую деятельность, аспирантов, докторантов и преподавателей высших учебных заведений

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Кулагина Виктория Николаевна

  • Правовые основы противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации

    2014 / Кулагина Виктория Николаевна
  • Возникновение и развитие ответственности военнослужащих за нарушения законодательства о противодействии коррупции в период до начала XX В.

    2019 / Терещук Сергей Сергеевич
  • Нормативно-правовой и управленческий опыт Сингапура в противодействии коррупции

    2014 / Вейберт С. И.
  • Некоторые направления совершенствования нормативного правового регулирования государственной антикоррупционной политики с учетом требований международных антикоррупционных договоров

    2017 / Михайлов Валентин Иванович
  • Законодательство в сфере противодействия коррупции: Россия и Китай (сравнительно-правовой аспект)

    2017 / Севальнев Вячеслав Викторович
  • Исторический опыт борьбы с коррупцией

    2013 / Варфоломеееа Н. П.
  • Правовой опыт России в сфере противодействия коррупции: история и современность

    2013 / Ларина Ольга Григорьевна, Шевелева Светлана Викторовна
  • Исторический аспект развития законодательства, предусматривающего ответственность за взяточничество в России

    2018 / Ковалева Алена Юрьевна
  • Основы антикоррупционной политики Российского государства в допетровский период

    2018 / Стебенева Елена Викторовна, Удодов Григорий Александрович
  • Государственная политика противодействия кадровой коррупции в системе гражданской службы России: история и современность

    2018 / Антошина Марина Сергеевна, Нестеров Владимир Вячеславович

Task. The purpose of writing this article is to analyze the historical aspects of the formation and development of anti-corruption in the Russian Armed Forces as a whole, as well as an example of one of the fleet of the Russian Navy, as well as a brief review of anti-corruption regulations, adopted in our country for the period from the XIV century to date. Model. To achieve this objective, the study used scientific methods (analysis, synthesis, induction, deduction, historical and logical), private methods (statistical, comparative, interviewing) and special methods (comparative legal and legalistic). Findings. The study presented periodization anti-corruption activities in the Russian Armed Forces. The possibility of subsequent use of the results. The results of this study can be used in the development of federal laws and other normative legal acts in the field of combating corruption in the Russian Armed Forces. The practical significance. Is represented by the characterization of key stages in the development of anti-corruption activities in the domestic military environment, revealing the essence of changes in the content of anti-corruption legal acts and study of the process of improving national legislation in the field of combating corruption in the army and navy. Social consequences. The chronological ordering of facts changes in the content of legal acts in the field of anti-corruption in the Russian Armed Forces allows to date these changes. Originality/value. The work is intended for persons engaged in standard-setting activities, post-doctoral students and academics

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации: исторический аспект»

9.3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ

СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Кулагина Виктория Николаевна, аспирант

Место учебы: Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск

Аннотация: Задача. Цель написания статьи заключается в анализе исторических аспектов становления и развития противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах, как в целом, так и на примере одного из флотов ВМФ России, а также кратком обзоре антикоррупционных нормативных правовых актов, принятых в нашей стране за период с XIV века до настоящего времени.

Модель. Для достижения поставленной цели в ходе исследования были использованы общенаучные методы (анализ, синтез; индукция, дедукция, исторический и логический), частные методы (статистический, сравнительный, интервьюирования) и специальные методы (сравнительно-правовой и формально-юридический).

Выводы. В результате проведенного исследования представлена периодизация антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах России.

Возможность последующего использования результатов работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке Федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области противодействия коррупции в Вооруженных Силах России.

Практическое значение. Заключается в представленной характеристике ключевых этапов развития деятельности по противодействию коррупции в отечественной военной среде, выявлении сущности изменений в содержании антикоррупционных нормативно-правовых актов и исследовании процесса совершенствования национального законодательства в сфере противодействия коррупции в армии и на флоте.

Социальные последствия. Хронологическое упорядочение фактов изменений в содержании нормативно-правовых актов в области противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах позволяет датировать указанные изменения.

Оригинальность/ценность. Работа предназначена для лиц, осуществляющих нормотворческую деятельность, аспирантов, докторантов и преподавателей высших учебных заведений

Ключевые слова: правонарушения, противодействие коррупции, вооруженные силы, нормативные правовые акты, ограничения, запреты

ANTI-CORRUPTION IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE HISTORICAL ASPECT

Kulagina Victoria N., postgraduate student Study place: Murmansk State Technical University, Murmansk

Annotation: Task. The purpose of writing this article is to analyze the historical aspects of the formation and development of anticorruption in the Russian Armed Forces as a whole, as well as an example of one of the fleet of the Russian Navy, as well as a brief

review of anti-corruption regulations, adopted in our country for the period from the XIV century to date.

Model. To achieve this objective, the study used scientific methods (analysis, synthesis, induction, deduction, historical and logical), private methods (statistical, comparative, interviewing) and special methods (comparative legal and legalistic).

Findings. The study presented periodization anti-corruption activities in the Russian Armed Forces.

The possibility of subsequent use of the results. The results of this study can be used in the development of federal laws and other normative legal acts in the field of combating corruption in the Russian Armed Forces.

The practical significance. Is represented by the characterization of key stages in the development of anti-corruption activities in the domestic military environment, revealing the essence of changes in the content of anti-corruption legal acts and study of the process of improving national legislation in the field of combating corruption in the army and navy.

Social consequences. The chronological ordering of facts changes in the content of legal acts in the field of anti-corruption in the Russian Armed Forces allows to date these changes.

Originality/value. The work is intended for persons engaged in standard-setting activities, post-doctoral students and academics Keywords: offenses, fight against corruption, armed forces, normative legal acts, restrictions, prohibitions

В российских Вооружённых Силах история противодействия коррупции насчитывает несколько столетий, а её изучение имеет важное практическое значение при решении проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности и стабильного функционирования нашего государства. К тому же исторический аспект антикоррупционной деятельности в армии и на флоте определенно требует систематизации имеющихся данных и периодизации основных этапов профилактики и борьбы с правонарушениями коррупционной направленности. В этой связи рассмотрение исторического развития противодействия коррупции в военной среде видится актуальным, своевременным и вызывающим интерес у ученых, занятых исследованием антикоррупционной деятельности как в Вооруженных Силах Российской Федерации в частности, так и в системе государственной службы в целом (например, ).

Коррупция - это социальный феномен общества, который на протяжении длительного периода времени эволюционировал, начиная с легитимных «кормлений» в Древней Руси («законная» коррупция), в дальнейшем трансформировался в «мздоимство» и «лихоимство», и в настоящее время имеет множество проявлений (взятка, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и прочее).

Выступая комплексной социально-правовой проблемой общества, феномен коррупции в воинских частях и формированиях, а также в органах военного управления, наносит ущерб правопорядку в военной среде и одновременно негативно влияет на обороноспособность страны. В этой связи противодействие коррупции в Вооружённых Силах всегда было в числе приоритетных задач руководителей российского государства независимо от периода правления.

До создания в России регулярной армии (до XVIII века) борьба с коррупцией не носила системного характера. Для искоренения случаев «мздоимства» и «лихоимства» в обществе, в том числе и в области военного дела, на протяжении XIV-XVII вв. были изданы

Двинская уставная грамота (1397г.), Псковская судная грамота (1467г.), Новгородская судная грамота (1440г., дополнена в 1471г.), Судебник (1497г.), Судебник Ивана IV (1550г.), Соборное уложение (1649г.). Эти источники свидетельствуют как о наличии в российском государстве в средние века фактов коррупции, так и отражают реальные попытки борьбы государственных деятелей с взяточничеством, вымогательством и злоупотреблениями чиновников и лиц, состоявших на военной службе.

Например, Двинская уставная грамота, Псковская и Новгородская судные грамоты содержат запреты о взимании с населения посулов для судей, что указывает на намерения представителей княжеской власти бороться с «мздоимством». В Судебнике 1497 года можно найти сведения о наказании судей за взятку. Судебник 1550 года предусматривал усиление наказания до тюремного заключения и денежного взыскания (штрафы могли выступать как основным, так и дополнительным наказанием) для дьяка, взявшего взятку за искажение показаний сторон или составление фиктивного протокола .

Согласно Соборному уложению некоторые категории чиновников, уличённых в коррупции (утайку пошлин в процессе регистрации дел, вынесение заведомо несправедливого решения и пр.), могли быть сняты с должностей, лишались званий, понижались в чине или подвергались торговой казни . Более того, к «лихоимцам» и коррумпированным чиновникам применялась конфискация имущества. Необходимо также отметить, что в Соборном уложении были отдельно выделены и ряд воинских преступлений (побег из расположения войск, мародёрство и др.), за которые предусматривались суровые наказания.

Широкое распространение при Петре I получила система «мздоимства» и «лихоимства» в регулярной армии, укоренившись и активно процветая в военной среде. Она включала в себя не только «покупку» воинских должностей и званий, но и случаи взяточничества, хищения казённых денег в ходе реализации договоров подряда на поставку вооружения, боеприпасов и иных материальных средств, факты «лихоимства» в процессе набора населения в состав регулярной армии или его (населения) незаконного освобождения от обязательной военной службы, а также и другие проявления коррупции .

Борьба с «мздоимством» и «лихоимством» в регулярной армии сопровождалась принятием новых нормативных правовых актов предусматривавших ответственность (включая конфискацию имущества, ссылку и смертную казнь) за злоупотребления различного характера. К числу наиболее известных из них следует отнести принятые в начале XVIII века Указы «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» (1714г.), «О фискалах и о их должности и действии» (1714г.), «Воинский устав Петра I» (или «Артикул воинский») (1716г.), «О искоренении воровских людей, беглых солдат и рекрут» (1719г.), «О наказании за взятки и лихоимство» (1720г.), «О рачительном сборе податей, и наказании за взятки» (1720г.), «О разных Государственных сборах, о наказании хищников за взятки лишением имения и живота» (1720г.).

Кроме того, в целях борьбы с «лихоимством» Петром I были учреждены специальные службы в том числе, Расправная палата (в её функции входило рассмотрение доносов фискалов и систематизация информации в виде докладов Сенату для принятия соот-

ветствующих решений), служба фискалов и тайная полиция. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, желаемых результатов по искоренению коррупционных проявлений в регулярной армии XVIII века добиться не удалось.

В XIX веке Правительство Российской империи продолжало борьбу с коррупцией в армейской среде, направляя свои усилия на лишение чиновников возможности творить беззаконие и увеличение степени ответственности военнослужащих за злоупотребления и взятки. В результате, издание Указа «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества» (1832г.) и нового «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (1845г.) в какой-то степени позволило сократить количество преступлений коррупционной направленности.

При этом ряд запретов был весьма актуален для того времени. В частности, лицам, занятым в сфере поставок материальных ценностей различной номенклатуры и приёмкой выполненных работ в интересах армии и флота, запрещалось вносить фиктивные сведения в закупочные документы и вступать в сговор с отдельными поставщиками в целях недопущения к проведению торгов других (конкурентов), поскольку подобные действия в итоге приводили либо к расхищению государственной казны, либо к нецелевому использованию средств, выделенных на военные нужды. Получение взяток военнослужащими в результате подобных махинаций, наказывалось в уголовном порядке и толковалось как злоупотребление властью. За подобные преступления предусматривалось наказание в виде ссылки на каторжные работы, смертная казнь, лишение всех прав состояния (гражданская смерть) и прочее.

Также, к лицам, состоявшим на военной службе, стали предъявляться особые требования к образованию, включая знания основ права, иностранных языков, географии, математики и др., что заложило фундамент для формирования правовой грамотности военнослужащих .

В конце XIX века в Российской империи вышел Указ «О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах и компаниях, а равно и в общественных и частных кредитных установлениях», согласно которому военнослужащим запрещалось лично участвовать в учреждении различных акционерных обществ, страховых, пароходных и иных товариществ, частных и общественных кредитных организаций. Утверждение этого нормативного правового акта было обусловлено необходимостью противодействия процессу «сращивания» активно развивающейся олигархии с государственными чиновниками и военнослужащими.

Кроме того, на лиц, состоявших на военной службе, налагались запреты по управлению промышленными заведениями, производству спиртных напитков и их реализации через торговые точки, включая собственные.

Вместе с тем, поскольку наряду с принимаемыми мерами борьбы с коррупцией одновременно каких-либо фундаментальных изменений в системе управления государством не происходило, искоренить коррупционные проявления в регулярной армии Российской империи вплоть до развала страны и ликвидации старой формы правления не удалось.

С приходом к власти большевиков и созданием Советского Союза, в течение десяти лет были сделаны очередные шаги в области противодействия коррупции в армейской среде. Принятие Декретов «О взяточ-

ничестве» (1918г.), «О борьбе со взяточничеством» (1921г.) и Уголовного кодекса СССР (1922г.) сформировали новую антикоррупционную законодательную базу, а появление в системе государственной власти Экономического управления Всероссийского чрезвычайного комитета объединенного государственного политического управления (далее по тексту ЭУ ВЧК ОГПУ) способствовало выявлению экономического шпионажа, борьбе с хозяйственными преступлениями в военной среде, охране хозяйственных тайн, оперативному обслуживанию транспорта подразделений и воинских частей .

Однако, ЭУ ВЧК ОГПУ не смогло в полном объёме эффективно исполнять возложенные на нее задачи ввиду их значительного количества, а также по причине специфики государственного устройства Советского Союза в сочетании с отсутствием реальной потребности у правительственных деятелей реализовать меры, направленные на ликвидацию коррупционных проявлений в армии и на флоте. Поэтому, в 1937 году был создан Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, который вошел в состав аппарата Главного Управления рабоче-крестьянской милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР (далее по тексту НКВД СССР) и выполнял задачи по противодействию коррупции во всех сферах деятельности советского общества .

В 30-е гг. ХХ века ужесточилось наказание за злоупотребление служебными полномочиями вплоть до смертной казни. Вместе с тем, существование коррупции в стране не признавалось до конца 80-х гг. ХХ века, а борьба с проявлениями этого социального феномена велась чаще в политических целях. При этом, еще до начала Второй мировой войны в высших эшелонах государственной власти вообще (НКВД СССР, партийный аппарат и пр.) и в армии в частности, появилась система «конвертов», предусматривавшая выдачу второй, нигде не декларируемой заработной платы (денежного содержания военнослужащим). Подобные факты негативно сказывались на правосознании представителей госаппарата и военного ведомства, а также способствовали появлению ничем необоснованной неприкосновенности узкой группы военных и партийных чиновников, формируя благоприятную почву для использования в корыстных целях служебного положения .

За период существования Советского Союза вопросы противодействия коррупции в армейской среде могли бы быть решены наиболее эффективно и в большем объёме, чем с Российской империи. Однако этого добиться не удалось и прежде всего потому, что созданная советская антикоррупционная система не всегда правильно расставляла приоритеты в вопросах устранения причин коррупции, отдавая предпочтение организационным мерам (как правило запретительного характера) , борьбе с нарушениями финансовой и плановой дисциплин, бюрократизму и волоките в процессе рассмотрения обращений советских граждан и т.д., исключая одновременно из комплекса необходимых антикоррупционных мер деятельность органов власти по повышению правовой грамотности чиновников и военнослужащих, культивированию у них идеи служения советскому обществу и, как следствие, неприятия попустительства по службе, взяточничества и злоупотребления должностным положением .

В новейшей истории России антикоррупционная деятельность началась с изданием Указа Президента Российской Федерации (далее по тексту РФ) от 04 апреля 1992 года №361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», содержавшего следующие запреты для служащих государственного аппарата (включая военнослужащих): заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе; самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами.

Более того, этим же Указом для государственных служащих было установлено обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера .

В последующем с июля 1992 года в течение пяти лет неоднократно предпринимались попытки принять Федеральный закон «О борьбе с коррупцией», однако в декабре 1997 года после его одобрения Советом Федерации этот Федеральный закон направлялся Президенту России, но подписан не был. В 1998 году Государственная Дума РФ отклонила законопроект с аналогичным названием, но уже предложенный российским Верховным Главнокомандующим.

Дальнейшая нормотворческая деятельность органов государственной власти в области антикоррупционной политики в армейской среде ограничилась рассмотрением в ноябре 2001 года в первом чтении законопроекта «О противодействии коррупции». Следующий, но уже окончательный, шаг по принятию пакета нормативных правовых актов в исследуемой области был сделан, как известно, только в 2008-2010 гг. Фундаментальным в этом пакете до настоящего времени является Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ .

Помимо разработки и утверждения нормативных документов в антикоррупционной сфере, в России для объединения усилий гражданского общества в целях противодействия коррупции в Вооружённых Силах (далее по тексту ВС), а также координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, были созданы различные организации, совещательные и иные структуры, выполняющие задачи в области предупреждения и борьбы с коррупцией в воинских частях, формированиях и органах военного управления армии и флота (например, Национальный антикоррупционный комитет РФ, Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции, Национальный антикоррупционный совет РФ, Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции и многие другие).

Таким образом, проведенный анализ развития противодействия коррупции в Вооруженных силах РФ позволяет сделать вывод о том, что историю отечественной антикоррупционной деятельности можно условно разделить на четыре этапа: 1) со времен Древней Руси до создания Российской императорской армии и флота (начало XVIII века); 2) с начала XVIII века до создания ВС СССР (1918 год); 3) с 1918 года до создания ВС РФ (1991-1992 гг.); 4) с 1991-1992 гг. по настоящее время.

При этом, четвертый этап является наиболее продуктивным с точки зрения принятия в России нормативных правовых актов в области профилактики и борьбы с коррупцией в отечественных Вооруженных Силах, а также создания специальных органов, выполняющих задачи по противодействию коррупционным проявлениям в военной среде. Такой комплексный подход к решению многовековой проблемы коррупции в армии и на флоте позволил сформировать более совершенную совокупность антикоррупционных действий государственных деятелей и уполномоченных структур, соответствующую нормативную правовую базу, что, в свою очередь, способствует последовательному и эффективному выполнению задач обеспечения национальной безопасности и стабильного функционирования нашего государства.

При этом необходимо отметить, что противодействие проявлениям коррупции имеет некоторые особенности в различных видах Вооружённых Сил РФ. Наибольший интерес вызывает антикоррупционная деятельность в Военно-Морском Флоте России (далее по тексту ВМФ), в составе которого находятся Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Балтийский флоты, а также Каспийская флотилия. Самым крупным из флотов является Северный флот, имеющий свою историю противодействия коррупции, насчитывающей уже более 80-ти лет (с момента создания в 1933 году Северной военной флотилии).

Поскольку в советский период времени коррупция, как социальный феномен общества, руководством страны не признавалась, соответственно, перечень преступлений коррупционной направленности нормативными правовыми актами СССР не определялся. Злоупотребления должностными (служебными) полномочиями, взятки и хозяйственные преступления в военной среде можно отнести к категории основных коррупционных проявлений того времени, за которые военнослужащие и лица гражданского персонала Северного флота могли понести достаточно суровое наказание, включая лишение свободы на длительный срок, конфискацию имущества и смертную казнь.

До начала Великой отечественной войны удельный вес преступлений коррупционной направленности в общем числе всех преступлений за Северный флот не превышал 3%. В военное время количество таких преступлений увеличилось до 7%., что объяснялось, прежде всего, снижением в период ведения боевых действий воинскими частями и соединениями, контроля со стороны надзорных и ревизионных органов за наличием и расходованием материальных и денежных средств представителями интендантских служб. Задачи по выявлению фактов взяточничества, злоупотреблений, хищений социалистической собственности и утратах военного имущества, а также расследованию преступлений коррупционной направленности, возлагались, в первую очередь, на органы военной прокуратуры и нквД.

В послевоенное время и вплоть до середины 70-х гг. ХХ века состав Северного флота был существенно увеличен. Создание Кольской флотилии разнородных сил, Атлантической эскадры надводных кораблей, новых соединений атомного подводного флота, увеличение численности воинских частей и подразделений морской пехоты и Военно-воздушных сил, повлекло за собой значительный рост сил и средств тылового и технического обеспечения. Активную работу осуществляло военно-строительное управление «Северное военно-морское строительство», в составе которого насчитывались десятки военно-строительных отрядов, управлений начальника работ и иные организации (в том чисел проектный институт). Подобное положение дел не могло не сказаться на коррупциоген-ной обстановке и повлияло на рост удельного веса преступлений коррупционной направленности до 10% от общего количества всех преступлений за флот.

В 1970-1975 гг. наибольшая доля коррумпированности военнослужащих на Северном флоте приходилась на представителей финансовой службы (до 38% от общего количества фактов коррупции), служб тыла (до 34%) и военных строителей (до 22%). К основным коррупционным проявлениям относились случаи злоупотреблений должностными полномочиями, хищений в различных формах денежных и материальных средств, нецелевого использования финансовых ресурсов из государственного бюджета, получения взяток и некоторые другие.

Кардинально ситуация не изменилась до 1991 года, когда после развала СССР и перехода России на систему рыночных отношений, начался новый этап в развитии Вооруженных Сил и, соответственно, коррупции. На протяжении последних более чем двадцати лет существования Российской Федерации, на Северном флоте противодействие коррупции не всегда носило комплексный характер и имело как активные, так и пассивные фазы антикоррупционной деятельности.

Причины кроются в последствиях распада Советского Союза, кризисе системы управления власти в стране, непредсказуемых колебаниях в экономике (особенно в конце 90-х гг. ХХ века), несовершенстве существовавшей нормативно-правовой базы, некачественной работе контрольных органов Министерства обороны РФ и их сокращении в 2010-2011 гг., снижении роли морально-нравственных ценностей среди военнослужащих, а также в иных факторах, которые непосредственно оказали воздействие на способность правоохранительных органов и общественных организаций бороться с проявлениями коррупции в российском обществе в целом и на Северном флоте в частности.

Несмотря на уменьшение в период с 1991 по 2012 гг. в 3,2 раза численного состава воинских частей, учреждений и организаций, а также сокращение военнослужащих и гражданского персонала Северного флота более чем в 2,5 раза, количество возбужденных уголовных дел по сообщениям о преступлениях коррупционной направленности возросло более чем в 6 раз (рис.1; расчёты сделаны автором).

Таблица 1

Сведения о структуре возбужденных уголовных дел коррупционной направленности на Северном флоте за 1998-2012 гг.

1991 год 1998 год 2002 год 2005 год 2012 год

Количество возбужденных уголовных дел 46 91 88 83 76

Рисунок 1. Количество возбужденных уголовных дел по сообщениям о преступлениях коррупционной направленности на Северном флоте за период 1991-2012 гг. (в расчете на 1

000 военнослужащих) Вместе с тем, одновременно необходимо отметить, что за этот же период времени наблюдалось снижение общего количества возбужденных уголовных дел по сообщениям о коррупционных преступлениях (рис. 2).

Номер статьи УК РФ Год

1998 2002 2005 2012

ст. 159 УК РФ 37 32 29 23

ст. 160 УК РФ 19 17 15 5

ст. 285 УК РФ 11 14 18 3

ст. 286 УК РФ 8 11 7 17

ст. 290 УК РФ - 1 2 23

ст. 291 УК РФ - 1 - 4

Прочие 16 12 12 1

Всего: 91 88 83 76

Рисунок 2. Общее количество возбужденных уголовных дел по сообщениям о преступлениях коррупционной направленности на Северном флоте за период 1991-2012 гг.

Такая ситуация объясняется различными причинами, к основным из которых следует отнести:

Сокращение контрольных органов (в частности финансовой инспекции Северного флота и отдела контроля в составе тыла флота), что непосредственно негативно сказалось (в сторону уменьшения) на объёмах выявляемых инспекторами-ревизорами сумм материального ущерба, допущенных в результате коррупционных проявлений в армейской среде, и количестве материалов о правонарушениях в сфере экономики, представляемых специалистами в надзорные и следственные органы для принятия процессуальных решений;

Передача функций по начислению и выплате денежного довольствия военнослужащим Северного флота в Единый расчётный центр Министерства обороны РФ и создание Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области вместо финансово-экономических органов воинских частей, соединений и оперативных объединений (до 28.02.2011 г. на Северном флоте функционировало свыше 70 финансово-экономических служб), что позволило существенно уменьшить объемы финансирования флота из федерального бюджета;

Недостаточная ориентированность правоохранительных органов, прокурорских работников и военных следователей на предупреждение и борьбу с коррупцией ввиду отсутствия длительное время конкретной нормативной правовой базы и специфических мер антикоррупционной деятельности на Северном флоте;

В результате разделения в военной прокуратуре функций надзора и следствия снизилась эффективность деятельности военных прокуроров в области противодействия коррупции по причине лишения их (прокуроров) значительной части полномочий (в частности, права руководить военным следствием), а также ухудшилось качество работы следователей гарнизонного и флотского (окружного) звена.

В структуре возбужденных уголовных дел по фактам проявления коррупции на Северном флоте (таблица 1) преобладали материалы по преступлениям, предусмотренным статьями 159 (Мошенничество) (до 40,7% от общего количества возбужденных уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности за соответствующий год) и 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) (до 21,6%) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ).

Случаи наиболее распространённого проявления коррупции (взяточничества) в российском обществе устанавливались на Северном флоте не часто и только к 2012-2013 гг. надзорным и следственным органам по Северному флоту удалось повысить уровень подготовки специалистов (прокуроров и следователей) по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 290 (Получение взятки) УК РФ, что, соответственно, позитивно сказалось на динамике уголовных дел этой категории.

Снижение масштабов растрат и присвоений материальных и денежных средств (с 20,9% до 6,5%) объясняется необходимостью проведения компетентными органами значительного объема оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления таких преступлений, а также сокращением подразделений Северного флота, выполнявших контрольные функции.

За период с 1991 по 2012 гг. на Северном флоте за совершение преступлений коррупционной направленности было осуждено 1378 лиц, из них к наказаниям в виде: лишения свободы 429 лиц (в том числе условно 385 лиц); штрафа - 917 лиц; к другим наказаниям - 32 лица. При этом, анализ сроков лишения свободы (диапазон сроков составлял от одного года шести месяцев до 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима) в санкциях за преступления коррупционной направленности свидетельствует о том, что наиболее строгому наказанию подлежали случаи мошенничества, злоупотребления должностными полномочиями и получения взятки.

Таким образом, рассмотренный опыт противодействия коррупции в российских Вооружённых Силах (на примере Северного флота ВМФ России) свидетельствует о том, что формирование различных антикоррупционных структур и системы мер борьбы с коррупционными проявлениями в армии и на флоте происходило в сложных социально-экономических и политических условиях. Однако, несмотря на это, в настоящее время руководству страны удалось создать на долгосрочную перспективу реально действующие фундаментальные механизмы противодействия коррупции, функционирование которых было бы невозможно без соответствующей нормативной правовой базы.

Список литературы:

1. Айрапетян Э.С. Проблемы противодействия коррупции в органах государственной власти // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №6. с.157-159

2. Александров В.И. Формирование структуры противодействия коррупции в России//Вопросы государственного и муниципального управления, №2, 2011. - С.39-52

3. Богданов С.В., Орлов В.Н. Законодательные инициативы Н.С.Хрущева по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией в СССР//Современное право, №10, 2011. - С.157-161

4. Богданов С.В., Орлов В.Н. Некоторые аспекты борьбы Советского государства со взяточничеством и коррупцией в первые послевоенные годы//Современное право, №2, 2012. -С.148-151

5. Гриб В.Г., Окс Л.Е. Противодействие коррупции: учеб.пособие/ В.Г.Гриб, Л.Е.Окс. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 192 с.

6. Епихин А.Ю., Мозохин О.Б. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928): Монография. - М.: Кучково поле. Гиперборея, 2007. - 528 с.

7. Корякин В.М. Коррупция в Вооружённых Силах: теория и практика взаимодействия: Монография. - М.: За права военнослужащих, 2009. - 335 с.

8. Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией // Бизнес в законе. 2014. №1. с.135-138

9. Пиджаков А.Ю. Зарождение борьбы с коррупцией в России/Мир юридической науки, №5, 2011. - С.32-41

10. Скосырская Ю.В. Конкурсная система государственных закупок как фактор противодействия коррупционным преступлениям // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №2. С.148-150

11. Судебники XV-XVI веков/АН СССР, Ин-т истории; сост.: Р.Б.Мюллер, Л.В.Черепнин; под общ.ред. Б.Д.Грекова. - М.-Л.: АН СССР, 1952. - 618 с.

12. Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», 04 апреля 1992, №361 (с изм. от 16.11.1992) // Российская газета, 1992, 07 апреля, №80

13. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции», 25 декабря, 2008, №273-ФЗ//Российская газета, 2008, 30 декабря, №266

14. Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991 гг. М.: Зерцало, 1997. - 592 с.

15. Щепетев В.И. История государственного управления в России. М.: Владос, 2003. - 512 с.

16. Яськова Н.Ю., Фалтинский Р.А. Борьба с коррупцией набирает обороты (200 лет спустя)//Экономическое возрождение России, №1 (27), 2011. - С.7-16

1. Aypapetyan ES Problem of combating corruption in government // Gaps in Russian legislation. 2012. № 6. p.157-159

2. Alexandrov VI Formation of the structure of combating corruption in Russia // Questions of state and municipal government, №2, 2011. - S.39-52

3. Bogdanov S. Orlov, VN Legislative initiatives Khrushchev for Combating Economic Crimes and Corruption in the USSR // Modern law, №10, 2011. - S.157-161

4. Bogdanov S. Orlov, VN Some aspects of the fight against the Soviet state bribery and corruption in the early postwar years // Modern law, №2, 2012. - S.148-151

5. Mushroom VG Oaks LE Anti-Corruption: Textbooks / V.G.Grib, L.E.Oks. - M.: Moscow Financial-Industrial Academy, 2011. - 192 p.

6. Epikhin AY, Mozohin OB Cheka-OGPU in the fight against corruption during the New Economic Policy (1921-1928): Monograph. - M .: Kuchkovo field. Hyperborea, 2007. - 528 p.

7. Koriakin VM Corruption in the Armed Forces: the theory and practice of interaction: Monograph. - M .: For the rights of servicemen, 2009. - 335 p.

8. Kochesokova ZH Topical issues of economic crime prevention and the fight against corruption // Business-in-law. 2014. №1. s.135-138

9. Jackets AU The origin of the fight against corruption in Russia // World jurisprudence, №5, 2011. - S.32-41

10. Skosyrskaya Y. Competitive procurement system as a factor in combating corruption crimes // Gaps in Russian legislation. 2011. №2. S.148-150

11. Sudebnik XV-XVI centuries / USSR Academy of Sciences, Institute of History; Ed .: R.B.Myuller, L.V.Cherepnin; under ob-sch.red. B.D.Grekova. - M.-L .: USSR Academy of Sciences, 1952. - 618 p.

12. Presidential Decree "On the fight against corruption in the public service", April 4, 1992, №361 (rev. From 16.11.1992) // Ros-siyskaya Gazeta, 1992, April 7, №80

13. Federal Law "On Combating Corruption", December 25, 2008, №273-FZ // Rossiyskaya Gazeta, 2008 December 30, №266

14. Chistyakov OI Readings on the history of the Russian state and law. 1917-1991 gg. M .: Mirror, 1997. - 592 p.

15. Shchepetev VI The history of government in Russia. M.: VLADOS, 2003. - 512 p.

16. Yaskova NY, Faltinsky RA The fight against corruption is gaining momentum (200 years later) // Russia"s Economic Revival, №1 (27), 2011. - S.7-16

РЕЦЕНЗИЯ

на рукопись статьи Виктории Николаевны Кулагиной «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской

Федерации: исторический аспект» В рецензируемой статье исследуются исторические аспекты становления и развития противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах, представлен обзор антикоррупционных нормативных правовых актов, принятых в России за период с XIV века до настоящего времени. В частности, кратко исследованы Двинская уставная грамота (1397г.), Псковская суд- пая грамота (1467г.), Новгородская судная грамота (1440г.), Судебник (1497г.) и иные нормативные правовые акты, заложившие фундамент антикоррупционной деятельности в военной среде.

Следует согласиться с мнением автора о том, что борьба с коррупционными проявлениями в российской армии и на флоте до создания регулярной воинских формирований системного характера не носила. Потому, начало XVIII века действительно можно считать временем, когда борьба с «мздоимством» и «лихоимством» среди военных стала системным явлением. Несомненным достоинством рецензируемой статьи является обзор антикоррупционных нормативных правовых актов за период с Древней Руси и до наших дней.

Автор пришел к логически обоснованному выводу о том, что историю отечественной антикоррупционной деятельности можно условно разделить па четыре этапа, из которых особо выделяется четвертый этап (с 1991-1992 гг. по настоящее время), когда была принята нормативная правовая база по противодействию коррупции в армии и на флоте и были созданы специальные антикоррупционные органы, перечень которых представлен в рецензируемой статье.

Изложение материала логично выдержано, грамотно и последовательно. Представляется, что сформулированные в работе теоретические положения и практические рекомендации могут оказать существенное влияние на процесс противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствовать дальнейшему развитию уголовного права, криминологии и юридической пауки в целом. Основные положения работы могут найти применение в общетеоретических и отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением правовых проблем.

В то же время, необходимо отметить, что рукопись статьи В. Н. Кулагиной «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации: исторический аспект», как и всякая научная работа, имеет наряду с положительными характеристиками и некоторые недостатки. Поэтому считаю целесообразным:

1. Подробнее рассмотреть противодействие коррупции на третьем этапе (в период существования Советского Союза).

2. Более четко и конкретно изложить вывод по рассмотренной в научной статье проблеме.

Высказанные замечания не снижают общей высокой оценки работы и являются дискуссионными. Считаю, что рукопись статьи В. Н. Кулагиной «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации: исторический аспект» представляет собой зрелый научный труд, соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и рекомендуется к изданию в открытой печати. Заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Мурманского государственного технического университета, доктор юридических наук, профессор

После взрыва самолета министерства обороны в Сочи Московское территориальное управление антикоррупционной службы "КОБРА" начало сбор материала о коррупции и воровстве в этом стратегическом ведомстве.

В ходе независимого антикоррупционного расследования сотрудники антикоррупционной службы "КОБРА" установили, что действительно в Министерстве обороны РФ процветают коррупция и воровство. Крадется все - от денег на баллистические ракеты до военных пайков. Подозрения падают и на главу ведомства Сергея Шойгу, который живет не по средствам роскошно.

Казалось бы, после того, как хорошо смотрящийся в военной форме Сергей Кужугетович Шойгу возглавил Минобороны, офицеры вздохнули спокойно. Но многие "прислужники" бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова не только остались, но и получили повышение.

К самому Шойгу тоже начали возникать вопросы. Например, федеральный министр пролоббировал инициативу, по которой без конкурса отслужившая военная техника (танки, самолеты и др.) отойдет частным компаниям - ООО НЭО и "Транслом". Первая связана с "Ростехом", где сейчас работает Анатолий Сердюков, вторая, как считается, с миллиардерами Борисом и Аркадием Ротенбергами.

Военная техника - это не только прибыльный металлолом, но и вызывающая интересы у иностранных спецслужб продукция. Самое важное, что ломом военные считают и "экологически опасные материалы". Что конкретно – ракеты для ядерных боеголовок или химоружие, не ясно. Но возникает вопрос: не отдаст ли частная компания этот "металлолом" заинтересованным лицам? Второй вопрос в том, что экологически-опасные материалы могут оказаться на заводах Ротенбергов.

Выбивал одобрение на бесконкурсную основу Шойгу лично перед Путиным.

"Транслом" на бумаге является собственностью помощника вышедшего в отставку министра транспорта Игоря Левитина - Алексея Золоторева. Но ряд экспертов говорят, что компанию контролируют Ротенберги, которые могут выполнять часть заказов через ООО НСК, занимающееся обработкой металлов всех видов.

"Транслом" смог заполучить в 2017 году контракт с РЖД на утилизацию вагонов, заработав на этом за год 15,5 млрд рублей. Как говорится, "связи решают все". Другая контора – НЭО, принадлежащая "Ростеху", вообще почти никому не известный игрок на рынке.

Она запомнилась конкурентам, когда проиграла в 2014 году конкурс на утилизацию драгметаллов арсенала ВМФ, предложив 250 млн рублей вместо 300 млн рублей, которые заплатили конкуренты. Но вскоре "дочка" "Ростеха" смогла аннулировать сделку! Как - одному Чемезову известно…

Как говорят участники процесса, недоволен был сам Шойгу и его зам Тимур Иванов. Господин Иванов, по данным информаторов антикоррупционной службы "КОБРА" - самый яркий коррупционер Министерства обороны России.

Родился в 1975 году в Москве.

В 1997 году окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

В 1999-2012 годах – работал на предприятиях топливно-энергетического комплекса страны, ковался как коммерсант и любитель денег.

В 2012 г. - заместитель председателя Правительства Московской области и доверенное лицо по проведению финансовых операций, освоил престижную жизнь и стал считать себя элитой общества, небожитель.

В 2013 – 2016 г. - генеральный директор АО «Оборонстрой» и хранитель общей кассы («общака») расхитителей бюджета министерства обороны, «казначей» наворованных денег.

В мае 2016 г. Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Министра обороны Российской Федерации.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, другими медалями.

Липовый Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Заслуженный строитель Российской Федерации.

Почетный работник топливно-энергетического комплекса.

Кандидат экономических наук, диссертация куплена, понятия об экономических науках не имеет, но хорошо разбирается в расхищении военного бюджета.

В армии уважением не пользуется, считается приближенным вором, которого посадят при первой же возможности.

Это чиновник с пухленькими щечками попал в объективы фотокамер в 2016 году, когда отмечал 45-летний юбилей жены. Именно тогда стало понятно, что живет Иванов не по средствам. Жена Иванова, как отмечают информаторы из Министерства обороны, обожает яхты, сверхдорогие заграничные курорты и вообще все блестящее.

Праздник был организован в "Императорском яхт-клубе". Когда-то блистательное место теперь собрало сомнительных чиновников и их жен, обвешанных бриллиантами. Развлекали новую элиту Валерий Меладзе, Вячеслав Бутусов и другие звезды, которые берут за вечер 10-20 тысяч долларов.

Казалось бы, трудные времена, не все офицеры имеют жилье – нельзя такого человека брать своим замом. Но Сергей Кужугетович захотел, и Иванов стал к нему ближе. Надо сказать, что был "под крылышком" у Шойгу Иванов и раньше. В 2013-2016 годах он курировал АО "Оборонстрой" и "Главное управление обустройства войск" (ГУОВ). Если судить по формуле "скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты", Тимуру Вадимовичу не стоит доверять. Так, хороший приятель Иванова - экс-глава ГУОВ Владимир Абраменко в конце 2015 года получил три года тюрьмы.

Абраменко "неправомерно реализовал сторонней организации земельный участок площадью более 22 тыс. кв. м и находящиеся на нем три объекта недвижимости по заниженной стоимости".

Бюджет потерял 114 млн рублей. Скрыть это не удалось, а если бы попытались Абраменко отмазать, могли бы возникнуть вопросы и к другим служащим… Что такое вообще этот ГУОВ?

ГУОВ берет контракты у Минобороны, а потом их отдает субподрядчикам, оставляя себе часть прибыли. Например, после проверки аудиторов стало известно, что 93% работ ГУОВ отдал субподрядчикам – сумма контрактов астрономическая, 10,7 млрд рублей.

Фактически обыкновенная посредническая схема. ГУОВ входит в ОАО "Оборонстрой" и находился под контролем Тимура Вадимовича Иванова. Мог он не знать о 93%? Вряд ли.

Под чутким руководством Тимуровского "Оборонстроя" была контора с удивительным названием "Ремонтно-эксплуатационное управление" или сокращенно РЭУ. Родилось слово их трех заглавных букв после ликвидации ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации".

РЭУ - монополист поставок тепловой энергии для нужд Министерства обороны России и его организаций. Когда есть монополия, расхищения приобретают космический характер.

Вот, например, в 2014 году Следственный комитет России завел два уголовных дела "о крупном мошенничестве", и пришлось задавать неудобные вопросы. Дело в том, что под "предлогом дорогой логистики в 2012 году ООО "Трансстройинжиниринг" завышало цену на уголь для нужд Минобороны в десятки раз, а бывшее руководство ОАО "РЭУ" оплачивало эти контракты, из-за чего бюджет потерял более 400 млн рублей".

По сути, в десятки раз завышалась цена и высасывались бюджетные деньги. В России урезают финансирование на медицину, образование, культуру чтобы дать деньги военным, а их воруют!

Вот она, честь офицерская! Так не всегда было, но при Сердюкове и Шойгу это входит в норму.

Поэтому Тимур Иванов пошел на повышение. Он всегда был под "крышей" Шойгу. Например, он был замом губернатора Подмосковья при Сергее Кужугетовиче Шойгу.

Уже тогда Тимур Вадимович понравился Шойгу. Например, Тимур Иванов просто взял и продал принадлежащий региону "Мособлгаз" компании МОЭСК – учрежденной при 100-процентном участии областных властей ОАО "Московская областная энергосетевая компания". Для чего? А как же, с ГУОВом на посредничестве можно денежек заработать! Но все же больше всего сделал дел Тимур Иванов в "Оборонстрое". Одно из них заключается "в заключении договоров на поставку БТЗВС (передвижная зарядно-выпрямительная станция) по завышенной цене с ЗАО "Электротехаппарат-СПб". Цена была завышена на 100 млн рублей. Но самое интересное, это история с теми самыми 100 млн рублей.

ЗАО "Электротехаппарат-СПб", как сообщают осведомители, связано с холдингом "Союз", который принадлежит люксембургскому офшору Souz Holding SA (Luxembourg, Rue Jean L’Aveugle 166 Rue Guaillaume Schneider). Как же хорошо живется в Великом герцогстве Люксембург, и никакие российские силовики не интересуются деньгами! Тимур Вадимович понял, что "можно". Кроме всех этим коррупционных сделок, были и официально-сомнительные.

Например, покупка за счет "Оборонстроя" Toyota Land Cruiser 200. Надо же Тимура Иванова возить на хороший машине, не правда ли? "Оборонстрой" при Тимуре Иванове продолжал делать свое дело, например, захотел допэмиссию своих акций на 60 млрд рублей.

Купили ценные бумаги "нынешние акционеры - Минобороны и АО "Гарнизон" - бывший "Оборонсервис". Тот самый знаменитый "Оборонсервис". Вопрос только в том, для чего нужны дополнительные акции "Оборонстроя" "Гарнизону" и самому Минобороны, если контора и так принадлежит ведомству? Опять посредничество? Кстати, у Тимура Вадимовича кроме севшего тюрьму Абраменко есть и другие хорошие знакомые. Например, Александр Горшколепов и Даниил Суханов, которые входят в состав совета директоров ОАО "Промышленно-эксплуатационное управление" вместе с Глебом Капустниковым, которого назначил лично Сергей Кужугетович! Также входил в совет Сергей Дробыш, муж сестры Александра Горшколепова. Только отметим, что господин Дробыш является подсудимым по "делу Горшколепова" и обвиняется в получении взяток.

Это "ПЭУ" подконтрольно "Оборонстрою", и без своего "предполагаемого покровителя" (Иванова) Дробыш "не мог принимать ни одно из тех решений, за которые получал взятки". "Через структуру Сергея Дробыша Тимуром Ивановым выводились значительные средства из государственного бюджета. ОАО "ПЭУ" за 2012-2014 годы оформило государственных заказов по мебельным закупкам на сумму более 1,8 млрд рублей". Господин Дробыш, надо сказать, еще подписал контракт "на поставку мебели и инвентаря для Военной академии связи им. С.М. Буденного в Санкт-Петербурге".

Следственные органы пресекают потенциальные властные амбиции главы Минобороны РФ.

Генерал-полковник МЧС Владимир Артамонов и генерал-майор МЧС Валерий Акимов осуждены за крупную растрату. Акимов считался одним из близких друзей Сергея Шойгу. Процесс можно рассматривать как подготовке к большой атаке на семью Шойгу, который рассчитывает якобы стать преемником Владимира Путина. Старые сотрудники МЧС располагают достаточным объемом компрометирующей информации, способной навсегда поставить крест на этих планах. Наилучший способ получить нужные сведения - припугнуть тюрьмой.

Уголовное дело в отношении статс-секретарь МЧС Артамонова, его супруги Галии Артамоновой и бывшего начальника ФГБУ «ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (ФГБУ ВНИИ ГОЧС) Валерия Акимова Хамовнический райсуд столицы рассмотрел в самые сжатые сроки. Два генерала и юрист являлись фигурантами уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), которое главное следственное управление СКР возбудило по результатам проверок, проведенных год назад контрольными службами в ФГБУ ВНИИ ГОЧС.

Генерал Акимов в качестве научного сотрудника фиктивно трудоустроил во ВНИИ супругу. Доктор юридических наук, профессор Артамонова, не появляясь в ФГБУ, в течение трех лет получала оттуда зарплату на карточку. При этом общая сумма выплат составила немногим более 1,3 млн рублей. В суде, куда дело поступило уже по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата в особо крупном размере), участники зарплатной аферы признали вину. Артамонов до назначения заместителем главы МЧС Владимира Пучкова (член команды Шойгу) работал начальником Санкт-Петербургского института, ставшего затем университетом Государственной противопожарной службы МЧС России. Валерий Акимов - личный выдвиженец Сергея Шойгу, начинал службу в МЧС вместе с ним в 1994 году.

Должность начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, являющийся также крупным ученым в области междисциплинарных исследований и создания методологии анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, занимал по протекции Шойгу с 2008 года. Сергей Шойгу сделал его членом научных советов Совета безопасности РФ, ВПК при правительстве РФ, ОАО «Газпром» и МЧС, а также заместителем председателя экспертного совета МЧС. Все трое обвиняемых получили по три года условно.

У супругов Артамоновых испытательный срок составил три года, а у их подельника - два с половиной. Получить комментарии осужденных или представителей их защиты "Ъ" не удалось. В обмен на условный срок Акимов и Артамонов активно сотрудничают с оперативниками ФСБ, которых интересуют сведения о семье Сергея Шойгу. По родственникам министра обороны есть большой массив информации. На имя свояченицы Шойгу Елены Антипиной записан дворец на Рублевке, где для министра оборудована буддистская пагода.

В 1990-е годы Елена Антипина работала вместе с Валерием Акимовым в МЧС, которым тогда командовал Шойгу. После этого Антипина устроилась на работу в туристические фирмы своей сестры Ирины Шойгу, супруги министра. Потом вместе с министерской дочкой Ксенией Шойгу была соучредителем инвесткомпании «Барвиха, 4». А четыре года назад стала совладельцем сразу четырех рекреационных комплексов на Рублевке. Один из них – «Кедр» – в мае 2012 года удосужился особого почтения со стороны тогдашнего губернатора Бориса Громова, который за несколько дней до отставки срочно отдал «Кедру» 60 га леса рыночной стоимостью более $1 млрд в аренду до 2060 года.

Когда Сергей Шойгу сменил Громова на посту губернатора Подмосковья, в число владельцев рекреационных комплексов вошла его свояченица, так что сомнительный договор пересматривать не стали. Затем информация о дворце в Раздорах стала публичной, что прервало полосу везения Антипиной. Согласно ЕГРЮЛ, три из четырех ее комплексов на сегодняшний день уже закрыты. Только «Кедр» пока продолжает стоять в рублевском лесу, но и он уже начинает крениться. Судя по публичным бухгалтерским отчетностям, пока от него собственникам – только убытки.

28 июня 2017 года Арбитражный суд Московской области принял к рассмотрению иск регионального управления Росимущества с требованием взыскать с «Кедра» 9.923.750 рублей 21 копейку задолженности по договору аренды. На обустройство дворца в буддистском стиле в Раздорах должны были уйти миллионы долларов. Впрочем, если что, с деньгами родственники помогут. В прошлом году Сергей Шойгу с супругой сумели заработать только официально более 20 млн рублей. Согласно выписке из Росреестра, Елена Антипина осталась не только без части фирм, но и без тех самых пагод на Рублевке.

Обитель в Раздорах, окончательно достроенную для семьи Шойгу только этой весной, женщина по договору купли продажи еще летом прошлого года уступила неизвестной фирме «Элтонс» с уставным капиталом в 21 тыс рублей, минусовой прибылью и нулевыми активами. Эта компания напоминает подставную фирму-пустышку. Юридический адрес находится в промзоне, а официальный телефон «не существует». Кто стоит за владельцем особняка - догадаться несложно.

Финансы академия дала огромные - 500 000 млн рублей. Обязательство по контракту взяло на себя "Главное управление обустройства войск" Тимура Иванова. Деньги были похищены. Можно добавить пару слов и про Даниила Суханова, он заместитель директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.

Его изюминка - это недвижимость в стране-члене НАТО Испании. В этом прекрасном королевстве есть у служащего Минобороны вид на жительство! Кирилл Журавлев, лично знавший Суханова, говорил, что служащий "занимался взиманием крупных долгов, мог "вывезти" человека в лес и, как он говорил, "закопать". Более того, Журавлев сообщал о том, что Суханов "в середине 90-х работал с чеченскими боевиками".

В 2012 году, когда Суханов возглавлял ГУ "Бюро экономического анализа экологических проектов" Москвы, его подозревали в воровстве 204,7 млн рублей! Тогда-то Суханов решил уединиться на своей испанской вилле. Но после того, как "патрон" Суханова Дмитрий Куракин по протекции Шойгу возглавил Департамент имущественных отношений Минобороны, Суханов вернулся в Россию и стал его замом! Нет, не кажется ли вам, что Евгения Васильева с Сердюковым - меньшее зло? Суханов, надо сказать, в 2015 году давал показания по делу – о махинации с вырубкой лесного массива в подмосковном Монино в 2013 году.

Тогда под чутким руководством Суханова был заключен контракт на вырубку леса в санитарных целях. Проблема в том, что вырубили не только необходимый участок, но и соседний! Участок потом облагородили за счет Минобороны, и Суханов передал его местным властям для дальнейшей перепродажи на условиях «отката».

Говоря о сомнительных назначениях Шойгу, стоит упомянуть, что в 2015 году стало известно - глава холдинга "Красная Звезда" Владислав Федотов дал деньги в размере трех миллионов рублей за назначение. «Общак» Шойгу хранится у Тимура Иванова.

Кроме ситуации с "Ростехом" надо сказать, что Шойгу специально создал монополиста по оказанию услуг ЖКХ для военных городков, чтобы отдавать контракты без конкурса: "Инициатором наделения ГУ ЖКХ статусом единственного поставщика выступил также господин Шойгу, направивший 31 марта соответствующее предложение Владимиру Путину. В специальном письме для Владимира Владимировича под номером N205/1226 Сергей Кужугетович сообщает, что целью создания новой структуры является "объединение функций энерго- и ресурсоснабжения, обслуживания казарменно-жилищного фонда". Так был создана монополист.

При Шойгу друзья его семьи получили миллиардный контракт на поставку рыбы в армию. Это компания "Русское море", которая переименовалась в "Русскую аквакультуру". Компания принадлежит Максиму Воробьеву (брат нынешнего подмосковного губернатора).

Оба "брата-акробата" являются сыновьями сенатора Юрия Воробьева, который считается самым близким другом Шойгу. Да они даже живут рядом. Точнее, их рублевские виллы раскинулись по соседству. Да, у Шойгу на Рублевке есть настоящий замок в японском стиле. Сергей Кужугетович из далекой республики Тувы и любит традиционную восточную архитектуру. "Японский замок" Шойгу стоит свыше 1 млрд рублей! "Роскошный дом записан на сестру жены Шойгу".

Всплыла и еще одна покупка – супруга Шойгу купила в 2012 году квартиру 217,6 квадратных метров в элитном жилом комплексе "Воробьевы горы". Стоимость жилплощади 200 млн рублей! Сергей Кужугетович, ну откуда же у вас такие средства?

На этот законный вопрос - молчание и даже замалчивание…

Когда начальство себе такое позволяет, что происходит с подчиненными? Воруют на мебели в Генштабе, воруют деньги для хранилища баллистических ракет, воруют даже пайки для офицеров! Такого не было даже при Анатолии Сердюкове, а при Шойгу - есть.

Может, Президенту России стоит подумать о том, что армией должен управлять кадровый военный. Разве не осталось в стране порядочных офицеров, которые не будут плодить коррупцию в Минобороны?

Союзники России традиционно одни и те же – армия и флот. Остальные – партнеры, временные попутчики. Коррупция в армии и на флоте ликвидирует единственную опору государственности в России – ее армию и флот, делает ее небоеспособной. Офицеры видят, как появился новый класс военных олигархов, надевших мундиры и звезды, но и дня не служивших в армии. Как называется такая ситуация – национальная катастрофа. Ее результаты будут очевидны при любой серьезной военной агрессии силами профессиональной бригады НАТО. Трагедия лета 1941 года повторится. Произойдет полная утрата боевого управления, массовое дезертирство и предательство, отдельные точки героического сопротивления, организованные силами чудом сохранившихся порядочных и грамотных младших и старших офицеров.

Воевать – не воровать!

Если страна в кольце врагов, то не пора ли изменить кадровую политику – убрать криминал из армии, сделать ее не только внеполитичной, но и некриминальной структурой страны.

4 000 000 армия СССР не встала на защиту СССР в 1991 году. Новая армия России приобрела серьезное заболевание – криминализация военного руководства, смещение интереса со службы к решению экономических задач разворовывания военного бюджета.

Диагноз современной армии поставлен как обществом, так и специальными службами.

Теперь настало время отдачи команды на декриминализацию армии.

Верховный Главнокомандующий вооруженными силами Российской Федерации с 2018 года начинает эту работу, и если своевременные отставки и добровольные уходы лиц, измаранных криминалом, не приключиться, то начнется компания по публичному изгнанию коррупции из министерства обороны.

Очистка от коррупции военного ведомства началась. Вначале информационный шум, потоки правды, потом неожиданные разоблачения и долгожданные аресты, сотрудничество со следствием и различные сроки тюремного заключения для удивленных лиц по сценарию Улюкаева.

Если товарищ Сталин расстреливал некоторых своих маршалов, генералов и офицеров для очистки армии от потенциальных предателей, то товарищ Путин будет более гуманным. Труд в исправительных колониях и на свободу с чистой совестью через 5,10 или 15 лет.

Все запросы удивленных «друзей Володи» будут удовлетворены по Путински – на 50%.

Понятно, что привычка воровать мешает остановиться. Только неприятные встречи с людьми в масках и часто мелькающими лицами разных следователей вернут чувство реальности – Россия меняется, Владимир Владимирович Путин – это надолго. А вы временно и пора перестать воровать, иначе будут сажать. Не «на кол», а на уголовное дело, которое уже заготовлено на каждого вора и спокойным образом неожиданно обеспокоит каждого «зеленого воришку» невзирая на воинский погон и купленный ударным грабежом бюджета воинский чин.

Московское территориальное управление

Антикоррупционной службы «КОБРА»

Советник IV ранга

П. П. Хачикян

Противодействие коррупции в вооруженных силах Российской Федерации

© Хачикян П. П., 2017

* * *

Предисловие

Монография «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации» посвящена актуальной теме коррупции в системе ВС РФ. В монографическом исследовании определяется понятие коррупции, ее характеристика в системе ВС РФ. В качестве введения в вопрос коррупции проводится экскурс в историю возникновения коррупции и определяется текущая ситуация по данному вопросу в России, проводится социологический опрос среди военнослужащих. Для определения профилактических и предупредительных мер по противодействию коррупции автором устанавливаются общесоциальные и общевоинские причины коррупционных преступлений. В заключении работы приводятся конкретные пути решения проблемы коррупции в военной среде.

Аспирант МГТУ ГА.

Области научных интересов: юриспруденция, антитеррористическая безопасность, технические науки, организация производства.

Адрес электронной почты (E-mail:):

Введение

Коррупция (от латинских слов «corrumpere» – растлевать и «corruptio» – подкуп, порча) – термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом его обладателя, возможностей и связей в целях личной выгоды, а также выгоды иных заинтересованных лиц, имеющих определенный интерес в разрешении той или иной ситуации и спорного вопроса.

В современном обществе, практический каждый человек знаком с проявлениями коррупции в тех или иных сферах жизнедеятельности. Несмотря на увеличение сил и средств, направленных на противодействие коррупции, она по-прежнему представляет угрозу для дальнейшего развития государства. Коррумпированными связями пронизаны как государственные органы власти, так и коммерческие организации, отдельные физические лица, имеющие те или иные полномочия или выступающие в качестве посредников. Военизированные государственные организации представляют для коррупционеров особый, повышенный интерес, так как отсутствие полноценного доступа со стороны контролирующих организаций и контроля со стороны общества в них достаточно сильно ограничены, а непубличный и иногда секретный режим функционирования данных организаций порождает возможность сокрытия определенных фактов, создает благоприятную почву для развития коррупции. Несовершенство организационной системы военных органов управления, проявляющееся в отсутствии четко распределенных полномочий и специалистов в сфере противодействия коррупция также попустительствует развитию коррупционных отношений в армейской среде. За последние годы Министерство обороны Российской Федерации потрясли крупные коррупционные скандалы, которые наглядно показали обществу объемы коррупции и как глубоко она проникла в самое высшее руководство страны. Коррупционные скандалы привели к возбуждению уголовных дел в отношении ряда лиц руководящего состава МО РФ, а также прямо повлияли на принятие решения Президентом страны об отставке с должности главы Министерства обороны РФ. Как отмечает заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор Сергей Фридинский, борьба с преступностью в армии с приходом нового руководства военного ведомства коренным образом изменилась в лучшую сторону. Но, цифры все равно настораживают: за 2015 год военными прокурорами выявлено свыше восьми тысяч нарушений закона. По результатам работы Главной военный Прокуратуры РФ более тысячи должностных лиц привлечены к различным видам ответственности, по материалам проверок расследуется 134 уголовных дела, государству возвращено 545 млн рублей.

Официальное определение понятия коррупции отражено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и достаточно понятно: это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также со вершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица. Стоит отметить, что данное определение выражено с точки зрения права и юриспруденции. Фактически же, коррупция – это сложное общественное явление, имеющее экономическую, социально-политическую и психологическую составляющую. Поэтому полное, всеобъемлющее понимание сущности и содержания коррупции, а также выработка эффективных мер противодействия ей возможны только путем проведения соответствующих научных исследований по данной тематике. Большой вклад в развитие науки в области коррупции в военной среде внесли научные труды доктора юридических наук, сотрудника Военного университета МО РФ, полковника юстиции – Виктора Михайловича Корякина. Несмотря на его большой личный вклад в науку, теме коррупции в системе Вооруженных сил РФ посвящено на настоящий момент недостаточно полноценных научных работ, степень разработанности темы является невысокой, так по данным из открытых источников, менее двух работ на соискание ученой степени по схожей тематике находятся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ).

В рамках данной монографии автор предлагает углубиться в изучение проблемы коррупции в Вооруженных силах Российской Федерации, обозначить причины и истоки ее появления, разделить общевоинские и общесоциальные причины, рассмотреть вопросы профилактики и противодействия коррупции, выражает свое личное мнение по данному вопросу.

Монография состоит из трех глав.

В первой главе автор дает криминологическую характеристику коррупции в ВС РФ, определяет понятие и классификацию, характер коррупции, проводит экскурс в историю и приводит данные опроса по текущей ситуации по данной проблематике в системе ВС РФ.

Во второй главе автором проводится исследование причин коррупционной преступности в ВС РФ. Для полноты изучения вопроса общевоинские причины отделяются от общесоциальных, составляется и анализируется портрет криминогенной личности преступника – коррупционера.

В третьей главе анализируются существующие механизмы профилактики и противодействия коррупции, вносятся собственные предложения автора по совершенствованию механизмов работы. Для конкретизации и разделения сред, общесоциальные и общевоинские решения рассматриваются отдельно, однако между ними проводятся определенные взаимосвязи.

Глава 1. Криминологическая характеристика коррупции в ВС РФ

1.1. Понятие, характеристика, классификация и характер коррупции в ВС РФ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

Фактически же коррупция несет под собой не просто юридический термин, обозначенный выше, а гораздо большее – это устойчивое общественное явление с тесно переплетенными социально-экономическими и психологическими составляющими.

Коррупция, как общественное явление, является своеобразным пороком общества, проекцией существующей несовершенной системы государственного управления на своих граждан. Данное явление также стоит рассматривать и как определенное вынужденное обстоятельство для тех, кто изначально не хотел нарушать закон. Нередки жизненные ситуации, когда решить тот или иной, важный для гражданина вопрос, законными и юридическими методами становится просто невозможно, так как излишне сложные, предвзятые бюрократические процессы и ложные препятствия, играют на руку недобросовестным чиновникам, дают им возможность склонить честного человека к коррупции, даче взятки. Разумеется, со стороны закона, правосудия и органов исполнительной власти, ничего из этого не может служить оправданием для честного гражданина, ступившего на ложный путь сотрудничества с коррупционером, однако в этом и заключается сложный, социально-экономический и психологический взгляд на данную проблему.

Объемы взяточничества в современной российской армии по-прежнему очень высоки. По словам полковника юстиции Константина Беляева, уровень преступлений, связанных с коррупцией в войсковых структурах не снижается, при этом отмечается рост числа взяток. Всего в 2010 году в вооруженных силах России было отмечено 2400 фактов коррупции, так почти в полтора раза возросло число взяток, корыстных должностных злоупотреблений, произошло увеличении числа мошенничеств. Все это происходит на фоне снижения в армии всех остальных видов преступлений. Борцы с коррупцией возлагают особые надежды на переход армии на систему безналичных расчетов и рассчитывают на положительный эффект.

В российской армии сегодня воруют миллионами. Так Николай Конон – начальник одного из НИИ Министерства обороны вместе с двумя своими подчиненными по фиктивным и подложным договорам с фирмами-однодневками похитили более 23 млн. бюджетных средств. Теперь предприимчивый начальник проведет за решеткой 7 лет, где у него будет достаточно времени, для того чтобы осмыслить свои деяния.
По словам Константина Беляева, коррупционным преступлениям в армии способствуют упущения в контрольной и ревизионной работе, ослабление дисциплины, несовершенство российского законодательства, а порой и откровенные ошибки при подборе и последующей расстановке кадров. В прошлом году главная военная прокуратура уличила более 300 военных чиновников «забывчивости». Так они «забыли» указать в декларациях свои доходы и имущество. Все такие факты связаны с сокрытием сведений о своих доходах.

Так, один из руководителей управления главкомата ВВ МВД РФ оказался настолько «забывчивым», что не указал в декларации то, что у его неработающей супруги в собственности находится 11 земельных участков, квартиры в Москве, несколько загородных строений и счет в банке размером в 10-ки миллионов рублей. В настоящее время этой уже занимаются правоохранительные структуры.

В январе этого года Сергей Фридинский – главный военный прокурор, отвечая на вопросы по поводу коррупции в военной среде, признался, что масштабы проблемы «порой поражают». По словам прокурора, складывается впечатление, что люди уже потеряли чувство меры и совсем забыли про совесть, а суммы хищений иногда шокируют. В качестве примера прокурор привел дело, которое было возбуждено в отношении группы чиновников Управления государственного заказа Минобороны России и Главного военно-медицинского управления. Представители двух этих структурных подразделений министерства обороны заключили государственный контракт с некой коммерческой фирмой на приобретение медтехники на сумму, превышающую 26 млн. руб. Как выяснилось в дальнейшем, стоимость приобретенного медицинского оборудования была завышена почти втрое, а прямой ущерб государству составил более 17 миллионов рублей. Деньги удалось вернуть, но военным чиновникам, сотворившим эту сделку, все равно придется ответить перед законом. При этом данные организации не раз проверялись контролерами, которые нарушения эти проглядели. Видимо у них что-то с профпригодностью или зрение подводит, а может и с совестью плохо, отметил Сергей Фридинский.

Главные надежды с переломом сложившейся ситуации в министерстве обороны отождествляют с полным переходом на систему безналичных расчетов в вооруженных силах РФ в текущем году. Расчеты будут осуществляться через территориальные финансовые органы (ТФО) министерства. Данное нововведение вступило в силу с 1 января 2011 года и коснулось всех финансовых операций воинских частей и соединений армии и и осуществляется через ТФО министерства обороны. В связи с этим в течение года будут ликвидированы все воинские финансовые органы, финансово-экономические управления и службы (от уровня воинских частей до военных округов).

С использованием безналичных расчетов будет осуществляться вся повседневная деятельность армии и флота, в том числе закупка вооружения и военной техники, ее текущий ремонт, покупка запасных частей, организация боевой подготовки, приобретение продовольствия. Теперь все военнослужащие и гражданский персонал министерства обороны будут иметь дело с деньгами только через пластиковые карты, получая в банкоматах зарплату и денежное довольствие. Специалисты считают, что переход к безналичной форме расчетов сведет к минимуму проявления коррупции и воровству бюджетных средств. Помимо этого произойдет значительная экономия средств за счет сокращения штата военных финансовых органов, сокращения времени поступления денежных средств военных бюджетов до конечных получателей и т.д.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы