Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стало одной из важнейших книг русской классической литературы. Оно несет очень важный смысл, так как относится не просто к книгам художественной литературы, а заслуженно считается философским шедевром. "Маленькие люди" в "Преступлении и наказании" Достоевского играют самую важную роль.

«Маленькие люди»

Тема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» играет почти ведущую роль. Если посмотреть и внимательно проанализировать героев произведения, то можно заметить, что почти все действующие лица в книге указывают читателю на жизненно важные черты характера человека.

Вообще, говоря о «маленьких людях» в романе «Преступление и наказание», нужно сказать, что Федор Михайлович выделил несколько критериев, отличающих этих героев от других. В литературе словосочетание «маленький человек» обозначает тех лирических героев, которые не способны противостоять окружающим проблемам, вынуждены вести постоянные борьбу за выживание с наиболее властными людьми. Кроме того, как выделяет сам Достоевский в произведении «Преступление и наказание», «маленькие люди», как правило, живут и держаться на самом низком уровне жизни, проводя за гранью бедности большую часть своего существования.

Кроме того, сам Федор Михайлович изображает своих героев не просто нищими и неспособными обеспечить себя необходимыми средствами, а обиженными жизнью, униженными другими и чувствующими себя абсолютным ничтожеством во внешнем мире.

Герой Родион Раскольников

«Маленький человек» «Преступления и наказания» Раскольников ведет главную сюжетную линию. Именно вокруг него и разворачиваются все события. как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом.

Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг - соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.

Герой Семен Мармеладов

В «Преступлении и наказании» «маленький человек» Мармеладов тоже имеет важную роль. Бывший военный, потеряв работу, впадает в депрессию. Все деньги, которые получает данный «маленький человек» «Преступления и наказания», он пропивает, из-за чего не может обеспечить свою семью. Несмотря на это, Мармеладов прекрасно понимает свое положение, однако исправить его он уже не в силах - настолько невозможной ему кажется борьба с собственным пьянством. Из-за своего же алкоголизма и умирает герой, а смерть его слишком глупа для человека, которого раньше уважали, - он просто напивается и попадает под колеса повозки. Погибая, Мармеладов говорит своей старшей дочери, что она единственная опора семьи, тем самым он сбрасывает с себя любую ответственность и обязательства перед своей семьей.

Образ Мармеладова

Мармеладов - лирический герой, который не смог противостоять своим финансовым трудностям, однако нашел отличный способ уйти от них: появившаяся алкогольная зависимость позволяла бывшему половнику хоть ненадолго забыться. Однако он сам был вершителем своей судьбы - он сам погубил свою семью, пропив все семейные средства; он сам взял в долг у очень жадного человека, который потом не давал покоя семье; он сам потерял свою сущность.

В одном из разговоров с Раскольниковым Мармеладов спрашивает Родиона, знает ли он то чувство, которое возникает в тех обстоятельствах, когда человеку некуда вернуться. Ведь Семен считал, что у него нет дома, что идти ему некуда. Но все ведь заключалось в том, что уходя из дома, он забирал все деньги, после чего семья вновь оставалась без средств к существованию. В том, что Мармеладову не были рады дома, была лишь его собственная вина.

Сонечка Мармеладова

Среди всех «маленьких людей» «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова отличалась своей самоотверженностью. Соня, видя, в каком трудном положении находится семья, устроилась на работу, совсем неподходящую для юной девушки. Сонечка и ее образ «маленького человека» в «Преступлении и наказании» тоже имеет не последнюю роль. Несмотря на свою работу продажной девушки, Соня все равно живет принципами сердца. Ее религиозные взгляды стали для Сонечки путеводителем по жизни. Христианские нормы, которыми руководствуется героиня, становятся немаловажной причиной для признания Раскольникова в убийстве.

Образ Сонечки

Бескорыстная героиня, способная принять любого человека, не обвиняя его ни в чем, словно луч света во всем произведении. Образ Сонечки - это образец праведного человека, поставленного в рамки вынужденного существования, которое заставляет его делать совершенно неправильные поступки. Однако положение Сонечки оправдано - она стала спасительницей для семьи. Именно благодаря ее работе младшие братья и сестры могли хотя бы изредка нормально питаться, а мать могла и работать, и успевать решать домашние заботы.

Катерина Мармеладова

Проблема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» отразилась также и на Катерине Мармеладовой - матери Сонечки. Тридцатилетняя женщина, в раннем возрасте ставшая вдовой, второй раз выходит замуж очень неудачно - несмотря на то, что когда-то Семен был порядочным и почитаемым человеком, со временем он становится невыносимым пьяницей. Катерина, которая является многодетной матерью, пытается бороться с мужем, пытаясь ему объяснить, что от его пьянства страдают дети, - вся семья живет очень бедно, у них имеется огромное количество долгов, а старшая дочь из-за своей работы уже никогда не сможет выйти замуж. Катерина постоянно говорит об этом своему мужу, показывая ему, что не нужно ломать жизни и другим своим детям, что старшая дочь и так пожертвовала своим будущим, чтобы семья все-таки смогла выжить. Однако все ее нравоучения никак не действуют на мужа - он по-прежнему пьет и заявляется домой только тогда, когда ему вновь нужны деньги.

Изнеможенная женщина уже не в силах терпеть такое поведение мужа и однажды просто начинает лупить Семена. Свидетелем этой сцены становится Родион Раскольников, что оказывает на него сильное впечатление. Он оставляет последние деньги на подоконнике, чтобы хоть чем-то помочь этой семье. Однако Катерина, которая была родом из порядочной семьи, не принимает его деньги. Это сразу характеризует личность Мармеладовой - несмотря на свое положение, она слишком горда, чтобы принимать подачки со стороны. «Маленький человек» Катерина Мармеладова не в силах унизиться перед другими.

Разумихин

Образ Разумихина олицетворяет противоположность образов «маленьких людей» в произведении «Преступление и наказание». Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Нищий студент, влюбленный в Дуню и ухаживающий за обезумевшим Раскольниковым, он старается выжить в своем трудном положении. Его жизнелюбие и оптимизм руководят его поступками и мировоззрением. Несмотря на то, что он точно так же, как и сам Раскольников, находится на социальном «дне», он пытается выбраться из него честными и праведными путями. Федор Достоевский изобразил данного героя как зеркальное отражение Раскольникова, показывая читателям, что возможен и другой исход такой жизненной ситуации.

Образ Разумихина

Разумихин - воплощение веры в лучшее и способности выживать даже в самых сложных условиях. Герою удается не сойти с ума в своей бедности, которая точно так же мешает его нормальной жизни, как и жизням всех других героев. Такое умение, как оставаться верным своим принципам, сильно помогает Разумихину не впадать в апатию, в которую впал Раскольников. Но кроме этих моральных качеств, Разумихин также не разочарован в людях, не замечает их истинной сущности. Он до конца верит Раскольникову в том, что он не является убийцей. Кроме того, он уверен, что все признания Родиона сказаны в бреду, поскольку известие о смерти старухи-процентщицы оказало сильное впечатление на героя - он был ее должником.

Главное в произведении

Глядя на все высказывания и цитаты «маленьких людей» в «Преступлении и наказании», можно сказать, что Федор Михайлович Достоевский был первым писателем, который обращал внимание не на финансовое положение человека, а на его духовные качества. Все герои произведения Достоевского слишком горды, чтобы принимать помощь других. Все они стараются выжить, каждый следует своим путем. Однако их объединяет одна общая цель - выбраться из нищеты, начать свою жизнь заново и прожить ее счастливо. Дороги, по которым идут герои, приводят их к разным решениям. Раскольникова она привела к каторге, Сонечку - к унижению, Катерину - к болезни, Мармеладова - к пьянству.

Общий вывод

Достоевский отлично показывает в своем произведении, насколько сильно люди сами виноваты в том, что их жизни складываются именно так. Отличный пример тому Раскольников: он мог бы не идти на убийство, а пытаться найти работу, которая со временем принесла бы ему приличный доход. Так и Мармеладов, который мог попытаться бросить пьянствовать и найти хорошую работу, что обеспечить свою семью. Катерина могла на минуту забыть о своей гордости, вернуться в родительский дом, а не выходить замуж во второй раз.

Все герои столкнулись с серьезными последствиями из-за своей гордости и попыток выбраться из своего положения нечестным путем. Именно это и показывает автор, именно это и стало главной темой произведения.

Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.

Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.

Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.

Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько "задавлен бедностью", что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. "Я и сам жить хочу", — говорит он.

Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из "Пиковой дамы" Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.

Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: "Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!" Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.

Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. "Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это "твари дрожащие", которые обязаны быть послушными и достойными презрения. "Необыкновенные" люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание "тварей дрожащих" Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: "Мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?". Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: "Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал..."

Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?

Итак, герой совершил убийство "по теории". И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории "сильного человека".

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: "Сохрани тебя Бог!" Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.

Герой вспоминает совет Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!" И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит "раз навсегда".

Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.

«Обыкновенные люди» «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных» Живут в послушании Не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ею придется жертвовать для великих целей «особенных людей» Слабые, бессильные, не способные изменить свою участь


«Необыкновенные люди» «Имеющие дар или талант сказать в среде свое новое слово Переступают через закон во имя лучшего Если ради цели им необходимо переступить «через труп, через кровь», то они внутри себя, «по совести» могут дать «себе разрешение» Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные люди», давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливались перед необходимостью пролития крови




Социальные причины преступления: Крайняя степень нищеты героя Болезненное и раздражительное состояние Всеобщая несправедливость жизни Знакомство с Мармеладовым и историей его семьи Письмо матери Встреча с обманутой девушкой на бульваре Случайно подслушанный разговор студента и молодого офицера


Нравственные (философские) причины: Общество и человек преступны, поэтому понятие «преступление» не существует Страстное желание помочь людям, а в жестоком мире можно не выбирать средств Желание проверить свою теорию Понять, к какой категории относится он сам Боль за униженных, великая любовь к людям Душевные муки и поиски выхода из тупика. «Во что бы то ни стало решиться на что- нибудь»


Раскольников о мотивах преступления: …ну да, чтоб ограбить.. …если б я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь …счастлив был! Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… И я решил завладеть старухиными деньгами…обеспечить себя в университете… и на новую независимую дорогу стать… Кто много посмеет, тот у них и прав… Надо было узнать.. вошь ли я, как все, или человек! Смогу ли я переступить или не смогу! …тварь ли я дрожащая или право имею…




Хроника преступления Было задумано Назначено время – 7 часов Поменять шляпу на картуз Взять топор на кухне Быть осторожным и предусмотрительным Убив старуху, хотел освободить Лизавету На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь близких Произошло на самом деле Чуть не пропустил назначенное время Пошел в шляпе Случайно взял топор в каморке Забыл закрыть дверь Убил Лизавету, самую беззащитную и слабую Не мог воспользоваться украденным, от близких отгораживается молчанием


Раскольников Свидригайлов Соня Темная, злая сторона: 1. Закон жизни – все дозволено 2. Проба – путь к Свидригайлову 3. Самоубийство Свидригайлова – крах теории Светлая, добрая сторона: 1. Закон жизни – христианские истины, искупление страданием 2. Душевные муки – путь к Соне 3. Раскольников верит Соне – начало нравственного возрождения


Сны Раскольникова – индикатор душевного состояния героя 1-й сон – Раскольников пытается защитить лошадь, выступает против толпы 2-й сон – не участвует в избиении хозяйки и ужасается самому факту насилия, вне толпы 3-й сон – пытается убить старуху, толпа выступает против Раскольникова – не может подтвердить свою теорию 4-й сон – моровая язва, не является участником преступления – путь к нравственному исцелению, перестает ставить себя во главу угла


Крушение теории Раскольникова: Душевные муки начинаются еще до преступления Несовершенство теории Несоответствие замысла и преступления Столкновение с «двойниками» Психологический поединок с Порфирием Петровичем Сны Раскольникова Встреча с Соней, с ее правдой Самоубийство Свидригайлова – доказательство ошибочности теории Чувство одиночества, разобщенности с людьми


Две правды в романе Соня Преступает нравственный закон Чтобы облегчить жизнь близких, приносит себя в жертву Страдания достигают предела, идет на позор и унижение Не возмущается и не протестует Все ее поступки определяются христианскими заповедями Раскольников Преступает уголовный закон Чтобы проверить правильность теории, приносит в жертву беззащитных женщин Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества Мания превосходства и вседозволенности Свои преступления совершает на основе теории, чувствует ее уязвимость и несостоятельность


Как произошло, что правда Сони утверждается? При первой встрече подается обаянию Сони: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился» Религиозность Сони влияет не него, и Раскольников просит Соню почитать ему Евангелие На Сенной он вспоминает советы Сони, и у него рождается ощущение полноты жизни 1. «Вошь ли я или человек?» Что вы слышите в этих словах: любовь к людям или презрение к ним? Возможно ли сочетание стремления власти над людьми и любви к ним? 2. Нужно ли верить человеку и верит ли Раскольников в человека? 3. Почему преступление Раскольникова не принесло никакого блага ни ему, ни окружающим? 4. Сострадание или протест против страдания? Что лучше?


5. Разум или вера? Чем руководствоваться в жизни? 6. В чем нравственные нормы поведения человека в обществе? 7. Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Это чрезмерная ответственность, гордыня или право и обязанность личности? 8. Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления? 9. Почему Раскольников терпит крах: дело в личных качествах или в несостоятельности идеи?

«Наполеон на перевале Сен-Бернар». Худ. Жак Луи Давид.
Будущий император ведет войска в бой - к неминуемому триумфу…

В очередной день Родион Романович Раскольников выбирается в Город из своей «каморки», чтобы познакомиться со следователем Порфирием Петровичем. По определению Достоевского, «бабочка сама на свечку летит». Город, источающий наваждения, в этом событии не участвует. Начинается судейское рассмотрение причин и следствий, заставивших свершиться преступлению.

И происходит нечто замечательное… Резко, как взрыв, расширяется масштаб мотивировок. Событийный уровень «предприятия», погруженный во тьму чувств, становится прозрачным в бытийной сущности своей. Взрыв обещает, когда будут выяснены все «за и против» или «pro et contra» преступления, прояснится и конфликт Города с горожанином, причём, с обеих сторон. Чтение романа продолжаем…


Иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского.
Д. А. Шмаринов. «Порфирий Петрович».

Пристав следственных дел Порфирий Петрович был человеком лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать». Согласитесь, портрет великолепен…

«Он меня ощупывает. Сбивать будет. Зачем я пришёл?»
Всё это, как молния, пронеслось в голове Раскольникова.


«У Порфирия». Худ. Д. А. Шмаринов.
Разговор начинается с опубликованной в журнале
статьи Раскольникова «О преступлении».

Порфирий… «Все дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь?»

Раскольников… Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует».



ПО-РАСКОЛЬНИКОВУ РАЗРЯД «НЕОБЫКНОВЕННЫХ ЛЮДЕЙ»…
ПО-РАСКОЛЬНИКОВУ РАЗРЯД «НЕОБЫКНОВЕННЫХ ЛЮДЕЙ»…
ПО-РАСКОЛЬНИКОВУ РАЗРЯД «НЕОБЫКНОВЕННЫХ ЛЮДЕЙ»…
ПО-РАСКОЛЬНИКОВУ РАЗРЯД «НЕОБЫКНОВЕННЫХ ЛЮДЕЙ»…
ПО-РАСКОЛЬНИКОВУ РАЗРЯД «НЕОБЫКНОВЕННЫХ ЛЮДЕЙ»…
Повешение в Средневековье - П-образная виселица.
Фрагмент картины Пизанелло (1436-1438).
ТРАДИЦИОННЫЕ НАКАЗАНИЯ…

«Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенных, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее. Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает, а потом, эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется».


ТРАДИЦИОННЫЕ НАКАЗАНИЯ — сожжение на костре…

Порфирий… «Чем же бы отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных? При рождении, что ль, знаки такие есть? Я в том смысле, что тут надо бы поболее точности, так сказать, более наружной определенности: извините во мне естественное беспокойство практического и благонамеренного человека, но нельзя ли тут одежду, например, особую завести, носить что-нибудь, клеимы там, что ли, какие?.. Потому, согласитесь, если произойдет путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнет «устранять все препятствия», как вы весьма счастливо выразились, так ведь тут…»

Раскольников… «Ошибка возможна ведь только со стороны первого разряда, то есть «обыкновенных» людей. Несмотря на врожденную склонность их к послушанию, весьма многие из них любят воображать себя передовыми людьми, «разрушителями» и лезть в «новое слово». Но, по-моему, тут не может быть значительной опасности, и вам, право, нечего беспокоиться, потому что они никогда далеко не шагают. За увлечение, конечно, их можно иногда бы посечь, чтобы напомнить им свое место, но не более; тут и исполнителя даже не надо: они сами себя посекут, потому что очень благонравны… Покаяния разные публичные при сем на себя налагают, – выходит красиво и назидательно, одним словом, вам беспокоиться нечего… Такой закон есть».


Расстрел петрашевцев на Семеновском плацу — 1949 год.
ВСПОМИНАЕТ ДУША АВТОРА РОМАНА О БЫЛОМ — МАЕТСЯ…

Раскольников… «Я должен согласиться, что такие случаи действительно должны быть. Глупенькие и тщеславные особенно на эту удочку попадаются; молодежь в особенности. Так что же? Общество ведь слишком обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами, – чего же беспокоиться? И ищите вора!..»

Разумихин… «Ну а действительно-то гениальные,– вот те-то, которым резать-то право дано, те так уж и должны не страдать совсем, даже за кровь пролитую?»


Черные тени на Екатерининском канале….

Разговор с Порфирием вызвал в Раскольникове крайнее раздражение, но… Это – ничто в сравнении с теми муками, которые ему пришлось пережить, оставшись наедине с самим собой. И еще этот «вышедший из под земли человек». Какой-то мещанин спрашивал о нем у дворника и тут же ушел. Раскольников догнал его, тогда он зловещим и мрачным взглядом посмотрел на него и вдруг… тихим, но ясным и отчетливым голосом проговорил: «Убивец».


Каморка Раскольникова, похожая на камеру преступника, на гроб…

Раскольников воротился в свою каморку. В бессилии лег на диван. Ни о чем не думая, пролежал полчаса. «Так, были какие-то мысли или обрывки мыслей, какие-то представления, без порядка и связи, – лица людей, виденных им еще в детстве или встреченных где-нибудь один только раз и об которых он никогда бы и не вспомнил; колокольня В - й церкви, распивочная, черная лестница, совсем темная, вся залитая помоями и засыпанная яичными скорлупами, а откуда-то доносится воскресный звон колоколов… Предметы сменялись и крутились, как вихрь».

Вихрь унес все внешние впечатления,
оставив Раскольникова наедине со своей совестью…


Этап — путь на каторгу.

Раскольников… «Зачем тут слово: должны? Тут нет ни позволения, ни запрещения. Пусть страдает, если жаль жертву… Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть».


Каторжане, прикованные кандалами к тачкам.
ПРЕДЧУВСТВУЕТ ДУША ГЕРОЯ РОМАНА НАКАЗАНИЕ — МАЕТСЯ…

Порфирий… «Ну-с, браните меня или нет, сердитесь иль нет, а я не могу утерпеть, позвольте еще вопросик один… Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то сочиняли, – ведь уж быть того не может, хе-хе! чтобы вы сами себя не считали, ну хоть на капельку, – тоже человеком «необыкновенным» и говорящим новое слово, – в вашем то есть смысле-с… Ведь так-с? А коль так-с, то неужели вы бы сами решились – ну там ввиду житейских каких-нибудь неудач и стеснений или для споспешествования как-нибудь всему человечеству – перешагнуть через препятствие-то?.. Ну, например, убить и ограбить?..»


Д. А. Шишмаринов. «Раскольников в спальне старухи».
ЗАБЫТЬ О СОДЕЯННОМ ДУША СТАРАЕТСЯ — НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ…

Раскольников… «Позвольте вам заметить,что Магометом иль Наполеоном я себя не считаю… ни кем бы то ни было из подобных лиц, следственно, и не могу, не быв ими, дать вам удовлетворительного объяснения о том, как бы я поступил».

«Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» – с страшною фамильярностию произнес вдруг Порфирий. Даже в интонации его голоса было на этот раз нечто уж особенно ясное.

«Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну
на прошлой неделе топором укокошил?» –
брякнул вдруг из угла Заметов».


Казнь Святых Космы и Дамиана. Фра Беато Анджелико. 1438-1440 годы. Часть большого алтаря. Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия. ТРАДИЦИОННЫЕ НАКАЗАНИЯ — усекновение глав…

Порфирий… «Ну, по крайней мере с этой стороны, вы меня хоть несколько успокоили; но вот ведь опять беда-с: скажите, пожалуйста, много ли таких людей, которые других-то резать право имеют, «необыкновенных-то» этих? Я, конечно, готов преклониться, но ведь согласитесь, жутко-с, если уж очень-то много их будет, а?»

Раскольников… «О, не беспокойтесь и в этом. Вообще людей с новою мыслию, даже чуть-чуть только способных сказать хоть что-нибудь новое, необыкновенно мало рождается, даже до странности мало. Ясно только одно, что порядок зарождения людей, всех этих разрядов и подразделений, должно быть, весьма верно и точно определен каким-нибудь законом природы. Закон этот, разумеется, теперь неизвестен, но я верю, что он существует и впоследствии может стать и известным. Огромная масса людей, материал, для того только и существует на свете, чтобы наконец, чрез какое-то усилие, каким-то таинственным до сих пор процессом, посредством какого-нибудь перекрещивания родов и пород, понатужиться и породить наконец на свет, ну хоть из тысячи одного… самостоятельного человека. Еще с более широкою самостоятельностию рождается, может быть, из десяти тысяч один… Еще с более широкою – из ста тысяч один. Гениальные люди – из миллионов, а великие гении, завершители человечества,– может быть, по истечении многих тысячей миллионов людей на земле. Одним словом, в реторту, в которой всё это происходит, я не заглядывал. Но определенный закон непременно есть и должен быть; тут не может быть случая».


Ф. Гойя. «3 мая 1808»
НАКАЗАНИЯ XIX ВЕКА…

Разумихин… «Что действительно оригинально во всем этом,– и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, – это то, что все-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже… В этом, стало быть, и главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это… страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное»…

Порфирий… «Меня всё тут практические разные случаи опять беспокоят! Ну как иной какой-нибудь муж, али юноша, вообразит, что он Ликург али Магомет… – будущий, разумеется, – да и давай устранять к тому все препятствия… Предстоит, дескать, далекий поход, а в поход деньги нужны… ну и начнет добывать себе для похода… знаете?»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы