Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

С древних времен с началом совершенствования форм совместного общежития и появлением государства люди стали задумываться о наиболее рациональном, правильном построении общества и вместе с ним о построении государства. Оптимальная модель государства рассматривалась как идеал, к которому люди должны стремиться . Большинством авторов под идеальным государством понималось "государство для всех", то есть то государство, в котором каждый его член чувствует себя частью данного объединения и имеет возможность реализовать свои собственные устремления, интересы, не причиняя при этом ущерба интересом других. Первые рассуждения об идеальном государстве содержатся в трудах древнегреческого мыслителя Платона, который считал, что идеальное государство должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; должно руководить духовной деятельностью и творчеством . Другой древнегреческий философ Аристотель идеальным государством считал "политию" – смешанную форму государства, возникающую из сочетания олигархии и демократии. "Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью…" . Впоследствии, начиная с III века н.э., появляются идеи божественного происхождения и сути государства. Идеальным в рамках теократических доктрин является такое государство, которое соответствует божественной воле (идеи непосредственной и опосредованной власти бога на земле). В 16-17 веках наибольшую значимость приобретает идея, согласно которой деятельность "государства для всех" должна быть строго подчинена закону; только на основе закона (права) государство будет соблюдать интересы всего общества. Данные концепции заложили основы теории "правового государства", каковым мы его понимаем в настоящее время. В современной литературе встречаются различные описания идеального государства: идеальное государство представляет собой надлежащее бытие всеобщего правопорядка, мера совершенства которого зависит от меры устойчивости правопорядка и реализованной созидательной свободы в нем ; идеальным является государственный строй, в котором может осуществляться примирение различных конституционных начал (свобода, закон, общее благо и власть) ; идеальное государство должно обеспечивать процветание и благо всего общества . Таким образом, на сегодняшний день подход к пониманию идеального государства в целом остается прежним; трансформировались, расширились представления о способах его построения. Анализ научных течений последнего времени позволяет выделить следующие теории "идеального государства": государство мудрейших, религиозное государство, правовое, национальное и социальное государства, государство всеобщего благоденствия и др. Государство мудрейших. На сегодняшний день данная теория четко не оформлена. Подобные рассуждения более характеризуют ранние периоды научной мысли. Так, государством у Платона руководят немногие – правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством в силу природных задатков и вследствие долголетней предварительной подготовки. В идеальном, "подлинном" государстве политик единолично осуществляет власть, "руководствуясь знанием" . Однако и в современной литературе зачастую встречаются высказывания о необходимости сильной власти при условии, что у ее руля будет стоять мудрый правитель . Можно также сказать, что это концепция от части получила свое закрепление в нормативных правовых актах современных государств, в том числе России (для занятия поста главы государства кандидат должен отвечать ряду квалификационных критериев). Религиозное государство. Объяснение государства как феномена, имеющего божественное происхождение и сущность, имеет давнюю историю и широкую политическую географию. Еще на заре государственности ее утверждению в значительной мере способствовало то, что роль и ценность государства и власти обосновывалась их особой связью с богами . Теологические концепции государства весьма многообразны; ведущее место занимают главные, т.н. мировые религии: христианство, ислам, буддизм, и в рамках каждого из этих религиозных направлений есть свои авторитетные мыслители, формулирующие наиболее признанные концепции соответствующего идеального "теистического" государства. В той или иной мере эти теории реализуются в общественно-политической практике. Хотя теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли; в тоже время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости подчинения государственной воле как власти от Бога. Идеал государства в рамках христианского миропредставления – это союз верующих людей (одной веры), любящих Бога и соблюдающих каноны священных писаний. Христианские теологи признают, что мироощущение современного человека, а также сформированная Священным писанием концепция правового по своей сути государства ближе всего стоит к демократии . Понятие государства в рамках исламской концепции связано с идеей халифата (выражение интересов всех своих единоверцев, их защита), признаваемого идеальной формой социальной организации мусульманской общины. Халифат предполагает соединение властей; отношение к демократическим выборам в современном исламе скорее отрицательное, нежели положительное. К теологической можно отнести и древнеиудейскую политико-правовую теорию построения государства . Правовое государство. Теория "правового государства" с исторической точки зрения представляет собой скорее феномен европейской культуры, окончательно оформленный лишь во второй половине XX столетия. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений . Правовое государство понимается как демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей . Теоретическая модель правового государства в отличие от моделей государств с другими преобладающими политико-правовыми признаками имеет качественно иные взаимосвязи с обществом и личностью, их многочисленными и разнообразными коллективами, иной характер регулятивной и арбитражной роли в обществе . Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что правовое государство – это такая модель идеального государства, в котором совместное общежитие людей подчинено правопорядку и в котором одновременно реализуются свободы каждого члена общества без ущерба интересам других. Средством построения такого государство выступает право, объективированное в законах, справедливое по своему содержанию и исполняемое как всеми членами общества, так и государством. Право выступает единственным эффективным инструментом связывания государственной власти (произвола) без ущемления чьих-либо интересов. Демократическое государство. Демократическое государство образуется свободными гражданами страны, подчиняется волеизъявлению большинства и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам . Демократическое государство предполагает для выявления и согласования общественного мнения различных социальных слоев населения всеобщие выборы представительных органов и плюралистическую политическую систему. Такое государство полноценно функционирует при наличии в стране политического плюрализма, партий парламентского типа, рассчитанных не на захват власти вооруженным путем, а строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов в представительные органы власти. Национальное государство. Корни доктрины национального государства уходят в эпоху буржуазных революций 18-19 вв., завершившихся образованием ряда западно-европейских государств, формирование которых было освящено провозглашенным в этот период "принципом национальности". В 19 веке "принцип национальности" отстаивали многие общественные деятели и мыслители – П. Манчини, Ж. Ренан, А. Градовский. В 20 столетии основой доктрины и практики формирования национального государства стал принцип "права наций (народов) на самоопределение". Данное право (вплоть до образования собственного национального государства) находит закрепление в Уставе ООН (пункт 2 статьи 1, статья 55). В современной науке "национальное государство" понимают как форму самоопределения и организации той или иной нации на определенной суверенной территории, выражающую волю этой нации. В идеале такое государство предполагает, что все его граждане имеют общий язык, культуру и ценности, и они являются частью единого общества. Названное "единство" способствует построению целостного, устойчивого к внешним воздействиям государства. Большинство современных государств включают многие элементы национального государства. Социальное (социально ориентированное) государство. Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности . В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ . В тоже время существуют и иные подходы к вопросу о сущности социального государства. Некоторые авторы считают, что социальное государство аналогично "государству всеобщего благоденствия" ; другие усматривают сходство социального государства с "трудовым государством" – основанном на труде; третьи говорят о "взмешивающем государстве", называя его идеальным типом государства , и т.д. Тем не менее, в основе разрозненных взглядов на социальное государство как идеальную организацию общества находится всесторонняя забота о человеке; социальное государство соединено с понятием достойной жизни и свободным развитием личности; социальное государство должно обеспечивать основные нужды человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.). Итак, это основные концепции идеального государства. Во всех теоретических подходах идеальное государство, с точки зрения его сущности, представляет собой такое построение государства, при которой будут сбалансированы интересы всего общества. Однако в различных концепциях средства достижения, способы построения идеального государства сильно отличаются друг от друга. К таким средствам можно отнести: выбор мудрейшего правителя, особая роль права, перераспределение доходов в обществе с целью снятия социальной напряженности, создание государства на базе единой нации и прочее. Взятые в отрыве эти средства могут не дать того результата, к которому в идеале стремятся авторы концепций о государстве. Для построения "идеального" государства, то есть государства, которое будет отвечать интересам и потребностям всех проживающих в нем граждан, стабильного и единого государства следует использовать весь арсенал средств. В современном государстве такими средствами будут: предъявление строгих требований (личных, профессиональных и т.п.) к кандидатам на должность главы государства, на должности в высших органах государственной власти; связывание деятельности государства посредством права; наиболее полная и последовательная реализация прав и свобод человека; защита социально незащищенных членов общества; связывание общества едиными ценностями – национальными, культурными, религиозными. Изложенное позволяет сделать вывод о возможности практического применения теоретических разработок построения идеального государства и в условиях формирования современного Российского государства. В частности цели эволюции российской государственности де-юре определены в Конституции РФ: Российская Федерация – демократическое правовое государство (статья 1), Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8), Российская Федерация – светское государство (статья 14) и т.д. Следовательно, остается только избрать наиболее правильные и эффективные средства достижения этих целей.

До сих пор человечество не выработало представления об идеальном государстве, к которому необходимо стремиться. Коммунистическое государство понимается как государство, в котором имеет место уравниловка и все общее. Положение о том, что «от каждого по способностям и каждому по потребностям», не понятно и вызывает недоверие. Социализм понимается как государство, в котором налажена система раздачи помощи малоимущим. Капиталистическое государство построено на частной собственности и рынке, где люди, организации конкурируют между собой и выживает сильнейший.
Слово государство понимается как система управления страной, т.е. глава государства, министры, чиновники, полиция и т.д. и т.п. Другое понимание государства это вся страна с её территорией, народом, природными богатствами, промышленностью, сельским хозяйством. Часто мы отделяем себя от государства и говорим, что государство должно нам что-то дать. В других случаях мы говорим, что мы должны способствовать развитию государства, защищать его. Некоторые не признают государственное деление и говорят, что наука, искусство должны быть вне государства. Да что же такое государство и как оно должно быть устроено, чтобы обеспечить мирное развитие сообществ людей на Земле.
Государства, как объединение людей в большие группы на одной территории не постоянны. История показывает, что в одно время люди объединяются в одно государство, в другие времена - они образуют собственные государства. Рассмотрим модель идеального государства, основанного на законах природы, в виде его конституции.
конституция идеального государства

Основные положения

Государством является система организации людей, проживающих на данной территории. Государство не тождественно обществу или стране, а является лишь системой управления данной страной и обществом.
Государственная система создается с целями:
  1. Совместного ведения хозяйства, общежития и распоряжения общими ресурсами.
  2. Обеспечения развития граждан государства и соответствующей территории.
  3. Соблюдения равных прав и свобод.
  4. Обеспечение безопасности людей, сохранения территориальной целостности.
  5. Обеспечения принципа от каждого по способностям, каждому по потребностям. (Имеются ввиду потребности в работе, в претворении своих планов ).
Форма управления устанавливается народом, как источником власти в стране.
Государственная система базируется на основополагающем законе единства и борьбы противоположностей , являющегося движущейся силой развития природы и общества. (Только в этом случае возможен выбор оптимального поведения .)
Государственная система формируется из политической системы и двойственной ей экономической системы. Взаимное функционирование двойственных систем в соответствии с установленными законами обеспечивает выборная государственная власть.
Целью политической системы является повышение качества жизни граждан.
Целью экономической системы является повышения уровня жизни граждан.
Целью государственной власти является соблюдение законов функционирования двойственных систем: политической и экономической.
Противоположность заключается в различном понимании целей развития общества двойственными системами. Одна сторона полагает важным фактором развития духовную (политическую) составляющую и оперирует качественными показателями развития, защищая тем самым права потребителей. Другая сторона двойственных систем предполагает важным фактором развития материальную (экономическую) составляющую и оперирует количественными показателями развития, защищая тем самым права производителей.
Борьба противоположных интересов является сутью рыночных отношений, так как только путем взаимодействия двойственных систем на рынке возможно установить эквивалентность стоимости количественных и качественных показателей товаров и услуг.
Совокупность количественных и качественных показателей составляют стоимость товаров и услуг.
Установление стоимости товаров и услуг на рынке путем взаимодействия двойственных политических и экономических систем позволяет выявить истинную стоимость товаров и услуг и, следовательно, развиваться стране без кризисов в соответствии с законом сохранения стоимости .
Государственная система должна принимать все меры к устранению борьбы противоположных интересов и связанную с ней конкурентную борьбу. (Конкуренция предполагает затраты ресурсов. Эффективность системы определяется интеграционными качествами, а не наличием противоборствующих подсистем. )
Единство обеспечивается невозможностью существования противоположных систем друг без друга (Конкуренция противоборствующих систем всегда приводит к монополии. Противоположные системы в принципе не могут объединиться в силу разного представления о целях .).
Для обеспечения правильного функционирования основополагающего закона в государственной системе создается равенство и независимость сторон, преследующих противоположные цели (Разделение властей ).
Основные законы функционирования государственной системы представляют собой правила, которые не накладывают ограничения на поведение сторон, а лишь показывают условия, при несоблюдении которых уменьшается эффективность системы.
Законы должны быть доказаны теоретически и проверены на практике.
Для удобства управления, территория страны делиться на округа, области, районы, городские и сельские поселения, в которых управление строится на основе единства и борьбы политической и экономической подсистем. Взаимное функционирование двойственных систем в соответствии с установленными законами обеспечивает государственная власть.
Земля, вода, полезные ископаемые являются общенародным достоянием и в равной степени принадлежат всем гражданам государства.
Граждане вправе иметь личную собственность.
Все средства производства находятся в общей собственности всех граждан и управляются по схеме взаимодействия элементов политической и экономической системы. (Если предположить наличие частной собственности на средства производства, то это резко снижает эффективность системы из-за невозможности объединить ресурсы для решения важных и масштабных задач, особенно в большой стране. Частная собственность позволяет паразитировать некоторым людям и из-за этого растет преступность и коррупция. Частная собственность приводит к подмене общих интересов личными. )
Полномочия по управлению общественной собственностью распределяются по принципу компетентности. (Материальными средствами должны распоряжаться в большей степени люди, способные, в силу своих умственных возможностей, преобразовать их в более интеллектуальные. Механизм по наделению полномочий может быть аналогичен акционированию, только акции не могут быть преобразованы в личную собственность и переданы другим лицам. Кроме этого, большая компетентность предполагает большие права .)
Уровень компетентности должен определяться более компетентными людьми.
Интеллектуальные достижения находятся в общественной собственности, авторское право сохраняется путем повышения уровня компетентности.
Уровень компетентности определяется по личному вкладу в общественное дело. (Частная собственность предполагает наличие частного, личного интереса. Однако это интерес основан на получении привилегий за счет других. Не все люди могут эксплуатировать других, а некоторые более склонны к решению общих проблем. Однако в капиталистическом обществе предпочтение отдается именно людям с повышенным личным интересом .)
Государство должно обеспечить полную занятость всех граждан. (Безработица создается специально для эксплуатации работающих, поэтому безработных не должно быть. )
В соответствии с принципом от каждого по способностям, каждому по потребностям, государственная система должна обеспечить реализацию творческих потребностей граждан.
Для осуществления накопления, перемещения и других технических операций с деньгами создается единственный государственный банк. Государственный банк не имеет права осуществлять инвестиционную деятельность. Распоряжаться деньгами могут только предприятия, организации, создающие товары и услуги, в соответствии с уровнем своей компетенции и планами развития.
Критерием оценки функционирования государственной системы является инфляция, как показатель потери стоимости денежной массы и, следовательно, организованности системы.

Политическая система

Политическая система включает в себя организации, ставящие своей целью повышение качества жизни граждан. Такими организациями могут быть, экологические, защиты прав потребителей, профсоюзы, научные, занимающиеся вопросами политики, права, социологией, оценкой качества, организации от национальных образований и др.
Политическая система выстраивает свою систему управления входящими в нее организациями.
Высшим органом управления политической системы является Съезд представителей различных организаций, занимающихся вопросами повышения качества жизни.
Съезд выбирает Верховный Политический Совет , который работает в промежутках между съездами, и выделяет на его работу средства. Верховный Политический Совет создается из наиболее выдающихся представителей определенной сферы деятельности по повышению качества жизни. Верховный Политический совет образует комиссии по важным политическим вопросам из соответствующих специалистов. Верховный Политический Совет осуществляет планирование развития политической системы.
Для оперативной работы Верховный Политический Совет назначает Президиум . Президиум назначает ответственных представителей от комиссий по важным политическим вопросам, которые образуют Политбюро .
Политбюро выбирает Генерального Секретаря .
Все органы политической системы формируют цели и задачи политической системы и определяют основные параметры системы, такие как курсы валют, основные цены.
Политические партии, которые не вписываются в существующую государственную систему, вправе проводить свою агитацию и бороться за высшую государственную власть.

Экономическая система

Экономическая система включает в себя организации, ставящие своей целью повышение уровня жизни граждан путем развития производства, науки, технологии. Такими организациями могут быть производственные, научные, занимающиеся технологиями, транспортные, торговые и др.
Экономическая система выстраивает свою систему управления входящими в нее организациями.
Высшим органом управления экономической системы является Съезд представителей различных организаций, занимающихся вопросами повышения уровня жизни.
Съезд выбирает Верховный Экономический Совет , который работает в промежутках между съездами, и выделяет на его работу средства. Верховный Экономический Совет создается из наиболее выдающихся представителей определенной сферы деятельности по повышению уровня жизни. Верховный Экономический совет образует комиссии по важным экономическим вопросам из соответствующих специалистов. Верховный Экономический Совет осуществляет планирование развития экономической системы.
Для оперативной работы Верховный Экономический Совет назначает Президиум .
Президиум назначает ответственных представителей от комиссий по важным политическим вопросам, которые образуют Правительство .
Правительство выбирает Председателя .
Все органы экономической системы формируют цели и задачи экономической системы и определяют основные параметры системы, такие как курсы валют, основные цены.

Государственная власть

Государственная власть включает в себя президента государства, суды, прокуратуру и другие организации, занимающиеся надзором за соблюдением законов.
Политический и Экономический Верховные Советы в равных долях образуют Верховный Совет . Верховный Совет избирается от политической и экономической составляющих их съездами. Контроль процедур работы Верховного Совета осуществляет назначенный представитель государственной власти в качестве Председателя Верховного Совета .
Верховный Совет выявляет законы функционирования государственной системы, разрабатывает процедуры и правила выполнения этих законов и принимает их. В качестве законов Верховный Совет устанавливает курсы валют, основные цены и долгосрочные паны. Курсы валют и цены устанавливаются на основе рыночных отношений между политической системой, представляющей интересы потребителя и оперирующая критериями качества, и экономической системой, представляющих интересы производителя и оперирующих критериями качества.
Председатель Верховного Совета контролирует соблюдение установленных процедур и не вмешивается в законотворческую деятельность.
Всеобщим голосованием граждан выбирается Президент . Президент отвечает за функционирование всей государственной системы в соответствии с принятыми законами.
Президент представляет государство на международной арене и руководит деятельностью организаций, занимающихся международными отношениями.
Политические партии, как и любые другие организации, могут выдвигать своего кандидата в Президенты.
Президент не принимает участие в разработке законов, а лишь утверждает законы и организует работу по надзору за их выполнением.
В случае чрезвычайных ситуаций, грозящих целостности государства, президент вправе взять всю полноту власти и ответственности в свои руки.
Президент, Генеральный Секретарь и Председатель Правительства образуют Верховную Власть , действующую по принципу разделения властей. Генеральный Секретарь управляет политической системой, Председатель Правительства управляет экономической системой, Президент управляет системой государственной власти, которая контролирует выполнение законов.
Президиумы Верховного Политического и Экономического Советов осуществляют совместную оперативную работу по разработке планов развития страны.
Политбюро и Правительство осуществляют совместную оперативную работу по выполнению совместных планов.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил.
Армия строится также по принципу взаимодействия двойственных систем. От политической системы назначается соответствующий начальник - Замполит , занимающийся вопросами качества службы. Замполиты должны иметь соответствующее военно-политическое образование. Функции Начальников Штабов выполняют начальники, назначенные от экономической системы. Начальники штабов должны иметь соответствующее военное командное образование. Командирами частей назначаются представители государственной системы. Командиры частей должны иметь соответствующее военное образование. Они осуществляют не только надзор за выполнением уставов и законов, но и берут всю полноту власти и ответственности как в чрезвычайных ситуациях.
Любая организация, занимающаяся производством товаров или услуг, управляется также по принципам взаимоотношения двойственных систем. Для этого органы управления включают представителей от политической и экономической систем. Надзор за выполнением законов и правил взаимодействия осуществляет представитель государственной власти. Представитель государственной власти утверждает выработанные решения.

Местное управление

На каждой территории части политической и экономической систем организуют Местные Советы с равным участием своих представителей. Местные Советы выявляют проблемы в развитии региона и разрабатывают планы развития.
Контроль за процедурами работы Местных Советов осуществляет представитель государственной власти.

Возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”.

Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

1) Основной принцип построения государства Платон видит в разделении труда: каждый делает то, что у него получается лучше всего, снабжая продуктами своего труда других членов государства, а взамен получая от каждого из них то, что нужно ему. Разделение труда порождает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению.

a) Земледельцы, ремесленники, строители жилищ заняты в основных областях. Но кроме них необходимы и другие области труда, так появляются работники, изготавливающие специальные орудия и инструменты, скотоводы, которые будут доставлять средства перевозки людей и грузов, добывать шерсть и кожу. Кроме этого понадобятся торговцы, наемники, странствующие актеры и т.п. Все эти люди образуют низшее сословие в государстве и одновременно его основу. Платон сравнивает их со “стадом”.

b) Для охраны государства потребуются стражи. Они будут “собаками” при “стаде”. Важность их дела и трудность его исполнения выделяют стражей в отдельное, более высокое сословие. Стражи должны обучаться гимнастике и математике. Музыка и поэзия для их образования должна тщательно подбираться: в идеальное государство допускаются только те стихи и звуки, которые воспитывают мужество и бесстрашие, а ни в коем случае не те, которые нагоняют меланхолию или напоминают о смерти. Стражи должны жить отдельно ото всех и не иметь никакой собственности.


Даже жены и дети у них общие. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания . Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

c) Как “стадом” управляют “пастухи”, так во главе государства должны стоять правители. В Прекрасном городе ими должны быть только философы. Это люди, которым открыто высшее знание - сами “идеи”. Говоря о правителях идеального государства, осталось только привести знаменитые слова Платона: “Пока в государствах не будут царствовать философы либо как называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон , государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно” (Гос-во, 267).

Первый отбор философов происходит тогда, когда им исполняется двадцать лет. После чего им дается полный обзор наук. В тридцать лет, из этих кандидатов, производится второй отбор, в процессе которого отдают предпочтение тем, "кто из них умеет, не обращая внимания на зрительные и остальные ощущения, подняться до истинного бытия". После чего они обучаются диалектике еще 5 лет. Достигнув 35-летнего возраста, они становятся правителями и в течение 15 лет занимают государственные должности. Причем, и стражи и правители должны быть поставлены в особые условия: у них не должно быть семьи и частной собственности. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна к накоплению.

Философов отбирают из числа наиболее одаренных от природы стражей, но лишь в правильно организованном государстве они могут проявить свою божественную природу. В иной ситуации даже «самые одаренные души при плохом воспитании становятся особенно плохими» - именно из них выходят злодеи и тираны.

Согласно Платону, философ имеет врожденную склонность к знанию, он характеризуется любовью к истине, отличается правдивостью, может отказать себе в телесных удовольствиях. Прирожденный философ благороден, не хвастлив, великодушен, справедлив.

2) Незыблемость сословного деления - это основа платоновского справедливого государства. Для обоснования деления людей на классы Платон привел легенду о том, что люди произошли от одной матери-земли, но с наличием разных металлов в их душах: меди, железа, серебра и золота. Якобы люди, зная это, согласны с неравенством. Каждый должен заниматься своим делом, иначе случится беда. Три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное. В принципе, люди могут переходить из сословия в сословие, но сделать это довольно трудно.

3) В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия , аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия . Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий.

Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия).

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию , которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона.

У Платона, таким образом, общественное начало стоит выше личного. В своих работах, Платон противопоставляет свое «идеальное» государство некоторым государствам несовершенным, тем самым, с одной стороны иллюстрируя основные положения своих идей, с другой - дает нам ценнейшие сведения об устройстве государств древнего мира.

Список используемой литературы:

Энциклопедия "Мир вокруг нас".

Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Сборник. М., 1979

Платон. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1990-1994

Http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/platon.php

Http://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/

Будучи неискушенным человеком в области политики, я с трудом могу предложить нечто рациональное в своем ответе на такой поистине вечный вопрос: "Каким должно быть идеальное государство?" Я думаю, что начать следует с самого определения слова "государство", с его составляющих, с того, чем оно живет и дышит. Как это представляется мне, государство сложено из собственно народа, проживающего на какой-то определенной территории, и органа власти, который поддерживает порядок, создавая тем самым для общества оптимальные условия существования. Но это в идеале. Открыв самый популярный ныне источник информации - Википедию - мы можем увидеть, что в трактовке данного термина имеются такие слова, как "управление" и "принуждение". Почему в наш век всеобщей просвещенности и отказа от всего варварского акцент сделан именно на них, представляется мне малопонятным. Итак, вернемся к составляющим государства. Народ. Я считаю, что очень многое зависит именно от людей, которые живут в государстве, формируя волшебное понятие "общество". Не секрет, что в наши дни многие мечтают работать и жить за рубежом, наивно полагая, что от того, что они сменят одну страну на другую, что-то в их жизни радикально изменится. На самом же деле, человек не становится другим от простой смены места жительства - чтобы изменить свою судьбу, нужно начать по-другому мыслить, стать осознанным и понять, почему тебя что-то не устраивает, и как это следует исправить. Многие люди привыкли плыть по течению, следуя пресловутому стадному инстинкту. Наиболее ярко это как раз проявляется в таком, казалось бы, важном процессе как выборы. Все хотят перемен, но не хотят предпринимать для них ни единого усилия: "Все проголосовали, и я проголосую. Ведь один-единственный голос ничего не изменит". И таких одних-единственных, в результате, набирается целая страна. Почему в Америке стало возможным выбрать Барака Обаму? Потому что американцы понимают: "Если хочешь чего-то добиться, делай это сам". Наверное, именно поэтому в школах у них не распространено списывание, а бизнесменов на квадратный километр больше, чем где бы то ни было. В России же силен коллективный дух, у нас особый менталитет, душевность. Можно бесконечно вести споры, что из этого лучше - коллективный разум или самодостаточность, а посему перейдем ко второму слагаемому государства. Орган власти. Как это ни печально, но, по моему мнению, идеального органа власти просто не существует. Есть две крайности - тирания (деспотия) и анархия, и обе эти крайности ведут к краху государства. Человечество поняло, что нужно найти золотую середину, и придумало демократию. Как мне кажется, демократия - это красивое слово, которое любят громко произносить политики со своих трибун. Свободу и равенство все обещают только на пути обретения власти, а после ее получения, все возвращается на круги своя: правящая верхушка не дает среднему слою подняться выше, а низшему - поднять голову и осознать свои возможности. Особенно мне нравится, как это описано в антиутопии Джорджа Оруэлла "1984". Итак, если абстрагироваться от суровой реальности и все же представить этот идеальный мир, то чего же хочет народ? Проблема в том, что пока отсутствуют осознанность и моральные принципы - что в наши дни можно наблюдать сплошь и рядом - народ сам не знает, чего хочет. В случае тяжелой длани монархии, народ будет роптать, что у него отнимают свободу, что его ограничивают, не дают возможности самореализации. В случае же бесконтрольного существования без какого-либо управления сверху, люди перестанут вообще что-либо делать - никто не будет ходить на работу, производство остановится, станет нечего есть и не во что одеваться. А в результате опять во всем будет виноват орган власти: "Нас не принудили, мы и не сделали. Почему это должен делать именно я? Пусть сосед пойдет и за меня поработает". Что же можно сказать в итоге? Идеальное государство, утопия - это миф, красивая сказка, на которую любят ссылаться люди без собственной инициативы, без устремлений, не умеющие преодолевать трудности. "А вот жил бы я в ОАЭ, не было бы у меня забот". Как показывает практика, подобные члены социума способны любые благоприятные условия использовать не для самореализации, а для чего-то пустого. Они так же быстро скатываются вниз в любой стране, при любой материальной обеспеченности. Идеальное государство должно основываться на идеальном обществе, а до такого мы, к сожалению, пока не доросли.

Ответ оставил Гость

Что представляет собою идеальное Государство? Это Государство, где нет двух вещей в первую очередь: внешней и внутренней защиты. Под внешней защитой понимается армия – то, что должно защищать Государство снаружи, от внешних воздействий, от внешних вторжений, от посягательств неидеальных государств. Под внутренней защитой понимаются органы, которые обязаны защищать Государство от внутренних воздействий – от неадекватных, неидеальных личностей, следить за соблюдением идеального порядка – полиция, милиция, стражи – зовите их как хотите.

Почему их нет и быть не может? Потому, что Государство идеальное, оно живее идеальными идеями, мыслями - в мире, дружелюбии, взаимовыручке и прочих достоинствах, украшающих человека. При наличии всего этого у идеального человека просто не возникнет мысли или желания нарушить идеал, а значит – они не станут совершать ни убийств, ни воровства, ни т.п. вещей. Но не только внутри своего Государства, однако и вне его, ибо люди идеального государства уважают не только население своего Государства, но и людей, живущих вне его. Если же эти два пункта не соблюдаются, Государство уже таковым не является. И уже поэтому такое Государство существовать не может – потому что вне его всегда найдутся те государства, которые не являются идеальными и которые неизбежно нападут на него и уничтожат – в виду отсутствия защиты. Если же они нападать не станут, то это значит, что и иных государств нет, а есть единое Государство – где все идеально, все живет единым идеалом. Хотя, конечно, можно поинтересоваться, что есть государство вообще – что оно дает, в чем его суть и не найдя таковой (ведь в идеальном Государстве все люди сами собой управляют, сами следуют идеалу без принуждения, у них нет войн, нет внутренних конфликтов, разногласий - к чему тогда контроль и защита государства?), решить, что Государства в данном случае тоже не существует. Тогда это исключительно единый голый идеал, где идеально все, от мыслей до поступков.

Но чтобы так полагать, посмотрим все же, возможно ли, чтобы все люди являлись идеалом? Нет – ответ однозначный, поскольку гармония есть равновесие, соотношение равное добра и зла, это идеал – но идеал не может допускать зла, поскольку идеал, только сама истина, только все верное, красивое, гуманное - и остальной ворох добродетелей.

Вдобавок ко всему, понимаем, что люди различны уже по разделению полов – опять нет идеала, ведь в идеале мужчины и женщины должны были бы уже с рожденья слиться в единое целое – иначе где же идеал, если есть на свете мужчина, который страдает без женщины или напротив? (Мысль о том, что оба могут жить счастливо, идеально без друг друга, рассматривать не станем). Но если мужчины и женщины сольются еще при рождении, то это не будет ли союз двух противоположностей, а противоположность – это как черное и белое, как сахар и соль, как зло и добро – а разве в идеале есть зло и добро? Нет. И быть потому слияния не может, а значит, есть что-то одно – гермафродит? Но как тогда быть с цветами, с солью и сахаром и прочими вещами? Они тоже должны быть слиты воедино или же нет? Если нет, то каков же идеальный вкус того и другого, идеальный оттенок? Идеал – это тогда одинаковость. Совершенство, нет уклонений от нормы. Все идеальные люди видят одинаково цвета, едят одинаковые по вкусу и качеству продукты (не могут же изготовить в идеальном Государстве неидеальные продукты!) и прочее – вплоть до мыслей.

Мысли тоже идеальны? Каждый человек верно воспринимает то, что хочет сказать другой – идеал, верно? Но как же быть со спорами, как быть с новыми идеями? Как они могут родиться в идеальном Государстве в голове идеальных людей? Ведь все понимается одинаково идеально и кругом людей окружает сплошь идеал…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы