Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Серия 27

Декларирование промышленной
безопасности и оценка риска

Выпуск 4

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ
В НЕЕ СВЕДЕНИЙ

РД-03-14-2005

Москва

ЗАО НТЦ ПБ

2010

Ответственные разработчики:

Н.Г. Кутьин, Б.А. Красных, Г.М. Селезнев, А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов,
С.М. Лыков, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров, Е.В. Ханин

Настоящий Порядок устанавливает требования к структуре и оформлению декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также к перечню включаемых в нее сведений.

Порядок предназначен для специалистов организаций, разрабатывающих декларации, экспертных организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности деклараций, работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

Утвержден

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору от 29.11.05 № 893,

зарегистрированным Минюстом России

17.01.06 г., регистрационный № 7375*

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ**

РД-03-14-2005

* На основании приказа считается не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней", зарегистрированное Минюстом России 07.10.99 г., регистрационный № 1926. (Примеч. изд .)

** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6. (Примеч. изд .)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:

Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;

Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;

постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).

3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

5. В Порядке используются термины, установленные в:

Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

Также используются термины и их определения, приведенные в приложении № к Порядку.

(Измененная редакция. Изм. от 15.08.2017 г.)

6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

(Измененная редакция. Изм. от 11.01.2015 г.)

9. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

10. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

11. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

(Новая редакция. Изм. от 11.01.2015 г.)

14. Декларация направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения ее в реестр деклараций промышленной безопасности. *

(Новая редакция. Изм. от 15.08.2017 г.)

* Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. № (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 г., регистрационный № 33522), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2017 г. № 238 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный № 47580).

(Введено дополнительно. Изм. от 15.08.2017 г.)

15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № ).

II. СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

титульный лист;

данные об организации - разработчике декларации;

раздел 1 "Общие сведения";

раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

раздел 4 "Выводы";

раздел 5 "Ситуационные планы";

обязательные приложения к декларации:

приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка";

приложение № 2 "Информационный лист".

III. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДЕКЛАРАЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:

1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);

В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:

1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.

3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.

5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.

6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды.

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 12

О НОВОМ ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ 1

М.В. ЛИСАНОВ, д-р техн. наук, В. В. СИМАКИН, канд. техн. наук (ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность»)

1 Порядок оформления декларации промышленной безопасности ОПО и перечень включаемых в нее сведений читайте в этом номере журнала.

Содержание

Декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) одна из немногих отечественных процедур, правила проведения которой на законодательном уровне гармонизированы с международными документами (конвенция МОТ № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий», конвенция ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий», директивы ЕС «Севезо» № 82/501/ЕЭС и № 96/82/ЕЭС и др.). В результате внедрения этой процедуры получена более точная оценка риска аварий на большинстве крупных промышленных предприятий, созданы основы нормативно-методической базы и появились организации и специалисты в области анализа риска и т.д. [ , ].

Основная цель декларирования промышленной безопасности - информирование (эксплуатирующей организацией или заказчиком проекта, застройщиком, владельцем объекта) исполнительных органов власти (в том числе надзорных органов), общества и населения о рисках крупных аварий и безопасности ОПО. Декларация промышленной безопасности (далее - декларация) регистрируется и рассматривается федеральным органом по промышленному надзору, который утверждает заключение независимой экспертизы декларации (тем самым повышается ответственность за объективность и достоверность представленных в декларации сведений).

Практика показывает, что эффективность декларирования промышленной безопасности существенно зависит от контроля этой процедуры, проводимого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), особенно на стадии принятия решения об утверждении заключения экспертизы декларации, а также непосредственных заказчиков декларации - эксплуатирующих организаций или заказчиков проекта, в составе которого должна быть разработана декларация.

В целях совершенствования этой процедуры и в соответствии с планом Ростехнадзора в ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» совместно с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора разработан РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений» (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. № 893, зарегистрированным Минюстом России 17.01.06, регистрационный № 7375), введенный в действие вместо РД 03-315-99 . Необходимость разработки нового документа обусловлена рядом факторов:

расширением надзорных функций Ростехнадзора;

совершенствованием нормативной и методической базы в области безопасности и оценки риска аварий на ОПО;

уточнением процедурных элементов декларирования, требующих определения в рамках нормативного правового акта;

обновлением отдельных требований к оформлению декларации, исходя из накопленного опыта декларирования.

Мониторинг декларирования промышленной безопасности и анализ поступающих в Ростехнадзор деклараций и заключений экспертизы по ним, осуществляемый ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», позволил в процессе разработки РД 03-14-2005 отредактировать требования к структуре и содержанию документа с точки зрения конкретизации отдельных положений и сокращения объема и дублирования представляемых сведений.

В соответствии с п. 16 РД 03-14-2005 структурные элементы декларации сохранились неизменными: она состоит из пяти основных разделов и двух обязательных приложений (расчетно-пояснительная записка и информационный лист), оформляемых отдельно от основной части декларации.

Ниже рассмотрены некоторые положения нового документа, по которым поступают вопросы от разработчиков деклараций и которые требуют, на наш взгляд, пояснений.

1. Уточнение критериев и обоснование обязательности декларирования

В случае если расстояние между двумя или несколькими ОПО, принадлежащими одной эксплуатирующей организации, менее 500 м, а количество опасного вещества на каждом из них менее установленного законом предельного, следует количество вещества суммировать и разрабатывать декларацию (при суммарном количестве выше предельного) для всей площадки с расположенными на ней ОПО.

Если ОПО находятся на расстоянии менее 500 м и принадлежат разным организациям, но объединены в единый технологический цикл, и сумма опасных веществ на них превышает установленные предельные значения, то каждый из них подлежит декларированию. Такие случаи характерны для крупных нефтехимических или металлургических предприятий, на территории которых могут располагаться объекты нескольких юридических лиц. Исходя из вышеизложенного, площадки насосных и компрессорных станций, относящиеся к ОПО магистрального трубопроводного транспорта и содержащие, как правило, опасные вещества в количестве менее предельного, должны быть продекларированы.

2. Уточнение или разработка вновь деклараций

В РД 03-14-2005 указано, что декларация уточняется путем внесения в нее частичных изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими и (или) технологическими изменениями на ОПО, которые не влияют на условия безопасной эксплуатации и не увеличивают значения показателей риска аварии. Данные изменения прилагаются к декларации, согласовываются с управлением центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом объекте, и не нуждаются в экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос об уточнении декларации решается с учетом специфики объекта. Например, при замене насосных агрегатов на аналогичные по техническим характеристикам переработка декларации не требуется. Однако если при реконструкции объекта строится дополнительный резервуарный парк или лупинг, количество обращаемых опасных веществ в которых превышает пороговые значения, то для такого объекта с учетом изменений разрабатывается декларация в составе проектной документации. Для объектов нефтепродуктообеспечения - при замене заглубленных железобетонных резервуаров вертикальными стальными резервуарами, необходимо разрабатывать декларацию вновь в связи с различием факторов опасности, связанных с эксплуатацией и ремонтом указанных типов резервуаров.

Исходя из практики декларирования, рекомендуется эксплуатирующей организации согласовывать сроки уточнения декларации с территориальными органами или с центральным аппаратом Ростехнадзора.

Все изменения к действующей декларации в дальнейшем учитываются при разработке новой декларации, которая проходит экспертизу и рассмотрение в Ростехнадзоре в установленном порядке .

3. Представление деклараций

Согласно РД 03-14-2005 все декларации с заключением экспертизы по ней направляются для рассмотрения и регистрации в центральный аппарат Ростехнадзора. Например, декларации: объектов металлургической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, нефтяной и газовой промышленности, газоснабжения - в управление по надзору за общепромышленными опасными объектами; складов взрывчатых материалов, объектов спецхимии и иных взрывопожароопасных и химически опасных объектов - в управление по надзору за взрывоопасными и химическими опасными производствами и объектами.

4. Сведения о компетентности организации и квалификации разработчиков

В целях ускорения прохождения деклараций в Ростехнадзоре в сведениях об организации-разработчике декларации необходимо представить (при наличии) данные о лицензии Ростехнадзора, аккредитации организации и аттестации в области экспертизы декларации. Указанное требование направлено на привлечение к разработке декларации наиболее квалифицированных специалистов.

5. Перечень сведений, включаемых в декларацию

В расчетно-пояснительной записке в целях устранения дублирования информации исключены сведения об исполнителях и разделы «Сведения об организации» и «Ситуационные планы».

Вместе с тем сведения об опасных веществах дополнены новой информацией - указываются вид опасного вещества и информация о воздействии поражающих факторов аварии на людей и окружающую среду (например, аварии с выбросом топливно-воздушной смеси, последующим взрывом и воздействием ударных волн на людей и объекты).

Для большей обоснованности выводов об уровне опасности декларируемого ОПО разработчик декларации обязан выявлять наиболее опасные составляющие (или производственные участки) на основе показателей риска.

6. Повышение требований к количественной оценке риска

В разделе 5 «Ситуационные планы» помимо зон действия поражающих факторов аварий необходимо представить распределение потенциального территориального риска гибели людей для тех объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и (или) воспламеняющихся веществ. К воспламеняющимся веществам следует относить метан, пропан, бутан и иные воспламеняющиеся газы в соответствии с приложением 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов ».

ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов (для оценки ущерба рекомендуется использовать РД 03-496-02);

при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с использованием специальных количественных графоаналитических методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей потенциального территориального риска (в соответствии с РД 03-418-01 , РД 03-357-00 , подробно см. сайт www.safety.fromru.com);

при отсутствии необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок (например, «высокая», «низкая» вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом их специфики.

Кроме того, раздел 3 «Выводы и предложения» должен включать сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и (или) критериями приемлемого риска. Этот анализ может быть основан на использовании официально публикуемых фоновых (среднестатистических) показателей риска [ , ].

При разработке декларации следует также обратить внимание на следующие новые требования:

на титульном листе не указывается регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре для декларации, разрабатываемой в составе проектной документации;

ситуационные планы должны включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и (или) производственных участков декларируемого объекта (например, для магистральных трубопроводов такими участками могут быть подводные переходы, участки с наибольшим объемом вытекшего вещества или участки с нарушениями минимальных безопасных расстояний по СНиП 2.05.06-85*);

информация об обеспечении требований промышленной безопасности на ОПО должна включать сведения о порядке действия сил и использовании средств эксплуатирующей организации, о взаимодействии с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий, в том числе для случая несанкционированного вмешательства в производственный процесс.

Выполнение установленных РД 03-14-2005 требований обязательно для деклараций промышленной безопасности, разрабатываемых вновь после вступления в силу приказа Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. № 893 (по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в Российской газете или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти).

Список литературы

1. Нормативно -правовое обеспечение декларирования промышленной безопасности опасных производственных объектов/ М.В. Лисанов, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров и др. // Безопасность труда в промышленности. - 2000. - № 1. - С. 8 - 12.

2. Анализ риска: декларирование промышленной безопасности и техническое регулирование/ М.В. Лисанов, А.И. Гражданкин, А.В. Савина, В.В. Симакин// Об опыте декларирования промышленной безопасности. Оценка риска аварий на опасных производственных объектах. Тез. докл.: Сборник. - М., 2005. - С. 6 - 9.

3. РД 03-315-99 . Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней (утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66, зарегистрированным Минюстом России 07.10.99, регистрационный № 1926) с изм. № 1 [РДИ 03-394(315)-00] (утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 27.10.2000 № 62, зарегистрированным Минюстом России 30.11.2000, регистрационный № 2477).

4. ПБ 03-314-99 . Правила экспертизы декларации промышленной безопасности, утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 65, зарегистрированным Минюстом России 01.10.99, регистрационный № 1920) с изм. № 1 [ПБИ 03-393(314)-00] (утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 27.10.2000 № 61, зарегистрированным Минюстом России 30.11.2000, регистрационный № 2476).

5. Характерные ошибки анализа риска аварий при декларировании промышленной безопасности/ А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров // Безопасность труда в промышленности. - 2004. - № 10. - С. 6 - 12.

6. Количественная оценка риска аварий на объектах хранения нефтепродуктов/А.В. Пчельников, М.В. Лисанов, В.В. C имакин и др. // Технологии ТЭК. - 2004. - № 4. - С. 72 - 75.

(Журнал «Безопасность труда в промышленности» вып. 3/2006)

1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:

в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;

в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

в случае изменения требований промышленной безопасности;

по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке . Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с

Рапанович Дмитрий Олегович,
ООО «Енисейгеосервис»,
специалист НК с действующим удостоверением по: УК, МК, ВИК

Статья 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает обязательную разработку декларации промышленной безопасности для опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к указанному Федеральному закону. Исключение составляют опасные производственные объекты, использующие взрывчатые вещества при проведении взрывных работ.

Что представляет из себя декларация промышленной безопасности, для каких объектов, а также с какой целью она разрабатывается, все это достаточно подробно регламентировано в следующих нормативных правовых актах:

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
- РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).

Исходя из названия, можно понять, что декларация промышленной безопасности, представляет собой документ, содержащий определенную информацию, касающуюся обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах высокой и чрезвычайно высокой опасности:

Всесторонняя оценка риска аварий и связанных с ними угроз;
- анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
- разработка мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Кроме этого существует ряд документов Ростехнадзора рекомендательного характера по анализу риска аварий, которыми необходимо руководствоваться в том числе при разработке деклараций промышленной безопасности, например:

Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
- Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
- Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
- Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
- Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646).

Казалось бы, что все понятно с обязательными требованиями и ошибок при разработке деклараций не должно возникать, тем более что документ этот не новый и требования к нему появились с момента вступления в силу Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в 1997 году. Но как показывает практика, ошибки имеют месть быть, и они могут быть достаточно значительными. Как правило, самые серьезные последствия могут иметь ошибки, допущенные непосредственно при анализе риска аварий, например, неверная идентификация опасностей (выявление и четкое описание всех источников опасностей) и соответственно ошибочное определение путей (сценариев) их реализации.

Но хотелось бы обратить внимание на другие ошибки при разработке декларации, возникающие еще задолго до выбора сценариев и анализа риска аварий.

Декларации промышленной безопасности разрабатываются в составе проектной документации на строительство или реконструкцию, а также при необходимости в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Если опасный производственный объект находится в эксплуатации, то необходимость разработки декларации вновь возникает в следующих случаях:

Истекло десять лет со дня регистрации в реестре последней декларации;
- изменились технологические процессы либо увеличилось количество опасных веществ более чем на двадцать процентов;
- изменились требований промышленной безопасности;
- Ростехнадзор выдал предписание в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления надзора.

Особых требований к разработчикам декларации промбезопаности законодательство не предъявляет, поэтому разработку может выполнить как сама организация, эксплуатирующая ОПО, так и сторонняя организация. Как правило, это проектные организации, занимающиеся комплексным проектированием промышленных объектов или организации, специализирующиеся на выполнении работ в области промышленной безопасности. В случае с эксплуатирующими и проектными организациями стоит отменить достаточно низкую подготовку специалистов в области промышленной безопасности в части разработки деклараций.
Что имеется в виду? А то, что специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обладают достаточными знаниями и опытом именно в части эксплуатации таких объектов, но не обладают необходимыми знаниями анализа рисков аварий. Наиболее распространенные функции службы промышленной безопасности - это идентификация и регистрация опасных производственных объектов в реестре, получение необходимых лицензий в Ростехнадзоре, проведение производственного контроля, управление промышленной безопасностью, взаимодействие с надзорными органами и т.д. Согласитесь, объем работы значительный и, как правило в таком случае выполнять подробный анализ рисков аварий нет ни времени, ни возможностей. А любимый прием работодателей совмещать функции промышленной безопасности с обязанностями по охране труда или экологии, также не способствует развитию этого направления промышленной безопасности.

В случаях с проектными организациями, можно отметить, что отдельные специалисты в области промышленной безопасности в большинстве случаев в таких организациях отсутствуют, поскольку единственный раздел проектной документации, который может разрабатываться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87) является «Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта». Данный раздел разрабатывается достаточно редко, поэтому отдельный специалист по данному профилю, как правило, в организации отсутствует. Идентификация опасностей опасных производственных объектов зачастую проводится с ошибками из-за недостаточных знаний законодательства в области промышленной безопасности особенной в свете последних изменений.

Например, приходится сталкиваться с тем, что заказчик проектной документации, не разобравшись в своих объектах, пишет в задании на проектирование разработать декларацию промышленной безопасности на опасные производственные объекты, для которых это не требуется. В роли таких объектов могут выступать склады готовой продукции или запчастей с использованием подъемных сооружений или опасные производственное объекты с опасными веществами в количествах, не образующих ОПО I и II классов опасности.

Достаточно примеров и с опасными производственными объектами горной промышленности: пытаются заказать в составе проектной документации разработку декларации промышленной безопасности на объекты добычи полезных ископаемых, хотя единственный тип ОПО в горной промышленности, на который разрабатывается декларация - это склады хранения взрывчатых материалов 50 т и более. В случае, если эксплуатирующая или проектная организация все-таки разработает декларацию промышленной безопасности на такие ОПО, то единственным, чем они рискуют - это получить отказ в прохождении экспертизы или отказ в регистрации такой декларации государственном реестре по причине отсутствия оснований для ее разработки.

Гораздо хуже могут обстоять дела в случае неправильного определения опасностей будущего опасного производственного объекта. Проектировщики совместно с заказчиком могут не учесть расстояние между опасными производственными объектами с одним видом опасного вещества, которое может составить менее 500 метров. Или новый ОПО может быть запроектирован вблизи действующего аналогичного ОПО, который, в свою очередь, может иметь разработанную декларацию промбезопасности. В таком случае необходимо выполнить разработку декларацию вновь в связи с изменением состава опасного производственного объекта, а также возможного увеличения опасного вещества более чем на 20 %.

В итоге хотелось бы обратить внимание на важность определения идентификационных признаков опасных производственных объектов еще на стадии предпроектных работ, поскольку поверхностное отношение к данному вопросу в дальнейшем может повлечь за собой значительные затраты материальных и временных ресурсов на приведение в соответствие объекта к требованиям законодательства в области промышленной безопасности. Своевременная идентификация опасностей, а также проведение анализа рисков на ранних стадиях проектирования ОПО позволяет выбрать наиболее безопасное размещение технологического оборудования (технических устройств), тем самым снизив риск возникновения аварийных ситуаций в будущем. А компоновка технических устройств, содержащих опасные вещества с учетом минимального расстояния 500 м между ОПО, позволяет в некоторых случаях запроектировать опасные производственные объекты с меньшим классом опасности.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
2. Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
3. РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).
4. Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
5. Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
6. Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
7. Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
8. Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646);
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
10. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы