Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

На некоторых производственных объектах применяются вещества, несущие угрозу для человека и экологии в целом. Любая авария здесь может обернуться непоправимыми потерями. Чтобы снизить риск возникновения непредвиденных ситуаций с печальными последствиями, стоит позаботиться о разработке декларации промышленной безопасности .

Документ создается на основе комплексной оценки ситуации на объекте. В нем рассматриваются возможные риски и анализируются методы предупреждения аварий. Помимо этого, декларация отражает степень готовности персонала к правильным действиям при любых неблагоприятных происшествиях. В ней указывается, что следует делать для уменьшения ущерба при возникновении инцидентов и несчастных случаев.

Когда декларация является обязательным документом

Информация по вопросу разработки декларации ПБ представлена в ФЗ № 116. В этом нормативно-правовом источнике указано, что составлять документ необходимо в случае эксплуатации объектов высших классов опасности – I и II. В Приложении 2 упомянутого федерального закона есть информация о количестве применяемых веществ, при котором разработка декларации является обязательным требованием.

В отношении ОПО могут совершаться различные действия. Изначально производственный объект создается. Впоследствии может выполняться его реконструкция или техническое перевооружение. Иногда приходится прибегать к консервации ОПО или его ликвидации. Во всех перечисленных случаях разрабатывается проектная документация. Декларация становится здесь составным компонентом. Она способствует обеспечению безопасности.

Закон также называет случаи, в которых необходимо перерабатывать однажды созданный документ. А именно:

  • при истечении десятилетнего срока с момента записи в государственном реестре сведений о последней составленной декларации;
  • если изменилось количество представляющих угрозу веществ, которые задействованы на производственном объекте, – их стало больше минимум на 20 %;
  • при реализации технологических процессов, отличных от тех, что были указаны в последней декларации;
  • в случае изменения требований по части промышленной безопасности;
  • в ситуации, когда представители надзорных органов выявили расхождение между содержанием имеющейся декларации и сведениями, которые были получены в ходе проверки, организованной на производственном объекте.

Нюансы, связанные с разработкой декларации промышленной безопасности

Документ составляется компетентными специалистами. Требования по его содержанию, структуре и оформлению содержатся в официально принятом положении. Созданная по правилам декларация промышленной безопасности утверждается лицом, управляющим предприятием с действующим ОПО. Согласно закону, руководитель несет ответственность за правдивость информации, изложенной в документе.

Недостаточно лишь подготовить декларацию. Обязательно также провести ее экспертизу. Процедура преследует цель определить соответствие документа предусмотренным требованиям. Следующий шаг – запись в реестре сведений о новой декларации. Для этого необходимо положительное решение об этом специалистов Ростехнадзора, которые занимаются рассмотрением подобных документов. Зарегистрированная декларация и подтверждение ее включения в реестр выдаются заявителю и в дальнейшем хранятся у него.

Прежде чем ответить на вопрос "Зачем нужна декларация ОПО ?", необходимо выяснить "Нужна ли вашему ОПО декларация?" и "Что такое ДПБ?". Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - это письменный документ, оформленный согласно требований РД-03-14-2005, содержащий информацию, с указанием факторов повышенного риска и опасностей на объекте повышенной опасности и мер по контролю за ними, в котором дается обоснование мерам, принятым для обеспечения безопасности на объекте.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (c изменениями) и РД-03-14-2005 "Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений" (c изменениями). Разработка декларации промышленной безопасности обязательна для опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых находятся опасные вещества, т.е. объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 . При это если опасный производственный объект относится к I или II классу опасности, но на нем нет опасных веществ, то для таких объектов декларация промышленной безопасности не разрабатываются. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, который согласно Градостроительному кодексу относится к особо опасным и технически сложным объектам капстроительства, а также в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию такого опасного производственного объекта.

В действительности, декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство опасного производственного объекта, на котором опасные вещества не находятся, а могут находиться, и класс опасности такому объекту еще не присвоен. Кроме декларации промышленной безопасности в составе проектной документации или документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию такого опасного производственного объекта, декларация разрабатывается или перерабатывается для эксплуатируемого опасного производственного объекта в предусмотренных случаях, в частности, при изменении технологических процессов на опасном производственном объекте, при изменении требований промышленной безопасности, при указанном в комментируемом пункте несоответствии сведений (при наличии предписания Ростехнадзора или его территориального органа) независимо от характера и масштабов этих несоответствий. Несмотря на то, что декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, понятно, что декларация промышленной безопасности в составе проектной документации на строительство опасного производственного объекта не может быть утверждена руководителем эксплуатирующей организации, т.к. этот объект не только не введен в эксплуатацию, но и строительство его не начато, т.е. эксплуатировать нечего. Имеется в виду не эксплуатирующая организация, а организация, предполагающая эксплуатировать опасный производственный объект.

Декларация промышленной безопасности позволяет:

  • выявить перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта, определить показатели риска аварий для них;
  • выяснить наиболее значимые факторы, влияющие на показатели риска;
  • провести обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом объекте;
  • сформировать перечень основных мер, направленных на уменьшение риска аварий.

При этом особое внимание следует уделять тому, чтобы использованные в Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта физико-математические модели и методы расчета последствий аварий и показателей риска были обоснованы; результаты анализа риска возможных аварий на декларируемом объекте, а также полнота учета факторов, влияющих на итоговые результаты, были правильны и достоверны; вероятности реализации сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границы декларируемого объекта, а также последствия воздействия поражающих факторов на персонал, население, другие объекты, окружающую среду, были правомерны и сопоставимы со значениями, получаемыми для аналогичных объектов; меры, направленные на предотвращение проникновения на декларируемый объект посторонних лиц, были приведены в необходимом и достаточном объеме.

Обобщив всё вышесказанное, можно сказать, что декларация предназначена:

  • для всесторонней оценки риска аварии и связанной с ней угрозы, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий, а также разработки мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте;
  • для информирования органов Ростехнадзора о готовности эксплуатирующей организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на указанном объекте;
  • для информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, организаций и гражданского населения об авариях, которые могут возникнуть на опасном производственном объекте, размерах зон действия поражающих факторов, способов оповещения и действиях гражданского населения в случае возникновения аварий.

Рапанович Дмитрий Олегович,
ООО «Енисейгеосервис»,
специалист НК с действующим удостоверением по: УК, МК, ВИК

Статья 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает обязательную разработку декларации промышленной безопасности для опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к указанному Федеральному закону. Исключение составляют опасные производственные объекты, использующие взрывчатые вещества при проведении взрывных работ.

Что представляет из себя декларация промышленной безопасности, для каких объектов, а также с какой целью она разрабатывается, все это достаточно подробно регламентировано в следующих нормативных правовых актах:

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
- РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).

Исходя из названия, можно понять, что декларация промышленной безопасности, представляет собой документ, содержащий определенную информацию, касающуюся обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах высокой и чрезвычайно высокой опасности:

Всесторонняя оценка риска аварий и связанных с ними угроз;
- анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
- разработка мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Кроме этого существует ряд документов Ростехнадзора рекомендательного характера по анализу риска аварий, которыми необходимо руководствоваться в том числе при разработке деклараций промышленной безопасности, например:

Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
- Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
- Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
- Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
- Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646).

Казалось бы, что все понятно с обязательными требованиями и ошибок при разработке деклараций не должно возникать, тем более что документ этот не новый и требования к нему появились с момента вступления в силу Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в 1997 году. Но как показывает практика, ошибки имеют месть быть, и они могут быть достаточно значительными. Как правило, самые серьезные последствия могут иметь ошибки, допущенные непосредственно при анализе риска аварий, например, неверная идентификация опасностей (выявление и четкое описание всех источников опасностей) и соответственно ошибочное определение путей (сценариев) их реализации.

Но хотелось бы обратить внимание на другие ошибки при разработке декларации, возникающие еще задолго до выбора сценариев и анализа риска аварий.

Декларации промышленной безопасности разрабатываются в составе проектной документации на строительство или реконструкцию, а также при необходимости в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Если опасный производственный объект находится в эксплуатации, то необходимость разработки декларации вновь возникает в следующих случаях:

Истекло десять лет со дня регистрации в реестре последней декларации;
- изменились технологические процессы либо увеличилось количество опасных веществ более чем на двадцать процентов;
- изменились требований промышленной безопасности;
- Ростехнадзор выдал предписание в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления надзора.

Особых требований к разработчикам декларации промбезопаности законодательство не предъявляет, поэтому разработку может выполнить как сама организация, эксплуатирующая ОПО, так и сторонняя организация. Как правило, это проектные организации, занимающиеся комплексным проектированием промышленных объектов или организации, специализирующиеся на выполнении работ в области промышленной безопасности. В случае с эксплуатирующими и проектными организациями стоит отменить достаточно низкую подготовку специалистов в области промышленной безопасности в части разработки деклараций.
Что имеется в виду? А то, что специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обладают достаточными знаниями и опытом именно в части эксплуатации таких объектов, но не обладают необходимыми знаниями анализа рисков аварий. Наиболее распространенные функции службы промышленной безопасности - это идентификация и регистрация опасных производственных объектов в реестре, получение необходимых лицензий в Ростехнадзоре, проведение производственного контроля, управление промышленной безопасностью, взаимодействие с надзорными органами и т.д. Согласитесь, объем работы значительный и, как правило в таком случае выполнять подробный анализ рисков аварий нет ни времени, ни возможностей. А любимый прием работодателей совмещать функции промышленной безопасности с обязанностями по охране труда или экологии, также не способствует развитию этого направления промышленной безопасности.

В случаях с проектными организациями, можно отметить, что отдельные специалисты в области промышленной безопасности в большинстве случаев в таких организациях отсутствуют, поскольку единственный раздел проектной документации, который может разрабатываться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87) является «Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта». Данный раздел разрабатывается достаточно редко, поэтому отдельный специалист по данному профилю, как правило, в организации отсутствует. Идентификация опасностей опасных производственных объектов зачастую проводится с ошибками из-за недостаточных знаний законодательства в области промышленной безопасности особенной в свете последних изменений.

Например, приходится сталкиваться с тем, что заказчик проектной документации, не разобравшись в своих объектах, пишет в задании на проектирование разработать декларацию промышленной безопасности на опасные производственные объекты, для которых это не требуется. В роли таких объектов могут выступать склады готовой продукции или запчастей с использованием подъемных сооружений или опасные производственное объекты с опасными веществами в количествах, не образующих ОПО I и II классов опасности.

Достаточно примеров и с опасными производственными объектами горной промышленности: пытаются заказать в составе проектной документации разработку декларации промышленной безопасности на объекты добычи полезных ископаемых, хотя единственный тип ОПО в горной промышленности, на который разрабатывается декларация - это склады хранения взрывчатых материалов 50 т и более. В случае, если эксплуатирующая или проектная организация все-таки разработает декларацию промышленной безопасности на такие ОПО, то единственным, чем они рискуют - это получить отказ в прохождении экспертизы или отказ в регистрации такой декларации государственном реестре по причине отсутствия оснований для ее разработки.

Гораздо хуже могут обстоять дела в случае неправильного определения опасностей будущего опасного производственного объекта. Проектировщики совместно с заказчиком могут не учесть расстояние между опасными производственными объектами с одним видом опасного вещества, которое может составить менее 500 метров. Или новый ОПО может быть запроектирован вблизи действующего аналогичного ОПО, который, в свою очередь, может иметь разработанную декларацию промбезопасности. В таком случае необходимо выполнить разработку декларацию вновь в связи с изменением состава опасного производственного объекта, а также возможного увеличения опасного вещества более чем на 20 %.

В итоге хотелось бы обратить внимание на важность определения идентификационных признаков опасных производственных объектов еще на стадии предпроектных работ, поскольку поверхностное отношение к данному вопросу в дальнейшем может повлечь за собой значительные затраты материальных и временных ресурсов на приведение в соответствие объекта к требованиям законодательства в области промышленной безопасности. Своевременная идентификация опасностей, а также проведение анализа рисков на ранних стадиях проектирования ОПО позволяет выбрать наиболее безопасное размещение технологического оборудования (технических устройств), тем самым снизив риск возникновения аварийных ситуаций в будущем. А компоновка технических устройств, содержащих опасные вещества с учетом минимального расстояния 500 м между ОПО, позволяет в некоторых случаях запроектировать опасные производственные объекты с меньшим классом опасности.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
2. Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
3. РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).
4. Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
5. Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
6. Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
7. Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
8. Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646);
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
10. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г.

Если на предприятии проектируют и планируют строить опасный производственный объект (ОПО) 1 или 2 класса опасности или в ходе технических изменений класс ОПО повышается до 1 или 2 класса, то необходимо разработать декларацию промышленной безопасности. В статье - как правильно ее разработать, кто утверждает и куда направить.

Из статьи вы узнаете:

Для чего разрабатывается декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

Прежде всего, дадим определение опасного производственного объекта. В качестве ОПО может выступать предприятие, помещение, цех, площадка, участок и т.д., где вырабатываются, применяются, проходят переработку, образуются, хранятся, перевозятся или уничтожаются представляющие угрозу вещества (горючие, токсичные, окисляющие, взрывоопасные, представляющие экологическую опасность) либо применяется оборудование, работа которого сопряжена с давлением свыше 0,07 МПа или температурой нагрева жидкости выше 115°С.

Кто утверждает декларацию промышленной безопасности?

Только руководитель предприятия. Он лично отвечает за то, что документ составлен корректно, а содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Для каких опасных производственных объектов обязательна разработка декларации промышленной безопасности

Федеральный закон №116-ФЗ (о нем, а также о других законодательных актах – ниже) предусматривает четыре класса для ОПО. Согласно этому же закону, ДПБ нужно составлять для объектов I и II классов:

Класс I. Химически опасные (хранение, уничтожение химоружия,), объекты угольной и горнорудной промышленности (высокий риск взрывов или внезапных выбросов газа и пыли, горных ударов, прорыва воды в подземные выработки).

Классификация ОПО

Класс II. По добыче нефти и газа, включая бурение (с выбросом продукции, содержащей более 6% сернистого водорода), газораспределительные сети и сети газопотребления (перевозка природного газа под давлением более 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением более 1,6 МПа), металлургические (с использованием оборудования, обрабатывающего 10 тонн расплава или больше), угольной и горнорудной промышленности (открытые горные работы с объемом выработки более 1 млн куб. м в год, а также переработка угля).

Декларация промышленной безопасности - объекты подлежащие декларированию

Полный перечень ОПО для декларирования, который есть в законодательстве, слишком велик, чтобы мы могли привести его целиком. Однако мы можем указать перечень применяемых на таких объектах опасных веществ, а также их предельный объем, что станет критерием необходимости составления ДПБ.

Наименование опасного вещества

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы)

Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)

Акрилонитрил

Оксид этилена

Цианистый водород

Фтористый водород

Сернистый водород

Диоксид серы

Триоксид серы

Метилизоцианат

Виды опасных веществ

Предельное количество вещества, т

Воспламеняющиеся газы

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу

Токсичные вещества

Высокотоксичные вещества

Окисляющие вещества

Взрывчатые вещества

Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды

Разработка декларации промышленной безопасности

Разработка ДПБ осуществляется на основе ряда нормативных актов. Это законы, приказы, постановления, которые регламентируют весь процесс её составления, утверждения и подачи:

Что должна содержать декларация ПБ

Документы, с которыми вы могли ознакомиться выше, предусматривают составление ДПБ по строго определенной форме:

  • титульный лист;
  • данные об организации – разработчике документа;
  • оглавление;
  • раздел 1 «Общие сведения»;
  • раздел 2 «Результаты анализа безопасности»;
  • раздел 3 «Обеспечение требований промбезопасности»;
  • раздел 4 «Выводы»;
  • раздел 5 «Ситуационные планы»;
  • обязательные приложения:
    • приложение № 1 «Расчетно-пояснительная записка»;
    • приложение № 2 «Информационный лист».

Основной документ, которым нужно руководствоваться, – это Приказ Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893, 03-14-2005. В нем подробно описана структура, которую и следует взять за образец декларации , приведя ее в соответствие с особенностями собственного предприятия.

Подготовленная по всей форме ДПБ обязательно должна присутствовать в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию или Весь пакет документов должен быть направлен на экспертизу ПБ. Точно так же декларацию следует включить в проектную документацию на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт ОПО, а затем направить на экспертизу.

К разработке документа необходимо привлекать квалифицированных специалистов, имеющих опыт проектирования технологических процессов по профилю ОПО и оценки риска аварий на таких опасных производственных объектах.

Внесение изменений в декларацию промышленной безопасности

Как любой серьезный документ, декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов требует периодического обновления или изменения. Это необходимо в следующих случаях:

  • с момента внесения сведений о последней ДПБ в реестр прошло 10 лет;
  • произошло обновление технологических процессов на ОПО;
  • объем опасных веществ, находящихся на ОПО, вырос более чем на 20%;
  • произошли изменения требований промбезопасности;
  • надзорный орган выявил несоответствия между результатами проверки и сведениями в декларации.

Куда направить ДПБ

После того, как документ был разработан, утвержден руководством, либо потребовалось внесение изменений в декларацию промышленной безопасности, и эти изменения были утверждены, его необходимо направить на экспертизу по промбезопасности.

После успешного прохождения экспертизы документ с заключением эксперта необходимо выслать в управление Центрального аппарата Ростехнадзора, которое обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований безопасности на декларируемом ОПО.

Если после рассмотрения у специалистов Ростехнадзора не возникнет вопросов или претензий, то декларацию утвердят, она будет считаться действительной в течение 10 лет.

Серия 27

Декларирование промышленной
безопасности и оценка риска

Выпуск 4

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ
В НЕЕ СВЕДЕНИЙ

РД-03-14-2005

Москва

ЗАО НТЦ ПБ

2010

Ответственные разработчики:

Н.Г. Кутьин, Б.А. Красных, Г.М. Селезнев, А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов,
С.М. Лыков, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров, Е.В. Ханин

Настоящий Порядок устанавливает требования к структуре и оформлению декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также к перечню включаемых в нее сведений.

Порядок предназначен для специалистов организаций, разрабатывающих декларации, экспертных организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности деклараций, работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

Утвержден

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору от 29.11.05 № 893,

зарегистрированным Минюстом России

17.01.06 г., регистрационный № 7375*

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ**

РД-03-14-2005

* На основании приказа считается не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней", зарегистрированное Минюстом России 07.10.99 г., регистрационный № 1926. (Примеч. изд .)

** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6. (Примеч. изд .)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:

Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;

Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;

постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).

3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

5. В Порядке используются термины, установленные в:

Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

Также используются термины и их определения, приведенные в приложении № к Порядку.

(Измененная редакция. Изм. от 15.08.2017 г.)

6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

(Измененная редакция. Изм. от 11.01.2015 г.)

9. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

10. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

11. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

(Новая редакция. Изм. от 11.01.2015 г.)

14. Декларация направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения ее в реестр деклараций промышленной безопасности. *

(Новая редакция. Изм. от 15.08.2017 г.)

* Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. № (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 г., регистрационный № 33522), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2017 г. № 238 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный № 47580).

(Введено дополнительно. Изм. от 15.08.2017 г.)

15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № ).

II. СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

титульный лист;

данные об организации - разработчике декларации;

раздел 1 "Общие сведения";

раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

раздел 4 "Выводы";

раздел 5 "Ситуационные планы";

обязательные приложения к декларации:

приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка";

приложение № 2 "Информационный лист".

III. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДЕКЛАРАЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:

1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);

В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:

1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.

3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.

5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.

6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды.

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 12

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы