Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

1. Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов.

2. Система и функции (направления) правоохранительных органов.

3. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами.

4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов.

5. Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов.

Защита прав и свобод гражданина и человека (глава 2 Конституции) - конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эко-логической безопасности Российской Федерации;

4) надзор за процессом правоприменения;

5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;

6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

Непосредственные цели :

1) обеспечение и защита (охрана):

Нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;


Нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

Нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Общественного строя Российской Федерации;

Установленных системы хозяйства и собственности;

Порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном произ-водстве;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был при-влечен к ответственности;

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:

1) укрепление законности и правопорядка;

2) предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;

3) исправление осужденных;

4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

Прежде всего, рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Что она подразумевает?

1) восстановление нарушенного права;

2) наказание правонарушителя;

3) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя, то есть охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. Нельзя никого осудить до совершения им преступления. Для гражданина важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно было восстановлено, а нарушитель его прав преследовался законом и восстановлена была бы справедливость, но прежде всего, чтобы права его никогда не нарушались. Поэтому в суть охраны права следует добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы - это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое).

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. К ним относятся, например, законы «О полиции», «О Прокуратуре Российской Федерации» «О Федеральной службе безопасности» и т.д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Таким образом, признаками правоохранительных органов являются:

1) цель деятельности правоохранительных органов - охрана и защита прав граждан, предупредительные (профилактические) меры для предотвращения правонарушений;

2) правоохранительные органы - это государственные органы;

3) деятельность правоохранительных органов осуществляется на основе и в соответствии с законом;

4) применение мер принуждения.

Это признаки первой очереди - основные признаки.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Но есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.

К признакам второй очереди относятся:

Право применения норм уголовного закона;

Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы - это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Правоохранительная деятельность - это регламентированная правовыми актами государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права, свобод и законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств специально уполномоченными органами посредством применения регламентированных законом юридических мер воздействия.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности полиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Но Адвокатура по роду своей деятельности способствует деятельности правоохранительных органов в осуществлении и защите прав и законных интересов граждан .

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы - это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества.

Одно из центральных мест в этой деятельности занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод че­ловека и гражданина, охране прав и законных интересов государ­ственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем напрямую говорится в Консти­туции РФ.

По своей сути конституционные предпи­сания требуют, чтобы все государственные органы выполняли на­званные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не ли­ шаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственны­ми органами возложенных на них полномочий, всемерно содейство­вать им в этом.

Подавляющее большинство государственных органов решают другие задачи: экономических вопросов, вопросов культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими стра­нами и т.д.

Вместе с тем, отдельные функции по охране законности и правопорядка они выполняют наряду с осуществлением своих основных задач.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимаются

органы ох раны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т.е. органаы, ко­торые призваны охранять обусловленный экономическими и соци­альными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и право­выми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие "правоохранительные органы". Понятия эти весьма, схожи, но не идентичны. Круг конкретных орга­нов, которые они имеют в виду, не совпадает.

Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохрани­тельными. Равным образом среди правоохранительных органов есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной обществен­ного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Чтобы четко выделить признаки правоохранительных органов необходимо понять содержание термина «правоохранительная деятельность".

Данный термин и обозначаемое им понятия введены в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. Вокруг него идут активные споры, высказываются разные сужде­ния, а вместе с этим - и разные мнения о том, какие органы надо считать правоохранительными. В действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.

Вместе с тем, в теории признается ряд существенных признаков правоохранительной деятельности..

1. Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним при­нято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Например, если совершено преступле­ние, то может быть назначено наказание или иные меры воздействия, допускаемые по закону;

2. Вторым существенным признаком правоохранительной дея­тельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответ­ствовать предписаниям закона. Только закон может слу­жить основанием применения конкретной меры воздействия и чет­ко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздейст­вие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.

3. В-третьих, характерным для правоохранительной деятель­ности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимо­го, может быть постановлен только после проведенного судебного раз­бирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, кон­кретно обозначенных процессуальным законом.

4. Наконец, существенным признаком правоохранительной де­ятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленны­ми служащими - по большей части юристами, а также специали­стами, обладающими познаниями в других областях. В их распоря­жение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных орга­нов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (про­цессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопро­сов.

План

2. Военные суды в судебной системе РФ.

3. Право заниматься частной детективной и охранной деятельностью.

Признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности.

План

I. Цели правоохранительной деятельности

II. Признаки правоохранительной деятельности

III. Задачи правоохранительной деятельности

Деятельность правоохранительных органов призвана решать проблемы государства:

Экономики,

Политики,

Развития культуры,

Образования,

Поддержание обороноспособности

и многие другие функции.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека и гражданина. Охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных предприятий.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли.

Их принято именовать - органами охраны порядка

которые призваны охранять установленный Конституцией Р.Ф. другими законами жизнь и деятельность государства и общества, Российских граждан и других лиц проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны правопорядка понятие ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ .

ПРИЗНАКИ правоохранительной деятельности:

Один из них проявляется в том,что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения Юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые Законом.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что принятые в ходе ее осуществления

Юридические меры воздействия должны строго соответствовать

предписаниям Закона или иного правового акта.

Только Закон или иной правовой акт могут служить основанием

применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание.

В-третьих , характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур.

Наконец существенным признаком является то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими-юристами, специалистами в других областях.

Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике

к ней следовало бы относить такую государственную деятельность,

которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с Законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности как и вопрос о ее понятии и содержании, пока что в законодательном порядке специально не решен.

Но задачи есть:

Личность ее права и свободы;

Общество- его материальные и духовные ценности;

Государство -его конституционный строй;

Суверенитет и территориальная целостность.

Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, и на правоохранительные.

Это и составляет суть задач последних.

2. ВОЕННЫЕ СУДЫ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План

I. Этапы развития военных судов

II. Судебная система РФ, место военных судов, их задачи, сходство с общими судами

III. Различие военных и общих судов

IV. Особенности организаций и основ военных судов

V. Основы организации подсудности военных судов

I. Этапы развития военных судов.

Современные военные суды не сразу приобрели тот вид, который имеют в наши дни. Было время, когда наделение воинских начальников теми функциями, которые сейчас относятся к функциям судебной власти, считалось как само собой разумеющимся. Они могли обеспечить дисциплину подчиненных, командовать ими и принимать решения о их виновности или виновности в совершении преступления или не применения к ним мер наказания в том числе самых суровых. Постепенно процесс правосудия от управленческой деятельности шел весьма осторожно. В армии стали появляться должностные лица с полномочиями, очень сходными с судейскими, а затем и военные судьи.

По Военно-судебному уставу 1867 года в Российской армии формировалась своя система судов, в которую входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. Судьи Главного военного суда назначались императором по представлению военного министра. После октября 1917 года система военных судов разделила участь всей российской судебной системы которую Декрет о суде № 1 объявил упраздненной.

Приказ Народного комиссариата по военным судам РСФСР « О фронтовых, полковых, местных судах » от 23.07.1918 предусматривал, что эти суды должны рассматривать все уголовные дела, « по которым обвиняемому угрожает наказание не свыше 5-ти лет лишения свободы » дела о более опасных преступлениях должны были передаваться в территориальные военные ревтрибуналы.

В середине 1918 года в армии стали возрождаться чрезвычайные суды, получившие наименование революционных военных трибуналов. Инициаторами их создания были военное командование и полит органы. К концу 1918 года произошло образование Революционного военного трибунала при Революционном военном совете Республики. В течении длительного времени военные трибуналы вершили суровые репрессии в отношении как военнослужащих, так и гражданских лиц, действовали, не имея никакой законодательной базы. В ноябре 1919 года ВЦИК принял Декрет, утвердивший первое Положение о реввоентрибуналах. Этот документ подтвердил их « ни чем не ограниченное право в определении меры репрессии» и поставил в более жестокую зависимость от командования, полит органов и военной контрразведки, С такими полномочиями реввоентрибунал существовал все годы войны и военной интервенции. В ходе реформы 1922 года они перестали называться революционными и вошли в состав общей судебной системы РСФСР. После образования в 1922 году Союза ССР военные суды стали судами СССР. Их активно использовали в качестве органов политических репрессий до 1953 года.

Им предписывалось разбирать дела о «преступлениях» как военных так и гражданских «врагов народа» пользуясь упрощенной процедурой без предоставления подсудимому иметь защиту, обжаловать приговор, просить о помиловании.

25 октября 1958 года состоялось принятие нового положения о военных трибуналах, которое полностью исключила из подсудности дела совершенных гражданскими лицами и предусмотрела при отправлении правосудия руководствоваться теми же законами, что и все остальные суды.

Введение…………………………………………………………………………………………………..……2

    Понятие правоохранительная деятельность………………………………………4

    Признаки правоохранительной деятельности………………………………...13

    Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее……………………………….…17

    Основные направления правоохранительной деятельности в РФ……………………………………………………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………………………………..…..22

Библиографический список……………………………………………………………………..…24

ВВЕДЕНИЕ:

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

1.Понятие правоохранительная деятельность.

Правоохранительная деятельность - совокупность однородно-обособившихся видов работ, выполняемые уполномоченными органами на основании закона, в порядке установленным законом, направленным на соблюдение прав и свобод человека, общества, государства.

К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность".Любопытное объяснение этому факту дает проф. К.Ф.Гуценко. "Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не «устоялось». 1 Если юридическая наука и дальше будет такими темпами вырабатывать общий теоретический подход к самому понятию правоохранительной деятельности, то приемлемых научных результатов и разработок можно ожидать лишь к середине XXI в., когда минует период "младенчества" и "отрочества" и наступит период "зрелости". Вряд ли правоохранительная практика располагает таким временем. Пока идут споры и дискуссии о том, что понимать под правоохранительной деятельностью и какие органы надо считать правоохранительными, криминальная ситуация превращается в реальный фактор, угрожающий национальной безопасности России.

В свете сказанного теоретический анализ понятия и содержания правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления, перспектив и направлении ее совершенствования является не только актуальной научной, но и важнейшей социально-политической практической задачей. Имеющиеся научные разработки, выполненные в рамках теории права и государства, административного права, государственного управления, в той или иной мере касающиеся понятия и содержания правоохранительной деятельности, классификации правоохранительных органов, скорее порождают больше вопросов, чем дают на них корректные в научном отношении ответы. В настоящее время специальные исследования, посвященные этим вопросам немногочисленны. Характеристика правоохранительной деятельности дается, как правило, либо в учебной литературе, как уже говорилось, по теории государства и права при рассмотрении функций государства, либо в монографической литературе, посвященной проблеме функций государства. 2

Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, непосредственно или опосредованно относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности, развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, выполнения других важных функций, особенно по обеспечению безопасности.

В соответствии с редакцией ст. 1 Закона “О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности, согласно ст. 2 этого Закона, является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Кроме того, государством гарантируется защита и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами.

Диапазон деятельности большинства госорганов не ограничивается решением задач по осуществлению правоохранительной деятельности, т.е. непосредственной охраной законности и правопорядка, государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют сопряженно с основными функциями. Центральное место в осуществлении правоохранительной деятельности отведено правоохранительным органам, которые специально занимаются решением таких вопросов. Это те органы, которые существуют в основном или главным образом - для осуществления правоохранительной деятельности.

В Конституции Российской Федерации понятия "правоохранительные органы" и "правоохранительная деятельность" не раскрываются. В ст. 72 отмечается, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (п. "л") кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата. Из данной редакции можно сделать выводы, что судебные органы, нотариат и адвокатура не относятся к правоохранительным органам либо относятся, но имеют свои специфические особенности. Э.П.Григонис полагает, что "в этой конституционной норме подчеркивается отличие государственных правоохранительных органов как от суда, так и от адвокатуры и нотариата". Данная редакция и сделанный из нее вывод будут учитываться нами при рассмотрении предмета нашего исследования.

К правоохранительным органам без каких-либо пояснений отнесены законодателем налоговая полиция и таможенные органы. Нет исчерпывающей формулировки понятия "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" и в указах Президента РФ. Так, в Положении "О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью", утвержденном Указом Президента от 18 апреля 1995 г., речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации", утвержденной Указом Президента от 17 декабря 1997 года № 1300, используется, например, фраза "правоохранительная и иные сферы государственной деятельности". Словосочетания "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" можно встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью говорится о правоохранительной деятельности, о правоохранительной системе, о "взаимодействии правоохранительных органов". Эти понятия применяются и в других документах для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность, главным образом, осуществления правоохранительной деятельности.

Вместе с тем имманентно решение задач, связанных с правоохранительной деятельностью, в целом Конституцией РФ непосредственно возложено на государство и на его органы. Об этом в той или иной форме говорится во всех главах Основного закона. Например, в главе 1, в которой определены основы конституционного строя, во 2 главе: "Права и свободы человека и гражданина", в главе 3: "Федеративное устройство", 4: Президент Российской Федерации", 5: "Федеральной Собрание", 6: "Правительство РФ", 7: "Судебная власть", 8: "Местное самоуправление". В частности, в ст. 2 определено: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.

Само по себе понятие, выраженное в словосочетании "правоохранительная деятельность", еще, можно сказать, "не устоялось”. Вокруг него продолжаются разные обсуждения. Как отмечалось, не способствует конкретизации данного понятия отсутствие четких установок в действующем законодательстве.

В Советском энциклопедическом словаре к правоохранительным органам отнесены государственные органы, основной или специальной функцией которых является охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями, а также, мы полагаем необходимым дополнить, обеспечение государственной и общественной безопасности.

Как известно, среди различных ученых существуют различные определения понятия правоохранительной деятельности. Привычное и часто встречающееся - это деятельность правоохранительных органов, суда, прокуратуры, направленная на поддержание законности и порядка и, в первую очередь, на борьбу с преступностью. Названная деятельность регулирует поведение людей и организаций. В целом правоохранительная деятельность многоаспектна. Она включает в себя охрану любых законных прав и интересов граждан, государства, общественных организаций во всех сферах жизни общества.

Асташкина Елена Николаевна -204/5

Бугрова Татьяна Михайловна- семинары

Предмет, система и основные понятие курса правоохранительные органы.

    Понятие правоохранительной деятельности, ее признаки и задачи.

    Функции(виды) правоохранительной деятельности

    Правоохранительные органы, понятия и система, круг негосударственных органов, способствующих осуществлению правоохранительной деятельности

    Предмет и система учебной дисциплины, ее соотношения и связь с другими юридическими дисциплинами

    Правовое регулирование организации и деятельности правоохранительных органов

Конституция РФ от 12.12.1993 с поправками 2008

Федеральные конституционные закон (ФКЗ) о судебной системе

РФ от 31.12.1996 с изменениями от25.12.2012

Федеральный закон о прокуратуре РФ от 17.01.1992 с изменениями от 30.12.2012

Федеральный закон о системе государственной службы РФ от 27.05.2003 с изменениями от 06.12.2011

Закон РФ о частно-детективной и охранной деятельности в РФ от 11.03.1992 с изменениями от 03.12.2011

Учебная литература:

Божьев В.Г. Правоохранительные органы. Москва 2012

Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Москва 2012

Дмитриев Ю.А. Шапкин Ю.А.

Правоохранительные органы Учебно-методическое пособие Саратов 2012(синее)

Учебное пособие Соколов. Саратов 2012г. (зеленый)

Вопрос 1. Понятия правоохранительной деятельности, ее основные признаки и задачи.

Деятельность государства охватывает различные аспекты жизни общества. Одни из самых значимых и приоритетных направлений такой деятельности является охрана прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, обеспечение законности, правопорядка, что провозглашается в конституции и федеральном законодательстве. В частности ст.2 в КРФ гласит- «Человек, его права и свобода являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- это есть обязанность государства.» Государство соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина посредством издания законов и создания системы государственных органов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, права в целом, поэтому такие органы называются правоохранительными.

Правоохранительная деятельность*- деятельность специально уполномоченных государственных органов, которая осуществляется в целях охраны законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного законом порядка.

Признаки правоохранительной деятельности:

1)ПД осуществляется только специально уполномоченными государственными органами в отношении которых законом установлено:

    Определенная организационная форма

    Конституционно- правовой статус в виде специфической компетенции

    Системное построение правоохранительных органов с учетом федеративного устройства РФ

    Структурное построение с учетом особенностей сферы деятельности.

2)ПД направлена на защиту права, а именно установленных в законе прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в целях обеспечения законности и правопорядка посредством борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

3)ПД осуществляется при неуклонном соблюдении установленного законом порядка. (должностное лицо осуществляющее правоохранительную деятельность при принятии какого-либо решения должен соблюдать установленные законом правила)

4)ПД осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия

5)Законность юридических мер воздействия

Задачи:

Деятельность всех правоохранительных органов направлена на решение общих задач:

Охрана личности, ее прав и свобод

Охрана общества, его материальных и духовных ценностей

Охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности

Однако каждому конкретному правоохранительному органному присуще свои специфические задачи, которые закреплены в соответствующем нормативном акте, регламентирующем деятельность этого правоохранительного органа.

Вопрос 2. Функции(виды) пд

Функция- это направление деятельности правоохранительного органа, направленная на решение задач правоохранительной деятельности.

    Отправление правосудия- деятельность суда, основанная на демократических принципах судопроизводства по рассмотрению присущих ему дел в рамках установленного процессуального порядка и применении на этой основе мер государственного принуждения.

    Конституционный контроль- осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия конституции РФ на всей территории РФ и направлен на обеспечение соответствия конституции РФ действующих НПА

    Организационное обеспечение деятельности судов- деятельность специально- уполномоченных органов, призванных обеспечивать нормальное функционирование судебных органов.

    Прокурорский надзор- осуществляется от имени государства за соблюдение конституции и исполнение законов действующих на территории РФ

    Предупреждение, выявления и расследование преступлений. Данная функция направлена на установление событий преступления, лиц виновных в совершении преступления, привлечение их к ответственности, а также установление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступления.

    Обеспечение юридической помощи, которая осуществляется в виде консультаций по правовым вопросам, защиты в ходе уголовного судопроизводства, либо представления интересов в гражданском судопроизводстве.

Все функции находятся во взаимосвязи друг с другом (например правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не было предварительно расследовано специально уполномоченными органами)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы