Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Пени - денежная сумма, взимаемая с налогоплательщика в случае уплаты им налога в более поздние сроки, чем это предусмотрено законодательством. Пени не следует путать со штрафом. Это один из способов обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом (ст. 75 НК РФ). Штраф же, в свою очередь, является санкцией за совершение налогового правонарушения. В частности, за неуплату или неполную уплату налога в результате его неправильного исчисления предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы. Основание - статья 122 Налогового кодекса. Иными словами, в случае просрочки платежа по налогу, налогоплательщику придется уплатить и пени, и штраф.

Важный момент:
При несвоевременной уплате авансовых платежей по налогу также осуществляется начисление пеней (ст. 58 НК РФ)
.

Пени на сумму недоимки не начисляются только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях.

Во-первых , если налоговым органом или судом на имущество (в том числе денежные средства) налогоплательщика был наложен арест или были приостановлены операции по его банковским счетам, в результате чего налогоплательщик не смог погасить задолженность по недоимке. Причем пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Во-вторых , в случае, когда налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данными Минфином России или ФНС. И результате этого образовалась недоимка по налогу. Однако следует иметь в виду, что речь идет о разъяснениях, данных соответствующим органом либо непосредственно налогоплательщику на его запрос, либо неопределенному кругу лиц (так называемые массовые письма). Обратите внимание: в справочно-правовых системах можно найти огромное количество писем (например, Минфина России), разъясняющих позицию финансового ведомства по тому или иному вопросу. К сожалению, подавляющее большинство подобных разъяснений как раз и являются частными ответами на запросы конкретных налогоплательщиков. Если подобным разъяснением воспользовалась другая организация, и в результате налоговой проверки была выявлена недоимка, организации придется доплатить налог, штраф и пени.

Никакие другие случаи (например, подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога) не приостанавливает начисления пени на сумму налога, подлежащую уплате.

Порядок расчета пеней предусмотрен статьей 75 Налогового кодекса. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Начинать начисление пеней следует со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после его уплаты в полном объеме.

Рассмотрим пример .

Авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, перечисляются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Это установлено пунктом 7 статьи 346.21 Налогового кодекса. То есть крайний срок уплаты авансовых платежей за 9 месяцев 2010 года - 25 октября 2010 года. Предположим, организация ООО "Фристайл", применяющая УСН, по итогам 9 месяцев 2010 года исчислила к уплате авансовые платежи в размере 30 000 руб. Сумма была перечислена в бюджет 29 октября 2010 года. За четыре календарных дня просрочки необходимо начислить пени. Расчет пеней производится следующим образом: 30 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 4 дн. = 31 руб. При этом 7.75% - это ставка рефинансирования, действующая в данный период.

ООО "Фристайл" перечислило пени одновременно с уплатой авансовых платежей, то есть 29 октября.

Зачастую задолженность перед бюджетом организация погашает частями. В такой ситуации расчет пеней осуществляется от суммы просроченной задолженности при каждой уплате.

Изменим условия примера .

Допустим, ООО "Фристайл" погасило задолженность перед бюджетом в два этапа: первый платеж на сумму 15 000 руб. был осуществлен 27 октября 2010 года, второй - на сумму 15 000 руб. - 29 октября 2010 года. Расчет пеней будет следующим. При уплате первой части недоимки пени составят 30 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 2 дн. = 15.5 руб.

При окончательном погашении задолженности перед бюджетом пени рассчитываются так: 15 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 2 дн. = 7.75 руб. Общая сумма пеней в размере 15.5 руб. + 7.75 руб. = 23.25 руб. была уплачена организацией 29 октября.

За время, пока налогоплательщик погашал недоимку, ставка рефинансирования может измениться. Это следует учитывать при расчете пеней.

Проиллюстрируем сказанное .

По итогам 1 квартала 2010 года ЗАО "Магнум", применяющему упрощенную систему налогообложения, необходимо уплатить авансовые платежи в размере 30 000 руб. Срок оплаты - 26 апреля 2010 года (25 апреля - выходной день). Организация полностью погасила задолженность 14 мая 2010 года. То есть просрочка платежа составила 18 календарных дней. В рассматриваемом периоде менялась ставка рефинансирования. До 29 апреля 2010 года включительно она составляла 8.25%, а с 30 апреля - 8%. Расчет пеней в этом случае будет таким: за период с 27 по 29 апреля они исчисляются исходя из ставки рефинансирования 8.25%, а с 30 апреля по 14 мая - исходя из 8%. Общая сумма составит 30 000 руб. * 8.25% ÷ 300 * 3 дн. + 30 000 руб. * 8% ÷ 300 х 15 дн. = 144.75 руб.

Мы рассмотрели ситуации, когда при просрочке налоговых платежей в бюджет налогоплательщик самостоятельно рассчитывает и уплачивает пени. Однако пени могут быть взысканы налоговым органом принудительно за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя). Порядок такого взыскания предусмотрен статьями 46-48 НК РФ.

Налоговым кодексом предусмотрены случаи, когда принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в судебном порядке (подп. 1-3 п. 2 ст. 45 и п. 6 ст. 75 НК РФ). Перечислим их.

Во-первых , с организации, которой открыт лицевой счет. Имеется в виду лицевой счет для учета операций по исполнению бюджета (ст. 220.1. Бюджетного кодекса).

Во-вторых , в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, признаваемых по действующему законодательству РФ зависимыми (дочерними). Недоимка взимается в случае, когда выручка за реализуемые товары (работы, услуги) этих зависимых (дочерних) обществ (предприятий) поступает на счета основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий). В обратной ситуации (поступление на счета дочерних предприятий выручки за реализуемые товары (работы, услуги) основных предприятий) наличие более чем трехмесячной недоимки также служит основанием для ее взыскания в судебном порядке.

В-третьих , с организации или индивидуального предпринимателя, в случае, когда их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

В заключение отметим, что все вышесказанное распространяется на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Один из способов обеспечить исполнение обязанности по уплате налогов и сборов — начислить пени. Об этом говорится в пункте 1 статьи 72 Налогового кодекса.Пени — денежная сумма, которую налогоплательщик выплачивает в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Такое определение содержится в пункте 1 статьи 75 НК РФ. Пени не являются мерой ответственности. Это компенсация потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм налога. Пени уплачиваются помимо сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Уплачивать пени должны не только налогоплательщики, которые не выполнили или несвоевременно исполнили обязанности по уплате налога в бюджет, но также налоговые агенты и плательщики сборов. Таково требование пункта 7 статьи 75 НК РФ.Правила расчета пеней прописаны в пунктах 3 и 4 статьи 75 НК РФ. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) начиная со дня, следующего за установленным законодательством сроком их уплаты. Пени рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.Сумма пеней, подлежащих уплате, определяется следующим образом. Величина недоимки умножается на количество дней неисполнения обязанности по уплате налога (сбора). Полученное значение умножается на ставку рефинансирования Банка России (в процентах), затем на 1/300 и на 1/100. В результате получается сумма пеней в рублях и копейках, которую необходимо перечислить в бюджет.Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке или иного его имущества. Порядок принудительного взыскания пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей установлен в статьях 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся предпринимателями, — в статье 48 Кодекса.

Начисление пеней на авансовые платежи

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ (далее — Закон № 137-ФЗ) внес поправки в статью 58 НК РФ. Согласно пункту 3 этой статьи с 2007 года обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном порядку уплаты налога. Если авансовый платеж уплачен в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены налоговым законодательством, то на сумму авансовых платежей начисляются пени. Порядок их начисления установлен в статье 75 Кодекса.До 2007 года пени на суммы неуплаченных авансовых платежей начисляли только по истечении отчетного (налогового) периода на основе реальной налоговой базы, указанной в декларации. Определение и общие вопросы исчисления налоговой базы прописаны в статьях 53 и 54 Кодекса. Если авансовые платежи рассчитывались исходя из других показателей (например, исходя из налога, начисленного в предыдущих кварталах), то до 1 января 2007 года пени по ним не начислялись до представления декларации.С этого года положения пункта 3 статьи 58 НК РФ позволяют налоговым органам начислять пени не только на суммы несвоевременно уплаченных авансовых платежей, рассчитанных по итогам истекшего отчетного периода на основе налоговой базы, но и на суммы авансовых платежей, исчисленных в ином предусмотренном законодательством порядке.Таким образом, с 2007 года пени на несвоевременно уплаченные авансовые платежи по отдельным налогам, в том числе на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль , начисляются до окончания отчетного (налогового) периода и представления соответствующей декларации начиная со дня, следующего за сроком их уплаты, установленным законодательством о налогах и сборах.Ежемесячные авансовые платежи по ЕСН исчисляются исходя из сумм выплат и вознаграждений, являющихся объектом налогообложения, за прошедший месяц. Если эти платежи уплачены несвоевременно или не полностью, пени по ним начисляются после представления расчета по авансовым платежам. Пени начисляются со дня, следующего за установленным сроком их уплаты, то есть с 16-го числа месяца, в котором авансовый платеж подлежал уплате. Такой вывод следует из положений пункта 3 статьи 75 и пункта 3 статьи 243 НК РФ.В пункте 2 письма Минфина России от 28.05.2007 № 03-04-07-02/18 указано, что пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начисляются в порядке, аналогичном порядку начисления пеней по единому социальному налогу. Основание — пункт 2 статьи 24 и пункты 2 и 4 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пересчет пеней

Закон № 137-ФЗ внес изменения в статью 45 Кодекса. Так, с 1 января 2007 года налоговые органы вправе пересчитывать пени, начисленные ранее (п. 7 ст. 45 НК РФ). Пересчет осуществляется, только если налоговый орган принял решение об уточнении платежа.Напомним, что с этого года налогоплательщик, обнаружив ошибку в платежном поручении на перечисление налога, вправе подать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление с просьбой уточнить неверно указанные данные. В абзаце 2 пункта 7 статьи 45 НК РФ перечислены данные, которые налогоплательщик может исправить в платежном поручении на уплату налога. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика. К заявлению надо приложить копию самого платежного документа.После того как необходимые формы и документы представлены, по предложению налоговой инспекции или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Результаты сверки отражаются в акте, на котором ставят подписи налогоплательщик и уполномоченное должностное лицо налогового органа.На основании заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) налоговая инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Форма указанного решения утверждена приказом ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@.Обратите внимание: если налогоплательщик в платежном поручении на перечисление суммы налога неправильно указал счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, что повлекло неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае уточнение платежа и пересчет пеней не производятся.Когда решение об уточнении платежа принято, налоговая инспекция пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия решения об уточнении платежа.Минфин России в письмах от 19.12.2006 № 03-02-07/2-122 и от 15.01.2007 № 03-02-07/2-3 разъяснил, в каких случаях в 2007 году пересчитываются пени. С 1 января 2007 до 1 января 2008 года возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов производится за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу. Это предусмотрено в пунктах 9 и 10 статьи 7 Закона № 137-ФЗ. В соответствии с указанными письмами в 2007 году эти положения применяются и в отношении уточнения платежа. Когда в результате ошибки в платежном документе сумма налога перечислена не в тот бюджет, в который следовало, уточнение платежа и пересчет пеней не осуществляются.

Когда пени не начисляются и не уплачиваются

Законом № 137-ФЗ в порядок исчисления пеней введено еще одно новшество. Теперь пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства. Правда, если разъяснения даны конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции. Так сказано в пункте 8 статьи 75 НК РФ. Если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, пени на возникшую в результате этого недоимку начисляются.Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты пеней в случаях, предусмотренных в пункте 3 статьи 75 НК РФ. Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить из-за того, что его операции в банке были приостановлены или наложен арест на его имущество. Правом приостановить все операции в банке или арестовать имущество должника обладают только налоговые и судебные органы.Как сказано в пункте 1 статьи 78 НК РФ, сумму излишне уплаченного налога можно зачесть в счет погашения задолженности налогоплательщика по пеням. Причем, исходя из норм Закона № 137-ФЗ, с 1 января 2007 до 1 января 2008 года зачет переплаты налога в счет задолженности по пеням возможен, если и налог, и пени зачисляются в один бюджет.

Бручеева Л.В.
советник государственной гражданский службы РФ 2-го класса, Управление ввода данных, учета и отчетности ФНС России

Вопрос - ответ
ОТЧЕТНОСТЬ Фирма торгует в розницу промтоварами через магазины, принадлежащие ей на праве собственности. Торговые площади в каждом магазине не превышают 150 кв. м, поэтому организация является плательщиком ЕНВД. Объекты розничной торговли расположены на территории нескольких муниципальных образований субъекта РФ, обслуживаемых одним налоговым органом. Все магазины состоят в этом налоговом органе на учете в качестве обособленных подразделений фирмы. ЕНВД уплачивается по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом. Основание — статья 346.28 НК РФ. Обязана ли организация сдавать в налоговый орган декларации по ЕНВД отдельно по каждому обособленному подразделению (магазину), или она представляет одну декларацию по всем подразделениям (магазинам)? Если одной декларации достаточно, то КПП какого подразделения надо указать? Налогоплательщик обязан встать на учет в той налоговой инспекции, на территории обслуживания которой он ведет деятельность, облагаемую ЕНВД. В эту инспекцию налогоплательщик представляет единую декларацию по ЕНВД независимо от количества имеющихся на данной территории обособленных подразделений или мест осуществления деятельности.

Начисление пени по налогам , кредиту, а также сборов выполняется в случае невыполнения плательщиков своих обязанностей. Уплата пени является прямой обязанностью плательщика, а не его правом. Выполним расчет пени на конкретных примерах. В статье приведен калькулятор пеней.

Согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов обеспечивается следующими способами:

Залогом имущества;

Поручительством;

Приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;

Банковской гарантией.

Статья 75 НК РФ дает подробное представление о пени по кредиту, вопросах, связанных с порядком ее уплаты и случаях использования. А также разъясняет вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов, пени по кредиту и сборов.

Пени: определение, важные правила.

Пени - определяется как рассчитываемая денежная сумма, возлагаемая на налогоплательщика в случае неуплаты установленных сумм налогов или сборов, в том числе налогов связанных с перемещением через границу Таможенного союза, в срок более поздний установленного. В связи с вышесказанным формируются следующие положения:

1. Пени - прямая обязанность, а не право плательщика.

2. Начисление пени по налогам выполняется в случае несвоевременного выполнения своих обязанностей плательщиком.

3. Пени не зависят от санкций за налоговые правонарушения и применяются всякий раз при несвоевременной оплате платежей.

4. Начисление пени возлагается не только по платежам внутреннего рынка, но и в случаях перемещения товаров через границу Таможенного союза.

Пример 2. Введем дополнительные условия, к примеру, выше. Допустим, что уплата налогов налогоплательщиком была произведена 7 мая того же года. Вопрос: будет ли день оплаты включен в период, за который начисляется, пеня за нарушение периода уплаты или крайний день начисления 6 мая?? На этот вопрос существует два ответа.

Согласно ФНС России, начисление пени выполняется до дня уплаты включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Тем не менее, судебная практика гласит о том, что день уплаты не подлежит включению в период начисления пени. Следовательно, в нашем примере начисление пени согласно ФНС России, выполняется за 9-дневный период, однако согласно судебной практике оплата выполняется за 8 дней.

Заключение: период начисления пеней по налогам не есть строго определённым, и зависит от решения контролирующих органов и решения судов.

Подобная ситуация наблюдалась в вопросах по обязательным страховым взносам. Однако с 1 января 2015 г. регламент начисления пеней стал четко определен. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Из этого постановления следует, что дата погашения недоимки по страховым взносам входит в количество дней, за которое начисляются пени. Следует отметить, что днем погашения задолженности считается день подачи платежного поручения в банк.

Под налогом следует понимать безвозмездный платеж, который взимается с физлиц и предприятий в пользу государства. Соответствующая обязанность устанавливается ст. 57 Конституции. В РФ используются различные системы обложения предприятий (ОСНО, ЕНВД, УСН). Для физлиц также предусмотрены разные налоги и сборы. У работодателей существует обязанность осуществлять отчисления во внебюджетные фонды.

НДФЛ

Данный налог считается федеральным. Он отчисляется со всех доходов, которые получают граждане РФ в прошедшем году. При этом уплата может осуществляться как в натуральной, так и в денежной форме. К доходам, с которых взимается НДФЛ, относят:

  • Зарплату.
  • Подарки.
  • Премиальные.
  • Доход от сдачи в аренду или продажи имущества.
  • Выигрыш.
  • Оплату обучения/питания сотрудника предприятием и так далее.

По действующему НК, ставка НДФЛ – 13% для резидентов. Налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму предусмотренных в законодательстве вычетов.

Собственность

Если гражданин выступает в качестве законного владельца недвижимого имущества, ежегодно по почте ФНС будет направлять уведомление с квитанциями по земельному налогу и сбору с имущества. В качестве объектов обложения выступают:

  • Квартира.
  • Дача.
  • Доля в праве (при общей собственности).
  • Гараж.
  • Сооружение.
  • Помещение.
  • Строение, здание.

Налог на имущество относится к категории местных сборов. Он, соответственно, поступает в бюджет МО. Земельный налог также считается местным. Ставка по нему устанавливается администрацией МО. Однако она не может быть выше 1.5%. Расчет осуществляется в соответствии с кадастровой стоимостью земли. Как и в предыдущем случае, ФНС присылает квитанции. Предельный срок для уплаты земельного налога перенесен на 1 декабря. То есть, с 2016 года отчисление нужно делать до 1.12 года, который следует за прошедшим отчетным периодом. Еще одним налогом является сбор за использование объектов водного и животного мира. Он отчисляется в федеральный бюджет. Такой налог уплачивают граждане, которые охотятся на животных или отлавливают обитателей акваторий.

Транспортные средства

Налог с ТС считается региональным. Он поступает в бюджет того субъекта РФ, в котором транспорт стоит на учете. К объектам обложения следует относить:

  • Автомобили.
  • Мотоциклы.
  • Автобусы.
  • Мотороллеры.
  • Катера.
  • Суда.
  • Яхты.
  • Снегоходы.
  • Воздушные суда и пр.

Не взимается налог с маломощных автомобилей, лодок (весельных, а также моторных, двигатель которых не более 5 л. с.), авто для инвалидов, купленные через органы соцзащиты. Расчет суммы налога осуществляется в ФНС в соответствии со сведениями, поступающими из органов, регистрирующих ТС. Обязательство по отчислению должно исполняться ежегодно. Как и с земельным налогом, предельная дата выплаты перенесена на 1 декабря.

Ответственность

В НК РФ установлены пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов. Эти меры применяются для обеспечения выполнения обязательств, вмененных законом, а также в качестве наказания за нарушения предписаний. Рассмотрим далее подробно, что собой представляют пени по налогам и сборам.

Общие сведения

Уплата налогов физических лиц имеет особое практическое значение для экономики. Эти поступления составляют определенную долю доходов бюджета. Законодательство устанавливает четкие сроки уплаты налогов. В случае отчисления положенной суммы в более поздний период, с субъекта взимается дополнительная денежная сумма. При полной или частичной неуплате налога при его неправильном расчете в законодательстве предусматривается штраф. Он составляет 20 % от неотчисленной суммы. Штраф выступает как наказание за нарушение налогового предписания. В качестве основания для применения этой санкции выступает ст. 122 НК. Пени устанавливаются в случае несвоевременной уплаты вмененной суммы (просрочки). Таким образом, по НК к субъекту, который нарушил установленный период для отчисления, могут быть применены обе эти санкции.

Исключения

Сроки уплаты налогов могут быть пропущены по разным причинам. В законодательстве оговариваются случаи, когда к субъекту санкции не применяются. К ним, в частности, относят:

  1. Наложение ареста или приостановление операций по счетам в банке. В этом случае уплата налогов физических лиц не может осуществляться практически. Такие меры к средствам на счетах могут применить суд или ФНС. При этом пени за несвоевременную уплату налога не начисляются в течение всего периода заморозки р/с.
  2. Случаи, когда субъект действовал согласно разъяснениям по нормам НК, данным ФНС либо Минфином. В результате у него сформировалась недоимка.

Никакие иные случаи не могут приостановить начисление пени за просрочку налогов.

Важный момент

Следует отметить, что во втором случае пени за несвоевременную уплату налога начисляться не будут только в том случае, если указанные разъяснения были даны уполномоченными органами на личный запрос субъекта либо они распространяются на неопределенный круг лиц (массовые письма). В различных источниках можно найти большое количество различных документов. Например, часто попадаются письма Минфина, которыми разъясняется позиция финансового ведомства относительно того либо иного вопроса. Однако большая часть таких пояснений имеют частный характер, то есть, они адресуются конкретным лицам. Если такими разъяснениями будет пользоваться другой субъект, а в результате контрольных мероприятий будет выявлена недоимка, то ему придется уплатить налог, пени и штраф. Это означает, что при возникновении спорной ситуации целесообразно направлять собственный запрос в ФНС либо Минфин.

Общий порядок

Расчет пени по налогам осуществляется в соответствии со ст. 75 НК. Начисление начинается за каждый день (календарный) пропуска установленного периода для погашения обязательства. Сумма, подлежащая к взысканию, определяется в процентах. Расчет пени по налогам осуществляется с использованием одной трехсотой от ставки рефинансирования Центробанка, действующей в соответствующий период. Сумма взимается одновременно с основным долгом либо после его полного погашения.

Пени по налогам

Они начисляются кроме сумм, подлежащих отчислению в бюджет. В данном случае значения не будет иметь, применены ли к субъекту другие меры обеспечения выполнения обязательства или санкции, если им было нарушено требование об уплате налога. Начисление начинается с дня, следующего после установленной даты погашения задолженности перед бюджетом. Размер пени за несвоевременную уплату налогов определяется по формуле:

П = З х Д х СР х 1/300, где:

  • сумма налога, срок уплаты которой истек – З;
  • число пропущенных дней – Д;
  • ставка рефинансирования Центробанка – СР.

Пример

Допустим, ООО не отчислило до 1-го февраля 2012 г. сумму земельного налога в 6 тыс. руб. Данная задолженность была погашена только 30-го марта указанного 2012. Ставка рефинансирования Центробанка в течение 58-ми дней (со 2-го февраля по 30-е марта) составляла 8 %. ООО рассчитало пени за несвоевременную уплату налога: 6000 р. х 58 х 8 % х 1/300 = 92.8 руб.

Изменение ставки

Оно может иметь место в течение расчетного периода несколько раз. В этой связи могут возникнуть вопросы относительно того, какое именно ее значение нужно брать при исчислении. В данном случае необходимо иметь в виду следующее положение. Если ставка рефинансирования изменялась на протяжении периода в большую либо меньшую сторону, при исчислении применяются все ее значения относительно каждого периода действия того или иного показателя. Например, предприятие не погасило вовремя бюджетное обязательство в размере 10 тыс. р. за 2011 г. Дата совершения платежа установлена 1 февраля 2012 г. Задолженность погашалась фирмой по следующей схеме:

  • 15-го февраля было перечислено 4 тыс. руб.
  • 2 марта – 6 тыс. руб.

Сумма недоимки, таким образом, составила:

  • За 13 дн. со 2 по 14 февраля – 10 тыс. руб.
  • За 17 дн. с 15 февраля по 1 марта – 6 тыс. руб.

Условно примем следующую ставку рефинансирования:

  • с 2.02 по 10.02 – 8 % (9 дн.);
  • с 11.02 по 20.02 – 8.25 % (10 дн);
  • с 21.02 по 29.02 – 8.5 % (9 дн.);
  • с 1.03 по 2.03 – 8.25 % (2 дня).

Предприятие определило пени за несвоевременную уплату налога:

(10 тыс. руб. х 9 дней х 8 % х 1/300) + (10 тыс. руб. х 4 дн. х 8,25 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 6 дн. х 8,25 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 9 дн. х 8,5 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 2 дня х 8,25 % х 1/300) = 63.5 руб.

Просроченные авансы

Некоторым предприятиям вменяется уплата налоговых авансов в течение отчетного периода. Обязательство будет считаться исполненным в том же порядке, который устанавливается для бюджетного отчисления в целом. Это означает, что если суммы будут направлены после определенной в законодательстве даты, то сверху будут начисляться дополнительные проценты. Например, предприятию могут вменяться:

  1. Пени по налогу на прибыль. По окончании каждого периода предприятия обычно начисляют авансовую сумму исходя из ставки и дохода. Она исчисляется нарастающим итогом с первого числа года до последнего.
  2. Пени по налогу на имущество. Сумма аванса определяется по окончании каждого периода. Ее величина – 1/4 произведения ставки и средней цены имущества, установленной за соответствующий временной промежуток.
  3. Пени за несвоевременную уплату налога на транспорт. Предприятие исчисляет сумму аванса по окончании каждого периода величиной в одну четвертую произведения ставки и соответствующей базы. Региональным нормативным актом может отменяться такая обязанность.
  4. Пени по земельному налогу. Авансовые суммы исчисляют те субъекты, для которых в качестве отчетного периода определен квартал. Платежи ими рассчитываются по окончании 1, 2 и 3 кварт. текущего года как 1/4 ставки % доли от кадастровой стоимости участка. Распоряжениями местных властей обязанность по отчислению авансов может отменяться.

Если по окончании периода размер начисленного налога меньше, чем суммы платежей, то пени должны быть соразмерно уменьшены.

Страховые взносы

Как и с налогами, пени за несвоевременное отчисление указанных платежей начисляют дополнительно к штрафам и основному долгу. Следует отметить, что в соответствии с ФЗ № 212 авансовых отчислений по страховым взносам не предусматривается. На протяжении расчетного года (календарного) субъект выплачивает вмененные суммы в фонды в качестве обязательных платежей. Отчисления должны осуществляться не позже 15 числа того месяца, который идет за тем, в который была определена сумма. В случае если дата попадает на нерабочий/выходной день, окончательным числом будет считаться следующий ближайший рабочий день. Пени начисляются за каждый просроченный день. Отсчет начинают от даты, следующей за установленным в законодательстве числом исполнения обязательств. Пени за каждый просроченный день определяются в процентах и рассчитываются от общей неотчисленной суммы взносов в страховой фонд. Вычисления осуществляют по схеме, аналогичной приведенной выше. В качестве процентной ставки принимается также 1/300 от установленной Центробанком и действующей на момент задолженности.

Отражение сумм в отчетности

При определении обязательных отчислений с дохода затраты в виде пеней и штрафов, а также прочих санкций, вмененных субъекту и перечисляемых в бюджетные и внебюджетные фонды, учитываются при установлении налоговой базы. В бухгалтерской отчетности должны быть сделаны следующие записи:

  • Дб 99 Кд 68 – начислены пени за просроченную уплату налогов (авансовых сумм).

При пропуске установленной даты погашения задолженности по страховым взносам в учете делают запись:

  • Дб 99 Кд 69 – начисление пеней за несвоевременную оплату ежемесячных обязательных платежей.

Суммы взыскания не оказывают влияния ни на величину базы, ни финансового результата. В этой связи разниц по ним по ПБУ 18/02 не возникает.

Необходимость расчета пени по налоговым платежам возникает, когда начисленные суммы налогов, а также обязательных страховых платежей в казну государства уплачиваются позже , установленных в соответственном законодательстве.

Важно знать, что уплата налогов и взносов считается завершенной только после предъявления соответственного поручения в банк. Оно подтверждает перечисление денежных средств на счет государственного казначейства.

При этом, на банковском счете лица, которое предъявляет поручение, должна быть достаточная сумма остатка, в момент совершения платежа. Если все эти критерии не выполняются, то происходит начисление дополнительных, обязательных платежей в виде пени.

Определение пени имеется в Налоговом кодексе Российской Федерации. Пеня – представляет собой сумму денег, которую плательщик обязан уплатить в случае, когда сборы и налоги были погашены ним позднее, чем в сроки установленные законодательством.

Пеня должна быть выплачена в дополнение к сумме налога, ее начисление происходит ежедневно на протяжении всего периода просрочки платежа. Она начинает начисляться сразу же, после истечения срока налогового или страхового платежа.

Есть только одно исключение для единого , по нему пеня рассчитывается в соответствии с главой 26.1 НК РФ.

Пеня - еще играет роль государственного инструмента, обеспечивающего своевременную уплату налогов и сборов. Потому что ее начисление прекращается только в тот день, когда был погашен просроченный платеж. Она всегда начисляется в процентном соотношении к неуплаченной сумме по одному виду платежа.

Об ужесточении штрафов за просрочку уплаты налогов в 2016 году рассказано в следующем видеосюжете:

Начисление пени

Начисление и расчет налоговой пени регламентируется государственным Налоговым Кодексом.

Существует несколько основных мотивов для начисления пени:

  • самый распространенный – когда налогоплательщик не произвел выплату денежного обязательства в установленный период;
  • когда контролирующий налоговый орган выявил занижение суммы налогового платежа;
  • существует обстоятельство, когда начисление пени может распространяться на налогового агента, если он перечислил сумму налогового платежа плательщика позже необходимых сроков (то есть, когда просрочка произошла по вине работников налоговой инспекции);
  • начисление пени может проводиться не только на рынке внутри государства, но и начисляться на операции ввоза, вывоза товаров через границу (таможенная пошлина).

Также существуют случаи, когда пеня по налогам не начисляется :

  • не начисляется на суммы недоимок, образовавшиеся у плательщика налогов и сборов, по причине предоставления им разъяснений в письменной форме о порядке начисления и уплаты платежей, или из-за решения им других задач касающихся действующего законодательства НК РФ, данных плательщику местным налоговым органом. Чтобы подобные обстоятельства брались в учет при решении вопроса начисления пени – необходимо их подтвердить соответствующим документом. Его можно взять в налоговой инспекции. Вышеуказанное исключение относится так же к налоговым агентам (когда на них падает обязательство уплатить пеню, данный пункт может освободить от уплаты);
  • если у плательщика налогов есть переплата по соответственным видам платежей;
  • если размер переплаты полностью погашает пеню;
  • начисляется не в полном размере, если сумма переплат меньше чем размер недоимки по виду налога, в таком случае пеня снижается пропорционально размеру недостающей недоимки.


Переплата
- денежные средства, включающие в себя излишки, образовавшиеся при уплате налогов, пени, штрафов. Она может использоваться для погашения задолженностей если выполняются условия:

  • переплата перечисляется на перекрытие недоимки налоговыми органами;
  • перечисление переплат может проводиться только для погашения местных, региональных и федеральных налогов.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок расчета

Начисление пени происходит за каждый календарный день текущей просрочки уплаты страхового платежа либо налога.

Например, налог нужно заплатить до 30-го марта, но налогоплательщик не смог внести необходимую сумму на погашение налоговой задолженности до 30-го числа включительно. Это значит с 31-го марта начинает начисляться пеня. Ее начисление будет производиться до самого дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме. Но есть одна особенность при определении сроков начисления пени. Период ее накопления, не совсем точно определен в НК РФ, поэтому его нужно уточнять у контролирующих налоговых органов.

Размер пени начисляется в процентах, в отношении сумм просроченных налоговых платежей. Процентное отношение приравнивается к 1/300 установленной ставки Центрального Банка страны.

Действующая формула расчета пени текущего года:

Пеня = (просроченные налоговые обязательства * ставку рефинансирования / 300) * длительность просрочки в календарных днях

Ставка рефинансирования – это постоянно изменяющаяся величина, поэтому, в процессе начисления пени берется, актуальная на день начисления пени, ставка.

Изменения в 2019 году

С 01.10.2017 года в силу вступили изменения в порядке расчета пени согласно ФЗ №401 от 30.11.2016 года. Теперь для юрлиц сумма начислений зависит от продолжительности просрочки платежей. Как и ранее до 30 дней необходимо будет уплачивать 1/300 ставки рефинансирования, а начиная с 31 дня размер пени изменился до 1/150 текущей ставки рефинансирования.

Пример вычислений

Рассмотрим несколько примеров расчета пени по налогам, при условии, что размер просроченного платежа = 10 000руб, ставка рефинансирования составляет 6,5 процентов, а платеж просрочен на 10 дней:

Величина пени = 10 000 * 6,5% / 300 * 10 = 21,66 руб.

Если ставка рефинансирования в первые 5 дней была 8%, а затем возросла до 10%, то, следовательно, размер пени будет рассчитываться таким образом:

Величина пени = (10 000* 8% / 300 * 5) + (10 000* 10% / 300 * 5) =13,33+16,66 = 29,99руб.

Уже ощутима небольшая разница.

Особенности начисления при просрочке налоговых авансов

Кроме всего вышеуказанного, в действующем НК РФ прописаны особенности при начислении пени на отдельные виды налоговых авансов.

Транспортный налог

Является обязательным налоговым платежом взымающийся со всех владельцев транспортных средств (как физических лиц, так и юридических). Уплачивается в местные налоговые органы один раз в год. Пеня на этот вид налога начинает начисляться спустя 3 месяца, после невыплаты платежа.

Ее размер рассчитывается по формуле :

П = ставка рефинансирования (%) * сумму просрочки платежа * кол-во дней невыплаты / 300

То есть формула такая же, как при расчете на другие виды налогов. Кроме того, если просрочка произведена осознанно, то с лица, не уплатившего налог, потребуют уплату в виде штрафа, размер которого равен в среднем — 30% от суммы всех просроченных выплат.

Имущественный

При просрочке , владельцам предъявляются штрафные санкции в виде пени, начисляемые каждый день просрочки платежа. Для того, чтобы определить величину пени используется ставка рефинансирования Центрального Банка РФ.

Начисляется пеня местными налоговыми органами, выявившими нарушение по уплате. Они выписываю уведомляющий документ для плательщика с указанием суммы налога. Каждому собственнику налогооблагаемого имущества в начале налогового периода присылается уведомление о его налоговых обязательствах и сроках их уплаты. Когда уведомление не приходит, нужно обязательно обратиться в налоговую администрацию. Формула расчета стандартная.

Земельный

В случаях недоимки по , начисляется по тому же принципу, что и для других видов налогов. Но так же существует своеобразный штраф за просрочку уплаты налога – 20%, для юридических и физических лиц, от неуплаченной суммы налога, и в размере 40%, если неуплата была умышленной.

Налоговый орган должен направить физическому лицу налоговое уведомление с требованием оплатить налог и начисленную по нему пеню.

Налог на прибыль

На авансовые платежи по , начинает начисляться после истечения срока равному одному месяцу с момента неуплаты. Начисление происходит в соответствии со статьей 75й НК РФ. То есть, в остальном порядок начисления стандартный.

Правила расчета пени от авансов по УСН рассмотрены в данном видеоматериале:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы