На диву теплая погода в январе (до +2 днем) позволила нам совершить экспедиционную вылазку по старинному Гжатскому тракту от Гагарина в сторону Юхнова.
Рано утром 6 января я с Быром на УАЗАВРе и Яков на своем уазе двинулись по минке в сторону Гагарина. «Дядя Саша» с женой Юлей должны были подъехать уже к съезди с минки. Дорога была пустынна, погода пасмурная, периодически у Якова подмерзал карб и он останавливался чтобы согреть его, но в целом мы быстро доехали до поворота на Темкино. Барс еще не подъехал и мы решили позавтракать (или скорее пообедать) в близлежащем кафе.
С шоссе съехали в деревни Силинки. Снега в поле не было, в деревню вела размешенная колея. Сразу за деревней нас ждал брод через мелкую речку. Юля одев болотники пошла мерить глубину. Оказалось что речка мелкая, но быстрая. Скачались, и барс открыл сезон купания. Вода не доходила даже до порога.(35 колеса) После речки мы поднялись в горку. Я ожидал увидеть старую дорогу, насыпь, или хотя бы канавы вдоль дороги. Однако колея петляя шла сквозь поле. Колея была размешана, много застывших луж, периодически заболоченные участки, но для наших УАЗов это была не преграда. Вскоре мы подъехали к срубу на ножках – видимо место для охотников, которые прикармливали дичь, а сами ждали в засаде.
Сразу за домом дорога вошла в лес и совсем перестала походить на тракт. Лед в лужах ломался и иногда приходилось ломать его с нескольких заходов. Наконец мы нашли старый тракт – он оказался чуть левее. Четко винная просека в лесу с небольшой подсыпкой. Обрадовавшись мы рванули вперед и сражу выскочили на заболоченный участок. Дорога разветвилась на миллион колей. Мы с Яковом смогли проскочить участок ходом, я Барс сел на выходе. Рядом росло дерево, за которое и залебедили Барса. Дерево предательски трещало, но барса вытащили.
Погода разъяснилась, дождь перестал и вышло солнце. Нам отрылась дивной красоты картина природы примерно середины ноября. Мы въехали в деревню Савенки. В деревни не души, хотя выглядит она не заброшенной. За деревней началась насып, которая закончилась…размытым оврагом с вертикальным спуском. Но слева вины были следы объезда. Правда спускаться по откусу было страшновато. К моменту спуска Барса из деревни подтянулся мужичок. После того как Барс спустился, мужик покачал головой, перекрестился и ушел. А мы двинулись искать где же все таки был наш тракт, ибо кроме трека в жпс-е и табличек о газопроводе, других следов его присутствия не было. Дорога петляла как хотела, но вела нас в нужном направлении.
После еще одного небольшого брода через речку Дубянку, мы поднялись на поле. Вдали слева по ходу был виден монумент. А еще чуть дальше мы увидели…радугу. РАДУГУ В ЯНВАРЕ!
Вскоре выехали в жилую деревню. Дорог размешаны, но в огородах стоят легковые иномарки Наверное заехали по сухому - как им выбираться от сюда
Въезжаем на грейдер в Павловском. Народ с интересом смотрит на нас. Проходим деревню насквозь и выезжаем в поле. На лево в поля уходит дорога, нам же только вперед. Вскоре начинается живописный спуск к реке Наре. Четко видно – раньше здесь была дорога и, возможно, отличное место для разбойничьих засад – узко, не проскочить. Слева вид огромный отвал, который заканчивается обрывом, Видимо дорога дальше по деревянному мосту, которого сейчас нет и в помине. Останавливаемся и идем на разведку.
Река разлилась широко, течение быстрое. Смеркается, холодновато. Перспективы вновь утонуть (см отчет про Реконь) удручают. Димыч одевает телепузики и идет мерить. Оказалось не все так страшно, правда течение очень сильное – Димыч с трудом передвигается на другой берег. Вот он наконец там, будем пробовать преодолеть на машинах.
Первым стартую я. – без проблем переезжаю на другой берег. Вода даже не залила пол, хотя волна перед капотом пугала. Остальные тоже перебираются – пытаемся сфотографировать, но уже стемнело.
Сразу же за бродом начинаются заросли лесокустарника. Много поваленных деревьев. Достаем пилу, чистим. Пила тупая, периодически слетает цепь. Двигаемся двумя параллельными дорогами – Саша чуть правее, мы с Яковом по левой. Догнали Сашу – он сидел в небольшой луже но уже выбрался. Я тоже маневрирую в ней пытаясь перескочить через лежащее бревно.
Наконец заросли отступают и впереди опять отличная дорога. В смысле, отлично размешанные жидкие грязевые колеи от лесовозов. И все это выходит к переезду. Забавное зрелище.
Сразу за переездом начинается хорошая дорог. Решаем встать на ночевку – делаем разведку право к реке, но упираемся в непроходимые заросли. Возвращаемся обратно и проезжаем деревню Ивановское. Чуть не доезжая Савино опять пытаемся выйти на тракт – уходим левее дороги в поля. Поля сильно размешаны – тут часто ездят. В коне концов упираемся в реку. На другой стороне Захарово. Походив вокруг да около решаем штурмовать брод – оказался не глубоким с твердым песчаным дном. Взбираемся в горку и проезжаем Захарово. За деревней вновь уходим левее по треку.
Вдруг в поле у меня из машины повалил пар, лампочка перегрева зажглась красным. Глушим, выскакиваем – де то потек тосол. Причем конкретно. Как раз слева замечаем небольшой березовый лесок – очень симпатичное место, решаем вставать на ночевку.
Долго пытаемся разжечь костер – веток и палок много, но ничего не горит. Бензин и средство для костра только на минуту выправляют положение. Приходится пилить и тащить из леса свежеупавашие деревья. Костер наконец запылал, мы сели у стола. Водка в тот вечер шла просто сказочно – выпили почти 2 (открыли и 3ю) бутылки (я Димыч и Саша).
Вдруг слышу что Саша с кем то разговаривает. Так так…только сюрпризов нам не хватало (замечу, на часах 2 часа ночи) Оказалось, пришел мужик из соседний деревни. Руках у него фугас. Да да, фугас. Говорит, что сегодня у него день рождения. И в полукилометре у него спрятана полковая мина, которую он и хочет рвануть. Ну день рождения все таки. Саше вроде удалось отправить мужика взрывать его мину. Мы же продолжили. Где то через полчаса он снова вернулся. Говорит, что он ее поджег – будем ждать. Ждать нам уже было не охота и мы в вежливой форме отказались от приглашения продолжить у мужика на дому и завались спать. Мина так и не рванула.
К утру у нас не работало ни одной машины. У меня тек тосол – оказалось, шланг печки попал на коллектор и его прожгло. У Якова машина упорно отказывалась заводится. Все есть и искра и бензин – а никак. Но самое неприятное оказалось у дяди Саши. Они спали в машине, всю ночь работал двигатель. А ром оказалось что помпу разбило и она потекла. Начинаем чинится кто как может. Мне удалось соединить шланги куском трубки яков вроде завелся. Дяд Саше же полностью снял помпу с авто – течет из под оси, ничем не загерметизировать. В итоге решаем тащить Барса на джеках.
С места выдвинулись уже в темноте. Но Якову тащит Барса тяжело, поле заболоченное и раскисшее. Штурмуем брод, лезем обратно в раскисшею горку. Выбираемся в р-не Савино. На сцепе машины едут от силы 40 км в час. Периодически ломаются болты соединяющие джеки, меняем, едем дальше на Износки. После Износок на очередной заправке УАЗАВР подкладывает свинью – у меня умирает коммутатор. Благо оказался утопленный после Рекони. Отлежавшись, он работал как новенький.
Проходим Медынь. Добираемся до Малоярославца. Врем уже за полночь. Тащит в таком темпе не имеет смысла – подходит к концу запас болтов. Решаем поставить Барса на стоянку и а 2-х машинах вернутся в Москву. Перегружаем вещи и стартуем.
В Москве были часа в 3. Разводзим по домам дядю Сашу и Быра – в гараж попал уже в около пол пятого. Вот оно настоящее джиперское счастье –теплая ванна и сухая кровтка.
Чтож, маршрут оказался очень интересным, места красивейшими, а коллектив душевнейшим. Правда, техника немного подвела. Обязательно надо преодолеть оставшийся кусок тракт до Юхнова.
Древнейший период истории района Гжатского тракта представлен многочисленными памятниками археологии, свидетельствующими о заселенности долины Угры уже в эпоху каменного века. Об архитектурной насыщенности исторической среды парка свидетельствуют монастырские и усадебные комплексы, ансамбли старинных городов, памятники сельской архитектуры и культовые сооружения. Район оставил свой след в истории обороной против нашествия Батыя, участок долины Угры, где происходило Великое стояние на Угре 1480 года.
Стояние на Угре - это важнейший эпизод освобождения Руси от татаро-монгольского ига, когда царь Иван III и хан Ахмат поздней осенью 1480 года встали с войском по обоим берегам Угры и не решались напасть друг на друга. 26 октября река замерзла, но ни татары, ни русские не двинулись с места, ожидая проявления инициативы один от другого. День шел за днем, но положение оставалось неизменным. Как вдруг в огромном татарском лагере началась повальная болезнь - на басурман напал кровавый понос, изнурительный и беспощадный. Эпидемия свирепствовала две недели, и золотоордынские багатуры превратились в стаю обессилевших хищников, не помышлявших ни о чем, кроме избавления от неожиданной хвори. В ноябре войско Ахмата снялось с места и ушло на юго-восток.
Спустя 239 лет, 11 ноября 1719 года Петр 1 издает Указ о строительстве в этом районе, на берегу небольшой речки Гжати – пристани. Сие сооружение предназначалось для сосредоточения и вывоза товаров – по водным системам в Санкт-Петербург. Название пристани дала речка Гжать, как, впрочем, в дальнейшем и городу, и торговому пути, по которому двигались обозы, везущие пеньку, пеньковую пряжу, чистую щетину, медь, воск, заячьи шкурки, выделанные меха, парусные полотна, орехи, рогатую скотину, хлеб, конопляное масло, табак, крупу, муку хлеб и др.
Гжатский транспортный путь, соединяющий Юхнов в Калужской губернии с Гжатском в Смоленской губернии, приобретает особенную значимость для осуществления торгово-экономических связей южных и центральных российских губерний со столицей в начале XVIII – середине XIX века. В Калужской губернии города Калуга, Мещовск, Мосальск, Сухиничи стали главными базами оптовой торговли, откуда товары везли в Юхнов, а потом по Гжатскому транспортному тракту на Смоленщину, к пристани. Многие крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Этот отходный промысел давал возможность крестьянину, не оставляя земледелия, сытно перезимовать.
Весной и осенью транспортный путь был малопроезжим, основная масса товаров перевозилась зимой. В Гжатске товары грузились на барки и по высокой весенней воде сплавлялись в Санкт-Петербург. В период наивысшего развития судоходства отсюда отходили до 800 судов в месяц. В середине XIX века дорогу называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Вдоль тракта появилась целая инфраструктура - деревни с постоялыми дворами, харчевнями, почтой, где проживали сотни и тысячи людей со своим укладом жизни.
В период Отечественной войны 1812 года на Гжатский тракт двинулись отдельные разъезды французов, которые были разгромлены. В дальнейшем дорога охранялась партизанами Дениса Давыдова и Юхновскими ополченцами под командованием Семена Храповицкого. Благодаря активным действиям партизан, Юхновский уезд не был оккупирован наполеоновской армией.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1943 гг.) дорога явилась свидетелем кровопролитных боев, в результате которых почти все населенные пункты по обе ее стороны подверглись разорению или были сожжены. Линия фронта в Юхновском районе держалась около двух лет, на месте бывших боев остались окопы, блиндажи, землянки, траншеи, проволочные заграждения…
Ролик Гжатский тракт:
Все началось с встречи в г.Медынь. Собираем все экипажи, пожелавшие проехаться заданным маршрутом.
Все четыре экипажа в сборе, построение на старт.
Одной из основной целью поездки была съемка документального фильма об этих местах.
Начинает заканчиваться асфальт.
На данном этапе небольшой привал, дальше дороги нет! Понижаем давление в шинах, снимаем номера, разматываем и переводим в боевую готовность лебедки. Небольшой перекус перед бездорожьем.
А вот этот с виду милый песик очень сильно нашкодил. Максим, главный штурман и оператор, неудачно покормил малыша. Так цапнул, что пришлось накладывать бинт на раненый палец =(
Поездка эта была весьма и весьма наполнена странностями, просто не хочется говорить слово - неприятностями. Вот хороший такой стук в подвеске показал, что отсутствует одна гайка крепления колеса, а остальные еле-еле прикручены. Хотя все проверялось, все было в норме несколько дней назад. Маленькая видеокамера Kodak Playsport, на которую был снят эпизод с прохождением брода, перестала подавать признаки жизни. Мистика данных мест или случайность, совпадение?
Ребята, земляки моей тещи, очень позитивные и веселые. Рад был познакомится в этой поездке.
Набираемся сил, перекусываем.
Забиваем координаты, сверяем данные с треком, проходивших здесь экипажей ранее, любезно поделившиеся маршрутом.
Мое фото не передаст красоты леса и этих мест.
И вот первый брод! Так как время было строго лимитировано, решили воспользоваться для начала объездом справа. Но некоторые ребята жаждали экстрима, болот и грязи =) Они то и пошли именно по этому водонаполненному руслу.
Последний осмотр и принятие решения.
Первый пошел...
Второй пошел...
Большие внедорожники повыбрасывали несколько рыбешек на траву. Занялись спасательной операцией по возврату их в водоем.
Обход территории показал, что ни одной рыбки не пострадало, пора двигаться дальше.
А вот ниве чуточку не хватило клиренса, посадили малышку на мосты.
Рывковый трос ее спасение =)
Тянем потянем...
На подъезде к очередному броду услышали по рации: "Стой, приехали!" Ничего себе, услышать такое. Выходим на осмотр и вот те на - боковой порез колеса. Порез был сделан спиленным под наклоном пеньком, удивительно.
Высказали предположение, что если бы Илья снизил давление в шинах, такого бы не произошло, но он единственный решил не делать этого.
Анатолий решил спилить пенек под корень, чтобы больше он никому не доставил неприятностей.
Ну что же, приступаем в замене.
Интересный домкрат, надувается за пару тройку секунд от выхлопной трубы машины.
В охотхозяйстве начинают наступать комары. Пришлось развести небольшой костерчик, чтобы дымом прогнать противных кровососов. В это момент руки были заняты не фотоаппаратом, а отпугиванием злодеев комаров.
Возвращаемся к броду. Преграда не простая, много ила на дне, глубокая колея.
Брод ставит под сомнение дальнейшее движение по нему. Во-первых, непонятно, сколько мы потратим на его прохождение времени, во-вторых, у Ильи на Исудзу нет шноркеля!
Никита лично проверил брод, прогноз неутешительный, фифти фифти, что пройдем все.
Не могу опять не похвастаться своими трекинговыми ботиночками;) Еще ни разу меня не подвели и не промокли!
Совет принимает решение. До памятника пройти пешком с навигатором, а остальным членам экипажа дожидаться возвращения и двигаться потом вместе по тракту в немного другом направлении, в обход этого брода.
Вечерело, а двигаться нужно дальше, начинал накрапывать сначала слабый, а потом и хороший такой дождь. И вот очередная порция "приключений", погнутый диск переднего левого колеса. Получилось так, что перед нами появилась колея, сильно заполненная водой. Пройти колею, на первый взгляд, не составляло труда, что незамедлительно и пытались сделать нажав на газ. Однако, не все так просто с первого взгляда - машина застряла. В раскачку, если такое слово можно применить к машине с АКПП, выбрались. На "сухой" земле увидели, что дальше путь невозможен, диск погнут о корягу, торчащую из-под земли в воде. Снова замена колеса и потерянное время.
По следам грязи можно определить, как проходили колею, а по фото и на сколько сыро на тот момент там было.
Вот тот самый спецучасток. Пока перекидывали колесо, ребята прощупали дорожку слева и прошли аккуратно в обход этой лужи.
В чаще леса, перед болотистым трудным участком (в темноте при свете фонариков уже сложней ориентироваться), все приняли решение - привал. Завтра нас ждет новая дорога, а свежие силы нам не помешают. Разбиваем лагерь, готовим ужин, общаемся, сушим одежду и греемся у костра.
Помню, что через день у меня самолет в Турцию в отпуск, куда собрались лететь с супругой, мамой и сестренкой. Сотовой связи нет! Ребята еле еле, с поднятой рукой и антенной спутникового телефона смогли дозвониться и сказать, что у нас все в порядке. Вот так, вроде предупредил, что связи не будет, но переживали они за меня сильно.
В такую дождливую погоду костер спасение, сразу тепло становится не только в прямом, но и в переносном смысле.
Палатку я и Никита ставили под дождем. С собой был непромокаемый комбинезон, впервые опробовал его в этом путешествии и знаете, мне он очень понравился. Нигде не промок, очень удобный костюм, что нельзя сказать о палатке... Она у меня учебная, за рубль двадцать в популярном спортивном магазине =), но вполне годная для такого путешествия, если бы не дождь. Палатка промокла, не сильно, но чувствовалось, что влагу не держит. Второпях сломал одну дужку. По приезду домой разложил для сушки и решил найти, не то что замену, а дополнение для палатки в виде NOVA TOUR, как у Никиты, которая оказалась непробиваемой для воды с неба =)
День второй! Дождь прекратился только на время, когда мы начали собирать лагерь и вдарил с новой силой.
Вот та небольшая речушка, которую мы решили не проходить вчера поздно ночью.
Болото не простое.
Все машины прошли успешно это первое испытание. Сергей и его штурман Саша на Дискавери 3.
Анатолий на Ниве 4х4.
Илья на Исудзу.
Никита на Дискавери 3.
Штурман, оператор Максим.
Небольшой лесоповал на нашем пути.
Никита знает, что делать.
А тем временем, навигатор показывает рядом с нами точку в виде крестика - то ли погост, то ли церковь, не понятно, как обозначил это прибор. Какая-то металлическая железяка в земле. Что это, что оно тут делает, тоже не понятно.
Идем к точке, указанной навигатором.
Пробираемся через густые молодые деревья.
Грибы повсюду, но цель у нас иная.
Так ничего и не нашли. Заведенные железные кони ребят.
Но Илья был настойчив и вот куда его настойчивость привела - к могиле. Никаких опознавательных знаков, просто две могилы.
Рядом камень и на первый взгляд его вид всем кое-что напомнил, от чего мурашки по коже.
Вторая могила и крест в стороне.
Наконец, расчистив путь и все облазив, мы двинулись дальше.
Чистое поле, а там...
Перепаханное поле.
И снова могила, только теперь все понятно, т.к. есть и крест, и памятная табличка.
Время двигаться вперед по тракту, снова брод. А назад пути нет, значит проходить его нужно всем без исключения!
На подъезде к броду слышим в рацию - "Диско застрял, мы сидим".
Вот те на, как это ребят угораздило =)
Для истории фотографируемся.
Попозируем...
Ну что же, дальнейшие действия понятны, динамический трос и тянуть.
Вот она, свобода из плена.
Подъехали все к броду, меня перевозят на другой берег, чтобы смог сфотографировать остальных участников.
Толя поехал вторым, нагоняет волну =)
Илья третьим проходит брод и очень-очень аккуратно. Напомню, у него нет шноркеля и потерять боевую единицу на бездорожье ой как проблематично в дальнейшем передвижении. При таком прохождении брода, вода не поднималась выше госномера.
Ребята отжигают, дают волну =)
Следующее испытание, казалось бы не сложное, а на вот, посадила Дискавери на пузо =(
Алгоритм действий понятен, корозащита, лебедка, трос, надо доставать.
А вот парни на другом Дискавери решили брать с разбега глубокую колею. Видите как справа накладку на крыло вырывает?
И вот удача, верное рискованное решение, но колею прошли, да еще и пластиковую накладку не потеряли. Никита, вышедший на лебедке, довольно сильно срезал мешающий грунт защитой. Поэтому, прохождение этой колеи другим участником, облегчило сильно задачу.
Снова интересный участок, с большими камнями в воде и глубокой колеей. Двигаться нужно аккуратно, чтобы не повредить не закрытые агрегаты и детали, а еще лучше - чуть в стороне от этих камней.
Никита всем показывает пример прохождения, т.к. уже достаточно прошли его вдоль и поперек пешком, определив степень риска.
Остальные следуют его примеру, не отстают.
Следующая цель - военное захоронение на 1500 человек.
Сохраняем точку на треке и двигаемся к следующему мемориалу неподалеку.
А рядом с этим мемориалом, на берегу реки Верея, было решено пообедать.
Сюда мы вернемся еще и зимой, но об этом в другой части рассказа.
Наша команда!
Еще фото тех мест, красиво сейчас, а в те военные годы что здесь творилось, ума не приложу. Вся земля в железе, металлоискатель звенит везде и всюду.
Все этапы пройдены, пообедаем и пора будет возвращаться домой.
А вот и находки на скорую руку. Пока обедали, ребята прошлись рядом у реки и нашли гильзы и даже одну ампулу. Эхо войны...