Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Частная правоохранительная деятельность - оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.Отличие от правоохранительных органов – предпр. деятельность.Правовая основа: Конституция РФ, Закон РФ от 1992 г «О частной детективной и охр. деятельности в РФ», др. з-ны и правовые акты РФ.

Виды: 1)Частная сыскная (детективная) деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в установленной форме:- оказание помощи в расследовании преступления (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса); - услуги, направленные на предупреждение вероятного свершения преступлений или иных правонарушений; - сбор сведений по гражданским делам, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; - розыск без вести пропавших граждан, имущества.В процессе оказания услуг осуществляются сыскные действия.

2)Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав:- защита жизни и здоровья граждан

Охрана имущества собственников, в т.ч. при его транспортировке; - проектирование, монтаж и обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств;- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями мероприятия).Виды:а. охрана материальных объектов; б. охрана физических лиц (телохранители)

3)Смешанная охранно - сыскная деятельность (охранные предприятия и предприятия или объединения частных детективов)

Виды предприятий:Индивидуальное (по лицензии, без образования ЮЛ); Объединение частных детективных предприятий (на основе контракта, регистрация в качестве ЮЛ);Филиалы объединений детективных предприятий (получают разрешение по месту расположения); Частные охранные предприятия; Ассоциации; Службы безопасности на предприятиях, учреждениях; Негосударственные образовательные учреждения для подготовки частных сыщиков

Основные правовые положения частного детектива и частного охранника, их деятельность.

Правовая основа: Конституция РФ, Закон РФ о частной детективной и охранной деятельности в РФ, др. законы и правовые акты.Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг ФЛ и ЮЛ, имеющими спец. разрешение (лицензию) ОВД организациями и ИП в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.На граждан, осущ. частную детективную и охр.деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохр. органов, не распространяется.Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осущ. какие-либо операт.-роз. действия, отнесенные законом к исключит. компетенции органов, которым такое право предоставлено.Частным детективом м.б.:Гражданин РФ, Возраст от 21 года, Наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее 3 лет, Не состоящий на учёте в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, Не имеющий судимости за совершение умыш.преступления, Наличие лицензии. Действия частных детективов: В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должн.лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необх. информации. При осущ. частной сыскной деятельности допускается использование видео– и аудиозаписи, кино– и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окр. среде. В ходе осущ. своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство РФ в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.Частным охранником м.б.: Гражданин РФ,от 18 лет, Спецподготовка, Сдавший квалификац. экзамен в ОВД +заключение, Прошедший дактилоскоп. регистрацию, Обязательное страхование, Заключивший договор с охранным предприятием.

63.Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных государств (по выбору: страна СНГ и страна дальнего зарубежья).

Систему полицейских органов и спецслужб США составляют:Федеральная полиция , входящая в состав большинства федеральных министерств и ведомств, функционирующая на основе федерального законодательства и включающая:
-полицейские органы департамента юстиции (Федеральное бюро расследований (управления контрразведки, общеуголовных и специальных уголовных расследований), Федеральное эмиграционное бюро, Службу иммиграции и натурализации);
-специальную федеральную полицию по охране столицы США, здания парламента и резиденции президента США;
-полицейские органы Министерства финансов (секретная служба по борьбе с наркоманией и контрабандой, таможенная полиция, полиция внутренних сборов (налогов), береговая охрана, служба по борьбе с фальшивомонетничеством);
-Управление расследований службы внутренних доходов Федерального налогового управления;
-Федеральное полицейское подразделение департамента почт;
-военную полицию Министерства обороны США.
Полиция штата , включающая:полицейское управление полиции штата;-службу безопасности штата;-другие полицейские подразделения.Органы местной полиции (полиция графств).Железнодорожная полиция.Промышленная (частная) полиция.
Специальными службами США
, выполняющими разведывательные и контрразведывательные функции, являются Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Агентство национальной безопасности (АНБ). АНБ является самостоятельным разведывательным органом, входит в структуру Министерства обороны США.

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Согласовано Начальник УМУ

____________С.В. Щедроткина

«___» ______________2012-2013г.

Дисциплина: Правоохранительные органы

Специальность (направление): юриспруденция

Форма обучения: все

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.

2. Правоохрана: понятие, задачи, функции и ее значение.

3. Система органов, осуществляющие правоохрану, их признаки и функции. Правоприменительные органы, их отличие от правоохранительных органов.

4. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и задачи.

5. Нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов: общая характеристика и классификация.

6. Правосудие: понятие, признаки, его соотношение с судопроизводством.

7. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.

8. Судебная система РФ: понятие, ее единство и структура.

9. Конституционные принципы правосудия: их понятие, виды и значение.

10. Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие.

11. Судейское сообщество в РФ: понятие, основные задачи.

12. Судьи в РФ. Правовой статус судей, требования предъявляемые к ним.

13. Порядок назначения судей. Полномочия квалификационных коллегий судей.

14. Присяжные и арбитражные заседатели федеральных судов: требования предъявляемые к ним.

15. Конституционный Суд РФ: понятие, задачи и полномочия.

16. Решения Конституционного Суда РФ, их виды и значение.

17. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ, его полномочия.

18. Система федеральных судов общей юрисдикции.

19. Верховный суд РФ: понятие, его состав и полномочия.

20. Судебный департамент при Верховном Суде.

21. Федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ. Верховный суд республик, краевой (областной) суд, суд городов федерального значения, суд автономных областей и суд автономных округов: состав и их компетенция.

22. Районный суд: общая характеристика и полномочия.

23. Военные суды в РФ: система и подсудность дел военным судам.

24. Мировые судьи, их компетенция, порядок назначения на должность.

25. Арбитражные суды РФ: понятие, задачи, система.

26. Высший Арбитражный Суд, его состав и полномочия.

27. Федеральные арбитражные (кассационные) суды округов, их состав, полномочия.

28. Арбитражные апелляционные суды, их состав, полномочия.

29. Арбитражные суды субъектов РФ, их состав, полномочия.

30. Прокуратура: понятие, система и структура.

31. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

32. Основные функции (направления деятельности) органов прокуратуры.

33. Прокурорский надзор: понятие, основные виды прокурорского надзора.

34. Основные правовые акты прокурорского надзора.

35. Прокурор и прокурорские работники. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров.

36. Следственный комитет РФ: понятие, система, задачи, полномочия, правовое регулирование.

37. Система и правовая основа деятельности органов внутренних дел РФ.

38. Министерство Внутренних дел РФ: понятие, основные задачи и функции.

39. Полиция: система, задачи и структура. Требования, предъявляемые к лицу, принимаемому на службу в органы внутренних дел.

40. Федеральная миграционная служба: понятие, система, задачи и полномочия.

41. Федеральная служба безопасности РФ: понятие, принципы и направления деятельности.

42. Органы внешней разведки. Разведывательная деятельность: понятие, принципы, цели.

43. Федеральная служба охраны РФ: понятие, полномочия.

44. Система органов юстиции. Министерство юстиции РФ: основные задачи, функции и сфера деятельности.

45. Федеральная служба исполнения наказания: понятие, основные задачи и полномочия.

46. Уголовно-исполнительная система (УИС). Сотрудники учреждений и органов УИС.

47. Федеральная служба судебных приставов: понятие, задачи и полномочия.

48. Системы органов по контролю за оборотом наркотиков: понятие, их правовая основа деятельности.

49. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков: задачи, функции и полномочия.

50. Система таможенных органов: понятие, задачи, функции и полномочия.

51. Органы предварительного расследования в РФ. Органы дознания и органы предварительного следствия.

52. Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели, задачи и принципы.

53. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направления их деятельности.

54. Нотариат в РФ: понятие, нотариальные действия.

55. Требования, предъявляемые к нотариусам, их обязанности.

56. Адвокатура в РФ: понятие, основные направления адвокатской деятельности.

57. Формы организации адвокатских образований.

58. Правовой статус адвоката, его основные права и обязанности.

59. Порядок образования третейских судов в РФ, их компетенция.

60. Третейский суд в РФ: состав, его решение.

61. Частные детективные и охранные службы: понятие и виды.

62. Основные правовые положения частного детектива и частного охранника, их деятельность.

63. Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных государств (по выбору: страна СНГ и страна дальнего зарубежья).

Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно - розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно - пожарной сигнализации;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно - сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ (СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 4. Частный детектив

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Статья 5. Действия частных детективов

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Выдача лицензий частным детективам

Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел:

фотографии;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;

сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.

Лицензия не выдается:

1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

Пункт 5 части четвертой подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 14.01.2003 N 32-О исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющих свою силу.

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи.

Часть пятая исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий

Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность.

Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации.

Статья 9. Договор между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом

Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 10. Исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.

Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Часть четвертая исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Части шестая - седьмая исключены. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Дополнительные условия выдачи лицензий

Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.

Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

При необходимости органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решений о выдаче лицензий на охранную деятельность.

Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 7 настоящего Закона. Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется соответствующими организациями и лицами в целях сыска и охраны. Деятельность частных детективных и охранных организаций регламентируется Конституцией РФ, Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также иными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях

защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В целях сыска проводятся следующие действия:

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. При оказании услуг охраны охранная организация или частный охранник осуществляют: защиту жизни и здоровья граждан;

охрану имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Организации и граждане, осуществляющие детективную и охранную деятельность, не подчиняются какому-либо государственному органу напрямую. Косвенный контроль осуществляется с помощью системы лицензирования такой деятельности.

Предприятие, осуществляющее охранную деятельность, обязано получить в органах внутренних дел лицензию в порядке, установленном законом. Частный охранник также должен иметь удостоверение частного охранника, выданного органом внутренних дел.

Требование об обязательном лицензировании распространяется также и на частного детектива.

Еще по теме 1.1.7. Частные детективные и охранные службы:

  1. 1. Сущность военной службы как особого вида федеральной государственной службы

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 О частной детективной и охраннойдеятельности в Российской Федерации" предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны,получившей название частная детективная и охранная деятельность. Ее сущность согласно Законузаключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицампредприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защитызаконных прав и интересов своих клиентов (ст. 1). Содержанием этой деятельности являются услугичастных детективных и охранных предприятий, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охрануимущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц и т. д. И в этом смысле онапереплетается с деятельностью, осуществляемой государственными правоохранительными органами. Болеетого, в ряде случаев частная правоохранительная деятельность проникает в такие сферы отношений,которых государственные правоохранительные органы до сих пор не касались Например, частные детективные и охранные предприятия оказывают услуги в сфере бизнеса: сбор информации для веденияделовых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление функций телохранителя ит. д.

Частная детективная и охранная деятельность характеризуется рядом признаков, позволяющих отличать ееот правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами.

Во-первых, эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитанной наподдержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере правоохраны. Она осуществляется навозмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями,которые ее осуществляют.

Во-вторых, эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определеннымклиентам - физическим и юридическим лицам. Клиентами частных детективных и охранных предприятиймогут быть отдельные граждане, а также предприятия, учреждения, организации любой организационно-правовой формы (государственные, частные, коммерческие, общественные и т. д.). Обязательным условиемосуществления частной детективной и охранной деятельности является предварительное заключение междучастным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора. В договоре не толькоуказывается содержание оказываемых услуг клиенту, но и оговаривается ориентировочная сумма денежныхрасходов и гонорара за услуги, устанавливается порядок их возмещения. Обязанностью частногодетективного (охранного) предприятия является представление клиенту письменного отчета о результатахпроделанной работы.

В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия, которыеполучили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственнуюрегистрацию.

В-четвертых, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статусработников государственных правоохранительных органов не распространяется.

В соответствии с Законом от 11 марта 1992 г. частная детективная и охранная деятельность можетосуществляться для сыска и охраны.

Сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента вобусловленной форме. В целях сыска разрешается представление следующих видов услуг:

а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам;

б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса);

в) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;

г) поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.

Содержанием первого вида услуг является сбор информации по гражданским и уголовным делам, имеющейзначение для правильного их разрешения. Клиентами в сфере данного вида услуг могут быть не толькоучастники процесса (истец, ответчик, потерпевший, обвиняемый), но и иные лица (защитник, родственники,знакомые участников процесса). Необходимым условием выполнения указанного вида услуг, связанных сосбором сведений по уголовным делам, является обязательное в течение суток с момента заключенияконтракта с клиентом письменное уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя,прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело.

Деятельность частных детективов в сфере бизнеса может проводиться для получения информации осостоянии рынка (спрос, предложение, цена и т. д.), о надежности партнера (его кредитоспособность,состояние и уровень финансово-хозяйственной деятельности и т. д.), о фактах недобросовестнойконкуренции (распространение ложных сведений о деловой репутации клиента, попытки сборасведений, составляющих коммерческую тайну, и т. д.).

Сбор информации об отдельных лицах связан с выяснением биографических и иных характеризующихличность данных при заключении трудового и иного контракта (например, брачного контракта). Такаяинформация о частной жизни лица может быть получена только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 24Конституции РФ и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.).

Охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраныразрешается предоставление следующих видов услуг:

1. Защита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер по активнойфизической защите охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств. Цель ее – недопустить причинения телесных повреждений охраняемым лицам, лишения их жизни.

2. Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке, предполагает какфизическую, так и техническую охрану имущества. Это могут быть здания, сырье, продукция,транспортные средства. Охраняемое имущество может находиться в государственной, федеральнойили муниципальной собственности, в коллективной и личной. Оно может принадлежать какроссийской стороне, так и зарубежным деловым партнерам либо находиться в совместнойсобственности. Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется только наобъекты, подлежащие государственной охране".

3. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарнойсигнализации.

5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора сустроителями съездов, симпозиумов, спортивно-массовых мероприятий и др.).№ 8. Ст. 506), в которое впоследствии были внесены изменения и дополнения.

Приведенный перечень сыскных и охранных услуг, оказываемых клиентам в процессе частнойдетективной и охранной деятельности, является исчерпывающим. Такая деятельность не должнаслужить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на выполнение услуг, которые направлены наограничение законных прав и интересов третьих лиц.

Частные детективные и охранные предприятия создаются и функционируют не в противовесдеятельности государственных правоохранительных органов, а в ее дополнение. И те и другие решаютряд общих задач по охране и улучшению правопорядка. В некоторых случаях совпадает их компетенция, связанная с выполнением отдельных видов правоохранительной деятельности. Все этообъективно выдвигает задачу организации четкого взаимодействия между государственными инегосударственными субъектами правоохранительной деятельности. Вопрос о механизме такого взаимодействия частично решен в Законе от 11 марта 1992 г. Закон, в частности, допускает возможностьсбора частными детективами сведений по уголовным делам, но с определенными ограничительнымиусловиями: на договорной основе с участником процесса, с обязательным уведомлением о заключенииконтракта государственных должностных лиц и органов, в производстве которых находится дело.

Еще одной формой взаимодействия является предоставление законом частным детективным иохранным предприятиям права на оказание содействия государственным правоохранительным органамв обеспечении правопорядка. Содержанием этого вида взаимодействия является практическоевыполнение совместных сыскных и охранных действий, направленных на поддержание правопорядка.

Взаимодействие между охранно-сыскными предприятиями и правоохранительными органамиосуществляется также в форме информационного обмена, оказания друг другу различного рода услуг,личного контакта руководителей, проведения совместных совещаний и т. д. Особенностьювзаимодействия частных детективных и охранных предприятий с правоохранительными органами врамках обеспечения правопорядка является то, что оно может осуществляться на договорной основе.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы