Метки:Банкротство, Конкурсы, Московский округ
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Стрельникова А.И., судей Бутриной Т.П., Яскина С.А., при участии в заседании от заявителей: 1. Г.С. — предъявлен паспорт; 2. Г.Т. (Г.С. — доверенность б/номера от 26 ноября 2004 года); от должника: никто не явился (извещен), рассмотрев 01 декабря 2005 года в судебном заседании кассационную жалобу кредиторов Г.С. и Г.Т. на определение от 23 августа 2004 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьями Герасимовой М.О., Кобылянским В.В., Кравченко Е.В., и на постановление от 11 октября 2005 года N 09АП-11048/05-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Жуковым Б.Н., Седовым С.П., Дегтяревой Н.В., по заявлению Г.С. и Г.Т. к РЭУ N 56 ЮАО г. Москвы о признании несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 января 2003 года по настоящему делу Муниципальное предприятие "РЭУ N 56" ЮАО г. Москвы было признано несостоятельным (банкротом), как отсутствующий должник. Определением того же суда от 09 декабря 2004 года конкурсным управляющим должника был назначен Ф.
(т. 5, л. д. 42 — 45).
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2005 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2005 года, был принят к сведению отчет конкурсного управляющего должника о проделанной им за период с 09 декабря 2004 года работе по конкурсному производству, было удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего должника о продлении срока конкурсного производства на один месяц, срок конкурсного производства в отношении должника был продлен на два месяца, отчет конкурсного управляющего был назначен к рассмотрению на 11 октября 2005 года, при этом конкурсному управляющему было предписано в срок до 05 октября 2005 года представить в суд отчет о проделанной работе с документами, подтверждающими указанные в отчете сведения, с обоснованием возможности завершения конкурсного производства, в том числе окончательный ликвидационный баланс должника с отметкой налогового органа о его принятии (т. 5, л. д. 128, 148). При принятии судебных актов суд исходил из того, что завершить конкурсное производство в отношении должника не представляется возможным, поскольку на момент вынесения судебных актов не был закрыт единственный счет должника в Дополнительном офисе "Москворецкий" АКБ "Мосстройэкономбанк", не было получено решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-22785/05-86-41 (по иску, заявленному конкурсным управляющим должника, о взыскании в пользу должника денежных средств) и не был представлен суду окончательный ликвидационный баланс должника с отметкой налогового органа.
Не согласившись с названным определением и постановлением, кредиторы должника Г.С. и Г.Т. обратились с кассационной жалобой, в которой просят отменить вышеназванные судебные акты и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявители считают преждевременной постановку судами вопроса в обжалуемых судебных актах о возможности завершения в ближайшее время конкурсного производства в отношения должника по следующим основаниям: не было исполнено определение от 23 мая 2003 года о предоставлении в суд заключения о наличии у должника признаков преднамеренного банкротства; суд не рассмотрел ходатайство собрания кредиторов от 06 мая 2005 года об отстранении Ф. от обязанностей конкурсного управляющего должника.
В судебном заседании Г.С., выступавший также и от имени Г.Т., поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания конкурсный управляющий должника в кассационную инстанцию не явился, своего представителя также не направил, в связи с чем судебной коллегией было принято решение о рассмотрении настоящей жалобы по существу в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителей, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а жалоба — без удовлетворения в связи с нижеследующим.
Так, в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 97 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 1998 года срок конкурсного производства не может превышать один год, при этом арбитражный суд вправе продлить указанный срок на шесть месяцев, а при необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх указанных сроков.
Согласно ст. 117 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий должника обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. При этом к отчету конкурсного управляющего прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Статьей 119 указанного Закона установлено, что после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Поскольку на момент вынесения судебных актов конкурсным управляющим не был закрыт единственный счет должника в Дополнительном офисе "Москворецкий" АКБ "Мосстройэкономбанк" и не было получено решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-22785/05-86-41 (по иску, заявленному конкурсным управляющим о взыскании в пользу должника денежных средств), а также не был представлен суду окончательный ликвидационный баланс должника с отметкой налогового органа, то суд, в соответствии с п. 3 ст. 97 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", правомерно продлил срок конкурсного производства в отношении должника.
Доводы заявителей в кассационной жалобе не влияют на законность и обоснованность принятых судебных актов, а, напротив, свидетельствуют о том, что суд обоснованно принял лишь к сведению отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства и правомерно отложил разрешение вопроса о завершении конкурсного производства в отношении должника на более поздний срок.
Таким образом, принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, а обжалуемые судебные акты — оставлению без изменения.
А поэтому, руководствуясь ст. ст. 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2005 года по делу N А40-41494/02-86-75"Б" и постановление N 09АП-11048/05-ГК от 11 октября 2005 года Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу кредиторов Г.С. и Г.Т. — без удовлетворения.
1. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона — определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.
Определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению.
2. Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.
3. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.
В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения. Судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта.
4. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
1. Конкурсное производство завершается после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим.
Согласно п. 1 комментируемой статьи после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд может вынести определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со ст.
125 (см. комментарий к данной статье) выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение о завершении и определение о прекращении конкурсного производства по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению.
В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.
2. В течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства конкурсный управляющий должен его представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Согласно п. 2 ст. 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц в регистрирующий орган помимо определения арбитражного суда должен быть представлен документ об уплате государственной пошлины.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен внести соответствующую запись в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном ч. 3 ст. 223 АПК РФ.
4. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным. Информацию о ликвидации должника публикует регистрирующий орган.
Как выглядит процедура банкротства? Сначала Банк России отзывает у банка лицензию и передает полномочия по управлению им временной администрации. Это орган Банка России, который работает в кредитной организации до тех пор, пока не будет начата процедура принудительной ликвидации или конкурсного производства. Основная функция временной администрации заключается в том, чтобы обеспечить сохранность имущества банка до начала процедуры банкротства.
В этот период Банк России должен провести анализ кредитной организации на наличие признаков банкротства и направить в арбитражный суд соответствующее заявление о ее финансовом состоянии и начале той или иной процедуры. Также временная администрация начинает формировать реестр требований кредиторов. Кредиторы сразу после отзыва лицензии вправе предъявить свои требования к банку.
ВажноНа нем решаются ключевые вопросы относительно компании-должника, которые входят в компетенцию только собрания. В их числе:
Отдельные решения могут быть переданы к компетенции избранного комитета кредиторов.
После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России. Определение о завершении конкурсного производства и определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению.
В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве, решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.
В новом Законе к перечню требований, которые удовлетворяются в первую очередь, добавились требования физических лиц по заключенным договорам банковского вклада и/или договорам банковского счета.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в главе шестой устанавливает особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом. Процедура конкурсного производства носит системный характер.
Данные правила часто порождают серьезные проблемы на практике. В частности, с момента признания кредитной организации банкротом Закон предусматривает ряд правовых последствий.
Что происходит с ними, если кредитная организация подвергается процедуре принудительной ликвидации или конкурсного производства? Мы их взыскиваем в судебном порядке. Изначально в любом случае производится анализ, за которым следует подготовка заявлений о взыскании задолженностей в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, если речь идет о физических лицах.
Одновременно, согласно требованиям законодательства проводится оценка этих портфелей, результаты которой предлагаются комитету кредиторов для того, чтобы он установил стоимость их реализации. Так как портфели кредитов, существующие в настоящее время, сложно назвать удовлетворительными – в большинстве банков их качество оказывается очень низким – реализация заканчивается поступлением средств лишь в редких случаях. Получив решение суда, мы отправляемся в службу судебных приставов, которая проводит взыскание в рамках своей компетенции.
Осуществляет ли в настоящее время должник коммерческую (или предпринимательскую) деятельность, а именно прием и выдачу личных сбережений? 5.Что такое «Третья очередь реестра требований кредиторов»? Статьей 134 ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что после погашения текущих платежей, требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Внимание
В этой связи проводим работу по взысканию просроченной задолженности, занимаемся реализацией имущества, включая недвижимость. Также хочу отметить, что важным участком нашей работы является выявление и оспаривание сомнительных сделок, то есть сделок, заключенных в ущерб банку и его кредиторам.
Следует подчеркнуть, что это является составной частью мероприятий, проводимых Агентством, которые направлены на выявление признаков преднамеренного банкротства и неправомерных действий при банкротстве. Выявляем основания для возложения на руководителей и учредителей банков, субсидиарной и иных видов ответственности за убытки, причиненные ими кредитной организации.
Каким образом удовлетворяются требования кредиторов? Что происходит в тех случаях, когда имущества банка для этого недостаточно? Требования кредиторов удовлетворяются поочередно.
О том, каким образом строится сейчас работа АСВ в этом направлении, мы поговорили с директором Департамента ликвидации банков Марией Филатовой. Мария Владиславовна, каким образом проводится ликвидация банка? В первую очередь, нужно сказать, что существуют две ликвидационные процедуры – принудительная ликвидация и конкурсное производство.
Они отличаются друг от друга тем, что в ходе первой из них все требования кредиторов потенциально должны быть удовлетворены. В обоих случаях действия ведутся через суд, но при принудительной ликвидации изначально подтверждается, что имущества банка достаточно для полного удовлетворения требований кредиторов.
Если это не так, начинается конкурсное производство. Следует отметить, что в нашей практике были случаи, когда банк, проходящий процедуру ликвидации, переходил в категорию организаций, подвергнутых конкурсному производству.
Вернуться назад на Конкурсное производство
Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве (п. 3 ст.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 50 Постановления N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснил следующее.
"Срок, на который первоначально вводится конкурсное производство, указывается в решении о признании должника банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения (а в случае отдельного объявления его резолютивной части — с даты ее объявления).
Само по себе истечение срока конкурсного производства не влечет ни завершения конкурсного производства, ни прекращения полномочий конкурсного управляющего, который продолжает сохранять свои полномочия, в том числе по распоряжению имуществом должника (включая право распоряжаться счетом должника).
При определении или продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства; в случае продления срока новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего. К судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3 и 4 статьи 65 АПК РФ) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Закона о банкротстве.
Определение суда о продлении срока конкурсного производства должно быть мотивированным (часть 3 статьи 15 АПК РФ).
Следует учитывать, что статья 28 Закона о банкротстве не содержит требования об обязательном опубликовании и включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о продлении срока конкурсного производства.
Необходимо также иметь в виду, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства, в частности, если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности".
Было изучено 33 дела о банкротстве, рассматриваемых судьями Арбитражного суда Томской области, производство по которым не завершено.
Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и условий, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве.
Поскольку цель конкурсного производства заключается в формировании конкурсной массы, продаже имущества должника и удовлетворении требований кредиторов, для продления срока процедуры конкурсного производства необходимо наличие оснований, свидетельствующих об осуществлении мероприятий, необходимых для ее завершения. В обоснование незавершенности мероприятий и необходимости срока продления конкурсными управляющими в ходатайстве и представляемых документах приводятся различные обстоятельства, подтверждающие их проведение. Практически всегда с ходатайством о продлении срока в суд обращается конкурсный управляющий.
В ряде случаев также указывается о принятии собранием кредиторов должника решения обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства.
Поэтому суд считает возможным продлять срок конкурсного производства, исходя из обстоятельств дела и учитывая, что в ходе конкурсного производства должника не завершены в полном объеме необходимые мероприятия, не достигнуты цели конкурсного производства.
В обоснование продления срока конкурсного производства в судебных определениях указываются следующие причины: необходимость завершения инвентаризации имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, проведение мероприятий по реализации выявленного имущества должника; необходимость завершения формирования конкурсной массы должника; проведение расчетов с кредиторами; не утвержден порядок продажи имущества должника, являющегося предметом залога; конкурсному управляющему требуется время для закрытия расчетного счета должника, подготовки итогового отчета о результатах проведения процедуры конкурсного производства; необходимость привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
Иногда суд в определении указывает конкурсному управляющему на необходимость активизировать работу по завершению конкурсного производства.
По изученным делам представители уполномоченного органа в 58 случаях (23% от всех продлений) возражали против продления конкурсного производства на срок, указанный в ходатайстве. В обоснование возражений указывали на неоднократное продление срока, а также на то, что конкурсным управляющим не обоснована (не доказана) необходимость продления на испрашиваемый им срок.
Удовлетворяя ходатайства на срок меньший, чем просил управляющий (в 30 случаях из 253, что составило 12%), арбитражный суд исходил из того, что заявитель не обосновал и не представил доказательств, подтверждающих необходимость продления срока конкурсного производства на такой срок; а также принимал во внимание отсутствие со стороны конкурсного управляющего расчета срока и перечня мероприятий, необходимых для завершения процедуры.
Конкурсный управляющий не во всех случаях просил суд продлить срок конкурсного производства на 6 месяцев. Так, в 4 случаях заявлено ходатайство о продлении на 2 месяца, в 28 случаях — на 3 месяца, в 9 случаях — на 4 месяца, в 3 случаях — на 5 месяцев. При этом в подавляющем большинстве ходатайств заявлено о продлении конкурсного производства на максимальный срок 6 месяцев — в 209 случаях (82,6%).
Нельзя сказать, что уменьшение срока обязательно стимулирует управляющего к более активному проведению мероприятий и ведет к более быстрому завершению конкурсного производства. Зачастую при продлении на меньший срок в дальнейшем и конкурсный управляющий в ходатайствах, и суд в определениях возвращаются к продлению на больший срок.
В настоящее время с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ при продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства.
Судьи выносят об этом мотивированные определения, руководствуясь нормами Закона о банкротстве и разъяснениями Пленума ВАС РФ; отмен/изменений судебных актов по вопросу продления срока конкурсного производства нет.
На сегодняшний день конкурсное производство является неотъемлемой процедурой, которая вводится на предприятии, близком к банкротству , для удовлетворения всех требований кредиторов. Однако что представляет собой эта процедура на деле и на какой срок она вводится? Иногда оказывается очень полезно и важно разобраться в нюансах конкурсного производства, разобрать по полочкам банкротство, ведь если банкротство коснется непосредственно вас или фирму, в которой вы работаете, то вам наверняка придется отстаивать собственные права.
По сути, конкурсное производство обычно представляет собой финальную стадию, завершающую банкротство должника. Эта процедура необходима в некоторых случаях для того, чтобы банкротство прошло надлежащим образом, ведь предприятие имеет множество обязательств перед кредиторами , инвесторами, непосредственными работниками и иногда нуждается во внешнем руководстве для погашения всех долгов.
Конкурсное производство, которое сопровождает банкротство компании, имеет ряд отличительных признаков, которыми на сегодняшний день принято считать такие:Назначение лица, распоряжающегося имуществом должника. Дело в том, что банкротство чаще всего приводит к достаточно затруднительному финансовому положению должника и самостоятельно он не в состоянии надлежащим образом распорядиться своим имуществом. Никто не хочет терять имущество, поэтому конкурсное производство включает в себя назначение конкурсного управляющего, который полностью отвечает за имущество и направляет средства на погашение долгов.
Текущее руководство компании может быть полностью отстранено от процесса управления предприятием и распоряжения имуществом. Дело в том, что банкротство предполагает погашение всех долгов, однако если поручить управление фирмой и имуществом должнику, он может распорядиться имуществом по своему усмотрению, например передать его и окажется не в состоянии погасить какие-либо долги, действуя, таким образом, лишь в своих интересах.
Некоторые требования кредиторов могут быть приостановлены. Если банкротство сильно ударило по финансовому положению предприятия, то в рамках конкурсного производства часть обязательств перед кредиторами может быть приостановлена для погашения первостепенных долгов.
Также в рамках конкурсного производства могут быть в судебном порядке отменены сделки, заключенные еще до начала конкурсного производства. Другими словами, партнеры, которые не были в курсе, что фирме угрожает банкротство, могут оказаться в крайне невыгодном положении, однако в судебном порядке имеют возможность обжаловать законность сделок.
Формирование так называемой конкурсной массы . Это все имущество, которое принадлежит должнику и продажа которого может быть направлена на погашение задолженности перед кредиторами.
Банкротство – процесс иногда затяжной и всегда непростой, при этом фирма может действовать в собственных интересах и не желать расставаться с собственным имуществом. Однако долги есть долги, и поэтому в компании вводится конкурсное производство и назначается в судебном порядке конкурсный управляющий. На это лицо переходят функции фактического управления предприятием. Кроме этого, конкурсный управляющий берет полностью под свой контроль имущество должника и в его обязанности часто входит оценка всего имущества. А если в качестве должника выступает унитарное предприятие, конкурсный управляющий вообще занимает место прямого руководителя компании.
Круг обязанностей и задач конкурсного управляющего довольно широкий. Прежде всего, он принимает имущество и проводит полную его перепись. Вторая важная задача – это оценка имущества должника. Как правило, оценка имущества должника выполняется самим конкурсным управляющим, в других случаях оценка имущества должника выполняется специально назначенным специалистом по оценке. После того, как проведена комплексная оценка имущества должника, оно может быть взято под охрану.
Впрочем, бывает, что имущество скрывается должником, который совсем не рад перспективе его реализации, в таком случае конкурсный управляющий обязан организовать розыск имущества. Далее, когда активы оказываются найденными, схема соответствующая – проводится оценка имущества должника , его реализация и покрытие долгов перед кредиторами. Стоит отметить, что оценка имущества должника может быть проведена только надлежащими специалистами, ведь в противном случае реализация имущества может быть связана с определенными махинациями.
В список обязанностей конкурсного управляющего входят и другие функции – это увольнение рабочего персонала , ведь по закону все сотрудники должны быть уволены в определенный срок. Также конкурсный управляющий осуществляет контроль над требованием кредиторов, которые следует удовлетворить. Если предприятие собирает кредиторские собрания, то принятые на них решения закрепляются подписью конкурсного управляющего.
Конкурсное производство в процедуре банкротства
Не смотря на то, что положение предприятия, которое оказалось банкротом, может быть разным, срок обычного конкурсного производства устанавливается единый во всех случаях – ровно 1 год. Он отсчитывается от момента принятия решения арбитражным судом о банкротстве должника. Срок может быть продлен, однако лишь по решению суда. Как правило, срок обычного конкурсного производства продлевают на несколько месяцев, максимальный же срок составляет + 6 месяцев. Впрочем, в особых случаях арбитражный суд может перенести даже этот крайний срок и продлить его, например, срок может растянуться на дополнительные месяцы, если не завершился процесс продажи имущества, необходимый для расчета с кредиторами. Часто срок такого конкурсного производства приходится многократно продлевать, если имущество должника объявлено в розыск.
Период производства зависит еще и от того, как быстро осуществляется перепись и оценка имущества должника. В отдельных случаях оценка имущества должника затягивается на месяцы.
Кроме этого, сроки конкурсного производства зависят еще от многих других факторов:
Если ранее на имущество должника был наложен арест , то именно в период конкурсного производства арест по требованию суда может быть снят, как и все остальные ограничения по распоряжению имуществом. При этом наложение новых арестов в период конкурсного производства не допускается.
Сроки, на которое вводится конкурсное производство, напрямую связаны с требованиями кредиторов. Именно из-за неудовлетворенных требований сроки могут быть существенно растянуты во времени. Стоит отметить, что требования кредиторов удовлетворяются не за счет имущества должника, а лишь за счет средств, вырученных за счет реализации имущество. Именно поэтому в период конкурсного производства следует успеть провести оценку и реализацию имущества и только после этого производится расчет с кредиторами.
Все средства от реализации имущества должника поступают на единый счет. Все остальные счета должника подлежат закрытию, при этом имущество может быть реализовано только посредством торгов.
Как видите, конкурсное производство – непростой и достаточно запутанный период банкротства, в рамках которого должны быть выполнены многие обязательства как перед кредиторами, так и перед другими лицами. Сроки конкурсного производства устанавливаются арбитражным судом и первоначальный срок устанавливается на отметке в один год. Впрочем, если в оглашенный период не были выполнены все поставленные задачи, конкурсное производство может быть продлено еще на период до шести месяцев. Если и в эти сроки обязательства перед кредиторами все еще не выполнены, по решению арбитражного суда период конкурсные процедуры могут быть снова продлены.
Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.
Термин «банкротство
» происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:
Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.
Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.
Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.
Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.
Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).
Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.
По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.
Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.
Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.
Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.
Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор
и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.
В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.
В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.
Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.
Последнее обновление:  09.02.2020
Время на чтение: 14 мин. | Просмотры: 14178
Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала сайт! Продолжаем серию публикации на тему ликвидации, а именно, расскажем про банкротство юридических лиц. Итак, поехали!
Вопросы банкротства юридических лиц в рамках действующего федерального законодательства имеют актуальность для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью.
В этой статье разберем:
Основу законодательства о несостоятельности составляют пункты Конституции , Гражданского кодекса РФ , предусматривающие положения о признании должников банкротами и принудительного изъятия их имущества в пользу кредиторов , Федеральные законы № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», и № 482-ФЗ от 29.01.2014 г. "О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» .
Скачать — ФЗ о банкротстве юридических лиц от 2015 г.
Федеральный закон трактует понятие несостоятельности (банкротства), как абсолютную невозможность совершения платежей должником по взятым на себя обязательствам перед кредиторами и персоналом предприятия.
Фактически юридическое лицо не имеет свободных денежных средств для осуществления финансовых операций по договорным отношениям как во внешней бизнес — среде, так и внутри фирмы.
Долги юридического лица, исчисляемые неденежными активами, могут быть обращены к взысканию кредиторами только через суд.
Поводы для возбуждения дела:
При наличии указанных предпосылок кредитор или сам должник могут инициировать процедуру банкротства .
Изменениями, внесенными 29.01.2014 г. в закон о несостоятельности (банкротстве), предусмотрено условие о запрете выбора арбитражного управляющего в случае возбуждения дела самим должником.
Помимо этого условия, ФЗ от 29.01.2014 г. № 482-ФЗ внесены поправки в порядок признания юридического лица банкротом банками.
Банкам предоставляется преференция по отмене получения решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Это означает, что у банков появилось право инициировать процедуру банкротства сразу же, как появились основания для этого, не обращаясь в арбитражный суд за предварительным решением.
В остальном возбуждение дела по банкротству для прочих кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
После признания предприятия — должника банкротом претензии о взыскании задолженностей кредиторами рассматриваются общим собранием уполномоченных и контролирующих органов и представителем арбитражного суда .
На период конкурсного производства полномочия руководителя компании берет на себя конкурсный управляющий.
Срок признания предприятия банкротом составляет период продолжительностью не более 3 месяцев с момента предоставления заявления.
Объективные причины разорения компании:
Причины банкротства определяются многими, часто взаимосвязанными, факторами, зависящими от политической , экономической ситуации в стране, индивидуальных особенностей развития фирмы , рациональности ее организационной структуры, стиля управления и прочих факторов .
Признаки банкротства
Основополагающим признаком несостоятельности (банкротства) организации является отсутствие средств для оплаты долгов перед кредиторами. Если финансовые затруднения длятся более 3 месяцев, то есть основания для возбуждения дела о банкротстве предприятия.
К косвенным признакам банкротства относится рост дебиторской задолженности, уменьшение денежных потоков фирмы, отсрочка выплат процентов инвесторам и вознаграждения персоналу фирмы.
Проведение процедуры банкротства дает возможность должнику решить финансовые затруднения путем пересмотра плана расчетов по обязательствам , рефинансированию долгов или отсрочки выплат .
Полное списание задолженности не произойдет, но появится возможность выплачивать долги иными способами за счет имеющегося движимого и недвижимого имущества.
«Перспектива банкротства для фирм означает последующее прекращение их деятельности, в некоторых случаях — полную
Подача заявления о признании предприятия банкротом по инициативе должника может иметь различные цели, начиная от реальной невозможности рассчитаться с долгами и заканчивая защитой от рейдерских атак.
Процедура банкротства в этом случае выступает эффективным способом правовой защиты от конкурентной агрессии со стороны. До внесения изменений в федеральный закон о банкротстве юридических лиц инициирование этой процедуры должником имело ряд преимуществ , в том числе возможность самостоятельного выбора арбитражного управляющего .
После внесения изменений в закон это положение отменено , и должники не смогут выбирать арбитражного управляющего.
В остальном инициирование процедуры банкротства имеет ряд преимуществ для должника в части приостановления мер взыскания по долгам, а также опережения обращения всех кредиторов за взысканиями по накопившимся долгам.
Подача заявления о банкротстве со стороны кредитора является одним из действенных способов по возврату долгов. Особенно это действие имеет значение, если предприятие должника действующее, а у неплательщика есть имущество и активы, в счет которых кредитор может взыскать долг.
Кроме того, инициирование процедуры банкротства кредитором дает ему преимущество назначить своего управленца , а также ускорить процесс взыскания долга, не дожидаясь результатов длительной работы службы судебных приставов.
По завершении процедуры признания несостоятельности исполнение обязательств перед кредиторами будет осуществляться в иной форме.
Для возбуждения процедуры банкротства организации необходима подача соответствующего заявления в арбитражный суд инициатором дела, которым может выступить:
Инициатива фирмы — должника в возбуждении процедуры банкротства является спасительным решением, если задолженность по обязательствам значительно превышает сумму финансовых активов предприятия.
Выход из долговой ямы для компании завершается окончанием процедуры банкротства: задолженность списывается и считается полностью погашенной, даже если кредиторы фактически не получили положенные суммы выплат в полном размере, которые предприятия обязалось им выплатить.
Существенным минусом такого способа решения финансовых трудностей является отсутствие возможности выбора арбитражного управляющего, что ставит под сомнение лояльное отношение и благоприятный исход дела.
Тем не менее при наличии основополагающих признаков несостоятельности предприятие, имеющее долги по своим обязательством, имеет законную обязанность возбудить дело о банкротстве.
Кредиторы могут подать в арбитражный суд заявление на признание банкротства конкретного предприятия даже в тот момент, когда оно продолжает коммерческую деятельность . Если платеж по обязательствам будет просрочен, он сможет назначить своего финансового управляющего и контролировать деятельность предприятия.
Обратиться в суд о признании предприятия банкротом могут государственные органы : прокуратура и налоговые органы . Основанием для обращения могут выступать отсутствие информации о финансовых поступлениях в течение длительного времени.
Вот некоторые образцы о признании должника — юр.лица банкротом:
Кроме должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов также вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротами финансовых организаций временная администрация и контрольные органы.
В одном из наших прошлых выпусков мы подробно писали про , привели пошаговую инструкцию, благодаря которой процесс закрытия пройдет гладко, рекомендуем прочитать и его.
Рассмотрим подробно пошаговую инструкцию (этапы) процедуры банкротства
Наличие основополагающих факторов несостоятельности обуславливает признание судом факта банкротства юридического лица.
Признание этого факта как неспособности должника обеспечивать долговые обязательства , уплачивать налоги и сборы не является основанием для последующего закрытия предприятия.
Кроме этапов конкурсного производства, применяемых при прекращении деятельности организаций, к конкретной фирме — должнику могут применяться другие виды конкурсного управления :
Ведение дел о неплатежеспособности является сложной схемой с многоэтапным решением отдельных задач .
Соблюдение указанной последовательности не является обязательным, проведение той или иной процедуры банкротства определяется в зависимости от фактического положения дел на предприятии по результатам наблюдения арбитражного управляющего , кредиторов , юридического лица .
В большинстве вариантов процесс ведения дел о несостоятельности не включает все стадии, а ограничивается наблюдением и конкурсным производством без прохождения остальных этапов.
Каждый этап устанавливается решением арбитража на основании аналитики индивидуальных обстоятельств ситуации на предприятии, представленной на общем собрании кредиторов.
Первой стадией установления несостоятельности является наблюдение за хозяйственной деятельностью фирмы — должника.
Цель наблюдения сводится к выявлению финансовых возможностей предприятия, а также анализу его положения в отрасли как состоятельного или несостоятельного участника в среде хозяйствующих субъектов.
Это позволяет определить имеет ли должник фактическую возможность платить по долгам и совершать прочие обязательные платежи в полном размере.
Процедура наблюдения подразумевает уменьшение полномочий руководителя предприятия. Кроме того, она позволяет выявить финансовые возможности и уровень платежеспособности юридического лица , а также обеспечить сохранность его имущества.
Наблюдение приводит к исключению конфликта интересов задолжавшего юридического лица и кредиторов.
Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица. Основная цель этапа — выявить финансовых возможности организации
Основные цели процедуры наблюдения:
На протяжении всего периода наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий , имеющий специальные знания и подготовку, независимое не предвзятое отношение к должнику и кредитору в процессе наблюдения за хозяйственной деятельностью предприятия.
Временный управляющий имеет доступ ко всей информации предприятия , в том числе содержащей секретные сведения. Процедура наблюдения имеет четкое ограничение, согласно которому оно должно продолжаться не более 7 месяцев .
Весь период организация продолжает работу в штатном режиме без права реорганизации , открытия новых производств, отделов, дочерних компаний. По окончании этого периода временный управляющий должен предоставить в арбитражный суд отчет с итогами работы.
Отчет должен содержать следующую информацию:
На основании наблюдения временного управляющего рассматриваются возможности дальнейших координационных мероприятий, направленных на выведение предприятия из финансового кризиса.
После вхождения предприятия в процесс признания банкротства появляются сопутствующие условия, реализуемые в рамках действующего законодательства:
Все указанные условия сопровождают процедуру банкротства на первом ее этапе — наблюдении , основная цель которого проанализировать финансовые возможности неплательщика для выявления шансов возобновления платежеспособности, наличие в собственности достаточного количества имущества для покрытия затрат процедуры банкротства и оформить реестр требований кредиторов.
В результате проведенного анализа общим собранием кредиторов принимается решение о переходе к следующему этапу банкротства.
Этот этап банкротства подразумевает составление и утверждение плана мероприятий по возврату платежеспособности организации.
Целевое назначение подобного документа — за ограниченный промежуток времени погасить задолженность по кредитным обязательствам и зарплате персоналу.
Для чего необходима процедура финансового оздоровления? Это совокупность логичных действий, направленных на восстановление функциональных возможностей фирмы и ее новое «рождение».
В зависимости от слаженности действий собственников компании и судебных представителей результат проведенных мероприятий ознаменует переход на новую ступень процедуры банкротства.
В процедуре финансового оздоровления соблюдаются следующие условия:
На данном этапе банкротства арбитражный управляющий называется административным управляющим , функциональная обязанность которого отслеживать исполнение плана мероприятий и графика погашения задолженностей.
Юридические аспекты процедуры оздоровления и наблюдения в большинстве пунктов повторяют друг друга и подразумевают:
Помимо аналогий с процедурой наблюдения финансовая санация имеет ряд дополнительных запретов при проведении сделок :
Если по истечении отведенного времени финансовое состояние компании не изменилось или незначительно улучшилось, долговые обязательства не погашены, происходит переход на следующий этап процедуры признания несостоятельности — внешнее управление или конкурсное производство (реализация имущества и материальных активов фирмы).
Ступень внешнего управления не является обязательной в процедуре банкротства и обосновывается приемлемостью и целесообразностью для конкретного предприятия в сложившихся финансовых обстоятельствах.
Если есть шанс восстановить платежеспособность организации, то в качестве следующей меры после финансового оздоровления принимается решение о внешнем управлении. На данной ступени процедуры банкротства функции управления и полноправного руководства всеми процессами принимает на себя внешний управляющий .
Прием полномочий осуществляется с передачей всей документации фирмы , а также печатей и штампов , после чего временный управляющий преступает к выполнению плана реабилитации компании.
В силу имеющихся оснований в рамках утвержденного плана мероприятий внешний управленец имеет полное право отменить принятые другим руководителем решения по стратегии развития предприятия в процессе банкротства.
Продолжительность внешнего управления составляет 1 год с возможностью продления по мере необходимости на шесть месяцев.
Для возврата платежеспособности организации планом мероприятий внешнего управляющего могут быть предусмотрены следующие условия:
Последствия этого этапа имеют ряд существенных различий с предшествующими процедурами, выражающиеся следующими признаками:
Итоговая инвентаризация и имущественная оценка дают право внешнему управляющему принять решение о частичной продаже имеющихся активов в рамках согласованного плана менеджмента .
По окончании этапа внешний управляющий подготавливает отчетность о проделанной работе, которую затем предоставляет на общем собрании кредиторов.
В целях восстановления финансовой состоятельности должника собрание выносит решение об остановке процесса внешнего управления и начале выплат кредиторам.
Если взыскания всех держателей обязательств удовлетворены, то процедура банкротства прекращается . При иной ситуации должник признается банкротом, и наступает следующая стадия процесса — конкурсное производство.
Ступень конкурсного производства в процедуре банкротства является окончательной . Переход к этой стадии свидетельствует о том, что признание неплатежеспособности фирмы — должника состоялось на уровне арбитражного суда .
В результате подтвержденной несостоятельности собственность компании подлежит продаже на торгах в целях покрытия убытков кредиторов , судебных издержек , задолженности по оплате труда персоналу.
Период, в течение которого продолжается процедура конкурсного производства, длится 6 месяцев , при обоснованной необходимости он может быть продлен еще на 180 дней .
Функции конкурсного управляющего:
Информация об обанкротившихся предприятиях содержится в открытом доступе в едином федеральном реестре банкротов РФ.
Сведения об организациях, прекративших свою деятельность, достоверны и представлены в полном объеме, предусмотрена возможность участия в торгах по продаже имущества предприятий — банкротов.
Конкурсное производство является кардинальной мерой в процессе работы над возобновлением платежеспособности организаций — неплательщиков по долговым обязательствам.
Если все предшествующие этапы процедуры банкротства не имели положительно эффекта, то иных способов восстановления состоятельности предприятия не существует . Единственным вариантом остается прекращение деятельности организации и продажа имущества на аукционе.
Полученные в ходе торгов денежные средства идут на покрытие долгов кредиторам , судебных расходов и оплату труда персоналу .
Погашение требований владельцев обязательств производится в порядке приоритетности:
По итогам торгов сумма вырученных средств может не соответствовать размеру суммарного долга предприятия, поэтому долговые обязательства могут быть погашены не в полном объеме , что не соответствует интересам кредиторов и пострадавшего персонала.
В некоторых случаях, учитывая этот факт, арбитражный суд назначает уголовную ответственность руководителю организации с присуждением штрафа .
Завершается процедура конкурсного производства закрытием предприятия и прекращением его деятельности.
В процедуре установления банкротства на любой ступени между участниками этого процесса может быть принято мировое соглашение.
Инициатором бесконфликтного решения ситуации выступать любая из сторон — должник или кредиторы в общем составе. В этом процессе также может принять участие еще одна сторона — предприятие или уполномоченный орган , предоставивший гарантию погашения долговых обязательств.
Заключение мирного соглашения осуществимо при полном согласии всех участников процедуры .
Заключая мирный договор, стороны соглашения прекращают процедуру банкротства. Соглашение оформляется письменно по экземпляру каждой стороне.
Существенные пункты договора:
Все пункты договора не должны противоречить действующему законодательству.
Кредиторами при мировом соглашении могут быть предложены преференции по снижению процентов и увеличению периода выплат, со стороны должников также могут быть вынесены предложения с определенными уступками.
При несоблюдении условий мирного соглашения одной из сторон, процедура признания несостоятельности возобновляется .
Для наглядности представляем таблицу по этапам процедуры банкротства:
№ | Этапы процедуру | Цель | Длительность (макс.) |
1 | «Наблюдение» | Анализ и определение финансового статуса компании - должника | 7 (семь) месяцев |
2 | «Оздоровление» | Восстановление платежеспособности и функциональности юрлица | 2 (два) года |
3 | «Внешнее управление» | Смена руководящего состава с целью «реанимировать» организацию | от 12 до 18 месяцев (от года до полугода) |
4 | «Конкурсное производство» | Продажа имеющих активов у предприятия на | 1 (один) год |
5 | «Мировое соглашение» | Обоюдное согласие кредиторов и должников на взаимные уступки (договоренности) | бессрочно |
Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ предусмотрены последствия, наступающие для юридического лица после признания его банкротом. Последствия могут быть финансовыми и правовыми .
Какие последствия банкротства ожидают юридическое лицо
Наступление финансовых последствий банкротства характеризуется следующими признаками:
По окончании процедуры банкротства и удаления предприятия из ЕГРЮЛ документы, касающиеся организационных мероприятий процесса, подшиваются в дело и сдаются в архив .
Компания прекращает свое существование и вместе с ней ликвидируется вся задолженность, связанная с коммерческой деятельностью.
В некоторых случаях для предприятий, поглощенных обязательствами по кредитным договорам, процедура банкротства становится выходом из замкнутого круга непосильных платежей по кредитам. Подобный исход выхода из бизнеса завершается после проведения различных мероприятий по максимально возможному возврату задолженностей кредиторам.
Обычным исходом процедуры банкротства является закрытие предприятия и списание всех его долгов без взыскания с собственников компании. Кредиторы не получают денежных средств себе в убыток.
Для владельцев компании завершение деятельности означает утрату доли в уставном капитале компании. Привлечь их к выплатам долгов не имеют возможности даже судебные инстанции .
Генеральный директор помимо отсутствия каких — либо затрат, связанных с банкротством, получает все обязательные выплаты , положенные персоналу в рамках трудового законодательства: зарплату , выходное пособие , компенсацию за неиспользованный отпуск (за исключением случаев, когда руководитель общества с ограниченной ответственностью его единственный учредитель).
Ликвидация организации путем признания своей несостоятельности влечет наступление правовых последствий для руководящего состава компании, ответственного за совершение сделок.
Правовыми последствиями для генерального директора и его заместителей является привлечение к суду и присуждение им обязанности рассчитаться с долгами за счет личного имущества.
Если имели место нерациональные решения учредителей и руководящего состава предприятия, вовлекшие предприятие в финансовый кризис и носящие фиктивный или преднамеренный характер, то им может быть назначена уголовная ответственность с начислением административного штрафа .
При выявлении правоохранительными органами преднамеренного умысла в проведении процедуры банкротства в отношении лиц, участвующих в этом процессе, может быть возбуждено уголовное дело .
Основанием для этого служит заявление, поданное одним из участников:
При поступлении заявления правоохранительными органами производится проверка действий учредителей и руководителей предприятия на предмет умышленных действий в возбуждении дела о банкротстве.
Если процедура несостоятельности уже проводится, то проверяется состояние фирмы на сам факт отсутствия ее платежеспособности.
Банкротство и закрытие организации не означает, что собственники не могут открывать новые фирмы и заниматься коммерческой деятельностью. Они могут раз вивать новые бизнес — проекты и участвовать в создании организаций .
Классический исход процесса банкротства подразумевает дальнейшую свободу действий в сфере предпринимательства.
Исключением могут являться случаи, когда исходом процедуры признания несостоятельности стало выявление умышленности действий руководящего состава.
Преднамеренное или фиктивное банкротство юридического лица является серьезным основанием для ограничения прав руководящих лиц в дальнейших занятиях коммерческой деятельностью. Подобные решения о дисквалификации выносятся судом и распространяют свое действие на период до нескольких лет.
Тем не менее процедура банкротства является одним из вариантов выхода из финансового кризиса организации с минимумом денежных потерь и последствий для собственников компании.
Основная опасность при субсидиарной ответственности банкротства юридического лица — уголовная ответственность
Субсидиарная ответственность является разновидностью личной ответственности собственников и руководителей компании. Этот вид ответственности подразумевают круговую поруку «верхушки» компании по оплате долгов кредиторам личным имуществом в случае утраты платежеспособности и недостаточности активов фирмы для их погашения.
Солидарная ответственность всех привлеченных к выплатам должников означает, что при исполнении обязательств в своей части хотя бы одним лицом из группы солидарных должников, он вправе требовать оплаты долгов с других участников этой группы. Данная норма субсидиарной ответственности предусмотрена пунктом 2 статьи 325 ГК РФ .
Испытывать финансовые затруднения и попасть в условия неплатежеспособности в силу различных причин может любая компания, особенно если наблюдается спад в экономике страны.
Причин, подталкивающую фирму к банкротству достаточно много, иногда к этому ведет совокупность различных факторов.
Основополагающими причинами банкротства являются:
Вне зависимости от причин, вовлекших предприятие в финансовый коллапс , взаиморасчеты с кредиторами имеющимся долгам придется производить собственникам и руководителям как посредством реализации активов предприятия, так и за счет личного имущества.
Определение субсидиарной ответственности подразумевает дополнительную ответственность по оплате долговых обязательств одним обязанным лицом, если первое лицо не имеет возможности осуществлять платежи.
К таким лицам относятся учредители и руководители организации , на которых и будет распространять свое действие субсидиарная ответственность по имеющимся долгам предприятия.
Регулирование субсидиарной ответственности осуществляется в рамках федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» , предусматривая обязательный порядок оплаты задолженности организации. В процессе признания несостоятельности в затруднительном финансовом положении фирмы ее активов может быть недостаточно для погашения совокупной суммы долга.
«Гражданским кодексом также устанавливается ответственность за выплату долгов за счет собственников и директоров организации»
Дублируются требования об обязательных выплатах по долговым обязательствам компании на основании субсидиарной ответственности в законах об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах.
Говорить о наступлении субсидиарной ответственности следует в случае невозможности собственников фирмы выполнить долговые требования кредиторов , осуществить обязательные платежи по уплате налогов и сборов, оплаты труда сотрудникам из-за отсутствия имущества и соответствующих активов.
В этом случае субсидиарная ответственность накладывается на всех обязанных лиц, к которым относятся:
Определение причастности лица к управлению делами фирмы предусматривается статьей 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и характеризуется признаками:
Под воздействием влиятельных физических лиц, фактически не имеющих юридических прав к управлению делами фирмы, может произойти непредвиденное ухудшение финансового положения с ее последующим банкротством.
Для наложения ответственности на данное лицо необходимо документально доказать его вину перед судом.
Такой вид субсидиарной ответственности называется статусным и имеет ряд характерных признаков:
Второй вид субсидиарной ответственности называется «договорной» и подразумевает привлечение к ответственности лица, участвующего в договорных отношениях между неплательщиком и кредитором.
Примером наложения такой ответственности является реализация требований договора поручительства, по условиям которого поручитель берет на себя всю ответственность за выплаты сумм по кредитам в случае отказа от них должника по договору.
«Не стоит путать субсидиарную ответственность с солидарной. Основное отличие солидарной ответственности выражается во взыскании долга с одного лица (ответчика) по решению кредитора. При субсидиарной ответственности совокупная сумма задолженности делится между всеми обязанными лицами в равных пропорциях, что увеличивает шанс регулярных платежей.»
Существенным нюансом в этом случае является тот факт, что при подаче иска поручителем о взыскании задолженности судом будет произведено разделение суммы платежа в равных пропорциях между двумя участниками договорных отношений — поручителем и должником . Это является принципиальным отличием субсидиарной ответственности от солидарной.
Открытие дела о банкротстве не влечет за собой возникновение субсидиарной ответственности , как ошибочно полагают многие должники и кредиторы .
Чтобы она образовалась, следует учесть ряд условий:
Перечисленные условия позволяют учесть общий размер ответственности солидарных должников, которую можно определить как разность между суммой претензий кредиторов и суммой от реализации имущества неплательщика , а именно денежных средств, полученных от конкурсной массы.
Согласно статье 10 ФЗ о несостоятельности субсидиарная ответственность может быть назначена при условии нехватки имущественных активов неплательщика для расчета с долгами перед кредиторами.
Привлечение руководящего состава и собственников предприятия — неплательщика к субсидиарной ответственности может быть не признано судом правомерным действием , если требования о назначении ответственности вынесены преждевременно , то есть до полного формирования конкурсной массы.
Это означает, что без учета всего имущества должника без исключения нельзя рассчитать окончательную сумму ответственности перед кредиторами, что может привести к неправомерному назначению субсидиарной ответственности обязанным лицам.
Выдвинуть требование о назначении субсидиарной ответственности вправе конкурсные кредиторы кроме ситуаций, когда это уже сделал арбитражный управляющий .
Инициатором наложения субсидиарной ответственности может выступать предприятие — банкрот. Выгода такого действия для должника заключается в изменении условий взаиморасчетов по долговым обязательствам после вступления в процедуру признания неплатежеспособности.
Это имеет весомое значение для должника, если он точно знает, что соблюдение условий оплат по договорам невозможно в силу затруднительного финансового положения фирмы. Кроме того он приобретает возможность контроля процедуры банкротства.
Для самостоятельного инициирования банкротства предприятие — неплательщик вправе обратиться в суд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством:
Стандартной практикой в возбуждении дел о банкротстве является выступление конкурсного кредитора с инициативой о начале процесса.
На основании задолженности неплательщика конкурсный кредитор вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд.
Чтобы подобное обращение имело законные основания, должны быть соблюдены следующие условия:
При обращении в суд следует учитывать, что штрафные санкции , пени и неустойки учитываться не будут.
Еще одним интересным фактом является то, что один кредитор с суммой долговых требований менее 300 тыс. руб. может составить совместное заявление с другими кредиторами, выйдя на минимальный порог задолженности для обращения в суд.
В федеральном законодательстве отсутствуют жесткие меры наказания за доведение предприятия до состояния банкротства в отличие от стран зарубежного мира. Поэтому виновные не опасаются ответственности за бездействие в процессе потери платежеспособности и доведения предприятия до финансового кризиса.
Гражданским кодексом РФ предусмотрена субсидиарная ответственность руководящего состава и собственников предприятия по выплатам долговых обязательств.
Размеры субсидиарной ответственности определяются индивидуально с учетом конкретной финансовой ситуации и виновности отдельных лиц в результатах деятельности организации.
Субсидиарная ответственность накладывается на виновных лиц, которыми по решению суда признаются учредители , руководящий состав и третьи лица , оказавшие влияние на деятельность фирмы.
Привлечение к субсидиарной ответственности регулируется положениями ст. 401 Гражданского кодекса РФ .
Законными основаниями для присуждения субсидиарной ответственности виновным лицам являются условия:
Несоблюдение перечисленных условий исключает возможность привлечение обязанных лиц к субсидиарной ответственности.
Наличие всех указанных условий должно подтверждаться письменно в виде должным образом оформленных документов. Процедура выявления причинно — следственных связей, вины должника сложна в силу малой достоверности и оспоримости представленных фактов, поэтому доказательства формируются на основании анализа финансовой и бухгалтерской отчетности , динамики платежей , исследовании увеличения пассивов предприятия .
Основная цель анализа информации для истца — подтверждение преднамеренности и умысла в доведении фирмы до банкротства. Данная задача сложновыполнима и не всегда доказуема .
Для привлечения руководящего состава к ответственности должны соблюдаться требования :
Основополагающими причинами привлечения к субсидиарной ответственности являются:
Нормами федерального закона о несостоятельности пунктом 4 статьи 10 предусмотрено, что контролирующими лицами считаются компании или лица, которые в течение двух лет отдавали указания для исполнения в ходе коммерческой деятельности предприятия .
На них может быть наложена ответственность как субсидиарная , так и солидарная по усмотрению кредиторов, которые могут потребовать оплаты задолженности как с одного лица, так и сразу со всех лиц в равных пропорциях.
При нехватке имущественных активов неплательщика для полной компенсации убытков конкурсным управляющим могут быть привлечены к ответственности любые лица, признанные контролирующими деятельность неплательщика, в любом объеме соответственно сумме имеющейся задолженности.
При этом судом могут быть предоставлены послабления или освобождения от субсидиарной ответственности определенных лиц. Это связано с соотношением причиненного вреда и размером исковых требований к должнику.
Если контролирующее лицо докажет свою непричастность к ухудшению финансового состояния предприятия, которое привело к банкротству, то суд вправе освободить его от субсидиарной ответственности .
Иногда контроль действий должника осуществляют участники ликвидационной комиссии, к которым относятся:
Совместно указанная группа лиц, несущая субсидиарную ответственность, называется «солидарные должники» , к которым о взыскании задолженности вправе обратиться каждый кредитор по отдельности или в составе общего собрания.
Обращение о взыскании может быть направлено как отдельно каждому обязанному лицу, так и к их группе в целом.
Привлечение к субсидиарной ответственности лиц, повлиявших на банкротство предприятия, требует документального доказательства их вины. В противном случае наложить на них ответственность и взыскать денежные средства в счет погашения образовавшейся задолженности не представляется возможным .
Доказательства вины должны быть признаны судом. Кроме того назначение субсидиарной ответственности не имеет законных основании после ликвидации предприятия — должника, если по итогам его деятельности не проводилась процедура банкротства.
Положением ст. 419 ГК РФ предусмотрено прекращение ответственности с момента ликвидации фирмы . В статье утверждено, что причиной несостоятельности организации, повлекшей продажу имущества и ликвидацию организации, является вина определенного лица, некомпетентные действия которого привели к такому исходу дел.
Для наложения субсидиарной ответственности взаимосвязь влияния действий конкретного лица на банкротство организации должна быть доказана документально . В противном случае привлечь кого — либо из виновных в банкротстве привлечь к ответственности будет невозможно
Наложение субсидиарной ответственности в обязательном порядке требует прохождения процедуры банкротства . Без нее ни на одного участника коммерческой деятельности не может быть наложена субсидиарная ответственность.
Избежать наложения субсидиарной ответственности руководящая верхушка и собственники фирмы могут путем самостоятельного инициирования процедуры банкротства в соответствующий момент. Это единственный способ сохранить личное имущество , если финансовое положение фирмы уже непоправимо, а активов и имущества недостаточно для расчета с кредиторами.
Законодательное введение института субсидиарной ответственности за банкротство предприятия несет правовую защиту интересов кредиторов в процессе признания организации — должника несостоятельной.
Ее наличие обеспечивает соблюдение ответственности владельцев и руководителей организаций в осуществлении коммерческой деятельности, а также формирует правовой этикет в целом.
Проведение процедуры банкротства является сложным, многоэтапным процессом, требующим специальных знаний и подготовки. Если финансовое положение фирмы затруднительное , и период кризиса затянулся, то стоит подумать о начале процедуры банкротства .
В видеоролике юрист рассказывает об основах процедуры юрлица, ликвидация с долгами, а также про нюансы альтернативной ликвидации.
Для благоприятного исхода дела о банкротстве с минимальными затратами и без дополнительной ответственности лучше подготовиться к этой процедуре заранее, привлекая к содействию экспертов и профессионалов в проведении данной процедуры .
. Если у вас остались или возникли вопросы по теме банкротства, то задавайте их в комментариях ниже. Также будем благодарны, если вы оцените материал и поделитесь своими замечаниями.
Конкурсное производство – это финальная процедура процесса банкротства организации-должника.
Основополагающая цель конкурсного производства несостоятельности – соразмерное удовлетворение кредиторских требований по погашению накопленных долгов. В качестве дополнительных задач данной процедуры можно выделить нацеленность на ликвидацию организации, поиск и аккумулирование в конкурсную массу всего имущества должника-юрлица.
Данный этап дела о несостоятельности может быть введен исключительно по решению суда. Инициирование старта конкурсного производства одобряется судьей, если он решит, что шансы для восстановления платежеспособности компании в ходе реабилитационных процедур отсутствуют (либо они на деле не доказали своей целенаправленной эффективности).
В решении суда об открытии конкурсного производства должны быть информация о признании несостоятельности юрлица-должника, назначении управляющего, сроках процедуры и ее последствиях. Данное решение должно быть обязательно опубликовано в СМИ.
Важное значение в ходе банкротного производства принадлежит собранию кредиторов. На нем решаются ключевые вопросы относительно компании-должника, которые входят в компетенцию только собрания. В их числе:
Отдельные решения могут быть переданы к компетенции избранного комитета кредиторов.
Требования кредиторов предъявляются в любое время, пока длится конкурсное производство. Но когда они заявлены до момента закрытия реестра, то такие кредиторы переходят в статус конкурсных и они обладают приоритетом перед кредиторами, не включенными в реестр.
Реестр считается открытым в течение 2-х месяцев после публикации соответствующего сообщения о присвоении юрлицу статуса банкрота. Такая информация передается управляющим в 10-дневный срок после вынесения судом решения о несостоятельности юрлица. Сведения публикуются в официальном печатном (газета «Коммерсант») и/или электронном ресурсе (Федреестр). Указанный двухмесячный срок не подлежит восстановлению даже в судебном порядке.
Конкурсное производство длится в общем случае полгода, но по ходатайству участников процесса оно может быть продлено. Максимальный срок пролонгации – 6 месяцев. Решение о продлении принимает только арбитражный суд. Причинами, обусловившими изменение срока процедуры, могут быть розыск имущества, незавершенный процесс его продажи. Период производства также зависит от того, насколько быстро осуществляется опись имущества юрлица.
Следовательно, с учетом продления данный этап не может длиться более 1 года.
На конкурсного управляющего возлагаются функции управления компанией в рассматриваемый период. Он полностью контролирует все вверенное ему имущество должника.
К функционалу и обязанностям управляющего входит опись и оценка имущества (при необходимости привлечение специализированной оценочной компании), охрана имущества. Если должник скрывает имущество или вывел его через сомнительные сделки, то задача конкурсного управляющего оспорить их, разыскать и вернуть собственность в конкурсную массу.
В перечень обязанностей управляющего входит увольнения рабочего персонала и выплаты им всех положенных вознаграждений.
Управляющий контролирует требования и удостоверяет своей подписью решения собрания кредиторов.
После завершения процедуры банкротства управляющий передает в архив все документы должника.
Управляющий назначается арбитражем. При этом за собранием кредиторов закрепляется право предложить суду свою кандидатуру управляющего.
Назначенная кандидатура управляющего фиксируется в соответствующем определении суда. Если участники процедуры не согласны с назначением, то они могут обжаловать его.
Управляющего можно отстранить по ходатайству собрания кредиторов, но при наличии веской причины. Так, судебная практика показывает, что даже при грубых огрехах в работе поменять управляющего непросто.
Так, нарушения в виде пропуска сроков предоставления отчетности, невыполнения требований кредиторов, затягивания сроков оценки имущества не являются существенными основаниями для его отстранения, если это не привело к убыткам самого должника или его кредиторов.
Формирование конкурсной массы – одна из важнейших процедур при ликвидации компании. В нее входит все то имущество юрлица, которое принадлежало ему на момент объявления банкротом.
Это могут быть деньги, дебиторская задолженность, недополученное целевое финансирование, долгосрочные инвестиции, доходы от участия в других юрлицах, основные средства, нематериальные активы и пр.
При формировании конкурсной массы обязательно нужно пройти три этапа:
Имущество, которое было изъято из оборота, подлежит передаче собственнику.
Имущество банкрота распродается в ходе торгов и аукционов. Они проводятся сегодня исключительно на специализированных электронных торговых площадках и участвовать в них может любое физическое или юридическое лицо, у которых есть электронная подпись
Для участия в торгах обязательно нужно внести задаток для подтверждения серьезности намерений. В случае проигрыша он не возвращается.
Перед торгами все имущество оценивается и определяется его рыночная цена. Именно она является стартовой при продаже. Изначально торги банкротства идут на повышение и победителем становится участник, предложивший наибольшую цену.
Если имущество несостоятельных должников так и не удалось реализовать на указанном этапе, изначальная стартовая стоимость еженедельно снижается. Наконец, торги идут на понижение. Если и такая крайняя мера не привела к положительному результату, имущество возвращается должнику.
При ликвидации компании, которая работала в форме закрытого (ЗАО) или открытого(ОАО) акционерного общества, возникают вопросы, как распорядиться ее акциями. Акции удостоверяют права владельца на участие в управлении компанией.
Акционеры имеют полное право распоряжаться акциями по своему усмотрению: они могут их продать или подарить. Получать на это согласие от других акционеров не требуется. При этом согласно действующему законодательству, никаких ограничений при банкротстве общества на права акционеров не налагаются.
Даже в ходе конкурсного производства акционер вправе продать принадлежащие ему акции. Другой вопрос, что вряд ли найдутся желающие для их приобретения. Ведь выплата дивидендов по акциям в ходе конкурсного производства не производится и права требования собственников компании удовлетворяются в последнюю очередь.
Для продления процедуры управляющий должен обратиться в арбитраж с ходатайством. В нем указываются причины, которые не позволили конкурсному производству уложиться в шестимесячный срок. Например, на то, что не удалось в указанный период полностью сформировать конкурсную массу и произвести расчеты с кредиторами.
К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие изложенные обязательства, а также копию собрания кредиторов (на котором выражено согласие с продлением производства) и отчета управляющего.
В том случае, когда все мероприятия конкурсного производства были выполнены, т.е. продано имущество, деньги распределены между кредиторами, дела переданы в архив и выполнены прочие формальности арбитражный управляющий может подать в суд ходатайство о завершении конкурсного производства. В нем указывается просьба о завершении процесса по принудительной ликвидации юрлица-должника.
К ходатайству нужно приложить отчет управляющего, реестр требований; документы, подтверждающие продажу имущества и удовлетворение кредиторских требований.
Образец ходатайства можно запросить в секретариате арбитражного суда.
Требования кредиторов предполагают определенную очередность в их удовлетворении. Закон о несостоятельности содержит указание на три ступени кредиторов. Предусмотренная очередность предполагает, что выплаты каждой последующей очереди производятся только после полного исполнения по обязательствам в рамках - предыдущей.
К кредиторам первой очереди относят физлиц, перед которыми у должника есть ответственность за причинение морального ущерба или вреда жизни и здоровью.
Во вторую очередь происходят выплаты зарплаты, выходных пособий при увольнении, авторских гонораров работникам.
Кредиторы третьей очереди – это конкурсные кредиторы (из реестра) и государственные организации (ФНС), которым сейчас обеспечивается равная защита по обязательным платежам. Затем уже удовлетворяются кредиторские требования, не включенные в реестр.
С момента открытия процедуры происходят следующие изменения в работе должника:
Завершается процедура конкурсного производства ликвидацией компании. С нее снимаются все обязательства, даже если в ходе продажи конкурсной массы вырученной суммы оказалось недостаточно для погашения всех долгов.