Провели аукцион, победитель определен, но он уклонился от заключения контракта. В каких случаях его признают уклонившимся? Как поступить заказчику и что грозит участнику в этом случае? Подробнее в нашем материале.
Аукцион состоялся, победитель определен. Но он совершает ряд действий или, наоборот, бездействует, что дает заказчику повод усомниться в реальном намерении победителя заключить контракт.
Уклонение от заключения контракта влечет за собой ряд последствий для участника, среди которых:
Что же теперь остается делать заказчику, если победитель отказался от заключения контракта?
Если победитель аукциона уклонился от заключения контракта, то заказчику можно заключить контракт со вторым после победителя участником, в течение 10 дней с момента признания победителя уклонившимся. Второй участник вправе согласиться заключить контракт, но отказ не повлечет за собой никаких последствий, в том числе, касающихся уклонения от заключения контракта.
Поскольку ч. 14 ст. 70 говорит о том, что второй участник имеет право, а не обязанность заключать контракт, в случае если победитель уклонился от заключения. Информацию об уклонившемся участнике заказчик должен направить в ФАС, ФАС принимает решение о включении такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков . Участник, которого решили внести в РНП, вправе оспаривать решение ФАС.
Если участник аукциона, предложивший вторую по выгодности цену контракта после победителя согласен заключить контракт, то алгоритм действий заказчика будет выглядеть следующим образом:
Не позднее трех дней с даты уклонения от заключения контракта победителем, заказчик должен предоставить сведения в ФАС об уклонившемся участнике. Если он этого не сделает, то может понести ответственность по ст. 19.7.2 КоАП в виде штрафа :
Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможности заключения контракта с участниками аукциона, которые заняли третье и последующие места, поэтому заказчик не может предлагать контракт остальным участникам закупки.
Эта ситуация подробно разъясняется в письме ФАС России от 17.09.2014 : в случае, когда победитель уклонился от заключения контракта, а второй участник не захотел его подписывать, то аукцион признается несостоявшимся по ч. 15 ст. 70 Закона № 44-ФЗ. Эти сведения надо внести в план-график. Через 10 дней заказчик вправе провести запрос предложений или иную процедуру в соответствии с законодательством.
Заказчик также может обратиться в суд, чтобы взыскать убытки с уклонившегося победителя.
Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»
Подавая заявку на процедуру, нужно отдавать себе отчет, что у нее всегда есть шанс победить. Даже если, на ваш взгляд, предложены не самые лучшие условия, например, сильно завышена цена. В конце концов, ваша заявка может оказаться единственной - прочих может и вовсе не быть либо они могут быть отклонены. Поэтому если передумали участвовать в закупке, заявку следует отозвать. Иначе может сложиться ситуация, что заключать контракт все же придется.
Однако спустя 3 дня он получает госконтракт для подписи. Все дело в том, что все прочие заявки аукционная комиссия отклонила на этапе оценки их вторых частей . И теперь заказчик рассчитывает заключить контракт с единственным поставщиком, чья заявка соответствует всем требованиям.
Итак, поставщик из примера в итоге вышел на заключение контракта. При этом он не участвовал в торгах, у него нет в наличии необходимых для поставки товаров, как и денежных средств для обеспечения контракта. Может ли он отказаться?
Ответ неутешителен для поставщика - отказаться от заключения контракта без последствий он не сможет . Конечно, никто не заставит его подписать контракт, но в этом случае он потеряет обеспечение заявки и попадет в Реестр недобросовестных поставщиков.
Такой порядок распространяется на аукцион, конкурс и запрос предложений. При условии, что заявка участника соответствует всем требованиям и при этом она стала единственной присланной или допущенной до процедуры.
Важно следить за ходом процедуры, на которую подана заявка. Если до выбора победителя принято решение в закупке не участвовать, заявку следует снять. Также важно знать, как определяются победители:
Начинающий поставщик подал заявку на участие в запросе котировок на поставку колбасных изделий. Однако он немного ошибся с ценой, предложив поставить продукцию по цене более низкого сорта. По итогам рассмотрения заявок поставщик занял второе место и на этом успокоился, решив, что обязанность заключить контракт его миновала. Но вскоре поступило сообщение о направлении контракта на подпись. Участник хотел отказаться, да не тут-то было.
По закону обязанность подписать контракт возлагается не только на победителя запроса котировок, но и на поставщика, оказавшегося на втором месте . И если № 2 откажется, он потеряет обеспечение заявки и попадет в РНП.
В итоге поставщику из примера выше пришлось заключить контракт и исполнить его, поступившись прибылью.
Компания занимается поставками оборудования, которое закупает в Европе. После того как она выиграла очередной контракт, резко возрос курс евро по отношению к рублю . Исполнять контракт поставщику стало невыгодно, поскольку закупочная стоимость оборудования сильно выросла.
Поставщик предложил заказчику отказаться от подписания контракта, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако рост курса иностранной валюты таковым не является, равно как и, например, обнаружение на стадии подписания контракта условий, которые поставщик не может исполнить, или выявление того факта, что заказчик находится на стадии банкротства. Договориться с заказчиком не удалось, поэтому в данном случае поставщику пришлось исполнять контракт с убытком.
В определенных случаях заказчик может отказаться от контракта , а именно:
При этом в РНП сведения о поставщике будут направлены только лишь в первом случае, то есть если он не предоставил в срок обеспечение контракта.
Закон 44-ФЗ весьма строг к победителю закупки любого типа - отказаться от контракта без последствий он не может . Лишен такого права и участник № 2 запроса котировок. Поставщики, расположившиеся под остальными номерами в котировках, а также и № 2 в аукционе, конкурсе или запросе предложений, могут принимать решение о заключении контракта по своему усмотрению.
Кроме того, нужно понимать заранее, что изменить условия соглашения не удастся - ни сроки, .
Рекомендуем избегать ситуаций, когда контракт свалился на вас как снег на голову. Но если так все же произошло, самым лучшим решением будет изыскать возможность для его заключения и исполнения . Если не хватает денежного обеспечения, можно попытаться получить .
При этом нужно учесть, что если не удастся поставить товар в срок, придется уплатить пени за просрочку . А иногда и вовсе выполнить контракт себе в убыток. Но вполне вероятно, что это будет меньшим злом, чем вовсе отказаться от контракта и угодить в РНП.
Здравствуйте. У ФАС в данном случае довольно простой и формализованный подход. Уложился победитель аукциона в 13-дневный срок, значит нарушений нет, не уложился - значит нарушение было и основание для включения в РНП имеется.
Такой подход демонстрируется как в случаях удовлетворения требований заявителя, так и в обратных случаях. Безусловно оценивается также и добросовестность заказчиков по исполнению требований ч. 5 ст. 70 Закона о контрактной системе.
Пример обратной ситуации коллега Дрожевников уже привел, а вот пример удовлетворения требований:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮРЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2016 г. по делу N РНП-23-76/2016
Согласно ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Протокол разногласий направлен обществом не позднее тринадцатидневного срока, предусмотренного ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе, при этом Заказчиком не были исполнены требования ч. 5 ст. 70 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает в действиях ООО «З» факт уклонения от заключения контракта.
То есть скорее всего, если не удастся найти ошибки или нарушения в действиях заказчика, Вы в РНП попадете. Однако это еще не конец, поскольку Вы вправе обжаловать решение ФАС в суд. И вот тут как раз Ваши действия будут оцениваться более объективно, а не только формализованно. Вот посмотрите например что указал Второй апелляционный арбитражный суд в своем решении по сходному делу:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. по делу N А17-1918/2013
Исходя из положений статьи 19 Закона N 94-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (пункт 2 части 2 статьи 11 Закона N 94-ФЗ).
С другой стороны анализ статьи 19 Закона N 94-ФЗ позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиковявляется только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 94-ФЗ, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанным победителем конкурса и нарушающих права заказчика относительно условий (выявленных им как лучших) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного суд при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.
Несмотря на указание в данном судебном акте на закон 94-ФЗ актуальность сделанных выводов не утрачена появлением нового закона, регулирующего те же отношения, поскольку речь в этих выводах идет об основополагающих моментах во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов при исполнении ими законодательства о контрактной системе.
Думаю, что Вам есть смысл с учетом вышесказанного формировать свою позицию для возможного обжалования решения ФАС в судебном порядке.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации победитель аукциона считается уклонившимся от заключения контракта. Контракт с ним не может быть заключен, а информация о нем должна быть направлена для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные данной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона. По смыслу положения N 44-ФЗ в подобной ситуации победитель считается уклонившимся от заключения контракта независимо от волеизъявления заказчика. Возможность заключения контракта с таким лицом N 44-ФЗ не предусмотрена, а последствия признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта установлены в ч. и Закона N 44-ФЗ.
Признание победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта влечет за собой включение информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков ( Закона N 44-ФЗ). За ненаправление (или несвоевременное направление) в ФАС России информации, подлежащей включению в этот реестр, должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа ( КоАП РФ). Изложенное подтверждает правоприменительная практика (смотрите, например, решение УФАС по Мурманской области от 20.10.2015 N 06-09/РНП-51-87, решение УФАС по Республике Удмуртия от 28.04.2015 N РНП 18-103, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 N 17АП-19/16).
N 44-ФЗ не предусмотрено исключений, при наличии которых информация о победителе аукциона, уклонившемся от заключения контракта, не должна направляться заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однако окончательное решение о включении сведений о конкретном участнике с учетом наличия его вины принимает ФАС России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки. Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.
Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя. Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС. После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя.
Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися. В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ.
Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим. Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про .
Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:
Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:
Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).