Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Общие положения

1. Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее – тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений и профессиональной подготовки личного состава пожарной охраны.

1.2. Изучение пожара включает: исследование пожара; составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара (Приложение 1) или описания пожара (Приложение 2); разбор пожаров с личным составом подразделений пожарной охраны.

1.3. Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, независимо от его размеров, количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба.

1.4. Исследование пожаров поручается наиболее подготовленным должностным лицам территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, не участвовавшим в тушении данного пожара и не осуществляющим пожарный надзор организации (объекта), где произошел пожар. При необходимости к изучению (исследованию) пожаров могут привлекаться специалисты пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России.

1.5. На каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ), на котором имели место случаи гибели (от 1 до 4-х человек) и травмирования людей (от 1 до 9 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны, составляется карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара или, если тушение пожара представляет практический интерес - описание пожара. Карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара составляются в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, изучаются с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара, в срок не более 10 суток с момента составления карточки. К карточке прилагаются схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент ликвидации пожара.

1.6. Пожары с убытком 3420 МРОТ и более, с групповой гибелью 5 и более человек, травмированием 10 и более человек, в том числе и сотрудников (работников) пожарной охраны (крупный пожар), изучаются руководителями и сотрудниками структурных подразделений территориальных органов МЧС России с составлением описания пожара. Также описание составляется на пожары, исследование которых представляет практический или научный интерес (по решению МЧС России либо руководителя территориального органа МЧС России).

1.7. Описание пожара (далее – описание) состоит из карточки исследования пожара, пояснительной записки и приложений. Описание составляется в срок не более 30 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России. Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС России, подразделений пожарной охраны в срок не позднее 1 квартала с момента составления. Описание составляется в необходимом количестве экземпляров, один экземпляр высылается в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) через Управление организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России в печатном виде и на магнитном носителе.

1.8. Ответственность за своевременность, полноту и объективность изучения пожаров несут руководители территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, силами которых проводилось изучение пожаров.

2. Исследование пожара

2.1. Исследование пожара начинается с момента возникновения пожара. Первый и последующие РТП, а также иные должностные лица, участвующие в тушении пожара, должны принимать меры постольку, поскольку это возможно, к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получению сведений от очевидцев пожара и т.д.

2.2. Исследование пожара имеет цель: установить место и причину возникновения пожара; изучить процесс развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению опасных факторов пожара, особенности поведения конструктивных элементов здания (сооружения) и производственного оборудования, а также различных веществ и материалов в условиях пожара; проанализировать причины, приведшие к гибели и травмированию людей, причинению материального ущерба; оценить эффективность работы систем обнаружения и оповещения о пожаре, дымоудаления, а также установок пожаротушения.

2.3. Работа по исследованию пожара осуществляется путем: собеседования с лицами, обнаружившими пожар и сообщившими о нем в пожарную охрану, участвовавшими в тушении пожара; детального осмотра места пожара с проведением необходимых замеров, фотосъемок, составлением схем и планов; изучения на чертежах (схемах) и в натуре строительных конструкций, состояния путей эвакуации в пострадавшем от огня здании (сооружении), технологического процесса производства, состояния противопожарного водоснабжения, стационарных средств тушения, сигнализации, средств связи, подъездов и проездов, проведение аналитических и экспериментальных исследований; сохранения и своевременного изъятия вещественных доказательств, получения сведений от работников (служащих) или посторонних лиц, обнаруживших пожар или имеющих отношение к нему.

3. Карточка действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара

3.1. Оформление и заполнение карточки действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара осуществляется в соответствии с формой, указанной в приложении 1. Ответы на поставленные в карточке вопросы должны быть краткими, достоверными и исчерпывающими.

Исследование пожаров

Изучение пожаров организуют и проводят в соответствии с Инструкцией по изучению пожаров. Такое изучение является важнейшим и необходимым условием повышения уровня ПТП начсостава, организации пожаротушения, боевой подготовки подразделений, а также качества пожарно-профилактической работы. Изучение пожара включает в себя следующие элементы: исследование пожара; составление документа по исследованию (описание пожара или карточки боевых действий); разбор пожара (анализ пожарно-профилактической работы и боевых действий пожарных подразделений); анализ боевых действий.

Исследованию подлежит любой пожар, независимо от его размеров, величины материальных потерь и количества использованных сил и средств. К исследованию привлекают наиболее подготовленных лиц среднего и старшего начсостава пожарной охраны, не участвовавших в тушении данного пожара и не обслуживающих объект, на котором имел место пожар, в профилактическом отношении. В некоторых случаях могут привлекаться специалисты научных учреждений и учебных заведений пожарной охраны МВД и инженерно-технических работников объектов и служб города.

Исследование пожара фактически начинается с момента прибытия первого пожарного подразделения, принятия РТП и другими должностными лицами мер к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получения сведений от работников объекта и других граждан, обнаруживших пожар, а также от участников других событий, имеющих отношение к пожару.

При исследовании пожара ставятся такие цели: проанализировать противопожарное состояние объекта и его соответствие действующим нормативным документам, установить причину пожара и оценить качество и действенность пожарно-профилактической работы на объекте; изучить процесс и параметры развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению огня и дыма, особенности поведения конструкций зданий, различных веществ, материалов и производственного оборудования в условиях пожара; проанализировать организацию тушения пожара, действия пожарных подразделений, администрации, ДПФ, рабочих и служащих при обнаружении и тушении пожара, спасании людей, эвакуации животных и имущества; установить причины несчастных случаев с людьми; изучить эффективность использования пожарной техники, огнетушащих веществ, средств связи, установок пожарной автоматики и систем противопожарного водоснабжения; подготовить мероприятия, направленные на улучшение деятельности аппарата и подразделений пожарной охраны по профилактическому обслуживанию объектов, организации тушения пожаров, обеспечению боевых действий подразделений, улучшению работы оперативного штаба и тыла.



Прежде чем приступить к подробному исследованию пожара, назначенное для этого лицо или группа лиц разрабатывает детальный рабочий план. В процессе его реализации организуются и проводятся: регистрация в хронологическом порядке всех событий, фактов и явлений, имевших место в процессе развития и тушения пожара; собеседования с лицами, обнаружившими пожар и сообщившими о нем в пожарную охрану, наблюдавшими те или другие явления в процессе развития и тушения пожара, участвовавшими в его тушении; детальный осмотр места пожара и проведение необходимых замеров, выполнение схем, фотосъемок и изъятие вещественных доказательств; изучение и анализ технологического процесса производства, строительных конструкций, состояния путей эвакуации, стационарных систем извещения и тушения, противопожарного водоснабжения, средств связи, а также проведение соответствующих аналитических и экспериментальных исследований; изучение оперативных документов, связанных с тушением пожара, и анализ выполнения их требований должностными лицами на пожаре; анализ предписаний Госпожнадзора, инструкций по пожарной безопасности на объекте, материалов инспекторских проверок деятельности пожарных подразделений; проведение экспериментов для оценки быстроты сбора достаточного количества сил и средств для тушения; анализ правильности действий РТП, оценка степени использования тактических возможностей пожарных подразделений, участвовавших в тушении.

Все факты, явления и действия, изучаемые в процессе исследования, по времени их свершения можно разделить на две группы: предшествующие возникновению пожара и происходившие в процессе развития пожара и его тушения.

Основные факты, явления и действия, предшествующие пожару, можно объединить в следующие группы:

Общие данные (адрес, наименование и ведомственная принадлежность объекта, дата постройки, соответствие проекту и требованиям противопожарных норм и правил, дата и время возникновения, обнаружения пожара и сообщения в пожарную охрану, а также причины пожара и лица, виновные в его возникновении);

Назначение объекта (здания или сооружения), характеристики производственного процесса, влияющие на возникновение, развитие и тушение пожара;

Конструктивные особенности объекта (здания, сооружения, помещения), влияющие на развитие, тушение и последствия пожара (этажность здания, конструктивный материал, степень огнестойкости, состояние путей эвакуации и др.);

Состояние электросетей и электроустановок (соответствие правилам устройства электроустановок и проектной документации, правильность их монтажа, состояние электрозащиты, молниезащиты и др.);

Состояние системы противопожарного водоснабжения (вид водоснабжения, диаметр водопроводных труб, напор в водопроводе, порядок его повышения, наличие подъездов к естественным и искусственным водоемам, запасы воды, наличие внутренних пожарных водопроводов и их эффективность и др.);

Наличие, вид и состояние автоматических установок обнаружения, извещения п тушения, эффективность их применения;

Наличие и соответствие нормам первичных средств пожаротушения, эффективность их применения;

Наличие, вид и состояние систем дымоудаления, их работа;

Характеристика средств связи и их роль в извещении о пожаре;

Характеристика местной пожарной охраны (вид пожарной охраны объекта, укомплектованность личным составом и техникой, уровень боевой готовности, знание начсоставом объекта, контроль за организацией службы, наличие и реальность оперативных документов, вид и численность сторожевой охраны и др.);

Противопожарное состояние объекта до пожара (роль администрации в обеспечении пожарной безопасности, наличие противопожарных формирований и их боеспособность, обслуживание объекта в противопожарном отношении должностными лицами Госпожнадзора);

Своевременность и качество пожарно-технических обследований, перечень предложенных мероприятий, степень их выполнения и влияние на возникновение, развитие и ход тушения пожара, случаи пожаров, происшедших ранее на объекте, использование прав Госпожнадзора и др.

Эти группы данных являются особенно важной частью исследования, так как они обусловливают причины возникновения, особенности развития пожара и боевой работы по его тушению. Перечисленные данные, как правило, получают путем тщательного изучения и анализа документов по противопожарному состоянию объекта, а также практической проверки несения службы и боеготовности подразделений, участвующих в тушении, противопожарного состояния объекта, в том числе его инженерных сооружений.

После изучения обстоятельств, предшествующих пожару, или одновременно с таким изучением рассматривают факты, явления и действия, происходившие в процессе развития и тушения пожара. Основными из них являются:

Данные о развитии пожара, поведение строительных конструкций и материалов в условиях пожара (особенности горения, пути и скорость распространения огня, влияние противопожарных преград, случаи взрывов, вспышек, вскипания и выбросов ГЖ, их причины и последствия, зоны задымления и их влияние на ход тушения, наличие вредных для дыхания и токсичных газов и другие явления, влияющие на развитие и тушение пожара);

Ход тушения и управление силами и средствами (обнаружение, способ и время сообщения о пожаре, правильность действий должностных лиц до прибытия пожарных подразделений, первые действия по тушению, организация встречи подразделений, действия дежурного диспетчера ЦППС или дежурного РОВД, время прибытия первого подразделения, действия первого РТП, время прибытия последующих подразделений и обстановка пожара к их прибытию и их действия, обстановка пожара на момент прибытия старшего РТП, принятие им решений и своевременность их выполнения, создание оперативного штаба, боевых участков и секторов и их работа по организации тушения, сведения о применении новых способов и приемов ведения боевых действий, перечень и степень использования подразделений на специальных пожарных машинах, количество и виды поданных на ликвидацию горения стволов и пеногенераторов, их эффективность, численность личного состава, участвовавшего в тушении и др.);

Оценка действий РТП, оперативного штаба и пожарных подразделений на пожаре (своевременность, правильность и полнота действий первого и последующих РТП по организации разведки пожара, оценке обстановки, вызову дополнительных сил и средств, их расстановке, организации спасательных и других работ, качество работы оперативного штаба по управлению силами и средствами, правильность использования сил и средств, степень подготовки личного состава подразделений к применению новых средств, способов и приемов ведения боевых действий, проявления отваги става, участвовавшего в тушении, и др.);

Обстоятельства, способствовавшие развитию пожара до крупных размеров (позднее обнаружение пожара, несвоевременность сообщения о пожаре, недостаток воды и других огнетушащих средств, несвоевременное прибытие сил и средств, неисправность пожарной техники, отсутствие ГДЗС, отсутствие или удаленность подразделений пожарной охраны, ошибки РТП и оперативного штаба в организации тушения и др.);

Последствия пожара (перечень всего, что сгорело и повреждено огнем и дымом, разрушено, вскрытых и разобранных при тушении конструкций зданий и сооружений, степень повреждения зданий и сооружений, оценка возможности их восстановления, данные о несчастных случаях с людьми и гибели животных, ущерб от пожара, степень влияния происшедшего пожара на процесс производства, количество спасенных людей, животных и материальных ценностей и др.).

После окончания исследования лица, выполнявшие его, на основании анализа разрабатывают выводы и предложения по принятию необходимых мер и ознакомляют с ними руководство аппарата, начальника гарнизона пожарной охраны и других должностных лиц в установленном порядке.

По результатам исследования составляют описание пожара или карточку боевых действий - в зависимости от величины материального ущерба от пожара, особенностей его развития и тушения, что предусмотрено требованиями действующих руководящих документов.

Описание пожара включает в себя такие разделы: сводные данные о пожаре; пояснительная записка; выводы, предложения и принятые меры. Оно, как правило, составляется по единой форме и строго в той последовательности, которая приведена в Инструкции по изучению пожаров.

В сводные данные о пожаре включают: общую часть (наименование объекта, его принадлежность, адрес, место возникновения и причина пожара, условия, способствующие распространению пожара, виновные лица, вид ответственности, вид пожарной охраны и др.); перечень последствий пожара (гибель людей, животных, ущерб от пожара, что повреждено, что спасено и др.); характеристику объекта (размеры зданий, площадь помещений, этажность, место возникновения и пути распространения огня и др.); дополнительные сведения (расстояние до пожарной части, эффективность противопожарных преград, причины несвоевременного и некачественного тушения, дата последнего обследования объекта, общее количество нарушений противопожарной безопасности и др.); данные о динамике развития и тушения пожара (время возникновения, обнаружения и сообщения о пожаре, время прибытия первого и последующих подразделений и т.д.); перечень задействованных сил и средств (по каждому подразделению: общее количество техники, участвовавшей в тушении, количество участников тушения и т.д.).

В пояснительной записке более подробно отражают: данные об объекте и его противопожарном состоянии до пожара; характеристику охраны объекта и результативность надзора пожарной охраны за его противопожарным состоянием; общую картину возникновения, развития и тушения пожара; положительные моменты и недостатки в организации тушения; основные огнетушащие вещества, примененные при тушении; неисправности пожарной техники; обстоятельства, места гибели и данные о погибших (травмированных) людях; круг лиц, проводивших расследование пожара; предварительные результаты расследования и др.

В разделе, посвященном выводам, предложениям и принятым мерам, указывают: основные причины возникновения и развития пожара; степень виновности работников пожарной охраны; предложения по предупреждению и успешному тушению подобных пожаров; перечень мероприятий, позволяющих исключить подобные пожары; упущения в организации пожарно-профилактической работы и в тушении пожара; меры, принятые для устранения допущенных недостатков, совершенствования организации и проведения профилактической работы и тушения пожаров.

К описанию пожаров прилагают: совмещенные графики изменения площади, периметра, фронта пожара, требуемого и фактического расходов огнетушащих средств; схемы тушения по этапам тушения пожара, а также фотоснимки и другие документы, раскрывающие особенности развития и тушения пожара.

Исследование каждого пожара заканчивается его разбором; результаты последнего отражают в конце описания пожара.

Разбор пожара

Разбор пожара организуют и проводят, чтобы проанализировать: противопожарное состояние объекта, на котором произошел пожар, и его оперативно-тактические особенности, причины возникновения и особенности развития пожара; боевые действия пожарных подразделений, ДПФ, рабочих и служащих по тушению пожара; качество несения службы и уровень боевой подготовки пожарных частей гарнизона; положительные стороны и недостатки в организации и проведении пожарно-профилактической работы на объекте и управлении силами и средствами; результативность применения новых способов и приемов ведения боевых действий, использования огнетушащих средств, пожарной техники и средств связи; случайные обстоятельства и явления, происшедшие при развитии и тушении пожара, и их причины; степень соблюдения требований техники безопасности. Полученные результаты необходимы для разработки мероприятий, направленных на предупреждение пожаров на аналогичных объектах, устранение недостатков, имевших место в организации службы, боевой подготовки и тушении пожара, и распространение положительного опыта работы.

Разбор пожаров планируют и проводят в служебное время - в часы, отведенные на служебную и боевую подготовку, или в другое время, по усмотрению начальника гарнизона, отряда или части, при особо сложных и характерных пожарах после их исследования, а также в плановые часы на занятиях в школах повышения оперативного мастерства и пожарно-технических учебных заведениях. Порядок, время и место разбора пожара определяют начальники аппарата, гарнизона пожарной охраны, отрядов и частей.

Различают следующие организационные формы разбора пожаров: разбор пожаров, происшедших в гарнизоне, после их исследований - отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части); разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, - с начсоставом гарнизона, слушателями и курсантами учебных заведений (по описаниям, обзорам, информационным письмам и т.п.); разбор пожаров с личным составом дежурных караулов, принимавших участие в их тушении. Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, должны быть разобраны в ближайшее после тушения время со всем личным составом дежурных караулов.

Периодичность и сроки разбора пожаров с начсоставом гарнизонов пожарной охраны определяются соответствующими указаниями и инструкциями.

Разбор пожаров, происшедших в данном гарнизоне, с начсоставом гарнизона пожарной охраны проводят лица, их исследовавшие, под руководством старших начальников, а разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, - старшие начальники или ответственные работники по их поручению.

Разбор пожаров с личным составом дежурных караулов, принимавших участие в их тушении, проводят начальники караулов или лица, возглавлявшие караул на данном пожаре, под руководством начальника части или его заместителя, а с личным составом других караулов - начальник части или его заместитель.

Разбор пожаров дает возможность для начсостава раскрыть содержание большинства процессов и явлений, протекающих на пожарах, установить их последовательность и закономерную связь между ними, а также причины их возникновения. Знание этих причин позволяет глубоко, всесторонне и объективно анализировать деятельность начсостава пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров, разрабатывать конкретные мероприятия по повышению уровня боевой подготовки всего личного состава подразделений и совершенствованию качества борьбы с пожарами на различных объектах и в разных условиях.

Значение разбора пожаров заключается и в том, что посредством этого вида ПТП устанавливается общность взглядов начсостава пожарной охраны на вопросы организации и проведения пожарно-профилактической работы и тушению пожаров. Поэтому разборы пожаров нельзя рассматривать как эпизодическую форму обучения начальствующего и всего личного состава пожарной охраны; их следует осуществлять непрерывно. В этой работе должен принимать участие весь начсостав аппаратов, гарнизонов и подразделений пожарной охраны.

Качество разбора пожара зависит главным образом от уровня подготовки руководителя и учебной базы к разбору. Каждая организационная форма разбора имеет свои особенности, которые влияют на порядок подготовки руководителя к занятиям.

Основными источниками сведений о пожаре при подготовке руководителя к разбору являются: материалы по исследованию пожара; описание пожара; карточки боевых действий, обзоры, информационные сборники и другие документы по пожарам, поступившие от вышестоящих органов пожарной охраны.

Для проведения разбора руководителю необходимо: определить основную цель, время, место и содержание разбора; разработать план занятий; подготовить наглядные пособия (схемы, планы, рисунки, фотографии, киноматериалы, чертежи, таблицы, графики, диаграммы, технические средства для их демонстрации и т.п.), характеризующие процесс развития и тушения пожара.

План разбора пожара включает в себя: тему занятий, основную цель, время, отведенное на разбор, место проведения, материальное обеспечение (наглядные пособия) , список документов и литературных источников, которые использовались для обоснования выводов, заключений и предложений, порядок проведения занятий (элементы) с распределением времени на каждый элемент, перечень должностных лиц, выступающих с сообщениями (если это планируется), и содержание разбора (основные вопросы и их краткое содержание). План разбора рассматривается и утверждается старшим начальником.

Разбор пожаров, происшедших в гарнизоне пожарной охраны, с его начсоставом проводят, как правило, лица, исследовавшие пожар, под руководством своих старших начальников. Поэтому подготовка их к разбору пожара осуществляется в процессе его изучения в определенной последовательности. При выявлении и изучении данных о развитии и тушении пожара первоначально приходится сталкиваться с множеством факторов, имеющих различное значение и неодинаковое влияние на развитие и тушение пожаров. В этих условиях целесообразно не только выявлять данные о развитии и тушении пожара, но и группировать их по определенным признакам. Данные о причине возникновения пожара объединяют в одну группу, о распространении огня - в другую, о зонах задымления - в третью и т.д. При выявлении причины пожара воссоздают конкретные условия его возникновения, и если известны аналогичные условия и причины возникновения других пожаров, то необходимо проанализировать и использовать эти данные на разборе.

В процессе исследования и в порядке подготовки к разбору пожара выявляют и группируют данные, с помощью которых можно определить:

Промежутки времени свободного развития пожара, т.е. время от момента возникновения горения до его обнаружения, время поступления сообщения о пожаре, сбора и следования, боевого развертывания и введения огнетушащих средств;

Линейную скорость распространения огня в период свободного развития пожара - до момента его локализации;

Площади пожара к моменту прибытия первого подразделения, на момент введения дополнительных сил и средств и локализации, а также скорость ее увеличения в различные периоды развития и тушения пожара;

Границы зоны задымления и изменение их в процессе развития и тушения пожара;

Скорость выгорания горючих веществ, материалов и факторы, влияющие на нее;

Изменение температурного режима и газового обмена в процессе развития и тушения;

Поведение конструкций в условиях пожара, а также влияние пожара на аппараты, оборудование технологического процесса и его результаты и др.

Одновременно с выявлением этих данных устанавливают:

Время поступления сообщения о пожаре, выезда подразделений на пожар и факторы, на них повлиявшие;

Скорость следования подразделений к месту вызова;

Обстановку пожара к моменту прибытия первых и последующих пожарных подразделений и оперативного руководства;

Порядок действий первых и последующих подразделений по спасанию людей и тушению пожара;

Скорость сосредоточения и введения сил и средств в процессе тушения;

Продолжительность локализации и ликвидации пожара;

Количество сил и средств, использованных при тушении пожара, и некоторые другие сведения.

Одновременно со сбором данных о развитии и тушении пожара для подготовки к разбору необходимо подобрать иллюстрационный материал (схемы, результаты фото- и киносъемки, чертежи, зарисовки и т.п.), который может быть использован в качестве доказательства, подтверждения или опровержения того, что имели место какие-либо факты, явления или процессы.

После выявления всех необходимых данных о развитии и тушении пожара переходят к их анализу. Анализ заключается в том, что посредством обработки предварительных данных (с помощью методики расчета параметров развития и тушения пожара и определения необходимого количества сил и средств), вычерчивания графиков и диаграмм устанавливают конкретные особенности и факты развития и тушения пожара.

Исследуя пожар, необходимо провести анализ всех промежутков времени его развития и тушения.

Если при проведении анализа окажется, что время обнаружения велико, надо выявить причины этого факта и определить, какие следует принять меры по обеспечению быстрого обнаружения возможных пожаров (установить автоматические системы обнаружения и извещения о пожаре, улучшить организацию и несение службы охраной объекта и др.).

Причинами большого времени сообщения могут быть: отсутствие средств связи или их удаленность от места пожара; попытка ликвидировать горение своими силами без сообщения в пожарную охрану, чтобы скрыть факт возникновения пожара, и др.

Время сбора по тревоге определяется соответствующими нормативами; если оно больше нормативного, следовательно, боеготовность подразделения находится на низком уровне.

Время следования зависит от знания начсоставом и водителями кратчайших путей следования, характера движения на них транспортных средств, наличия временных препятствий на путях следования и кратчайших их объездов и т.д. Поэтому, если исследователи пожара считают, что время следования было слишком большим, то его проверяют практически с теми же подразделениями, которые участвовали в тушении пожара, и делают окончательные выводы.

Время боевого развёртывания зависит от расстояния между водоисточником и позициями подачи приборов тушения, от выбора путей прокладки магистральных рукавных линий, путей и способов выхода ствольщиков на позиции, схем боевого развертывания, натренированности личного состава и других факторов. Для ряда схем боевого развертывания установлены нормативы ПСП. Поэтому, анализируя фактическое время боевого развёртывания, необходимо руководствоваться этими нормативами, а также оценить возможность и целесообразность использования пожарных машин, установленных на ближайшие водоисточники, на полную их тактическую возможность несколькими подразделениями

Теоретическое время локализации – это время с момента подачи огнетушащих веществ до момента прекращения развития пожара. Определяется по совмещённому графику требуемогог и фактического расходов воды.

Время локализации, полученное по графику, сравнивают с фактическим временем локализации и делают соответствующие выводы. Если фактическое время значительно больше расчетного, необходимо провести анализ организации и боевой работы подразделений и выявить причины этого факта. Такими причинами могут быть: некачественное проведение разведки и неправильное определение решающего направления боевых действий; подача маломощных водяных стволов; подача огнетушащих средств “по дыму”; несвоевременный вызов дополнительных сил и средств, подразделений на специальной пожарной технике и ряд других.

Время ликвидации оценивают исходя из оперативно-тактической характеристики объекта, вида применяемых огнетушащих средств, условий боевой работы подразделений, наличия и количества звеньев ГДЗС и некоторых других факторов.

В процессе исследования пожара надо выявить не только недостатки, но и причины, вызвавшие эти недостатки, а также наметить эффективные меры по их устранению.

Анализируя данные о развитии пожара, устанавливают: скорости распространения огня в определенные периоды и причины их изменения; преобладающее направление распространения огня к какими причинами оно вызвано; скорости изменения площади и периметра пожара в течение интересующих промежутков времени и их максимальные значения; скорости задымления и газового обмена на пожаре, их причины и последствия от них; причины взрывов, обрушений конструкций и технологического оборудования и возникновения других опасных ситуаций на пожаре, чем они вызваны, каковы их последствия и др.

При анализе процесса тушения оценивают: правильность и качество организации и проведения разведки и оценки обстановки пожара; эффективность применения огнетушащих средств, способов и приемов ведения боевых действий пожарных подразделений: правильность принятия решений РТП и степень их выполнения; эффективность действий НШ, НТ, НБУ и подразделений по обеспечению выполнения принятых решений; скорости введения приборов тушения и интенсивности подачи огнетушащих средств, а также правильность работы ствольщиков, водителей пожарных машин, связных и другого личного состава; соответствие теоретической и фактической продолжительностей локализации пожара и другие данные и факторы процесса тушения пожара.

Кроме того, в процессе анализа устанавливают достаточность сил и средств для тушения пожара, скорость их сосредоточения, положительные стороны и недостатки в работе должностных лиц и подразделений, а также причины выявленных недостатков.

Для более качественной подготовки к разбору пожара полученные данные - такие, как скорости распространения огня, .роста площади и периметра пожара, интенсивности подачи огнетушащих веществ - сравнивают с нормативными, а также с данными аналогичных пожаров, происшедших в гарнизоне, и выясняют причины несовпадений.

Тщательный и всесторонний анализ данных о развитии и тушении пожара позволяет сделать объективные выводы об особенностях его возникновения, развития и тушения. В выводах должны быть даны конкретные и объективные оценки действий всех лиц, имеющих отношение к возникновению, развитию и тушению пожара, а также рекомендации по повышению качества пожарно-профилактической работы, организации тушения пожаров в гарнизоне, населенном пункте и на объекте.

В тех случаях, когда к разбору привлекают лиц, исполнявших обязанности РТП, НШ, НТ, НБУ и других на данном пожаре, необходимо организовать их подготовку к разбору. В этих условиях лицо, исследующее пожар, проводит инструктаж, на котором вкратце знакомит их с материалами и выводами по исследованию пожара, определяет последовательность и продолжительность их выступлений и намечает, какие конкретно вопросы они должны раскрыть на разборе пожара в своих сообщениях.

Учитывая то, что не весь начсостав, присутствующий на разборе, знает в полном объеме оперативно-тактическую характеристику рассматриваемого объекта и в достаточной мере осведомлен о действиях всех участников тушения, особое внимание следует уделить подготовке иллюстрационного материала. Выразительные иллюстрации и умелая демонстрация позволят всем присутствующим более полно уяснить боевые действия подразделений при тушении пожара, а также положительные стороны и недостатки в работе пожарной охраны. Для демонстрации иллюстративных материалов целесообразно использовать кинопроекторы, диапроекторы, эпидиаскопы и другие технические средства.

Готовя материальную часть, руководитель занятий должен подобрать себе помощников, которые могут изготавливать необходимые схемы, чертежи и другие иллюстративные материалы для разбора пожара, а затем в установленном порядке проводить их демонстрацию.

Подготовка руководителя к разбору пожара с начсоставом гарнизона, курсантами или слушателями учебных заведений и сборов по описаниям пожара, обзорам и информационным письмам имеет ряд особенностей. Всю работу по подготовке руководителя занятий к такому разбору можно разделить на следующие этапы: изучение пожара по описанию или другому источнику; изучение документов о пожарах на аналогичных объектах, происшедших в своем гарнизоне, пли о других пожарах, тушение которых характеризовалось подобными недостатками и положительными сторонами, анализ пожарно-профилактической работы на аналогичных объектах до проведения разбора пожара; разработку плана разбора пожара и подготовку схем, графиков и т.п.; разработку мероприятий по предупреждению и устранению недостатков в работе исходя из полученных данных.

При изучении описания пожара или других информационных источников целесообразно распределить все сведения и факты по следующим группам: события и действия, происшедшие до момента возникновения пожара; особенности развития пожара; организация и действия подразделений при тушении пожара. Такое распределение облегчи г дальнейшую подготовку к занятиям.

В процессе изучения материалов о пожаре следует наметить, какие наглядные пособия нужны для разбора, и при необходимости принять меры по изготовлению схем, чертежей, графиков, слайдов и т.д.

После тщательного изучения материалов о пожаре руководитель занятий должен установить, были ли за последние годы пожары на аналогичных объектах гарнизона (области, района). Для этой цели надо просмотреть материалы с анализом боевых действий за последнее время, проконсультироваться у руководства и использовать другие источники. Если такие факты были, нужно ознакомиться с описаниями этих пожаров или карточками боевых действий и другими относящимися к ним документами и сопоставить события, факты и явления с данными разбираемого пожара.

В процессе подготовки к разбору руководителю целесообразно ознакомиться с документами пожарно-технических обследований аналогичных объектов в гарнизоне (области, районе) и провести анализ недостатков и объективных условий на этих объектах, которые послужили причиной возникновения, быстрого развития пожара и усложнения боевой работы пожарных подразделений.

Изучение сходных пожаров, материалов о боевых действиях и пожарно-профилактической работе на объектах, аналогичных рассматриваемому, позволит руководителю не только всесторонне подготовиться к разбору, но и выработать конкретные и эффективные практические мероприятия применительно к данному гарнизону пожарной охраны (области, району) по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений, а также по распространению передового опыта работы.

При разработке плана разбора пожара целесообразно включить в него ряд дискуссионных вопросов, чтобы вынести их на обсуждение начсостава, и предусмотреть время для обсуждения.

Важным этапом подготовки руководителя к разбору является разработка мероприятий по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений пожарной охраны. Эти мероприятия должны базироваться на выводах и указаниях, отмеченных в описаниях пожаров, информационных письмах и других документах вышестоящих руководителей пожарной охраны, а также составляться с учетом противопожарного состояния объектов, применительно к которым разбирают пожар, и уровня боеготовности конкретных подразделений и гарнизона пожарной охраны в целом. Указанные мероприятия, разработанные руководителем разбора пожара, согласовываются с руководством заинтересованных служб и утверждаются руководителем аппарата или гарнизона (подразделения) пожарной охраны.

Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, разбирают со всем личным составом дежурных караулов. Обычно с караулом, участвовавшим в тушении пожара, разбор проводит начальник караула в конце дежурства, а с остальными караулами разбор в виде устного сообщения осуществляет начальник части или его заместитель при заступлении на дежурство или в другое время дежурных суток.

Подготовку к разбору пожара начальник караула должен начинать еще в процессе тушения. По ходу тушения он старается предварительно определить причины и условия возникновения и развития пожара, запоминает особенности первоначальной обстановки, все ее изменения, действия личного состава караула и др. (рекомендуется все факты и явления фиксировать, отмечая время наступления и окончания событий). Затем начальник караула вычерчивает схему развития и тушения данного пожара и собирает другие данные, исходя из конкретных условий на пожаре. По прибытии в часть он анализирует собранные сведения и составляет краткий план разбора пожара и схему расстановки сил и средств при тушении.

Разбор пожара, происшедшего в данном гарнизоне, отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части) после его исследования проводят в следующем порядке:

1. Руководитель гарнизона (органа, подразделения) объявляет начсоставу тему, цель и порядок разбора пожара и предоставляет слово лицу, исследовавшему пожар;

2. Лицо, исследовавшее пожар, пли руководитель группы по исследованию знакомит присутствующих с оперативно-тактической характеристикой объекта, на котором возник пожар, его противопожарным состоянием, причиной пожара и первоначальными действиями местных сил и средств, рабочих и служащих по передаче сообщения в пожарную охрану, тушению пожара и встрече прибывающих подразделений;

3. Заслушиваются краткие доклады первого и последующих РТП, НШ, всех НБУ, НТ и других должностных лиц в последовательности, соответствующей их участию в тушении;

4. Выступает присутствующий на занятиях начсостав и высказывает свои мнения и предложения по особенностям боевой работы в ходе тушения;

5. Берет слово лицо, исследовавшее пожар, обобщает выступления и на основе предварительного анализа характеризует положительные стороны и недостатки в действиях должностных лиц и подразделений пожарной охраны;


Описание пожара - документ, составляемый на крупные или характерные пожары (по­жары с убытком 3 420 МРОТ и более, пожары с групповой гибелью людей (3 и более человек), с количеством травмированных 10 и более человек, а также пожары, анализ причин возникновения и результатов тушения которых представляет практический или научный интерес).

Описание пожара содержит информацию о ходе развития и тушения пожара ; составляется должностными лицами подразделений или органов управления подраз­делений пожарной охраны в срок не более 30 суток с момента возникновения пожара. Описание пожара состоит из карточки исследования пожара и приложений. Карточка исследования пожара включает в себя все основные вопросы по раз­витию и организации тушения пожара и наиболее полно и детально отражает результаты его изучения.

При составлении описания пожара необходимо:

  • давать краткие, точные, достоверные и исчерпывающие ответы на все пункты карточки учета результатов изучения крупного пожара (пункты о возникновении и разви­тии пожара и о ходе тушения и руководства тушением пожара освещаются в более подробном изложении с обя­зательной оценкой действия РТП , оперативного штаба и подразделений пожарной охраны);
  • включать сведения о времени событий на пожаре только после тщательной проверки;
  • давать детальный анализ всех действий участвующих в тушении пожара подразделений пожарной охраны и их руководителей, участников тушения пожара , а также условий, которые привели к развитию пожара до крупных размеров;
  • осве­щать подробно применение новых способов, методов и средств тушения, интенсивность подачи ОТВ , поведение конструкций и другое;
  • освещать положительные и отрицательные стороны профилактической работы в организации (на объекте) и оперативно-тактическую характеристику организации (объекта);
  • выводы и предложения давать таким образом, чтобы руководство органов управления пожарной охраны могло разработать мероприятия, обеспечивающие улучшение профилактической работы, организации тушения пожара, совершенствование противопожарных норм и правил, а также вносить предложения об изменении законо­дательства по вопросам пожарной безопасности ;
  • таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств развития и тушения пожаров, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и сум­марного расхода ОТВ составлять после тщательного анализа и проверки цифровых данных.

Приложе­ния к описанию пожара включают:

  • таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара;
  • совмещенный график роста (во времени) площади пожара и суммарного расхода ОТВ;
  • схему расста­новки сил и средств при тушении пожара (по этапам и по этажам);
  • фотоснимки (панорамные, ориенти­рующие, обзорные и другие);
  • копии оперативных документов по исследуемому пожару, актов, решений, приказов и других документов, касающихся происшедшего пожара.

Приложения дополняют карточку исследования результа­тов изучения крупного пожара и раскрывают характерные особенности тушения исследуемого пожара с помо­щью схем, чертежей, графиков и фотоснимков. Количество схем расстановки сил и средств на тушение по­жара, чертежей отдельных конструкций и фотоснимков зависит от характера, размеров пожара и определяется в каждом отдельном случае, исходя из необходимости наиболее полно осветить особенности данного пожара. На схемах должны быть отражены:

  • действия по тушению пожара с момента его обнаружения и до окончания расстановки первых прибывших на пожар сил и средств;
  • расстановка дополнительных сил и средств, а также обстановка на момент прибытия и к прибытию старших оперативных должностных лиц пожарной ох­раны (на момент смены РТП);
  • обстановка на пожаре и расстановка сил и средств к моменту локализа­ции и ликвидации пожара .

Схемы, чертежи и фотоснимки размещаются в конце описания в виде прило­жения. Размеры листов должны быть 20-30 или 30-40 см. Фотоснимки, как правило, выполняются размером 12-­18 см, наклеиваются на листы бумаги и подписываются. Иллюстративный материал дополняет описание пожара по следующим вопросам:

  • противопожарное состояние организации (объекта);
  • причины и место возникновения пожара;
  • его распространение;
  • ход тушения.

О наличии приложений делается запись в конце текста опи­сания.

| | | | | | | | | | | | |

Пожары с большим ущербом или гибелью более двух человек, а также представляющие практический или научный интерес в срок не более двадцати дней исследуются с составлением описания. На остальные пожары, в тушении которых участвовали силы более одного караула, в срок не более десяти суток составляется описание пожара или карточка боевых действий.

Карточка

боевых действий караула № на пожаре, происшедшем(число, месяц, год)

1. Наименование объекта, его ведомственная принадлежность (ми­нистерство, ведомство, адрес).

2. Характеристика объекта (размеры в плане, этажность, конструк­тивные особенности, степень огнестойкости, категория производства, тех­нологический процесс и его пожароопасность).

3. Кем охранялся объект и кто обнаружил пожар

4. Время возникновения пожара, обнаружения пожара, сообщения о пожаре, выезда дежурного караула, прибытия его на пожар, подачи первого ствола, вызова дополнительных сил и средств, локализации, ликвидации, возвращения в часть.

5. Площадь пожара на момент: обнаружения, сообщения, прибытия, подачи первого ствола, вызова дополнительных сил и средств, локализации.

6. Водоснабжение: вид, характеристика, исправность, расстояние до места пожара.

7. Способы подачи воды: от емкостей автоцистерн; с установкой пожарных машин на водоисточники; подвоз; перекачкой. Для каждого спо­соба указать количество и вид поданных стволов, используемой пожарной техники, длину магистральной и рабочей линий, количество используемых рукавов и их диаметр.

8. Обстановка на пожаре: что и где горело, ход развития и тушения пожара, опасность для людей, животных, действия ДПД и населения до прибытия пожарных подразделений, действия пожарных подразделений.

9. Оценка действий: РТП-1, РТП-2, начальника БУ, пожарных под­разделений.

10. Особенности тушения пожара: время создания оперативного штаба на пожаре, его состав, время создания боевых участков (секторов), их задачи.

11.Обстоятельства, способствующие развитию пожара и усложняю­щие обстановку: позднее обнаружение и сообщение, удаленность пожарных подразделений, метеорологические условия, плохие дороги, недостаток воды, отсутствие связи, ошибки РТП, неудовлетворительное противопо­жарное состояние объекта, наличие отравляющих, взрывчатых, радиоак­тивных, ядовитых и других веществ, прочие обстоятельства.

12.Кем (чем) потушен пожар: ДПД, ПСО, ППЧ, ВПЧ, населени­ем, совместно, с использованием автоматики, первичных средств, техники народного хозяйства, сил и средств опорных пунктов тушения крупных
пожаров, звеньев ГДЗС (количество, время их работы).

13.С какими службами было организовано взаимодействие, в чем это взаимодействие заключалось.

14.Неприбытие подразделений по расписанию выездов и плану при­влечения сил и средств: какие подразделения, вид и количество техники,причина. Оказало ли это влияние на качество тушения пожара

15.Неисправность в работе пожарной техники, номер подразделения, марка автомобиля, вид неисправности, влияние на тушение пожара, спа­сение людей, животных, продолжительность тушения.

16.Причина и виновник пожара.

17.Результаты пожара: количество спасенных людей и кем. Коли­чество пострадавших и погибших на пожаре людей и животных. Причина их гибели. Строения, уничтоженные пожаром, сумма убытка, причинен­ного пожаром, общая стоимость спасенных материальных средств.

18.Израсходованные огнетушащие средства: вид и количество.

19. Случаи нарушения правил техники безопасности работниками пожар­ной охраны: вид нарушения, сколько человек при этом погибло, пострадало.

20.Выводы, предложения и принятые меры.

21.На отдельном листе выполняется план-схема расстановки сил и средств с соблюдением условных обозначений БУПО.

На основании карточек боевых действий караула составляется свод­ная таблица по тушению пожаров и анализируются боевые действия пожар­ных подразделений. Ниже представлен вариант сводной таблицы.

Сводная таблица

боевой работы пожарных подразделений по тушению пожаров в районе выезда ВГГЧ. За______________ квартал 200_ г.

Выезды дежурных караулов по тревоге: всего выездов, в том числе на пожары в свой и соседние районы; на аварии, несчастные случаи; на горение сажи; на лесные, торфяные пожары; на ложные, в том числе и срабатывание АПС; на пожарно-тактические занятия и учения в ночное и дневное время.

Тушение пожаров: населением до прибытия пожарных подразде­лений, АУП; силами одного караула, первым стволом от емкости авто­цистерны, несколькими стволами от емкости автоцистерны, при помощи установки пожарных автомобилей на водоисточники; с привлечением до­полнительных сил и средств.

Количество пожаров, потушенных с использованием различных сил и средств, определяют по таблице:

Следование к месту пожара (аварии) до 5, до 10, более 10 мин.

Определение количества пожаров осуществляют по нижепри­веденной таблице:

Результаты пожаров: спасено людей, в том числе пожарными; погибло людей, в том числе до прибытия пожарных подразделений; пос­традало людей; уничтожено строений; сумма убытка, причиненного пожа­рами; общая стоимость спасенных материальных ценностей; допущено дорожно-транспортных происшествий при следовании на пожар и следо­вании с места пожара; допущено несчастных случаев с работниками пожар­ной охраны, в том числе с летальным исходом. Случаи отказов пожарной техники и краткая характеристика отказавшей техники.

Желательно каждую позицию для удобства использования пред­ставлять в виде табличек.

В зависимости от местных особенностей разделы могут быть допол­нены данными, необходимыми для анализа боевых действий пожарных подразделений.

Определенную сложность для начальника караула, особенно начи­нающего свою служебную деятельность, представляет оформление данных о работе на пожарах, на которых силы и средства работали по повышенному номеру вызова. Некоторые методические рекомендации по этому вопросу представляется возможным сгруппировать и представить в форме рапорта, основные позиции одного из вариантов которого представлены ниже.

Дата и время получения сообщения о пожаре и выезде части на пожар.

Тип пожарных автомобилей и численность боевых расчетов, выез­жающих на пожар, должность, звание, фамилия и инициалы руководи­телей, возглавлявших дежурные караулы и отделения.

Расстояние до пожара в километрах.

Время прибытия к месту пожара.

Обстановка на пожаре (на боевом участке) к моменту прибытия.

Информация о пожаре, время се получения.

Количество вызванных дополнительных сил, время вызова.

Распоряжения от должностных лиц, время их выполнения.

Участие в спасании и эвакуации людей.

Звание, должность, фамилия и инициалы участвовавших в прове­дении спасательных работ. Количество спасенных, пути и способы спасания.

Количество и тип поданных водяных, пенных и порошковых ство­лов. Время, место, пути и способы их подачи, продолжительность работы стволов, расход воды, пены, порошка. Длина и диаметр магистральных и рабочих линий.

Использование специальных пожарных средств, ручных лестниц, механизированного и электрифицированного инструмента, газодымозащитной службы и другого пожарно-технического вооружения.

Использование планов или карточек пожаротушения.

Положительные стороны и недостатки в работе личного состава дежурного караула и отделения.

Случаи отказа в работе пожарной техники.

Схема расстановки сил и средств.

Дата, звание, должность, фамилия и инициалы лица, подгото­вившего рапорт.

При составлении схемы следует пользоваться действующими услов­ными обозначениями. На схему наносится генплан объекта, места уста­новки пожарных автомобилей на водоисточники, прокладки магистральных и рабочих рукавных линий, установки разветвлений, автомобильных и ручных лестниц, размещение Штаба на пожаре, а при выполнении работ в этажах - поэтажные планы и наименование помещений, в которых производились работы.

Представление данных по единой форме позволяет организовать исследование и разбор происшедшего пожара.

В случае гибели людей на пожаре необходимо предоставить данные по каждому случаю, для чего по возвращении с пожара начальник караула не позднее 5 ч с момента окончания тушения пожара должен произвести личное исследование действий всего личного состава и представить рапорт, в котором должны быть отражены следующие вопросы:

Адрес пожара, наименование и принадлежность объекта.

Дата и время получения сообщения о пожаре и выезде на пожар.

Тип пожарных автомобилей и численность боевых расчетов, выез­жавших на пожар.

Должность, звание, фамилия и инициалы руководителей, воз­главляющих дежурные караулы и отделения.

Поступало ли при высылке или в пути следования сообщение о том, что в горящих или задымленных помещениях остались люди.

Расстояние от пожарного депо до пожара в километрах.

Время прибытия пожарных подразделений и оперативного состава к месту вызова.

Были ли заявки от граждан о том, что в горящих помещениях остались люди.

Обстановка на пожаре к моменту прибытия пожарных подразделений.

Когда, кем и какие меры были приняты по розыску и спасению людей.

Действия по тушению пожара. Количество и тип поданных стволов. Время, место и способы их подачи.

Меры и действия по предотвращению паники среди людей.

Использование средств спасания.

Время, место и обстоятельства обнаружения трупа, должность, звание и фамилия, обнаружившего его.

Время и способ вызова скорой медицинской помощи.

Меры по оказанию доврачебной помощи при наличии у постра­давшего признаков жизни.

Результаты пожара.

Положительные стороны и недостатки в работе личного состава пожарных подразделений при спасании людей и тушении пожара.

Случаи отказа при спасании людей и тушении пожара пожарной техники.

Оценка действий личного состава пожарных подразделений.

К рапорту прилагают схему расстановки сил и средств при тушении пожара и схему помещения, на которой указывают место, где был обнаружен труп.

Кроме этих образцов документов в дежурном карауле могут быть и другие, учитывающие особенности несения службы, другие условия.

Любое научное или прикладное исследование представляет собой организованный процесс с вполне установившейся технологической схе­мой или последовательностью этапов:

Наблюдение,

Сводка и группировка данных, обработка результатов;

Анализ и обобщение полученных результатов.

Первым этапом, независимо, в какой области знаний проводится научное или прикладное исследование, является наблюдение.

В конкретном проявлении наблюдение означает процедуру сбора исходных данных, различных сведений о явлении, процессах или объектах реальной действительности, которые подвергаются исследованиям. Все вышесказанное в полной мере можно отнести к статистическому наблю­дению, к изучению пожаров.

Следует отметить, что высококачественная исходная информация - один из определяющих методологических принципов изучения пожаров.

Ошибки, допущенные на этапе сбора исходных данных, распростра­няются и на другие этапы исследования пожаров, сверку, обработку, ана­лиз и обобщение показателей. Откуда же берутся данные? Процесс сбора исходной информации может быть организован по-разному. Основные формы - отчетность и специально организованное наблюдение.

Отчетность - это строго регламентированная форма статистического наблюдения. Здесь определяется содержание отчетности, формуляры, сроки и порядок представления отчетных данных и др. Информация, содержа­щаяся в отчетности, широко используется для проведения различных научных исследований.

По виду статистическое наблюдение подразделяется на сплошное и несплошное. Сплошное наблюдение означает, что исходные данные соби­раются абсолютно по всем единицам изучаемой совокупности. Например, все пожары, имевшие место в регионе.

При несплошном наблюдении обследованию подвергаются не все пожары, а только часть их.

Например, только пожары, происшедшие зимой, или только днем, или только на каком-то определенном виде объектов.

Специально организованное наблюдение осуществляется непосред­ственно в процессе и после пожара. Сбор исходных материалов для любого пожара фактически начи­нается с момента прибытия пожарного подразделения и принятия РТП и другими должностными лицами мер к сохранению вещественных доказа­тельств, получению сведений от очевидцев пожара. В последующем наз­начается комиссия из различных специалистов пожарной охраны, а по отдельным вопросам могут приглашаться специалисты из других отраслей.

При исследовании пожара сбор данных осуществляется:

Регистрацией всех наблюдаемых явлений, событий, фактов в пе­риод тушения пожара;

Детальным изучением места пожара, собеседованием с очевидцами пожара;

Изучением оперативных и других документов, имеющих отношение к пожару;

Проведение экспертных аналитических и экспериментальных иссле­дований параметров развития и тушения пожара, хода тушения и действий должностных лиц на нем.

Состав данных:

Оперативно-тактическая характеристика и противопожарное сос­тояние объекта;

Данные о пожаре, его параметры;

Состояние пожарной охраны и ее действий до пожара и в процессе его тушения;

Данные об ущербе, несчастных случаях с людьми, гибели живот­ных;

Положительный опыт и недостатки в действиях пожарной охраны;

Принятые меры по прошедшему пожару.

Анализ оперативно-тактической характеристики и противопожар­ного состояния объекта устанавливает:

Состояние и поведение конструктивных особенностей зданий и соо­ружений, в результате которых устанавливают назначение объекта, его ведомственную принадлежность, размеры, этажность и их планировку, строи­тельные и конструктивные особенности здания (сооружения), наличие технологических проемов в них. а также пожарную опасность материала, из которого выполнены конструкции здания, их огнезащита. Определяется наличие и состояние путей эвакуации, расстояние до соседних зданий и сооружений;

Наличие противопожарных преград и их влияние на распростра­нение пожара;

Состояние электросетей и электроустановок, марки эксплуатируе­мых электрических кабелей и проводов, способы их прокладки, срок эксп­луатации (соответствие их правилам устройства электроустановок и проектной документации), состояние электрической защиты. Наличие и состояние молниезащиты и устройств защиты от статического электричества;

Состояние технологического процесса производства, его категории по степени пожарной опасности, обращение в производстве веществ и материалов;

Состояние противопожарного водоснабжения. Наличие и вид проти­вопожарного водоснабжения, расстояние от них до места пожара. Давление в водопроводной сети, порядок его повышения при пожаре, фактическая водоотдача. Возможность использования искусственных и естественных водоемов, внутренних пожарных кранов;

Характеристика средств связи, возможность их использования для извещения о пожаре в пожарную охрану;

Наличие, состояние первичных средств тушения, автоматических установок извещения и тушения пожаров, возможность их использования в условиях пожара;

Противопожарное состояние объекта. Рассматривается наличие про­тивопожарных формирований и их боеспособность; своевременность и качество проводимых пожарно-технических обследований, рассматривается перечень мероприятий, предложенных для предупреждения пожара и обес­печения условий его успешной ликвидации, степень их реализации и влия­ние на возникновение, развитие и ход тушения пожара. Случаи пожаров на объекте, их причины и принимавшиеся по ним меры.

Выяснение данных о пожаре устанавливает:

Особенности горения, развитие, пути и скорость распространения огня. Случаи взрывов, вспышек, их причины и последствия. Задымление, пути распространения дыма и его влияние на ход тушения;

Вскипание и выбросы горючих жидкостей, площадь их растекания, интенсивность излучения, степень угрозы соседним зданиям, строениям и сооружениям, влияние этих обстоятельств на исход тушения пожара.

Метеорологические условия, температура окружающей среды, скорость ветра и его направление;

Выделяемые при горении вредные для дыхания токсичные газы, площадь загазованных помещений, степень влияния этих газов на тушение пожара;

Характер обрушений или деформаций строительных конструкций, при каких обстоятельствах, на каком этапе тушения и в каких местах это наблюдалось, насколько они деформировались, обрушились или сгорели, какие факторы оказали влияние на быстроту и величину их деформации, влияние поведения конструкций на характер распространения пожара;

Параметры развития и тушения пожара. Временные параметры (сообщения, время следования, время введения сил и средств, время локализации, сосредоточения, ликвидации пожара). Размеры площади пожара и площади тушения на различные моменты времени, а также изменение по времени линейной скорости распространения пожара, ско­рости роста площади пожара, секундного расхода, интенсивности подачи и удельного расхода огнетушащих составов.

Анализ состояния пожарной охраны и ее действий до и в период тушения пожара:

Вид пожарной охраны объекта (населенного пункта), состав де­журных караулов, укомплектованность пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением, ее исправность;

Состояние боевой готовности пожарных подразделений, знание начальствующим составом оперативно-тактической характеристики объекта;

Наличие и реальность расписания выездов, плана привлечения сил и средств к тушению пожара в сельской местности, плана (карточки) пожаротушения на объект, номер вызова, степень использования этих документов во время пожара и их роль;

Правильность действий лиц, обнаруживших пожар до прибытия пожарных подразделений, первые меры по тушению и их эффективность, организация встречи пожарных подразделений;

Действия диспетчерского состава по направлению необходимых сил и средств на тушение пожара. Четкость их работы по приему сообщений о пожаре и высылке сил и средств на пожар в соответствии с расписанием выездов (планом привлечения сил и средств);

Действие первого руководителя тушения пожара по разведке пожара, оценке обстановки, выбору решающего направления боевых дей­ствий, принятию решений, вызову дополнительных сил и средств, про­ведению спасательных работ, выбору и подаче огнетушащих веществ;

Оценка обстановки к прибытию старшего РТП, оценка обстановки и принятия им решения и своевременность их выполнения; развертывание сил и средств, эффективность их действий, схема расстановки сил и средств. Созда­ние оперативного штаба на пожаре и его деятельность по организации тушения пожара. Прибытие дополнительных сил и средств и их действия. Правильность принятых мер по спасанию людей, животных, материальных ценностей, анализ обстоятельств несчастных случаев с людьми и гибели животных;

Взаимодействие РТП и оперативного штаба на пожаре со службами города и оценка инструкций взаимодействия. Привлечение к тушению пожара населения, воинских подразделений, народнохозяйственной техники;

Перечень и степень использования водоисточников, насосов-повысителей, стационарных систем тушения, анализ причин отказов АУП или неэффективность их работы Выявление причин отказов пожарной техники и ПТВ;

Количество сил и средств, задействованных на тушении. Сравнение фактических и требуемых сил и средств;

Численность личного состава, участвовавшего в тушении пожара. Оценка полноты использования тактических возможностей сил и средств пожарных подразделений, а также соответствие примененного пожарного технического вооружения (типы стволов) и вида огнетушащего средства (вода, пена, вода со смачивателями и т.п.) по классу и масштабам пожара;

Оценка рациональности схем подачи стволов на тушение пожара;

Выяснение данных об ущербе, несчастных случаях с людьми, гибе­ли животных;

Уточняется ущерб от пожара в целом и отдельно но зданиям, машинам, оборудованию, продукции; обобщение положительного опыта и вскрытие недостатков в усло­виях пожарной охраны;

Влияние обстоятельств, способствовавших развитию пожара до крупных размеров, которые могут быть следующими: позднее обнаружение пожара и несвоевременное сообщение в пожарную охрану; недостатки огнетушащих веществ, причины несвоевременного прибытия пожарных подразделений, неисправность пожарной техники, ошибки РТП, долж­ностных лиц оперативного штаба в организации тушения пожара, отсут­ствие газодымозащитной службы или низкая ее боеготовность.

Здесь же обобщаются сведения о новых способах тушения, их эф­фективность, об использовании отделений на специальных пожарных авто­мобилях, а также приспособленной для тушения пожаров народнохозяй­ственной техники Дается оценка использования потенциальных такти­ческих возможностей пожарных подразделений, действиям РТП, опера­тивному штабу и пожарным подразделениям по разведке пожара, оценке обстановки, вызову дополнительных сил и средств, их расстановке, прове­дению спасательных работ. Оценивается степень подготовки личного состава к боевым действиям. Обобщается опыт использования новых способов спасения людей и боевых действий, проявление смелости и отваги личным составом пожарной охраны.

При изучении принятых мер уточняется:

Возбуждено ли уголовное дело, по какой статье, кто привлекается к ответственности, и привлекаются по делу в качестве подозреваемого или имеется наличие постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Здесь же рассматриваются меры, принятые на день окончания иссле­дования пожара со стороны администрации объекта и должностных лиц пожарной охраны.

Несмотря на обилие исходной информации о пожаре или о пожарах, она, однако, еще ничего не говорит о той статистической совокупности, которую призвана характеризовать. Чтобы на основе собранной информа­ции могли проясниться какие-то специфические особенности изучаемой совокупности, исходная информация должна быть подвергнута дальнейшей обработке на втором этапе. Содержательную основу этого этапа статисти­ческого исследования составляют сводка и группировка данных.

Под сводкой понимается процедура систематизации и группировка исходной информации по различным признакам.

Исходная информация упорядочивается и подготавливается для последующего получения научно-обоснованных показателей. Метод груп­пировок позволяет выделить основные типы явлений, изучить структуры явлений, установить и охарактеризовать связи между явлениями.

Второй этап заканчивается составлением описания пожара или кар­точки боевых действий. На этом этапе производится анализ явлений, имев­ших место на данном пожаре, разрабатываются мероприятия, направ­ленные на совершенствование деятельности пожарных подразделений.

Описание пожара

Описание пожара состоит из 3-х разделов: карточки со сводными данными по пожару; пояснительной записки; выводов, предложений и принятых мер и приложения.

Карточка со сводными данными состоит из нескольких частей:

Общая часть;

Последствия пожара;

Характеристика объекта пожара;

Дополнительные сведения;

Динамика развития и тушения пожара;

Силы и средства на пожаре.

Карточка с заполненными данными позволяет ее обрабатывать на ЭВМ. В пояснительной записке более подробно дается письменная характеристика объекта, его охраны и надзора пожарной охраны за ним. Рассматривается наличие и реальность расписания выездов пожарных частей, плана привлечения сил и средств, планов пожаротушения и также степень использования сил и средств на пожаре в соответствии с расписанием и планами.

Дается оценка профилактической работы, уточняются отдельные параметры возникновения и развития пожара. Рассматриваются вопросы тушения пожара. Указывается, кто проводит расследование и его предва­рительные результаты, когда и кем возбуждено уголовное дело.

В выводах, предложениях и принятых мерах указываются: основные причины, приведшие к пожару и его распространению; степень виновности работников пожарной охраны; предложения по предупреждению и туше­нию пожара, принятые меры по различным инстанциям. Мероприятия, направленные на предупреждение и успешное тушение пожаров на аналогичных объектах народного хозяйства:

В организации государственного пожарного надзора;

В организации службы, подготовки подразделения;

В оснащении пожарных подразделений новой пожарной техникой;

В совершенствовании структуры пожарных подразделений;

В управлении силами и средствами на пожаре;

В изыскании новых огнетушащих веществ и внедрение их в прак­тику тушения пожаров.

В приложении представляются: совмещенный график; схемы туше­ния пожара на момент прибытия первого и последующих подразделений, локализации, а также на другие моменты времени. Для пояснения и под­тверждения некоторых вопросов, излагаемых в текстовой части, в при­ложение могут включаться: фотоснимки, слайды и другие документы, раскрывающие особенности развития и тушения пожара.

При составлении схем и графиков применяются принятые в пожар­ной охране условные обозначения.

На схемах обязательно указывается: место возникновения пожара - красным флажком, пути распространения огня и дыма - красными и синими стрелками, помещения (сооружения, территория), охваченные огнем, отмечаются штриховкой красного цвета, а задымление - волнистой штриховкой синего цвета. Кроме этого, на схемах должно указываться: расположение пожарных и других автомобилей, участвующих в тушении пожара, пути прокладки рукавных линий и исходные позиции стволов, место расположения оперативного штаба на пожаре, контрольно-пропуск­ного пункта ГДЗС, тыла, позиции боевых участков, а также расположение и места установки специальных агрегатов, приборов, резерва сил и средств и другие необходимые данные.

4.2. Требования к составлению текстовой части

описания пожара

4.2.1. При составлении текстовой части описания необходимо:

Включать сведения о событиях, предшествующих пожару и произошедших в ходе тушения пожара, только после тщательной проверки их достоверности;

Давать детальный анализ действий всех подразделений пожарной охраны и их руководителей, участвующих в тушении пожара, участников тушения пожара, а также условий, которые привели к развитию пожара до крупных размеров;

Подробно освещать применение новых способов, методов и средств тушения, интенсивность подачи огнетушащих средств, поведение конструкций и др.;

Отражать оперативно-тактическую характеристику организации (объекта);

Выводы и предложения составлять таким образом, чтобы руководство органов управления пожарной охраны могло разработать мероприятия, обеспечивающие улучшение профилактической работы и организацию тушения пожаров;

Таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств развития и тушения пожаров, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и суммарного расхода огнетушащих средств составлять после тщательного анализа и проверки цифровых данных.

4.2.2. В текстовой части описания должны быть отражены следующие сведения:

4.2.2.1. Общие данные:

Адрес, наименование и принадлежность организации (объекта), на котором произошел пожар, дата его постройки, реконструкции;

Назначение здания (сооружения, помещения), характер производственного процесса на момент возникновения пожара;

Вещества и материалы, обращающиеся (хранящиеся) в данном производстве, их характеристика, количество и величина пожарной нагрузки на момент возникновения пожара;

Характеристика и условия проводимых работ (мероприятий), которые могли явиться причиной возникновения пожара;

Наличие признаков аварийных режимов работы аппаратов и оборудования на момент возникновения пожара.

4.2.2.2. Строительные и конструктивные особенности здания (сооружения, помещения), имеющие отношение к особенностям развития, тушения и последствиям пожара:

Этажность, общая высота, размеры в плане, поэтажная планировка, наличие подвалов, чердака и технического этажа, их планировка, что в них находилось;

Материал и конструкция наружных и внутренних капитальных стен, колонн, опор, перегородок; подвальных, междуэтажных и чердачных перекрытий; внутренних и наружных лестниц; ферм, стропил, прогонов, обрешетки покрытия, кровли; противопожарных зон (отсеков), стен и дверей;

Наличие и состояние путей эвакуации, наружных и незадымляемых лестниц; системы отопления, освещения, вентиляции, их наличие, конструктивные особенности и техническое состояние;

Наличие шахт, проемов, коммуникаций, подпольного пространства и других отверстий, связывающих этажи и помещения, их число, размеры в плане, влияние на ход развития и тушения пожара;

Расстояние до соседних зданий (сооружений, установок), степень огнестойкости последних, влияние на ход развития и тушения пожара;

Другие данные строительно-конструктивного характера, имеющие отношение к причине пожара, распространению огня и дыма, спасению людей, проведению работ по тушению пожара.

4.2.2.3. Состояние электросетей, электроустановок и газового хозяйства:

Соответствие кабельных линий, электропроводок, электрических сетей и электрооборудования правилам устройства электроустановок;

Правильность прокладки кабельных линий, монтажа электропроводок и электрических сетей, их техническое состояние;

Наличие, вид и состояние молниезащитных устройств;

Наличие, вид и состояние устройств защиты от статического электричества;

Соответствие кабельных линий, электропроводок, электрических сетей, электроустановок нормативным требованиям пожарной безопасности;

Наличие и состояние газового хозяйства, его соответствие требованиям норм пожарной безопасности;

Наличие других установок и оборудования, оказавших влияние на ход развития и тушения пожара.

4.2.2.4. Состояние противопожарного водоснабжения:

Наличие и вид противопожарного водоснабжения;

Пожарные водоемы, их емкость, наличие подъездов, пирсов и устройств для забора воды из них;

Водопровод, его вид (внутренний или наружный, кольцевой или тупиковый), диаметр;

Ближайшие водоисточники, возможность их использования для целей пожаротушения, расстояние от них до места пожара;

Состояние гидрантов и подъездов к ним до пожара, дата их последней проверки на водоотдачу;

Давление в водопроводе и порядок его повышения при пожаре, практическая водоотдача водопроводных сетей (дата и результаты последней проверки);

Наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов, эффективность их применения;

Соответствие противопожарного водоснабжения нормативным требованиям пожарной безопасности.

4.2.2.5. Средства обнаружения, тушения, дымоудаления и оповещения о пожаре:

Наличие, вид и состояние установок обнаружения и извещения о пожаре, тушения пожаров, средств оповещения людей о пожаре, их роль в своевременном извещении о пожаре;

Наличие, вид и состояние систем дымоудаления, их работа в условиях пожара;

Наличие первичных средств пожаротушения, их применение при пожаре.

4.2.2.6. Характеристика подразделений пожарной охраны:

Сведения о подразделениях пожарной охраны, дислоцированных в населенном пункте (сельском районе);

Существующий порядок организации работы подразделений пожарной охраны и их органов управления;

Численность личного состава и укомплектованность дежурных караулов (смен) пожарных подразделений;

Количество и вид основной и специальной пожарной техники, состоящей на вооружении пожарных подразделений, ее укомплектованность и исправность;

Средства индивидуальной защиты органов дыхания, состоящие на вооружении пожарных подразделений;

Вид пожарной охраны, охраняющей организацию (объект), населенный пункт, расстояние до места пожара;

Состояние готовности пожарных подразделений к выполнению задач по предназначению, осуществление контроля за организацией службы;

Сосредоточение сил и средств на месте пожара в соответствии с Расписанием выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Численность сил и средств, привлекаемых на тушение пожара в организации (объекте) по автоматическому номеру вызова;

Общая численность сил и средств, привлекаемых на тушение пожара в организации (объекте) по максимальному номеру вызова;

Наличие плана или карточки тушения пожара на организацию (объект), соответствие указанных в них данных реальной обстановке, периодичность их корректировки, степень использования и роль этих документов во время тушения пожара;

Другие виды подразделений, выполняющих задачи по тушению пожаров, численность дежурных смен, их техническая оснащенность и качество несения службы;

Случаи возникновения пожаров в организации (объекте) ранее, их причины и принимавшиеся по ним меры.

4.2.2.7. Ход тушения, руководство тушением пожара (все процессы, изменения и события, происходящие на пожаре, должны строго фиксироваться во времени):

Дата, время возникновения, обнаружения пожара;

Условия обнаружения пожара, способ и время сообщения о пожаре в пожарную охрану, организация встречи подразделений пожарной охраны;

Действия лиц, обнаруживших пожар, а также принятые ими меры по спасению людей, имущества и тушению пожара, эффективность этих мер;

Действия дежурных диспетчеров (радиотелефонистов) задействованных дежурно-диспетчерских служб, четкость их работы по приему сообщений о пожаре и высылке сил и средств на пожар в соответствии с Расписанием выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и инструкциями (соглашениями) о взаимодействии;

Время прибытия первого пожарного подразделения, обстановка сложившаяся на пожаре к этому моменту (угроза людям, опасность взрыва, обрушения, отравления аварийно-химическими опасными веществами, площадь пожара, характер и особенности его развития);

Действия первого и последующих РТП по оценке сложившейся обстановки, разведке пожара, выбору решающего направления тушения пожара, вызову дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и других участников тушения пожара, расстановке и сил и средств пожаротушения, осуществлению перегруппировки сил и средств в ходе тушения пожара (ее цели и необходимость проведения);

Проведение спасательных и эвакуационных мероприятий, принцип выбора огнетушащих средств и способов их подачи для тушения пожара, использование специальной и вспомогательной техники, сбор сведений о пожаре и др.;

Соответствие действий оперативного штаба пожаротушения руководящим документам МЧС России;

Взаимодействие РТП и оперативного штаба пожаротушения со службами жизнеобеспечения организации (объекта), населенного пункта (района), привлечение к тушению пожара населения и т.д.;

Правильность и эффективность использования сил и средств, участвующих в тушении пожара;

Проявление смелости, отваги и самоотверженности при тушении пожара, спасании людей, материальных ценностей и имущества от огня сотрудниками (работниками) пожарной охраны, иными лицами;

Меры по спасению людей, животных, оборудования и имущества, обстоятельства гибели людей и животных;

Обстоятельства гибели и травмирования людей (животных);

Сведения о применении новых приемов и способов спасания людей и тушения пожара, их эффективность;

Численность участвовавшего в тушении пожара личного состава подразделений пожарной охраны и количество используемой ими техники, других участников тушения пожара. Реализация тактических возможностей сил и средств подразделений пожарной охраны.

4.2.2.8. Обстоятельства, способствовавшие развитию пожара:

Позднее обнаружение пожара и несвоевременное сообщение о нем в пожарную охрану;

Отсутствие водоисточников, недостаток воды и других огнетушащих средств;

Неудовлетворительное противопожарное состояние организации (объекта) на момент возникновения пожара (по выявленным недостаткам);

Несвоевременное прибытие подразделений пожарной охраны (поздний сбор и выезд по тревоге, незнание района выезда, маршрута следования и организации (объекта), плохое состояние дорог (дорожного покрытия) и загруженность их транспортом, неисправность пожарной техники, а также ее отсутствие в месте дислокации с объяснением причин отсутствия);

Недостаточное количество основной и специальной пожарной автотехники, ее использование не на полную мощность, неудовлетворительное техническое состояние пожарной автотехники, ее не укомплектованность пожарно-техническим вооружением и оборудованием;

Ошибки первого и последующего РТП, оперативного штаба в организации тушения пожара, управлении силами и средствами;

Влияние метеорологических условий (высокие или низкие температуры, ветер, его направление и скорость и т.д.) и степень их воздействия на исход тушения пожара;

Наличие легковоспламеняющихся, горючих, взрывопожароопасных, ядовитых и радиоактивных веществ;

Отсутствие документов предварительного планирования действий по тушению пожаров или их не использование подразделениями пожарной охраны (администрацией, сотрудниками (работниками) организации (объекта));

Невыполнение должностными лицами пожарной охраны (администрации организации (объекта)) требований нормативных правовых актов по организации тушения пожаров;

Отсутствие или удаленность расположения подразделений пожарной охраны;

Пути и способы устранения выявленных в ходе изучения (исследования) пожара недостатков в деятельности органов управления пожарной охраны;

Другие предложения лиц, занимавшихся исследованием происшедшего пожара.

4.2.3. Придерживаясь рекомендуемой последовательности отражения вопросов, необходимо проявлять инициативу в сборе сведений, стремясь в полной мере использовать новейшие достижения науки, техники и криминалистических средств, для более глубоких и обоснованных выводов о причине, особенностях развития пожара и лицах, виновных в его возникновении.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы