Прием на работу
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее - Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).
Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе.
Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.
Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении.
За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.
Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете 3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.
В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:
По запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете).
За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.
Мужского пола, пребывающие в запасе;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу.
Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.). Сделать ссылку
Приложение № 2
к Методическим рекомендациям (п. 12)
Заместителю директора по общим вопросам
ООО «Парус»
М.В.Утину
от начальника отдела кадров Шишкиной К.А.
Служебная записка
Довожу до Вашего сведения состояние дел по ведению воинского учета в нашей организации ООО «Парус».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г. № 719 воинский учет осуществляется организациями. За состояние воинского учета отвечают руководители организаций.
В ООО «Парус» последние 2 года не ведется учет, не подаются сведения по воинскому учету в военный комиссариат.
В обязанности должностного лица по ведению воинского учета, бронированию граждан, пребывающих в запасе входит работа по:
1 | Постановка на воинский учет граждан, принятых на работу. Проверка у граждан наличия воинских учетных документов и отметок военкомата о постановке на воинский учет, заполнение на них личных карточек (форма Т-2). | В дни приема на работу |
2 | Снятие с учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу. | В дни увольнения |
3 | Направление в военкомат сведений о принятых на работу и уволенных с работы граждан, пребывающих в запасе, а также об изменениях их военно-учетных данных. | в 2-х недельный срок |
4 | Внесение в личные карточки изменений по служебному и семейному положению, образованию, месту жительства. | Постоянно |
5 | Проведение сверки личных карточек (форма Т-2) с записями в военных билетах граждан, пребывающих в запасе. | Ежеквартально |
6 | Подготовка личных карточек на лиц, снятых с воинского учета по состоянию здоровья (уточнить даты исключения, номера приказов и статей) для сверки с военкоматом. | 1 раз в полугодие |
7 | Направление в военкоматы, в которых состоят на учете работающие в организации граждане, пребывающие в запасе, списки для сверки учетных данных. | Ежегодно |
8 | Проверять состояние картотеки с личными карточками граждан, пребывающих в запасе: - правильность построения картотеки; - правильность, полнота и качество заполнения личных карточек. |
Ежеквартально |
9 | Проводить сверки личных карточек граждан, пребывающих в запасе с учетными данными военкоматов города и области | Ежегодно |
10 | Вести учет граждан, пребывающих в запасе, заявивших об изменении состояния здоровья и сообщать об этом в военкомат. | Ежемесячно |
11 | Уточнение плана замены руководителей, специалистов и высококвалифицированных рабочих, призываемых по мобилизации и в военное время. | 1 раз в полугодие |
12 | Уточнение плана оповещения граждан, пребывающих в запасе, в рабочее время. | 1 раз в полугодие |
13 | Отбор личных карточек граждан, пребывающих в запасе, имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время. | Постоянно |
14 | Оформление отсрочек от призыва на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию. | в 10-ти дневный срок по истечении испытательного периода |
15 | Аннулирование отсрочек от призыва граждан, пребывающих в запасе, утративший срок | в 5-ти дневный срок |
16 | Изъятие из картотек карточки на граждан, пребывающих в запасе, и подлежащих исключению с воинского учета по возрасту, или по болезни, сделав отметку об исключении в разделе 2 личных карточек (ф.Т-2). | Перед составлением отчета |
17 | Составление отчета по форме № 6, анализ обеспеченности трудовыми ресурсами. | до 1 января |
Вести воинский учет в организации – это обязанность каждой компании, а далеко не право, как многие считают. Об этом нам говорит Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 8). При этом многие организации пренебрегают этой обязанностью, поскольку штрафы за недобросовестное ведение воинского учета в организации или неведение его вовсе, ничтожно малы по сравнению с нарушениями других участков ведения кадрового делопроизводства, и не превышают 1000 рублей по каждому виду нарушения (гл. 21 КОАП РФ). Однако каждая компания рано или поздно приходит к необходимости постановки воинского учета, так как районные военкоматы с определенной периодичностью посещают каждую компанию, осуществляющую свою деятельность на вверенной им территории. Кроме этого, нужно помнить, что штраф может быть наложен за каждый «инцидент» нарушения, а не только за факт нарушения.
В этой статье мы рассмотрим основные вопросы, которые возникают у специалистов по кадрам в ходе проведения работ по организации воинского учета в компании. Ведь, несмотря на наличие точных указаний от Генерального штаба, непосредственно в начале работ, особенно, когда это делается впервые в жизни специалиста, указаний становится недостаточно. Нужен четко сконструированный план. Именно по принципу плана и будет построена наша статья.
Начиная работы по организации воинского учета, прежде всего, необходимо изучить все руководящие документы. В этом поможет так называемая «рабочая папка», содержащая в распечатанном виде руководящие документы для ведения воинского учета (законы). Такая папка должна быть обязательно в каждой организации, содержать в себе ФЗ от 24.04.1996 № 61 «Об обороне», ФЗ от 24.01.1997 № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», ФЗ от 06. 03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» глава 21, Комментарии к Кодексу РФ «Об административных нарушениях» глава 21, ФКЗ от 27.12.2001 «О Военном положении», Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Методические указания по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ). В ходе проверки проверяющий инспектор обязательно обратит внимание на эту папку и, если её нет, то обязательно предпишет её завести. Кроме этого, предполагается, что сотрудник, отвечающий за воинский учет в организации, должен знать и постоянно изучать руководящие документы, поэтому, если вы собираетесь вести воинский учет по всем правилам, то наличие этой папки, прежде всего, в ваших интересах, а потом уже – в интересах прохождения проверки.
Обязанность по ведению воинского учета возложена на руководителя организации «по умолчанию». Однако на предприятии обязательно должен быть приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета с указанием замещающего его сотрудника на время отсутствия основного (командировка, отпуск, больничный). Форма приказа о назначении ответственного за воинский учет в организации приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. Приказ готовится ежегодно и в обязательном порядке согласовывается с военкоматом (после согласования на приказе появляется подпись военного комиссара с печатью военкомата, что является подтверждением выполнения правила согласования документа). Далее готовится пакет документов для постановки организации на воинский учет: карточка организации по ф-18 и план работ по воинскому учету на год, который также согласовывается ежегодно с районным военкоматом. Форма 18 заполняется исходя из статистических данных по сотрудникам организации на момент подготовки документа и содержит данные об организации, общей численности сотрудников, а также численности граждан, пребывающих в запасе и работающих в организации с выделением по составу и степени годности к военной службе. План работ готовится по форме, приведенной в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ. В зависимости от военкомата и региона, при постановке организации на воинский учет также могут потребоваться уведомление о постановке организации на воинский учет, форма 6, план замены специалистов на время мобилизации и военное время, а также список призывников.
Особое внимание следует уделить картотеке личных карточек граждан, пребывающих в запасе. Строится она по форме Т-2, но сортируется по составу:
Все карточки Т-2 граждан, подлежащих запасу и работающих/работавших сотрудников, должны быть зафиксированы в журнале учета карточек Т-2. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. По форме журнала предусмотрены графы для отметок о постановке на учет и снятии с учета ГПЗ в организации. Обратите внимание, что ведение журнала допустимо в электронном виде. Однако во время проверки его нужно будет распечатать и представить инспектору в качестве подтверждения соблюдения требований. При увольнении сотрудника, карточка Т-2 переносится в архив. В отличие от карточек Т-2 по учету сотрудников, карточки Т-2 картотеки военнообязанных хранятся 3 года (карточки Т-2 работников – 75 лет) после увольнения.
При приеме сотрудника, а также при построении картотеки военнообязанных, обратите внимание на корректность заполненных данных о воинском учете в карточке Т-2:
а) в случаях наличия мобилизационного предписания и (или) штампа о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний;
б) на граждан, забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время (разд. I п. 4 военного билета).
При построении картотеки нужно также обратить внимание на такие поля карточки, как «знание иностранных языков» и «образование». Военные комиссары обращают внимание на информацию в этих полях и считают, что они в обязательном порядке должны быть заполнены, несмотря на 152-ФЗ (О защите персональных данных) и на отсутствие требований к образованию по занимаемой должности работника. Своё требование к заполнению данных полей они мотивируют тем, что эти данные военкоматам будут крайне необходимы на случай мобилизации или военного времени. Возможно это и так, но нам, кадровикам, это обстоятельство, конечно, работу не облегчает. Особенно, если в компании менее 500 сотрудников – в этом случае воинским учетом сотрудник занимается наряду со своей основной работой. И только тогда, когда ГПЗ более 500, полагается отдельный работник на этот участок работ.
В каждой организации помимо картотеки, рабочей папки, приказа о назначении ответственного за воинский учет и согласованного плана работ также должен быть журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. В этом журнале будут давать свои комментарии и оценки представители администрации и военные комиссары, которые будут приходить с проверками – ежегодно при численности более 500 сотрудников и 1 раз в 3 года при численности менее 500 сотрудников.
Последним шагом в этом нелегком деле,организации воинского учета на предприятии с нуля,послужит подготовка рабочей папки, где будет храниться вся исходящая и входящая документация по воинскому учету. Именно в эту папку будут перенесены на хранение уведомления о приеме и увольнении сотрудников, готовящиеся в течение 2-х недель, переписка с военкоматами и так далее. Рекомендуется все исходящие документы готовить в 2-х экземплярах – один для военкомата, второй – для работодателя. На документах необходимо проставлять исходящий номер и дату. Документы, передаваемые в военкоматы напрямую, рекомендуется передавать по описи, а при отправке по почте – обязательно прикладывать опись об отправке. В ином случае будет достаточно трудно доказать, что вы своевременно, в соответствии с требованиями законодательства осуществляли работы по воинскому учету.
Дальнейшее ведение воинского учета осуществляется согласно плану ведения воинского учета в организации с соблюдением сроков, указанных в плане.
Как вы видите, ничего сложного в ведении воинского учета в принципе нет. Здесь больше однообразной, бумажной работы, которая не каждому человеку приходится по нраву. Кроме этого, работы по постановке и ведению воинского учета достаточно трудозатратны, так как предполагают наличие отдельной картотеки Т-2 военнообязанных, которую также нужно вести, заполнять и пополнять, как и основную.
Вести или нет воинский учет – конечно, компания может решать сама, как и то, платить заработную плату работникам на карту, отчитываясь во все соответствующие фонды, или выдавать её в конвертах, лишая сотрудников будущей пенсии и других льгот. Но, исходя из опыта, если ваша компания уже «засветилась» в военкомате тем или иным образом, товести воинский учёт придётся по всем правилам.
На сегодняшний день ряды ВС РФ составляют солдаты, несущие срочную службу, сверхсрочную службу и офицерский состав. В случае военного времени организуются мобилизационные мероприятия, которые затрагивают лиц, пребывающих в запасе. Однако провести мобилизацию не так просто, как кажется. За время пребывания в запасе гражданин может сменить место жительства, потерять здоровье, обзавестись семьей. Это всего лишь пример, служащий пояснением, зачем нужен воинский учет.
Призывные и мобилизационные ресурсы государства должны быть учтены и систематизированы. Комплекс мер по данной систематизации называется воинским учетом. Основные вопросы по воинскому учету, включая его организацию, регулируются Федеральным законом «Об обороне», а так же более детальным законом «О воинской обязанности», в котором утверждено положение, касающееся учета.
Компетентными органами для ведения воинского учета считаются органы местной власти, органы внутренних дел, а выполняется это все по линии Министерства обороны. Если отбросить официоз, то можно сказать, что воинский учет позволяет отслеживать состояние потенциального личного состава.
Целью проведения указанных мероприятий является оперативный перевод армии на особое положение, связанное с военными действиями. Определены и второстепенные цели, которые заключаются в реализации исполнения воинской обязанности.
Обязанности по ведению воинского учета возлагаются на военные комиссариаты, Администрацию муниципальных подразделений и предприятия, на которых трудятся граждане, прошедшие срочную службу и находящиеся в запасе.
Каждый мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, подлежит постановке на воинский учет. Подробнее о категории граждан подлежащих воинскому учету остановимся несколько позже, а пока следует отметить, что существуют две разновидности процедуры постановки, это обычный учет и первичный.
Обычный учет может быть передан в компетенцию органов самоуправления территориальных единиц или в организации. Он ведется круглый год и заключается в сборе данных об изменении места работы, места жительства, семейного положения военнообязанного гражданина. Постановке на учет подвергаются лица, которые получили гражданство РФ.
Узнай: Обзор методических рекомендаций для предприятий по ведению воинского учета
Первичная постановка на учет осуществляется военным комиссариатом в лице специально созданной военной комиссии. Она производится в срок с 1 января по 31 марта и охватывает всех юношей, достигших 16 лет. Они получают приписное свидетельство – документ, подтверждающий военную обязанность.
Пришла пора разобраться, кто подлежит воинскому учету. Для того чтобы было проще представить себе картину ситуации, все граждане подразделяются на отдельные категории и мы представляем их перечень.
Этот пункт необходимо рассмотреть подробнее, так как не всегда понятен вопрос о специальностях. Если во время обучения в образовательных или профессионально-технических учреждениях женщина получает основное или дополнительное образование в области связи, метеорологии, картографии, ЭВМ, медицины или полиграфии, то ей выдается военный билет, свидетельствующий о том, что она поставлена на учет и является военнообязанной. Как видите, связано это с тем, что данные профессии востребованы в военное время и считаются стратегическими.
Узнай: Как поступить на военную кафедру в МГТУ им. Н.Э. Баумана
Каждый работодатель обязан вести воинский учет кадров. Это одно из положений закона, поэтому уклонение от подобной деятельности грозит немалым штрафом. Лицо, занимающееся воинским учетом, выбирается, исходя из численности сотрудников компании. Это может быть исполнение обязанностей по совместительству или веденная отдельная штатная единица.
В обязанности лица, ответственного за воинский учет входит постоянное сотрудничество с военным комиссариатом, мониторинг и анализ изменения информации о гражданах, своевременное информирование сотрудников военкомата о смене места жительства или должности работника.
Начинается оформление вновь поступившего сотрудника с того, что уполномоченное лицо собирает сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету. Проверяется наличие военного билета и его подлинность. На каждого работника следует завести персональную карточку. Форма бланка утверждена работодателем, однако, как образец, можно использовать бланки по форме Т-2.
Под воинским учетом понимается форма исполнения воинской обязанности, представляющая собой государственную систему учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов для последующего призыва на военную службу, как в мирное время, так и в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Воинский учет граждан организуется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» и «Об утверждении Положения о воинском учете».
Воинский учет подразделяется на общий и специальный.
На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности на период мобилизации и военного времени.
На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются (закрепляются) за предприятиями на период мобилизации и военного времени.
Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
а) потребностей ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
Основными задачами воинского учета являются:
а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинскому учету подлежат:
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);
Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):
а) мужского пола, пребывающие в запасе:
Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
Успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
Прошедшие альтернативную гражданскую службу;
б) женского пола, имеющие военно-учетные специальности.
Не подлежат воинскому учету граждане:
а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
д) постоянно проживающие за пределами РФ;
е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР РФ и ФСБ РФ.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан РФ осуществляется:
Мужского пола - в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в военном комиссариате;
Женского пола - в течение всего календарного года после получения ими военно-учетной специальности;
Получивших гражданство РФ - военным комиссариатом в течение всего календарного года.
Постановка граждан на первоначальный учет проводится в целях:
1. Установления:
Их численности;
Образовательного уровня и приобретенной специальности;
Профессиональной пригодности для подготовки по военноучетным специальностям и должностям.
2. Проведения их предварительного распределения:
По видам ВС РФ;
Родам войск;
Другим войскам;
Воинским формированиям и органам.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в следующем составе:
Военный комиссар соответствующей территории либо его заместитель - председатель комиссии;
Представитель местной администрации;
Специалист по профессионально-психологическому отбору;
Секретарь комиссии;
Врачи-специалисты.
Данная комиссия обязана:
Организовать медицинское освидетельствование граждан и определить их годность к военной службе по состоянию здоровья;
Провести мероприятия по профессионально-психологическому отбору для определения пригодности граждан к подготовке по военноучетным специальностям;
Принять решение о постановке граждан на воинский учет, либо внести на рассмотрение комиссии вопрос: о зачислении в запас гражданина, признанного ограничено годным к военной службе; освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
При первоначальной постановке на воинский учет гражданин подлежит освидетельствованию:
Терапевтом;
Хирургом;
Невропатологом;
Психиатром;
Окулистом;
Оториноларингологом;
Стоматологом;
Врачами других специальностей (по необходимости).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Гражданин может быть направлен комиссией на дополнительное амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию, также он может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменному заявлению с указанием причины снятия, нового места жительства или места временного пребывания.
Воинский учет граждан призывного возраста, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами.
Воинский учет граждан, пребывающих в запасе, проходивших службу в вышеуказанных органах, осуществляется указанными органами и учреждениями.
Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки РФ и ФСБ РФ, осуществляется указанными органами.
Граждане, постоянно проживающие за пределами РФ и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на призывных неофицерских должностях в одной из структур военной организации государства, могут быть поставлены на воинский учет в военных комиссариатах на территории РФ при условии заключения и ра- тификации РФ соответствующих международных договоров.
Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на учете:
По месту жительства (постоянно проживающие в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда);
По месту расположения кадровых органов соответствующих пароходств, управлений и баз флотов и флотилий (не проживающие постоянно в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда).
Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:
Дата рождения;
Семейное положение;
Образование;
Место работы;
Годность к военной службе по состоянию здоровья;
Основные антропометрические данные;
Прохождение военной или альтернативной гражданской службы;
Прохождение военных сборов;
Владение иностранными языками;
Наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
Наличие спортивного разряда или спортивного звания;
Возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
Наличие судимости;
Бронирование гражданина, пребывающего в запасе, на период мобилизации или на военное время.
На основании Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Приказов МО РФ и Минобразования РФ «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
а) получение начальных знаний в области обороны;
б) подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности;
в) военно-патриотическое воспитание;
г) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
д) медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
е) проведение лечебно - оздоровительных мероприятий.
Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Перейдем к рассмотрению вопросов, связанных с организацией призыва граждан на военную службу.
Законодательство РФ устанавливает обязанность граждан мужского пола проходить военную службу по достижении ими определенного возраста. При этом в нормах предусматриваются определенные процедуры, связанные с регистрацией потенциальных призывников в уполномоченных органах. Ведение воинского учета в России осуществляется в соответствии с ФЗ № 53, Положением, утвержденным правительственным Постановлением №719 от 27.11.2006 г., и прочими нормативными актами. Рассмотрим далее основные правила.
Воинский учет - это метод обобщения сведений о мобилизационных и призывных ресурсах страны. По общему правилу, он осуществляется по адресу проживания либо пребывания (в отношении лиц, прибывших на территорию МО на период более трех мес.). граждан производится местными комиссариатами или специально созданными комптенетными комиссиями.
В законодательстве используется такой термин, как "первоначальный воинский учет". Это действие следует отличать от регистрации лиц в комиссариатах по общим основаниям. Дифференциация указанных процедур осуществляется по:
Воинский учет - это юридически значимая процедура. Она предполагает совершение определенных, законодательно закрепленных, действий. В качестве основания для выполнения установленных процедур выступает решение, принимаемое органов, осуществляющим воинский учет. Возраст первичных призывников, как выше было сказано, 17 лет. Для регистрации лицо проходит медосмотр. По его результатам выносится решение о:
В соответствии с приведенной выше информацией, лица, которые будут признаны негодными или к службе, не должны ставиться на воинский учет. Однако п. 34 указанного в начале статьи Положения противоречит требованиям ФЗ № 53. Этот акт наделяет комиссию полномочиями по постановке на учет лиц, которые признаны ограниченно годными либо негодными к службе. В данном случае имеет место коллизия норм. По общему правилу, в такой ситуации применению подлежит та, которая предусматривается в более высоком в иерархии актом. Соответственно, п. 34 Положения в указанных случаях не действует.
Не совсем понятно, как комиссия, разрешающая вопросы, связанные с ограниченно годными и негодными лицами, может принимать в отношении них решения. По положениям 22 статьи (п. 1) ФЗ № 53, призыву подлежат субъекты, обязанные состоять или состоящие на учете. Соответственно, остальные лица не призываются на службу, а комиссия, в свою очередь, не может вынести в отношении них никакого решения. Между тем необходимо сказать, что один субъект может признаваться негодным 31 марта, а 1 апреля уже быть поставленным на учет в рамках тех или иных мероприятий.
ФЗ №53 обязывает оповещать о необходимости прибыть на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на учет. Извещение об этом осуществляется посредством направления повестки. Если субъект не явился по уведомлению по неуважительным причинам, на него может накладываться административное взыскание. В качестве санкции выступает предупреждение либо штраф.
Его организовывает комиссия, уполномоченная осуществлять воинский учет. В рамках медицинского освидетельствования устанавливается категория годности лица к службе. Здесь следует учитывать один нюанс. Определение той или иной категории при первичном учете не означает, что в процессе призыва она не будет изменена. При решении соответствующего вопроса в рамках освидетельствования заключение о годности субъекта будет оформляться заново.
Они выдаются уполномоченными органами по адресу регистрации лиц. Субъектам, которые зачислены в запас, оформляется военный билет. Лицам, подлежащим призыву, выдают удостоверение с соответствующей записью. При освобождении субъекта, его зачисляют в запас. Соответственно, ему выдают военный билет. Лица, имеющие отсрочку от призыва, в запас не зачисляются. Следовательно, они подлежат призыву. не оформляется таким лицам до зачисления в запас на основании освобождения, достижения 27 лет и пр.
Удостоверение субъекта, подлежащего призыву, предоставляется ему под подспись. Выдача осуществляется в день прохождения освидетельствования для постановки на воинский учет. Бланки оформляются в соответствии с Порядком создания картотеки дел призывников. Выдача билета лицам, зачисленным в запас, производится в десятидневный срок с даты принятия соответствующего решения или получения выписки протокола комиссии. Исчисление осуществляется в рабочих днях. По мнению ряда экспертов, налицо несовершенство формулировки норм о воинском учете. Заполнения бумаг в течение 10 дней может не произойти. Обусловлено это тем, что решение комиссии может не пройти установленную нормами процедуру утверждения. Законодатель предполагал вести отсчет 10-дневного срока с даты его принятия. Однако норма была сконструирована так, что лицо, зачисленное в запас, получило возможность потребовать выдачи билета по окончании указанного периода, даже в случае, если решение комиссии не было утверждено.
Существует мнение, что отсутствие у лица препятствует:
Вместе с тем ряд требований присутствует в ТК. Согласно положениям 65 статьи Кодекса, военнообязанные и субъекты, подлежащие призыву, должны предоставить соответствующие документы.
Воинский учет необходимо вести постоянно. Он должен охватывать лиц, находящихся в запасе и субъектов, которые подлежат призыву. Работа системы учета обеспечивается Минобороны, МВД, СВР, федеральной, региональной, местной исполнительной власти, а также организациями, вне зависимости от их правового статуса. Ключевыми требованиями к деятельности по обобщению сведений выступают обеспечение достоверности и полноты данных, отражающих состояние мобилизационных и призывных ресурсов. Учет в организациях координируется Генштабом ВС. Комиссариаты осуществляют плановые проверки учреждений совместно с уполномоченными сотрудниками исполнительных структур региональной и территориальной власти.
Воинский учет в учреждениях должен осуществляться специально назначенными сотрудниками. При этом должны соблюдаться установленные нормы. Они предусматривают:
На каждые следующие 3 тысячи человек предусматривается дополнительно по одному специалисту. Если на предприятии меньше 500 ч., может возлагаться на одного из служащих по совместительству. Расходы, которые связаны со сбором и обобщением сведений, возлагаются на само учреждение. Руководитель должен выделить для сотрудников, осуществляющих , специально оборудованное помещение, оснащенное железными шкафами для обеспечения сохранности материалов. Отдельным категориям сотрудников предоставляется отсрочка от призыва по мобилизации и во время военных действий. Такая работа направлена на обеспечение предприятий трудовыми ресурсами.
Воинский учет направлен на:
Они предусматриваются 10 статьей ФЗ № 53. В соответствии с нормой, призывники должны:
Согласно Правилам постановки и снятия с учета граждан по адресу проживания/нахождения, местом пребывания может являться санаторий, дом отдыха, гостиница, туристическая база, больница, прочее аналогичное помещение, в котором субъект не живет постоянно. Лица, которые прибыли на территорию более чем на 90 дн. для временного нахождения, должны обратиться в уполномоченные органы для регистрации. При этом субъекты на снимаются с учета по месту их постоянного проживания. Регистрация производится в течение трех дней. В качестве места проживания выступает адрес, где лицо преимущественно или постоянно живет как собственник, наниматель помещения или в ином статусе, предусмотренном законом. Это может быть дом, квартира (служебная в том числе), гостиница, общежитие и пр. Лицо, изменившее место проживания, должен не позднее семи дней с даты прибытия по новому адресу явиться в орган, осуществляющий регистрацию. Постановка на учет осуществляется путем проставления соответствующей отметки в паспорте. Лица могут регистрироваться только в одном помещении по месту проживания. Гражданин, покидающий пределы страны, должен сдать в комиссариат удостоверение субъекта, подлежащего призыву. Оно приобщается к делу. При достижении гражданином, пребывающим за пределами страны, 27 лет оно уничтожается.
В законодательстве установлена ответственность за умышленное уничтожение либо порчу документа, выданного комиссариатом. Санкции устанавливаются и за небрежное его хранение, если оно повлекло его утрату. В соответствии с КоАП, субъект привлекается к административной ответственности. Наказание вменяется в виде предупреждения или денежного взыскания. Данные санкции устанавливает ст. 21.7 КоАП.