Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

исполнительный президент власть федеральный

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально - культурной, административно - политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

  • 1. Они осуществляют исполнительно - распорядительную деятельность;
  • 2. Наделены оперативной самостоятельностью;
  • 3. Имеют, как правило, постоянные штаты;
  • 4. Образуются вышестоящими органами;
  • 5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Органы исполнительной власти призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, ФКЗ РФ от 17.12.1997 г. «О правительстве РФ» с изм. 1 июня 2005 года №4-ФКЗ), положениями.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Задачи и цели органа исполнительной власти - это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.

Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.

Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

  • 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной уластив Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
    • а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
    • б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт - Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления).

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

  • 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
    • а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
    • б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т.е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

  • 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
    • а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);
    • б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами «(глава Государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).
  • 4. По организационно-правовым формам.
  • а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;
  • б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);
  • в) государственные комитеты (республиканские);
  • г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);
  • д) администрации;
  • е) мэрии;
  • ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).
  • 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
    • а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т.е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно - политического строительства на соответствующей территории;
    • б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;
    • в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.
  • 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
    • а) коллегиальные органы;
    • б) единоначальные органы.

Президент занимает особое место в системе государственного управления, поскольку этот государственный орган (или должностное лицо, данный вопрос в теории конституционного права окончательно не решен до сих пор) – единственный в системе государственного управления, кто никогда не исполняет функций объекта управления.

Административно-правовой статус президента РФ определяется его полномочиями. Полномочия президента в сфере государственного управления могут быть объединены в следующие группы:

    Кадровые полномочия.

    Общие полномочия: согласованное функционирование органов исполнительной власти; определение внутренней и внешней политики; проведение согласительных процедур; полномочия главы Совбеза; полномочия главнокомандующего.

    Полномочия по вводу специальных режимов.

    Прямое руководство органами исполнительной власти: Минобороны, Минюст, МВД, МИД, МЧС, ФСБ.

Административно-правовой статус президента РФ имеет особый механизм реализации.

Он выражается в существовании специальных структур, способствующих реализации полномочий президента.

    Администрация Президента РФ.

Администрация Президента РФ является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ.

Нормативная основа деятельности: «Положение об Администрации Президента РФ», утверждено Указом Президента РФ от 06.04.2004 №490.

В состав Администрации входят:

    Руководитель Администрации, его первый заместитель, два заместителя Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, полномочные представители Президента РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, советники Президента РФ, старшие референты, референты Президента РФ;

    управления Президента Российской Федерации;

    иные самостоятельные подразделения Администрации.

    обеспечение реализации Президентом РФ своих полномочий;

    осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ;

    разработка общенациональных проектов и контроль за их реализацией.

    обслуживание законопроектной и законотворческой деятельности (подписание и обнародование законов);

    подготовка необходимых Президенту РФ документов;

    обеспечение деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

    осуществление контроля за исполнением федеральных законов и указов Президента РФ;

    учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления.

    Представители Президента РФ.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа в целях обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства.

Нормативная база статуса: Положение «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», утверждено Указом Президента РФ от 19.01.2010.

Задачи полномочного представителя:

    организационная, состоящая в проведении работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства;

    контролирующая, которая включает в себя контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

    информационная, в рамках которых полномочный представитель готовит регулярные доклады и предложения.

    получать необходимую информацию;

    направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

    организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

    привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;

    образовывать совещательные и консультативные органы.

    Государственный совет.

Государственный совет РФ является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Нормативная основа статуса: «Положение о Государственном совете РФ», утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 в ред. от 12.03.2010.

Председатель Государственного совета и члены Государственного совета участвуют в его работе на общественных началах. Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. Члены Госсовета обязаны лично принимать участие в его работе.

Присутствие в правовом статусе главы государства - Президента РФ - элементов административно-правового статуса связано прежде всего с тем, что Президент РФ занимает в системе органов государства совершенно особое место. Он обладает рядом полномочий, позволяющих оказывать существенное (часто решающее) влияние на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Основы правового статуса Президента РФ содержит Конституция РФ, которая в ст. 11 определяет, что наряду с другими органами власти государ­ственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ. В соответствии со ст. 80 Консти­туции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Кон­сти­туцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий­ской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Субъектом административного права Президента РФ делает то обстоятельство, что в Основном Законе нашей страны закреплен ряд полномочий Президента РФ в области исполнительной власти :

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

Совместно с Правительством РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Рос­сийской Федерации;

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

Принимает решение об отставке Правительства РФ;

Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Го­сударственной Думой вопрос об освобождении от должности Пред­седателя Центрального банка РФ;

По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

Утверждает военную доктрину РФ;

Формирует Администрацию Президента РФ;

Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ;

Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания диплома­тиче­ских представителей Российской Федерации в иностранных государ­ствах и международных организациях;

Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции, а также между органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации;

Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

Ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос­сий­ской Федерации;

Подписывает ратификационные грамоты;

Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

Является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ;

В случае агрессии против Российской Федерации или непосред­ственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с не­замедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе;

При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Фе­дерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе;

Решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

Награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Кроме того, перед вновь избранным Президентом РФ Правитель-ство РФ слагает свои полномочия. В соответствии со ст. 117 Конституции РФ отставка Правительства РФ принимается и отклоняется также Президентом РФ. Президент РФ может и самостоятельно принять решение об отставке Правительства РФ.

Президент РФ играет важную роль в сфере исполнительной власти. В частности, Президент РФ формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляет непосред­ственное руководство блоком так называемых силовых органов исполнительной власти (МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, СВР России и др.).

Президент РФ - это высшее должностное лицо государства и одновременно государственный орган . Статус Президента РФ в качестве органа может вызвать определенные сомнения, поскольку Президент РФ - это конкретное физическое лицо, отвечающее опре­деленным конституционным критериям, победившее на выборах Президента РФ. Однако осуществление президентских полномочий, что совершенно очевидно, невозможно одним лицом, пусть даже Президентом РФ. Аппарат Президента РФ включает в себя централизованные и территориальные органы управления, реали­зующие функции Президента РФ как на уровне федерации, так и на местах.

Должность Президента РФ является выборной. Избирается Пре­зидент РФ на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Фе­дерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Феде­рации не менее 10 лет. При этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, в которой клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Он может также по собственной воле досрочно прекратить исполнение полномочий в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Примечатель-но, что во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Пра­ви­тельства РФ.

Президент РФ обладает неприкосновенностью , что является важнейшей гарантией его независимости. Неприкосновенность Президента РФ проявляется прежде всего в таких особенностях его правового статуса, как невозможность легитимного привлечения Президента РФ к уголовной, административной, любой другой ответственности, за исключением политической, меры которой закреплены в Конституции РФ. Такого рода меры ответственности - это отрешение от должности, так называемый импичмент.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Фе­дерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении уста-новленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государствен-ной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при нали-чии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Реше­ние Совета Федерации об отрешении Президента Рос­сийской Феде­рации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Пре­зи­дента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РФ осуществляет свою деятельность посредством издания следующих правовых актов: указы Президента РФ, носящие ярко выраженный нормативно-правовой характер, то есть содержащие нормы, в том числе и административного права, а также распоряжения Президента РФ, не имеющие нормативного характера и отвечающие признакам индивидуальных управленческих актов. В соответствии с Конституцией РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ руководствуется в своей деятельности принципом законности. Следовательно, его акты не должны противоречить Кон­ституции РФ и федеральным законам.

Итак, организационная структура института Президента РФ сложна и закреплена непосредственно в Конституции РФ. Среди многочисленных полномочий Президента РФ, отраженных в ней,- полномочия по формированию Администрации Президента РФ и назначению полномочных представителей Президента РФ, закрепленные в ст. 83 Конституции РФ.

Администрация Президента РФ является центральным органом управления в системе института Президента РФ согласно Указу Пре­зидента РФ от 6 апреля 2004 года № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». Администрация Президента РФ является государственным органом, сформированным в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ. В состав Администрации Президента РФ помимо традиционных структур также входят помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель протокола Пре­зидента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Феде­рального Собрания РФ, Конституцион­ном суде РФ, управления Пре­зи­дента РФ и т. д.

Цели деятельности Администрации Президента РФ:

Обеспечение реализации Президентом РФ полномочий главы государства;

Осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ;

Подготовка предложений Президенту РФ о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

Содействие Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

Разработка общей стратегии внешней политики Российской Феде­рации, обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

Разработка совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

Обеспечение деятельности Президента РФ по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государ­ственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;

Содействие Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

Содействие Президенту РФ в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

Обеспечение реализации Президентом РФ иных возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий.

Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции :

Организация подготовки законопроектов в порядке законодательной инициативы;

Подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Го­сударственной Думой;

Подготовка предложений о подписании Президентом РФ федераль­ных законов либо об их отклонении;

Подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Пре­зиденту РФ документов;

Обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;

Подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;

Обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государ­ст­венного Совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

Осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;

Подготовка проектов обращений Президента РФ в Кон­сти­ту­цион­ный суд РФ;

Подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

Обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

Обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

Обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

Содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

Обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;

Организационное обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по осуществлению актов помилования;

Сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

Учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ;

Обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Задания для самоконтроля

1. Перечислите полномочия Президента РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти.

2. Вправе ли Президент РФ исполнять обязанности Председателя Правительства РФ?

3. Дубов обратился в суд с заявлением о признании недействительными Указов Президента РФ об освобождении его от должности председателя Федеральной энергетической комиссии и о назначении на эту должность Верховцева, поскольку согласно ФКЗ «О Правительстве РФ» и Указа Президента РФ о системе ФОИВ решение этого вопроса отнесено к ведению Правительства РФ.

В ответ на аргументы представителей Президента РФ о том, что он действовал в пределах предоставленных ему ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» полномочий, Дубов заявил, что решение этих вопросов произошло без участия Председателя Правительства РФ, который в это время находился в заграничной командировке, поэтому не мог внести Президенту РФ соответствующие представления.

Разрешите дело по существу.

(ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года; Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года; ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14 апреля 1995года.)

Президент занимает особое место в системе государственного управления, поскольку этот государственный орган (или должностное лицо, данный вопрос в теории конституционного права окончательно не решен до сих пор) – единственный в системе государственного управления, кто никогда не исполняет функций объекта управления.

Административно-правовой статус президента РФ определяется его полномочиями. Полномочия президента в сфере государственного управления могут быть объединены в следующие группы:

    Кадровые полномочия.

    Общие полномочия: согласованное функционирование органов исполнительной власти; определение внутренней и внешней политики; проведение согласительных процедур; полномочия главы Совбеза; полномочия главнокомандующего.

    Полномочия по вводу специальных режимов.

    Прямое руководство органами исполнительной власти: Минобороны, Минюст, МВД, МИД, МЧС, ФСБ.

Административно-правовой статус президента РФ имеет особый механизм реализации.

Он выражается в существовании специальных структур, способствующих реализации полномочий президента.

    Администрация Президента РФ.

Администрация Президента РФ является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ.

Нормативная основа деятельности: «Положение об Администрации Президента РФ», утверждено Указом Президента РФ от 06.04.2004 №490.

В состав Администрации входят:

    Руководитель Администрации, его первый заместитель, два заместителя Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, полномочные представители Президента РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, советники Президента РФ, старшие референты, референты Президента РФ;

    управления Президента Российской Федерации;

    иные самостоятельные подразделения Администрации.

    обеспечение реализации Президентом РФ своих полномочий;

    осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ;

    разработка общенациональных проектов и контроль за их реализацией.

    обслуживание законопроектной и законотворческой деятельности (подписание и обнародование законов);

    подготовка необходимых Президенту РФ документов;

    обеспечение деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

    осуществление контроля за исполнением федеральных законов и указов Президента РФ;

    учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления.

    Представители Президента РФ.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа в целях обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства.

Нормативная база статуса: Положение «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», утверждено Указом Президента РФ от 19.01.2010.

Задачи полномочного представителя:

    организационная, состоящая в проведении работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства;

    контролирующая, которая включает в себя контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

    информационная, в рамках которых полномочный представитель готовит регулярные доклады и предложения.

    получать необходимую информацию;

    направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

    организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

    привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;

    образовывать совещательные и консультативные органы.

    Государственный совет.

Государственный совет РФ является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Нормативная основа статуса: «Положение о Государственном совете РФ», утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 в ред. от 12.03.2010.

Председатель Государственного совета и члены Государственного совета участвуют в его работе на общественных началах. Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. Члены Госсовета обязаны лично принимать участие в его работе.

Административно-правовые основы государственного управления в сфере использования и охраны недр

В Законе РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» вопросам полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования посвящена ст. 3...

Анализ и учет риска при принятии государственных решений в органах власти

Решающими инструментами минимизации влияния венчурных (рисковых) факторов на управление государством и принимаемые им решения являются контроль и управление рисками...

Государство как субъект и объект управления

Понятие субъекта в теории государственного управления неоднозначно. Субъект государственного управления Ї это "органы государственной власти...

Институт президента

В государствах с республиканской формой правления высшим должностным лицом, как правило, является президент. Его правовой статус, выражающийся прежде всего в объеме полномочий и порядке их осуществления...

Качество и эффективность государственного управления

Оценка государственного управления, безусловно, может быть связана с выполнением ряда некоторых универсальных условий, к примеру, выполнения принципов организации власти в демократических государствах. Однако...

Объект и субъект муниципального управления

Определить субъект муниципального управления можно, лишь ответив на вопросы, кто регулирует общественные отношения в муниципальном образовании, связанные с обеспечением решения вопросов местного значения...

Организационные структуры управления регионом

Органы государственного управления: понятие и виды

государственное управление законодательство Органы государственного управления -- это наиболее разветвленная часть государственных органов, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции...

Развитие системы государственного управления

Эффективность - это показатель, оценивающий соотношение между затратами и полученным результатом. В экономической науке обстоятельно разработана категория экономической эффективности и соответствующие критерии ее оценки...

Роль органов исполнительной власти в государственном управлении

Субъект государственного управления -- это органы государственной власти, наделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственной деятельностью государства...

Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь

Хозяйственное управление связано с созданием материальных благ, изготовлением, выработкой и созданием какой-нибудь продукции, производством товаров, оказанием услуг, осуществлением купли и продажи и т.д...

Как уже отмечалось выше на основе Декларации “О государственном суверенитете РСФСР”, принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции РФ 1993 года...

Суверенитет государства в современных условиях

На основе Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции РФ 1993 года...

Суверенитет государства и свобода личности

Как уже отмечалось выше на основе Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции РФ 1993 года...

Федеральный орган исполнительной власти: понятие, система, структура, отрасли и сферы управления

Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в характере их деятельности...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы