Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

По официальным данным Росстата и Минтруда, количество безработных в нашей стране неуклонно падает. Несмотря на это, 2017 год обернется для многих работников шоковыми потрясениями.

По данным рейтингового агентства АКРА, в 2017 году уровень безработицы в стране вырастет до 6,1% от экономически активного населения. В настоящий момент этот параметр находится на отметке в 5,9%. На рынок могут выйти порядка 136 тысяч свободных рук.

Очевидно, что под сокращение в 2017 году попадут и те, кто занят в сфере частного бизнеса, и работники бюджетной сферы. Наибольшие сокращения пройдут среди чиновников – 45,2 тыс. человек (это делается в рамках приказа президента РФ о сокращении штата чиновников на 10%), финансистов – 34,2 тыс. человек и работников транспортной сферы – 18,1 тыс. сотрудников. В будущем больше всего увольнений планируется в автомобилестроении – 49,6 тыс. (из них 6 тыс. – уже до конца этого года).

Силовые структуры

Пострадают и силовики. 2016 год был сложным для многих ведомств: в стране появилась Росгвардия, а функции ФСКН и ФМС были упразднены. Штатная численность этих служб была передана в ведение МВД. При этом численность сотрудников ФМС сократилась на треть.

В 2017 году реформа силовых ведомств будет продолжена. Как ранее , функции могут быть разделены разделить между Минобороны и . Министерство госбезопасности (МГБ) при этом может получить возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела или осуществлять контроль за теми расследованиями, в основу которых легли материалы этой спецслужбы. Предполагается, что реформа должна привести к более эффективному управлению силовыми и правоохранительными структурами и искоренению коррупции в них.

Бюджетники

Не секрет, что уровень благосостояния работников бюджетной сферы напрямую зависит от суммы налогов, которое платит население. По всей видимости, с собираемостью налогов в нашей стране дела обстоят не очень. В противном случае, законодатели не инициировали бы разговоры о новых и новых типах налогов. Напомним, одна из последних инициатив – ввести налог на самозанятых граждан и так называемый курортный сбор.

По мнению шеф-редактора «Работа.ру» Анны Чуксеевой, «ситуация с бюджетом действительно весьма плачевная - стоит только посмотреть на количество инициатив законодателей в попытках увеличить собираемость налогов: повышение пенсионного возраста, введение налогов для самозанятых граждан... Что касается оптимизации чиновничьего аппарата, то это регулярная ежегодная «программа».

Она отмечает, что на рекрутинговых сайтах никогда не наблюдается наплыва резюме таких сотрудников. Это говорит о том, что на рынок труда, в отличие от работников коммерческого сектора, они не выходят, а трудоустраиваются там же - в рамках своей системы.

«Таким образом, в повышение напряженности на рынке труда эти специалисты практически никакого вклада не вносят», - считает Чуксеева.

Сокращения ожидают не только работников бюджетной сферы, но и частного сектора. Именно поэтому некорректно говорить исключительно о проблемах бюджета в этом контексте, - говорит заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин . Он напоминает, что «экономическая ситуация в стране все еще остается сложной, при этом до многих субъектов РФ полновесный кризис добрался только сейчас. Временной лаг между ощущением последствий кризиса в Москве и других регионах достаточно большой. Это касается и восстановления. Поэтому подобная динамика на рынке труда, в целом, ожидаема».

Сезонники

Рынок труда не непостоянен, в нем прослеживается довольно четкая сезонность.

«Так, потребность в новых кадрах у работодателей снижается в период с октября по январь. С февраля по сентябрь, напротив, наблюдается рост спроса на новых сотрудников. А пик спроса приходится на апрель. Если переводить это в цифры, то максимальный спад на рынке вакансий приходится на декабрь-январь: до -27%», - говорит специалист проекта CourseBurg Россия Николай Красноперов.

Кстати, в зимний период наибольшее снижение спроса идет на рабочий персонал (до -27%), а наименьший – на сферу консультирования (-3%).

Еще одним фактором, который усиливает количество сокращений, является внедрение современных технологий, позволяющих автоматизировать все большее количество рутинных действий.

«Спрос на специалистов в сфере бухучета не то что не восстановился после кризиса, а даже сократился на 17% за 2014-2016 годы за счет внедрения автоматизированных системам учета и облачных сервисов электронного документооборота», - говорит Красноперов.

Сокращения будут проходить по широкому спектру секторов. Исключений вообще не будет. «Конечно, часть из тех, кто потерял работу, вынуждены будут соглашаться на не очень привлекательные условия, включая «серые» или «черные» зарплаты, но подобная ситуация характерна для всей экономики. Работодатели стремятся сокращать свои расходы, поэтому глобального «перетока» не будет, так как темпы останутся прежними», - резюмирует Люшин.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Реформирование исполнительных органов власти приобрело совершенно неожиданный поворот для самих государственных служащих. Содержательная составляющая реформ коснулась и их персонально. Много вопрос в последнее время вызвали не только зарплаты госслужащих, но и численность штатных специалистов. Во многом можно сказать, что целью реформирования является борьба с коррупцией через сокращение аппарата или бюрократической составляющей власти. В силу сложившейся ситуации вопрос о том, будет ли сокращение госслужащих в 2017 году, последние новости освещают достаточно скупо. Чаще всего в новостях отражаются события относительно конкретного ведомства. Так, если говорить о годе текущем и уходящем, то система реформирования главного правоохранительного ведомства в части его сокращения было связано с организацией сравнительно нового структурного подразделения, получившего название Росгвардии. Внедрение новой структуры привело к сокращению органов внутренних дел, в частности, будет упразднена такая структура, как вневедомственная охрана.

Ситуации в регионах

Региональные власти не остались в стороне реформирования, а многие губернаторы даже активно подхватили эту идея, распространив ее на местные органы власти. Так, по сообщениям сокращение госслужащих в 2017 году на 10 процентов ожидает чиновников в Омской области. Об этом сравнительно недавно объявил Губернатор этого региона Виктор Назаров. Сокращение специалистов, занятых в органах муниципальной власти и на государственной службе приведет к существенной экономии на заработной плате. Подобные сокращения планируются в Красноярском и Краснодарском краях. Акцент именно на экономии резервов на сокращении фондов оплаты труда делает глава Ямала Дмитрий Кобылкин. По его словам экономия для региона может составить несколько миллионов. Также Губернатор Ямала отмечает, что будущий год ожидает быть непростым и даже тяжелым, но ожидаемый результат будет вполне оправданным.

Что стало причиной реформирования

На первый взгляд причинно-следственный характер реформирования все иерархий государственной власти связано с катастрофической нехваткой финансовых резервов в государстве, но, по сути, это лишь вершина айсберга реформ. Если проанализировать характер и порядок сокращений, которые произошли в 2016 году, а также взять в расчет прогнозы на сокращение госслужащих в 2017 году в России, свежие новости свидетельствуют не только на количественной ориентированности реформ, но и качественной.

Примечательно и то, что данный способ экономии бюджетных средств кардинально новым назвать нельзя. В 2010 году подобное реформирование уже случилось, госаппарат был сокращен на 10%, но коснулось увольнение только мелких чиновников – представителей низших ступеней власти. Естественно, их зарплата существенно отличалась от оплаты труда специалистов высших ступеней властной иерархии, а значит, реформа не дала той экономии, в которой нуждался государственный бюджет.

В текущем году эти ошибки были учтены, и реформа дает прямое указание о сокращении количественных показателей госслужащих высшего звена.

Если внимательнее изучить новости о государственной службе и чиновниках предшествующих реформе лет, можно обратить внимание на многочисленные громкие дела, связанные с коррупцией в этой среде, взяточничеством и многочисленными бесчинствами и фривольностями со стороны чиновников и членов их семей. Таким образом, можно говорить о том, что реформа, под сокращением численного состава госслужащих, предусматривает борьбу с коррупцией . Отдельно следует сказать и квалификационной подготовке специалистов государственного аппарата, которая, по некоторым данным, оставляет желать большего.

Механизм реформирования и его особенности

Именно квалификации и профессиональные компетенции легли в основу претворения этой реформы в жизнь. Так, в первую очередь будут проводиться проверки не предмет соответствия занимаемых должностей. Анализироваться будут знания чиновников конституционных основ государства, в целом знание законов страны, а также узкие специальные знания чиновника, касающиеся непосредственной той сферы, в которой он занят. Таким образом, госслужащий должен соответствовать характеристикам установленного профстандарта. Наличие профильного образования станет обязательным для всех поступающих на госслужбу, а также уже работающих специалистов. В этом вопросе специалисты Минтруда дают небольшое пояснение, говоря о том, что избежать увольнения тем, кто не имеет достаточного профильного образования или вообще его не имеют, могут сохранить рабочее место в том случае:

  • обладают достаточным опытом и стажем;
  • необходимыми профессиональными навыками;
  • имеют достижения в рамках трудовой деятельности и хорошие характеристики по службе.

В целом, вопрос о том, насколько сократят госслужащих, остается открытым. Процентные соотношения, которые указываются в новостях можно назвать условными, гарантии того, что они однозначно коснутся всех направлений государственной службы, нет.

В разделе

В наступающем году грядёт новая волна сокращений – как подсчитали эксперты рынка, около 60% работодателей планируют оптимизировать штат. Те же, кого не уволят, скорее всего будут страдать от нерегулярной выплаты зарплаты. Ведь сегодня даже чиновники официально признают: на то, чтобы разобраться с уже имеющейся задолженностью по зарплате, потребуется как минимум два года.

По данным компании Deloitte, лишь 41% компаний в будущем году не планируют сокращений. Остальные же в большей или меньшей степени готовятся проводить оптимизацию. Причём у 4% работодателей запланированы масштабные оптимизации – сокращать будут 20 и более процентов сотрудников.

Данные аналитиков подтверждают и рекрутёры. Так, по подсчётам портала «Работа.ру», уже в ноябре спрос на персонал снизился на 2%. Число же новых резюме за прошедший месяц, напротив, увеличилось на 4,5%.

При этом ситуация на российском рынке труда и без надвигающихся увольнений весьма напряжённая. Буквально на днях на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева обсуждался вопрос о том, что делать с многомиллиардной задолженностью по зарплате, которая из месяца в месяц продолжает расти. По распоряжению главы кабмина, уже до конца января будущего года профильным министерствам надо будет решить проблему с невыплатами. Но удастся ли это сделать – большой вопрос. Можно предположить, что на очередном январском совещании будут сделаны очередные громкие заявления. «Сможем ли мы свести к нулю задолженность по заработной плате? Наверное, для этого потребуется как минимум два года. Это очень старые долги, они имеют очень сложную финансовую природу», – заявила зампред правительства Ольга Голодец.

КОНКРЕТНО

Сколько работников уволят в 2017 году

Не планируют увольнений – 41% работодателей.

Планируют (или уже сократили) 5% персонала – 25% работодателей.

Планируют (или сократили) до 10% персонала – 20% работодателей.

Планируют (сократили) до 15% персонала – 7% работодателей.

Планируют (сократили) до 20% персонала – 2% работодателей.

Планируют (сократили) более 20% персонала – 2% работодателей.

Другое – 3% работодателей.

Источник: Deloitte

Учителей кормят обещаниями

Впрочем, зачастую ответственность за невыплату зарплаты целиком и полностью лежит на региональных руководителях. Причём многие конфликты можно было бы предотвратить ещё в прошлом году, но вместо этого ситуация была пущена на самотёк и теперь фактически скатывается в приснопамятные 90-е годы, когда люди не получали зарплату месяцами. О печальном опыте прошлого очень кстати вспомнил и премьер Дмитрий Медведев: «Мы помним 1990-е годы, когда владельцы предприятий решали свои финансовые проблемы за счёт работников, а долги исчислялись месяцами. К таким периодам возврата быть не может».

На самом деле опасения премьера уже давно сбылись. Например, для учителей Забайкалья 90-е с их бесконечными невыплатами зарплат наступили уже в прошлом году. Ещё в марте этого года «Наша Версия» сообщала о том, что учителя края остались без зарплаты из-за того, что коммунальщики блокируют счета образовательных учреждений за долги. Шум тогда поднялся нешуточный, ведь долг по зарплате только в одной школе в посёлке Атамановка составлял 3,5 млн рублей. К решению проблемы подключились федеральные власти. И всё та же Ольга Голодец заявляла, что проблема будет решена «в ближайшие дни».

По теме

В Шведском институте оборонных исследований уверены, что российская армия готовится вести масштабные войны. По мнению экспертов, в России солдат учат вести большие региональные войны, а не разрешать локальные конфликты.

На дворе уже декабрь, но «ближайшие дни» для работников образовательной сферы в Забайкалье так и не наступили. Проблема всё та же: коммунальщики блокируют счета за неуплату, зарплату получить невозможно. По состоянию на конец ноября счета были заблокированы у 20 образовательных учреждений, расположенных в городе Борзя и прилегающем районе. Профсоюзы предупреждают, что в декабре эта цифра может удвоиться. Чтобы хоть как-то иметь возможность получать зарплату в обход заблокированных счетов, ещё в начале этого года педагоги придумали обходной путь. Краевые профсоюзы пишут коллективное заявление в суд, там выписывают судебные листы, благодаря которым можно оперативно начислить зарплату в обход арестованных счетов.

Но действительным выходом из ситуации должно стать грамотное бюджетное планирование края. Заметим, что бюджет на 2016 год в Забайкалье был расписан всего на 8 месяцев, да и то с дефицитом в 300 млн рублей. Неудивительно, что в итоге денег в региональной казне не оказалось.

Медикам урежут зарплату

Аналогичные истории происходят сегодня во многих регионах страны. К примеру, жители Астраханской области также могут столкнуться с невыплатами зарплаты. Ситуация в этом регионе повторяется будто под копирку: местный Минфин изначально сверстал бюджет лишь на 8 месяцев. «Проект бюджета отозвали, внесли в него изменения и, несмотря на то что мы продолжали сопротивляться, приняли на 10 месяцев. Это привело к тому, что по всем отраслям бюджетной сферы прокатилась очередная волна «оптимизаций», – рассказал в интервью газете «Солидарность» зампред Астраханского областного объединения организаций профсоюзов Дмитрий Чуйков.

Очевидно, чтобы предупредить возможные проблемы с выплатой зарплаты ещё и у врачей, в региональном минфине решили подстраховаться и… урезать медикам выплаты. На прошлой неделе думский комитет по бюджету и налогам рекомендовал принять проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов, предусматривающий снижение темпов роста зарплаты медиков в регионах с запланированных 10,6% до 5,4%. «Речь не идёт о снижении уровня заработной платы, на этом этапе мы предлагаем остановиться темпом роста 5,4%», – оправдывается замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Упражняться в филологии, конечно, можно сколь угодно долго. Но любому человеку, живущему в России, ясно, что сокращение темпов роста зарплаты на 5,4% по факту означает её снижение. Ведь рост тарифов ЖКХ и цены на продукты «останавливать темпы роста», очевидно, не планируют.

СПРАВКА

По данным Росстата, суммарная задолженность по зарплате в ноябре составила 3,79 млрд рублей, увеличившись на 132 млн рублей по сравнению с октябрём.

При этом, по словам вице-премьера Ольги Голодец, в России регулярная задолженность по зарплате иногда доходит до 18 млрд рублей в месяц. А в среднем в месяц приходится решить вопросы с выплатой зарплаты почти 800 тыс. работников.

Одновременно с этим Минтруд фиксирует увеличение количества безработных. В последнюю неделю ноября численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла на 0,6%.

Причём в 21 субъекте РФ недельный рост безработных превысил 2%. Такая ситуация отмечена, в частности, в Омской, Сахалинской, Курганской, Астраханской, Кировской, Калужской и других областях.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы