У неконкурентных закупок самые короткие по сравнению с остальными способами сроки проведения каждой из стадий. Отсутствует сложная процедура отбора участника для заключения с ним контракта. Нет необходимости в составлении документации о закупке. Между тем в ряде случаев от заказчика потребуют обосновать выбор такого способа закупки, согласовать заключение контракта в контрольном органе, привлечь к приемке товаров экспертную организацию и т. д.
Закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - единственный поставщик) осуществляют в кратчайшие сроки.
Заключению контракта предшествует подготовка, включающая в себя несколько этапов. Если будет проведена проверка и в ходе нее обнаружат нарушения правил Закона № 44-ФЗ (от выбора основания, обоснования закупки и условий контракта до составления и контракта), такую процедуру признают недействительной.
Основная задача этого этапа - выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.
На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:
В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.
Чуть больше чем в половине случаев закупок у единственного поставщика необходимо составить отчет, в котором будут объяснены причины выбора неконкурентной закупки. Заказчик получит полное право на ее проведение, если применение других способов невозможно. Например, можно сослаться на недостаток времени для проведения закупки другими способами. Зачастую такую причину указывают, когда возникает авария. Если заказчик объяснит нецелесообразность конкурентной закупки, контракт также можно будет заключить с единственным поставщиком.
Отчет составляют в следующих случаях:
Отчет должен быть документально оформлен и подписан руководителем (уполномоченным лицом заказчика).
Конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, Законом № 44-ФЗ не установлен. Как правило, документ представляет собой таблицу, которая содержит следующие данные:
Во всех перечисленных выше случаях потребуется еще один документ - расчет и обоснование цены контракта.
Цену контракта определяют по общим правилам, то есть с использованием тех же методов, что и при проведении конкурентных закупок:
Особый порядок расчета будет действовать в двух случаях:
Обращение о согласовании закупки отправляют в контрольный орган при закупках у единственного поставщика после несостоявшихся конкурентных процедур (пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ).
Право на заключение контракта появится только после получения положительного ответа от органа. Такое обращение рассматривают не более 10 рабочих дней.
Извещение о закупке - единственный документ, который заказчик должен обязательно опубликовать в единой информационной системе (на официальном сайте) до проведения закупки. Законом установлен принцип прозрачности и открытости (ст. 7 Закона № 44-ФЗ). Именно с ним связано размещение извещения в открытом доступе.
Это нужно сделать только в некоторых случаях закупок у единственного поставщика с условием, что в извещении нет сведений, на распространение которых государство наложило запрет:
Документ должен оказаться на сайте за пять календарных дней или ранее до заключения контракта. К нему может быть приложен проект контракта, но это не является обязанностью заказчика.
При закупках по результатам несостоявшихся процедур следует учитывать, что достаточно того извещения, которое было размещено при первоначальной закупке, поэтому второй раз его публиковать не нужно.
В извещении отражают следующую информацию (пп. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона № 44-ФЗ):
Требование обеспечения исполнения контракта устанавливают в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 (если это предусмотрено соответствующим правовым актом), 3, 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35, 37-39, 42, 43 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом единственный поставщик должен предоставить обеспечение (например, посредством банковской гарантии) до подписания контракта. В остальных случаях заказчик сам решает, добавлять ли ему это требование. Особые правила действуют при закупке бюджетным учреждением банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В таком случае нельзя обязать исполнителя обеспечить контракт. То же при проведении закупки, участником которой является государственное или муниципальное казенное учреждение или если предмет контракта - это услуги по выдаче кредита. Например, единственный участник, который подал заявку на электронный аукцион является казенным учреждением, и с ним заключают контракт как с единственным поставщиком, на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В извещении о закупке было установлено требование об обеспечении контракта. Но в соответствии с частью 8 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяют.
Контракты допускается заключать в двух формах:
Второй вариант допустим при закупках:
Упрощенная форма означает, что можно использовать любой вид контракта (договора), который предусмотрен Гражданским кодексом РФ. При этом заказчик вправе не применять требования частей 4-9, 11-13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Например, такое исключение установлено для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой контракт можно заключить в устной форме (ст. 158 Гражданского кодекса РФ).
Заказчик ставит в известность контрольный орган о факте подписания контракта при закупках, указанных в пунктах 6, 9, 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Это нужно сделать не позднее следующего рабочего дня.
Сведения о контрактах, заключенных по основаниям части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (не включая пункты 4, 5), вносят в реестр контрактов.
Согласно части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в отдельных ситуациях в обязанности заказчика входит приглашение специалистов для проведения к участию в экспертизе результатов по контракту с единственным поставщиком. Сюда относятся случаи, указанные в пунктах 10-13, 16, 24, 31, 34, 35, 37-39, 43 части 1 статьи 93, а также части 4.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Причем при закупках по основанию пункта 24 требование действует только для обеспечения региональных и муниципальных нужд.
Заказчик может не проводить экспертизу:
Отчет об исполнении контракта, публикуемый в единой информационной системе, составляют во всех случаях закупок из единственного источника, кроме малых. В него включают сведения и документы, перечисленные в частях 9, 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня речь пойдет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Это один из излюбленных способов проведения закупок среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Об этом также свидетельствуют и статистические данные с официального сайта zakupki.gov.ru . По общему количеству закупок, проведенных в рамках 44-ФЗ за 2019 год, закупки у единственного поставщика находятся на почетном 2 месте, уступив лишь электронным аукционам. А вот в 223-ФЗ пальма первенства принадлежит закупкам у ЕП. Поэтому нам, как поставщикам, необходимо детально разобраться в этом вопросе и понять, как стать для заказчика тем самым единственным поставщиком, с которым впоследствии и будет заключен контракт. Тема это достаточно большая, поэтому в этой статье мы рассмотрим лишь ключевые моменты. И так, давайте приступим… (Примечание: настоящая статья актуализирована 18.11.2019 г.).
Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.
Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.
Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.
За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.
Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 55 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти по этой ссылке и самостоятельно с ними ознакомиться.
Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:
Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 300 тыс. руб. Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Также интерес представляют закупки у ЕП на сумму не более 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Это закупки, проводимые государственными или муниципальными учреждениями культуры, а также иными государственными или муниципальными учреждениями (зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, музеи, библиотеки, архивы, цирки и т.д.). Здесь также установлены свои ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93, не должен превышать 5 млн. рублей или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 30 млн. рублей.
Также стоит отметить, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 824-р с 1 июля 2018 г. заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сайте Единого агрегатора торговли «Березка». Об этой площадке более подробно я рассказал в . Помимо этого сайта существуют и другие «электронные магазины малых закупок», на которых Заказчики проводят закупки до 300 (600) тыс. рублей. Например, это , ОТС-Маркет, РТС-тендер и другие.
Мини-курс для поставщиков «Как стать единственным поставщиком и забыть про конкуренцию?». Настоящий курс состоит из 9-ти видео уроков, в которых рассказано о том, как стать ЕП и увеличить портфель заказов без участия в конкурентных закупках. Приобрести курс можно .
В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.
Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.
Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП
Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.
Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.
Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП
Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.
Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.
Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки.
Примечание: Согласно ч.3 ст. 93 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
Этап 3. Заключение контракта с ЕП
Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).
Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.
Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г. № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» . В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.
Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.
Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93.
Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП
Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).
Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд и в рамках государственного оборонного заказа выступает ФАС России, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.
Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)
Шаг №11. Проведение экспертизы товаров (работ, услуг).
Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:
1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);
3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;
4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
Минусы закупки у ЕП:
1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;
2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).
Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео.
Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.
В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.
Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ст.3.6 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.
Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей . В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей , заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика. В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.
В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС (zakupki.gov.ru ). Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ. Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908 .
Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.
Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.
ЕП фигурирует в форме 1 — закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.
В завершении сегодняшней статьи хочется заострить ваше внимание на нескольких моментах.
Во-первых , закупки у ЕП являются для заказчиков весьма привлекательной формой закупок, хотя и подвержены более пристальному вниманию со стороны контролирующих органов.
Во-вторых , вам, как поставщику, необходимо внимательно ознакомиться со статьями 93-96 44-ФЗ, чтобы понять, закупаются ли ваши товары (работы, услуги) данным способом или нет. Дополнительно можно сделать небольшой мониторинг закупок на сайтах agregatoreat.ru и zakupki.mos.ru .
В-третьих , если вы планируете принимать участие в закупках в рамках 223-ФЗ, то вам необходимо внимательно изучить Положение о закупке того заказчика, в процедуре которого вы будете участвовать. Поскольку случаи закупки у ЕП каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, устанавливает для себя сам.
В-четвертых , выполняйте свои обязательства перед заказчиками по заключенным контрактам в полном объеме и в установленный срок и тогда вероятность того, что в следующий раз заказчик обратится с прямым предложением о заключении контракта именно к вам, будет очень и очень высока.
В-пятых , если вы хотите стать для заказчиков ЕП и забыть про конкуренцию, то изучите этот небольшой курс . Курс состоит из 9-ти видео уроков:
Видео 1
— Случаи осуществления закупок у ЕП
Видео 2
— Заключение контракта с ЕП по итогам несостоявшихся закупок
Видео 3
— Программное обеспечение для определения закупок без участников
Видео 4
— ЕАТ Березка
Видео 5
— Обзор сайта ЕАТ Березка
Видео 6
— Портал поставщиков Москвы
Видео 7
— Обзор сайта Портал поставщиков Москвы
Видео 8
— Обзор электронных магазинов малых закупок
Видео 9
— Как стать единственным поставщиком? Рекомендации
На этом все. Удачи вам и до встречи в новых статьях!
Образец извещения о закупке по 223-ФЗ в обязательном порядке готовится заказчиками в составе закупочной документации и является неотъемлемой ее частью (ч. 8 ст. 4 223-ФЗ). Неразмещение информации влечет наступление административной ответственности и штрафных санкций (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Процесс формирования и публикации регламентируется ст. 4 223-ФЗ.
По правилам ч. 5 ст. 4 223-ФЗ, извещение либо изменения, вносимые в него, документация закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ публикуются в ЕИС наравне с прочими приложениями. Документы о госзакупках, содержащих государственную тайну либо сведения по п. 16 ст. 4 223-ФЗ, публикации не подлежат.
Заказчик также вправе не размещать в ЕИС сведения по следующим заказам (ч. 15 ст. 4):
Извещение о закупке у единственного поставщика 223-ФЗ также подлежит размещению в ЕИС на общих основаниях. В соответствии с п. 3 ч. 19 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1,закупка у единственного поставщика 223-ФЗ 2020 года и последующих периодов может проводиться, когда НМЦД — не более 100 000-500 000 руб. или когда госзаказ осуществляется по итогам несостоявшихся конкурентных процедур. Остальные ситуации в законе не оговариваются.
Если НМЦД не превышает 100 000 или 500 000 р. для крупных сделок, и если договор с единственным поставщиком заключается по факту несостоявшихся процедур, извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ не размещается.
Изменения в 223-ФЗ в 2020 году вступили с 01.07.2018 — начал действовать ряд правил 505-ФЗ от 31.12.2017 . При подготовке документа заказчик должен руководствоваться обновленными положениями ч. 9 ст. 4 223-ФЗ, которая регламентирует его содержательную часть.
Представим срок размещения извещения о закупке по 223-ФЗ в таблице:
Способ закупки |
Срок подачи заявок |
||
Сейчас |
После 01.07.2018 |
||
По общему правилу для всех госзакупок | Если закупка проводится среди СМП | ||
Размещается в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. |
|||
Не меньше 20 дн. до окончания подачи заявок. |
Размещается в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. |
Не менее чем за 7 дн., если начальная НМЦД не превышает 30 млн руб. | |
Не менее чем за 15 дн., если начальная НМЦД превышает 30 млн руб. | |||
Запрос котировок |
Не регламентировалось. |
Публикуется не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. |
Не менее чем за 5 раб. дн. до дня проведения такого запроса предложений. При этом НМЦД не должна превышать 15 млн руб. |
Запрос предложений |
Не регламентировалось. |
Публикуется не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса. |
Не менее чем за 4 раб. дн. до дня проведения такого запроса котировок. При этом НМЦД не должна превышать 7 млн руб. |
С 01.07.2018 в сведения о госзакупке необходимо включать следующую информацию:
Заказчик также имеет право вносить иную информацию в извещение, если это не противоречит его положению о закупке .
Для внесения изменений в извещение о закупке заказчик должен разместить скорректированный документ в ЕИС в течение 3 дней с момента принятия решения об изменении (ч. 11 ст. 4). Если заказ предполагает торговые процедуры, и изменения внесены позже, чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок, то такой срок должен быть продлен таким образом, чтобы с момента размещения в ЕИС изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 15 дней.
Вся информация об осуществляемом заказе должна полностью соответствовать сведениям закупочной документации (ч. 8 ст. 4).
Заказчик может воспользоваться уже сформированными шаблонами извещений. Для этого ему нужно войти в свой личный кабинет в ЕИС и выбрать в меню раздела «Справочник» параметр «Шаблоны извещений».
Откроется соответствующий справочник, в котором можно создать новый шаблон или найти в справочнике уже имеющийся образец для конкретного способа закупки с указанием даты последнего изменения.
Если специалист хочет воспользоваться ранее сформированным шаблоном, он должен ввести в поисковую строку определенные параметры и найти искомый регистр. Если заказчику нужно создать новый шаблон, то ему надлежит выбрать действие «Создать шаблон».
В форму вводится наименование и способ заказа. В строке можно указать только те способы закупки, которые доступны для 223-ФЗ. После определения первоначальных данных нужно нажать кнопку «Сохранить» и продолжить вводить необходимые сведения во все доступные вкладки.
После того как вся информация по шаблону будет введена, пользователь сохраняет и закрывает документ. Шаблон извещения готов.
Созданные ранее шаблоны можно редактировать, выбрав соответствующее действие в контекстном меню. Данные при редактировании вносятся во все вкладки так же, как и при создании формы, затем сохраняются и документ закрывается. При необходимости шаблон извещения можно скопировать (дублировать) или удалить. Эти действия также доступны в контекстном меню.
Разберемся, как создать извещение в ЕИС.
Сам документ формируется непосредственно в личном кабинете заказчика с помощью функционала Единой информационной системы (ПП РФ № 908 от 10.09.2012).
При формировании извещения в личном кабинете заказчика можно воспользоваться ранее созданным шаблоном, указав на соответствующую команду, или ввести данные о проводящейся закупке вручную.
В первой вкладке вводится общая информация о заказе — наименование и способ закупки, требования к участникам закупки и контактная информация о заказчике. Для госзаказов, проводящихся в электронной форме, появляются строки для указания наименования и адреса электронной площадки. Название площадки выбирается из предложенного списка, адрес в интернете заполняется автоматически.
После введения данных на первой вкладке форму нужно сохранить и нажать «Далее» для перехода на вторую вкладку.
Теперь специалист заполняет требуемые сведения в разделе «Порядок проведения процедуры». Информация вносится на основании выбранного способа закупки.
Если госзаказ осуществляется в электронном виде, то открывается специальная форма для заполнения данных об электронной закупке.
Добавить лот можно в разделе «Список лотов». Доступные варианты:
Для примера выберем параметр «Лот для одного заказчика». Откроется окно для формирования лота. В документ поочередно вводятся все данные о лоте — его номер, наименование предмета заказа, сведения о НМЦД, валюте и порядке формирования цены договора, информация о приобретаемых товарах, работах, услугах, в том числе ОКВЭД и ОКПД2, объем заказа и единица измерения. Затем сведения сохраняются и добавляется следующий лот.
Лоты также можно сформировать и на основании позиций плана закупок, выбрав соответствующий способ создания сведений.
Для этого пользователь выбирает план закупок и вводит в поисковую строку данные о конкретном заказе.
После введения всех лотов специалист сохраняет форму и переходит на вкладу «Документация».
Здесь указывается срок, место и порядок предоставления документации, а также прикрепляются необходимые документы заказа.
После ввода всех сведений извещение готово к публикации. Специалист выбирает действие «Разместить», система производит проверку на нарушения.
Если ошибок и нарушений нет, извещение публикуется и попадает в открытую часть ЕИС.
Публикация извещений в ЕИС (на сайте госзакупок) должна выполняться с соблюдением сроков, установленных действующим законодательством. Это важный момент, на который должны обращать внимание все заказчики работ или услуг. Отступление от законодательных норм в сфере государственных закупок может обернуться наложением административных штрафов на должностных лиц или организации в целом.
Порядок публикации извещений прописан в Федеральном законе №44-ФЗ.
Согласно требованиям данного документа, извещение о проведении открытого конкурса (конкурса с ограниченным участником, двухэтапного конкурса) должно размещаться заказчиком в ЕИС не позже, чем за 20 дней до даты открытия конвертов с заявками участников, или открытия доступа к файлам, загруженным в электронную систему.
В том случае, если заказчиком принимается решение о корректировке извещения о проведении конкурса не позже чем за пять дней до истечения срока принятия заявок от участников закупки, в течение одного дня с момента принятия соответствующего решения изменения публикуются в ЕИС. Период приема документов при этом должен быть продлен: с момента публикации изменений до даты завершения приема документов должно пройти не меньше десяти рабочих дней.
Если закупка проводится в форме аукциона, в соответствии с Федеральным законом №44 (пункты 2, 3, статья 63), срок публикации извещения на сайте должен зависеть от НМКЦ.
Инициатором закупки могут вноситься корректировки в извещение о проведении аукциона не позднее, чем за два дня до завершения срока приема заявок от участников.
На протяжении одного дня сведения о вносимых корректировках публикуются на сайте госзакупок, при этом срок приема документов продлевается так, чтобы с момента размещения изменений до момента завершения приема заявок от участников оставалось не меньше пятнадцати дней (если НМКЦ составляет не более трех миллионов рублей, − не менее недели).
При публикации извещений о проведении запроса котировок срок размещения также зависит от НМКЦ.
Согласно пункту 1 статьи 74 Федерального закона №44-ФЗ, рассматриваемое извещение должно размещаться инициатором закупки в ЕИС не позже, чем за семь рабочих дней до момента завершения приема документов на участие в закупке, а в случае объявления закупки на сумму, составляющую не более 250 тысяч рублей (и в случаях, предусмотренных статьей 76 Федерального закона №44-ФЗ, касающихся закупок для предоставления скорой и скорой специализированной медпомощи и жизнеобеспечения граждан), − не позже, чем за четыре рабочих дня до момента истечения указанного срока.
Сведения о корректировках документации размещаются в ЕИС в течение одного дня. Период приема заявок от участников продлевается так, чтобы с момента публикации изменений до момента завершения приема заявок проходило не менее семи рабочих дней (при осуществлении закупки на сумму менее 250 тысяч рублей – не менее четырех рабочих дней).
Если закупка проводится путем запроса предложений, извещение должно быть опубликовано не позже чем за пять дней до момента проведения соответствующего запроса, при этом изменения в него не вносятся.
Согласно рассматриваемому закону извещение может размещаться при проведении закупки у одного участника. Пункт 5 статьи 93 данного нормативного акта говорит о том, что извещение должно размещаться на сайте госзакупок не менее чем за пять дней до заключения договора.
Перечень ситуаций, в которых возможно проведение закупки у одного поставщика, закреплен в статье 93 Федерального Закона №44-ФЗ.
Таким образом, несмотря на переход на новую систему ЕИС, соблюдение сроков размещения извещений является обязанностью заказчиков, которую необходимо неукоснительно выполнять.
Несоблюдение требований законодательства в данной части может квалифицироваться как нарушение и грозить административным штрафом, размер которого определяется в соответствии со статьей 7.30 КоАП РФ.