Тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;..."
Источник:
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Кимстач, Игорь Фотиевич - Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Управление государственной противопожарной службы Москвы - УГПС Москвы государственное учреждение МЧС России, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы Москвы. На Управление в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, возложены… … Словарь черезвычайных ситуаций
установка - 4.3 установка: Совокупность взаимосвязанных образцов ТС или систем, смонтированных для выполнения конкретной задачи в установленном месте. Источник …
время - 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Пожарная охрана - Пожарные борются с пожаром … Википедия
Частная пожарная охрана - Автомобиль группы компаний «Falck» в Польше Частная пожарная охрана вид пожарной охраны. Содержание … Википедия
Основные - 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 16. Основные положения по учету труда и заработной платы в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ВОДОСНАБЖЕНИЕ - ВОДОСНАБЖЕНИЕ. I. Водоснабжение населенных мест. Цель и назначение водоснабжения. В. организованное и регулярное доставление массовому потребителю воды установл. качества и в определенном количестве, обеспечивающем с той или иной полнотой… … Большая медицинская энциклопедия
Природные пожары в России в 2010 году - Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия
Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.
Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.
Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.
Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.
Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.
Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.
С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.
Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).
Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.
Основными задачами гарнизонной службы является:
Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;
Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;
Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.
Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:
Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;
Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;
Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;
Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.
Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.
Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.
В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:
Управления;
Газодымозащитная;
Техническая;
Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).
План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).
Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.
В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Дежурный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.
Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.
Основные задачи СПТ.
Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.
Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области организации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.
Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гарнизон.
Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.
Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.
Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.
Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Основными задачами пожарной тактики являются: изучение обстановки пожаров; разработка форм организации и руководства тушением пожаров; определение приемов и способов действий по тушению пожаров; исследование тактических возможностей сил и средств тушения.
Тушение пожаров требует наличия соответствующих сил и средств. Силы тушения - это организованные и подготовленные подразделения и формирования пожарной охраны. Пожарная тактика определяет формы организации сил тушения, их возможности, основы тактической и технической подготовки.
Основные средства тушения - это огнетушащие вещества, пожарные машины и их вооружение , противопожарное оборудование объектов. Пожарная тактика определяет основные правила и методы использования огнетушащих веществ, пожарных машин и их вооружения при тушении пожаров и основные требования к полустационарным и стационарным системам тушения пожаров в зданиях и сооружениях.
Основным вопросом предмета пожарной тактики является изучение приемов и способов действий, осуществляемых в ходе тушения пожара. Эти действия пожарных подразделений и формирований принято называть боевыми действиями.
Для тушения пожаров осуществляется целый комплекс действий: по изучению и оценке обстановки, организации руководства, спасению людей, прекращению горения, борьбе с дымом и высокими температурами, эвакуации материальных ценностей и др. Спасение людей и прекращение горения на пожаре являются основными боевыми действиями пожарных подразделений.
Приемы и способы действий зависят от конкретных условии обстановки пожара, от количества и возможностей привлекаемых для тушения сил и средств.
Определяя приемы и способы действий, пожарная тактика не дает готовых рецептов. Она содержит только главные, наиболее важные положения и правила , на основании которых руководитель тушения пожара принимает самостоятельные решения, соответствующие конкретной обстановке.
Умение применять целесообразные приемы и способы действий определяет искусство тушения.
Пожарная тактика постоянно развивается. Особенно быстро развивалась пожарная тактика за годы Советской власти. Значительно выросли кадры пожарной охраны, увеличилось количество огнегасительных средств, создана мощная и многообразная техника. Все это позволило совершенствовать способы и особенно приемы действий при тушении пожаров Мощные насосы дали возможность применять воду в виде компактных, распыленных и туманообразных струй. Широкое применение находят эмульсии, смачиватели, инертные газы и др.
Наша пожарная тактика развивается в зависимости от развития в стране строительства зданий и технологии производства в промышленности. Использование новых строительных конструкций, увеличение размеров зданий, изменение и совершенствование технологических процессов с применением новых горючих веществ и т. д. - все это требует более совершенных приемов действий при тушении возникающих пожаров.
Тушение пожаров в современных условиях требует высоких моральных и физических качеств, отличной боевой подготовки всего личного состава пожарной охраны. Главной боевой задачей на пожаре является спасение людей и ликвидация пожара в тех размерах , которые он принял к моменту прибытия пожарного подразделения. Тушение пожаров все больше становится инженерно-техническим делом
Задачи обучения:
приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;
подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;
совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.
Методические указания.
Программа основ организации тушения пожаров и проведения АСР включает в себя основы тактики тушения пожаров и проведения АСР, а также рекомендуемый перечень занятий по решению ПТЗ.
При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.
При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по ПЛЧС субъекта РФ, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.
Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий не менее двух учебных часов. Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли РТП на практических занятиях выступают:
Начальник дежурной смены;
начальник ОП и начальник пожарного расчета (для ОП), если иное не установлено настоящей Программой.
В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.
Тактико-специальные занятия для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров организуются и проводятся исходя из целей и задач, стоящих перед подразделениями, с учетом их технической оснащенности и в соответствии с Указаниями по тактической подготовке и настоящей Программой.
Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику дежурной смены .
С личным составом ОП занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.
Перечень объектов, подлежащих изучению в О-Т отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС). Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.
Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для пожарной охраны муниципального образования, на территории которого имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.
Темы 12, 14, 15 являются обязательными для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров.
В объектовых подразделениях ГПС, имеющих выездную пожарную технику, тематический план должен предусматривать не менее 80 % практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, остальные - на объектах города (населенного пункта, подрайона выезда), предусмотренных расписанием выезда подразделений пожарной охраны муниципального образования или планом привлечения сил и средств к тушение пожаров и проведению АСР.
Рекомендации по выбору объектов, на которых необходимо проводить занятия по решению ПТЗ, разрабатывает начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования) с учетом О-Т особенностей охраняемой пожарной охраной территории и доводят их до подразделений ГПС в сроки, обеспечивающие своевременную разработку документов по планированию основной подготовки.
проведение инструктажа по ПОТ и производственной санитарии;
изучение О-Т характеристики объекта и особенностей развития пожара;
решение пожарно-тактической задачи;
разбор и подведение итогов занятия.
Порядок организации и проведения занятий по решению ПТЗ регулируется Указаниями по тактической подготовке.
Обязательными требованиями подготовки к занятиям являются:
подбор и изучение необходимых руководств, пособий, а также оперативно - тактических особенностей объекта;
определение целей и задач занятия, а также тактического замысла;
подготовка содержания учебного материала (определение объема учебного материала, расчет учебного времени и материально-технических средств, установка связи содержания занятия с ранее изученным материалом, другими предметами обучения, определение порядка и перечня учебных вопросов и др.;
выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения, элементов обстановки пожара и вводных на ведение основных (главных) действий по тушению пожара и проведения АСР;
определение структуры занятия;
расчет сил и средств;
разработка плана занятия и составление конспекта его проведения.
Занятия на объектах, где в условиях пожара возможно значительное задымление, выделение едких или токсичных паров и газов, следует совмещать с тренировками газодымозащитников . При наличии радиоактивных, сильно действующих ядовитых и химически опасных веществ необходимо применять специальные средства защиты.
Порядок использования звеньев ГДЗС, приборов и специальных средств защиты отражается в плане и конспекте проведения занятия.
При проведении занятий на объектах необходимо учитывать отраслевые правила охраны труда и производственной санитарии, планы ликвидации аварийных ситуаций и аварий.
К участию в занятиях необходимо привлекать аварийные службы и администрацию объекта, ведомственные пожарные команды и пожарные дружины. Привлечение на занятия указанных подразделений (формирований) в каждом конкретном случае согласовывается с руководителями объектов.
При проведении практических занятий необходимо обращать внимание на противопожарное состояние объекта, принимать меры к устранению выявленных недочетов или информировать о них соответствующие структуры исполнительной власти области (города).
Во время решения ПТЗ руководитель занятия обязан обеспечивать оперативно-диспетчерскую связь и связь на пожаре.
" |