Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЮРИСПРИДЕНЦИИ

Факультет: Юриспруденция

Специальность: Юриспруденция

Курс: Третий

Дисциплина: Криминология

Реферат на тему:

«Преступления в сфере экономической деятельности и их предупреждение»

Студента: Кашиной Наталии Александровны

Группа: ЮЮШЗ-11/7-СВ-4

Научный руководитель: Зубач А.В.________

Оплачено до 02.05.2010г.

Москва-2010

Введение_______________________________________________________________3

Криминологическая характеристика преступлений

в сфере экономической деятельности_______________________________________4

Основные причины и условия совершения преступлений

в сфере экономической деятельности_______________________________________6

Предупреждение преступлений в сфере

экономической деятельности______________________________________________7

Заключение____________________________________________________________15

Список литературы_____________________________________________________16

Введение

Экономическая преступность, иными словами, преступность экономической направленности представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права, и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Преступления, совершаемые в сфере экономики, одна из составных частей преступных деяний, выделяемых при их криминалистической классификации. В эту группу включаются преступления, подпадающие при уголовно-правовой квалификации под признаки самых различных статей УК (приписки, должностные хищения, выпуск недоброкачественной продукции и т. д.). Однако сходство по ряду признаков, существенных с точки зрения методики расследования, позволяет рассматривать все их множество в качестве криминалистически однородной группы преступлений. Имеются в виду следующие признаки: 1) субъектами рассматриваемых преступлений являются работники управленческих, производственных, коммерческих и иных структур, реализующие свои функции в сфере экономики (прежде всего - это должностные и материально-ответственные лица); 2) преступления ими совершаются в связи с выполнением своих профессиональных функций в процессе производства, хранения, сбыта, обеспечения сохранности изготовляемой и выпускаемой продукции, осуществления контроля за ее качеством, правильностью финансовых операций, оказания материальных и иных услуг населению и других видов деятельности; 3) в основе преступлений лежит нарушение правил нормативного характера, определяющих направленность, регулирующих порядок и условия осуществления соответствующей деятельности, регламентирующих права и обязанности ее участников (законов, инструкций, приказов и т. д.). Сказанному не противоречит то, что в ряде диспозиций статей УК, применяемых при их уголовно-правовой квалификации, непосредственного указания на нарушение тех или иных правил не содержится. В таких случаях указанное обстоятельство предполагается в качестве необходимого элемента преступного деяния. Так, например загрязнения водоемов и воздуха, ядовитыми промышленными стоками и выбросами, - нарушение законов об охране атмосферного воздуха, природы, Основ законодательства о здравоохранении, ведомственных нормативных актов и т. д.Учет всей совокупности вышеуказанных признаков позволяет отграничивать данные преступления от сходных с ними по отдельным признакам, но не входящих в рассматриваемую группу деяний (например, от преступлений, совершаемых членами трудовых коллективов в сфере быта: от преступлений, которые совершаются в сфере экономики, но не в связи с выполнением профессиональных обязанностей). Важное значение для выявления и раскрытия экономических преступлений имеет учет того, что все они сходны в основных принципиальных чертах и с точки зрения механизма следообразования, круга и характера носителей и источников информации, необходимой для установления истины по уголовным делам. Это сходство обусловлено в первую очередь таким фактором, как закономерная связь преступлений с профессиональной деятельностью, а также теми закономерностями, которые лежат в ее основе: она возникает, осуществляется, изменяется и прекращается на нормативной основе. Данное обстоятельство выступает в качестве важнейшей из детерминант этой деятельности, предопределяющих ее стабильность, устойчивость, необходимость, повторяемость всех основных ее сторон. Функционирование в процессе профессиональной деятельности орудий труда, средств производства, контрольной аппаратуры, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, других предметов, отражение этой деятельности в специальных финансовых, технологических, бухгалтерских и иных документах также оказывают существенное влияние на механизм отражения преступлений и формирование информации, как о самой деятельности, так и о преступлениях, связанных с ней. Не случайно, поэтому типичными носителями и источниками информации, собираемой при выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, являются: 1) финансовая, оперативная, техническая, технологическая и иная документация предприятий организаций, учреждений, а также предприятий, состоящих с ними в договорных отношениях, документы их вышестоящих организаций, государственных и общественных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции на предприятиях, в организациях, учреждениях; 2) субъекты всех видов указанной деятельности; 3) различные материальные объекты, функционирующие в ходе подготовки и осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности (орудия труда, технические средства, продукты деятельности и т. д.), реализации ее результатов, контроля качества, проверки ее правильности и эффективности. С точки зрения мотивов одна часть рассматриваемых преступлений характеризуется корыстными побуждениями (должностные хищения, взяточничество и т. д.), другая - мотивами иного плана: карьеристскими соображениями, нежеланием перетруждать себя излишними, с точки зрения преступников, заботами и т.п. Последняя группа преступлений (преступная халатность, нарушение правил техники безопасности и т. д.) являет собой пример уголовно наказуемого, небрежного, безответственного, недобросовестного поведения субъектов в сфере их трудовой деятельности. Преступления того и другого плана совершаются в сфере производства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.), а также в сфере обслуживания населения. В свою очередь, в каждой из таких подсистем преступлений (например, преступлений, совершаемых в сфере промышленного производства) могут быть выделены их составные части, исходя из учета отдельных видов преступлений, характера нарушенных правил (например, преступления в сфере экономики, связанные с нарушением правил техники безопасности, преступления, связанные с нарушением правил торговли), внутривидовой специфики профессиональной деятельности, своеобразия предмета, способов преступных посягательств, характера и особенностей, обусловленных преступными действиями (бездействием), наступлением тех или иных вредных последствий. Основная цель таких классификаций - получение и использование в научных и практических целях дополнительных знаний о специфике соответствующих подгрупп, видов и разновидностей преступлений, совершаемых в сфере экономики.

Основные причины и условия совершения преступлений

в сфере экономической деятельности

Экономическая преступность все больше и больше заявляет о себе, становясь распространенным и надежно скрываемым источником обогащения. Эволюционный процесс смены социально-экономической формации в республике, осуществляемый фактически при отсутствии правовой основы или при значительном запаздывании принятия законодательства, регулирующего переход к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального элемента, направленную, прежде всего на изыскание надежных возможностей беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых. Не последним фактором в появлении целого ряда экономических преступлений явилось тяжелое материальное положение, в котором оказалось большинство граждан, отсутствие перспектив его улучшения. Как следствие экономической неустроенности стала формироваться криминальная идеология с лозунгом "богатство любым путем". Все это не могло не вызвать многообразия криминальной деятельности определенной категории лиц, использующих сложившуюся обстановку в своих целях. Все более квалифицированными становятся способы уклонения от налогов, извлечения незаконных доходов в банковской системе, развивается подпольное предпринимательство, базирующееся на незаконной деятельности, под прицел преступного элемента все более попадает природное богатство страны, осваивается компьютерная техника в преступных целях и т.д.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

    А.В. ПЕТРЕНКО

    Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению преступлений руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
    Правовое регулирование предупреждения преступлений, совершаемых в экономической сфере, осуществляется нормами различных отраслей законодательства - государственного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового, а также различными подзаконными актами, содержащими предписания о мерах, средствах профилактической деятельности.
    Такое регулирование проводится в трех основных направлениях: материально-правовом (преимущественно уголовно-правовом), процессуально-правовом и организационно-управленческом.
    При этом материально-правовое направление включает правовые нормы, предусматривающие как меры воздействия на отдельных лиц и причины и условия совершения преступлений, направленные на предотвращение преступлений, устранение их причин и условий, так и меры стимулирования активности граждан в предупреждении и пресечении преступлений.
    Процессуально-правовое направление - нормы, регламентирующие порядок выявления объектов профилактики преступлений, применения мер воздействия, взаимоотношений субъектов и объектов профилактической деятельности и т.д.
    Организационно-управленческое направление - нормы, определяющие круг субъектов предупреждения преступлений, их правовой статус, материально-техническое обеспечение и т.д., а также круг объектов профилактической деятельности, в частности категории лиц, подлежащих взятию на учет в целях наблюдения за ними и оказания на них предупредительного воздействия, виды учета и т.д.
    В сфере деятельности ОВД основным правовым актом является Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (в ред. Приказа МВД РФ от 29 января 2009 г. N 60), утверждающий:
    Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (приложение N 1);
    Положение об Оперативном штабе МВД России по профилактике правонарушений (приложение N 2).
    Анализ практики проводимых ОВД мероприятий по профилактике экономических правонарушений показал, что среди основополагающих проблем борьбы с нарушениями в финансово-экономической сфере можно выделить следующие:
    - недостаточная способность правоохранительных и финансово-экономических органов надлежащим способом реагировать на изменения финансово-экономических отношений;
    - высокие темпы изменения финансово-экономических отношений и мобильность хозяйствующих субъектов с точки зрения осуществления операций, открытия счетов, осуществления экспортно-импортных операций опережают развитие действующих процессуальных норм, которые требуют больших затрат времени на обеспечение необходимых процедур по проведению дознания и предварительного следствия, сбору и оценке доказательства;
    - даже в условиях динамичного изменения законодательство не всегда успевает за реалиями экономической жизни, а иногда позволяет слишком широко трактовать финансово-экономические взаимоотношения, что может негативно отразиться на правах граждан и юридических лиц.
    Таким образом, экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.
    Совершенно очевидно, что одними только мерами уголовного преследования и административного взыскания успешно противостоять финансово-экономическим нарушениям невозможно. Борьба с указанными нарушениями - это не только правовая проблема. Для ее решения необходима реализация комплекса взаимосвязанных мер: политических, правовых, организованных, предупредительных, направленных на непосредственное пресечение условий, способствующих формированию и деятельности криминальных структур. Учитывая изложенное, необходимо широко применять на практике институт финансово-экономических расследований как один из эффективных механизмов противодействия экономическим и налоговым преступлениям.
    Задачами финансово-экономических расследований являются:
    - мониторинг и анализ теневых процессов в финансово-экономической сфере в целях определения степени их негативного влияния на экономическую безопасность;
    - анализ причинно-следственной связи между угрозами экономической безопасности и обусловившими их причинами;
    - выявление действий (бездействия), являющихся предпосылкой преступных финансово-экономических деяний;
    - расследование правонарушений в финансово-экономической сфере.
    Таким образом, финансово-экономические расследования являются частью подсистемы мониторинга, анализа и прогноза экономических явлений и процессов. Соответственно мониторинг, анализ и прогноз, осуществляемые в ходе проведения финансово-экономических расследований, позволяют отслеживать все ключевые моменты состояния и динамики экономической безопасности страны в соответствии с принятой методологией.
    Структуру "профилактического мероприятия" можно представить в следующем виде.
    Объекты предупредительной деятельности:
    - негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений или облегчающие их совершение;
    - юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных правил, нормативов и стандартов;
    - лица, замышляющие или подготавливающие преступления;
    - лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законом случаях;
    - лица с устойчивым противоправным поведением;
    - лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям;
    - лица, являющиеся потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего возраста, поведения, образа жизни, физических, психических или психологических особенностей, социально-ролевых установок.
    Субъектами профилактики преступлений являются государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы и отдельные граждане. Они осуществляют ее в соответствии с компетенцией в пределах возложенных на них обязанностей и предоставленных им прав. Все эти субъекты образуют сложную систему. Речь идет об их совокупности, определенным образом взаимосвязанной и дифференцированной по природе, функциям, уровню и сфере деятельности, в зависимости от оснований классификации вся данная система подразделяется на ряд групп.
    По своей природе указанные субъекты делятся на четыре группы: 1) государственные органы, предприятия, учреждения, организации; 2) общественные организации; 3) трудовые коллективы; 4) отдельные граждане.
    По функциям они делятся на специализированные и неспециализированные. К первым относятся те, для которых профилактическая функция является основной или одной из основных (органы внутренних дел, другие правоохранительные органы, товарищеские суды, общественные пункты охраны порядка и т.д.), ко вторым - те, для которых профилактика не является основной функцией.
    Субъекты профилактической деятельности ОВД и их компетенция указаны в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений 2006 г. N 19.
    Среди субъектов предупреждения преступлений органы внутренних дел занимают специальное место, определяемое их предназначением, компетенцией, реальными возможностями (информационными, кадровыми, материально-техническими, организационными и методическими). Наряду с непосредственной предупредительной деятельностью органы внутренних дел оказывают иным субъектам предупреждения преступлений информационную, организационную и методическую помощь.
    Представим основные виды предупредительных мер, осуществляемых органами внутренних дел в экономической и налоговой сферах.
    Меры общего предупреждения экономических преступлений:
    постоянное наблюдение, оценка и прогноз социальных явлений криминогенного и антикриминогенного характера, а также состояния борьбы с преступностью (мониторинг);
    создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений и других правонарушений на определенной территории (объекте);
    участие в рамках своей компетенции в правовой пропаганде среди населения;
    организация технических и инженерных мероприятий по обеспечению экономической безопасности;
    обмен информацией о криминогенных факторах с государственными правоохранительными и иными органами, общественными организациями, профессиональными союзами;
    разработка и реализация в пределах компетенции программ борьбы с преступностью и предупреждения преступлений и других экономических правонарушений;
    криминологическая экспертиза проектов законодательных и нормативных актов.
    Меры индивидуального предупреждения экономических преступлений:
    - профилактическая беседа;
    - направление информации о причинах и условиях противоправного поведения;
    - наблюдение и контроль за ходом социальной реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята и не погашена;
    - выявление и постановка на профилактический учет;
    - административный надзор.
    Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения преступлений и других экономических правонарушений:
    - обеспечение безопасности физических и юридических лиц, на права и законные интересы которых возможно преступное посягательство;
    - контроль за своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений;
    - применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер воздействия к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, и административные правонарушения, в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений;
    - внесение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования дел причин и условий, способствующих совершению преступлений;
    - внесение в соответствии с законодательством представлений о замене мер наказания, не связанных с лишением свободы, либо иных мер на реальное отбывание наказания;
    - изъятие из пользования юридических и физических лиц предметов, оборот которых ограничен и которые могут быть использованы при совершении преступлений.
    Оперативно-розыскные меры предупреждения преступлений и других экономических правонарушений:
    сбор, обобщение, анализ и реализация оперативно-розыскной информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от совершения экономических преступлений;
    своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и принятие мер к прекращению преступной деятельности входящих в них лиц на ранних стадиях подготовки преступлений, а также исключающих возможность их совершения;
    принятие исчерпывающих мер по розыску и задержанию лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.
    Организационные и иные меры предупреждения преступлений и других экономических правонарушений:
    - оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о причинах, условиях, обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, а также о подготавливаемых преступных посягательствах;
    - накопление, систематизация и использование информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер;
    - проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по предупреждению деятельности преступных групп, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел;
    - привлечение населения, общественности к работе по предупреждению экономических преступлений;
    - осуществление взаимодействия с иными правоохранительными органами (прокуратурой, федеральной службой безопасности, таможенной службой, налоговой инспекцией), с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями правоохранительной направленности, благотворительными и иными фондами, трудовыми коллективами в работе по предупреждению экономических преступлений;
    - инициативное оказание услуг по защите и охране имущества юридических и физических лиц на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством и ведомственными нормативными актами;
    - организация контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений.
    Организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений и правонарушений.
    Реализация перечисленных мер предупреждения преступлений и других правонарушений возлагается на отраслевые службы и подразделения органов внутренних дел на всех уровнях управления в пределах их компетенции.
    Кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений и правонарушений.
    Специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности.
    Образовательные учреждения МВД России, учебные центры МВД, ГУВД, УВД, УВДТ осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, специализирующихся на работе по предупреждению преступлений, по программам, согласованным с ДКО МВД России и отраслевыми главками Министерства по направлениям деятельности.
    Научно-методическое обеспечение деятельности по предупреждению преступлений возлагается на научно-исследовательские и образовательные учреждения системы МВД России.
    В целях повышения эффективности работы по предупреждению преступлений должны быть расширены меры по стимулированию сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел, имеющих высокие показатели оперативно-служебной деятельности.
    Для осуществления мероприятий по предупреждению преступлений могут использоваться внебюджетные фонды и иные источники финансирования.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  • Предмет, система, задачи и функции криминологии
    • Общая характеристика криминологии
    • Цели, задачи, функции криминологии и их реализация
    • Место криминологии в системе наук. Междисциплинарный характер криминологии
  • История криминологии. Современные криминологические теории
    • Становление криминологии как науки. Основные направления изучения причин преступности
    • Зарождение и развитие зарубежных криминологических теорий
    • Развитие криминологии в России
    • Современное состояние криминологии
  • Преступность и ее основные характеристики
    • Понятие «преступность». Соотношение преступности и преступлений
    • Основные показатели преступности
    • Латентная преступность и методы ее оценки
    • Социальные последствия преступности
    • Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ
  • Детерминанты преступности
    • Понятие «детерминизма»
    • Теория причинности
    • Понятие «детерминант» в криминологии
    • Причины и условия преступлений
  • Личность преступника и ее криминологическая характеристика
    • Сущность и содержание понятия «личность преступника» и его соотношение с другими смежными понятиями
    • Структура и основные черты криминологической характеристики личности преступника
    • Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника
    • Классификация и типология личности преступника
    • Значение, объем, способы и основные направления изучения личности преступника в деятельности ОВД
  • Механизм индивидуального преступного поведения
    • Причинность как взаимодействие социального и биологического
    • Психологический механизм поведения личности
    • Роль конкретной ситуации в совершении преступления
    • Роль потерпевшего в генезисе преступного поведения
  • Основы виктимологии
    • История возникновения и развития учения о жертве
    • Основные положения виктимологии. Виктимность и виктимизация
    • «Жертва преступления» и «личность потерпевшего»: понятия и их соотношение
  • Организация и проведение криминологического исследования
    • Понятие «криминологическое исследование» и «криминологическая информация»
    • Организация и основные этапы криминологического исследования
    • Методы криминологического исследования
    • Методы уголовной статистики и их использование в криминологическом исследовании
  • Предупреждение преступлений
    • Понятие «предупреждение преступлений»
    • Виды и этапы предупредительной деятельности
    • Индивидуальная профилактика
    • Классификация мер предупреждения
    • Система предупреждения преступлений
  • Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности
    • Понятия «криминологический прогноз» и «криминологическое прогнозирование», их научно-практическое значение
    • Виды и масштабы криминологического прогноза. Субъекты криминологического прогнозирования
    • Методы и организация криминологического прогнозирования
    • Прогнозирование индивидуального преступного поведения
    • Планирование и программирование предупреждения преступности
  • ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  • Правовые, организационные и тактические основы деятельности ОВД по предупреждению преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних
    • Основные показатели преступности несовершеннолетних
    • Личность несовершеннолетних преступников
    • Причины и условия преступности несовершеннолетних
    • Организация профилактики правонарушений несовершеннолетних
  • Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности
    • Понятие, признаки и виды преступного рецидива и профессионализма. Понятие рецидивной и профессиональной преступности
    • Социально-правовая характеристика рецидивной и профессиональной преступности
    • Криминологическая характеристика и типология личности преступников - рецидивистов и профессионалов
    • Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности
    • Особенности детерминации профессиональной преступности
    • Основные направления предупреждения рецидивной и профессиональной преступности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности
    • Понятие и признаки групповой и организованной преступности
    • Криминологическая характеристика групповой и организованной преступности
    • Предупреждение групповой и организованной преступности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений
    • Тяжкие преступления против личности как социально-правовая проблема
    • Современное состояние и тенденции тяжких насильственных преступлений против личности
    • Характеристики лиц, совершающих тяжкие насильственные преступления
    • Детерминанты насильственных преступлений против личности
    • Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против собственности
    • Криминологическая характеристика преступлений против собственности
    • Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности, и их типология
    • Детерминанты преступлений против собственности
    • Основные направления предупреждения преступлений против собственности. Особенности деятельности ОВД по профилактике этих преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности
    • Понятие и современное состояние преступлений в сфере экономической деятельности
    • Характеристика факторов, обусловливающих преступность в сфере экономической деятельности
    • Характеристика личности преступника, совершающего преступления в сфере экономической деятельности
    • Основные направления профилактики преступлений в сфере экономической деятельности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    • Понятие и социально-правовая оценка преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики терроризма (ст. 205 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики захвата заложников (ст. 206 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики хулиганства (ст. 213 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики экологических преступлений (ст. 246-262 УК РФ)
    • Компьютерные преступления и их криминологическая характеристика
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности
    • Понятие, виды и криминологические особенности преступлений, совершаемых по неосторожности
    • Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления
    • Причины и условия неосторожных преступлений
    • Предупреждение неосторожных преступлений
    • Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение социально-негативных явлений, связанных с преступностью
    • Понятие «социально-негативные явления» и их связь с преступностью
    • Криминологическая характеристика и профилактика наркотизма
    • Криминологическая характеристика и профилактика пьянства и алкоголизма
    • Криминологическая характеристика и профилактика проституции
    • Маргинальность и преступность
  • Международное сотрудничество в предупреждении преступности
    • Понятие и значение международного сотрудничества в противодействии преступности
    • Правовые и организационные формы взаимодействия государственных органов различных стран в изучении преступности и ее предупреждении
    • Основные направления и формы международного сотрудничества в противодействии преступности
    • Международное сотрудничество в противодействии отдельным видам преступлений: незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Основные направления профилактики преступлений в сфере экономической деятельности

Профилактика преступлений в сфере экономической деятельности - система скоординированных международных, межгосударственных, национальных государственных и корпоративных мер. направленных на предотвращение проникновения доходов от преступной деятельности в финансовую систему и экономику страны через соответствующие институты.

Профилактическая деятельность подобного рода может осуществляться в различных масштабах; она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на индивидуальном (отдельном предприятии, учреждении, организации или в отношении отдельного индивида). Различают общие (общесоциальные) и специальные меры такой профилактики.

К числу общесоциальных профилактических мер в сфере экономической деятельности следует отнести комплексные мероприятия, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в государстве, - оздоровление экономики, упорядочивание отношений между субъектами хозяйственных отношений, функционирующих в сфере экономической деятельности, обеспечение экономической и правовой защищенности граждан, организаций и эффективного функционирования всех механизмов рынка.

Данные меры носят долгосрочный характер и определяют основные направления контроля за преступностью в целом, и в частности за преступностью в сфере экономической деятельности.

Специально-криминологическая профилактика охватывает комплекс социально-экономических, политических, правовых, организационных, культурно-воспитательных и других мер, направленных на профилактику преступлений в сфере экономической деятельности. Специфика специальных мероприятий по профилактике преступлений состоит в том, что они порождены наличием самих преступных действий и существованием конкретных причин и условий, способствующих их совершению, и предназначаются специально для устранения или нейтрализации этих причин и условий.

В профилактике преступлений в сфере экономической деятельности существует несколько основных групп субъектов, способных оказать профилактическое воздействие на криминальную ситуацию, складывающуюся в данном секторе экономических отношений. Среди данного круга субъектов можно выделить в самостоятельные группы: органы государственной власти, банковские структуры, правоохранительные органы, контрольные органы, различные коммерческие структуры. К данным субъектам отнесем: Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации (являются субъектами общесоциальных мер). Министерство по налогам и сборам. Министерство по антимонопольной политике, Министерство внутренних дел, соответствующие подразделения органов внутренних дел. Государственный таможенный комитет. Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Центральный банк Российской Федерации, банковские и иные кредитные организации, государственные налоговые инспекции, органы валютного и экспортного контроля, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (являются субъектами специально-криминологической профилактики) и другие субъекты профилактики.

1. Меры социально-экономического характера .

  • Оздоровление экономики и повышение эффективности использования ее ресурсного потенциала.
  • Повышение инвестиционной активности, связанной с предпринимательской деятельностью.
  • Обеспечение социальной, экономической и правовой защищенности российских граждан и организаций.
  • Обеспечение функционирования важнейших рыночных составляющих: свобода предпринимательства, честная, добросовестная конкуренция, защита частной собственности, согласование частных и публичных экономических интересов, соответствующее регулирование денежного и кредитного обращения, жесткий контроль за соблюдением валютного, налогового законодательства.

2. Меры правового характера .

Построение правовых основ организации противодействия указанным преступлениям заключается в:

Среди данного круга мер мы особо выделяем меры уголовно-правового характера. Уголовно-правовое регулирование отношений в сфере экономической деятельности должно включать следующие направления:

  • минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечение реализации гарантий экономической деятельности, в том числе защита всех участников экономической деятельности от проявления монополизма, недобросовестной конкуренции и т.д.;
  • противодействие криминальным проявлениям в сфере экономической деятельности.

В рамках данных направлений должны решаться следующие задачи:

  • найти наиболее приемлемые варианты уголовно-правовых решений о квалификации преступлений;
  • решить вопросы, связанные с освобождением от уголовной ответственности, с учетом обстоятельств, исключающих общественную опасность и противоправность деяния, и другие важные вопросы, возникающие в процессе реализации уголовно-правового закона;
  • обеспечить минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечить реализацию гарантий экономической деятельности, в том числе защиту всех участников экономической деятельности от монополизма, конкуренции;
  • повысить охрану субъектов экономических отношений административно-правовыми средствами независимо от формы собственности;
  • решить вопрос о регулировании отдельных экономических отношений посредством гражданского законодательства;
  • обеспечить неотвратимость ответственности.

Но возможность реализации указанных целей уголовной политики зависит в первую очередь от того, насколько правильно сформулирована уголовно-правовая норма.

Особенности воздействия уголовно-правовых мер обусловлены характером преступлений в сфере экономической деятельности, их структурой и динамикой, степенью общественной опасности, поскольку в результате проводимых государством реформ они претерпевают существенные изменения. Именно в такой ситуации правоприменителем на основе анализа должна быть сделана оценка сложившейся уголовно-правовой ситуации, приняты правовые меры для защиты экономических отношений от преступных посягательств.

Оценка уголовно-правовой ситуации в сфере экономической деятельности является задачей первостепенной важности, так как от ее решения зависит правовое, ресурсное и иное обеспечение противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности. Она складывается из анализа правовых, информационных и ресурсных сведений, а также сведений о кадровом обеспечении такой деятельности. От того, насколько правильно проведен мониторинг динамических изменений в правоприменительной практике, будет зависеть полнота и своевременность воздействия на экономическую преступность.

3. Меры организационного характера .

  • Совершенствование общей стратегии и тактики противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности.
  • Необходимость хорошо отработанной координации и взаимодействия подразделений правоохранительных органов.
  • Обеспечение высокопрофессионального решения задач через продуманную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.
  • Организация взаимодействия государственных органов с целью координации деятельности по противодействию.
  • Конструктивное взаимодействие и сотрудничество с правоохранительными и контролирующими органами государств - участников СНГ и других стран.
  • Разработка и реализация специальных федеральных программ.

Комплекс мер по предотвращению правонарушений, связанных с подрывом экономики подразумевает качественную стабилизацию финансово-экономического рынка, восстановление социальной несправедливости и укрепление морально-этических принципов народа. Все специальные меры, разработанные государством для быстрого и эффективного предотвращения экономических преступлений, опытные эксперты предпочитают делить на две группы:

1. Общесоциальные меры.

Общесоциальные меры предупреждения преступлений в сфере экономики выстраиваются на основе проведения государством эффективной экономической политики, подразумевающей устранение влияния «теневой» экономики на финансово-экономический рынок. Такой подход позволяет существенно снизить уровень риска возникновения экономических проблем и предотвратить распространение преступности, связанной с денежными махинациями.

В основе комплекса общесоциальных мер лежит качественный криминологический прогноз, использование результатов которого помогает предсказывать возможные криминогенные последствия той или иной области экономической политики, а также вырабатывать тактику и стратегию нейтрализации «теневого» рынка. Опытными экспертами разрабатываются нормативные правовые акты выступающие в роли способов борьбы с преступлениями в сфере экономики, что позволяет предотвратить возникновение очагов деятельности незаконно организованных предприятий и компаний.

Немаловажное значение для предотвращения экономических преступлений имеет и виктимологический аспект профилактической деятельности. Поскольку большая часть граждан не имеет достаточных знаний в области совершения финансово-экономических сделок, крайне важно вовремя донести до них важную информацию о существующих способах финансово-экономического мошенничества и помочь избежать различных неприятностей при подписании договоров, заключении контрактов купли/продажи и т.д.

На сегодняшний день опытными специалистами разработано большое количество общесоциальных мер, позволяющих предотвращать практически все виды экономических преступлений, однако нестабильное состояние современной экономики пока не позволяет использовать их в полном объеме. Тем не менее, активная работа в этом направлении продолжается, поэтому не исключено, что положительные результаты появятся уже в самое ближайшее время.

2. Криминологические меры

Использование криминологических мер направлено на частичную или полную нейтрализацию тех условий, которые способствуют возникновению незаконных формирований, занимающихся финансово-экономическими махинациями. Как правило, в криминологическую разработку берутся сомнительные предприятия и компании, а также граждане, профессиональная деятельность которых вызывает подозрение у сотрудников отдела борьбы с экономическими преступлениями.

Криминологические меры предотвращений экономических преступлений применяются только на законных основаниях. Любой обыск, изъятие финансовой документации или налоговая проверка может быть проведена лишь при условии наличия разрешительных документов и в строго установленное время. Криминологические методы предотвращения считаются более эффективными, нежели общесоциальные и позволяют добиться качественных результатов в максимально сжатые сроки.

Заключение

Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности - укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

В настоящее время эта преступность приобретает все большую общественную опасность, поскольку именно сфера экономики испытывает сегодня настоящий "шквал атак" со стороны представителей криминала.

Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

Список литературы

1. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2008.

2. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.Н. Криминология. Учебник. .М. 1998 г.

3. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997, с.136.

4. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 1997. - С.257.

5. Мартиросян Н. О. Современные проблемы экономических преступлений // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.

6. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С.134.

7. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 1995. - С.126.

8. Савин Ю.А. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997. - С.160.

9. Форензик - финансовые расследования. Экономические преступления: люди, культура и механизмы контроля // Четвёртый всемирный обзор экономических преступлений - Россия. 2007, с.12.

10. Справочная правовая система «Гарант»

11. Справочная правовая система «Консультант плюс»


Похожая информация.


Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный , многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, в качестве профилактики преступлений обращение к жертве преступления, потерпевшему пока используется нечасто.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Специально-криминологическое предупреждение организованной преступности предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, фискально-финансовых и других специальных мер непосредственно направленных на блокировку, нейтрализацию, ослабление причин и условий организованной преступности в сфере экономики и финансов.

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;

органы государственного контроля (налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета, Центральный банк РФ, и др.);

органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ, ГТК);

общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы