Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ

ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1866), пристав следственных дел при одной из полицейских частей Петербурга, ведущий дело об убийстве и ограблении старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Еще за два месяца до этих событий П.П. обратил внимание на анонимную газетную статью «О преступлении», в которой по идейным соображениям оправдывалось убийство человеком «высшего разряда» людей «низшего разряда», и через редактора узнал фамилию автора - Раскольников. Основу коллизии между П.П. и Расколь-никовым составляет спор о сущности преступления, во время которого убийца излагает свои мысли о «праве на преступление» для «необыкновенных» людей. Обнажая метафизические корни нигилизма Раскольникова, дуалистическое мировоззрение и неверие в Бога, не имеющий улик П.П. все же дает понять преступнику, что тот разоблачен. Постепенно проницательный следователь доводит подозреваемого до нервного срыва и фактического признания. Однако неожиданное для всех появление маляра Миколки, взявшего на себя вину по исконной народной потребности «пострадать» ради искупления греха несоответствия идеалу, каковым является Христос, спутывает ближайшие планы П.П. Несмотря на факт признания Миколки, П.П. уверен, что «тут дело фантастическое, мрачное, современное, <...>. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...». П.П. чувствует «привязанность» к убийце, ибо ему самому «эти ощущения знакомы». Оттого считает его «страшным бойцом», если тот сумеет найти подлинную «веру иль бога». Он убеждает Раскольникова явиться с повинной, чтобы вновь обрести способность к жизни.

Лит.: Истомин К.К. Достоевский. «Преступление и наказание». Пг., 1923; Поддубная Р.Н. Образ Пор-фирия Петровича в художественной структуре романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

//«Вопросы русской литературы». Львов, 1971, вып. 1/16/; Каракин Ю.Ф. Человек в человеке

О.А.Богданова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ" в других словарях:

    Порфирий Петрович ("Часы") - Смотри также Человек смирный, собою неказистый, болезненный; занимался хождением по делам тяжебным и иным. Сам себя величал стряпчим; в прежние времена (начало XIX ст.) подобных ему людей обзывали подьячими, крючками, крапивным семенем. В… … Словарь литературных типов

    Писатель (родился в 1867 г.), воспитанник Казанской духовной академии, магистр богословия. Состоит редактором журнала Народное Образование и ежедневной газеты Приходский Листок (1914 1915). Главные его работы: Афинагор, христианский апологет II в … Биографический словарь

    Пятницкий (Порфирий Петрович) минералог и геолог. Родился в 1860 году. По окончании курса в Харьковском университете (1886) был оставлен ассистентом при кафедре геологии, а по защите магистерской диссертации был командирован за границу. Начиная с … Биографический словарь

    Писатель, воспитанник казанской духовной академии. Состоит редактором журнала "Народное Образование". Главные его труды: "Афинагор, христианский апологет II века" (Казань, 1894, магистерская диссерт.); "Дневник учителя… … Большая биографическая энциклопедия

    Писатель, воспитанник казанской духовной академии. Состоит редактором журнала Народное Образование. Главные его труды: Афинагор, христианский апологет II века (Казань, 1894, магистерская диссерт.); Дневник учителя церковно приходской школы (СПб …

    Минералог и геолог. Род. в 1860 г. По окончании курса в Харьковском университете (1886 г.) был оставлен ассистентом при кафедре геологии, а, защитив магистерскую диссертацию, был командирован за границу. Начиная с 1893 г. читал лекции в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Валерий Петрович Лекарев Дата рождения: 6 (19) октября 1909(1909 10 19) Дата смерти: 14 сентября 1971(1971 09 14) (61 год) … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якушев. Спортивные награды Волейбол Чемпионаты мира Золото Чехословакия 1949 Золото … Википедия

    Спортивные награды Волейбол Чемпионаты мира Золото Чехословакия 1949 Золото СССР 1952 … Википедия

Порфирий Петрович – второстепенный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», который однако является одним из важнейших персонажей. Следователь является главным антагонистом Раскольникова, человеком, который разрушает его теорию.

Образ Порфирия Петровича

Порфирий Петрович – следователь, расследующий убийство процентщицы Алены Ивановны и ее младшей сестры Лизаветы. Порфирий Петрович – человек 35 лет, не имеющий в романе фамилии. Внешность героя противоречит его внутреннему содержанию. Порфирий невысок ростом, имеет плотную фигуру и совсем не является красавцем: «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами».

С его комичной внешностью не вяжется образ блестящего следователя, человека, способного вывести на чистую воду любого преступника. его простоватый вид часто помогал ему в раскрытии преступлений, он мог прикинуться глупцом, чтобы в нужный момент подловить подозреваемых.

Следователь был не женат и имел множество причуд. Он мог притвориться, что уходит в монастырь или жениться, да так, что все окружающие в этом не сомневались. Трудно сказать, зачем это ему было нужно. Возможно, таким образом, он тренировал свои психологические подходы к пасследованию преступлений.

Подозрения Порфирия Петровича

После убийства Алены Ивановны и ее сестры Порфирий сразу же начинает подозревать Раскольникова, хотя никаких доказательств нет. И даже признание в убийстве местного моляра Миколы не сводит его с истинного пути.

Еще до знакомства с Раскольниковым следователь прочел интересную статью, где излагалась теория о необычных людях и людях обычных. Обычные люди, которых большинство, должны следовать законов и не отступать от правил. А необычные люди могут отступать от общепризнанных норм ради благих целей. Им дозволено больше, чем остальным. Теория показалась ему безумной, но смелой. Будучи тонким психологом он сразу сообразил, что статья написана молодым человеком с максималистскими взглядами. И хотя статья была не подписана, Порфирий начал догадываться, что ее написал Раскольников. В отличии от Раскольникова теория Порфирия Петровича заключается в том, что все люди равны, а преступники должны быть наказаны, какие бы благие цели они не преследовали, совершая преступление.

Кроме того Порфирию Петровичу казалось подозрительным то, что Раскольников был знаком со старухой до убийства и был должен ей деньги. Как тонкий психолог, он сразу почувствовал напряжение и нервозность в поведении Родиона.

Противостояние Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова

Порфирий Петрович и Родион Раскольников – два противоположных героя. Один совершил преступление, другой – его расследует. Их общение больше похоже на поединок. Первая встреча происходит в квартире Порфирия Петрович, где герои обсуждают статью Раскольникова “О преступлении”. Следователь задает вроде бы невинные вопросы, но они настораживают и нервируют Родиона. Своим вызывающим поведением он выдает себя, и Порфирий начинает подозревать Родиона еще больше.

Следующая встреча происходит в кабинете Порфирия. Родион нервничает и боится себя выдать. Порфирий давит на него психологически, и когда, кажется, что Родион готов признаться в преступлении, становится известно, что маляр Микола сознался в убийстве.

Последний разговор происходит в каморке Родиона. Следователь признается, что знает, что именно Раскольников является убийцей. Позже главный герой является с повинной, и благодаря Порфирию получает срок гораздо меньший, чем ему был положен.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Ф. М. Достоевский во многих произведениях раскрывает проблему нравственности, её пробуждения в человеке, не исключение и роман «Преступление и наказание», который заставляет задуматься читателя о моральности своих поступков.

Одним из ключевых героев данного романа является Порфирий Петрович, с образом которого связана одна из главных тем произведения – наказание. Писатель рисует данного героя как 35 – летнего пристава следственных дел на участке, где студент Родион Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры. Порфирий Петрович называл себя стариком, хоть и был среднего возраста. Следователь считался добродушным, проницательным, способным раскрыть самые сложные дела, используя методы психологии, искал к преступнику индивидуальный подход, чем добивался признаний, не имея весомых доказательств.

Порфирию Петровичу приходилось читать статью Раскольникова «О преступлении», которая была опубликована за пару месяцев до убийств. В её содержании следователь узнаёт о теории Родиона, вспоминает себя молодого. Проанализировав идею Раскольникова «тварь я дрожащая или право имею», Порфирий Петрович начинает подозревать его в совершении преступления уже тогда, тот в конторе падает в обморок. Не имея доказательств, уверен, что устраивать допрос «по форме» безрезультатно, устраивает психологический поединок, который проходит в трёх встречах с подозреваемым. Также решает оказывать влияние на Раскольникова с помощью Разумихина, своего родственника и товарища Родиона. Зная, что Разумихин болтлив, следователь делится с ним информацией о расследовании, чтобы он обсудил это с Раскольниковым.

Порфирий Петрович проникнут сочувствием к преступнику, он видит, что Раскольников в душевных муках. Следователь выступает в роли наставника, поддерживает совершившего преступление морально, толкая его к признанию. Понимая, что испытывает Родион, он хочет не только доказать его виновность, но и помочь раскаяться, привести к явке с повинной. В итоге Порфирий Петрович избавляет Раскольникова от душевных страданий, даёт понять совершённую ошибку в философских исканиях, способствует отречению бедного студента от теории.

Несмотря на то, что Порфирий Петрович второстепенный действующий персонаж, он играет огромную роль в романе. Следователь послужил поворотной точкой в судьбе главного героя произведения: помог разрешить противоречие, обрести душевное равновесие.

Вариант 2

Произведение « Преступление и наказание» пестрит яркими и своеобразными героями. Одним из таких является Порфирий Петрович.

Порфирий выполняет роль следователя, который тщательно расследует убийство старухи-процентщицы. Раскольников очень боялся Порфирия, ведь понимал, что тот с легкостью может понять, что убийца – главный герой. Раскольников не подпускал этого героя близко к себе, только приглядывался к нему. ПО воле судьбе, следователь – дальний родственник друга Раскольникова, Разумихина. Друг главного героя считал, что Порфирий довольно смышлён, хоть и молод. Конечно же, это усугубляло ситуацию Раскольникова.

Порфирию было не больше тридцати пяти лет, но он считал себя уже старым. Может быть, такой ироничностью он намекал не на возраст, а на огромный жизненный и следовательский опыт. Внешность следователя была слегка комичная, он не был похож на серьезного человека. Невысокий рост, округленные формы, щечки и доброе лицо. Его фигура больше напоминала мячик. Внешний образ дает наводку на то, какой Порфирий Петрович по характеру. А здесь смело можно сказать, что он мягкий, искренний и добродушный, но не все так просто, как кажется.

Все считали мужчина просто замечательным следователем, который мог раскрыть даже самое сложное дело. Он был не только хорошим следователем, но и психологом. Именно это помогала Порфирию Петровичу во многих делах. Мужчина манипулировал людьми, мог играть с ними, как с марионетками.

Порфирий не отрицает того, что у него отвратительный характер, но при этом, мужчина подчеркивает, что всегда живет по совести. Пусть Порфирий иногда и циничен, но он умеет сочувствовать. Та же история произошла с главным героям « Преступления и наказания».

Отношения между персонажами были натянуты, больше было похоже на игру – кошки-мышки. Следователь пытался расколоть главного героя, но это никак не выходило.

Подводя итоги, можно сказать, что Порфирий Петрович – положительный персонаж произведения « Преступление и наказание». Он очень помог Раскольникову и направил его на путь истины.

Сочинение Следователь Порфирий Петрович

Порфирий Петрович это один из центральных персонажей замечательного романа "Преступление и наказание". Он работает следователем на участке, где было страшное преступление по убийству старухи-процентщицы и ее сестры. Он очень любит Россию и считает, что в будущем страна станет одной из самых великих на мировой арене.

Первая встреча Порфирия Петровича и Раскольникова происходит на квартире одного из героев. Увидев Родиона Раскольникова, Порфирий включает умелого актера, который в разговоре с Родионом задает ему каверзные вопросы в надежде на то, что убийца сознается сразу же в содеянном. Раскольников не оказался таким простым человеком, поэтому у следователя сложилось двоякое отношение к нему. С одной стороны Раскольников был преступником и убийцей, а с другой стороны он был очень сильной личностью, которая все давным-давно поняла, но боящаяся правосудия.

К каждому преступнику Порфирий Петрович ищет индивидуальный подход, ведь расследование - это психологическая борьба следователя и подозреваемого. С первого дня допроса Родиона Раскольникова, Порфирий Петрович догадывается о том, что именно он совершил данное убийство, но он не хочет сажать его в тюрьму сразу. Следователь хочет, чтобы Родион сам понял свою вину и раскаялся.

Порфирий является дальним родственником Разумихина. Ему около 35 лет. Рост его был ниже среднего, имел небольшое брюшко. Он был аккуратно подстрижен и побрит. Он был очень умным мужчиной с особым складом ума. Следователь был талантливым человеком способным заглянуть в будущее, ведь какой обычный человек может распознать преступника в первый день допроса, понять вину обвиняемого и отпустить его для того, чтобы тот сам раскаялся. Эта ситуация выделяет еще одну характеристику данного персонажа это умение разбираться в людях.

Порфирий Петрович один из ключевых персонажей данного романа. Роман получил жизнь благодаря его эксперименту по проверке человека на человечность. Он очень хороший следователь и человек, который является патриотом своей страны и верит в нее очень сильно. Он сумел определить в Родионе не деспота, который убивал старух без угрызений совести, а смог заметить в Раскольникове что-то хорошее. Он замечательный человек и опытный следователь.

Несколько интересных сочинений

  • Старые хозяева вишневого сада (по пьесе Чехова) сочинение

    Герои произведений Антона Павловича Чехова – это очень яркие персонажи. Они живы, полноценны, их воспитание характерно для того, чтобы сказать, что они развиты и по своему индивидуальны.

  • Сочинение по трагедии Ромео и Джульетта Шекспира рассуждение

    Романтическое произведение «Ромео и Джульетта», покорило сердца многих поколений. Тема любви, предательства играет во многих произведениях главную роль.

  • История любви Мастера и Маргариты сочинение

    В романе Булгакова изящно сплетаются темы общества и религии, истории и творчества, возвышенности и повседневности. Любовная линия мастера и Маргариты делает произведение пронзительным и нежным.

  • Сочинение повествование Как я однажды...

    Зима-замечательное время. Каждый школьник ждет наступления зимних каникул, чтобы наконец-то встретится с друзьями, погулять и отдохнуть. Зима в этом году получилась на славу снежной и не сильно холодной. И вот однажды мы с друзьями сидели вместе и

  • Анализ рассказа Еще мама Платонова

    Становление и формирование личности человека начинается ещё в детстве, когда ребёнок делает первые шаги в социум и познаёт с окружающий мир. Этот момент очень важен для дальнейшего, успешного развития личности

Порфирий Петрович

Пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина, Порфирий Петрович логичен и интуитивен, умен и хитер, осторожен и смел, насмешлив и серьезен. Он хорошо знает дореформенную следственную практику, но слишком образован и широк, чтобы держаться рутины. Он терпелив, даже уклончив, он находит смысл в случайных подробностях, он подбирает улики исподтишка, он все сужает и сужает описываемую им спираль - и вдруг, в нужный момент, наносит решающий удар.

Может показаться, что сюжетное движение романа после убийства Алены Ивановны определяется целиком поединком между Порфирием и Раскольниковым. Если выделить в романе конфликт между Порфирием, как следователем, и Раскольниковым, как убийцей, если свести его к розыску, с одной стороны, и к заметанию следов - с другой, то «Преступление и наказание» может быть воспринято как произведение детективное. Во всех детективах на этом и сосредоточивается интерес: преступник заметает следы, следователь распутывает скрытую нить и настигает виновного. Криминалисты так и рассматривают великий историко-философский и социально-этический роман Достоевского; случалось, что и критики подчинялись их влиянию, и в особенности подражатели и инсценировщики.

Порфирий действует так, как должно действовать следователю, у него нет улик, но он психологически доконал Раскольникова, он заставляет Раскольникова каждый час и каждую минуту думать, что знает всю подноготную, он закружил его ежесуточными подозрениями и страхом, он играет на его нервах, на его желчи. Порфирий не подвергает Раскольникова предварительному заключению, потому что рассчитал, что он «психологически не убежит, хе-хе!». Порфирий прямо в лицо говорит Раскольникову как бы о третьем лице: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!.. Мало того: сам мне какую-нибудь математическую штучку, вроде дважды двух приготовит, - лишь дай я ему только антракт подлиннее... И все будет, все будет около меня же круги давать, всё суживая да суживая радиус, и - хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с, а это уж очень приятно, хе-хе-хе! Вы не верите?».

Изощренный Порфирий Петрович действует теми же методами, что и темный мещанин, интуитивно сообразивший, что странный, необычный, неуютный студент и есть тот человек, который убил Алену Ивановну. Порфирий понимает, что пьяный «мещанинишка» и он сам стоят по отношению к Раскольникову на одной и той же позиции, «потому что в его показании одна психология, что его рылу даже неприлично». У Порфирия, как и у мещанина, нет никаких фактов, никаких улик, и в его подозрениях и в его созревшей наконец уверенности нет ничего, кроме психологии. Но Порфирия не удовлетворяет одна психология, он мастер своего дела, он ищет улик, убедительных, как дважды два четыре, он добивается математической уверенности. Порфирий понимает ограниченность психологических доказательств. Психология не дает фактической точности, совпадающей с дважды два четыре.

Порфирий долго не арестовывал Раскольникова, потому что нет у него и юридически полноценных оснований для ареста.

При отношении к Порфирию только как к следователю-психологу теряется глубина образа, и сам он превращается всего лишь в героя-детектива. Тогда создается иллюзия, что Достоевский с Порфирием против преступного Раскольникова или, во всяком случае, на его стороне против стремящегося избежать наказания Раскольникова. На самом же деле отношение Достоевского к образу Порфирия не так просто и не так однозначно. Как автор, он поднимается над всеми своими персонажами, в том числе и над Порфирием, он судит всех, в том числе и Порфирия.

В конфликте лица и мира Порфирий целиком принадлежит миру, закономерному и злому порядку вещей. Мало того, в Порфирии с наибольшей силой проявляется упорствующая активность мира, его сопротивление изменениям, его способность переходить в контрнаступление.

Как большой художник, Достоевский поставил Порфирия в максимально выгодные условия перед судом человеческой совести, он наделил его многими привлекательными чертами, он сосредоточил в нем лучшее, что можно было найти в старом, грязном и неправедном мире. Порфирий бескорыстен, он старается не из-за карьеры, он не сухой формалист, его увлекает дело следователя заключенным в нем, «так сказать, свободным художеством в своем роде-с...».

Порфирий действует по правилам своего ремесла, он ставит ловушки; когда нужно для успеха игры, он становится расчетливо навязчив, раздражителен, невежлив.

Разобравшись в том, что представляет собой Раскольников как личность, он приводит в движение иные, более благородные пружины. В суждениях Порфирия мелькают следы историко-философской концепции, смыкающейся в иных пунктах не с вульгарным консерватизмом, не с пустозвонным либерализмом, а с «почвенничеством» журналов Достоевского. Порфирий язвительно замечает, что для оторвавшихся от народа, «беспочвенных» интеллигентов настоящие, посконные русские мужики предстают чем-то вроде иностранцев. Это повторение мысли, сформулированной в «Записках из Мертвого дома». Порфирий понял психологию Миколки, потрясенного жизнью в столичном городе Санкт-Петербурге, с его сектантским устремлением пострадать, приняв чужую вину на себя.

Порфирий отличает стыд совести от ханжеского буржуазного стыда, он верит в добрые начатки человеческой натуры, великодушно предоставляет уже пойманному Раскольникову самому явиться с повинной, что умалит в общественном мнении представление о его следовательском искусстве, но зато облегчит участь Родиона.

Порфирий - человек слова, человек честный, но Достоевский проводит различие между понятиями «честный» и «нравственный»: нравственно, по его мнению, только то, что совпадает с объективно значимым идеалом, с красотой, но у Порфирия нет представления о красоте совершенной и гармонической. Честность, честь и идеал Порфирия целиком от старого мира, отвергающего Раскольникова и столь уродливо отвергнутого Раскольниковым. Когда Порфирий подчеркнуто говорит Раскольникову - «без нас вам нельзя обойтись», - он предлагает ему капитуляцию не преступника перед уголовным кодексом, а капитуляцию реформатора перед предвечно существующим, издревле установленным порядком, каков бы он ни был.

В отношении к преступлению Раскольникова нельзя ограничиваться заповедью «не убий». Убийство недопустимо, безнравственно и уголовно наказуемо - это так, но ведь за злодеянием Раскольникова кроется еще его идея и его идеал, критика существующего злого и тоже безнравственного порядка вещей и судорожное искание нового, справедливого уклада.

Порфирий же убежден, что в «деле» Раскольникова обанкротились не только пути и средства, которыми последний хотел изменить мир, но и самое стремление к новой справедливости, к новому переустройству мира.

Порфирий ничего не может предложить Раскольникову, кроме перемены обстановки, то есть в данном контексте ничего, кроме наказания, как способа освобождения от ошибочной идеи и ступени в поисках нового «бога». «Ну, и найдите, и будете жить, - убеждает Порфирий. - Вам, во-первых, давно уже воздух переменить надо. Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте... Знаю, что не веруется, а вы лукаво не мудрствуйте, отдайтесь жизни прямо, не рассуждая, не беспокойтесь, - прямо на берег вынесет и на ноги поставит. На какой берег? А я почем знаю?».

В рассуждениях Порфирия присутствует фарисейский элемент: он предлагает Раскольникову искать новый идеал, но сам встает на защиту старых норм. Он говорит: какой новый идеал выработает жизнь - неизвестно, но в его словах звучит молчаливая оговорка: он-то, Порфирий, не примет и не признает такого идеала, который не выдержит испытания традицией, религией, положительным законом. Порфирий поучает Раскольникова - найдите веру или бога, но у самого Порфирия нет идеала, который можно было бы противопоставить старой и временем лишь узаконенной неправде. Его идеал - это справедливость существующего неправедного мира с его богом и с его церковным учением о пользе и благости страдания.

Порфирий ломает и крушит Раскольникова не как судья, а как совесть старого мира. Он понимает, что стремление Раскольникова к новому берегу имеет свои причины, но он не знает, каков новый берег, да и сомневается, существует ли вообще новый берег. Порфирий советует Раскольникову отказаться от теорий, от утопий, от мечтательства. Новый берег не известен, поэтому надо держаться старых, практических, жизненных ориентиров, поэтому всякое нарушение старого закона неизбежно требует возмездия, всякое преступление неизбежно должно повлечь за собой наказание - в том и справедливость. Не та справедливость, которой взыскуют и Мармеладов-отец, и Катерина Ивановна, и Соня, и не та справедливость, к которой столь казуистическим и кровавым путем хотел прорваться Раскольников, а справедливость существующего государства, церковного бога, покаяния и страдания как кары, при помощи которой общество восстанавливает нарушенное равновесие, а бог очищает грешную душу.

Образ Порфирия сложен и диалектичен. В нем, как только что было сказано, сконцентрирована совесть старого мира, все, что делало жизнь в нем устойчивой, ясной, и все, что оправдывало карающий меч, обрушивающийся на всякого, нарушавшего власть традиций. Но старая патриархальность ко времени действия романа давно уже утратила свою цельность и свою оправданность, она сомкнулась с лужинщиной, она стала поддерживать не род, не всеобщее благополучие, а благополучие единиц, хищников, сумевших подчинить себе ее механизм.

Порфирий рефлективен, скептичен, в нем нет непосредственной убежденности в правоте того дела, которому он служит. Он вернулся к старым законам, но он уже не верит в них беззаветно; в его голосе звучит трещинка, когда он доказывает их правоту или хотя бы их незыблемость. Он даже подольщается к Раскольникову, несмотря На то, что уже назначил ему срок явки с повинной. Порфирий советует Раскольникову стать солнцем, тогда все его увидят, но что нужно делать, чтобы стать солнцем, сказать не может. Единственно, что он может ему посоветовать, - это молиться богу.

Субъективно честный и лично благородный Порфирий защищает переживший себя и несправедливый порядок. Достоевский находит очень осторожные, но умело подобранные художественные средства для того, чтобы показать «подмоченность» своего героя в историко-философском плане. Его фигура имела в себе «что-то бабье», его речь иногда сопровождается «бабьими жестами». Порфирий, в отличие от других персонажей романа, асексуален. Он однажды притворился женихом, «платье даже новое сшил». Окружающие уже начали было его поздравлять, но невесты не было, ничего не было, все оказалось миражем.

Какие бы личные или идейные драмы ни пережил Порфирий, он выбрал старый берег - бога, реально существующий порядок, позитивный закон; Порфирием мир преследовал, настигал и наказывал все и всех, кто восставал против установленных кодексов.

Порфирий несоразмерен Раскольникову, по своему значению в романе он много меньше Сони и даже Свидригайлова, но Порфирий главенствует в сюжетно-фабульном крушении Раскольникова. Порфирий победил Раскольникова, мир не изменился, мир остался таким, каким был. Все противоречия и конфликты его остались нерешенными, все боли - неутоленными, все беды и несправедливости - неисцеленными.

Разделы: Литература

Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и художественные образы до сих пор не попадали в поле зрения ученых. Как правило, учеными поднимается вопрос о преступлении и наказании Раскольникова, Сони, ее отца - Мармеладова, но о преступлении Порфирия Петровича, следователя, речь не идет.

Совершает ли Порфирий Петрович преступление или его образ предстает идеальным, как полагают некоторые ученые. Для этого нужно сопоставить поступки и слова Порфирия Петровича с принятыми в религиозном сознании идеями сострадания и любви к ближнему.

В научной статье Т.В. Миджиферджяна Порфирий Петрович предстает талантливым следователем, тем, кто выводит Раскольникова на чистую воду, а еще является человеком независимым, самостоятельной и самодостаточной личностью. Сила ума Порфирия Петровича действительно поражает, он наделен ироничным взглядом на жизнь, именно ирония, едкая мысль лишает теорию Раскольникова всякой ценности. Порфирий умеет анализировать информацию, продумывать все логические ходы, создавать логические цепочки, он внимателен к действительности. Ко всему прочему, герой является тонким и искусным психологом. “Он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!”, – восторженно говорят о нем.

Однако, воспевая мощь интеллекта следователя, литературоведы забывают о тексте. При первой встрече Родиона Раскольникова и Порфирия, следователь описывается так: “Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском… Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всей фигурой…” Судя по внешности, Порфирий – человек деловой, деятельный, типичный чиновник второй половины ХIХ века в России. Он не щепетилен к своему внешнему виду и не так уж щегольски-элегантно одет. Есть очень важная деталь в портрете Порфирия, на которой делает особый акцент писатель, - глаза. У Порфирия они “с … жидким водянистым блеском”, невыразительные, словно пустые, и лицо “цвета больного, темно-желтого”, словно копия изжелта-серой гаммы Петербурга. Нравственно больной Петербург не мог не отразиться в образе жителя каменного города. Эта семантика “царственно столичного, порфироносного и, одновременно, каменного, холодного Петербурга” выражена в имени героя – Порфирий Петрович. Он человек непреклонный, ведомый только юридически рациональной, прямолинейной идеей преступления, требующего наказания.

Лесть, изворотливость – это тоже неотъемлемые черты характера героя. Порфирий почти никогда не говорит то, что думает, ему чужда искренность, поскольку она обезоружила бы этого сильного человека. Переходя на “уважительные тона”, напускную формальность, фальшиво улыбаясь, наполняя свою речь циничными и подчас саркастическим шутками, Порфирий Петрович психологически пытается загнать человека в ловушку, из которой нет выхода.

О Порфирии Разумихин говорит так: “Это, брат, славный парень, увидишь! Неуклюж немного, то есть он человек светский … Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный. Недоверчив, скептик, циник … надувать любит, то есть не надувать, а дурачить”. Из слов Разумихина следует, что Порфирий Петрович имеет своеобразный характер и отличается необычным мастерством в том, чтобы “надувать”, “дурачить”, иначе - увлекать преступника в логические тупики. Уловками он подводит и Раскольникова к выбору дальнейших действий, Порфирий становится обличителем, и даже, как полагают ученые, спасителем личности Родиона, только он один не преступает в художественном мире романа запретной черты, он герой, несомненно, положительный, но, так как живет только рацио, только логикой, оказывается выключен из потока живой жизни. Поскольку все герои Достоевского противоречивые, неоднозначные натуры, то в мыслях исследователей есть доля истины, но образ следователя гораздо сложнее: он наделен отрицательными чертами, Порфирий тоже преступает. И его преступление сопоставимо с тем, что совершает Раскольников, Порфирий тоже, своего рода, убийца. Аргументируем мысль. В одном из своих писем Достоевский писал о романе: “Это психологический отчет одного преступления”. Писатель хотел изобразить тот нравственный суд, который вершится над Раскольниковым. Наказание убийцы, по мысли Достоевского, проявляется в душевном томлении, моральном метании из угла в угол. Композиция, сюжет романа таковы, что Раскольников непременно должен сталкиваться с самыми необычными обстоятельствами и людьми, дабы ощутить всю горечь вины, понять несостоятельность своей теории, пройти все круги ада и найти, наконец, внутреннее очищение и возрождение. И вся острота этих душевных переживаний так отчетливо не обозначилась бы, если бы в романе не фигурировал образ Порфирия Петровича.

Однако у каждого читателя романа, думаю, обязательно возникает вопрос: “Кто такой Порфирий Петрович? Он – спаситель или “камень преткновения” на пути духовного возрождения Раскольникова? Он беспощадный злодей или добродетельный праведник?”. Невозможно однозначно ответить, и, кстати, это вполне согласуется с мировоззрением Достоевского, который считал, что безмерен человек, он одновременно открыт и в бездну греха и в молитвенный экстаз.

Какое же зло вершится руками следователя? Чтобы выяснить это, надо определить, что вкладывается нами в понятие слова “преступление”. Глоссарии юридических терминов утверждают: “Преступление – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказуемо в соответствии с законом”. Однако очевидно, что совершить преступление – это не только преступить норму права. В ряду обстоятельств преступлением можно считать пренебрежение какими-нибудь морально-этическими предписаниями, отклонение от нравственных, касающихся совести и чести норм. Именно такое гуманистически интерпретированное понятие слова “преступление” помогает “отыскать улики” против следователя в романе.

“- А вы курите? Есть у вас? Вот-с папиросочка-с. Знаете, я принимаю вас здесь, а ведь квартира-то моя тут же за перегородкой…казенная-с…это славная вещь – а? Как вы думаете?
- Да, славная вещь, – ответил Раскольников…
- Славная вещь, славная вещь… – повторял Порфирий Петрович, как будто задумавшись о чем-то совсем другом… Это глупенькое повторение …противоречило с серьезным, мыслящим и загадочным взглядом”.

Вонзить в совесть Раскольникова кинжал посильнее да поглубже – та цель, которую ставит перед собой и успешно добивается Порфирий Петрович. Он умело подбирает самые подходящие слова, чтобы указать Родиону на аморальность его теории и поступка, но делает он это хитро: не рубит с плеча, не говорит открыто в лицо, а все как-то ходит вокруг да около. Говорит о молодежи, например, а подразумевает Раскольникова: “Ведь это больное, да худое, а раздраженное! А желчи-то, желчи-то в них во всех сколько!” Или твердит о разыскиваемом преступнике: “ Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит”.

Порфирий всем своим существом доказывает, что для него нет никаких загадок, и подчеркивает: преступнику не выбраться из его цепких рук. “Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!” По его убеждению, Раскольников обречен, и нет ему другой дороги, кроме как дороги на каторгу. “Мужик убежит, модный сектант убежит… А вы ведь вашей теории больше не верите – с чем убежите? Убежите и сами воротитесь”. Из сказанных слов можно понять следующее: Порфирий Петрович чувствует себя совершенно всевидящим и имеющим неограниченною власть над измученной душой Родиона Раскольникова.

Следователь не чурается использования жестких психологических уловок. То он задает провокационные вопросы, как, например, не считал ли Раскольников себя одним из “необыкновенных”, сочиняя газетную статью, то вдруг нежданно-негаданно преподносит Родиону “сюрпризик” - исступленного, доведенного до нервного срыва Миколку, то появляется совершенно необычным образом в доме Раскольникова. Все эти действия совершаются ради единой цели – одержать верх над преступником, властвовать над мыслями Раскольникова и его душевными переживаниями. Уж не демоническая ли это одержимость властью?!

В романе Достоевского, по мысли Миджиферджяна, проглядывается основная тема: “Воскрешение Лазаря – воскрешение Раскольникова”. Именно такой путь избрал для своего героя писатель. Не зря в роман включено евангельское повествование, ведь Достоевскому библейский текст помогал обозначить ведущую тему произведения. Известен тот факт, что когда стоял вопрос в редакции: нужно ли включать столь обширную библейскую цитату в роман, Достоевский просил в письме Любимова в 1856 году: “А теперь до вас великая просьба моя: ради Христа – оставьте все остальное так, как есть теперь…Чтению Евангелия придан другой колорит…”

Мертвый Лазарь-Раскольников должен по замыслу писателя обязательно воскреснуть. Нравственное же возрождение, согласно христианскому вероучению, которого придерживался сам Достоевский, достигается лишь через покаяние и исповедь. Но кто же тот священник-душеспаситель, что должен будет исповедать Раскольникова? Порфирий Петрович?

Священник как лицо духовное, божий слуга должен быть гуманным человеком, исполненным самых искренних чувств. Таков ли Порфирий? Он циничен, язвителен, изворотлив, лукав. Да, он признает мораль, готов ее защищать, но, судите сами, назовешь ли гуманистом того, кто беспардонно глумиться над святыней – человеком, человеческой душой, его свободой? Священник ведет человека к Господу, к Иисусу, дает наставление и напутствие. Порфирий же Петрович не может быть настоящим душепопечителем. Он, казалось бы, убеждает: “Ну, и найди [веру в бога] и будете жить. Страдание тоже дело хорошее. Пострадаете. Миколка-то, может и прав, что страдания хочет. Знаю, что не веруете, - а вы лукаво не мудрствуйте; отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь – прямо на берег вынесет и на ноги поставит”. Эти слова содержат долю истины, однако лишены глубокой искренности, душевного участия, а главное, их искренность поставлена под вопрос вечным стремлением Порфирия иронизировать.

Митрополит Антоний Суражский, размышляя о роли священника на исповеди, приводит как-то слова одного батюшки: “Когда человек приходит ко мне со своим грехом, я этот грех воспринимаю как свой… Мы с этим человеком едины.…Поэтому я переживаю его исповедь, как свою собственную, я схожу ступенька за ступенькой в глубины его мрака, я его душу связываю со своей душой и каюсь в грехах, которые он исповедует”. Какой трогательный пример любви к ближнему! Но в романе Достоевского видим ли мы в следователе человека, сходящего до “глубин мрака души” Раскольникова? Ответ однозначен: нет. Между Порфирием и Родионом чётко обозначена дистанция, потому что нет этого духовного сближения, нет чувства сострадания, нет ощущения братства и любви.

Священник своим долгом считает сказать что-нибудь кающемуся человеку в качестве одобрения и благословения. Иногда это может быть просто молитвенная поддержка. То наставление, которое произносит Порфирий Петрович Раскольникову ужасно в христианском понимании: “На всякий случай есть у меня и ещё к вам просьбица, щекотливая она, а важная: то есть на всякий случай, если бы на случай… пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов дело покончить иначе, фантастическим таким способом – ручки этак на себя поднять, то оставьте краткую, но обстоятельную записочку”.

Порфирий говорит о самоубийстве как о возможном шаге Раскольникова. Из этого следует, что следователь не верит в будущее возрождение Родиона, в воскрешение Лазаря. А ведь самоубийство в христианстве – страшный, непростительный грех. Порфирий Петрович нарочно бросает в душу Раскольникова бесовскую мысль.

В переводе с греческого “Порфирий” значит “багряный, “пурпурный”. Порфира, багряница – так называлась красивая и очень дорогая ткань в античные времена, в неё облачались императоры, консулы, видные чиновники, знать. Порфирию, "багряному" “царственному”, должны быть присущи такие качества, как благородство, солидность и статность. Так, собственно, и есть: герой высококультурный, образованный, интеллигентный человек, имеющий доверие и уважение в обществе. Если обратиться к тексту Священного Писания, то можно найти поразительное сходство христовой притчи о богаче и Лазаре и картиной взаимоотношений Порфирия Петровича с Раскольниковым. Притча начинается словами: "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его (Лук 16: 19-21)". Лазарь в притче, конечно, не тот, что воскрешается Сыном Божиим. У них общие имена, однако, описываемый Лазарь, находясь в своей нищете, болезнях и голоде, так напоминает нам Раскольникова, что мы смело можем называть его тоже прототипом героя романа Достоевского. Очевидна и другая вещь: богач из притчи, "порфироносец" – аллегорический образ Порфирия Петровича. Судьбы героев притчи известны: Лазарь получает спасение, исцеление, освобождение, богач – вечное забвение. Подобное происходит и в романе: Раскольников нравственно воскресает, а следователя Порфирия Петровича мы теряем и в произведении, и в истории, и в людской памяти.

Любое преступление имеет последствия. Преступление Порфирия Петровича против Раскольникова приносит Родиону внутреннюю боль и страдание. Но все логические уловки и издевки не смогли совершить самого главного, они не совершили "чуда", не привели героя Достоевского к покаянию. Не из-за Порфирия Раскольников кается. Он идет признаваться в содеянном ради любящей его и глубоко сострадающей Сони. А в образе и поступках Порфирия Достоевский акцентирует преступную и мертвенную идею каменного, порфироносного Петербурга: идею власти юридического закона над человеческой душой.

Литература:

  1. Бахтин.М.М. “Проблемы поэтики Достоевского”.
  2. Миджиферджан “Раскольников-Свидригайлов-Порфирий Петрович: поединок сознаний”.
  3. Муравьёв. “Раскольников и другие”.
  4. Библия. Новый завет.
  5. Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы