Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Активная деятельность по всему миру китайских нефтяных компаний уже давно вызывает опаску у западного мира. В России к этой экспансии также относятся неоднозначно - на почве старинного страха перед «желтой угрозой» Китай подозревают чуть ли не в желании достичь мирового господства. Между тем, такая энергичность китайцев имеет совершенно простое объяснение. Дело в том, что у них почти нет своей собственной нефти.

Следующая остановка - Россия

В настоящее время Китай потребляет 12,4 млн. баррелей нефти в день в то время как еще в 2009 году эта цифра была на уровне 8 млн. барр./день. По прогнозам спрос на нефть будет расти еще довольно долго (хотя, может быть, и не так бурно). Этому будут способствовать продолжение экономического роста, расширение среднего класса и увеличение количества автомобилей в Китае.

В тоже время Китай не может обеспечить себя собственной нефтью - сейчас там добывается всего 3,8 млн. баррелей в день, да и то этот показатель в последнее время падает. В 2016 году из-за истощения основных месторождений производство нефти упало на 7%, в 2017 году ожидается примерно такое же падение. При этом запасы нефти в Китае относительно небольшие - около 25 млрд. баррелей, что покрывает примерно 5–6 лет потребления.

Таким образом, в настоящее время Китай вынужден импортировать 8–9 млн. баррелей в день - около 70% всей потребляемой в стране нефти. Импорт растет каждый год из-за постоянно растущего спроса и падающей собственной добычи, и китайцам приходится без отдыха постоянно разыскивать новые источники нефти.

Китай стремится не просто закупать нефть, но по возможности входить в долгосрочные отношения с нефтедобывающими странами. В идеале китайцы предпочли бы добывать нефть непосредственно - покупая лицензии, получая концессии или входя в доли проектов - но не везде получается этого добиться, так как к ним во многих местах относятся с опаской и до месторождений стараются не допускать.

Старый добрый Ближний Восток

До недавнего времени Китай импортировал нефть в основном из Ближнего Востока - на этот регион приходилось более 50% внешних поставок. Сейчас, с появлением других источников, доля ближневосточных стран в общем импорте Китая сократилась, но абсолютные объемы продолжают расти.

Китай в настоящее время закупает примерно 1 миллион баррелей в день у Саудовской Аравии, 700–800 тыс. у Омана, 700–800 тыс. баррелей в Ираке (импорт из этой страны растет особенно сильно) и 600–700 тыс. в Иране.

Китайцы также сами добывают нефть в этом регионе, но не так активно, как им бы хотелось. Самые прочные позиции они заняли в Ираке, воспользовавшись тем, что этот регион только недавно открылся для иностранных компаний, и конкуренция с международными нефтяными компаниями была не очень сильна из-за разного рода вооруженных столкновений и терактов.

Китайская CNPC на долевой основе добывает нефть на месторождении Румайла, а также выступает в качестве оператора на некоторых других месторождениях. Другая китайская государственная компания, CNOOC, работает в качестве оператора в районе Майсан. Sinopec добывает нефть в Курдистане, а PetroChina (подразделение CNPC) вошла в проект Западная Курна-1, выкупив долю в 25% у ExxonMobil (кстати, от покупки этой доли отказался Лукойл по соображениям безопасности).

В соседнем Иране Китай разрабатывает два относительно небольших месторождения - Ядарван и Северный Азадеган, которые сейчас совместно производят, по некоторым оценкам, около 150–200 тыс. баррелей в день.

В феврале 2017 года китайцы приобрели 12% в Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC) - крупнейшей концессии эмирата, заплатив за это 2,7 млрд долларов. Китайская доля будет соответствовать добыче примерно 200 тыс. баррелей в день.

Китайцы не участвуют в добыче нефти в Саудовской Аравии, но у них есть большая заинтересованность в том, чтобы там закрепиться. Как известно, саудовцы планируют продать 5% своей национальной компании Aramco иностранным инвесторам. Когда размещение акций через биржи забуксовало - инвесторы посчитали, что оценка компании в 2,6 триллиона долларов, на которой настаивают саудовцы, является завышенной - появились упорные слухи о том, что этот пакет акций предложил выкупить Китай.

Кроме того, Китай уже давно тесно сотрудничает с Саудовской Аравией в «даунстриме» - страны совместно владеют несколькими НПЗ, расположенными как на территории Саудовской Аравии, так и в Китае.

Африка

Одним из крупнейших поставщиков нефти Китая является Ангола, поставляющая в среднем 0,9–1 млн. барр./день.

В собственную добычу в Анголе Китайская государственная компания Sinopec инвестировала около 10 млрд. долларов, однако здесь их постигла неудача - планировалось добывать около 1 млн. баррелей в день, но реальная добыча не превысила 150–200 тыс. Оценка резервов месторождений оказалась завышенной, проекты убыточными, и в 2015 году президента Sinopec посадили в тюрьму за коррупцию.

В Судане Китай обосновался после ухода оттуда западных компаний из-за американских санкций. Китайские компании приобрели там мажоритарный пакет в ряде месторождений и занимаются непосредственно добычей. Однако уровень производства нефти в Судане скромный - в среднем поставки в Китай составляют 100–200 тыс. барр./день.

Китайцы вложились в добычу и в Южном Судане (после его отделения от общего Судана), но из-за непрекращающихся вооруженных столкновений и нападений на нефтяников производство нефти там практически сошло на нет.

В Нигерии в настоящее время китайцы закупают не так много нефти, но на эту нефтедобывающую страну у них очень большие планы. В 2016 между странами был подписан меморандум о понимании, согласно которому китайские компании согласились вложить 80 млрд. долларов в разные проекты по добыче, переработке и развитию инфраструктуры.

Кроме того, Китай еще ранее приобрел долю в нескольких проектах по добыче нефти в Нигерии. Дело осложняют повстанцы, орудующие в районе дельты реки Нигер, которые то и дело разрушают инфраструктуру иностранных компаний и убивают их персонал.

Новые поставщики

Как нетрудно догадаться, нефть из упомянутых источников поставляется в Китай морем при помощи танкеров. Китайцы видят в этом определенный риск. В случае гипотетического конфликта с США все нефтяные грузы из Ближнего Востока и Африки могут быть легко перехвачены американским военно-морским флотом - например, в районе Молуккского пролива. Для снижения этого риска китайцы принимают сейчас определенные меры.

Во-первых, Китай развивает мощный порт Гвадар на берегу Аравийского моря в исторически дружественном Пакистане. Нефть и другие грузы будут туда выгружаться с морского транспорта, а потом направляться безопасным сухопутным путем в Китай через пакистано-китайскую границу.

Во-вторых, китайцы приняли решение увеличить закупки нефти у своих непосредственных соседей.

Китай энергично действует в Казахстане, вложившись в капитал крупнейших местных нефтяных компаний и приобретя в 2013 году долю в 8,33% в гигантском нефтяном месторождении Кашаган. Был построен нефтепровод из Казахстана в Китай. Однако в силу ряда причин импорт нефти из этой страны остается до сих пор на относительно низком уровне и составляет сейчас около 0,2 млн. баррелей в день.

Прорыв произошел в другом месте - за последние несколько лет в ряд основных поставщиков Китая выбилась Россия. Катализатором этого процесса послужило охлаждение отношений РФ с Западом, в результате чего русские начали лихорадочно изыскивать дополнительные источники валюты. Важным вкладом в повышение энергобезопасности Китая стало строительство нефтепровода Ангарск-Дацинь пропускной способностью 15 млн. тонн в год (примерно 0,3 млн. баррелей в день). В ближайшее время будет завершено строительство новой нитки нефтепровода с такой же пропускной способностью.

Таким образом, крупнейшие поставщики нефти Китая в настоящее время таковы:

Китай является в настоящее время самым главным игроком на мировом рынке нефти. Хотя Соединенные штаты пока еще остаются крупнейшим потребителем в мире, наличие собственных солидных природных запасов делает их относительно независимыми от мировой торговли. У китайцев такого преимущества нет, и они вынуждены скупать нефть и доли в добыче по всему миру, не гнушаясь никакими, в том числе самыми рискованными проектами.

Закабаление предоплатой

Сильно зависящий от импорта нефти Китай стремится выстраивать долгосрочные отношения с производителями нефти для обеспечения собственной энергетической безопасности. Китайцы более всего предпочитают вкладываться непосредственно в добычу, но нефтедобывающие страны не часто предоставляют им такую возможность, относясь к ним с некоторой опаской.

Однако у Китая есть и другие средства для того, что бы крепко привязать к себе поставщиков. Излюбленным методом для обеспечения долгосрочных поставок нефти стали сделки типа «займы за нефть».

Схема довольно проста. Китайский Банк Развития предоставляет нефтедобывающим государствам (или их государственным компаниям) крупные суммы в долг в долларах США. Долг, на который начисляются проценты, должен погашаться поставками нефти на протяжении ряда лет. Цена, по которой поставляемая нефть учитывается для погашения долга, рассчитывается по формуле, в большинстве случаев привязанной к рыночной цене нефти - часто с дисконтом. ­­­­

Хотя такие сделки китайцы заключали давно, масштаб их особенно возрос после кризиса 2009 года, когда в результате мирового финансового кризиса многие поставщики энергоресурсов испытывали нужду в деньгах. Это позволило Китаю обеспечить долгосрочные поставки нефти из стран Латинской Америки и России, и в настоящее время поставки в погашение этих долгов занимают солидную часть общего импорта нефти в Китай.

Обычно такие сделки заключались во время каких-то кризисных ситуаций в нефтедобывающих странах, когда они сильно нуждались в деньгах, которые не могли привлечь каким-то другим образом. Дисциплинированные арабы, не говоря уже о «западниках», такие соглашения с китайцами не заключали.

Однако резкое падение цен на нефть в 2014 году продемонстрировало фундаментальный риск таких соглашений.

В то время, когда поставщики нефти получали такие займы, они им казались почти что «бесплатными деньгами». Однако когда цены на нефть упали, и поставщики стали испытывать большие финансовые трудности, график поставок нефти часто нарушался.

Во многих случаях поставщики были вынуждены резко увеличивать отгрузки нефти, направляемой на погашение долгов китайцам - в ущерб другим поставкам. В результате этого они не только теряли доходы в рещультате падения цен на нефть, но и были вынуждены снижать объем продаж нефти на рынке за «живые деньги» - сильно теряя в выручке. Последующее отсутствие денег на капвложения, бурение и оплату поставщикам становилось причиной падения добычи нефти и дальнейшего снижения выручки. Как результат - поставщики уже не могли выбраться из этого штопора.

В некоторых случаях это было на руку китайцам, которые, выдавая новые займы для погашения старых долгов и контрактуя все большие объемы нефти, увеличивали себе гарантированные источники поставок - при этом практически закабаляя своих должников.

Венесуэла в 2007–2010 годах получила от Китая по такой схеме нескольким траншами $28,6 млрд., которые были использованы правительством для разных инфраструктурных и социальных проектов. По условиям соглашения китайцы должны были получать примерно 0,5 млн. баррелей в день в оплату долга.

Однако когда в 2014 году цены на нефть упали, и в Венесуэле наступил экономический кризис, сроки поставок стали срываться. Для того чтобы помочь государственной компании PDVSA справиться с поставками, Китай выдал Венесуэле еще 5 млрд. долларов в 2015 году. Однако это не помогло переломить ход событий, и дальше речь уже пошла о реструктуризации задолженности.

В настоящее время Венесуэла вынуждена отправлять Китаю бесплатно в счет погашения долга в среднем около четверти всей добываемой в день нефти.

Китайцы выдавали и другие кредиты Венесуэле, и общая задолженность страны перед ними оценивается сейчас примерно в 50 млрд. долларов.

Интересно, что китайцы, опасаясь за сохранность своих капиталов после возможной смены власти в Венесуэле, ведут переговоры также и с оппозиционными силами в стране - для того, чтобы избежать признания этих долгов недействительными в случае их прихода к власти. Это еще раз доказывает, что Китай ведет свою деятельность на сугубо деловой основе, с единственной целью обеспечить себя источниками нефти, избегая разговоров о «дружбе», «осях» и прочем.

Кстати, после того, как китайцы решили воздержаться от нового кредитования Венесуэлы, за дело взялись русские. Роснефть перечислила венесуэльцам 6 млрд. долларов, которые аналогичным образом должны погашаться поставками нефти.

Бразилия получила от Китая первый «заем за нефть» в 10 млрд. долларов в 2009 году сроком на 10 лет. За это бразильцы должны были поставлять китайцам около 200 тыс. баррелей в день. В 2016 году, когда Бразилия начала испытывать серьезные финансовые проблемы, китайцы поддержали их, предложив новый заем на 16 млрд. долларов.

Обретя значительное влияние на бразильцев, китайцы смогли войти в несколько проектов по добыче нефти на территории Бразилии - частично напрямую, частично путем выкупа у других международных компаний.

Китай выдал 1 млрд. долларов Эквадору в 2010 году. Когда страна стала испытывать экономические трудности Китай выделил им еще 2 млрд. и забрал себе доли в некоторых нефтяных проектах.

Анголе Китай перечислил по схеме «заем за нефть» 1 млрд. долларов в 2004 году и 2 млрд. в 2007. В 2014 году было предоставлено еще 2 млрд. долларов государственной нефтяной компании Sonangol.

Ангола очень сильно пострадала от падения цен на нефть и запросила реструктуризацию долга. По некоторым данным, Китай выделил стране еще 7 млрд. долларов в 2015-2016 году на поддержку нефтяной индустрии. Точная информация обо всех кредитах Китая Анголе остается тайной, но, по некоторым оценкам, сейчас страна должна китайцам 25 млрд. долларов.

Возврат ангольских долгов Китаю будет проблематичен. Но зато Китай хорошо укрепился в этой стране. Ангола практически превратилась в бензоколонку Китая - из 1,6 млн. баррелей нефти в день, добываемых там, 1,1 млн. направляются прямо в Китай, причем значительная часть этих поставок не оплачивается, а идет в зачет старых долгов и процентов по ним.

Казахстан получил от Китая в 2009 заем в размере 10 млрд. долларов. Условия возврата займа неизвестны, в том числе непонятно, будет ли он погашаться именно поставками нефти.

Наиболее успешным для китайцев сотрудничество по этой схеме получилось с Россией . Первая сделка такого рода была совершена с Роснефтью в 2005 году: Китай выделил российской компании заем в 6 миллиардов долларов, который надо было погашать в течение 6 лет поставками нефти в размере 0,18 млн. барр./день. Цена, по которой поступающая нефть зачитывалась к погашению долга, была привязана к нефти сорта Брент минус дисконт в 3 доллара за баррель.

Сделка была заключена из-за того, что Роснефть срочно нуждалась в деньгах для выкупа акций компании Юганскнефтегаз - бывшей «дочки» Юкоса.

В 2009 году Роснефть получила от Китая еще один заем в 25 миллиардов долларов, который бы погашался поставками еще 0,3 млн. баррелей нефти в день. Сделка для китайцев была очень выгодной - они не только получали гарантированные поставки нефти, но и инфраструктуру для доставки нефти из России. Деньги россияне потратили на китайцев же - на них был построен трубопровод Тайшет-Сковородино, по котороому нефть доставлялась в Китай. Нужно снять шляпу перед талантом китайских переговорщиков.

В 2013 году Россия получил новый заем от Китая, больше предыдущих, в размере 35 миллиарда долларов. Деньги были потрачены на разные мероприятия - рефинансирование части банковских кредитов, полученных на приобретение ТНК-ВР, приобретение разных компаний (российских и иностранных), наконец, на предоставление займов венесуэльской PDVSA на сумму 6 млрд. долларов - по той же самой схеме «займы на нефть», по которой китайцы финансировали саму Роснефть.

На конец 2-го квартала у Роснефти еще оставалось около 12 млрд. долларов от этих китайских денег. Как стало известно, недавно Роснефть вместе с международной трейдинговой компанией Trafigura приобрела миноритарный пакет в индийской нефтеперерабатывающей компании ESSAR за 12,9 млрд. долларов. Условия оплаты за приобретение этой доли неизвестны, но несомненно, что и на эту сделку пойдет часть денег от займа.

Полностью условия этих китайских займов не раскрываются, неизвестно так же, какие именно поставки идут в зачет долга и по какой цене. За первые полгода 2017 года, согласно отчетности Роснефти, зачет предоплаты составил 3,81 млрд. долларов. Если предположить, что поставки учитывались по цене примерно в 50 долларов за баррель, то в среднем в Китай на погашение задолженности поставлялось 400-420 тыс. баррелей в день.

Кроме того, Китаю открывается доступ и к месторождениям России - шаг, на который в других странах идут неохотно. Китайцам уже предлагали несколько проектов, но они не торопились заключать соглашения и долго торговались с целью снизить цену. В конце концов, Роснефть продала им 20% в добывающей компании «Верхнечонскнефтегаз». Судя по всему, это только начало экспансии китайцев в российском «апстриме».

Экспансия Китая во всем мире будет только продолжаться. Надо понимать, что китайцы не гангстеры и не революционеры, а расчетливые коммерсанты. Если иметь голову на плечах, то сотрудничество ними может стать в высшей степени выгодным, как это показывает пример стран Ближнего Востока. Но если загонять себя в долги, разбазаривать полученные займы, плохо управлять своей нефтяной индустрией - в общем, вести себя недисциплинированно, то может настать момент, когда китайцы все приберут в свои руки - как это показывает пример Анголы и некоторых других неудачливых стран.

Руслан Халиуллин

Перестанет ли Китай добывать нефть через пять лет, а Россия через девятнадцать, как в своем интервью агентству Bloomberg 5 октября наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Дауд?

Это, по меньшей мере, очень спорный прогноз. Китай, вопреки этому прогнозу, имеет реальную возможность резко увеличить добычу и существенно сократить импорт нефти, а положение России на рынке будет зависеть от того, насколько деятельно индустрия страны сможет перестроиться в условиях новой конъюнктуры.

Китайский рынок чрезвычайно важен для нефтеэкспортёров. Сокращение импорта нефти Китаем за счёт роста собственной добычи окажет огромное давление на индустрию.

В отличие от России Китай нефть не экспортирует. Добывая свои 3,5 млн баррелей нефти в день, он импортирует около 9 млн баррелей . Разрыв этот увеличивается. Месторождения-супергиганты Дацинг и Шенгли, некогда обеспечивающие львиную долю добычи страны, истощены. Освоение громадных ресурсов нефти бассейнов Джунгар и Тарим требует инновационных технологий добычи высоковязких и тяжёлых нефтей и природных битумов, которыми Китай пока не обладает. То же касается ресурсов сланцевых нефти и газа, крупнейших в мире запасов бурых и битуминозных углей. Технологии эти, однако, уже существуют и могут быть применены на месторождениях Китая уже сегодня.

Для стран - экспортёров нефти, в числе которых крупнейшими являются Россия и Саудовская Аравия, важны рынки потребления. Европа импортирует порядка 19 млн баррелей в сутки. США, несмотря на растущую рекордными темпами добычу сланцевой нефти, все ещё импортирует порядка 10 млн баррелей. Индия, Турция и целый ряд других экономик с растущим потреблением нефти и газа не разрабатывают собственные ресурсы углеводородов, а импортируют их извне. В целом по миру потребление углеводородов превышает 100 млн баррелей. При этом существенная доля этого потребления может быть покрыта странами-импортёрами за счёт производства собственных ресурсов нефти и газа, что возможно при наличии соответствующих технологий.

В ряде стран усиливается тенденция замещения углеводородов, как источников энергии, на возобновляемые ресурсы. Однако, как справедливо отметил принц Мухаммед ибн Салман в своем интервью, темпы этого замещения пока незначительны и не покрывают растущих потребностей в углеводородах. В то же время рост рынка продуктов нефтехимии способен существенно увеличить потребности производства нефти. То есть потребности мира в углеводородах в перспективе не уменьшатся, однако не стоит опасаться дефицита нефти, заверяет кронпринц. Saudi Aramco надёжно обеспечит мир поставками нефти несмотря на (МБС) снижение добычи рядом стран. Важное заверение в предверии планируемого IPO Saudi Aramco.

В этой связи стратегическим решением последнего года, призванным защитить национальные и корпоративные интересы, явилось соглашение Saudi Aramco с TOTAL о строительстве гигантского петрохимического комплекса на Аравийском полуострове.

В Казахстане эта стратегия все ещё находится в стадии обсуждения. Казалось бы, проблема ресурсной базы для будущего НПЗ нашла свое разрешение и технические препятствия для реализации этой стратегии сняты, но решения пока нет. Казахстан не вправе допустить того, чтобы оказаться мухой меж двух верблюдов, то есть попасть в зависимость от конкуренции главных игроков на уплотняющемся рынке нефтеэкспорта. Да и создание 5-8 тыс. новых рабочих мест в социально напряжённом Мангистауском регионе - мера совсем не лишняя.

В логике кронпринца отсутствует очень важный аргумент, а именно: технологии высокоэффективной добычи трудноизвлекаемых углеводородов, в том числе остаточных запасов нефти истощённых месторождений, залежей высоковязких нефтей и природных битумов, месторождений с дефицитом природной энергии и др., уже начали свое вхождение в индустрию и в течение относительно короткого времени станут превалирующим фактором воздействия на рынок нефтедобычи . Это плохая новость для Его Высочества, и не только для него, поскольку импорт нефти будет прогрессивно снижаться, а конкуренция за потребителя нефти среди экспортёров резко обострится, соответственно, цена упадет. Кто не выдержит этой конкуренции, тот и выпадет из перечня нефтепроизводителей. Кто сумеет вовремя отреагировать на разворот индустрии нефтедобычи в сторону высокоэффективных и экономичных технологий нефтедобычи, те смогут приспособиться к новым реалиям нефтяного рынка. Ключевым словом в процессе станет конкурентоспособность .

О том, что Китай уже включился в эту гонку, говорит тот факт, что PetroChina (CNPC) анонсировала выделение $22 млрд на развитие технологий нефтедобычи в бассейнах Джунгар и Тарим. SINOPEC находится в активном поиске прорывных технологий, CNOOC и другие наверняка не отстанут. Так что Китай скорее всего своё присутствие в перечне нефтепроизводителей сохранит и даже потеснит экспортёров. Что касается России, Саудовской Аравии - посмотрим.

Ближайшие несколько лет покажут, кто устоит, а кто нет. Время пошло.

Несмотря на то, что Китай - одна из самых быстрорастущих экономик мира, структура потребления энергоносителей в нем очень отличается от свойственной развитым странам. Доля нефти и газа в энергетическом балансе страны составляет лишь 25%; среднедушевое потребление товарных видов топлива в Китае достигает менее 1 т условного топлива в год, тогда как в среднем в мире - 2 т.

Собственных топливных ресурсов Китая уже сейчас недостаточно для нужд его развивающейся промышленности. С 1993 года Китай превратился в нетто-импортера нефти, что означало фундаментальную перемену на энергетическом рынке всего АТР. Ясно, что в перспективе объем развития нефтегазового сектора промышленности в Китае вряд ли будет соответствовать внутренним потребностям экономики, и в ближайшем будущем страна будет вынуждена импортировать нефть и природный газ во все возрастающих количествах.

Сведения о запасах нефти в КНР до недавнего времени относились к категории государственной тайны. К тому же доказанные запасы существенно отличаются от разведанных и потенциальных. Во многих документальных источниках информации разная степень вероятности запасов не учитывается; по мере выработки старых и открытия новых нефтяных месторождений оценки часто менялись. Например, в печати КНР в годы культурной революции (1966-1969) и в конце 1970-х годов (с целью привлечения иностранных компаний для разведки) потенциальные запасы явно завышались. Даже в настоящее время суммарные данные по запасам на отдельных месторождениях и общие данные по стране не совпадают.

Доказанные запасы нефти в Китае в 1999 году оценивались в 3,2 млрд т, что составляет приблизительно 2,4% мировых запасов. Достоверные запасы нефти на суше, по китайским данным, оцениваются в 5,3 млрд т и в 4 млрд т на шельфе .

Потенциальные запасы нефти выросли за 30 лет (с 1966 по 1996 годы) в 5 раз, с 6 до 30 млрд т. На оценку запасов нефти в стране влияет также их привязка к двум показателям (доле от мировых запасов, оцениваемой в 2,3-2,4%, и так называемому R/P Ratio, т.е. соотношению запасов к производству, принятому для Китая в 20 лет).

Таблица 1

Добыча нефти в КНР по годам (млн т)

1949 - 0,12 1973 - 50,0 1986 - 131,0 1997 - 158,0
1957 - 1,40 1975 - 70,0 1987 - 134,0 1998 - 157-160
1958 - 2,25 1978 - 104,0 1988 - 137,0 1999 - 159-160
1962 - 5,75 1979 - 106,15 1990 - 139,0 2000 - 162 (оценка)
1968 - 10,0 1980 - 105,95 1991 - 137,0 2005 - 170 (прогноз)
1970 - 20,0 1984 - 114,6 1995 - 140,3 2010 - 185 (прогноз)
1971 - 38,0 1985 - 124,9 1996 - 155,6

Источники:

Как видно из таблицы, за последние годы темпы роста нефтедобычи снизились в связи с выработкой старых месторождений. В середине 1990-х годов для Китая закончился период нефтяной самодостаточности.

Таблица 2

Добыча и потребление нефти по годам (млн барр/сутки, в среднем)

Источник:

Таблица 3

Потребление нефти в КНР по годам (млн т)

Источник:

Таблица 4

Прогноз дефицита потребления нефти в КНР по годам (млн т)

2000 2005 2010
Спрос 195 220 265
Дефицит 33 50 80

Источник:

В настоящее время Китай производит около 160 млн т нефти в год, а потребляет 200 млн т. В 2000 году импорт нефти составил около 60 млн т , в основном из Омана. Поскольку трудно точно спрогнозировать, какими темпами будет развиваться экономика Китая, предположения экспертов относительно будущего импорта расходятся: так, одни утверждают, что в 2010 году он может составить 70-90 млн т , тогда как в других публикациях приводится цифра в 120 млн т уже в 2005 году .

В то же время, несмотря на нехватку нефти, часть ее ранее экспортировалась, преимущественно в Японию, а также (в небольших количествах) в КНДР И Вьетнам. Впрочем, объемы экспорта нефти, начиная с 1980-х годов, неуклонно снижались: если в 1986 году Китай экспортировал 28,4 млн т нефти, то в 1999 году - всего 8,3 млн т, тогда как в 2000 году экспорт прекратился вовсе.

Общая протяженность нефтепроводов в стране в 1997 году составила 9,3 тыс. км. Обращает на себя внимание крупнейший энергопровод из города Голмуд (Цайдамское месторождение) в Тибет до Лхасы протяженностью 1080 км.

Месторождения нефти

Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ляохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются.

Таблица 5

Добыча нефти на месторождении Дацин по годам (млн т)

1975 11,1 1984 53,56
1978 50,37 1985 55,59
1979 50,75 1986 55,50
1980 51,5 1987 55,55
1981 51,75 1993 56,0
1982 51,94 1994 56,0
1983 52,63 1999 50,0

Источники:

К Дацинскому месторождению примыкает месторождение Ляохэ, дававшее в 1986-1987 годах до 10 млн т сырой нефти в год и месторождение Фуюй с добычей 1-2 млн т. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин,

Аньшань и к месторождению Даган - крупнейшему в Северном Китае (поля Баньцяо, Тяньцзяхэ, Гандун, Вансюйчжуан, Ганьси, Чжоуцинчжуан; в конце 1980-х - начале 1990-х годов это месторождение давало 3-3,5 млн т нефти в год).

В Восточном Китае наиболее известной является группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. В 1990 году добыча нефти здесь достигла 33 млн т. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу.

Таблица 6

Добыча нефти на месторождении Шэнли по годам (млн т)

1975 3,2 1986 29,5
1978 19,5 1987 31,6
1983 18,4 1990 33,0
1984 23,02 1999 30,0
1985 27,03

Источник:

В провинции Хэбэй в Восточном Китае имеется месторождение Цзинчжун, где в 1990 году добыча нефти составила 5 млн т. Таким образом, в Восточном Китае добывается примерно 40 млн т нефти в год.

В Юго-Западном Китае на месторождениях в провинции Сычуань к северу от города Чунцин (Иншань, Наньчун, Панланьчэнь) добывается примерно 2,2 млн т нефти в год . Кстати, в провинции Сычуань нефть добывали еще за 600 лет до нашей эры с использованием бамбуковых трубок из неглубоких скважин. В 1996 году начата прокладка нефтепровода Чэнду - Ланьчжоу.

В Южном Китае на суше в провинции Гуандун на месторождении Саньшуй добывается порядка 2 млн т нефти в год.

Большие надежды за последние годы в Китае возлагались на нефтяные месторождения северо-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района (Джунгария, Карамай, Тарим, Турфан-Хами, Цинхай, Юймэнь), где сосредоточено 30% от общих запасов по стране. В 1997 году во всем районе было добыто 16,4 млн т сырой нефти, а в 2001 году, по прогнозам, добыча должна возрасти до 23 млн т. Наиболее значительны месторождения Таримской впадины с разведанными запасами в 600 млн т и потенциальными в 18,8 млрд т. В северной части впадины имеются месторождения Кань, Тамарик, Ичкелик, Дунцулитагэ, Дунчэтан, Бостан, Якела, Тугалмин, Терген, Акекум, Сантаму, Цюнькэ, Луньнань. В южной части впадины находится группа месторождений Тачжун (Тачжун-1, Тачжун-4, Тачжун-6, Тачжун-10), соединенных с северным месторождением Луньнань трубопроводом длиной 315 км. Кроме того, месторождения нефти открыты в самой западной части Тарима на границе с Таджикистаном и Киргизией (Карато, Башэтопу). Добыча нефти в Таримской впадине в 1996 году составила 3,5 млн т, в 1999 году - 4,7 млн т, в 2000 году она должна вырасти до 5 млн т, а к 2010 году - до 14 млн т.

В Джунгарии между горными системами Алтая и Тянь-Шаня находится старое нефтяное месторождение Карамай, разведанное еще в 1897 году. Потенциальные запасы этого месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай-Урумчи и Карамай-Шаншань. Добыча нефти на месторождении не превышает 5 млн т.

Месторождения Цайдамской впадины (Лэнху-3, Лэнху-4, Лэнху-5) в 1990 году давали 3,5 млн т нефти . Добыча в настоящее время оценивается в 1,5-2 млн т. Построен нефтепровод Лэнху-Ланьчжоу.

В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше, однако с 1969 года пробную нефть начали извлекать на шельфах Восточно-Китайского, Желтого и Южно-Китайского морей и Бохайского залива. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун). Потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря (на который претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд т . В районе Южно-Китайского моря в настоящее время добывается 150-200 млн т нефти в год (все страны региона). Из этого объема на всем шельфе Китая 1993 году было добыто 4,5 млн т нефти, в 1996 году - около 15 млн т, в 1997 году - 16,2 млн т .

В 1994 году на шельфе Южно-Китайского моря Китай добыл 6,47 млн т сырой нефти, в 1996 году - 11,8 млн т. В настоящее время добыча возросла до 14-15 млн т , однако, по оценкам экспертов, разработки шельфовых месторождений принесли в целом разочаровывающие результаты. Первоначальные оценки нефтяных запасов китайского сектора шельфа (до 1,7 млрд т) оказались явно завышенными в целях привлечения иностранных инвесторов.

Крупные запасы нефти (300 млн т) разведаны в заливе Бохай (так называемый комплекс Бочжун). Нефтяные поля здесь разбиты на блоки, с 1979 года разрабатываемые иностранными компаниями (Chevron, Kerr McGee, Texaco, Agip, Samedan, Apache, Esso China Upstream, Wood Mackenzie, Phillips Petroleum International Corporation Asia совместно с китайской компанией CNODC). В 2000 году добыча нефти в Бохайском заливе составила 4 млн т.

Что касается переработки сырой нефти, совокупная мощность нефтеперерабатывающих предприятий КНР составила в 1999 году 4,3 млн барр/сутки. Заводы расположены в главных городах страны, а также на месте наиболее крупных месторождений. Впрочем, доля импорта в сырье для НПЗ постоянно увеличивается: в китайской нефти повышено содержание серы, и это делает более выгодным производство нефтепродуктов на основе легкой ближневосточной нефти . В настоящее время в Даньчжоу провинции Хайнань сооружается самый крупный в КНР нефтеперерабатывающий завод, стоимость первой очереди которого - 2,2 млрд долларов.

Нефтедобывающие компании

Добыча полезных ископаемых в Китае вертикально интегрирована и находится под жестким контролем государства. В 1998 году нефтегазовая промышленность была реформирована, и две из четырех существовавших тогда государственных компаний объединены. На данный момент добычей нефти и газа в КНР занимаются:

Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC). В 1998 году активы КННК составили 57,8 млрд долларов, компания контролирует 70% разведанных запасов нефти на севере, северо-востоке и западе страны. Объем добычи 107 млн т в год (1998). В 1999 году была учреждена PetroChina Company Ltd, которой CNPC передала большую часть своих активов внутри страны, оставив за собой зарубежный бизнес и управление трубопроводами;

Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) с капиталом 1,8 млрд. Отделения: China National oil and gas exploration and development Corporation (CNODC), China offshore oil Nanhai East (CONHE);

Китайская нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec). Активы - 46 млрд долларов, перерабатывает ежегодно 36 млн т нефти.

В 2000 году доли в нефтегазовой промышленности Китая распределялись между этими тремя компаниями следующим образом:

Таблица 7

Добыча нефти Добыча газа Переработка нефти
CNPC 67% 68% 45%
CNOOC 10% 17% -
Sinopec 23% 15% 55%

Источник:

Существуют и отдельные компании, созданные со специализированными целями:

  • China Petroleum Engineering and Construction Corp (CPECC) (строительство инфраструктуры нефтяного сектора, участие в строительстве предприятий нефтепереработки);
  • Китайские нефтегазовые бюро (КНБ), которые занимаются строительством газо- и нефтепроводов;
  • В 1997 году образована China National Star Petroleum Co (добыча нефти в южных провинциях КНР);
  • Shanghai Petrochemical (нефтепереработка в Северо-Восточном Китае), сумма продаж 1,6 млрд долларов;
  • Zhenhai Referining & Chem. (нефтепереработка в Юго-Восточном Китае), сумма продаж 1,3 млрд долларов;
  • В Сянгане (Гонконге) монополистом по снабжению нефтью, а также переработке и складированию нефтепродуктов является японская компания Tokyo Electric Power Company.

В КНР приняты довольно четкие правила и постановления в отношении разработки нефтяных ресурсов. Следует отметить в этой связи:

  • Временные правила регулирования регистрации данных разведки и добычи нефти и природного газа (приняты Госсоветом КНР в 1987 году);
  • Постановление о внесении платы за использование территории нефтяного шельфа при освоении нефтяных ресурсов (1968);
  • Положение об охране нефтепроводов и газопроводов (1969);
  • Постановление о возмещении ущерба при сейсмической разведке нефтяных залежей (1989);
  • Временное постановление о внесении платы за использование месторождений при освоении континентальных нефтяных ресурсов путем кооперации китайских и иностранных предприятий (1990);
  • Положение КНР о сотрудничестве с иностранцами в разработке нефтяных ресурсов на суше (1993).

Наличие достаточно хорошо разработанной правовой базы позволяет иностранным компаниям успешно работать в Китае. К началу 1998 года было подписано более 130 контрактов с 67 иностранными компаниями из 18 стран на разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Южно-Китайского моря. Все вместе они вложили около 3 млрд долларов. Так, консорциум из трех компаний (China Offshore Oil Nanhai East (CONHE) - 51% акций, Amoco Orient Pertoleum - 24,5%, Kerr McGee China Pertoleum - 24,5%) вложил 650 млн долларов в проект Люйхуа - месторождение в 120 милях к юго-западу от Гонконга в дельте р. Жемчужной, запасы которого оцениваются в 160 млн т нефти. В 1990 году образована группа CACT (China National Offshore Oil Corporation - 51%, Agip China BV, Chevron Overseas pertoleum Inc. - 49%) с участием Texaco China B.V., которая продолжает разведку другого месторождения - Хуэйчжоу в дельте р. Жемчужной, с предполагаемым уровнем добычи 5-6 млн т в год.

В стране имеется программа строительства крупных емкостей для хранения нефтепродуктов общим объемом 2171 тыс. м?, в том числе, в Шэньчжэне, Циндао, на о. Хайнань (Лингао), Шанхае (Пудун), Чэнду (Сычуань) . В строительстве принимают участие иностранные компании - Agip, Feoso, Marubeni, Shell, Saudi Aramco, Sangyong, Mitsui. В разведке новых месторождений принимают участие также компании Santa Fe (США), Occidental Petroleum, JHN oil operation Co, Exxon Corp.

Международные проекты

Как уже упоминалось выше, в настоящее время 50% сырой нефти Китай импортирует из Омана, с которым заключен ряд долгосрочных соглашений. Однако КНР не может устраивать такая зависимость от одного поставщика, поэтому сейчас прорабатываются варианты долгосрочных соглашений на поставку нефти и газа из Саудовской Аравии, Ирака, Перу, Кувейта, ОАЭ, Брунея, Индонезии, Малайзии. Китай добивается права на участие в разработках нефтяных и газовых месторождений Папуа-Новой Гвинеи, Судана, Таиланда, Венесуэлы; в Судане, Ираке и Перу приобретены права на проведение поисково-разведывательных работ на ряде месторождений.

В соответствии с Генеральным соглашением между Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан и Китайской Национальной нефтяной корпорацией (CNPC) была начата разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства казахстанско-китайского нефтепровода. Казахская часть трубопровода Актау-Кумколь составит 1200 км, китайская часть - 1800 км (по территории СУАР). От нефтяных месторождений СУАР китайская трубопроводная система продолжается до города Шаншань. В случае, если загрузка нефтепровода будет не менее 20 млн т нефти в год, трубопровод может быть продлен до Ланьчжоу, откуда уже имеется магистральный нефтепровод в Восточный Китай. Общая длина нефтепровода Актау-Кумколь, таким образом, составит около 3000 км при стоимости 2,4-2,7 млрд долларов и гарантированной пропускной способности 20 млн т в год (максимальная - 40 млн т).

Строительство по расстоянию и необходимым вложениям разбито на три этапа:

1. Кенкияк-Кумколь - 785 км, 785 млн долларов.

2. Атасу - Алашанькоу (КНР) - 1100 км, 1,3 млрд долларов.

3. Атырау-Кенкияк (410 км, 359 млн долларов) и Кумколь-Каракоин (199 км, 131 млн долларов).

В 1997 году было заключено рамочное соглашение о намерениях, однако в 1999 году все работы по ТЭО были приостановлены.

К очевидным преимуществам проекта можно отнести отсутствие риска транзитных стран. Между 1996 и 1998 годами Китай в лице CNPC приобрел за 4 млрд долларов 60% акций компании АО “Актобемунайгаз” (АМГ), которой принадлежит месторождение Узень на п-ове Мангышлак. В то же время специалисты указывают на очевидные недостатки проекта: большую протяженность, отсутствие развитой внутренней сети, соединяющей СУАР и восточные районы Китая, опасность недостатка нефти, поскольку рентабельным трубопровод может стать при перекачке не менее 20 млн т в год. К тому же в самом СУАР пока не подтверждаются большие расчетные запасы нефти на месторождениях Таримской впадины. Казахская нефть никогда не будет дешевле, чем ближневосточная, и может рассматриваться прежде всего с точки зрения политической необходимости диверсифицировать источники углеводородного сырья.

Наблюдатели подчеркивают, что китайская сторона пока считает проект в целом неэффективным, и Казахстан вынужден считаться с этим выводом.

Следует учесть и негативный опыт сотрудничества Казахстана и КНР. Ежегодно, начиная с 1997 года, “Актобемунайгаз” экспортировал в Китай через Россию около 2 млн тонн нефти, поставляя ее по прямому трубопроводу на Орский нефтеперерабатывающий завод. Специальные распоряжения правительства России освобождали эту нефть от таможенной пошлины как транзитную. Однако в январе 2001 года срок льготы на экспорт для АО “АМГ” истек, но договоренности и лицензия на экспорт не были переоформлены CNPC. В результате Орский НПЗ отказался принимать казахстанскую нефть, остановились десятки нефтяных скважин, в дома актюбинцев перестал поступать газ, добываемый попутно при извлечении нефти, под угрозой оказалась работа Актюбинской ТЭЦ. Только с большим трудом CNPC удалось достичь соглашения с владельцем Орского НПЗ - Тюменской нефтяной компанией. Кроме того, казахстанской стороной отмечалось, что CNPC не выполнила взятого на себя при покупке акций АМГ обязательства построить трубопровод из Казахстана в Западный Китай (нефть по-прежнему доставляется туда по железной дороге) и не выдерживает графика инвестиций, предусмотренного договором: в 1999 году он был выполнен лишь на 59% .

Следует отметить также участие китайской корпорации CNPC в двух совместных проектах с туркменской государственной компанией “Туркменнефть” по разработке нефтяного месторождения Гумдаг, а также месторождений на шельфе Каспийского моря.

Российский проект

Перспективы импорта нефти из России кажутся для Китая достаточно очевидными, благодаря территориальной близости и существующей в России развитой сети трубопроводов, которую вполне можно продолжить для экспорта в Китай. Тем не менее, до сих пор не существует ни одного завершенного российско-китайского нефтяного проекта. Пока что в стадии завершающих согласований находится только проект нефтепровода от месторождений Красноярского края в Китай. Ожидалось, что соглашение будет подписано в июле 2000 года во время визита президента РФ В. Путина в КНР, однако этого не случилось.

Соглашение о составлении ТЭО проекта CNPC заключила с ЮКОС в феврале 1999 года.

В декабре 1999 года был подписан меморандум о прокладке нефтепровода из Ангарска в Китай. Стоимость проекта оценивалась в 1,7 млрд долларов, пропускная способность трубы - 30 млн т в год в течение 25 лет (добыча становится нерентабельной при загрузке менее 20 млн т в год). Работы по ТЭО планировалось завершить в 2000 году, однако российская сторона тогда не смогла предоставить гарантий достаточного количества нефти. Изначально предполагалось, что ее основной объем будет поступать из Западной Сибири, однако большинство тамошних месторождений уже вступили в период спада добычи, и гарантировать необходимые поставки оказалось невозможно. Затем решено было переориентироваться на Юрубчено-Тохомскую зону (ЮТЗ) Восточной Сибири, извлекаемые запасы которой оцениваются в 900-1100 млн т - это самое крупное неразработанное месторождение нефти и газа в Восточной Сибири . Юрубченский участок, где предполагается вести работы, содержит около 300 млн тонн извлекаемых запасов нефти и является наиболее изученной частью ЮТЗ.

Определенным преимущество проекта - возможность использования имеющегося нефтепровода Тюмень-Омск-Красноярск-Иркутск, к которому, однако, еще предстоит создать отводы. Лицензия на геологоразведочные работы и разработку Верхнечонского, Юрубчено-Тохомского и Собинского месторождений ЮТЗ принадлежит Восточно-Сибирской нефтяной компании (ВСНК), где 68% акций владеет НК ЮКОС.

Однако крупное Куюмбинское месторождение той же зоны разрабатывается “Славнефтью”. Последнее обстоятельство создало значительные затруднения для проекта, поскольку две компании не могли прийти к соглашению по ключевым вопросам. Только к сентябрю 2000 года ЮКОСу удалось приобрести дополнительные права на освоение месторождений, которые позволили ему достичь паритета со “Славнефтью” и приступить к согласованию интересов . Одновременно ЮКОС активизировал работы на Терско-Камском участке Юрубчено-Тахомской зоны.

Другое затруднение лежало в том, что, хотя еще в мае 1999 года Государственная Дума приняла решение об освоении Юрубченского месторождения на условиях СРП, “Соглашение” о разделе продукции на месторождении так и не было подготовлено , и налоговый режим проекта, таким образом, пока не определен. Что касается Куюмбинского месторождения, оно пока только рекомендовано Правительством РФ Госдуме для рассмотрения на предмет перевода его на режим СРП.

В данный момент рассматривается два возможных маршрута трубопровода: через Монголию и минуя ее. Для российских компаний предпочтителен экономически более выгодный путь через Монголию на Пекин, для CNPC - в обход Монголии из Ангарска в Харбин, до месторождения Дацин, далее по существующим нефтепроводам в порты

Далянь, Циндао и другие.

Предполагаемый тариф за прокачку нефти по маршруту составит 30 долларов за тонну, тогда как перевозка нефти из Омана обходится КНР в 10 долларов за тонну.

Немаловажно, что в Китае - стране с плановой экономикой - директивами на 10-ю пятилетку (2001-2006 годы) не предусмотрено строительство ни казахского, ни сибирского нефтепроводов. Таким образом, проект, очевидно, не относится к реализуемым в ближайшие несколько лет.

Причины сегодняшних неудач

Не приходится сомневаться в перспективности китайского рынка топливных элементов, однако будущее России на нем, несмотря на колоссальные запасы сырья, представляется очень неопределенным. Сущность проблем, встающих перед Россией в этой сфере, на наш взгляд можно свести к нескольким пунктам.

1. Нерентабельность

Российская нефть не относится к дешевой, а существующие экспортные платежи и акцизы, в сочетании с дороговизной транспортировки, делают ее для КНР слишком дорогой. За один только 2000-й год ставки вывозных таможенных пошлин на российскую нефть повысились с 15 до 32 евро за 1 т , и не приходится сомневаться, что они будут повышаться далее, особенно учитывая, что Россию ожидают масштабные выплаты по внешним долгам, средства на которые традиционно изымаются из нефтедолларов.

2. Несовершенство законодательства

Российское законодательство в области разработки месторождений до сих пор не сформировано окончательно; так, отсутствует завершенная нормативно-правовая база по СРП, не устранены противоречия между Законом о СРП и Налоговым кодексом. Если учесть некоторое недовольство региональных и федеральных властей первыми опытами разработки нефтяных месторождений по схеме СРП, то становятся неочевидными и дальнейшие перспективы СРП в России. Все это не позволяет привлечь средства, необходимые для разработки новых месторождений и строительства трубопроводов.

Кроме этого, в ближайшее время следует ожидать других изменений в законодательстве. Так, началась реформа правил допуска экспортеров к магистральным нефте- и газопроводам, для чего создана специальная комиссия Правительства РФ . В результате планировать импорт нефти из России для иностранных партнеров стало значительно сложнее. Нужно учитывать при этом, что Китай - государство с плановой экономикой и мощной бюрократической системой, для которой любые изменения в законодательстве страны-партнера, даже в более выгодную для себя сторону - причина полностью свернуть контакты и выждать, пока

все “утрясется”.

3. Отсутствие государственных гарантий

Китай традиционно предпочитает работать в условиях, когда сотрудничество на всех этапах, начиная от предварительных переговоров, подкреплено надежными государственными гарантиями. Кроме того, ожидается, что позиции компаний, с которыми ведутся переговоры, и государства будут согласованы, чего в России ждать не приходится. В тех же случаях, когда несколько российских компаний одновременно выступают с различными, не согласованными между собой

предложениями, ссылаясь при этом на поддержку российского государства, можно с достаточной степенью вероятности ожидать от китайской стороны отказа воспринимать эти предложения как реальные.

4. Непонимание специфики взаимоотношений

Случай с “Актобемунайгазом” (и комментарии по нему в российской и казахстанской прессе) интересен тем, что демонстрирует непонимание в нашем деловом мире (имеется в виду как Россия, так и страны СНГ) специфики взаимоотношений между китайским бизнесом и китайским государством. Поэтому с Китаем в наших корпорациях работают те же группы, которые ведут переговоры и с западными нефтяными компаниями, что приводит к многочисленным ошибкам.

Невыполнение китайцами своих обязательств - норма для бизнеса в тех случаях, когда желание “получить дешевле, отдать дороже, расходов по прежним обязательствам не нести” не уравновешивается чиновничьим аппаратом. Отсюда, например, родился миф о плохом качестве китайских товаров. Нужно понимать, что в китайском государстве бизнес всегда стоит чуть ниже госаппарата. Этот момент и другие особенности китайского мышления требуют от российских компаний создания постоянных групп для работы именно с Китаем (и в Китае), а не привычного для россиян представления, что всё или почти всё можно продумать и подготовить непосредственно в России. Вести дела с китайским нефтегазовым сектором нельзя по российской или европейской схеме.

ЛИТЕРАТУРА:

1. BP Amoco Statistical Review of World Energy. 1994.

2. Energy in Japan. 1989, #5.

4. OPEC Petroleum (general review). 1997-1998.

5. OPEC Petroleum. 1993, #2.

6. Petroleum Economist (review). 1997-1999.

7. Petroleum Economist. 1995, # 9.

8. Там же. 1996, № 1.

9. Там же. 1996, № 2.

10. Там же. 1997, № 2.

14. State Petroleum and Chemical Administration (China). 1999.

15. Wood Mackenzie Statistical Review.

21. ИВД РАН, экспресс-информация. 1996, № 5.

23. Международная жизнь. 1999, № 10.

24. Нефтегазовая вертикаль. 1999, № 2-3.

25. Там же. 2000, № 2.

26. Нефть России. 2000, № 2.

29. Эксперт. 2000, № 13.

30. Китай в XXI веке. Тезисы докладов // ИДВ РАН. М., 2000.

31. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 11.

32. Эксперт, 2000, № 45.

33. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 7-8.

34. Независимая газета, 27.02.2001.

35. Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности. 2000, № 4.

36. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 12.

Георгий Дмитриевич БЕССАРАБОВ - ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований

Александр Дмитриевич СОБЯНИН - заместитель главного редактора аналитического журнала "Профи"

Фото Reuters

КНР входит в первую пятерку ведущих производителей нефти. Однако залежи истощаются, затраты на эксплуатацию скважин и транспортировку топлива из Синьцзяна в прибрежные провинции растут. Поэтому госкорпорации сокращают добычу. Но они ответственны не перед частными инвесторами, а перед правительством, которое не позволит увольнять массу рабочих. Убыточные месторождения будут продолжать эксплуатироваться. По прогнозам экспертов, потребности Поднебесной в импорте «черного золота» тоже будут расти.

Некоторые аналитики считают, что нефтедобыча в Китае достигла своего пика. Главные корпорации приходят к выводу, что разумней оставить больше нефти в земле, чем вести разработки, пишет Wall Street Journal. В подтверждение газета приводит данные о производстве, обнародованные этими корпорациями.

China Petroleum & Chemical Corp., более известная как Sinopec, сообщила, что у нее производство сырой нефти упало в прошлом году почти на 5%. Ее конкурент - гигант PetroChina Co, находящийся в собственности государства, информировал, что добыча упала на 1,5% за первые три квартала 2015 года. Вместе на Sinopec и PetroChina приходится примерно 75% производства нефти в Китае. Cnooc Ltd. – третья по добыче китайская компания. Она добывает нефть, в основном, на морском шельфе. Эта фирма объявила, что ожидает снижения добычи на 5% в этом году.

Питер Ли, аналитик по энергетике в группе Fitch ,комментирует: «В Китае знают, что под землей большие ресурсы, но дешевле импортировать».

В последние месяцы рынки сосредоточили внимание на противоречиях между США, Россией и членами ОПЕК. Брокеры ждут, когда крупный производитель начнет сокращать производство, чтобы поднять цены. Но пока сокращение добычи было минимальным. Тем не менее аналитики прогнозируют, что добыча в Китае в этом году снизится в размере от 100 тыс. до 200 тыс. барр. в день. В 2015-м она достигла рекордного показателя в 4,3 млн барр. в день. По словам Нельсона Вана, специалиста по нефти в брокерской фирме CLSA в Гонконге, сокращение производства в Китае приведет к тому, что избыток предложения на глобальном рынке уменьшится.

В беседе с «НГ» партнер компании «Русэнерджи» Михаил Крутихин отметил, что в «западных районах Китая есть нефтеперерабатывающие мощности. Но запасы там стали истощаться. Они давно находятся в производстве. Поэтому нефть приходится ввозить, в том числе из соседнего Казахстана. Там даже есть нефтепровод, который можно использовать для получения нефти из России. Сейчас он не используется, Казахстан занимает эти мощности». А на востоке Китая нефть получают сразу из нескольких источников, но не из Средней Азии. Это собственная добыча, нефть морем и из России по контракту с «Роснефтью».

Касаясь перспектив китайского импорта, Крутихин сказал: «В последнее время стало очевидно, что статистике китайских государственных органов доверять нельзя. Неизвестно, прирастает или перестал прирастать ВВП Китая. Поэтому и оценить рост импорта нефти трудно. Можно предположить, что рост будет, но не такой объемный, как ожидалось раньше». По словам эксперта, Китай заполнил свои стратегические хранилища, но все еще не начал строить вторую очередь хранилищ. Поэтому пока нефти ему требуется не так много.

Предельные издержки производства на некоторых самых дорогих месторождениях составляют примерно 40 долл. за баррель. Это выше 30 долл. за баррель, по которой нефть продавалась в последние недели. Продолжать добычу китайским компаниям становится невыгодно. Однако снижения добычи в Китае будет недостаточно для достижения равновесия на мировых рынках. Предложение, вероятно, превысит потребность примерно на 1,5 млн барр. в первой половине этого года, предсказывает Международное энергетическое агентство.

15:34 — REGNUM Падение нефтепроизводства в Китае продолжается. Согласно данным Государственного статистического управления КНР за май 2017 года, добыча черного золота упала здесь до минимума за последние шесть лет.

Отмечается, что добыча нефти в Китае сократилась на 3,7% в мае этого года по сравнению с тем же периодом 2016 года. Таким образом, нефтепроизводство уменьшилось на 3,83 млн баррелей в сутки и составило 16,26 млн тонн. Последний раз такой низкий показатель был зафиксирован в 2011 году. По мнению аналитика SCI International Гао Цзяня , сокращение нефтепроизводства в Китае обусловлено в настоящее время тем, что на самых крупных месторождениях страны стали с самого начала года сокращать добычу.

«Темпы падения добычи будут ослаблены в этом году из-за высоких цен на нефть», — считает Цзяня.

Небольшая стабилизация мирового нефтяного рынка привела к тому, что цена на черное золото не выходит за рамки $48−55 за баррель. Это, в свою очередь, способствует увеличению инвестиций в нефтяную отрасль. В результате чего падение добычи китайской нефти немного замедлилось.

С добычей собственного природного газа в Китае похожая история. В мае этот показатель упал до 12 млрд кубометров, если сравнивать объемы добычи газа с апрелем 2017 года. Это самый низкий уровень с октября прошлого года. Однако если сравнивать добычу газа в КНР в мае 2017 года с аналогичным периодом прошлого года, то этот показатель, напротив, вырос на 10,5%.

Напомним, что последние 15 лет добыча нефти в Китае стабильно росла, в 2015 году эта страна стала пятым по величине производителем черного золота в мире, однако в течение первых восьми месяцев 2016 года объем его добычи снизился на 5,7%. Крупные китайские госкомпании все больше стали снижать свои объемы добычи и сворачивать работы на дорогостоящих месторождениях после того, как мировые цены на нефть упали в 2016 году до минимальных отметок с 2003 года.

ИА REGNUM ранее передавало, по итогам 2015 года добыча нефти в КНР достигла 4,3 млн баррелей в сутки. По мнению экспертов, это производства энергоносителя, после чего китайская нефтяная отрасль вошла в фазу долгосрочно снижения. В результате чего Пекину пришлось наращивать импорт нефти, чтобы обеспечить растущий внутренний спрос на углеводородное сырье, притом, что еще несколько лет назад Китай хотел максимально сократить свою зависимость от импортной нефти и поэтому поддерживал субсидиями свою нефтяную отрасль. Эта ситуация с Китаем, как ожидали многие аналитики рынка, должна была способствовать повышению цен на нефть на мировом рынке.

В июле 2016 года производство черного золота в КНР сократилось на восемь процентов, достигнув отметки в 3,95 млн баррелей в день, что является минимальным показателем за последние пять лет. В августе среднесуточная добыча нефти упала до минимума с декабря 2009 года, составив 3,89 млн баррелей в день. Это произошло сразу по нескольким причинам. Во-первых, потому, что старые месторождения больше не могут увеличивать добычу, а новые крупные месторождения пока не открыли. Во-вторых, многие китайские нефтяники были вынуждены закрыть свои низкорентабельные скважины, чтобы оптимизировать производство. Так, по данным опубликованной отчетности за первое полугодие 2016 года, чистая прибыль Sinopec значительно снизилась, PetroChina показала минимальную прибыль, а СNOOC получила убыток.

Однако эксперты еще летом 2016 года обращали внимание на то, что Китай, когда падают цены на нефть, наращивает импорт энергоносителя. Зато, когда цены повышаются, то собственная добыча в стране активизируется, поэтому стабилизация рынка может способствовать тому, что Китай в скором времени вновь выбьется в лидеры по нефтепроизводству.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы