Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Дать представление о том, как зимуют дикие звери. Показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой. Познакомить учащихся с основными правилами охраны животного мира, взаимосвязь мероприятий по охране природы. Развивать речь учащихся, воспитывать их экологически грамотными людьми.


Картины, изображающие жизнь диких зверей (зайца, белки, волка, лисы, лосей и др.); таблички на каждой парте: биолог, егерь, краевед, зоотехник, экономист, научный сотрудник заповедника, филолог, охотник, лесник; таблички: корреспондент журнала «Юный натуралист», корреспондент журнала «Лес и человек», корреспондент журнала «Лесное хозяйство».


1. Подготовка материалов проводится до уроков. 2. Вводное слово учителя: - Сегодня мы проведем необычный урок природоведения- урок «Пресс- конференцию». Урок состоит из трех частей: вопросы корреспондентов, отчет о проделанной работе, выпуск экспресс- газеты. - Каждый из вас выполнил индивидуальное задание. Работая со справочным материалом, энциклопедией, журналами, книгами и т. д., вы подготовились рассказать о жизни диких животных в зимнее время. Сегодня вы будете выступать не в роли учеников, а в роли людей, которые изучают, охраняют природу, пишут о ней. Названия их профессий написаны у вас на карточках.




Чем отличаются дикие животные от домашних? - Домашние животные, в отличие от диких, живут в специальных помещениях, построенных человеком. Люди летом запасают для этих животных корм на зиму и ухаживают за ними. - Изменилась ли жизнь диких животных в зимнее время? - Да, в связи с состоянием неживой природы и жизни растений зимой. Мы с вами уже разбирали на уроках эту зависимость.


Меня интересует жизнь белки зимой. - Зимой белка живет в дупле или гнезде. Устраивает там подстилку из сухой травы, мха, шерстинок. Выход из гнезда- лазейку, белочка закрывает мхом или пучком сухой травы. В гнезде тепло. В холодную погоду она спит часа в сутки. При теплой погоде зверек на кормежке задерживается дольше и прыгает больше.


Я понимаю, что осенью много пищи для белки можно найти. Но вот зимой? - Против голода она, как хорошая хозяйка, летом и осенью готовит себе значительные запасы. В пищу использует грибы, нанизанные ею на сучки деревьев, желуди, ягоды, орехи. Питается и семенами еловых шишек.






В погоне за пушниной, люди могут истребить всех пушных зверьков. Так ли это? - Нет! Охота открывается в определенное время и в определенных местах. У нас в стране в июле 1924 года Президиум ВЦИК определил заповедники. Это участник земли, лесов, подлежащих полной охране человеком.


Меня еще интересует жизнь зайцев зимой. - Заяц- беляк живет в лесу. Это лесной заяц. Днем спит, а ночью выходит на кормежку. Заяц- беляк легко передвигается по глубокому снегу. Ноги его к зиме обрастают шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатая шерсть. Зайцу тепло, да и удержаться на снегу легче: нога становится шире, как- будто беляк надел лыжи.


Еще есть зайцы- русаки. Этот заяц живет в полях и степях. Он осторожный и пугливый зверек. Из всех чувств у него очень хорошо развит слух. - Строит ли он себе гнездо, как белка? - Нет. Лежку заяц устраивает на открытом месте или под поваленными деревьями. Он роет нору в снегу и забирается в нее. - Чем питается заяц? Почему он ни летом, ни осенью не запасает корм? - Заяц питается корой молодых деревьев, осинок, берез, ив, раскапывает снег и ест озимые, бегает на огороды грызть кочерыжки, скачет к стогам сена.


Здесь рассказывали, как белка защищена от врагов. А как спасается заяц? - У зайцев много врагов: охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но пуще всего он боится лесной кошки- того и гляди, рысь с вершины дерева, как с неба, прыгнет на спину. Зайцев, спасает способность быстро бегать: во время погони они могут пробегать 70 км в час. - Беляк спасает также белая шуба под цвет снега, а русак на поле похож на пенек или камень, припорошенный снегом.


Трусливость зайца вошла в поговорку не вполне справедливо. Просто у зайцев в борьбе за существование выработалась чрезвычайная осторожность и накопился большой запас хитроумных уловок. Спасаясь от преследования, зверек может на ходу прыгнуть в телегу и зарыться в сено, он безошибочно отличает охотника от человека безоружного. -Вы знаете, что заяц- вредное для сельского хозяйства животное. Он поедает озимые посевы сельскохозяйственных культур, обгрызает стволы плодовых деревьев. Зайцев надо совсем уничтожать. - Нет! Заяц ведь промысловое животное. Его мясо очень вкусное, а шкурка пушистая. Хорошо используется шерсть, из нее валяют войлочные шляпы, шкурки идут на воротники и шапки.


В каких местах водится лисица? - Лисица водится почти на всей территории России- и на полях, и на болотах, и в лесах, и в перелесках. Народ любит лисичку за характер, за красоту. Слагает о ней сказки, песни, загадки. Как в сказке ее называют? Да, Лиса Патрикеевна. Рассмотрите таблицы, картины.


У кумушки- лисы зубки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет и на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой пушистый хвост носит бережно, смотри ласково, улыбается. - Густая пушистая шубка предохраняет лисицу от самых трескучих морозов. Ноги лисицы к зиме обрастают густой шерстью, наружу торчат кончики пальцев. Лисица зимой ходит как бы в валенках, и ноги ее не зябнут даже в сильные морозы. И все-таки зима самое тяжелое время для лисицы, добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится лисице рыскать по полю, чтобы насытиться, ей нужно поймать много мышей и полевок.


Я хочу рассказать о том, как лисицы мышкуют. Слух у лисицы отличный. Она за много метров слышит, как под снегом пищат мыши и полевки. Опустив низко голову, она бежит по полю прислушиваясь, не пискнет ли полевка или мышь под снегом. Вот что-то ей послышалось. Лисица останавливается, прислушивается, затем делает бросок в снег и хватает добычу.


Хотелось бы услышать ответ на вопрос: принадлежат ли лисицы к числу важных промысловых животных? -Да. Ближе к зиме у лисицы вырастает густой подшерсток, мех приобретает товарную ценность. Рыжеватый теплый мех лисицы ценится очень высоко. - В нашей стране много зверосовхозов. На зверофермах выводят не только настоящих серебристо- черных лисиц, но и другие цветные формы. Из меха лисиц шьют воротники, шапки, шубы.


Мне хотелось бы узнать больше об опасных хищниках- волках. - Волки водятся почти во всех уголках нашей страны. Они хорошо переносят и сильные морозы и жару. Зимой волки живут стаями. Обыкновенно в стае волков. Волчьи стаи рыщут по полям, дорогам, ищут добычу. Животным трудно спастись от преследования волчьей стаи. В поисках пищи волки пробегают большие расстояния. Недаром народ сложил поговорку: «Волка ноги кормят». И все же зимой волки почти всегда голодны. Злые и голодные волки ведут себя смело. Они забегают в деревни, забираются в овчарни, в птичники, нападают на дворовых собак.


Кабаны. Большие расстояния приходится преодолевать в поисках пищи кабанам. Они пробираются через густые заросли и занесенные снегом лесные чащи, отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, ветки, кору деревьев и кустарников, плоды и семена растений, которые могут добыть из-под снега.


Лоси. - Зимой лоси держаться небольшими стадами, питаются лоси корой и мелкими деревьями, которые растирают крепкими как жернова зубами. Молодой осинкой лоси кормятся всего охотнее. В конце февраля для лосей наступает тяжелая пора. Чаще, чем в другое время, в этом месяце верхний слой снега превращается в наст. Лоси от тяжести проваливаются сквозь него и не могут быстро бежать. Этим пользуются волки.


Хотелось бы узнать, какую пользу приносят эти животные -Хотя волки в некоторых местах являются бичом животноводства, но в дикой природе они часто выполняют роль оздоровителей животного населения, уничтожая больных и слабых зверей. -Кабаны относятся к ценным животным, они обладают вкусным мясом. Кожа их идет на подошвы обуви и ремни, щетина- на щетки и кисти. Кишки используются для приготовление колбас. - В неволе лоси быстро приручаются и привыкают ходить в упряжке. Лосиное молоко целебное.


Мы сегодня не поговорили еще об одном прекрасном животном- медведе. Где сейчас медведь? -Барсуки, медведи, сейчас спят в своих берлогах, норах, живут они за счет жира, накопленного в теле летом и осенью. -Да, медведю хорошо, спит и лапу сосет. - Лапу он не сосет, существует мнение, что в феврале со ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная новая кожа нуждается в согревании. Медведь облизывает лапу языком, согревает, при этом причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.






Ночью идет снег. Утром пойдешь и увидишь на снегу множество таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Значит, были здесь разные лесные жители, ходили, прыгали, что- то делали. Кто был? Что делал? На снегу следы- как книжка. Куропатка, горностай, Волк, сохатый, даже мышки,- Пишут все. А ты читай!


Животные и не только они нуждаются в охране. Что для этого делается? -Формы охраны животных разные, но цель одна- надежно защитить их. В заповедниках охраняется все от травинок, насекомых, до больших зверей. В заказниках охраняется что- то одно. В Национальных парках охраняется все, но можно гулять, только запрещается жечь костры, ставить палатки, и т.д. Во всех этих местах люди подкармливают животных зимой. - Чем могут помочь в охране природы школьники?


Школьники должны быть прежде всего экологически культурными людьми. Это значит, что они должны научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоты, по- хозяйски использовать землю, полезные ископаемые, воду, леса. Школьники должны украшать в зеленый наряд города и села. Заботиться о наших меньших братьях. - В феврале 1989 года образована Всесоюзная Ассоциация «Спасем мир и природу». Ее председатель, публицист, путешественники Вадим Николаевич Бурлак обращается к детям: «Хотите знать, как помочь природе. Начните с самого себя, твердо уяснить, что я не один человек, а одна 5-ти миллиардная часть всего человечества.


Отчет корреспондентов и выступающих. Выставляются сделанные детьми альбомы о животных, книжки- раскладушки, загадки, стихотворения, книжки- самоделки и др. Выпуск экспресс- газеты «Познай мир природы» (Все заметки о диких животных с рисунками и без рисунков быстро наклеиваются на большой лист бумаги, прикрепленный к доске). Работа с материалами «Красной книги», которую ведет класс. Обобщение. Итог подводит учитель. Пресс- конференция прошла успешно. Выступающие подробно охарактеризовали жизнь диких животных в зимнее время. Отметили необходимость бережного отношения к животным мира. Решили: будет активными участниками охраны природы.

Летают снежинки, летают снежинки.
Покрылись снегами лесные тропинки.
От холода галки попрятались в трубы.
И зайцы напялили белые шубы.

(А. Тетивкин)

Для коренных обитателей лесов зима — суровое время. Земля закрылась снежным одеялом, и под ним осталась пища. В холодную пору птицам и зверушкам еды нужно еще больше, чтобы восполнить энергию, потраченную на согревание. Морозы гонят лесных жителей ближе к человеческому жилью. Подались в города синицы и снегири. В городских парках можно увидеть стаи верещащих свиристелей, склевывающих подернутые инеем ягоды рябины.

Сложнее приходится диким животным. Если лисы и волки, бывает, забредают в деревни в надежде разорить плохо охраняемый курятник, то копытным в поисках пропитания приходится преодолевать многие километры пути по глубокому снегу. Стройным косулям и гигантам-лосям одинаково страшны ночные морозы после дневных оттепелей. Жесткий наст оставляет на ногах глубокие порезы.

Но такие дни радуют легких на ногу волков. Ледяная корка наста выдерживает отощавших хищников. Им не составляет труда догнать проваливающихся по брюхо в снег несчастных косуль. Вольготно себя чувствуют и зайцы-беляки. Гигантскими прыжками проносятся они по заснеженному полю к ближайшему перелеску. Там их ждет горьковатая кора молодых осинок. Белая шкурка надежно маскирует беззащитных зверьков от кровожадных лис и волков.

Переоделись на зиму и хлопотливые белки, сменили рыжие шубки на серебристо-серые. Всю осень зверьки делали запасы орехов и ягод, рассовывая припасы по дуплам, и теперь им не о чем беспокоится. Самые смелые отправляются в населенные пункты полакомиться семечками, заботливо насыпанными людьми в птичьи кормушки.

Лисам остается одна добыча — мыши полевки. Бесшумно скользя по снегу, лиса чутко прислушивается к шороху травы под снежным покрывалом. Она мышкует. Вот навострились рыжие с черной искрой ушки. Прыжок! Лиса ныряет глубоко в снег. Еще мгновение, и добыча в зубах хищника.

А в это время богатырским сном спит хозяин леса бурый медведь. Всё лето и осень жировавший на лугах и в малинниках мишка накопил под толстой шкурой запас питательных веществ. Теперь он может почивать в своей берлоге до наступления весны. Его примеру следует и барсук. Еще в начале ноября этот неуклюжий зверек залег в нору, где проспит до конца марта.

Всё длиннее становится день, всё ярче светит солнце. Это весна наступает зиме на пятки, гонит ее на север. Холодная и голодная для лесного зверья пора заканчивается. Время совершило очередной виток, природа оживает, радуется теплым солнечным лучам. Скоро наполнит лесную чащу веселый гомон птиц, и выйдут погреться на проталинки уставшие от морозов зверушки.

Конспект НОД в средней группе по теме"Дикие животные зимой."

Автор: Баскакова Людмила Павловна,воспитатель МДОБУ детский сад комбинированного вида
"Теремок"г. Сибай.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей средней группы по теме"Дикие животные зимой. "Данный материал
будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия,
направленного на воспитание бережного и заботливого отношения к лесным обитателям и развитие интереса к миру природы,любознательности у детей данного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме
"Дикие животные зимой."

Интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Социализация","Чтение художественной литературы."
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;
нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и. т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и
зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи.

(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет,
когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами
оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в
зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с
воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток....) Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу...(подходим к месту,где следы лисы)
-Ребята,чьи это следы?


Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух"...
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?!


Дети: Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце)
Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом - серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается
корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый,всего боится.
Воспитатель: Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок,много-зайчат.

Подвижная игра"Лиса и зайцы." Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это,дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово. По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков.Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много-
волчат,волков.

-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый...
Воспитатель: Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята,что это на снегу лежит?
Дети: Шишки,грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?


Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки?
Дети: Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный
зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много-
белок.
Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи?


Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им?
Дети: Люди.Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу,
поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей.
-Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-
это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук,еж.
Воспитатель: Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного,а то на улице холодно.

Физминутка.

Раз,два (присядка,руки на пояс)
Это заячья зарядка,ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.

Воспитатель: Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску).







- Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его...?(медведь)

Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка)

По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц)

Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк)

Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса)

Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко.
(лось)

Воспитатель: Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь
поиграем еще в одну игру"Кто что ест?" (волшебный мешочек с предметами еды для диких
зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек,достаем предмет и говорим кто это ест.

Воспитатель: Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).

С наступлением холодов жизнь в зимнем лесу замирает. Давайте, посмотрим, кто как зимует.

У многих птиц и зверей к зиме отрастают новые перья и шерсть. Тетерев обзаводится тёплыми перьевыми «штанишками», а у белых куропаток они вырастают даже на лапах. Волки, лисы, еноты, медведи, зайцы обрастают плотным мехом, согревающим в зимнюю стужу.

Кроме того, многие звери меняют цвет шубки. Большинство животных, зимой светлеют, что помогает им маскироваться. Так маскируются под цвет снега горностай и ласка, у горностая кончик хвоста остаётся чёрным, а ласка становится совершенно белой. Белочка меняет шубку – на голубовато-серую, заяц-беляк рыжевато-серую окраску – на белую. Серый волк к зиме становится таким светлым, что в сумерках, когда он начинает свою охоту, его невозможно разглядеть.

Нередко лесные обитатели спасаются от холода… в снегу. Оказывается, в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Морозный воздух под снег пробраться не может. И к середине зимы уже такое толстое снеговое одеяло накроет землю, что многие животные выкапывают норы, чтоб пережить в них морозы и метели. Тёплая лёжка в снегу в дополнении к тёплой шубе вполне защищает от ветра и холода.

Некоторые животные укладываются в спячку, главным образом не потому, что холодно, а потому что голодно. Пищи зимой гораздо меньше, чем летом, вот и остаётся одно – спать. Для этого, правда, требуется сначала нагулять побольше жира. Вот и старается медведь перед спячкой отъедаться вволю.

В спячку впадают также ежи, сурки, летучие мыши, в это время жизнь в организме чуть теплится – температура тела опускается до четырёх градусов.

Но самое большое удивление вызывает птица клёст. Только у него в зимние холода появляются птенцы. Кругом снег, мороз, температура воздуха доходит порой до минус 20-25 градусов, а клесту всё нипочём. Он всё заранее предусмотрел: выбрал ёлочку с самыми густыми ветвями, построил глубокое гнездо, да такое добротное, тепло в нём сохраняется даже в самые трескучие морозы.

Вот так Господь мудро устроил жизнь лесных обитателей зимой. Одни улетают на юг, другие проводят во сне, а третьи продолжают жить и даже обзаводятся потомством.

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа №58»

Конспект занятия по развитию устной речи

Тема «Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»

Разработала:

учитель начальных классов

Данилова Юлия Сергеевна

Дата проведения: 16.01.2017

Новокузнецк, 2017 год

Тема: Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой.

Цель: Знакомить детей с жизнью леса в зимнее время; закрепление представлений о зиме и ее приметах;

Задачи:

Образовательные: Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; закрепить и расширить кругозор детей о времени года – «Зима»; расширить детей о диких животных, их повадках и образе жизни.

Коррекционно – развивающие: Развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение.

Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы обучения: наглядные, словесные практические.

Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, иллюстрация зимнего леса, иллюстрации животных, разрезные картинки животных, карточки для раскрашивания.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем.

С вами мы гулять пойдем.

Учитель : Ребята, сегодня на уроке по развитию устной речи мы отправимся с вами путешествовать по зимнему лесу, в лесу мы с вами встретим много – много диких животных, будем учиться распознавать, где, чьи следы.

III . Работа по теме урока

Учитель: Ну, вот мы и прибыли в зимний лес, посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.

Учитель: Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!

Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?

Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.

-А сейчас, я предлагаю вам немного согреться и выполнить упражнение. Повторяйте за мной.

IV . Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.

А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?

(Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)

Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.

Чьи это следы? Как вы думаете?

Давайте проверим.

Загадки о животных:

«Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу»

Кто это? (белка)

Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку)

Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост)

Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку.

К зиме она подготовила не только теплое дупло.

А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму?

Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами.

«Он в шубке беленькой зимой,

а в серой шубке летом».

Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

А вот следы главных врагов зайчишки:

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт» . (Лиса)

Как лиса готовится к зиме?

Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

- Как вы думаете? А это чьи это следы?

Давайте проверим.

«Кто зимой холодной,

ходит злой, голодный»! (Волк)

Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.

Ребята, сейчас мы поиграем в игру Животные и их детёныши”.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.

Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей.

Белка – бельчонок.

Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)

- Молодцы, ребята! А сейчас, приготовили ваши ручки и пальчики, смотрим на меня и повторяем движения:

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)

С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

Игра «Собери картинку»

- Каждому я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.

(Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)

Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.

Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.

Наденем зверям шубки каждому свою.

(Раскрашивание зверей).

А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес.

V. Итог урока

Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилось ли вам путешествие?

Учитель: О чем мы с вами говорили?

Учитель: Что вы узнали нового?

Ответы детей.

Учитель: А сейчас все дружно и хорошим настроением возвращаемся в класс.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы