Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Викторина «Химия и …»

Цель : заинтересовать обучающихся предметом, научить быстро «переключаться» с одного предмета на другой, формировать целостную картину восприятия окружающегося мира.

Оформление : газеты, выпушенные группами, плакаты с высказываниями: «Медик без довольного познания химии, совершенен быть не может» (М. В. Ломоносов), «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области» (А. Е. Арбузов), «Объяснить значение слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений» (А. С. Пушкин), «Какой только области механических искусств не нужны знание химии» (Д.Дидро).

Ход викторины

Учитель: Сегодня мы собирались для того, что бы расширить круг своих знаний, посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, посоревноваться, пообщаться друг с другом и, в конце концов, просто отдохнуть. Надеюсь, соревнование будет добрым, веселым остроумным.

А посвящено оно различным наукам, в частности химии. Вы увидите, что знание химии, биологии, географии и т.д. может пригодиться в жизни любому, убедитесь, что «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (Дистервег).

(Учитель представляет жюри, «хранителя времени»).

Предлагает всем отправиться в долгое путешествие по стране, которую называют химией. Химия – одна из самых важных наук. Без ее помощи не могут обойтись ни физики, ни биологи, ни строители, ни создатели новых машин. В добрый путь, дорогие друзья!

Конкурс капитанов

Открытие периодического закона положило начало развитию многочисленных наук, смежных с химией. Назовите эти науки. Можно пофантазировать – вряд ли ошибетесь.

Капитан, который последним закончит игру, выигрывает и получает 3 балла, остальные – по одному баллу. (ответы: агрохимия, геохимия, коллоидная химия, космохимия, кристаллохимия, лесохимия, механохимия, нефтехимия, термохимия, фармацевтическая химия, физическая химия, фотохимия, химическая кинетика, химическая технология, химия полимеров, химия природных соединений, электрохимия).

Следующие конкурсы проходят одинаково. Представители команд берут конверты с вопросами, садятся за стол. По звонку «хранителя времени» команды открывают конверты. Время на подготовку ответа – 3 минуты. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.

«Химия и география»

  1. Перечислите элементы, названные в честь страны. (Германий, франций, полоний, рутений, галлий).
  2. В названиях, каких элементов можно прочитать название рек? (Радион, нильсборий, индий, полоний).
  3. Название, какого элемента имеет происхождение, совпадающее с происхождением названия земной коры? (Земная кора – литосфера, от греч. Lithos – камень, название лития происходит от того же слова).
  4. Заменив одну букву в названии элемента, получите: а) название пролива между Европой и Азией (фосфор – Босфор);

б) название горной системы, расположенной на границе между Европой и Азией (уран- Урал).

Пока команды готовятся, проводится викторина для болельщиков. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.

Вопросы болельщикам:

1.Названия каких элементов произошли от названий столиц европейских государств? (Гольмий – от лат. названия Стокгольма, лютеций и германий – от древних названий Парижа и Копенгагена)

2. Название какого полуострова звучит в названии элемента?

(Скандий – Скандинавский полуостров)

3. Имя какой шведской деревушки дало название четырем химическим элементам? (От названия местечка Иттербю (Швеция) произошли название иттрия, тербия, эрбия, иттербия)

4. Перечислите названия химических элементов, одинаковые с названием городов бывшего СССР (Никель, Марганец, Бор)

«Химия и русский язык»

Вопросы командам :

1.Придумайте не менее трех синонимов название «поваренная соль» (хлорид натрия, каменная соль, пищевая соль)

2.Приведите примеры не менее трех омонимов среди химических терминов (моль, цилиндр, пестик, неон, радикал, флюс, чернь, бор)

3.В названия каких элементов входят:

а) местоимение (неон, криптон, мышьяк);

б) частица (неон); в) глагол (бериллий, селен)

Ответы команд сопровождаются дополнительными интересной информацией. Например, после перечисления синонимов можно сообщить обучающимся, что поваренную соль некогда считали главной солью Земли, поскольку без неё портятся продукты. Согласно Евангелию, Иисус Христос называл соль земли своих учеников – проповедников. С тех пор там именуют самых деятельных членов общества.

Игра со зрителями. 1. Добавьте буквы в начале или в конце лова так, чтобы получилось название химического элемента

Бар – барий тина – платина лото – золото

Ром – бром, хром маг – магний род – водород, кислород,

Желе – железо полон – полоний углерод.

Ель – никель ребро – серебро

Крем – кремний три – иттрий, натрий

«Химия и литература»

Учитель: В образных и древних названиях есть своя прелесть. Они составляют лексическое достояние языка. Русский филолог Я. К. Грот писал: «Язык, которых сверх своего наличного словарного запаса не имел бы прибережённой денежки и кое – каких редких моментов, был бы бедный язык».

Вопросы командам: 1. Как следует понимать выражение: «золотая молодежь», «золотая середина» (прожигающая жизнь, оптимальное решение, лишенное риска)

2. В произведениях какого писателя – фантаста содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения? (Ж. Верн)

3. Какие поговорки и пословицы включают название химических элементов, веществ? На одном примере поясните, почему используется именно это название. («Слово – серебро, молчание – золото», «В народе без железа, что при обеде без соли»)

4. Вспомните как можно больше строк из стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова со словом «золото»

Игра со зрителями . Назовите авторов строк:

«Я помню время золотое…» (Ф.И.Тютчев)

«Я не знаю, что будет со мною…

Может в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь» (С.Есенин)

«Поэзия – та же добыча радия,

В грамм добыча, в год труды» (В. Маяковский)

«Трава молодая – степной малахит…» (М. Светлов)

«А за окошком в первом инее

Лежат поля из алюминия…» (А. Вознесенский)

«Химия и биология»

1. Какое вещество и почему Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»? (Воду. В водной среде проходят все химические реакции в организме, вода составляет основу крови, которая снабжает организм всем необходимым и очищает его от шлаков, испарение воды регулирует температуру тела).

2. Назовите не менее семи элементов, которые называют «элементами жизни». Почему их так называют? (углерод, кислород, водород, азот, фосфор, кальций, железо и др. входят в состав жизненных необходимых веществ).

3. Какие вещества и как используют в медицине? (Перманганат калия (марганцовка) используют для дезинфекции, пероксид водорода – как кровеостанавливающее средство, нитрат серебра – ляпис противомикробное и приживающее средство, раствор хлорида натрия – физиологический раствор вводят в организм человека при большой потере крови, гидрокарбонат натрия (питьевая сода) используют при повышенной кислотности желудочного сока),

4. Иногда говорят, что человеку, страдающему расстройством нервной системы, врачи рекомендовали «пить бром». Можно ли пить бром? Почему? Какие вещества на самом деле дают пить больному? (Пить бром нельзя, он чрезвычайно ядовит. В состав успокаивающих веществ входят небольшие дозы солей – бромидов натрия, калия).

Вопросы болельщикам:

1.Недостаток какого элементы в организме приводит к кариесу зубок? (Фтора)

2. В какой капусте содержится много йода? (В морской водоросли ламинарии около 3% йода).

3. Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению? (Соляная кислота)

4. Название какого элемента не соответствует его роли в живой природе? (Азот)

5. Сколько химических реакций может происходить одновременно в одной клетке человеческого организма? (Около 2,000 реакций)

6. В названиях каких элементов звучат названия животных? (Мышьяк, менделевий, цирконий, вольфрам).

«Химия и история»

Вопросы командам:

  1. Если верить древнему историку, во время похода А. Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно – кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? (Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами).
  2. Назовите вещества, с которыми связаны какие – либо исторические события на Руси. (Соляной и медный бунты, 17В).
  3. Известно, что ввод в действии римского водопровода послужил причинной распространения отравлений. Из чего были сделаны трубы? Что явилось причиной болезни? (Из свинца, причина – отравление ионами свинца).
  4. Какие элементы названы в честь героев древней мифологии? (Титан, прометий, тантал, названы по именам героев греческой мифологии, ниобий – по имени Ниобеи – дочери Тантала, торий – по имени божества скандинавской мифологии Тора).

«Зашифрованное письмо»

В последнем участвуют команды в полном составе. За 2 минуты они должны отыскать в тексте письма названия химических элементов. Команды записывают их на бумаге и передают жюри.

Текст письма: «Здравствуй, дорогая подружка. Это открытка будет отправлена уже из Европы. Современная техника – просто чудо: утром – лето на Кипре, днем – осень в Париже. Здесь чудная золотая осень. Солнечные лучи еще греют землю. Очень красиво, но все равно я испытываю поистине танталовы муки – так скучаю по России. Жду не дождусь встречи с тобой. До свидания.

P.S Купила себе новый костюм цвета индиго, очень красивый отливает серебром».

(Европий, технеций, медь (от латинского названия острова Кипра), лютеций золото, гелий (от греческого – солнечный), радий (от латинского – луч), тантал, рутений, неон (от греческого – новый), индий, серебро)

Во время подготовки команд жюри подводит итоги. Затем называет команду, одержавшую победу в викторине. По результатам игры жюри выбирает и награждает победителей в номинациях: «Лучший поэт», «Знаток биологии (литературы и т.д.), «Самый активный болельщик».

Химическая викторина «Угадайка»

Цель: Развитие умственных способностей учащихся, их эмоциональной сферы, создание неформальных условий для обмена информацией.

Правила игры: игра проводится по аналогии с телевизионной «Угадай мелодию».

1 й тур «Угадай элемент».

    Химический элемент, название которого в переводе означает «зловонный». (Бром.)

    Главная часть земной коры состоит из минералов на основе кислородных соединений этого элемента. (Кремний.)

    Элемент, составляющий основу органической жизни на Земле. (Углерод.)

    Элемент, получивший свое название от латинского названия острова Кипр. (Медь.)

    Элемент, названный в честь сына Геи (Земли) и Урана (Неба), который вырос могучим и грозным. (Титан.)

    Элемент, получивший свое название от слова «светоносец». Карл Шееле разработал способ получения этого вещества из костей. (Фосфор.)

    Этот элемент назван от слова «лучистый». Все его соединения светятся за счет собственного излучения. (Радий.)

    Этот элемент назван в честь части света. (Европий.)

    Элемент, в своем названии содержащий названия двух млекопитающих. (Мышьяк.)

    Недостаток этого элемента приводит к кариесу зубов. (Фтор.)

    Элемент, который называют элементом жизни и мысли. (Фосфор.)

    Элемент, названный в честь одной из европейских стран. (Франций.)

    Элемент, название которого в переводе с греческого означает «безжизненный». (Азот.)

    Элемент, принимающий активное участие в построении костного скелета, поддерживающий нормальную сердечную деятельность, обуславливающий свертываемость крови. (Кальций.)

    Элемент, названный в честь героя греческой мифологии, который испытывал муки жажды, стоя по горло в воде. (Тантал.)

    Элемент, названный в честь шведского ученого, изобретателя, промышленника, который завещал около 33 млн. шведских крон на создание Фонда международных премий за работы в области физики, химии, медицины. (Нобелий.)

2 й тур «Угадай вещество».

    Алхимик Бранд в поисках филисофского камня получил это вещество, светящееся в темноте. (Белый фосфор.)

    Это вещество в твердом агрегатном состоянии называют «сухим льдом». (Углекислый газ.)

    Этот галоген при обычных условиях является жидкостью. (Бром.)

    Вещества, растворы которых проводят электрический ток. (Электролиты.)

    Ядовитая кислота, которая содержится в растениях, в табачном дыме. (Синильная.)

    Соль, которая содержится в воде морей и океанов, является пищевым продуктом, консервирующим средством, добывается из природных залежей и рапы соляных озер. (Хлорид натрия.)

    Темно-фиолетовые кристаллы этого вещества хорошо растворимы в воде. Используется как антисептик. (Перманганат калия.)

    Это вещество называют гашеной известью, пушонкой, известковой водой. (Гидроксид кальция.)

    Это строительный материал открыли жители местечка, расположенного у подножия вулкана Везувий. (Цемент.)

    Самое твердое из известных веществ. (Алмаз.)

    Как называются сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот? (Жиры.)

    Название газа с запахом тухлых яиц. (Сероводород.)

    Бесцветный газ с резким запахом, применяемый при производстве азотной кислоты и удобрений. (Аммиак.)

    Вещество (второе по твердости после алмаза), используемое как абразивный материал. (Корунд.)

    Каким препаратом можно вывести больного из бессознательного состояния? (Нашатырным спиртом.)

    Вещества, которые используются для подкормки растений. (Удобрения.)

3 й тур «Угадай процесс».

    Название реакции между кислотой и основанием. (Реакция нейтрализации.)

2. Процесс увеличения скорости химической реакции. (Катализ.)

3. Название реакции альдегидов с аммиачным раствором оксида серебра. (Реакция «серебряного зеркала».)

4. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды. (Коррозия.)

5. Процесс образования кислорода в атмосфере. (Фотосинтез.)

6. Процесс восстановления металлов из их руд при помощи алюминия. (Алюминотермия.)

7. Некоторый металл на морозе «заболевает»: его серебристо-белые слитки сначала становятся тускло-серыми, а затеи рассыпаются в серый порошок. Назовите металл. Как называется это явление? (Олово. Оловянная чума.)

8. Название процесса, которому подвергается мыло при стирке. (Гидролиз.)

9. Вещества, изменяющие свою окраску при попадании в растворы кислот или щелочей. (Индикаторы.)

10. Какое вещество «гасят» водой, хотя оно и не горит? (Негашеную известь, СаО.)

4 й тур «Финальный».

(Участвуют два победителя предыдущих туров. Выигрывает тот, кто обходится меньшим числом подсказок.)

    Русский ученый.

    Академик Петербургской Академии Наук.

    Создал первую химическую лабораторию.

    Его именем назван Московский университет.

(Михаил Васильевич Ломоносов. )

    Это металл.

    Он входит в состав типографской краски.

    Его оксид используют как добавку при производстве хрустального стекла.

    Главные потребители этого металла – аккумуляторная и кабельная промышленность.

    Его используют для защиты от рентгеновского излучения.

(Свинец. )

    Это один из главных металлов электротехники.

    В числе немногих встречается на Земле в самородном виде.

    Из сплава на основе этого металла издавна изготавливали колокола и статуи.

    Из этого же сплава отлиты царь-пушка и царь-колокол Московского Кремля.

    Соли этого металла ядовиты. Их растворами протравливают семена в сельском хозяйстве.

(Медь. )

    Это газ.

    Он ядовит.

    Он стал причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо» в 1890 году. Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане.

    Образуется при сгорании угля в недостатке кислорода.

    Встречается в составе вулканических и выхлопных газов.

( Угарный газ – СО. )

    Это серебристо-белый металл, способный намагничиваться.

    Этот металл известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту.

    В древности этот металл некоторые народы ценили больше, чем золото.

    Атомы этого металла входят в состав гемоглобина.

    Его покровитель – бог войны Марс, а страшный враг – ржавчина.

( Железо. )

5 й тур «суперфинал».

(За одну минуту победитель должен ответить на все вопросы суперфинала.)

    Газ, поддерживающий горение. (Кислород.)

    Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды. (Фотосинтез.)

    Процесс присоединения электронов. (Восстановление.)

    Металл, который входит в состав хлорофилла. (Магний.)

    Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово.)

    Какой химический элемент накапливается в клетках мухоморов? (Ванадий.)

    «Слезы дерева» из Бразилии. (Каучук.)

    Как называется профессия человека, который кует железо. (Кузнец.)

    Какой металл убивает бактерии? (Серебро.)

    В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для малышей. (Алюминий.)

Участники викторины: двое ведущих, жюри в составе трех человек и две команды по пятнадцать человек от восьмых или девятых классов.

Ход мероприятия

1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий: Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашей химической викторине. Госпожа удача даётся в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, находить и никогда не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 10-х классов. Ура им и громкие аплодисменты!

Участники игры занимают свои места.

Представление жюри и команд.

Конкурс-разминка «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...»

  1. Газообразная природная смесь (воздух)
  2. Процесс распада электролита на ионы (диссоциация)
  3. Газ, образующийся во время грозы (озон)
  4. То, из чего состоит тело (вещество)
  5. Положительная частица ядра (протон)
  6. Самое твердое природное вещество (алмаз)
  7. Газ, выделяемый растениями на свету (кислород)
  8. Химическое явление (по-другому) (реакция)
  9. Какую водку не станет пить пьяница (царскую)
  10. Водный раствор хлороводорода (соляная кислота)
  11. Простейший стеклянный химический сосуд (пробирка)
  12. Реакция, сопровождаемая светом и теплом (горение)
  13. Родина фарфора (Китай)
  14. Жидкий металл (ртуть)
  15. Жидкий неметалл (бром)
  16. От какого дождя гибнут растения (кислотного)
  17. Очень быстрая химическая реакция (взрыв)
  18. Окисление железа (по-другому) (ржавление)
  19. Химический нагревательный прибор (спиртовка)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого конкурса.

1-й ведущий: сейчас мы покажем вам рождение новой звезды в лаборатории!

Химический опыт №1 «РЕАКЦИЯ ГОРЕНИЯ»

Задание: написать уравнение данной реакции и назвать отличительную особенность реакций горения (выделение тепла и света; экзотермические реакции) (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: магниевая лента, спички, спиртовка, щипцы на длинной ручке.

Уравнение и условия проведения реакции: 2Mg + O 2 = 2MgO (сгорание на воздухе).

Проведение опыта: зажечь спиртовку от зажжённой спички. Взять в щипцы ленту магния и внести её в пламя спиртовки. После того, как магний загорится, вынести его из пламени – процесс горения будет продолжаться (так как реакция является экзотермической).

2-й ведущий: продолжаем нашу викторину!

1-й ведущий: объявляется конкурс «Угадай-ка»

Конкурс «УГАДАЙ-КА»

Какой(-ие) элемент(-ы)...:

  1. …всегда радуются? (радий, радон)
  2. …утверждает, что он – это не он? (неон)
  3. …назван в честь Франции? (франций)
  4. …назван в честь Польши? (полоний)
  5. …назван в честь России? (рутений)
  6. …открыт впервые на Солнце? (гелий)
  7. …названы в честь учёных? (кюрий, менделевий, нобелий, резерфордий и т. д.)
  8. …названы в честь планет? (уран, нептуний, плутоний)
  9. …открыт в одном из городов Московской области и назван в честь него? (дубний)

В названии какого элемента заключено название…:

  1. …двух животных? (мышьяк)
  2. …волшебника? (магний)
  3. …увеселительного заведения? (цирконий)
  4. …настольной игры? (золото)
  5. …напитка пиратов? (хром, бром)
  6. …американского штата? (калифорний)
  7. …человеческой кости? (серебро)
  8. …цифры 3? (натрий, иттрий)
  9. …хвойного дерева? (никель)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты второго конкурса.

2-й ведущий: что-то мне пить хочется. У тебя сока какого-нибудь не найдётся?

1-й ведущий: сейчас сделаем…

Химический опыт №2 «РЕАКЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ»

Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: 10%-ные водные растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, фенолфталеин, пробирки.

Уравнение и условия проведения реакции: NaOH + фенолфталеин → появление малинового окрашивания; NaOH + HCl = NaCl + H 2 O (исчезновение малинового окрашивания).

Проведение опыта: в пробирку налить 10%-ный водный раствор гидроксида натрия, добавить фенолфталеин до появления яркой малиновой окраски раствора.

2-й ведущий: что-то мне уже не хочется сока. Минеральной воды у тебя не найдется?

1-й ведущий: сейчас посмотрим, чем тебе можно помочь.

Добавить раствор соляной кислоты до полного исчезновения окраски.

Конкурс «САМЫЕ-САМЫЕ»

Назовите элемент…:

  1. …самый распространённый на Земле (кислород)
  2. …самый распространённый в земной атмосфере (азот)
  3. …самый распространённый в космосе (водород)
  4. …самый редкий из содержащихся в земной коре (астат)
  5. …имеющий наибольшее количество аллотропных модификаций (плутоний)
  6. …входящий в наибольшее число разнообразных соединений (углерод)

Назовите:

  1. самый лёгкий газ (водород)
  2. самый тяжёлый газ (радон)
  3. самый лёгкий металл (литий)
  4. самый тяжёлый металл (иридий, осмий)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты третьего конкурса.

2-й ведущий: ну что ж, перейдём к следующему опыту.

1-й ведущий: да, тем более, что он очень интересен и носит интригующее название… Какое? Сами поймёте в ходе опыта!

Химический опыт №3 «ИСКУССТВЕННАЯ КРОВЬ»

Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос ).

Оборудование и реактивы: водные растворы хлорида железа(III) и роданида калия (или аммония), вата, тупой нож.

Уравнение и условия проведения реакции: FeCl 3 + 3KCNS = Fe(CNS) 3 + 3KCl

Проведение опыта: намочить одну ватку раствором хлорида железа (III) и протереть ей руку одного из ведущих. Другую ватку намочить раствором роданида калия и протереть ей лезвие ножа. Провести ножом по руке ведущего – появится так называемая «искусственная кровь»

2-й ведущий: как вы уже, наверное, догадались, имя этому опыту – «искусственная кровь»!

1-й ведущий: а теперь самое время немного пораскинуть мозгами и перейти к не менее интересному, но гораздо более сложному конкурсу «Химические размышлизмы»!

Конкурс «ХИМИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛИЗМЫ»

  1. Известно, что Д.И. Менделеев очень любил своих детей. А сколько их было? (шесть)
  2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)
  3. Какой металл часто используют юные пиротехники? (магний)
  4. Какой неметалл помог открыть учёному кот? (йод)

1-й ведущий:

У Куртуа был любимый кот,
Он помог ему открыть йод.
Когда хозяин питался,
Кот на плече располагался.

Однажды обед
В лаборатории происходил,
Кот с плеча спрыгнул,
Две бутылки сбил.

В одной зола водорослей
В спирте была,
В другой – концентрированная
Серная кислота.

Бутылки, естественно, разбились,
Жидкости, конечно, соединились,
С пола сине-фиолетовый дым поднимался,
В виде чёрно-фиолетовых кристаллов осаждался.

Так новое вещество Куртуа узнал,
Позже Гей-Люссак его йодом назвал.

  1. Какое отношение имеет русский поэт А.А. Блок к Д.И. Менделееву? (зять)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты пятого конкурса.

2-й ведущий: а сейчас – один из красивейших химических опытов – «Вулкан»!

Химический опыт №4 «ВУЛКАН»

Задание: перечислить признаки данной химической реакции (изменение цвета вещества, выделение газа, выделение теплоты), написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: дихромат (бихромат) аммония (NH 4) 2 Cr 2 O 7 (кристаллы оранжевого цвета), лучинки, спички, фильтровальная бумага (большой лист), асбест или стеклоткань.

Уравнение и условия проведения реакции: (NH 4) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4H 2 O (t ~ 168°C – 185°C).

Подготовка опыта: для проведения опыта следует приготовить фарфоровую или кварцевую чашку, в которой будет происходить разложение дихромата аммония. Так как фарфоровая чашка будет сильно разогреваться, необходимо поставить её на кусочек асбеста или стеклоткани. Чтобы было легче собрать продукт реакции, следует застелить прилегающую к месту опыта поверхность стола листом фильтровальной бумаги.

Проведение опыта: насыпать в чашку на 2/3 её объема кристаллический дихромат аммония, поджечь спичкой лучинку и внести её в массу кристаллов. Начинается реакция разложения; сначала она идёт медленно, затем всё быстрее и быстрее. Реакция сопровождается выбросом раскалённых докрасна твёрдых частиц оксида хрома(III) (после остывания они имеют зелёный цвет), выделением газообразного азота и паров воды. Процесс идет самопроизвольно, пока не будет израсходован весь исходный реагент – дихромат аммония.

1-й ведущий: Ну вот, дорогие друзья, наша викторина подошла к концу.

2-й ведущий: Просим жюри объявить итоги викторины и команду-победителя.

Жюри оглашает итоги, называет победителя викторины.

Обеим командам вручаются призы.

Предлагаем вам ответить на вопросы викторины «Химические элементы и география». Эта викторина по химии не настолько сложна как кажется на первый взгляд и её вопросы можно использовать не только в школе, но и для прививания интереса ребёнка к химии. Если вы читали нашу статью про географические названия химических элементов , то возможно какие-то вопросы покажутся совсем лёгкими, но некоторые из них всё же могут поставить в тупик даже искушенного химика. В этом случае вы всегда сможете посмотреть правильные ответы на викторину по химии, который всегда дается после вопроса, которые так или иначе относятся к обеим наукам: химии и географии. Итак, приступим, викторина по химии «Химические элементы и география».

  1. В честь какого химического элемента названа Аргентина?

    (Серебро . От латинского наименования элемента Argentum.)

  2. С названием какого химического элемента созвучно название земной коры?

    (Литий – литосфера, от греч. lithos – камень)

  3. Часть названия какого химического элемента шестого периода периодической системы Д.И.Менделеева является названием единицы давления?

    (Барий – бар)

  4. Какой химический элемент объединяет Норвегию, Швецию и Финляндию?

    (Скандий – Скандинавский полуостров, на котором находятся эти страны.)

  5. Название какого химического элемента из группы актиноидов происходит от названия части света?

    (Америций – Америка)

  6. Как называется химический элемент, одноименный с городом Мурманской области?

    (Никель)

  7. Какой химический элемент шестой группы периодической системы «гостит» в городе Западного Казахстана?

    (Хром – г.Хромтау)

  8. В названии столицы Эстонии измените две последние буквы на одну, и вы получите название химического элемента девятого ряда периодической системы Д.И.Менделеева.

    (г.Таллинн – таллий)

  9. Назовите название городка в Швеции в честь которого были названы аж 4 химических элемента.

    (Иттербю)

  10. Отгадайте химический элемент из группы актиноидов, название которого совпадает с названием планеты.

    (Уран.)

  11. Невнимательный химик хотел написать название химического элемента пятой группы, а получилось название портового города Ростовской области.

    (Азот – г.Азов)

  12. Но невнимательный химик на этом не остановился и хотел написать название пролива между Черным и Мраморным морями, а получилось название химического элемента третьего периода.

    (Босфор — Фосфор)

  13. Шутливый вопрос. Каким химическим элементом можно чистить обувь?

    (Кремний – крем)

  14. Какой химический элемент находится в градуснике?

    (Ртуть)

  15. Из какого «химического элемента» можно сшить сапоги?

    (Из хрома)

Надеемся, что вам понравилась наша сегодняшняя викторина по химии. В таком случае, не стесняйтесь, расскажите о ней своим друзьям в социальных сетях с помощью кнопок, которые находятся чуть ниже.

1. Можно ли сжечь бриллиант?

Бриллиант представляет собой граненый алмаз. Алмаз — это аллотропная модификация углерода, которая сгорает, образуя углекислый газ, так же, как и углерод. Еще в 1694 г итальянские алхимики пытались сплавить несколько маленьких алмазов и они сгорели.

2. Какой камень под действием воды выделяет горючий газ?

Вследствие взаимодействия карбида кальция с водой образуется газ ацетилен, который легко воспламеняется и горит ярким пламенем.

3. Какой газ в твердом состоянии при температуре ‒ 252 °С со взрывом соединяется с жидким водородом?

Газ фтор — очень сильный окислитель, он соединяется с водородом при температуре — 252 °С, когда находится в твердом состоянии, а водород в жидком.

4. Почему вода не горит?

Вода представляет собой продукт полного сгорания водорода и поэтому гореть не может.

5. Что было бы, если бы атмосфера нашей планеты состояла из чистого кислорода?

Склады топлива пришлось бы беречь, как пороховые склады, от малейшей искры. Железом нельзя было бы пользоваться, потому что оно хорошо горит в кислороде. Уголь и дрова сгорали бы моментально. В атмосфере кислорода трудно было бы уберечься от пожаров и еще труднее их погашать.

6. Какой металл используют для изготовления зажигательных бомб и для взрывчатых веществ?

Алюминий применяют как составную часть зажигательной бомбы, состоящей из его смеси с оксидом железа. Применяется алюминий также для изготовления взрывчатого вещества аммонала, в который, кроме того, входит еще нитрат аммония.

7. Как алхимик победил мощный турецкий флот? (Что такое греческий огонь?).

Греческий огонь представлял собой смесь смолы, соли, серы, нефти и негашеной извести. В некоторых случаях к этой смеси добавляли и селитру. С помощью этого огня греки отражали сильные морские атаки. Греческий огонь сжигал корабли, вся поверхность моря горела вокруг неприятельского флота. Смола и нефть занимались результате сильного разогрева при взаимодействии воды с негашеной известью.

Изобрел греческий огонь архитектор Коллоникос, житель города Гелиополя, который в свободное время занимался алхимией. Когда огромный арабский флот напал на Византию и когда уже казалось, что нет никакого спасения от сильного неприятельского флота, тогда Коллоникос предложил свое изобретение. Греки выбрасывали из труб на носу кораблей горючую смесь, от которой занимались вражеские корабли и вода вокруг них.

Греки пользовались греческим огнем также при взятии крепостей. Они долго держали в тайне секрет этого изобретения.

8. Что нас греет зимой? Что движет машины на заводах и транспорте? Что является источником жизни человека?

На все эти вопросы можно ответить коротко: Солнце.

Рассмотрим все вопросы по очереди. На первый вопрос, не вдумавшись, можно ответить, что, поскольку зимой Солнце не греет, мы греемся зимой теплом от печей и радиаторов, нагретых дровами, углем, горячей водой или паром. Но, если проанализировать глубже, то выясним, что дрова и уголь представляют собой не что иное, как склады солнечной энергии, так называемые «солнечные консервы».

Под воздействием солнечных лучей и под действием катализатора хлорофилла дерева из водяного пара и углекислого газа воздуха синтезируют вещества, входящие в состав древесины. Из древесины современных деревьев мы дрова, а древесина деревьев древних геологических эпох превратилась в каменный уголь. По теории профессора Л. В. Пустовалова и И. М. Губкина, нефть, равно как и каменный уголь, образовалась из растительных остатков, которые после отмирания разложились и понесли химические превращения. Итак, солнечная энергия доходит до нас в виде тепловой энергии, выделяющейся при горении дров, угля и нефти, а также продуктов ее перегонки — керосина, бензина и др. Вот почему мы можем сказать, что Солнце нас греет не только летом, но и зимой, что оно двигает двигатели на фабриках, заводах и транспорте.

Растения и животные развиваются, впитывая в себя солнечную энергию. Употребляя растительную и животную пищу, человек получает запасы энергии, необходимые для жизни, движения и мышления. Человек имеет право величать себя «сыном Солнца», как сказал великий ученый К. А. Тимирязев.

9. Почему Солнце греет? Почему Солнце горит и не сгорает?

Если бы Солнце состояло из угля, оно давно бы сгорело. Солнце ‒ огромная атомная лаборатория, в которой все время происходят различные атомные преобразования. На Солнце происходит процесс превращения водорода в гелий. В результате соединения 4 ядер атомов водорода в одно ядро гелия расходуется незначительное по весу количество вещества, которое превращается в огромное количество энергии. Так, например, от превращения 1 г водорода в гелий выделяется столько же энергии, как и от сгорания 15 т бензина. Поэтому в центре Солнца температура равна 20 млн. градусов.

На Солнце запас водорода уменьшается, а количество гелия возрастает. Когда запасы водорода на Солнце потратятся, оно начнет охлаждаться и уменьшится в размерах. Однако, по вычислениям астрономов, запасов водорода на Солнце хватит для поддержания его температуры на современном уровне в течение 35 млрд. лет. Кроме гелия, способом преобразования атомов на Солнце уже образовалось много элементов.

10. Могут ли взрываться зерно, сахар и уголь?

В обычном состоянии зерно сахар и уголь не взрываются, но очень мелкая мучная, сахарная и угольная пыль сильно взрываются от малейшей искры и могут повлечь большие жертвы на производстве. Угольная пыль так же страшна на шахтах, как и рудничный газ. 10 г муки или крахмала или 35 г сахара, распыленные в 1 м 3 воздуха, является взрывчатой смесью. Достаточно искры, чтобы произошел страшный взрыв.

11. Давно человеку известен огонь?

Рядом с орудием человека, жившего в Европе за 200 000 лет до н. е., находят остатки очагов, пепел и уголь. Человек того времени жил с охоты. В более поздней — пещерной — человека также были обнаружены пепел, уголь и обгоревшие кости. Доисторический человек сначала не умел добывать огня и лишь поддерживал его в кострах. Огонь, очевидно, впервые человек проявил после гроз, когда от молний загорались деревья.

12. Как люди в старину обожали огонь?

Недалеко от Баку в море можно увидеть до сих пор руины затопленных храмов и дворцов древних правителей Бакинского и Шемаханского ханств. До сих храмов отовсюду приходили верующие. У вечных огней в храмах седобородые жрецы молились богу огня и жизни.

Древние люди боготворили силы природы, так как не могли понять и подчинить их.

Наука доказывает, что ничего божественного в горении газа, выходящего из земли, нет. Газ образуется в недрах земли в результате химических процессов.

Теперь газ используют для отопления жилищ, промышленных предприятий.

13. Что собой представляют блуждающие огни на кладбищах?

Ночью на кладбищах можно наблюдать голубые мерцающие огоньки. Они как бы блуждают, перемещаясь между могилами.

Если человек пройдет мимо этого огня, то он, захваченный потоком воздуха, может перемещаться за человеком. С этими огнями религия связывала представление об умерших. Что же это за явление с точки зрения науки?

В состав человеческого организма входят белки, содержащие фосфор. Во время гниения тела сквозь поры почвы выделяется пара жидкой соединения фосфора с водородом — Р 2 Н 4 , что уже при обычной температуре загорается на воздухе и горит голубым огнем. От легкого ветра огни плывут, движутся.

14. С какого времени люди пользуются спичками?

Люди пользуются спичками с 1867 г. Сначала спички производили из ядовитого белого фосфора. Поэтому на спичечных фабриках для рабочих были ужасные условия труда. И только тогда, когда химики научились превращать желтый фосфор на неядовитый красный, появились современные безопасные спички.

Спички производят из дерева, картона, парафина, стеарина. Существуют уже спички, которые горят в воде и при штормовом ветре.

15. Почему при зажигании спички иногда бывают небольшие взрывы с искрами?

Головка спички состоит из смеси бертолетовой соли с серой или другим горючим веществом.

Черная масса, намазанная на боковую поверхность спичечного коробка, имеет в своем составе красный фосфор. Вследствие трения головки спички по этой поверхности, красный фосфор переходит в белый, загорается, соединяясь с кислородом, который выделяет бертолетова соль, и зажигает горючее вещество спичечной головки. Если на спичечной фабрике для изготовления спичек применяют бертолетову соль в виде пудры, огонек загорается мягко, сразу, без взрыва и искр. Если применяют кристаллическую бертолетову соль, то спички загораются медленно со взрывом и искрами.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы