Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Существуют такие категории заемщиков, для которых банки разрабатывают особые (как правило, более выгодные) условия кредитования. К одному из таких типов потребителей относятся военнослужащие, находящиеся в армии по контракту.

Заемщик может стать участником льготной государственной программы кредитования служащих Российской армии и Федеральной службы безопасности. В остальном условия предоставления займов данной категории лиц не имеют существенных отличий от обычного кредитования граждан.

Данная статья будет интересна тем военнослужащим, которые решили воспользоваться услугами банков по оформлению потребительского либо ипотечного кредита.

Предложения банков по потребительским кредитам для военнослужащих


Потребительские займы для военнослужащих по сравнению с кредитами для гражданских лиц имеют следующие преимущества:

  • более низкую годовую ставку по процентам;
  • пролонгированный период действия кредитного договора;
  • более лояльные требования к пакету документов для оформления займа.

Военнослужащие по контракту имеют возможность взять потребительский кредит во многих банковских структурах страны. Однако наиболее выгодные предложения по данному виду займа делают следующие крупные банки России (десятка лучших финансовых компаний):

Сбербанк предоставляет военным потребительский кредит на сумму 15 000 — 1 000 000 рублей под 17,5 -18,5% процентов годовой переплаты, сроком на 60 месяцев.

ВТБ 24 предлагает взять в долг сумму в пределах 1 миллиона рублей с процентной ставкой 16,5%-18,5%. Срок действия кредитного договора полгода — семь лет.

В Газпромбанке военнослужащим по контракту доступен кредит в размере 30 000 — 500 000 рублей под 14,5% — 15,5%. Срок действия соглашения — 36 месяцев.

Банк «Восточный Экспресс». Здесь максимальный объем потребительского займа составляет 500 000 рублей. Основное условие — при предъявлении военного билета процент снижается до 5%.

В Связь-банк военнослужащим доступна ссуда от 10 000 до 500 000. Ставка 18,9% в год. Период кредитования до 60 месяцев.

Банк «Зенит» кредит военнослужащим выдает на потребительские нужды в размере 30 тысяч – 1 миллион рублей под 16% годовых. Срок — 7 лет.

ПримСоцБанк. Здесь объем денег целевого кредита может быть 200 000 – 1 200 000 рублей. Без обеспечения (т.е. залога недвижимости или ) можно взять 500000 под 19%. Срок возврата долга с процентами — не более 5 лет.

ОТП Банк военнослужащим выдает потребительские займы в сумме 15 000 – 750 000. Процент годовой переплаты 15,9%. Период погашения кредита 5 лет.

В Совкомбанке можно взять до 1 млн. руб. под 15,9% на срок от года до 60-ти месяцев.

Промсвязьбанк выдает суммы от 100 тыс. до 1 миллиона рублей под 13,9% годовых. Период действия соглашения займа — 1-7 лет.

Максимальная сумма кредита для военнослужащих

Потребительская ссуда, которая выдается военнослужащим по контракту, в различных банках России имеет свои лимитированные границы. При этом максимальный размер займа зависит от того, как он оформляется – с обеспечением либо без. Так, в ПримСоцБанк при наличии залогового имущества либо поручителей, военный-контрактник может взять в долг 1 миллион 200 тысяч рублей. В то время, как без обеспечения ему доступно всего 500 тыс. руб.

В основном максимальная сумма кредита для офицеров и солдат Российской армии составляет один миллион в отечественной валюте.

Такой кредит можно получить в Сбербанке, банке ВТБ 24, Совкомбанке, Промсвязьбанке и во многих других финансовых компаниях России.

Ипотечный кредит для военнослужащих по контракту

Перед военнослужащими по контракту жилищный вопрос стоит не менее остро, чем перед гражданскими физическими лицами. И для того, чтобы его решить солдатам и офицерам приходится прибегать к услугам ипотечного кредитования. В настоящее время ипотеку с льготными условиями по договору займа военнослужащие могут оформить в таких крупных банках России, как:

  • Сбербанк. Здесь доступный размер ипотеки для военнослужащих составляет от 45 000 до 2 200 000 р. Процентная ставка 10,9%, период кредита до 20 лет, авансовая сумма 20% от стоимости жилья.
  • ВТБ 24 – максимальный размер займа 2 050 000 рублей. Процентная ставка — 10,9% — 11% годовых. Срок — 12 лет. Начальный платеж 15%.
  • Газпромбанк. В этом банке объем ипотеки составляет максимально 2,2 миллионов руб., ставка 10,5%, срок погашения не более 25 лет, аванс 10% от цены квартиры.

Займы, выпущенные гос-вом во время войны с целью финансирования военных нуждВо время второй мировой войны в США были выпущены следующие семь В.з. и заем Победы:1. Первый военный займ. Выпущен 30 ноября 1942 г. на сумму 2831 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1963-1968 гг.; 3062 млн дол. в форме 1,75-процентных казначейских облигаций со сроком погашения 15 июня 1948 г.; 3800 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.2. Второй военный заем. Выпущен 12 марта 1943 г. на сумму 3762 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1964-1969 гг.; 4939 млн дол. в форме 2-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1950-1952 гг.; 5251 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.3. Третий военный заем. Выпущен 16 августа 1943 г. на сумму 3779 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1964-1969 гг.; 5257 млн дол. в форме 2-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1951-1953 гг.; 4122 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.4. Четвертый военный заем. Выпущен 22 ноября 1943 г. на сумму 2212 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1965-1970 гг.; 3728 млн дол. в форме 2,25-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1956-1959 гг.; 5048 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.5. Пятый военный заем. Выпущен 14 апреля 1944 г. на сумму 2909 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1965-1970 гг.; 5825 млн дол. в форме 2-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1952-1954 гг.; 1948 млн дол. в форме 1,25-процентных казначейских билетов; 4770 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.6. Шестой военный заем. Выпущен 23 октября 1944 г. на сумму 3448 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1966-1971 гг.; 7922 млн дол. в форме 2-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1952-1954 гг.; 1550 млн дол. в форме 1,25-процентных казначейских билетов; 4395 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.7. Седьмой военный заем. Выпущен 11 апреля 1945 г. на сумму 7967 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1967-1972 гг.; 5284 млн дол. в форме 2,25-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1959-1962 гг.; 2635 млн дол. в форме 1,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения 15 декабря 1950 г.; 4799 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.8. Заем Победы. Выпущен 12 сентября 1945 г. на сумму 11689 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигначейских облигаций со сроком погашения в 1963-1968 гг.; 3062 млн дол. в форме 1,75-процентных казначейских облигаций со сроком погашения 15 июня 1948 г.; 3800 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.2. Второй военный заем. Выпущен 12 марта 1943 г. на сумму 3762 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1964-1969 гг.; 4939 млн дол. в форме 2-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1950-1952 гг.; 5251 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.3. Третий военный заем. Выпущен 16 августа 1943 г. на сумму 3779 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1964-1969 гг.; 5257 млн дол. в форме 2-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1951-1953 гг.; 4122 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.4. Четвертый военный заем. Выпущен 22 ноября 1943 г. на сумму 2212 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1965-1970 гг.; 3728 млн дол. в форме 2,25-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1956-1959 гг.; 5048 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.5. Пятый военный заем. Выпущен 14 апреля 1944 г. на сумму 2909 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1965-1970 гг.; 5825 млн дол. в форме 2-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1952-1954 гг.; 1948 млн дол. в форме 1,25-процентных казначейских билетов; 4770 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.6. Шестой военный заем. Выпущен 23 октября 1944 г. на сумму 3448 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1966-1971 гг.; 7922 млн дол. в форме 2-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1952-1954 гг.; 1550 млн дол. в форме 1,25-процентных казначейских билетов; 4395 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.7. Седьмой военный заем. Выпущен 11 апреля 1945 г. на сумму 7967 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1967-1972 гг.; 5284 млн дол. в форме 2,25-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1959-1962 гг.; 2635 млн дол. в форме 1,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения 15 декабря 1950 г.; 4799 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.8. Заем Победы. Выпущен 12 сентября 1945 г. на сумму 11689 млн дол. в форме 2,5-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1967-1972 гг.; 3470 млн дол. в форме 2,25-процентных казначейских облигаций со сроком погашения в 1959-1962 гг.; 3768 млн дол. в форме 0,875-процентных казначейских долговых сертификатов.Помимо указанных эмиссий на рынке ценных бумаг, Казначейство организовало крупные выпуски СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИЙ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ с 1935 г., к-рые широко использовались одновременно с выпусками В.з. для размещения среди физических лиц или непосредственно для выплаты части заработной платы.См. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ США.ЗАЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (PUBLIC LOAN). Обязательства, выпущенные суверенным субъектом, таким, как федеральное правительство, штат, провинция, их административное подразделение или муниципалитет, для удовлетворения общественных потребностей и повышения уровня благосостояния общества. Г.з. могут быть как временными, или краткосрочными, предназначающимися для покрытия временно возникшего дефицита бюджета или непредвиденной недостаточности доходов, так и постоянными, или долгосрочными, связанными с финансированием долговременных расходов на повышение уровня общественного благосостояния или обеспечением текущей доходности за счет текущей стоимости будущих налоговых поступлений. Г.з. отражают гос. кредит, к-рый обычно предполагает лучшие условия предоставления ден. средств по сравнению с кредитованием частных заемщиков, поэтому стоимость кредита, не связанного с риском, ближе всего к стоимости краткосрочных и долгосрочных Г.з.

Сегодня я хотел бы вам показать еще немного картинок из своих запасов.
В поисках иллюстраций я очень часто натыкаюсь на красочные плакаты «Военного заема»


Государственные заемы в Российской Империи были тогда делом не новым (первые были еще при Екатерине II). Но именно «Военный заем» был первой попыткой привлечь средства «простого» человека. Именно этим объясняется такая широкая и красочная реклама заема.

Особое внимание со стороны правительства уделялось организации пропаганды среди крестьянства. В многочисленных циркулярах различных центральных финансовых учреждений, а также непосредственно министра финансов, местные власти призывались к налаживанию широкой пропагандистской работы среди сельских жителей. Активную помощь оказывал и Святейший Синод, который специальным предписанием ставил в обязанность сельскому духовенству и учителям церковноприходских школ «всемерно способствовать ознакомлению народа с целями, важностью и выгодностью для населения» подписки на выпускаемый заем.

Но попытки привлечь к ним широкие массы крестьянства и мобилизовать огромные денежные накопления деревни, оседавшие в «кубышках» окончились неудачей. Несмотря на все усилия властей, подпиской удалось охватить лишь несколько процентов крестьянского населения страны.

Практический провал привлечь деньги крестьян и рабочих, однако не помешал собрать огромные средства. Финансовые структуры и крупный капитал привлеченные выгодными условиями погашения займа и уверенные в незыблемости рубля, вложили большие средства. Заемы 1914-1916 годов дали государству семь миллиардов рублей – по тем временам громадная сумма. Для ориентации о порядке этой цифры – можно упомянуть, что общая (внешняя и внутренняя) государственная задолженность России выросла с 6 миллиардов рублей в 1902 году до 9 миллиардов в 1909 году - из-за дорогостоящей войны с Японией, и долгосрочных кредитов на постройку железных дорог. Но в дальнейшем, до начала Мировой войны, она неуклонно уменьшалась. В 1913 году государственный долг составлял 8 миллиардов рублей при расходах бюджета в 3 миллиарда (у Франции, например, государственный долг тогда составлял 12,2 миллиардов при гораздо меньшем бюджете в 2 миллиарда; у Германии долг был сравним с российским: 9,5 миллиардов рублей при бюджете в 4,5 миллиарда).

Интересно, что и «революционеры» развернули большую рекламную агитацию в надежде получить финансовую помочь от «простого народа». Весной 1917 года «временным правительством» был выпущен внутренний заем для продолжения военных действий. Он получил название “Заем свободы”, так как должен был, по мнению новых властей, пойти на защиту своего, уже революционного, отечества, на “защиту своей молодой свободы”. В передовице газеты “Во имя будущего” один из авторов, Михаил Черных, писал: “...дело защиты родины, защиты свободы должно быть доведено до конца, как бы оно тяжелым ни было и во что бы оно ни обходилось нам. (Петроградский совет) просит поддержать заем. (...) Только “большевики” высказываются против поддержки этого заема, мотивируя отказ тем, что конец войны, вследствие поддержки займа, не приблизится к концу, а отдалится. Но они заблуждаются (...) нужно жертвовать сейчас всем, - и жизнью, и имуществом, и благосостоянием. Поддерживайте все заем свободы!”

Но займ популярностью не пользовался, крестьяне «кулаки» не открывшие свои кубышки для царя, тем более не желали отдавать свои деньги крикливому «Временному правительству». Основная часть облигаций так и осталась нераспроданной – мертвым грузом осели красивые бумажки. Их использовали уже большевики, которым тоже вечно не хватало денег. Они поступили очень остроумно: декретом СНК РСФСР от 12 февраля 1918 г. облигации Займа свободы были приравнены к обычным деньгам и выпущены в обращение…

Первая мировая война безусловно существенно повлияла на экономическое устройство и хозяйственную

жизнь государств-участников, в том числе Российской империи. С первых дней этого глобального военного противостояния царское правительство работало над решением вопросов о способах привлечения средств для военных расходов и дальнейший курс государственной финансовой политики.

Вместе с усилением налогообложения и эмиссией бумажных денег одним из основных методов мобилизации государственных доходов стали государственные займы. Это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности и платности. В Российской империи во время Первой мировой войны царским правительством было реализовано шесть внутренних государственных займов, направленных на финансирование военных нужд на общую сумму 8 млрд руб. номинальной стоимости. Две из них были 5%, при подписной цене 94 за 100, всего на 1 млрд руб.; одна - 5,5% по 99 по 100 - на 1 млрд руб. и три - 5,5% по 95 за 100 - на 6 млрд руб. Первые два займа были выпущены на 49 лет, третья - на 81 год, четвертая, пятая и шестая - на 10 лет.

Первый заем была осуществлена в октябре 1914 Преимущественно она была ориентирована на привлечение средств акционерных коммерческих банков. В целом ее реализацию можно считать успешной - казна получила 466 млн руб. Однако власти так и не удалось с помощью этого займа сократить объемы бумажно-денежной массы, находящейся в обращении.

Увеличение расходов на войну побудило царское правительство к выпуску второй военной займа в феврале 1915 Хотя по объемам эмиссии, процентной ставке и срокам погашения она была аналогичной предыдущей, с ее реализацией возникли определенные трудности. Покрытие займа все больше начинало зависеть от результатов прямой подписки на облигации, чем от оборотных капиталов коммерческих банков.

Третью государственный заем был выпущен в апреле 1915 Сумму эмиссии был увеличен до 1 млрд руб., А процентная ставка - до 5,5% годовых. Официально заем был рассчитан на 81 год, однако правительство гарантировало погашение всех облигаций, заявленных к оплате в мае 1921 Таким образом, заем пытались сделать «привлекательной» для крупных предпринимателей.

Особенностью четвертой военной займа (октябрь 1915) было привлечение к подписке на облигации широких слоев населения. Впервые в реализации займа приняли участие сберегательные кассы и учреждения мелкого кредита. Также было проведено достаточно активную пропагандистскую кампанию. Несмотря на эти меры, правительству не удалось достичь поставленной цели. Заем не был полностью реализована в установленные сроки.

Выпуску пятой займа на 2 млрд руб. в феврале 1916, которая получила полуофициальное название «Заем Победы», предшествовала массовая кампания по ее популяризации среди населения, особенно среди крестьянства. К пропаганде и агитации активно включились Святейший Синод и либеральная интеллигенция.

Последняя заем царскому правительству Российской империи на 3 млрд руб. была реализована в октябре 1916 Она стала самой массовой за весь период войны. Только через сберегательные кассы на облигации подписались 358 тыс. Человек. Однако, несмотря на расширение социального круга подписантов, доля крупных предпринимателей в нем уменьшилось. В результате реальные поступления от займа были значительно меньше, чем ожидалось. К тому же, на реализацию займов 1916 постоянно влияло ухудшение экономической ситуации в стране. Все это привело к тому, что в феврале 1917 емкость денежного рынка в отношении государственных займов оказалась полностью исчерпанной.

Условия всех военных займов были фактически одинаковыми, за исключением процентной ставки, номинала облигаций и срока их погашения. Так, облигации выпускались на предъявителя и именные. Правила перехода последних от одного лица к другому, а также обмен на предъявительские и наоборот определялись министром финансов. Прибыль от займа навсегда освобождался от налогообложения. Выплата процентов по облигациям предусмотрена дважды в год. Владельцам облигаций предоставлено право использовать эти ценные бумаги под залог для выполнения казенных подрядов и поставок и обеспечения акцизных и таможенных платежей. По срокам погашения займов, наблюдается тенденция перехода от долгосрочных к краткосрочным (10 лет). Кроме того, при выпуске первых трех займов по правительством было предусмотрено право на конверсию, то есть изменение начальных условий государственного займа.

Все займы реализовывались через публичную подписку на облигации в конторах и отделениях Государственного банка, казначейства и других кредитных учреждениях, определенных министерством финансов. В частности, начиная с четвертого займа, к этому процессу присоединились сберегательные кассы, городские общественные банки, общества взаимного кредита, другие учреждения мелкого кредита.

Перечень коммерческих банков и частных банкирских учреждений, которые имели право размещать облигации, фактически в течение 19141916 гг. Оставался постоянным. В него входило от 24 до 30 банков и 5-7 банкирских контор. Среди них были только три учреждения, основанные в украинских губерниях - Киевский частный коммерческий банк (займы 1914-1916 гг.), Одесский учетную банк и банкирская контора «М. Ашкенази »в Одессе (займа 1916).

В общем, несмотря на то, что фактически царское правительство получил от военных внутренних займов только 7529 млн руб., Остальные были ему выгодны. Во-первых, они уменьшали негативные последствия эмиссии кредитных билетов и в определенной степени способствовали стабилизации денежного рынка, а во-вторых - были источником наличных средств.

Великая Отечественная война потребовала от страны широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Объем ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941-1945 гг., составил 582,4 млрд рублей. Необходимо было также покрыть расходы, вызванные переводом экономики на военные рельсы, организовать эвакуацию большого числа промышленных предприятий и населения из прифронтовой зоны, восстановление хозяйства в освобожденных районах.

Работать с удвоенной энергией!

Советские люди оказывали государству и прямую материальную помощь, внося личные денежные сбережения в фонд обороны и в фонд Красной Армии: за 4 года войны от населения поступили сотни миллионов рублей, много драгоценностей, сельскохозяйственных продуктов, а также теплой одежды для солдат. Люди делали целевые вклады денег на приобретение изготавливаемых заводами танков, самолетов, артиллерийских установок. Многие держатели еще довоенных облигаций государственных займов сдавали их в фонд обороны, тем самым снижая государственный долг по займам.

Государство стремилось регулировать денежные доходы населения. Внедрялась новая система займов и лотерей. С апреля 1942 г. была прекращена выдача повышенной платы за сверхурочные и работу в выходные дни. Узаконенная денежная компенсация за неиспользованные отпуска также не выплачивалась и перечислялась до окончания войны в сберегательные кассы на специальные именные вклады. Владельцам этих вкладов выдавалось особое «Свидетельство» с четырьмя талонами, по которым была предусмотрена выплата после войны в четыре срока самого вклада с включением дохода в размере 3% годовых от суммы вклада. Были заморожены и довоенные счета в сберкассах. Вклады выдавались только со счетов, открытых и пополнявшихся с начала войны.

Отмечая в этом году 70-летие победы нашей страны в Великой Отечественной войне, хочется напомнить и об испытанной практике государственных займов. Непосредственно в годы войны они выпускались под наименованием «Государственные военные займы».

Весной 1942 г. вводится в действие первый военный заем. Вот отрывок из агитационной листовки по распространению облигаций: «…Государственный Военный Заем 1942 года выпускается в дни, когда наша Родина не на жизнь, а на смерть сражается против лютого врага - немецко-фашистских захватчиков. Бешеный натиск гитлеровских орд разбился о гранитные скалы советского патриотизма, о доблесть и силу Красной Армии. Наши войска сорвали планы врага, нанесли поражение немцам, вырвали инициативу из их рук и погнали их обратно, на запад. Однако враг еще не разбит и, тем более, не добит. Он еще обладает значительной боевой техникой и будет напрягать последние силы, чтобы добиться успеха, пытаясь наносить нам контрудары и переходить в контрнаступление.

Мы знаем, что победа будет за нами. Мы знаем, что и весной, и летом Красная Армия еще крепче будет бить немецко-фашистских захватчиков, прокладывая путь к нашей полной победе. Но победа не приходит сама. Она требует многих жертв и лишений, колоссального напряжения всех наших сил - военных, материальных, финансовых. Она требует максимального увеличения производства боевых машин, ибо современная война - это война моторов.

Великий вождь советского народа и его героической Красной Армии товарищ Сталин поставил перед страной задачу - не покладая рук, работать над тем, чтобы свести к нулю численное превосходство немцев в танках и авиации. Он поставил перед нашей промышленностью задачу работать с удвоенной энергией, чтобы фронт получал с каждым днем все больше и больше танков, самолетов, орудий, минометов, пулеметов, винтовок, автоматов, боеприпасов…

Единодушной и дружной подпиской на Государственный Военный Заем 1942 года поможем государству в борьбе с врагом! Обеспечим полный успех Военному Займу 1942 года!».

Первый военный заем был размещен среди населения за несколько дней, при этом подписка превысила 13 млрд руб. при номинальной сумме 10 млрд. За первым военным займом последовали другие, по одному в год, на все большие суммы. Срок займов составлял 20 лет. Займы 1942-1945 гг. выпускались на следующих условиях:

А) выигрышный выпуск из расчета 4% годовых для массового распространения по индивидуальной подписке на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также среди колхозников;
б) процентный выпуск из расчета 2% годовых для колхозов, кооперативных организаций, промысловых артелей.

Военные займы выпускались в виде облигаций разного достоинства, основными из них являлись 100-рублевые. 200-, 500- и 1000-рублевые состояли соответственно из двух, пяти или десяти облигаций одной серии, но с двумя, пятью или десятью номерами облигаций. Для удобства расчетов по подписке выпускались также 10-, 25- и 50-рублевые облигации как части сторублевых, они являлись соответственно одной десятой, одной четвертой частью или половиной облигации.

5 мая 1944 г. был выпущен 3-й государственный военный заем на сумму 25 млрд руб. Его размещение завершилось уже на следующий день, превысив планируемую сумму на 213 млн руб. Формально подписка носила добровольный характер, но фактически была принудительной. Начиная с 1942 г. рабочие и служащие ежегодно подписывались на сумму, равную их месячному заработку, которую должны были выплатить в течение десяти месяцев. Это был обязательный минимум, ниже которого нельзя было опускаться, а стахановцы и высокооплачиваемые рабочие побуждались начальством подписываться на полтора или даже два оклада. Офицеры Красной Армии подписывались на 170 % от месячного оклада, а генералы - на 200 %. Приветствовалось единовременное внесение всей суммы или большей ее части наличными деньгами. Удержания по подписке производились ежемесячно. Конечно, многие вкладывались в военные займы и добровольно.

5 мая 1945 г. был выпущен четвертый военный заем. Уже через два дня номинальная сумма займа (25 млрд руб.) была перевыполнена на 65 млн. В итоге все четыре военных займа дали государству 90 млрд рублей. Число подписчиков достигло 70 млн человек. Удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета в годы войны составил около 10%.

Опыт союзников

Вторая мировая война вызвала во всех странах резкий рост государственных долгов независимо от того, принимали эти страны непосредственное участие в войне или нет. По некоторым данным, государственный долг Великобритании возрос с 8,4 млрд фунтов стерлингов на 1 сентября 1939 г. до 23,1 млрд в июле 1945 г., долг США - с 57,9 млрд долларов в конце 1941 г. до 263 млрд к моменту капитуляции Японии. В Германии к концу войны государственный долг достиг 376,1 млрд марок, а накануне войны составлял 37,1 млрд. У Японии эти цифры составляют 138,8 млрд иен и 29,5 млрд соответственно. К концу войны государственный долг в ряде стран превышал не только национальный доход, но и национальное богатство.

Во всех воевавших странах процесс размещения государственных ценных бумаг проходил по-разному. Огромную роль в размещении займов сыграли банки. В Англии, например, за годы войны банки приобрели свыше 25% военных облигаций. В основном это были краткосрочные правительственные бумаги - трехмесячные и шестимесячные казначейские векселя. Выпускались и специальные ценные бумаги для промышленных предприятий и страховых обществ. Это были налоговые сертификаты, 3%-ные боны и 3%-ные сберегательные сертификаты. В целях мобилизации средств широких слоев населения в Великобритании проводились так называемые «сберегательные недели», за счет которых было покрыто около 20% бюджетного дефицита. Но кроме добровольных займов в этой стране применялись и принудительные: часть заработной платы зачислялась на специальные счета в почтово-сберегательных кассах и не возвращалась владельцам до окончания войны. Всего за счет реализации государственных займов в Великобритании было покрыто около 60% всех военных расходов.

В США займы размещались федеральными резервными и коммерческими банками, другими финансовыми организациями. При этом банки не только оказывали содействие в реализации гособлигаций, но и сами вкладывали в них значительную часть своих ресурсов. К концу войны американские банки увеличили свои портфели госзаймов до 106 млрд долларов, что составляло более 40% прироста государственного долга. Для населения американское правительство с 1942 по 1945 г. выпустило семь военных займов и восьмой - «Заем победы». Была создана специальная пропагандистская система, которая убеждала население приобретать военные облигации. По всей стране курсировали агитационные поезда. Это принесло свои плоды. Частные лица приобрели в период войны госзаймов на 63,5 млрд долларов, что составило почти четверть государственного долга.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы