Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, имеют право указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, место производства продукции, конкретного производителя.
Такое право возникает у Заказчика исходя из следующих положений Закона №223-ФЗ:
Следует отметить, что в отличие от Закона №44-ФЗ (п.1 ч.1 ст.33 «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев <…>»), Закон №223-ФЗ не содержит в себе какого-либо требования о том, что заказчику, в случае указания на конкретный товарный знак, следует указывать в описании закупаемой продукции слова «или эквивалент». Такой обязанности у Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ не существует.
Первое возможное ограничение может быть установлено в Положении о закупках самого Заказчика, т.к. в соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке - это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Соответственно именно в Положении следует установить правила указания товарных знаков, страны производства, модели и т.д. В этом случае Заказчик будет «защищен». Это иллюстрирует решение Ростовского УФАС России от 17.07.12 по делу №1127/05: «Статья 2 Положения содержит понятия, в том числе предмет закупки - конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) Заказчику в объеме и на условиях, определенные в закупочной документации. Пунктом 7.4.5. Положения установлено, что в тексте запроса цен Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия Продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о правомерности использования Заказчиком конкретного наименования необходимой к поставке продукции (сетевая видеокамера Axis P 1347- E (5 шт.) и сетевая видеокамера Axis P 1347)».
Второе ограничение возникает исходя из положений п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, устанавливающее, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего Заказчику при проведении, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, ограничивающие конкуренцию, в том числе «создание участнику <…> или нескольким участникам <…> преимущественных условий участия <…>». Положения п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ распространяются на Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ в силу ч.5 ст.17.
В ряде случаев ФАС понимает указание Заказчиком в документации о закупке на конкретную марку, конкретное место производства, конкретного производителя как ограничение конкуренции в соответствии со ст.17 Закона №135-ФЗ, также Заказчикам может вменяться нарушение Закона №223-ФЗ (ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, ч.10 ст.4 и т.д.). Однако такая позиция может быть успешно оспорена Заказчиком в суде, что подтверждает административная практика, сложившаяся к настоящему моменту.
Неважно, что закупает Заказчик: определенную офисную бумагу, перчатки либо газоанализатор, суды признают право Заказчика в соответствии с Законом №223-ФЗ устанавливать в закупочной документации в рамках, определенным Положением о закупках, любые требования, которым должен отвечать закупаемый товар (п.1 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ).
В вопросе нарушения требований проведения тендеров по 223-ФЗ суд учитывает следующее:
Рассматривая дела, в которых Заказчик обвиняется в нарушении Закона №135-ФЗ, суд исходит из того, что «для целей применения ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольному органу недостаточно установить, что заказчиком, действующим в рамках закона № 223-ФЗ, выбран товар определенного производителя, необходимо также установить направленность его действий на ограничение конкуренции» (дело №А71-11453/2012). При этом суд учитывает следующие обстоятельства:
Например, в постановлении суда по делу №А71-11453/2012 содержится следующий вывод: «<…> заказчик обосновал, что указание конкретных производителей поставляемого товара являются для него принципиально важными и необходимыми для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности. При этом заказчиком предъявлено требование не к участникам закупки, подавшим заявку на участие, а к товарам определенных производителей, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в правах на заключение договора поставки. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. <…> Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар указанных производителей, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов».
Для более по вопросу указания товарных знаков в документации рекомендуется ознакомиться со следующими делами (картотека арбитражных дел доступна по ссылке http://kad.arbitr.ru/):
Во всех рассмотренных случаях суд вставал на сторону Заказчика при условии, что тот мог обосновать, почему ему необходим данный товар. Как правило, в качестве обоснования предлагаются следующие доводы:
Таким образом, при аргументации своего выбора Заказчик, как правило, ссылается на следующие обстоятельства:
Следует учитывать, что Заказчик должен иметь подтверждение своей позиции.
Если же в положении Заказчика есть требование указывать «или аналог» в закупочной документации, либо Заказчик решил это сделать исходя из сложившейся потребности, то в ТЗ следует однозначно определить, что Заказчик будет понимать под аналогом, каким характеристикам он соответствует. В противном случае Заказчику может быть сложно отклонить заявки участников, которые будут формально соответствовать установленным требованиям, но фактически не будут удовлетворять Заказчика, вследствие чего может появиться необходимость доказывать, что пряники «Цитрусовые» не являются аналогом пряникам «Клюквенным» (дело № А07-452/2013).
Таким образом, Заказчики имеют право указывать в закупочной документации марку товара, название производителя, наименование места происхождения товара исходя из своих потребностей, такое указание не будет являться нарушением Закона №223-ФЗ и Закона №135-ФЗ, но Заказчик должен быть готов в случае возникновения претензий со стороны Участника закупки в части ограничения конкуренции, обосновать свой выбор. Как видно из решений судов, нередко решение ФАС о неправомерности указания конкретной торговой марки оспаривается, и решение выносится в пользу Заказчика.
Путеводитель по контрактной системе:
Путеводитель по спорам в сфере закупок:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - настоящей части.
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Вопрос по описанию предмета закупки по 223-ФЗ. Имеет ли право заказчик описывая в техническом задании предмет закупки указывать конкретные характеристики товара? Или необходимо указывать необходимые параметры с использованием значений "не более" или "не менее"?
Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?
При описании предмета закупки Заказчик вправе устанавливать характеристики в "коридорах": "от__ и до __", "не более ___", "не менее ____", а так же и в конкретных характеристиках Закон № 223-ФЗ не запрещает так поступить.
При установлении конкретных характеристик в описание объекта закупки, ФАС России может истолковать подобные требования как создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.
При установлении характеристик в "коридорах": "от__ и до __", "не более ___", "не менее ____" в документации о закупке, Заказчику важно помнить, что необходимо затребовать от участников закупки заявки, содержащие сведения с точными значениями характеристик предложенной продукции. Иначе будет неясно, какая продукция конкретно будет являться предметом договора, заключаемого по итогам закупки.
Закон требует, чтобы заказчик установил свои требования:
Качество товара, работ, услуг должно отвечать требованиям, предусмотренным техническими регламентами и документами, которые разрабатывают и применяют в национальной системе стандартизации.
Важно помнить, товар, работа, услуга отвечают требованиям качества, если в течение гарантийного срока соответствуют техзаданию, ГОСТу, ТУ, СанПиНу.
Общие правила определения качества продукции установлены в статьях 469 и 721 Гражданского кодекса РФ.
Требования к техническим, функциональным характеристикам, потребительским свойствам товара, работ, услуг
Некоторые заказчики, применяющие Закон № 223-ФЗ, задаются вопросом, можно ли указать в документации о закупке конкретный товарный знак: телефон Nokia, автомобиль Nissan, конкретизировав его требованиями к модели, комплектации, цвету и т. д. Закон № 223-ФЗ не запрещает так поступить.
Представляется, что нарушение закона будет иметь место только в той ситуации, когда на рынке определенной продукции имеется очень ограниченное количество участников (узкоспециальное оборудование, уникальные химикаты и т. д.), а заказчик в документации о закупке указал товарный знак только одного производителя без возможности поставки аналога.
Внимание: фАС России может истолковать подобные требования как создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, а также как и нарушение принципа информационной открытости закупки и нарушение принципа равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Суды же считают, что даже если техническое задание заказчика сформулировано таким образом, что указывается товар конкретного производителя и конкретный товарный знак, то это не ограничивает конкуренцию, не создает никому преимущественных условий, так как в возможный круг участников торгов входят как производители конкретного товара, так и неограниченное количество его поставщиков (определение ВАС РФ от 7 апреля 2010 г. № ВАС-3470/10).
Обозначим некоторые дополнительные требования, которые традиционно включаются в техническое задание:
Перечисленные требования не обязательны, заказчики часто используют не все, а лишь какие-то отдельные позиции из вышеназванных в различных комбинациях. В любом случае техническое задание должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребности заказчика.
Требования к безопасности
Этот раздел традиционно вызывает вопросы у заказчика, подготавливающего техническое задание. На практике заказчик почти никогда сам не "изобретает" требования к безопасности. Как правило, он ссылается на технические регламенты, ГОСТ, СНиП или СанПин.
Требования к размерам, упаковке, отгрузке товара
Обычно при установлении таких требований заказчики не сталкиваются с затруднениями. Заказчик устанавливает интересующие его размеры товара в точных значениях или в "коридорах": "от__ и до __", "высота не более ___", "ширина не менее ____". При использовании подобных значений важно не забыть затребовать в заявках от участников закупки сведений о точных значениях предложенной продукции, иначе будет неясно, какая характеристика должна быть включена в текст технического задания, прилагаемого к договору, заключаемому по итогам закупки.
Устанавливая требования к упаковке, заказчики, как правило, сами детально описывают упаковку и ссылаются на нормативно-технические документы. Требования к упаковке часто содержатся также в технических регламентах и профильных ГОСТах. Так, например, если при закупке пищевой продукции заказчик сослался на обязательное применение ГОСТ Р 51074-2003, то упаковка должна будет соответствовать требованиям этого стандарта.
Закона N 223-ФЗ, устанавливающей общий принцип регламентирования закупочной деятельности заказчика именно положением о закупке. Таким образом, положения документации о закупке, касающиеся описания объекта закупки, должны соответствовать нормам положения о закупке.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ документация о закупке должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Источники показателей, требований, условных обозначений и терминологии рассмотрены в отдельном материале.
Каких-либо иных требований к описанию объекта закупки - товара , подлежащего поставке или применению при выполнении работ, оказании услуг, работ , подлежащих выполнению, услуг , подлежащих оказанию по договору, заключаемому по результатам закупки Закон N 223-ФЗ не содержит. В частности, Закон N 223-ФЗ, в отличие от Закона N 44-ФЗ, не ограничивает возможность включения в описание объекта закупки в документации о закупке требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя.
Соответственно, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность закупки товаров, индивидуализированных определенными товарными знаками , знаками обслуживания, изготовленными с использованием определенных патентов, полезных моделей, промышленных образцов, выпущенных определенными производителями или из определенного места происхождения, в том числе наименование которого подлежит правовой защите, со внесением соответствующих указаний в документацию о закупке. Сказанное относится и к требованиям по качеству товара , которые могут соответствовать как техническим регламентам, национальным стандартам, так и техническим условиям отдельных производителей или быть выше всех этих требований. Положение о закупке может и не содержать специальных указаний по данным вопросам , не ограничивая заказчика каким-либо образом в формулировании требований к приобретаемым товарам, - в таком случае заказчик сам вправе устанавливать требования к закупаемому товару исходя из своих потребностей.
Более того, в том случае если заказчик не утвердил и (или) не разместил в единой информационной системе положение о закупке, то заказчик, руководствующийся в этом случае в силу ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ положениями Закона N 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке, не обязан руководствоваться ст. 33 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей требования к описанию объекта закупки, поскольку ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ данный вопрос урегулирован иначе.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем ним. Этот же принцип следует и из ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), запрещающей совершение заказчиком при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений действий, ограничивающих конкуренцию. Согласно ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ положения ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ (поскольку речь идет о закупках, в которых участвуют несколько участников, очевидно, следует читать - все закупки конкурентными способами). Перечень действий, ограничивающих конкуренцию, приведенный в ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, не является исчерпывающим, и законом не дано исчерпывающего перечня таких действий. Однако из анализа указаний на действия, приведенных в указанной части (координация организаторами закупки или заказчиками деятельности участников закупки; создание участникам закупки преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации), видно, что запрет по существу установлен на предварительный, до проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений, выбор заказчиком в качестве контрагента одного лица или группы лиц, из которых может быть выбран контрагент, и обеспечение победы такому лицу или одному из лиц определенной группы при создании видимости равной конкуренции для всех обратившихся.
Таким образом, по нашему мнению, само по себе предъявление в рамках закупки по Закону N 223-ФЗ любых требований к приобретаемым товарам не может рассматриваться как условие, ограничивающее конкуренцию, если такие требования предъявляются равным образом к товарам, предлагаемым всеми участниками закупки.
Следует отметить, что на практике контролирующие органы иногда рассматривают некоторые требования, устанавливаемые заказчиками, неправомерными, как ограничивающие конкуренцию. Например, контролирующие органы иногда считают ограничением конкуренции закупку товара определенного товарного знака или определенного производителя (см., например, решение N 42 от 17.04.2014 УФАС по Хабаровскому краю, решение комиссии УФАС по Челябинской области от 04.02.2014 по жалобе N 6-04-18.1/14, решение Санкт-Петербургского УФАС России от 25.10.2012 N Т10-231/12), а также установление требования о соответствии товара определенным техническим условиям. Однако суды, как правило, признают такие закупки правомерными (см. постановления Девятого ААС
«живется легче», нежели тем кто закупает по . В этой статье мы приведем основные преимущества 223 Федерального закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Заказчик самостоятельно, на свое усмотрение, формирует перечень товаров и услуг, закупаемых у Единственного поставщика.
Отсутствует обязательство применять правило одноименности при закупке.
Таким образом также можно закупать непредвиденные закупки.
(В рамках 44-ФЗ, закупки до 100 т.р. не могут превышать 5% от всего объема закупок за год).
Лекарственные препараты разрешено закупать по их наименованию, а не только по Международным Непатентованным Наименованиям (МНН).
Эта возможность позволяет минимизировать риски поставок лекарственных препаратов низкого качества, и закупать только нужный заказчику товар.
Заказчик не обязан устанавливать возможность поставки эквивалента нужного товара.
В рамках 223-ФЗ заказчики имеют право указывать в закупочной документации конкретный товарный знак и правомерно отклонять предложения с эквивалентами (учитывая требования антимонопольного законодательства).
Заказчики могут самостоятельно разрабатывать способы закупочных процедур и порядок их проведения.
К примеру, можно провести Запрос предложений с маленьким сроком приема заявок, вместо Конкурса с большим сроком. Закупки можно проводить и в письменной и в электронной формах. Самостоятельно устанавливать критерии оценки участников и выбора победителя, например значимость ценового предложения можно установить в 15%, а опыт поставщика в 85%.
Более простое планирование по сравнению с 44-ФЗ. Хотя план закупок и формируется на весь год, но в него могут вноситься изменения в любой момент по той, или иной причине. Также заказчики не обязаны делать обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК).
Разрешается изменять условия договора на всех стадиях его заключения и исполнения.
Можно изменять порядок оплаты, продлевать сроки поставки, увеличивать объемы и т.д., по согласованию с поставщиком.
Если закупка не состоялась, заказчики вправе не проводить повторную процедуру, а просто провести закупку у Единственного поставщика. Согласование с контролирующим органом и привлечение экспертов, также не требуется.