Генеральная прокуратура РФ является высшим звеном прокурорской системы. Ее возглавляет Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на пять лет.
Лицо считается назначенным на должность Генерального прокурора РФ, если за представленную Президентом РФ кандидатуру путем тайного голосования проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
После оглашения результатов голосования Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ, который приносит присягу, предусмотренную п. 3 ст. 12 Закона о прокуратуре. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.
Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. На первого заместителя может быть возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ в случаях отсутствия последнего или невозможности исполнения им своих обязанностей. А в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Генерального прокурора РФ осуществляет один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с распределением обязанностей между заместителями.
Заместители Генерального прокурора РФ согласно установленному распределению обязанностей направляют и контролируют работу управлений и отделов аппарата, комиссий и советов, принимают организационные и процессуальные решения по отнесенным к их ведению вопросам. Распределение обязанностей и взаимозаменяемость заместителей Генерального прокурора РФ устанавливаются приказами Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. Начальники управлений и отделов аппарата организуют работу возглавляемых ими подразделений, определяют служебные обязанности работников, устанавливают их взаимозаменяемость, организуют исполнение, а в необходимых случаях лично исполняют поручения Генерального прокурора РФ и его заместителей, ходатайствуют о поощрении работников или привлечении их к дисциплинарной ответственности.
Организация деятельности управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ, права и обязанности их сотрудников закрепляются положением о соответствующем структурном подразделении Генеральной прокуратуры РФ. В положении, как правило, находят конкретизированное выражение задачи, основные направления деятельности, структура управления (отдела), полномочия их руководителей и сотрудников.
Структура Генеральной прокуратуры РФ очень пластична. Она изменяется Генеральным прокурором РФ в пределах штатной численности и фонда оплаты труда в соответствии с изменениями задач, функций прокуратуры, приоритетов в ее деятельности.
В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Коллегия является совещательным органом. Она правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало простое большинство присутствовавших на заседании членов коллегии. Решения коллегии реализуются в приказах Генерального прокурора РФ.
На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.
По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности заседания коллегии могут проводиться в расширенном составе, в том числе с участием представителей правоохранительных, контролирующих органов, других министерств и ведомств. Могут также проводиться совместные заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ и коллегий правоохранительных, иных федеральных органов исполнительной власти.
Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны. Председатель коллегии на основе мотивированного рапорта начальника управления информации и общественных связей решает вопрос о приглашении на заседание представителей СМИ и объеме предоставляемой им информации.
Ответственность за своевременность и качество подготовки материалов, вносимых на рассмотрение коллегии, несут руководители подразделений и заместители Генерального прокурора РФ.
Вопросы организации и осуществления прокурорского надзора, не требующие обсуждения на заседании коллегии, рассматриваются на оперативных совещаниях при Генеральном прокуроре РФ, его заместителях, а также в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ. Оперативные совещания проводятся по мере необходимости. Порядок и сроки их проведения, круг участников определяются в каждом конкретном случае руководителем, который проводит совещание.
В состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения входит Главная военная прокуратура , возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.
В Законе о прокуратуре предусмотрено, что в Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.
В соответствии с утвержденным положением научно-консультативный совет является консультативным органом при Генеральной прокуратуре РФ, целью деятельности которого является научное содействие органам прокуратуры РФ в выполнении задач, возложенных на них Законом о прокуратуре.
Научно-консультативный совет возглавляется председателем Совета – Генеральным прокурором РФ и утверждается им в составе: заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета из числа ученых-юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов сроком на пять лет. Численность Совета определяется Генеральным прокурором.
Председатель научно-консультативного совета руководит деятельностью Совета. Заместители председателя Совета организуют работу Совета в соответствии с поручениями председателя, осуществляют контроль за выполнением планов и рекомендаций Совета, созывают заседания и председательствуют на них, дают поручения ответственному секретарю и членам Совета, докладывают Генеральному прокурору РФ, коллегии рекомендации и заключения Совета, информируют Совет о решениях, принятых Генеральным прокурором, коллегией по этим рекомендациям.
Для участия в заседаниях Совета могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний, руководящие и иные работники органов прокуратуры, не являющиеся членами Совета.
Заседания научно-консультативного совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения на них принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Совета. Данные решения носят рекомендательный характер. Они направляются для рассмотрения руководству, которое принимает решение об их практическом использовании. В необходимых случаях они могут направляться в законодательные органы, а также в управления, отделы и институты Генеральной прокуратуры РФ, подчиненные органы прокуратуры для совершенствования прокурорской практики.
Осуществляя свою деятельность, научно-консультативный совет обсуждает и вырабатывает научно обоснованные рекомендации по проблемным вопросам прокурорского надзора, правотворческой деятельности, правоприменительной практики, рассматривает предложения по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями, совершенствованию координации деятельности правоохранительных органов, государственного обвинения в суде, обсуждает по поручению Генерального прокурора РФ проекты законодательных и иных актов и выносит по ним в случае необходимости экспертные заключения, вырабатывает с другими правоохранительными органами согласованные позиции по законопроектам в сфере борьбы с преступностью и охране правопорядка, оказывает методическую помощь консультативным советам прокуратур субъектов РФ, военных и других специализированных прокуратур, координирует работу этих советов.
Совет устанавливает связи и поддерживает контакты с аналогичными советами других правоохранительных органов, учеными советами юридических научно- исследовательских институтов и учебных заведений.
Работа научно-консультативного совета освещается в журнале "Законность" и в других СМИ.
Для участия в выработке решений и определения перспективных задач но наиболее актуальным проблемам прокурорской деятельности создан консультативный центр , который является общественным совещательным органом при Генеральной прокуратуре РФ. Его основной задачей является подготовка в соответствии с поручениями Генерального прокурора РФ предложений и консультативных заключений по вопросам совершенствования прокурорской практики на приоритетных направлениях деятельности органов прокуратуры по укреплению законности и усилению борьбы с преступностью, улучшению организационных форм и методов управления органами прокуратуры, подготовке предложений по совершенствованию механизмов правого регулирования и организации прокурорского надзора. Предложения и заключения консультативного центра при Генеральной прокуратуре РФ имеют рекомендательный характер.
При Генеральной прокуратуре РФ действуют научные и образовательные учреждения. Согласно распоряжению Правительства РФ от 24 марта 2007 г. № 345-р и приказу Генеральной прокуратуры РФ от 6 апреля 2007 г. № 44-ш путем реорганизации в форме слияния государственных образовательных учреждений "Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации", "Иркутского института повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации", "Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации" и государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации" создано Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации".
Целями деятельности Академии Генеральной прокуратуры РФ являются: повышение квалификации работников прокуратуры РФ, подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры РФ, научное и учебно-методическое обеспечение деятельности органов прокуратуры РФ.
В задачи Академии Генеральной прокуратуры РФ входят: организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по основным направлениям деятельности органов и учреждений прокуратуры РФ, в том числе по проблемам образования; внедрение результатов научных исследований в практическую деятельность органов и учреждений прокуратуры РФ, учебный процесс; участие в выработке научных рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности органов и учреждений прокуратуры РФ; участие в выработке проектов законодательных и иных нормативных актов, приказов Генерального прокурора РФ; оказание консультативной помощи органам и учреждениям прокуратуры РФ, а также подготовка заключений, отзывов на законопроекты и иные документы по запросам, поступающим из иных органов государственной власти.
Возглавляет Академию Генеральной прокуратуры РФ ректор, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным прокурором РФ.
Генеральная прокуратура РФ является учредителем двух журналов: "Прокурорская и следственная практика" и "Законность". В указанных журналах публикуются основные приказы, указания, распоряжения Генерального прокурора РФ, письма, инструкции Генеральной прокуратуры РФ, обобщения прокурорской и следственной практики, материалы о состоянии законности и правопорядка, борьбе с правонарушениями, вопросы, возникающие в правоприменительной практике, а также все организационно-распорядительные документы, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, кроме актов, содержащих государственную или иные охраняемые законом тайны либо сведения конфиденциального характера.
Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, высший орган в системе прокуратуры Российской Федерации. Задача генерального прокурора РФ – осуществление руководства Генеральной прокуратурой страны, а также системы Прокуратуры в целом. После получения должности Генеральному прокурору России официально присваивается титул советника юстиции.
Генеральный прокурор России – это должностное лицо, имеющее серьезные полномочия и способное влиять на различные сферы государственного устройства. По этой причине его назначение производится исключительно высшими органами законодательной и исполнительной власти.
Назначить на должность или лишить полномочий Генерального прокурора РФ – это прерогатива СФФСРФ (Совета Федерации Федерального Собрания). Подбирать кандидатуру и предоставлять ее к рассмотрению имеет право президент Российской Федерации. Если же Совет Федерации не поддержал предложенного кандидата и не набрал необходимого числа голосов в процессе принятия решения, то Президенту дается еще один месяц для предоставления нового претендента на должность.
После одобрения нового Генерального прокурора России, последний в установленном порядке должен принять присягу. При этом приводит Генпрокурора РФ к присяге председатель СФФСРФ. Новое должностное лицо перед лицом Федерального Собрания и народа России клянется соблюдать Конституцию и законы РФ, в своей деятельности ориентироваться на защиту прав и свобод каждого гражданина, а также ставить первоочередной задачей защиту интересов родного государства.
В случае если Генпрокурор Российской Федерации по различным причинам не может исполнять свои обязательства, его место занимает первый заместитель. При отсутствии обоих лиц (Генпрокурора и первого заместителя) бразды правления Прокуратурой передаются одному из остальных «замов».
Генеральный прокурор РФ – это должность временная, назначение производится на пять лет. После назначения Генпрокурора России или его отстранения с занимаемой должности, соответствующее сообщение появляется в печати.
В процессе своей деятельности Генпрокурор России каждый год обязуется представлять палате Федерального Собрание и лично Главе государства доклад о положении дел, а также состоянии правопорядка, уровню преступности, а также проведенных работ по улучшению ситуации. Доклад всегда представляется лично Генеральным прокурором Российской Федерации. Отправление первого или других заместителей для доклада запрещено (кроме случаев, которые оговорены в Законе).
В процессе ведения деятельности Генпрокурор России имеет все полномочия для издания приказов, указаний и прочих нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждений прокуратуры. Так, Генеральный прокурор России имеет право выдавать распоряжения, приказы, инструкции, положения и указания, которые тем или иным образом регулируют вопросы работы прокуратуры Российской Федерации, а также оговаривают порядок мер социального и материального обеспечения. Единственное, кого нормативно-правовые акты Генпрокурора РФ могут не касаться так это Следственный комитет.
Вопросы, которые регулируются этими документами, могут охватывать все наиболее важные аспекты деятельности Прокуратуры РФ. В нормативно-правовых актах могут затрагиваться аспекты организационного характера, социального или материального обеспечения сотрудников системы Прокуратуры, а также ряд других вопросов, предусмотренных Законом о прокуратуре.
Так, можно выделить несколько нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ:
1. Приказы. Этот тип нормативного акта относится к категории ведомственных. В его основе положения Конституции Российской Федерации, международных соглашений РФ, Закона о прокуратуре и прочие федеральные законодательные акты. Генеральный прокурор РФ имеет право издавать приказы по основным вопросам, касающимся организации работы системы Прокуратуры, особенностей реализации мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников системы.
Чаще всего приказы Генерального прокурора РФ касаются следующих вопросов – организации управления и надзора в структурах прокуратуры, организации и надзора за соблюдением Законов РФ, проведения мероприятий розыскного характера, организации выполнения Законов на транспорте и так далее.
Приказы Генпрокурора РФ, как форма нормативно-правового акта, могут быть разграничены сферами ведения и касаться ряда других проблем правого и организационного характера.
2. Указания – это нормативно-правовой акт, изданный Генеральным прокурором РФ, который регулирует более узкие направления работы структуры. Так, указания Генпрокурора России могут быть направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля исполнения вопросов приватизации и выполнения ряда других задач. Указания руководителя прокуратуры могут издаваться на основании следственного опыта Генпрокурора или материалов Прокуратуры РФ. Кроме этого, результатом выпуска указания может быть предварительно проведенная проверка.
3. Распоряжения – акты нормативно-правового характера, которые связаны с реализацией кратковременных (чаще всего разовых) задач.
4. Положения - акты, с помощью которых проще регулировать статус отделов и подразделений системы прокуратуры, порядок выполнения мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников всех органов прокуратуры и так далее.
5. Инструкции помогают четко распределить обязательства каждого отдельно взятого органа, а также технологию ведения некоторых направлений деятельности, к примеру, вещественных доказательств, хранения документов, учета статистики, делопроизводства и так далее.
Существуют указания Генпрокурора России, которые могут выходить за границы системы Прокуратуры России. При этом указания должностного лица касательно органов дознания вне зависимости от структуры, обязательны для непрекословного выполнения органами дознания. Речь идет не о каких-то определенных уголовных делах (они итак должны выполняться), а общих указаний, имеющих принципиальный характер. База для таких указаний – практический опыт работы в правоохранительной сфере и в сфере применения законов при расследовании тех или иных преступлений. Основная задача «общих» указаний – усовершенствовать деятельность Прокуратуры, повысить гарантии прав и свобод людей, обеспечить соблюдение закона и улучить эффективность работы системы в целом.
Нормативно-правовые акты (или акты распорядительного характера) время от времени обобщаются и публикуются. Некоторые сборники актов, указаний, приказов, положений и прочих актов могут быть прокомментированы НИИ Генпрокуратуры РФ. Кроме этого, все нормативно-правовые акты Генпрокурора можно найти в печатном издании "Законность".
Данное должностное лиц выполняет функцию руководителя Генеральной прокуратуры. В связи и с этим у него есть следующие права:
1. Осуществлять полное руководство системой Прокуратуры в целом и органами Прокуратуры РФ в частности. Основание – Федеральный закон «О прокуратуре РФ».
2. Заниматься вопросами реорганизации, формирования или ликвидации структур, органов, отделов прокуратуры, определять их функциональные задачи, права и статус.
3. Передавать некоторые функции прокуратуры РФ на военные прокуратуры в регионах в случае, если в них по тем или иным причинам не работает «гражданская» система прокуратуры. Кроме этого, возможна передача функций военной прокуратуре даже за пределами страны, где есть войска Российской Федерации.
4. Определять структуру Генпрокуратуры России и устанавливать штат подразделений с учетом фонда оплаты труда, устанавливать общую численность персонала, определять полномочия каждого из подразделений.
5. Назначать и снимать с должности всех работников прокуратуры, которые находятся ниже его по рангу:
В Генпрокуратуре России – руководителей всех главных управлений, отделов, главных помощников, советников, старших прокуроров, помощников по особым поручениям и так далее;
- прокуроров всех субъектов РФ, а также приравненных к ним прокурорских работников;
- заместителей прокуроров субъектов РФ, прокуроров регионов страны (районов, городов);
- ректоров образовательный (в том числе и научных) заведений страны, работающих в системе прокуратуры РФ.
6. Вводить новых сотрудников в число коллегии Генпрокуратуры России.
7. Утверждать график приема людей заместителями, а также начальниками других подразделений, план работы Генпрокуратуры России, план проверок работы подразделений прокуратуры.
8. Выступать в роли председателя на заседания коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов или Генпрокуратуры.
9. Менять и устанавливать новый порядок принятия Присяги прокурорами.
10. Определять новые сроки и утверждать измененный порядок аттестации работников органов прокуратуры.
11. С учетом заслуг присваивать новые чины сотрудникам подразделений Прокуратуры Российской Федерации.
12. Налагать дисциплинарные взыскания на провинившихся сотрудников, задействованных в системе прокуратуры, а также давать разрешение на подобные меры наказания вплоть до увольнения сотрудников, ранее награжденных знаком «Почетный прокурор».
13. Менять по своему усмотрению на основе Законов РФ образец удостоверения сотрудника органов Прокуратуры.
14. Менять порядок личных дел сотрудников структуры, определять полномочия прокуроров, подавать представление о снятии с депутатов или членов Федерального собрания неприкосновенности, обращаться к Пленумам ВАС РФ и ВС РФ по вопросам дачи разъяснений касательно практики административных, уголовных, арбитражных и гражданских дел.
15. Участвовать в заседаниях органов исполнительной и местной власти, а также структур коммерческого и некоммерческого характера. При необходимости Прокурор РФ может оформлять обращение к Конституционном Суду РФ касательно грубых нарушений (если таковые имели место) свобод и прав граждан РФ.
16. Участвовать в заседаниях ВС РФ (Верховного Суда России), Пленума ВАС (Высшего Арбитражного Суда) России, Президиума ВАС РФ, палат Федерального Собрания (их комитетов, комиссий).
17. Издавать нормативно-правовые акты (указания, приказы, распоряжения и прочие документы), обязательные для выполнения, а также давать поручения своему подчиненному персоналу по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.
18. Пересматривать и менять решение, касающееся нарушений законодательства РФ, а также приостанавливать исполнение приговора по сметной казни.
Кроме перечисленных выше, Генеральный Прокурор РФ имеет право направлять главе государства представление о снятии с должности лица высших органов власти, давать свою оценку ситуации и принимать решение по выдаче иностранного гражданина в случае совершения им преступления на территории России и так далее.
Руководитель системы Прокуратуры России, кроме своих прав, имеет еще и ряд обязательств:
Раз в год делать доклады перед главой государства и Федеральным Собранием России о состоянии дела в стране относительно уровня правопорядка и законности;
- проводить прокурорский надзор;
- отвечать не выполнение тех или иных задач, которые возложены на структуры прокуратуры РФ;
- выполнять прочие обязательства.
С момента распада СССР и создания Российской Федерации генеральной прокуратурой страны управляли семь человек:
1. Степанков Валентин Георгиевич руководил прокуратурой в период с 1991 по 1993 год. За годы руководства запомнился личным участием в аресте главы Минобороны СССР Дмитрия Язова. Голосовал за ратификацию беловежского соглашения. В 1992 году получил чин государственного советника юстиции.
2. . Был назначен на должность Генерального прокурора РФ в 1993 году, но уже 12 марта следующего года подал в отставку. Назначение Казанника А.И. запомнилось грубым нарушением Конституции РФ. Его назначил Президент РФ, хотя на тот период это мог сделать только Верховный Совет. Подал в отставку из-за постоянного давления со стороны Администрации Президента по поводу амнистирования участников событий 91-го и 93-го годов.
3. Ильюшенко Алексей Николаевич – исполнял обязанности Генерального прокурора РФ с 26 февраля по 25 апреля 1994 года. Официально не был утвержден Советом Федерации.
4. Гайданов Олег Иванович – исполнял обязанности Генпрокурора до 08.10.1995 года.
5. руководил системой Прокуратуры России с 1995 по 1999 год. В период деятельности участвовал в расследовании дел около 800 крупных чиновников, которые разворовывали государственные финансы путем использования своего служебного положения, и подозревались в махинациях с государственными краткосрочными облигациями. В 1998 году уголовное дело было возбуждено уже против самого Скуратова Ю.И. (дело Mabetx, связанное с реконструкцией Московского кремля).
6. Устинов Владимир Васильевич – Генеральный прокурор РФ с 2000 по 2006 год (в 2005 году был назначен повторно). За период деятельности возглавлял расследование, связанное с «Курском», сыграл существенную роль в перераспределении функций Генеральной прокуратуры, возглавлял группу обвинителей в процессе над Салманом Радуевым (известный чеченский командир), в 2002 году стал кандидатом наук, а в 2003-м защитил докторскую степень по теме борьбы с терроризмом. В 2006 году был представлен к освобождению должности «по собственному желанию».
7. Чайка Юрий Яковлевич руководит Генеральной прокуратурой России с 2006 года. В 2011 году вновь назначен на эту должность и работает на ней по сей день.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
Здание Генеральной прокуратуры РФ. 1992 год.
Здание Генеральной прокуратуры РФ. 2006 год.
Единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» . Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».
Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры . В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:
Другие направления деятельности прокуратуры:
Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
Прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации .
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:
В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:
Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.
Генеральный прокурор:
Первые заместители:
Wikimedia Foundation . 2010 .
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. См. также: Прокуратура Российской Федерации Прокуратура Российская Федерация … Финансовый словарь
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными… … Словарь юридических понятий
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - централизованная система федеральных органов государства, призванная обеспечить единство (единообразное применение) законности на всей территории РФ. В гл. 7 Конституции РФ Судебная власть содержится специальная статья, закрепляющая… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Военная прокуратура Российской Федерации - Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Допо … Википедия
Если вы не знаете адреса и телефоны прокуратуры в вашем регионе, вы можете их узнать на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Там есть раздел "Прокуратуры субъектов федерации и федеральных округов ". Вы должны указать свой федеральный округ и из списка выбрать область (субъект), адрес прокуратуры которого вы хотели узнать.
Итак, пройти в сервис адресов можно по этой ссылке .
Письменные обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации необходимо направлять по адресу:
ГСП-3 125993 г.Москва, ул.Большая Дмитровка, 15а
Отдел по приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Адрес:
г. Москва, Благовещенский пер., д. 10,
Телефон Справочной
по обращениям в Генеральную прокуратуру Российской Федерации: +7 495 987-56-56
Прием граждан
осуществляется ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 9.00 до 18.00,
по пятницам – до 16.45. (с 13.00 до 14.00 - обед)
Письменное обращение, поступившее в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в форме электронного документа, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 45.
Сведения о результатах регистрации и движении обращений в Генеральной прокуратуре Российской Федерации вы можете узнать по телефону: +7 495 987-56-56.
Перейти в «Интернет-приемную» генеральной прокуратуры
Прокурор (лат. procurare - управлять, ведать чем-либо, заботиться). Основная функция его - представлять обвинение в суде. В свою очередь, обвинение - это сторона, которая в суде приводит доводы и факты против обвиняемого в совершении правонарушения, в ходе судебного разбирательства по уголовному или административному делу. Функции прокуроров различны в разных странах, но они во многом определяются исторически сложившимися условиями.
В Российской Федерации прокурор согласно статьи 1 Закона о прокуратуре - это должностное лицо прокуратуры, который согласно процессуального законодательства РФ участвует в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Кроме того, прокурор выполняет прокурорского надзор, координирует деятельность по борьбе с преступностью и участвует в рассмотрении дел судами, в том числе - поддержание государственного обвинения в уголовном процессе.
В России полномочия прокурора определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и статьей 129 Конституции Российской Федерации, а также статьей 37 УПК РФ, статьей 45 ГПК РФ и статьей 52 АПК РФ.
Итак, прокурор - это сотрудник прокуратуры, который:
Генеральный прокурор РФ - это руководитель системы прокуратуры РФ. В его полномочия входит издание различных распоряжений, указаний, приказов, положений и инструкций, которые регулируют работу системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Эти документы, изданные генеральным прокурором РФ, обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры РФ.
Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.
Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом.
Прокуроры субъектов РФ , приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории РФ, и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.
УТВЕРЖДЕНА
приказом Генерального прокурора РФ
от 17.12.2007 № 200
(в ред. приказов Генерального прокурора РФ № 178 от 05.09.2008, № 113 от 17.03.2010)
Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры РФ обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры РФ ().
Почитайте и найдете ответы на ваши вопросы.
При обращении с жалобой в прокуратуру есть некоторые нюансы, которые необходимо вам знать.
1 . Поводом для вашего обращения в прокуратуру может стать любое нарушение закона, независимо от того, кто его нарушил. Например, задержали зарплату, не предоставили в госучреждении касающуюся вас информацию, не дали увольнительную во время службы в армии - все эти, и многие другие вопросы должны успешно решаться при обращении в прокуратуру.
2 . Обращение в прокуратуру возможно не только в случае ущемления ваших прав, но и при ущемлении прав других лиц, интересов государства и общества. Кроме того, обращение в прокуратуру может быть направлено по вашей просьбе общественной организацией или трудовым коллективом.
3 . Обращение в прокуратуру может быть как устным, так и письменным. Последний способ - эффективнее. Дело в том, что если впоследствии вы захотите обжаловать решение прокурора в вышестоящей прокуратуре, от вас потребуют предоставить соответствующее решение. Пересказ устного ответа не будет принят во внимание.
4 . Заявление, жалобу или обращение можно представить в прокуратуру на личном приеме, факсу, телеграфу (об этом говорится в приказе Генеральной прокуратуры "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ").
5 . Строго установленной формы письменного обращения в прокуратуру нет . Заявление в прокуратуру может быть составлено в произвольной форме с описанием сути допущенного нарушения с указанием сведений о нарушителе. Ссылки на конкретные нормы закона вставлять не обязательно - с этим прокурор разберется сам.
6 . Обращение пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона.
7 . Если обращение в прокуратуру не будет содержать сведений о ваших фамилии, имени, отчестве, адресе, оно будет оставлено без рассмотрения, как анонимное . Однако если в своем обращении вы сообщите о готовящихся или совершенных преступлениях, оно будет направлено в правоохранительные органы даже при отсутствии ваших данных.
8 . Ваше обращение не будет рассмотрено, если прокуратура сочтет его содержание прямым вмешательством в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. Мотивированное сообщение о том, что ваше заявление, жалоба или обращение не будут рассмотрены прокуратурой, должно быть направлено вам в срок не позднее 10 дней.
9
. Ваше обращение будет оставлено без разрешения, когда:
Если прокуратура приняла решение о прекращении переписки, вас должны известить об этом в 40-дневный срок со дня поступления вашего обращения. Переписка может быть возобновлена, если основания, по которым она была прекращена, отпали.
10 . При принятии вашего обращения к производству прокуратурой вас могут вызвать для дачи пояснений в целях объективности проведения проверки по обращению.
11
. Ваше обращение может быть:
12 . Ваше обращение должно быть разрешено в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру , а если оно не требует дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом. Срок рассмотрения и разрешения обращений исчисляется с момента их регистрации в прокуратуре.
13 . Ваше обращение будет считаться разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, даны мотивированные (со ссылками на законы) и понятные вам ответы на все вопросы, приняты необходимые меры, и вам отправлен письменный ответ.
14 . По окончании проверки по обращению вы имеете право обратиться к соответствующему прокурору или должностному лицу прокуратуры с просьбой дать вам возможность изучить документы и материалы, непосредственно затрагивающими ваши права и свободы. При отказе в удовлетворении просьбы об ознакомлении с документами или материалами вам должны дать аргументированное письменное разъяснение.
15 . Если вы не согласны с решением прокуратуры, то обжаловать его нужно вышестоящему прокурору. При этом направление из вышестоящей прокуратуры вашей жалобы на нижестоящего прокурора в прокуратуру, где он работает, незаконно. Вы имеете право обжаловать такое действие прокуратуры, в том числе и Генеральной прокуратуры.
16 . Решение прокурора, с которым вы не согласны, не лишает вас права обратиться за защитой своих прав в суд.
17 . Если вы считаете, что в ходе рассмотрения вашего обращения соответствующие сотрудники прокуратуры недобросовестно отнеслись к проверке изложенных фактов, то вы имеете право обратиться к вышестоящему должностному лицу соответствующей прокуратуры с просьбой провести служебную проверку и, в случае подтверждения изложенных вами фактов, привлечь к ответственности виновных.