Что представляет собой состав экологического правонару-шения?
Состав экологического правонарушения традиционно мож-но представить в виде четырех его составных элементов (признаков): 1) объект правонарушения; 2) субъект правонару-шения; 3) объективная сторона правонарушения; 4) субъек-тивная сторона правонарушения.
Объектом экологического правонарушения могут выступать любые из видов экологических общественных отношений, со-ставляющих предмет экологического права. В качестве объектов могут, в частности, выступать отношения собственности на при-родные ресурсы, отношения в сфере управления охраной окру-жающей природной среды и природопользования, отношения в сфере установленного порядка использования природных ресур-сов, отношения в сфере установленного порядка охраны при-родных ресурсов и окружающей природной среды, отношения в сфере обеспечения экологически благоприятных условий (эко-логической безопасности) населения, отношения в сфере уста-новленного режима особо охраняемых территорий и т.п.
Субъекты экологического правонарушения определяются в зависимости от видов применяемых мер юридической ответ-ственности. Так, юридические лица могут выступать в качестве субъектов только гражданско-правовой и административной ответственности. Граждане могут выступать субъектами всех видов юридической ответственности. При этом правосубъект-ность граждан-правонарушителей определяется еще и различ-ными отраслевыми нормами права. Например, по нормам гражданского права ответственность, как правило, наступает с 18-летнего возраста, по нормам административного права - с 16-летнего возраста, по нормам уголовного права по преобла-дающему большинству преступлений экологического характе-ра-с 16-летнего возраста.
Объективная сторона экологического правонарушения мо-жет выражаться как в действии, так и бездействии юридиче-ских, должностных лиц или отдельных граждан (например, невыполнение обязательных требований по очистке сточных вод, по расчистке лесосеки от порубочных остатков, несоблю-дение требований противопожарной безопасности, непроведе-ние профилактических мероприятий, непроведение мероприя-тий по воспроизводству и защите земель и т.п.).
Субъективная сторона экологического правонарушения пред-ставляет собой психическое отношение правонарушителя к содеянному виновному, противоправному деянию и наступив-шим вредным последствиям. Она может выражаться в различ-ных формах (умысел, неосторожность, преступная небрежность и т.п.).
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Важнейшей проблемой современности является активное и зачастую неразумное вмешательство человека в сложнейший естественный механизм биосферы. Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни... Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Российская Федерация, как крупнейшее государство планеты, обязана принимать необходимые меры для поддержания этого баланса не только исходя из собственных национальных интересов, но и во благо всей цивилизации.
Сегодня на смену пришел иной, не менее вредоносный подход - попытки получения сверхприбылей путем варварской эксплуатации как восполняемых, так и невосполняемых природных ресурсов.
На протяжении все постсоветских лет наблюдался устойчивый рост правонарушений в сфере эксплуатации земельных, водных ресурсов и атмосферного воздуха (например в 2000г он составил 32,3 %). Отмечается существенный рост правонарушений в области охраны животного мира, почти двукратный рост ущерба от незаконных порубок леса и т.п.
Исходя из этого, совершенствование системы административно-правового регулирования отношений в сфере экологии, в том числе совершенствование системы административно-правовых санкций могут послужить существенным вкладом в общее дело обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. В связи указанным назрела необходимость создания эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и улучшения экологической обстановки, а также совершенствования правоприменительной практики с учетом новелл, привнесенных новым законодательством.
Важность дальнейших разработок в данном направлении обусловливается и тем, что многочисленные свидетельства роста правонарушений в этой области общественных отношений указывают на низкую эффективность правового механизма природопользования и охраны окружающей среды, резкое ослабление управленческих и, прежде всего, контрольно-надзорных функций государства в этой сфере.
Широкое трактовка вышеуказанного понятия превалировала в течении долгого времени поскольку базировалась на раннее действовавшем Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который определял экологическое правонарушение как виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (ст. 81). То есть включало в себя и экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административные, гражданские, дисциплинарные правонарушения). Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. / Н.В. Кузнецов - М. : Юриспруденция, 2000. С.59 Экологические проступок -- наименее общественно опасные деяния по сопоставлению с экологическими преступлениями и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями.
Широкая трактовка понятия «экологическое правонарушение» подкрепляется и современном пониманием экологической ответственности сформулированной в действующем Федеральном Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», который в статье 75 закрепил, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10 января 2002 г (в редакции от 14.03.2009 N 32-ФЗ).
Уголовный кодекс Российской Федерации оперирует понятием «экологические преступления» Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (в редакции от 13.05.2008 N 66-ФЗ), КоАП РФ - «административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в редакции от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ). Такое разнообразие в формулировках не может быть вызвано тем, что объектом данных правонарушений выступает не только окружающая среда, но и природно-ресурсный потенциал и право каждого человека на благоприятную окружающую среду, поскольку окружающая среда, в смысле, придаваемом данному понятию ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» включает в себя и человека. Как отмечает В.В. Петров - «постепенный переход от охраны окружающей природной среды к охране окружающей среды делает человека непосредственным объектом охраны. В отличие от природных объектов, предметом охраны здесь выступает не сам человек, а его права и интересы. Точнее, экологические права и интересы» Петров В. В. Экологическое право России. Учебник для ВУЗов. / В. В. Петров. - М.: Бек, 2005. С.46.. Следовательно, приведение законодательных дефиниций к единообразию не только возможно, но и необходимо.
Как отмечалось выше в научной литературе правонарушения данного рода предпринимаются попытки обобщить все данные правонарушения под одним понятием - наиболее распространены такие названия как экологические правонарушения, правонарушения в сфере экологии и др. Несмотря на то, что вышеуказанные дефиниции являются общераспространенными, с ними нельзя полностью согласиться. Экология - это наука, изучающая закономерности взаимоотношений организмов с окружающей средой, наука, исследующая структуру, динамику и историческое развитие надорганизменных систем, видов, биогеоценозов и биосферы в целом. Сферой - признается область, место, пределы, в которых существует, действует, развивается, применяется что-нибудь. Правонарушения же входят в предмет науки экологическое право, либо правовой экологии, следовательно, понятие «правонарушений в сфере экологии» точно не отражают природу изучаемого явления. По этой же причине не достаточно удовлетворительным является понятие «экологических правонарушений».
Нельзя согласиться с утверждением Л.А. Деревянко, приведенном в обоснование точности понятия «экологические правонарушения», о том, что «в современном понимании экологические отношения - это не только отношения по охране окружающей среды и природопользования, но и отношения по обеспечению экологических прав граждан». Деревянко, Л. А. Административные правонарушения в сфере экологии. / Л. А. Деревянко М.: Академия управления МВД России, 2003. С.30. Проблемы названия данной отрасли в полной мере распространяются и на ее элементы - правонарушения. Представляется, что распространенность понятия «экологические правонарушения» могут свидетельствовать о его неразработанности, а не достоверности. Для обозначения всей совокупности правонарушений в этой области предлагается использовать понятие эколого-правовых нарушений, как более корректное.
Что касается определения данного рода правонарушения, то в научном сообществе существует несколько подходов. Наиболее распространенным является построение определения на основе традиционного понятия правонарушения как общественно вредного, противоправного, виновного деяния деликтоспособного лица. Так, в комментарии к ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» экологическое правонарушение понимается как противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Охрана окружающей природной среды: постатейный комментарий к Закону России. / Под ред. В. П. Ворфоломеева, В. В. Петрова. - М.: Право, 2004. С. 172. Схожие определения с небольшими отличиями можно встретить в работах и других ученых, разрабатывающих проблемы экологического права. Некоторые авторы учитывают позицию отдельных представителей науки теории государства и дополняют это определение указанием на обязательное последствие эколого-правового нарушения в виде юридической ответственности.
Само «традиционное понимание» вызывает множество дискуссионных вопросов. Например, наступление юридической ответственности в отсутствии вины (гражданско-правовая ответственность). Так, согласно статье 316 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью несет собственник судна, в том числе и при отсутствии его вины. Большинство же указанных определений ориентированы на административные и уголовные правонарушения и поэтому виновность противоправного деяния является их обязательным элементом.
Таким образом, исходя из широкой трактовки экологическое правонарушение -- это противоправное, обычно, виновное деяние (действие либо бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред либо создающее настоящую опасность причинения такового вреда, или нарушающее другие права и законные интересы субъектов экологического права. Ивакин В.И. Понятие и состав экологического правонарушения // Право и государство, 2007, № 11. С. 83.
В узком смысле понятие «экологическое правонарушение» предлагает рассматривание эти правонарушения через основные характеристики понятия административного правонарушения. Примером может служить понятие, сформулированное О.Л. Дубовик: «экологическое правонарушение это - посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность». Дубовик О.Л. Административная ответственность за экологические правонарушения: предварительная оценка реформы законодательства // Экологическое право, 2002. № 2. С.41. Схожие определения, можно встретить и у других авторов.
Представители второго подхода в рамках узкой трактовки экологического правонарушения также строят определение на основе понятия административного правонарушения, с указанием эколого-правовых особенностей, но при этом не раскрывают признаки указанного понятия. В эколого-правовом словаре под экологическим административным правонарушением понимается, во-первых, вид экологического правонарушения, а во-вторых «родовой термин, применяемый для обозначения специфичной группы административных правонарушений - правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования, предусмотренных главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Н.Г. Абрамова говорит об «административно-экологическом правонарушении» характеризуя его как «экологическое правонарушение, за совершение которого нормами права предусматривается применение мер административной ответственности» Абрамова Н.Г. Теоретико-правовой анализ экологического правонарушения: понятие содержания и проблемы юридической ответственности. // Журнал «Интеграция образования», 2007, №3-4. С.29..
По характеру причиненного вреда - загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, уничтожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков месторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным потерям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.);
А) по объекту посягательства -- на земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п. Классификация по объекту и предмету правонарушения является одной из наиболее распространенных - существует множество различной степени детализации классификаций, построенных на данном основании. Примером может служить классификация В.Б. Россинского:
2. Правонарушения против установленных правил охраны окружающей среды и природопользования. В этой группе можно выделить как правонарушения, которые могут иметь своим объектом различные элементы окружающей среды (универсальные эколого-административные правонарушения), так и затрагивающие лишь конкретные элементы (специальные эколого-административные правонарушения). Универсальные правонарушения содержаться в статьях 8.1-8.4 КоАП РФ.
Объектом экологического правонарушения в широком смысле его понимания являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания. Экологическое право России. Учебник. / Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. - М.: Триада, ЛТД, 2006. С.92.
Объектом экологического правонарушения являются публичные дела по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти дела по собственному содержанию касаются принадлежности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных действий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Ивакин В.И. Понятие и состав экологического правонарушения // Право и государство, 2007, № 11. С. 83.
Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная среда или ее отдельные компоненты, то есть такие природные объекты, которые находятся в естественной экологической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонарушения другого рода, не являющиеся экологическими. Например, хищение заготовленной древесины или рыбы из рыбохозяйственных товарных водоемов, уничтожение сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д. Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. № 14.
Именно он позволяет определить, в орбиту, каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, -- хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.
Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций (например, лесные насаждения, выпущенные для разведения звери, птицы, мальки рыб).
Предмет экологического правонарушения в узком понимании не ограничивается только вышеуказанными элементами. В отдельных случаях информация является непосредственным предметом правонарушения. Например, предметом правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, - сокрытие или искажение экологической информации является полная и достоверная информация о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.
В конечном счете, экологический вред направлен против интересов общества в чистой и благоприятной для жизни окружающей среде, то есть против здоровья человека и генетического благополучия будущих поколений людей. Следовательно, причинение вреда здоровью человека экологическим правонарушением осуществляется опосредованно - через ухудшение или разрушение окружающей природной среды как среды обитания людей.
Экологические правонарушения, причиняющие вред окружающей природной среде, здоровью людей, могут иметь так называемые материальные составы. К ним относятся, например, порча сельскохозяйственных земель, сверхнормативные потери полезных ископаемых при их добыче, загрязнение и засорение вод, незаконная порубка деревьев, повреждение леса сточными водами, химическими веществами и промышленными отходами и др.
Вместе с тем большинство экологических правонарушений сконструировано как формальные составы, для наступления ответственности за которые достаточно самого факта правонарушения. В таких случаях, как правило, речь идет о несоблюдении установленных законом правил, например, правил водопользования, охраны недр или среды обитания животных, пожарной безопасности в лесах, эксплуатации очистных сооружений и т. д.
Некоторые экологические правонарушения могут повлечь наступление ответственности при создании угрозы причинения экологического вреда. Например, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ч. 1ст. 247 УК РФ). Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», создание угрозы причинения вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации или таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде (п. 6).
Под объективной стороной экологического правонарушения в узком его понимании многие ученые понимают противоправное деяние, т.е. действие или бездействие, направленное на объект административного правонарушения, его характер, а также условия его совершения (или несовершения). Объективная сторона характеризует внешние проявления противоправного деяния, включая способ и условия его совершения, наступившие последствия и т.д.. При определении объективной стороны экологического правонарушения ученые исходят из того, что объективной стороной является нарушение нормативно установленных правил природопользования и охраны окружающей среды, а также причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда путем действия или бездействия. Важным признаком объективной стороны является связь между экологически опасным деянием и причиненным вредом. Объективная сторона включает в себя: место, время, обстановку, орудия, способы и методы совершения правонарушения. Например, объективная сторона состава статьи 8.35 КоАП РФ включает в себя уничтожение редких видов животных или растений либо добывание, сбор, содержание, приобретение, пересылка указанных животных или растений без надлежащего на то разрешения.
Характеризуя признаки объективной стороны, можно сделать вывод о том, что административные правонарушения в сфере экологии, как и экологические преступления, являются общественно опасными, различающимися лишь уровнем такой опасности, обосновывая данное положение тем, что: 1) оба вида этих правонарушений часто имеют общий объект посягательств (8.21 КоАП РФ и ст. 251 УК РФ, ст. 8.37 КоАП РФ и ст. 258 УК РФ и т.д.) 2) общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью» 3) общественная опасность выражается во вредности правонарушений. В связи с этим представляется некорректным противопоставление общественной опасности и вредности.
Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием либо охраной окружающей среды на местности РФ либо местности, находящейся под ее юрисдикцией. Комарницкий Г.М. Экологическое право. / Г.М. Комарницкий - Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. С.74.
В некоторых составах экологических правонарушений предусмотрены специальные субъекты - должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях (например, ввод в эксплуатацию предприятий, не удовлетворяющих требованиям по охране окружающей среды, нарушение правил восстановления лесов и др.). Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. / Э.Н. Жевлаков - М.: Юрайт, 2001. С.49.
Нарушение правил рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в случае формальных составов, как правило, бывает умышленным, причем целый ряд экологических правонарушений может быть совершен только с прямым умыслом (например, незаконная охота, незаконная добыча водных животных, незаконная порубка леса, уничтожение лесов путем поджога и др.).
Большинство экологических составов предполагает неосторожную вину по отношению к наступившим вредным последствиям, например, бесхозяйственное использование воды, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, нарушение правил охраны окружающей природной среды при производстве работ, уничтожение лесов в результате неосторожного обращения с огнем и др.
Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, идет речь о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению либо увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда преступником (ст. 1083). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01. 1996 года N 14-ФЗ (в редакции от 17.07.2009 N 145-ФЗ).
В случае причинения экологического вреда предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ,), ответственность в виде возмещения вреда наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризует психическое отношение физического лица к совершенному деянию и его последствиям и имеет определенную специфику. В частности, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Субъективную сторону эколого-правового нарушения исследователи характеризуют как психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Эколого-административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Например, незаконная рубка лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28 КоАП РФ) совершается только умышленно, а вот нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.29 КоАП) может быть совершено по неосторожности.
На практике это во многом порождает проблему отграничения преступлений от эколого-административных правонарушений. Более 63% содержащихся в УК РФ норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления, схожи с нормами административного законодательства. Общая характеристика преступления и административного правонарушения в этой области, за исключением степени общественной опасности, практически идентичны и состоят, как правило, в нарушении правил охоты, рыболовства, недропользованию и т.д. В связи с этим КоАП РФ устанавливает важным условием применения административной ответственности отсутствие в совершенном правонарушении признаков состава уголовного преступления. При этом юрисдикционным органам необходимо исходить из остаточного принципа, т.е. опираться на признаки, которые приводятся, как правило, в УК РФ. Например, порча земли (Ст. 254 УК РФ) влечет уголовную ответственность лишь в случае наступления тяжких последствий, а при отсутствии таковых субъект привлекается к административной ответственности. Аналогичные последствия наступают в случае загрязнение водоемов (Ст. 250 УК РФ), нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ (Ст. 246 УК РФ) и в ряде других составов уголовного кодекса.
Однако данный подход к отнесению того или иного деяния к эколого-административному правонарушению или к экологическому преступлению в ряде случаев может оказаться неэффективным. Определение эколого-административного правонарушения подобным образом заставляет правоприменителя вначале изучать уголовное законодательство и лишь затем, удостоверившись в отсутствии состава преступления применять КоАП РФ. Вместе с тем одной из характерных черт административной ответственности является оперативность ее применения, соответственно и определение имеет ли место административное правонарушение или преступление должно быть произведено в кратчайшие сроки. Проблема заключается в том, что не каждый инспектор рыбоохраны (пожарный инспектор либо работник другого органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях) имеет юридической образование и способен быстро разобраться в данном вопросе.
Сложившаяся ситуация требует создания научного обоснованных критериев дифференциации экологического преступления и эколого-административного правонарушения. Решение проблемы разграничения экологических преступлений и эколого-административных правонарушений упрощается, когда факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, учитываются законодателем непосредственно в диспозициях правовых норм. Например, когда в норме указываются последствия совершенного деяния, повторность и т.д.
Большое влияние на формирование экологического сознания оказывает экологическая информация, экологическое воспитание и образование. Когай Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования //Социально-гуманитарные знания. 2000 № 4. С.114. В связи предлагается дополнить ст. 8.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за «Сокрытие или искажение экологической информации», новыми составами: отказ в предоставлении экологической информации и непредоставление информации в установленный срок в виде самостоятельной части.
Условия, способствующие нарушениям, - это слабое финансирование природоохранных мероприятий; параллелизм в работе этих органов; распад прежней системы органов экологического контроля и постоянные реорганизации в структуре федеральных органов исполнительной власти; совмещение контрольно-надзорных и хозяйственно-распорядительных функций; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологическими правонарушениями; недостаточное применение мер ответственности к виновным; а также отсутствие четкой координации деятельности правоохранительных и природоохранных органов по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений.
Так вносятся предложения о совершенствования административной ответственности за правонарушения в области использования и охраны вод. В частности, о дополнении и изменении ст. 8.13 КоАП РФ «Нарушение правил охраны водных объектов». Одновременно необходимо внести изменения в ч.2 ст. 8.14 «Нарушение правил водопользования», где предусмотреть ответственность за нарушение условий разрешения (лицензии) на все виды водопользования, в том числе и при осуществлении указанных в данной части видов деятельности.
По своим признакам некоторые правонарушения, указанные в главах 7 и 10 КоАП РФ, относятся к экологическим правонарушениям и должны находится в главе 8 Кодекса. Так, например, ст. 10.10 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений и повреждение мелиоративных систем. Нарушение работы данного гидротехнического сооружения может привести к эрозии почв, заболачиванию местности, либо, наоборот, опустыниванию того или иного земельного участка. Как видно, дополнительным объектом данного правонарушение будет отдельные элементы окружающей среды - земли той или иной категории.
Внесено предложение о дополнении ст. 23.3 КоАП РФ, предоставляющей право ОВД (милиции) рассматривать дела об административных правонарушениях, составами, содержащимися в ст. 28.3 КоАП РФ, по которым сотрудники органов внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Монгуш А.Л. Понятие, структура и виды эколого-административных правонарушений. / А.Л. Монгуш - М.: Интермедиа, 2009. С.94.
Все возрастающий пресс антропогенного воздействия на окружающую среду и увеличение в связи с этим количества экологических правонарушений; серьезность и многозначность их последствий; способность этих последствий "накапливаться" и проявляться лишь спустя длительное время; сложность устранения этих последствий, причинение вреда одновременно значительному числу граждан и т.д., - все это в настоящее время на порядок поднимает планку общественной опасности преступлений в сфере экологии.
К примеру, незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ), как и хищение, уменьшает объем государственного лесного фонда, причиняет серьезный вред природной среде, и в частности лесообитателям. Лесонарушения, достигли огромных масштабов (причем восстановление лесных угодий - процесс, измеряемый десятилетиями), в то же время санкции статей, карающих за совершение этих преступлений, очень мягкие (самое строгое наказание по ч. 1 ст. 260 УК - до 3 месяцев ареста, по ч. 2 этой статьи - до 6 месяцев).
В частности, в уголовном природоохранительном законодательстве имеется значительная пробельность в плане отражения норм международного права. Отсутствуют нормы об ответственности за некоторые посягательства, связанные с сохранением генофонда животного и растительного мира; за незаконную торговлю редкими и исчезающими животными; за незаконные трансграничные перевозки особо опасных веществ, хотя Россия как преемник СССР взяла на себя соответствующие обязательства.
Заключение
В заключение остановимся на нескольких выводах.
Экологическое правонарушение -- это противоправное, обычно, виновное деяние (действие либо бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред либо создающее настоящую опасность причинения такового вреда, или нарушающее другие права и законные интересы субъектов экологического права. Правонарушение может иметь место только при наличии необходимых для этого элементов: объекта правонарушения, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта ответственности.
Понятие экологического правонарушения согласно Конституции Российской Федерации. Состав, элементы, субъекты и объекты экологических правонарушений. Классификация экологических правонарушений по виду юридической ответственности и по объекту посягательства.
реферат , добавлен 06.03.2011
Понятие состава правонарушения. Виды и принципы юридической ответственности. Сущность, признаки и типы правонарушений по российскому законодательству. Состав правонарушения, его структура, общий, родовой и непосредственный объекты, субъективная сторона.
курсовая работа , добавлен 27.04.2013
Понятие и состав правонарушения. Степень общественной опасности преступлений и проступков. Отличительные признаки правонарушений. Анализ субъекта и субъективной стороны правонарушений, их юридических признаков. Направления борьбы с правонарушениями.
курсовая работа , добавлен 20.01.2012
Понятие административного экологического правонарушения. Развитие административной ответственности. Виды административных экологических правонарушений и взысканий. Эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды.
курсовая работа , добавлен 21.08.2011
Понятие административного правонарушения. Антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния как конститутивные признаки проступка. Юридический состав правонарушения: объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
контрольная работа , добавлен 13.05.2014
Правомерное поведение. Понятие правонарушения, его состав и признаки. Социальное и социологическое понятия правонарушений. Юридическое понятие и признаки правонарушения. Классификация правонарушений. Проступок. Преступление. Причины правонарушений.
реферат , добавлен 02.07.2008
Объект и субъект, объективная и субъективная сторона административного правонарушения. Наличие состава правонарушения как необходимое основание для всех видов юридической ответственности. Характеристика элементов состава административного правонарушения.
курсовая работа , добавлен 24.10.2010
Правонарушение как разновидность неправомерного поведения, его юридические признаки. Характеристика совокупности элементов правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Практика рассмотрения преступлений и проступков.
курсовая работа , добавлен 03.10.2011
Элементы экологического правонарушения: объект, объективная сторона, субъективнаясторона, субъект. экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы.
контрольная работа , добавлен 05.12.2008
Сущность понятия "состав правонарушения". Признаки правонарушения: деяние, вина, противоправность, вредный результат, причинная связь между деянием и вредным результатом, юридическая ответственность. Объективная и субъективная сторона правонарушения.
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Волгоградский Государственный Университет»
Кафедра международного права и прав человека
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Экологическое право на тему:
«Понятие и состав экологического правонарушения»
Выполнила:
студентка 3 курса
группы ЮЗ-061
Ермолина Д.А.
Проверил:
к.ю.н., ст. преподаватель
Гузенко В.Н.
Волгоград 2009г.
1. введение
2. понятие экологического правонарушения
3. состав экологического правонарушения
4. заключение
Введение.
В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире очень неблагоприятная экологическая ситуация, в которой виноват, прежде всего, сам человек. С конца XIX в. в связи с бурным развитием промышленности, машиностроения, военной техники и оружия наша планета претерпела большие изменения не в лучшую для нее сторону. Все это способствовало развитию экологического права не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Постоянно возникают новые нормативно-правовые акты, способствующие сохранению экологии нашей планеты. В связи с этим основополагающим является предупреждение экологических правонарушений и наказание за них. Для того чтобы полностью осознавать последствия медленного уничтожения природы планеты Земля, мы должны, прежде всего, понять что такое «экологическое правонарушение» и стараться никогда его не совершать.
Целью данной курсовой работы является изучение понятия и состава экологического правонарушения.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
1. Исследование понятия «экологического правонарушения»;
2. Изучение состава экологического правонарушения.
При написании данной курсовой работы использовались Уголовный Кодекс, Гражданский Кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой Кодекс, Федеральный закон от 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также работы таких отечественных ученых правоведов как: Бринчук М.М., Крассов О.И., Боголюбов С.А., Анисимова А.П., Петров В.В., Дубовик О.Л. и другая тематическая литература.
Цели, задачи и состояние разработки проблемы определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух параграфов и заключения.
§1. Понятие экологического правонарушения.
Впервые официальное определение понятия экологического правонарушения содержалось в ныне утратившем силу Законе РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей среды», где согласно ст. 81 экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. К сожалению, в ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» такое понятие отсутствует.
Существует несколько понятий данного термина. Например, М.М. Бринчук считает, что экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологических права . А.П. Анисимов определяет экологическое правонарушение как запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее элементам), либо содержащее реальную угрозу его причинения.
Экологическому правонарушению присущи следующие признаки:
1. Вина. Однако, согласно ст. 1079 Гражданского Кодекса РФ при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается;
2. Противоправность представляет собой нарушение Закона «Об охране окружающей среды» и иных законодательных актов РФ и ее субъектов;
3. Наказуемость (наличие санкций за нарушение нормативно-правовых актов, налагаемыми уполномоченными органами);
4. Общественная опасность (вредоносность) – причинение или создание реальной угрозы причинения вреда окружающей среде и здоровью, имуществу человека;
5. Деяние (действие или бездействие);
6. Деликтоспособность правонарушителя.
Все экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления – уголовную. Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.
Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. При этом к такого рода производственной, хозяйственной, научной и иной деятельности предъявляются дополнительные требования по соблюдению норм экологического законодательства .
По мнению И.О. Крассова, административное правонарушение – это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность . А.П. Анисимов понимает под административным экологическим правонарушением противоправное, виновное действие ли бездействие физического или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу такого причинения), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность .
В настоящее время существует различные определения экологического преступления. Так, например, А.П. Анисимов считает, что экологическими преступлениями являются виновные, общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду и причиняющие вред природной среде (содержащие реальную угрозу его причинения). В.В. Петров называет экологическим преступлением виновное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека . По мнению О.Л. Дубовик, экологическое преступление представляет собой предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов . Экологическим преступлениям посвящена гл. 26 Уголовного Кодекса РФ.
На практике достаточно трудным является вопрос о разграничении преступлений и проступков, так как около 63% содержащихся в Уголовном Кодексе Российской Федерации норм экологического характера сходны с нормами административного законодательства.
Анализируя правонарушения, следует иметь в виду, что наличие в деянии признаков преступления является достаточным основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Так, если незаконной охотой причинен крупный ущерб либо она произведена с применением механических транспортных средств, либо на территории государственного заповедника, содеянное деяние следует квалифицировать по ст. 258 УК РФ, даже если эти действия были совершены в первый раз и виновный ранее не привлекался к административной ответственности.
С каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека.
§2. Состав экологического правонарушения
Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента:
1. объект;
2. объективная сторона;
3. субъективная сторона;
4. субъект.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах, и иных нормативных правовых актах, отношения, устанавливающие порядок и правила использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов.
Экологическое правонарушение имеет как общие признаки, присущие всем видам правонарушений, так и специфические признаки, характеризующие его состав. Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента - субъект, объект, субъективную и объективную стороны.
Объектом экологического правонарушения в широком смысле его понимания являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания. Экологическое право России. Учебник. / Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. - М.: Триада, ЛТД, 2006. С.92.
Объектом экологического правонарушения являются публичные дела по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти дела по собственному содержанию касаются принадлежности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных действий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Ивакин В.И. Понятие и состав экологического правонарушения // Право и государство, 2007, № 11. С. 83.
Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная среда или ее отдельные компоненты, то есть такие природные объекты, которые находятся в естественной экологической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонарушения другого рода, не являющиеся экологическими. Например, хищение заготовленной древесины или рыбы из рыбохозяйственных товарных водоемов, уничтожение сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д. Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. № 14.
Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные, например) являются предметом правонарушения. Это один из важнейших признаков экологического правонарушения.
Именно он позволяет определить, в орбиту, каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, -- хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.
В экологических правонарушениях их предмет всегда следует рассматривать в связи с объектом. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому причиняется ущерб, порождает ошибки и путаницу в правовой оценке правонарушения.
Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций (например, лесные насаждения, выпущенные для разведения звери, птицы, мальки рыб).
Под объектом правонарушения в узкой трактовке экологического правонарушения понимается то, на что направлено посягательство, т.е. определенная группа общественных отношений, урегулированных нормами конкретной отрасли права и охраняемые законодательством об административных правонарушениях.
Предмет экологического правонарушения в узком понимании не ограничивается только вышеуказанными элементами. В отдельных случаях информация является непосредственным предметом правонарушения. Например, предметом правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, - сокрытие или искажение экологической информации является полная и достоверная информация о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.
Важной является взаимосвязь предмета и объекта эколого-административного правонарушения, игнорирование которой может вызвать ошибки в правоприменительной практике.
В Российской Федерации как конституционном правовом государстве согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как правило, самые незначительные проступки, например, непотушенный костер на лесном участке, мойка автомобилей на берегу водоема или водотока, складирование бытовых, производственных отходов в несанкционированной локации могут привести к причинению существенного вреда окружающей среде вплоть до необратимости восстановления таковой.
Приходится констатировать, что российские нормы права, регулирующие экологические отношения, нарушаются практически повсеместно. При современном уровне развития науки и техники неправосознательные и недобросовестные граждане, должностные лица продолжают загрязнять и уничтожать уникальные компоненты окружающей природной среды. В предпринимательской сфере экологические приоритеты либо не соблюдаются, либо вообще системно нарушаются грубейшим образом .
В связи с вышеуказанным абсолютно справедливо возникает вопрос о правовых последствиях антиэкологического поведения субъектов вредоносных правоотношений, а также о возможности и основаниях привлечения допустивших нарушения лиц к установленной законом ответственности.
В правовой науке предусмотренная позитивными нормами права юридическая ответственность за совершенное правонарушение имеет признак ретроспективности, т.е. это закономерная деятельность уполномоченных органов власти или должностных лиц по возложению обязанностей и лишений за неправомерное поведение в охраняемом общественном отношении, имевшее место в прошлом.
Ретроспективная юридическая ответственность возникает в результате неисполнения активной обязанности, нарушения установленного в источнике права императивного запрета, злоупотребления правом с признаками неправомерной деятельности (шиканы). Следовательно, основанием наступления ретроспективной юридической ответственности служит противоправное поведение в форме правонарушения. Перед тем как основательно перейти к характеристике такового, необходимо рассмотреть сущность юридической ответственности, ту роль, ради которой принимаются соответствующие правовые санкции с целью защиты хрупкого экологического баланса в интересах настоящего и будущих поколений граждан.
Представляется, что юридическая ответственность, прежде всего, означает негативную реакцию государства или муниципального образования, а также большей части общества на совершенное правонарушение, включая нравственно-правовое осуждение, в т.ч. порицание социумом правонарушителя. Указанная реализация специфического внимания к субъекту юридической ответственности за совершенное им противоправное деяние состоит в конгруэнтном воздаянии, которое заключается в справедливом возмещении или соразмерной компенсации причиненного правонарушением вреда и в применении к личности или имуществу правонарушителя мер негативного воздействия. При этом вопрос о характере и размере причиненного вреда имеет важное самостоятельное значение для любой правовой отрасли, регламентирующей самостоятельный вид юридической ответственности .
Следует отметить, что ответственность за экологические правонарушения, в основном, выполняет ряд следующих функций (направлений функциональной нагрузки):
> мотивационная - направленная на стандартное соблюдение норм экологического права всеми субъектами правоотношений;
> карательная - проявляющаяся в реализации принципа неотвратимости наказания субъекта правонарушения за совершение противоправного деяния;
> предупредительная - способствующая предупреждению совершения новых правонарушений;
> восстановительная - возмещение причиненного ущерба окружающей среде в натуральной форме либо посредством выплаты денежных средств;
> просветительская - привлечение представителей общества к современным проблемам экологии, повышение в обществе экологического правосознания.
Исходя из вышеперечисленных функциональных задач, сущность и назначение юридической ответственности как правового результата совершения экологического правонарушения заключается в неблагоприятных последствиях, применяемых к личности и (или) имуществу нарушителя экологических требований.
Таким образом, юридическая ответственность за экологические правонарушения - это многогранные отношения между государством или муниципальным образованием в лице специально уполномоченных органов, должностных лиц в области охраны окружающей среды, с одной стороны, и совершившим экологическое правонарушение физическим, должностным или юридическим лицом - с другой стороны, по применению к нарушителю установленных мер негативного воздействия к его личностному, организационному и (или) имущественному состоянию. Иными словами, юридическая ответственность является прямым правовым последствием совершения экологического правонарушения, вследствие которого причиняется вред окружающей среде либо провоцируется возможность причинения такового.
Говоря об определении понятия экологического правонарушения, следует отметить, что это противоправное, как правило, виновное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вред окружающей природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.
Классификация экологических правонарушений имеет прямую зависимость от видов юридической ответственности, установленных российским законодательством.
В различных источниках экологического права положения о юридической ответственности и экологических правонарушениях формулируются по-разному. Согласно положениям Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» 1 лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 31). Однако в ст. 32, регулирующей возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, имущественная ответственность даже не упоминается. Вместе с тем такой вред подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда; при их отсутствии - в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ также не указывается, в рамках какого вида юридической ответственности возмещается вред, причиненный земельными правонарушениями: юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений (ст. 76).
На сегодня остается немало не вполне решенных вопросов, касающихся экологических правонарушений и юридической ответственности за их совершение. Например, существует проблема соотношения гражданско-правовой и материальной ответственности как разновидностей имущественной ответственности, установленной Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Другая проблема коррелирует к возможности существования эколого-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности .
В целом, думается, что применительно к сфере взаимодействия общества и природы представляется возможным назвать различные виды юридической ответственности:
1) конституционная (при нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду и иных конституционных прав в экологической сфере);
2) экологическая (по факту вредоносного посягательства на объекты экологического права);
3) природоохранительная (при нарушении требований об охране природных ресурсов);
4) природоресурсная (в случае нерационального использования компонентов природной среды);
5) таксовая (официально-оценочная ответственность, выраженная в валюте РФ с целью исчисления размера причиненного вреда);
6) уголовная (по приговору суда в связи с криминализацией экологического правонарушения);
7) административная (по факту совершения экологического правонарушения, предусмотренного административным законодательством);
8) дисциплинарная (при нарушении трудовых (служебных) правил в экологической сфере);
9) имущественная (когда вред может быть оценен и иметь имущественное выражение для последующего возмещения);
10) гражданско-правовая (в рамках исполнения деликтного обязательства, вытекающего из причинения вреда);
11) материальная (если правонарушение работника (служащего) причинило вред имуществу работодателя).
Тем не менее презюмируется, что основные виды экологических правонарушений - деликты, проступки и преступления - определяются по критерию определенного вида ответственности, закрепленного в действующем законодательстве.
Необходимо обратиться к базовому нормативному правовому акту экологического права как отрасли российского законодательства - Федеральному закону РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , в котором юридическая ответственность за экологические правонарушения находит свое отражение в нормах гл. XIV. Так, в ст. 75 указанного правового источника за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлено четыре вида ответственности - имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.
Таким образом, всего существует четыре основных вида правонарушений в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды:
> экологические деликты (гл. 59 ГК РФ );
> эколого-дисциплинарные проступки (гл. 30 ТК РФ );
> административные экоправонарушения (гл. 8, 10 КоАП РФ );
> экологические преступления (гл. 26 УК РФ ).
Важно отметить, что юридическим основанием привлечения правонарушителя к установленным мерам ответственности является наличие в его деянии (действии, бездействии) состава экологического правонарушения, подробно регламентированного нормами соответствующей отрасли права в зависимости от вышеуказанной видовой характеристики противоправного поведения.
Как известно еще из теории государства и права, любой состав правонарушения содержит стандартные структурные элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), однако экологические правонарушения, безусловно, характеризуются своей спецификой.
Прежде всего объектом экологического правонарушения является регулируемая нормами права совокупность общественных отношений по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Соответственно, в качестве объектов экологического правонарушения могут выступать общественные отношения:
> в сфере публичного управления экологическими процессами;
> области рационального использования природных ресурсов;
> сфере установленных правил охраны отдельных природных комплексов, природных объектов и компонентов природной среды;
> направлении обеспечения экологической безопасности граждан;
> сфере установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д.
Непосредственным предметом экологического правонарушения, как правило, выступает экосистема в целом или некоторые элементы природы, в т.ч. почва, недра, водные ресурсы, атмосферный (тропосферный) воздух, биологический мир, озоновый слой, околоземное космическое пространство и иные компоненты окружающей природной среды.
Объективная сторона экологического правонарушения, как известно, характеризует внешнее выражение процесса противоправного посягательства на охраняемые экологические явления. В предусмотренных законом случаях к объективной стороне относятся место, время, орудия и средства, обстановка, способы совершения правонарушения (ст. 256 УК РФ, ст. 8.26 КоАП РФ).
В целом объективную сторону образуют следующие признаки:
1) нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия);
2) причинение вреда экологическим интересам личности, общества и государства либо создание реальной угрозы причинения такого вреда;
3) наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде возникновения ущерба окружающей среде и (или) здоровью человека.
Следует отметить, что по конструктивным свойствам объективной стороны составы экологических правонарушений подразделяются на формальные и материальные. Правонарушения, объективная сторона которых определяется с помощью единственного признака, т.е. нарушения экологических требований путем действий или бездействия (признак № 1), имеют формальные составы. При обязательном наличии всех признаков объективной стороны (признаки № 1, 2, 3) подразумеваются материальные составы.
Следующий элемент состава экологического правонарушения - это субъект, в роли которого могут выступать физические, должностные или юридические лица в зависимости от квалификации деяния и его вида. Так, субъектами эколого-дисциплинарных проступков являются должностные лица и работники предприятий, экологических преступлений - физические и должностные лица, административных экоправонарушений и экологических деликтов - граждане, должностные лица и организации.
Уголовная и административная ответственность физических лиц за совершение экологического правонарушения наступает с 16-летнего возраста. Гражданско-правовая ответственность возлагается на граждан с четырнадцати до восемнадцати лет в качестве ограниченной, при этом по мере необходимости дополняется имущественными санкциями к законным представителям несовершеннолетних (родителям, опекунам, попечителям и др.), т.е. таковые отвечают субсидиарно. Полная имущественная ответственность наступает с восемнадцати лет, когда физическое лицо становится уже полностью деликтоспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной ответственности к лицам, виновным в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере, что предполагает возраст, с которого может быть заключен трудовой договор, т.е. с 14 лет (ст. 63 ТК РФ).
Говоря о субъективной стороне экологического правонарушения, необходимо назвать ее основное проявление в одной из двух форм вины - умысел или неосторожность. Так, например, в Уголовном кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожности - на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК РФ). Форма вины в конкретных экологических преступлениях либо подразумевается, либо прямо указывается в диспозициях статей. Умысел правонарушителя презюмируется в составах, когда указания на неосторожность отсутствует (ч. 2 ст. 24 УК РФ). В административном законодательстве формы вины определяются аналогично - административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ). В свою очередь, ГК РФ оперирует понятием «грубой неосторожности» самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при оценке ущерба для его возмещения правонарушителем (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
Требуется констатировать, что в природоохранительной практике может иметь место ответственность при отсутствии вины (ст. 1079 ГК РФ). Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Проанализировав состав экологического правонарушения, следует отдельно остановиться на объективной стороне и ее третьем признаке (причинная связь между деянием и последствиями), который, в свою очередь, на практике доказывается весьма проблематично, несмотря на явное существование двух других, по причине качественных и количественных свойств экологического вреда.
Безусловно, вред окружающей среде проявляется в нескольких формах: экологической - уничтожение, истощение, загрязнение природных объектов, разрушение естественных связей в экосистемах, деградация генофонда биосферы; экономической - вредоносные воздействия на имущество собственника, а также лица, осуществляющего легальное природопользование, возникновение вынужденного бремени несения
расходов по восстановлению имущественных интересов; социальной - ухудшение условий жизни людей, отрицательное влияние на прогрессивное развитие человеческого общества, демографическую ситуацию; медицинской - дестабилизация здоровья физических лиц, начиная с малолетнего возраста, рост числа заболеваний на фоне неблагоприятной экологической обстановки, превышение смертности над рождаемостью, изменение человеческого генома, вред не только настоящему, но и будущим поколениям людей; глобальной - накопление сложнообратимых либо абсолютно необратимых изменений окружающей природной среды в общепланетарном масштабе.
Существует серьезная проблема правоприменения, при которой вышеуказанные формы вреда, причиненного экологическими правонарушениями, не учитываются при функционировании правового механизма охраны соответствующих интересов общества и государства.
Вместе с тем на законодательном уровне разработаны и утверждены соответствующие правовые рекомендации по расчету и оценке причиненного экологического ущерба, который возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вредоносных последствий.
Специальные методики применяются в отношении таких объектов, как земля, водные объекты, атмосферный воздух и недра, а таксы (твердые единицы исчисления убытков) - в отношении лесов и животного мира. К сожалению, исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного экологического ущерба . Необходимо назвать действующие нормативные правовые акты, содержащие легальные методики исчисления экологического вреда различным компонентам окружающей среды:
1) атмосферного воздуха: «Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха» (утв. Минприроды РФ 02.11.1992) ;
2) водных ресурсов: приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» ; приказ Госкомэкологии РФ от 11.02.1998 № 81 «Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод» ;
3) лесных насаждений: Постановление Правительства РФ от
08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» ;
4) объектов животного мира: приказ Минприроды России от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» ; приказ МПР России от
28.04.2008 № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» ; приказ Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим
ресурсам» ;
5) почвы: приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» .
Следует отметить, что в системе методико-правовых источников по определению экологического вреда временные рекомендации по поводу охраны атмосферного воздуха уже значительно устарели, а эффективная методика исчисления ущерба недрам вообще практически отсутствует. Кроме того, действующие методические указания по вышеназванным объектам постоянно уточняются. Так, например, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 02.06.2015 № 12-П признал не соответствующими Конституции РФ положения Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в той мере, в которой они не учитывают расходы нарушителя по ликвидации последствий вреда при расчете размера компенсации вреда окружающей среде .
Соответственно, с точки зрения выявления, оценки причиняемого эковреда и его последствий экологическое правонарушение объективно представляет собой не вполне изученное юридическое явление.
По итогам настоящего параграфа следует сделать вывод, что экологическим правонарушением принято считать виновное, противоправное четырехсоставное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вредоносные последствия окружающей природной среде, рассчитываемые в соответствии с установленными таксами и методиками, либо создающее реальную угрозу такого причинения. На современном этапе развития законодательства институт юридической ответственности применительно к сфере взаимодействия общества и природы получил достаточно интенсивное развитие, что также подтверждается динамичным существованием отдельной главы 26 «Экологические преступления» в УК РФ.