Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Нестерова И.А. Римский статут Международного уголовного суда // Энциклопедия Нестеровых

В 2016 году произошло важное событие в правовой жизни Российской Федерации. Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение о том, что Россия не станет участником Римского статута Международного уголовного суда. Это важный шаг в развитии правовой системы государства как суверенной. В свете важности данного аспекта следует изучить историю и особенности римского статута Международного уголовного суда.

Понятие "римский статут" в международном праве

В настоящее время "римский статут" являет собой документ, регулирующий работу Международного уголовного суда. Полное англоязычное название выглядит та: Rome Statute of the International Criminal Court.

Римский статут – представляет собой международный договор, которым был учрежден Международный уголовный суд. Он был принят на дипломатической конференции в Риме 17 июля 1998 года и вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Римский статут Международного уголовного суда разрабатывался очень долго. Началом работы над документом принято считать 9 декабря 1948 года. Именно тогда Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и предложила Комиссии международного права "рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагается рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида".

Юрисдикционные положения составляют основу Статута и главное содержание договоренностей, достигнутых на заключительном этапе Римской конференции.

Международный уголовный суд

Чтобы наиболее полно понимать суть римского статута следует обратиться к функциям Международного уголовного суда (МУС). Прежде всего, следует остановиться на дате создания Международного уголовного суда.

Итак, в 1948 году сразу после окончания Нюрнбергского и Токийского процессов Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций признала необходимость создания постоянного международного суда для рассмотрения преступлений, которые по своей жестокости аналогичны тем преступлениям против личности и человечества которые были совершенны во время Второй мировой войны .

В настоящее время Международный уголовный суд состоит из 18 судей. Сам по себе МУС находится в Гааге в Нидерландах.

Структура Международного уголовного суда

К 1 февраля 2003 г. Римский статут подписали 124 страны и ратифицировали 88 государств. Подробнее можно посмотреть в таблице.

Страны, подписавшие римский статут

Дата подписания

Дата ратификации

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Австралия

Багамские острова

Бангладеш

Барбадос

Болгария

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Буркина-Фасо

Великобритания

Венесуэла

Восточный Тимор

Гвинея-Биссау

Германия

Гондурас

Доминика

Доминиканская Республика

Зимбабве

отказ от своей подписи ноябрь 2002

Иордания

Исландия

Ирландия

Камбоджа

Каморские острова

Киргизстан

Колумбия

Конго Демократическая республика

Корейская Республика

Коста-Рика

Кот-д`Ивуар

Лихтенштейн

Люксембург

Маврикий

Мадагаскар

Македония

Маршаловы острова 2000 7

Декабрь 2000

Мозамбик

Молдавия

Монголия

Нидерланды

Новая Зеландия

Норвегия

Объединенные Арабские Эмираты

Острова Зеленого Мыса

Парагвай

Португалия

16 ноября 2016 года президент Владимир Путин подписал распоряжение "о намерении РФ не стать участником Римского статута", что означает отзыв Россией подписи

Сан-Томе-и-Принсипи

Санта-Лусия

Сент-Винсент и Гренадины

Сейшельские острова

Словакия

Словения

Соединенные Штаты и

отказ от своей подписи май 2002

Соломоновы острова

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Танзания

Тринидад и Тобаго

Узбекистан

Филиппины

Финляндия

Хорватия

Центральная Африканская Республика

Чешская Республика

Швейцария

Югославия

Южно-Африканская Республика

В числе государств участвующих в МУС есть 34 Африканских государства, 19 тихоокеанских стран, 18 восточноевропейских государств, 28 латиноамериканских государств и государств Карибского бассейна, 25 стран Западной Европы и иные государства. Все страны участники обязаны платить регулярные взносы на содержание Международного уголовного суда.

Важно отметить, что Международный уголовный суд может реализовывать свои функции только в государствах, которые ратифицировали римский статут. Международный уголовный суд вправе рассматривать категории дел связанных со следующими категориями преступлений:

  • преступление геноцида
  • преступления против человечности;
  • военные преступления;
  • преступление агрессии.

Однако деятельность МУС очень негативно сказывается на суверенитете и мешает реализации ряда ключевых аспектов сохранения национальной безопасности, чем вызвало желание ряд стран отказаться от своих подписей. Вместе с этим пробелом в римском статуте можно назвать тот факт, что его юрисдикция не распространяется на терроризм.

Как видно из таблицы, многие страны предпочли не ратифицировать римский статут, а такие страны как Россия, США и Израиль и вовсе отказались от своих подписей.

Причины отзыва подписи России под римским статутом Международного уголовного суда

Сам факт отзыва Россией подписи является очень тревожным звонком для международного права в целом. МУС давно уже подозревается в ангажированности и работе на заказ. Тот факт, что В.В. Путин подписал Распоряжение "О намерении РФ не стать участником Римского статута" говорит о том, что наше государство не видит ни пользы, ни перспектив в существовании МУС в целом, ни в участии в нем России в частности. Данное решении возникло не спонтанно. В течении 16 лет Россия пристально наблюдала за деятельностью Международного уголовного суда и свой выход может четко мотивировать следующими причинами:

  • Суд неэффективен . За 14 лет своей работы МУС вынес четыре приговора.
  • Предвзятое отношение к России , которое нашло отражение в решении по грузино-осетинскому конфликту 2008 года. Международный уголовный суд предъявил обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих.
  • МУС признал Россию оккупантом Крыма , что противоречит действительности и звучит как проплаченное заявление.
  • Международный уголовный суд признает наличие российских войск на территории ЛНР и ДНР .
  • Политика МУС , его требования и заявления противоречат ключевым концепциям национальной безопасности Российской Федерации .

Литература

3. Официальный сайт Международного уголовного суда // URL: https://asp.icc-cpi.int/en_menus/asp/states%20parties/Pages/the%20states%20parties%20to%20the%20rome%20statute.aspx

4. Распоряжение Президента РФ от 16 ноября 2016 г. № 361-рп "О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда"

17 июля 1998 AD в Риме был принят Статут Международного уголовного суда (Римский Статут) - универсальный договор, содержащий развернутый перечень деяний, которые квалифицируются в качестве военных преступлений (вступил в силу в 2002 AD, РФ и США, Индия и Китай не участвуют)

Международный уголовный суд является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, указанные в настоящем Статуте, и дополняет национальные системы уголовного правосудия.

Почему же создание суда и ратификация Римского Статута оказались необходимы и приемлемы для 105 государств мира и проблематичны для тех, кто еще не участвует в его работе?

Якобы жизненной (биологической) потребности обратиться за помощью к мировому сообществу и к международному уголовному правосудию у РФ нет.

Так ли это?

В РФ уже практически исчезло государство, оно приватизировано и превратилось в клановую корпорацию.

Военные преступления в одних случаях могут квалифицироваться как международные преступления (совершенные деяния связаны с преступной деятельностью государства), а в других - как преступления международного характера

К числу последних относятся единичные, случайные преступления, совершенные в районе военных действий индивидами из корыстных и иных личных побуждений (грабёж, убийство, насилие над населением на оккупированной территории etc.).

Они не связаны с государством и представляют собой т. н. "эксцессы исполнителей".

Дела о таких преступлениях подсудны не международным военным трибуналам, а военным судам .

Отдельные составы военных преступлений закреплены в ст. 356 УК РФ "Применение запрещенных средств и методов ведения войны " (гл. 34 "Преступления против мира и безопасности человечества ")

Партизаны -по международному праву лица, добровольно сражающиеся в составе вооруженных организованных партизанских сил на территории, занятой противником (контролируемой реакционным режимом) за свободу и независимость своей родины.

1. Суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений.

2. Для целей настоящего Статута военные преступления означают:

а) серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции:

I) умышленное убийство;

II) пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

III) умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью;

IV) незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

V) принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы;

VI) умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;

VII) незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы;

VIII) взятие заложников;

b) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

I) умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

II) умышленные нападения на гражданские объекты, т.е. объекты, которые не являются военными целями;

III) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;

IV) умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;

V) нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств;

VI) убийство или ранение комбатанта, который, сложив оружие или не имея более средств защиты, безоговорочно сдался;

VII) ненадлежащее использование флага парламентера, национального флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями, приводящее к гибели людей или причинению им серьезных физических увечий;

VIII) перемещение, прямо или косвенно, оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию, или депортация или перемещение части населения оккупируемой территории в пределах границ или за пределы этой территории;

IX) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

X) причинение лицам, которые находятся под властью противной стороны, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые вызывают смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

XI) вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии;

XII) заявление о том, что пощады не будет;

XIII) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются военной необходимостью;

XIV) объявление отмененными, приостановленными или недопустимыми в суде прав и исков граждан противной стороны;

XV) принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны, даже если они находились на службе воюющей стороны до начала войны;

XVI) разграбление города или населенного пункта, даже если он захвачен штурмом;

XVII) применение яда или отравленного оружия;

XVIII) применение удушающих, ядовитых или других газов и любых аналогичных жидкостей, материалов или средств;

XIX) применение пуль, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека, таких, как оболочечные пули, твердая оболочка которых не покрывает всего сердечника или имеет надрезы;

XX) применение оружия, боеприпасов и техники, а также методов ведения войны такого характера, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания или которые являются неизбирательными по своей сути в нарушение норм международного права вооруженных конфликтов, при условии, что такое оружие, такие боеприпасы, такая техника и такие методы ведения войны являются предметом всеобъемлющего запрещения и включены в приложение к настоящему Статуту путем поправки согласно соответствующему положению, изложенному в статьях 121 и 123;

XXI) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

XXII) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она определена в пункте 2 (f) статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, представляющие собой грубое нарушение Женевских конвенций;

XXIII) использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил;

XXIV) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями;

XXV) умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду, в качестве способа ведения войны путем лишения его предметов, необходимых для выживания, включая умышленное создание препятствий для предоставления помощи, как это предусмотрено в Женевских конвенциях;

XXV I) набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях;

с) в случае вооруженного конфликта немеждународного характера серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно: любое из следующих деяний, совершенных в отношении лиц, не принимающих активного участия в военных действиях, включая военнослужащих, сложивших оружие, и лиц, выведенных из строя в результате болезни, ранения, содержания под стражей или по любой другой причине:

I) посягательство на жизнь и личность, в частности убийство в любой форме, причинение увечий, жестокое обращение и пытки;

II) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

III) взятие заложников;

IV) вынесение приговоров и приведение их в исполнение без предварительного судебного разбирательства, проведенного созданным в установленном порядке судом, обеспечивающим соблюдение всех судебных гарантий, которые по всеобщему признанию являются обязательными;

d) пункт 2 (с) применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера и, таким образом, не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера;

е) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

I) умышленное нанесение ударов по гражданскому населению как таковому, а также умышленное нападение на отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

II) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, предусмотренные Женевскими конвенциями;

III) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по праву вооруженных конфликтов;

IV) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

V) разграбление города или населенного пункта, даже если он взят штурмом;

VI) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она определена в пункте 2 (f) статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, также представляющие собой грубое нарушение статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций;

VII) набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооруженных сил или групп или использование их для активного участия в боевых действиях;

VIII) отдача распоряжений о перемещении гражданского населения по причинам, связанным с конфликтом, если только этого не требуют соображения безопасности соответствующего гражданского населения или настоятельная необходимость военного характера;

IX) вероломное убийство или ранение комбатанта неприятеля;

X) заявление о том, что пощады не будет;

XI) причинение лицам, которые находятся во власти другой стороны в конфликте, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые причиняют смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

XII) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются обстоятельствами конфликта;

f) пункт 2 (e) применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера и, таким образом, не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера. Он применяется в отношении вооруженных конфликтов, которые имеют место на территории одного из государств-участников, когда идет длительный вооруженный конфликт между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами.

3. Ничто в пунктах 2 (с) и (d) не затрагивает ответственности правительства за поддержание или восстановление закона и порядка в государстве или за защиту единства и территориальной целостности государства всеми законными средствами.

Отказ от лишних обязательств: Россия вышла из юрисдикции МУС Москва решила отказаться от участия в Римском статуте Международного уголовного суда (МУС). Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков пояснил, что это объясняется национальными интересами России.

Работа над ним шла с 9 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и предложила Комиссии международного права "рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагается рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида".

Согласно Римскому статуту, Международный уголовный суд (МУС) является постоянно действующим международным судебным органом, "уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества".

Юрисдикция МУС носит комплиментарный характер: он берет дело в свое производство только, если какое либо государство не хочет или не может судить лицо, подозреваемое в серьезных нарушениях международного гуманитарного права.
МУС является самостоятельным по отношению к ООН международным органом.

В составе Международного уголовного суда 18 судей, избираемых на заседании Ассамблеи государств-участников Статута.

Государства-участники при отборе судей учитывают необходимость обеспечения в составе Суда: представительства основных правовых систем мира; справедливого географического представительства и справедливого представительства судей женского и мужского пола. В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Суд состоит из следующих органов: президиум; апелляционное отделение, судебное отделение и отделение предварительного производства; канцелярия прокурора; секретариат.

Судья занимает свою должность в течение девяти лет без права переизбрания.

В состав президиума МУС входят председатель, первый и второй вице-председатели, которые избираются абсолютным большинством голосов судей.

Они выполняют свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока их полномочий в качестве судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз.

В настоящее время пост председателя МУС занимает Сильвия Фернандес де Гурменди (Аргентина).

Апелляционное отделение МУС состоит из председателя и еще четырех судей, Судебное отделение — не менее чем из шести судей и Отделение предварительного производства — не менее чем из шести судей.

Канцелярия прокурора действует независимо как отдельный орган Суда. Канцелярия возглавляется прокурором, у которого один или несколько заместителей. Прокурор избирается путем тайного голосования абсолютным большинством голосов членов Ассамблеи государств-участников. Заместители прокурора избираются в таком же порядке из списка кандидатур, представленного прокурором.
В настоящее время прокурором МУС является Фату Бенсуда (Гамбия).

Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания МУС.

Местопребыванием МУС является город Гаага (Нидерланды), но, если суд сочтет нужным, он может заседать в любых других местах.
Международный уголовный суд может осуществлять свои функции и полномочия на территории любого государства, ратифицировавшего Римский статут, и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства.

По состоянию на ноябрь 2016 года участниками Римского статута Международного уголовного суда являются 124 государства . Из них 34 - африканские государства, 19 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 - в Восточной Европе, 28 - страны Латинской Америки и Карибского бассейна, 25 - страны Западной Европы и других регионов.

Российская Федерация подписала Римский статут , однако до сих пор его не ратифицировала и государством-участником Международного уголовного суда не являлась.

16 ноября 2016 года президент Владимир Путин подписал распоряжение " ", что означает отзыв Россией подписи под этим документом.

Россия отказалась от ратификации Римского статута Международного уголовного суда в Гааге, которую ждали 16 лет. За два дня до этого офис прокурора МУС опубликовал отчет о предварительном расследовании событий на Украине. Документ констатирует существование вооруженного конфликта между Россией и Украиной и фиксирует многочисленные преступления, совершенные в Крыму и на востоке Украины с конца февраля 2014 года. Если бы Россия признавала юрисдикцию Международного суда, после окончания расследования россиянам могли предъявить обвинения. Но теперь это невозможно.

Офис прокурора Международного уголовного суда в Гааге 14 ноября опубликовал материалы предварительного расследования по событиям на Украине с 21 ноября 2013. Проанализировав события на Майдане, в Крыму и на востоке Украины, прокурор приходит к выводу, что «ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией».

Это первый раз, когда международная юридическая инстанция трактует события на Украине как военное столкновение между двумя государствами.

Через два дня, 16 ноября, Владимир Путин подписал распоряжение «О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда».

Документ

Это решение прокомментировал российский МИД: «К сожалению, Суд не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия», — гласит заявление на сайте МИДа. Особо в документе отмечается недовольство России по поводу расследования МУС событий в Южной Осетии в августе 2008 года и замечание, что африканские страны уже выходят из Римского статута.

Под юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС) подпадают преступления, совершенные на территории стран-участниц Римского статута, учредившего МУС в 1998 году, либо их гражданами.

Россия подписала статут в 2000 году, но так и не ратифицировала его. Украина сделал заявление о разовом признании юрисдикции МУС с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года, а в 2015 году продлила это положение на неопределенный срок, поэтому потенциально под юрисдикцию МУС могут подпадать любые лица, участвовавшие в событиях на Украине с обеих сторон.

Дмитрий Матвеев, директор Центра правового регулирования межгосударственных отношений РАНХиГС, считает, что после отказа от ратификации МУС не может вести в отношении России никаких расследований.

«Если государство подписывает статут и дальше идет период ожидания ратификации, то даже в период ожидания в отношении этого государства могут предприниматься какие-то действия. Как в случае ЮКОСа признали Энергетическую хартию применимой, хотя она еще не была ратифицирована. Но с сегодняшнего дня понятно, что Россия не будет ратифицировать статут, поэтому никаких последствий этого расследования для России не будет», — говорит Матвеев.

В чем суть документа, опубликованного на сайте Международного уголовного суда? Сам по себе он не является судебным актом и не выдвигает обвинений. Но, проведя предварительное расследование, прокурор может обратиться в палату предварительного производства, состоящую из трех судей, и получить санкцию на открытие официального расследования.

Если в процессе конкретным людям будут предъявлены обвинения в военных преступлениях или преступлениях против человечности, прокурор сможет сделать запрос на их экстрадицию, чтобы они предстали перед судом.

По словам адвоката Каринны Москаленко, трудно представить, что МУС теперь сможет предъявить какие-либо обвинения россиянам. До сегодняшнего дня Россия и ее граждане находились в переходном состоянии: «В таком случае юрисдикции формально нет, но конвенция о праве международных договоров звучит так, что если мы уже подписали конвенцию, то мы ее признаем и уже находимся в зоне ее действия, — замечает Москаленко. — В ситуации с Южной Осетией представители МУС заявили, что если конфликт происходит между двумя странами, одна из которых признает его юрисдикцию, а другая нет, то такое дело может рассматриваться в Суде. По-видимому, российские власти почувствовали возможность негативного результата и поспешили такой шаг (отказ от ратификации — А.Б. ) совершить», — говорит адвокат.

Согласно предварительному расследованию, на территории Украины совершалось множество преступлений и массово нарушались права человека. Среди этих преступлений, например, притеснения крымских татар: после присоединения Крыма около 19 тысяч человек в регионе стали вынужденными переселенцами, большая часть которых — крымские татары. Они подвергались похищениям: всего с марта 2014 года, по данным прокурора, в Крыму пропало как минимум десять человек.

Кроме того, на полуострове зафиксированы жестокое обращение с арестованными, незаконные аресты, принуждение к военной службе.

«Поступили сообщения о переезде ряда молодых людей на основную часть Украины с целью избежания принудительного призыва в армию де-факто органами власти», — гласит документ.

Что касается восточной Украины, прокурор предполагает такие преступления, как массовые убийства, разрушение гражданских объектов, незаконные аресты, похищения, пытки, сексуальное насилие.

Там, по мнению прокурора, можно говорить о наличии одновременно вооруженного конфликта немеждународного характера между армией Украины и повстанцами, а также, в отдельных случаях, столкновений между Россией и Украиной (вооруженные обстрелы территорий двух государств, аресты Украиной российских военнослужащих и наоборот).

Офис прокурора проверяет заявления о том, что Россия осуществляла полный контроль над вооруженными формированиями в восточной Украине, что потенциально может привести к выводу о квалификации вооруженного конфликта как международного в целом (между Россией и Украиной).

В любом случае, процесс — от предварительного расследования до предъявления обвинения и выдачи ордеров на арест — может занять годы. Основной эффект отчета, который выпустил офис прокурора — это юридическое признание последним вооруженного конфликта между Россией и Украиной в Крыму и — потенциально — на востоке Украины.

В докладе не затрагиваются события в других частях Украины, кроме Крыма и восточных областей, но в будущем могут быть сформулированы обвинения и по событиям на Майдане, гласит доклад: «Канцелярией прокурора установлено, что, хотя акты насилия, предположительно совершенные органами власти Украины между 30 ноября 2013 г. и 20 февраля 2014 г., могли бы рассматриваться как "нападение на представителей мирного населения" в соответствии со статьей 7(2)(а) Статута, имеющиеся сведения не представляют собой достаточное основание предполагать, что нападения были систематическими и широко распространенными в соответствии с условиями статьи 7 Статута. Тем не менее, Канцелярией прокурора отмечено, что в рамках событий на Майдане Независимости имели место случаи серьезного нарушения прав человека, и выражается готовность пересмотреть предварительный анализ в свете каких-либо новых сведений».

Римский статут Международного уголовного суда – международный договор, учредивший Международный уголовный суд. Принят на дипломатической конференции в Риме 17 июля 1998 г. и вступил в силу с 1 июля 2002 г.

По состоянию на 2011 г., договор ратифицировало 114 государств, тогда как всего его подписало 139 государств, но ратифицировали соглашение не все. Россия подписала договор 13 сентября 2000 г., но до настоящего времени не ратифицировала его.

Международные трибуналы, действовавшие в 1990-х годах (Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде) показали международному сообществу необходимость создания независимого и постоянного суда для разрешения дел, связанных с геноцидом, военными преступлениями и преступлениями против человечности. В июне 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН созвала конференцию «для завершения и принятия конвенции по учреждению международного уголовного суда». 17 июля 1998 г. Римский статут был принят путём голосования, в ходе которого 120 государств проголосовали «за», 7 государств проголосовали «против» и 21 государство воздержалось.

Условием для вступления в силу Устава являлась ратификация Устава не менее, чем 60 государствами. Этот «барьер» был преодолён 11 апреля 2002 г. Соглашение вступило в силу 1 июля 2002 г.

Преамбула

Сознавая, что все народы объединены общими узами и что взаимопереплетение их культур образует совместное наследие, и будучи обеспокоены тем, что эта тонкая мозаика может быть в любой момент времени разрушена...

будучи преисполнены решимости... на благо нынешнего и грядущих поколений учредить независимый постоянный Международный Уголовный Суд, связанный с системой Организации Объединенных Наций, обладающий юрисдикцией в отношении самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества, подчеркивая, что Международный Уголовный Суд, учрежденный на основании настоящего Статута, дополняет национальные органы уголовной юстиции,

преисполненные решимости создать прочные гарантии обеспечения международного правосудия и уважения к нему,

[стороны] согласились о нижеследующем.

Часть 1. Учреждение Суда

Статья 1. Суд

Настоящим учреждается Международный уголовный суд (Суд). Он является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, указанные в настоящем Статуте, и дополняет национальные органы уголовной юстиции. Юрисдикция и функционирование Суда регулируются положениями настоящего Статута.

Статья 2. Отношения Суда с Организацией Объединенных Наций


Суд устанавливает отношения с Организацией Объединенных Наций посредством соглашения, одобряемого Ассамблеей государств- участников настоящего Статута и впоследствии заключаемого Пред-седателем Суда от имени Суда.

Статья 3. Местопребывание Суда

1. Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды (государство пребывания).

2. Суд вступает с государством пребывания в соглашение о штаб-квартире, одобряемое Ассамблеей государств-участников и впоследствии заключаемое Председателем Суда от имени Суда.

3. Если Суд считает это желательным, он может заседать в любых других местах, как это предусмотрено в настоящем Статуте.

Статья 4. Правовой статус и полномочия Суда

1. Суд обладает международной правосубъектностью. Он также обладает такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей.

2. Суд может осуществлять свои функции и полномочия, как это предусмотрено в настоящем Статуте, на территории любого государства-участника и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства.

Часть 2. Юрисдикция, приемлемость и применимое право Статья 5. Преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда

1. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии с настоящим Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:

a) преступление геноцида;

b) преступления против человечности;

c) военные преступления;

d) преступление агрессии.



2. Суд осуществляет юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только будет принято в соответствии со статьями 121 и 123 положение, содержащее определение этого преступления и излагающее условия, в которых Суд осуществляет юрисдикцию касательно этого преступления. Такое положение сообразуется с соответствующими положениями Устава Организации Объединенных Наций…

Статья 6. Геноцид

Для целей настоящего Статута «геноцид» означает любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное фи-зическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Статья 7. Преступления против человечности

1. Для целей настоящего Статута «преступление против человечности» означает любое из следующих деяний, которые совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, если такое нападение совершается сознательно:

a) убийство;

b) истребление;

c) порабощение;

d) депортация или насильственное перемещение населения;

e) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права;

g) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;

h) преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным, как это определяется в пункте 3, или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда;

i) насильственное исчезновение людей;

j) преступление апартеида;

к) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью...

Статья 8. Военные преступления

1. Суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений.

2. Для целей настоящего Статута военные преступления означают:

a) серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции:

I) умышленное убийство;

II) пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

III) умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью;

IV) незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

V) принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы;

VI) умышленное лишение военнопленного или другого охраняе-мого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;

VII) незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы;

VIII) взятие заложников;

b) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

I) умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

II) умышленные нападения на гражданские объекты, т.е. объекты, которые не являются военными целями;

III) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задейство-ванным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются граж-данские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;

IV) умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;

V) нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с приме-нением каких бы то ни было средств;

VI) убийство или ранение комбатанта, который, сложив оружие или не имея более средств защиты, безоговорочно сдался;

VII) ненадлежащее использование флага парламентера, нацио-нального флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями, приводящее к гибели людей или причинению им серьезных физических увечий;

VIII) перемещение, прямо или косвенно, оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию, или депортация или перемещение части населения оккупируемой территории в пределах границ или за пределы этой территории;

IX) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

X) причинение лицам, которые находятся под властью противной стороны, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые вызывают смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

XI) вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии;

XII) заявление о том, что пощады не будет;

XIII) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются военной необходимостью;

XIV) объявление отмененными, приостановленными или недопустимыми в суде прав и исков граждан противной стороны;

XV) принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны, даже если они на-ходились на службе воюющей стороны до начала войны;

XVI) разграбление города или населенного пункта, даже если он захвачен штурмом;

XVII) применение яда или отравленного оружия;

XVIII) применение удушающих, ядовитых или других газов и любых аналогичных жидкостей, материалов или средств;

XIX) применение пуль, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека, таких как оболочечные пули, твердая оболочка которых не покрывает всего сердечника или имеет надрезы;

XX) применение оружия, боеприпасов и техники, а также методов ведения войны такого характера, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания или которые являются неизбирательными по своей сути в нарушение норм международного права вооруженных конфликтов, при условии, что такое оружие, такие боеприпасы, такая техника и такие методы ведения войны являются предметом всеобъемлющего запрещения и включены в приложение к настоящему Статуту путем поправки согласно соответствующему положению, изложенному в статьях 121 и 123;

XXI) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

XXII) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она оп-ределена в пункте 2 (f) статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, представляющие собой грубое нарушение Женевских конвенций;

XXIII) использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил;

XXIV) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями;

XXV) умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду, в качестве способа ведения войны путем лишения его предметов, необходимых для выживания, включая умышленное создание препятствий для предоставления помощи, как это предусмотрено в Женевских конвенциях;

XXVI) набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях;

с) в случае вооруженного конфликта немеждународного характера серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно: любое из следующих деяний, совершенных в отношении лиц, не принимающих активного участия в военных действиях, включая военнослужащих, сложивших оружие, и лиц, выведенных из строя в результате болезни, ранения, содержания под стражей или по любой другой причине:

I) посягательство на жизнь и личность, в частности убийство в любой форме, причинение увечий, жестокое обращение и пытки;

II) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

III) взятие заложников;

IV) вынесение приговоров и приведение их в исполнение без предварительного судебного разбирательства, проведенного созданным в установленном порядке судом, обеспечивающим соблюдение всех судебных гарантий, которые по всеобщему признанию являются обязательными;

d) пункт 2 (с) применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера и, таким образом, не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера;

e) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в установ-ленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

I) умышленное нанесение ударов по гражданскому населению как таковому, а также умышленное нападение на отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

II) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, предусмотренные Женевскими конвенциями;

III) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддер-жанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по праву вооруженных конфликтов;

IV) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

V) разграбление города или населенного пункта, даже если он взят штурмом;

VI) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она определена в пункте 2 (f) статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, также представляющие собой грубое нарушение статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций;

VII) набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооруженных сил или групп или использование их для активного участия в боевых действиях;

VIII) отдача распоряжений о перемещении гражданского населения по причинам, связанным с конфликтом, если только этого не требуют соображения безопасности соответствующего гражданского населения или настоятельная необходимость военного характера;

IX) вероломное убийство или ранение комбатанта неприятеля;

X) заявление о том, что пощады не будет;

XI) причинение лицам, которые находятся во власти другой стороны в конфликте, физических увечий или совершение над ними ме-дицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые причиняют смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

XII) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются обстоятельствами конфликта;

f) пункт 2 (e) применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера и, таким образом, не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера. Он применяется в отношении вооруженных конфликтов, которые имеют место на территории одного из государств-участников, когда идет длительный вооруженный конфликт между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы