Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц ( ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие.

1

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее ().

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц ().

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

2

3

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (), сейчас же это требование закрепили в законе.

5

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

6

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

7

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

1

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно ().

2

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 ( , Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

3

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции () – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО ( , ), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.

Понятие о банкротстве юридических лиц и процедуры банкротства

С юридической точки зрения, банкротство представляет собой особую правовую ситуацию юридического лица, при которой оно больше не способно в полном объеме отвечать по своим денежным обязательствам перед кредиторами.

Несостоятельность или банкротство обязательно должны быть доказаны и подтверждены в арбитражном суде. Именно наличие непогашенных денежных обязательств является законным поводом для обращения кредиторов в суд. Состав и размер задолженности указывается с учетом числа, когда заинтересованное лицо подает иск.

Законодательство РФ устанавливает необходимость прохождения нескольких процедур банкротства. Их виды закреплены в ГК РФ:

  • наблюдение. Порядок и схема процедуры наблюдения направлены, прежде всего, на сохранение имущества, имеющегося у должника, а также на текущую проверку его финансового состояния и экономической деятельности;
  • финансовое оздоровление. Сущность данной процедуры состоит в том, что она дает шанс должнику поправить свое текущее экономическое положение, например, с помощью инвестиций, и уберечь собственную организацию от дальнейшего банкротства;
  • внешнее управление. Внешнее управление как процедура банкротства, заключается в назначении арбитражного управляющего, который временно принимает на себя обязательства по контролю за текущей экономической деятельностью организации;
  • конкурсное производство. Под данной процедурой следует понимать определенные действия в отношении должника, направленные на скорейшее удовлетворение требований кредиторов в полном объеме. Конкурсное производство ведется конкурсным управляющим;
  • мировое соглашение. Оно представляет собой процедуру банкротства юридического лица, при которой производство дела о банкротстве может быть прекращено, если причиной этому послужило мировое соглашение между кредитором и должником. Мировое соглашение заключается по взаимному желанию сторон. Юридическая природа мирового соглашения выделяет его как особый документ, который может являться главным и единственным основанием для отмены судебного производства.

Порядок рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде

Обратиться в суд и подать иск о банкротстве могут любые заинтересованные лица. Чаще всего ими являются кредиторы должника. Но для открытия дела в суде необходимо подтвердить два основания: наличие у юридического лица долгов на сумму не менее 500 МРОТ и срок давности этих долгов - не менее 3-х месяцев.

Исковое заявление, подаваемое кредитором, должно быть подписано не только самим кредитором, но и представителем. Суд рассматривает иск в течение 3-х дней. После рассмотрения он принимает его и открывает дело, при отсутствии каких-либо проблем.

После начала рассмотрения, суд выясняет наличие возражений должника на требования кредитора. При наличии таких возражений - в арбитражном суде проверяется их обоснованность. Уже на данной, начальной стадии, между сторонами может быть заключено мировое соглашение.

Установленный порядок судопроизводства и его принципы предполагают, что процедура рассмотрения по существу любого дела о банкротстве должна пройти в течение 3-х месяцев с даты открытия судебного производства.

В данный срок судья может принять одно из нескольких решений:

  • о признании банкротом указанного должника и о дальнейшем открытии процедуры конкурсного производства;
  • об отказе в признании организации банкротом, если имеются обоснованные причины;
  • о введении и назначении конкурсного управляющего;
  • о прекращении судебного производства о банкротстве организации.

Факт признания должника банкротом в арбитражном суде обязательно должен быть обнародован в соответствующих печатных изданиях за счет должника.

В том случае, если у него не имеется денежных средств - публикация осуществляется за счет кредиторов.

На любых стадиях рассмотрения дела сторонами может быть заключено мировое соглашение.

Процедура наблюдения, понятие и сущность

Процедура наблюдения вводится на самом начальном этапе банкротства - как только в арбитражный суд поступило письменное заявление о признании несостоятельности юридического лица. Длительность данной процедуры составляет 3 месяца.

Начало процедуры наблюдения несет за собой введение определенных изменений. С этого момента кредиторы не должны обращаться к должнику в индивидуальном порядке.

Теперь все требования должны предъявляться временному управляющему в письменном виде. Они могут быть предъявлены в течение одного месяца.

Если кредитор пропустил установленный срок и не предъявил официальных требований, он не сможет принять участие в первом собрании кредиторов.

В этот момент происходит приостановление исполнения документов по судебным решениям о взысканиях задолженностей по заработной плате, по авторским договорам, по алиментам и т.д.

В тех случаях, когда в арбитражном суде будет вынесено решение об отказе в признании юридического лица банкротом, процедура исполнения указанных документов вновь начнется с данного момента.

Временный управляющий всегда должен представлять собой физическое лицо, обладающее соответствующей компетенцией и знаниями, которое не обладает заинтересованностью в конечном результате дела о признании экономической несостоятельности.

Заключительным этапом процедуры наблюдения становится принятие решения арбитражным судом после проведения первого собрания кредиторов.

Данное решение может заключаться либо в признании должника банкротом и дальнейшем открытии конкурсного производства, либо в введении внешнего управления. Также здесь может быть заключено и мировое соглашение между сторонами.

Порядок и цели процедур финансового оздоровления и внешнего управления

Юридическая процедура банкротства предприятия включает в себя такие этапы и виды, как внешнее управление и финансовое оздоровление.

Сущность и цель внешнего управления заключаются в восстановлении экономической несостоятельности должника, насколько это представляется возможным. При этом происходит передача полномочий по управлению делами организации временному управляющему.

Решение о введении данной процедуры, как правило, выносится после первого собрания кредиторов и по окончанию процедуры наблюдения.

Основными последствиями этой процедуры можно назвать отстранение руководителя-должника от всех текущих дел. Вместе с этим полномочия прекращаются и у органов управления имуществом должника. В течение трех дней руководители обязаны передать всю необходимую документацию и информацию.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства представляет собой определенные действия, цель и сущность которых направлены на восстановление платёжеспособности должника и поправке текущего финансового положения организации.

Инициатива проведения данной процедуры может исходить от унитарного предприятия, являющегося собственником имущества должника, учредителей, либо третьих лиц.

Определение о введении процедуры оздоровления выносит арбитражный суд, одновременно назначая административного управляющего. В судебном определении обязательно указывается срок, в течение которого проводится данная процедура.

Административный управляющий должен составить план оздоровления, в котором указывается его сущность и дополнительные особенности данного дела об экономической несостоятельности.

Процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно по причине определенных обстоятельств, например, из-за неоднократных нарушений графика удовлетворения требований кредиторов.

Процедура конкурсного производства и мировое соглашение

Конкурсное производство является неотъемлемой процедурой банкротства. Суть конкурсного производства заключается в удовлетворении требований кредиторов, после того, как лицо окончательно было признано банкротом.

Важные особенности конкурсного производства заключаются в том, что оно должно быть проведено в определенный срок - 1 год основой и 6 месяцев дополнительный. В случае необходимости конкурсное производство может быть продлено по судебному решению.

Такая важная процедура как конкурсное производство, должна быть начата сразу же после завершения рассмотрения судебного дела и признания лица банкротом. Конкурсное производство содержит определенный порядок по выплатам денежных средств кредиторам, например, установленную очередность.

При рассмотрении судебного дела о несостоятельности, стороны всегда имеют возможность заключить мировое соглашение при банкротстве, путем установления взаимных уступок. Природа мирового соглашения направлена, прежде всего, на досрочное урегулирование финансового конфликта.

Мировое соглашение всегда является взаимным решением сторон. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято на общем собрании кредиторов, при рассмотрении судебного дела.

Помимо должника и кредитора, оно может содержать и данные о третьих лицах, например, о поручителях.

В экономической деятельности возникают ситуации, когда юридическое лицо не может исполнить свои финансовые обязательства, платить по долгам и обязательным платежам в бюджет. В этом случае, чтобы зафиксировать общую задолженность юридического лица, а при необходимости списать часть задолженности, необходимо провести процедуру банкротства организации. О данной процедуре пойдёт речь в этой статье. Как начать процесс, если предприятие обанкротилось, в соответствии с федеральным законом о банкротстве юридических лиц РФ?

Итак, если организация не может выполнять денежные обязательства перед кредиторами, платить зарплату наемному персоналу или оплачивать налоги в бюджет, то в отношении данного юридического лица может быть начата процедура банкротства.

Закон предусматривает 2 необходимых условия, при наличии которых можно обратиться в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

  1. Если организация не исполняет денежные обязательства перед кредиторами не менее трёх месяцев, со дня, когда обязательства должны быть исполнены;
  2. Если совокупный долг юридического лица составляет не менее 300 тыс. рублей.

Процедура банкротства юридического лица

Обратится в арбитражный суд с требованием о признании организации банкротом могут:

  • само юридическое лицо-должник;
  • кредиторы юридического лица;
  • наёмные работники, которым не выплачивают зарплату;
  • уполномоченные органы.

При этом если имеются признаки банкротства юридического лица, то руководитель данной организации должен поставить в известность об этом положении учредителей (участников) организации. И учредители компании могут принять меры к восстановлению платёжеспособности юридического лица. Это первая досудебная стадия банкротства, на данной стадии учредители фирмы могут оказать финансовую помощь, чтобы избежать несостоятельности организации (досудебная санация).

Если финансовая помощь учредителей не приводит к восстановлению платёжеспособности организации, и остаются финансовые проблемы, тогда могут последовать судебные стадии банкротства.

Лица, имеющие право возбуждать дело о банкротстве (несостоятельности) юридического лица, могут обратиться в арбитражный суд по месту нахождения организации-должника.

Арбитражный суд в течение 5 дней со дня поступления заявления о банкротстве юридического лица решает вопрос о принятии заявления к рассмотрению.

Важно! Арбитражный суд, решая вопрос о возможности начала дела о банкротстве организации, в первую очередь проверяет наличие двух необходимых признаков (организация не платит по долгам не менее трёх месяцев и общий долг не менее чем 300 тыс. рублей).

Если арбитражный суд убедится в наличии признаков банкротства и исключит вероятность его фиктивности, то принимается решение о возбуждении дела. При этом суд выносит также определение о введении первой стадии - наблюдения и утверждает временного управляющего организации.

Важно! Данная стадия банкротства устанавливается с целью сохранения имущества должника, в первую очередь, чтобы имущество было сохранено для обеспечения требований кредиторов, на данной стадии проводится анализ финансового состояния организации-должника.

Этапы банкротства

Стадия Наблюдение

После введения наблюдения руководитель организации частично отстраняется от своих полномочий. Решение по деятельности организации может принимать руководитель юридического лица только с письменного согласия временного управляющего . Руководитель организации передаёт временному управляющему документы об имуществе организации, а также документы о финансово-хозяйственной деятельности организации за последние 3 года предшествующие стадии наблюдения.

Также на данной стадии банкротства, руководитель организации должен обратиться к учредителям юридического лица с предложением о введении в отношении организации финансового оздоровления с целью восстановления платёжеспособности организации.

Временный управляющий должен проанализировать финансовое положение организации, проверить документы инвентаризации имущества организации с целью определить возможность восстановления платёжеспособности должника и выступить с предложением о возможности проведения других процедур банкротства.

На этой стадии кредиторы направляют в арбитражный суд список финансовых требований к должнику.

Временный управляющий решает вопрос о проведении первого собрания кредиторов. На данном собрании кредиторы решают вопрос о необходимости проведения следующей стадии банкротства организации. Если есть возможность восстановить платёжеспособность должника, то может быть, начата стадия финансового оздоровления.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение либо о начале финансового оздоровления, либо начала стадии внешнего управления, а если по итогам наблюдения становится понятно, что вернуть организацию к нормальной финансово-хозяйственной деятельности не удастся, тогда суд назначает конкурсное производство.

Важно! Кроме этого, на любой стадии, должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению арбитражным судом и на этом может закончиться процедура банкротства организации.

Стадия Финансового оздоровления

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов может назначить финансовое оздоровление организации и назначить административного управляющего. В решении суда обязательно указывается срок финансового оздоровления, который не может быть больше, чем 2 года . При этом руководитель организации-должника должен осуществлять управление организацией по согласованию с административным управляющим. А также на сделки по отчуждению имущества, увеличение задолженности и некоторые другие нужно получать согласие собрания кредиторов.

Административный управляющий в ходе стадии финансового оздоровления должен вести реестр требований кредиторов, ознакомится с текущей финансово-хозяйственной деятельностью организации, текущее погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с утверждённым планом погашения задолженности.

Важно! Если в ходе финансового оздоровления должнику удаётся погасить задолженность перед кредиторами, то арбитражный суд принимает решение о прекращении банкротства организации.

Если же задолженность остаётся, тогда процедура банкротства продолжается. В этом случае собрание кредиторов, изучив отчёт административного управляющего о финансовом состоянии должника, решает:

  • Либо о введении стадии внешнего управления;
  • Либо об объявлении должника банкротом и проведении конкурсного производства.

Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов выносит определение о следующей стадии банкротства.

Стадия Внешнего управления

Управление делами организации на данной стадии полностью возлагается на внешнего управляющего, при этом руководитель организации в полном объёме отстраняется от управления организации и может быть уволен .

Максимальный срок внешнего управления не может превышать 18 месяцев.

Важно! Во время действия внешнего управления налагается полный мораторий (отсрочка) на исполнении финансовых требований кредиторов.

Внешний управляющий принимает в управление всё имущество должника и проводит его инвентаризацию, распоряжается имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с целью добиться нормальной хозяйственной деятельности организации и погашение долгов. Также управляющий отсчитывается перед кредиторами о принимаемых мерах для достижения целей внешнего управления.

Внешний управляющий составляет план управления и представляет его для одобрения собранию кредиторов. План внешнего управления должен дать точный ответ, в какие сроки платёжеспособность организации-должника будет восстановлена.

В ходе внешнего управления управляющий вправе принимать решение о закрытии неэффективного производства, продажи части имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, продажи предприятия должника и другое.

Если в результате внешнего управления управляющий добился удовлетворения всех требований кредиторов, то он составляет отсчёт внешнего управления и направляет его на утверждение арбитражного суда.

Важно! Если все требования кредиторов удовлетворены, арбитражный суд прекращает процедуру банкротства организации.

Если же кредиторы требуют признание должника банкротом, суд выносит решение о проведении стадии конкурсного производства.

Стадия конкурсного производства

Максимальный срок конкурсного производства составляет 6 месяцев. Занимается конкурсным производством конкурсный управляющий. Со дня введения конкурсного производства все денежные обязательства организации должника считаются наступившими, прекращается начисление процентов и неустойки вследствие ненадлежащего исполнения обязательства. Все финансовые, бухгалтерские документы, печати, штампы и прочие материальные ценности передаются конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий проводит оценку имущества должника.

Всё имущество организации должно включиться в конкурсную массу и подлежит реализации на аукционе . Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, подлежат учёту и за счёт этих средств производится расчёт с кредиторами должника в порядке очерёдности указанной в 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Важно! После проведения конкурсного производства и полного либо частичного удовлетворения требований кредиторов, организация-должник объявляется банкротом и ликвидируется.

Правовым последствием объявления организации банкротом является списание части задолженности, которая осталась непогашенной после удовлетворения требований кредиторов за счёт реализации имущества банкрота.

Стадия мирового соглашения

При этом на любой из стадий банкротства допускается, что между должником и конкурсными кредиторами может быть заключено мировое соглашение. Мировое соглашение подлежит удовлетворению арбитражным судом и является основанием к прекращению процедуры банкротства организации.

Важно! Мировое соглашение, утверждённое арбитражным судом, является обязательным для исполнения сторонами мирового соглашения и односторонний отказ от исполнения мирового соглашения недопустим.

Последствия признания организации банкротом

После окончания конкурсного производства и полного либо частичного погашения требований кредиторов, арбитражный суд выносит определение о прекращении дела о банкротстве с объявлением организации банкротом. Это определение является основанием для ликвидации юридического лица и внесение соответствующей записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Важным последствием объявления организации банкротом является то, что часть требований кредиторов, оставшиеся непогашенными за счёт средств от реализации имущества должника, подлежат списанию.

Процедура банкротства юридического лица достаточно сложное правое действие, с большим количеством правовых нюансов. Каждая стадия банкротства имеет свои особенности, поэтому начало процедуры и полное правовое сопровождение этапов банкротства нужно доверять профессионалам – практикующим юристам, которые смогут провести банкротство без лишних правовых рисков.

Итак, данная статья подробно рассказывает о стадиях процедуры банкротства юридического лица. И одной из целей процедуры организации является восстановление платёжеспособности организации-должника, на это направлена деятельность арбитражного суда и арбитражных управляющих. Но если банкротства избежать не удаётся, то данная процедура позволяет организации-должнику ликвидироваться и списать часть имеющейся задолженности.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Разъяснение

Несостоятельность (банкротство) юридического лица - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса России (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Признаки банкротства

1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);

2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.

3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.

Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).

Процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве перечислены в статье 27 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, "Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ". Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, "Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов". Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, "Статья 17. Комитет кредиторов" состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

НДС при банкротстве

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ - отменен с 01.01.2015).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы