Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

1. Основные виды аварийных ситуаций

Аварийная ситуация – понятие, тесно связанное с понятием «авария». Аварийная ситуация – это развивающаяся во времени авария, состоящая в последовательности сменяющих друг друга различных опасных событий.

Авария – важнейшее понятие безопасности человеческой деятельности, именующее и характеризующее последствия реализации одной из основных опасностей техники и технологии (так называемой техносферы) – разрушения объекта или нарушения процесса.

В России для опасных производственных объектов понятие «авария» введено Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и включает в себя «разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ».

В целях упорядочения отнесения происходящих аварий к тому или иному виду Ростехнадзором введена их классификация в зависимости от объектов, относящихся к категории опасных производственных объектов.

Классификация проводится на основании методических рекомендаций по классификации и аварий инцидентов РД –09-398-00, РД 10-385-00, РД 14-377-00, РД 05-392-00, РД 06-376-00,РД 11-405-01, РД 15-630-04, РД 15-73-94.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, и федеральные.

2. Основные требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям

Руководство МОТ-СУОТ 2001 требует, чтобы предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование были составной частью системы управления охраной труда на производстве.

Заметим, что вся промышленная безопасность есть не что иное, как предупреждение крупных аварий, включая готовность к ликвидации их последствий.

Поэтому на крупных предприятиях, помимо прочего, эксплуатирующих опасные производственные объекты, имеются противопожарная служба, газоспасательная служба, система противопожарной защиты, готовятся нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, имеется ПЛА (план ликвидации аварии) и т.п. Как правило, слаженность работы всех этих служб существенно влияет на результат работы по ликвидации аварийных ситуаций.

Поэтому (а также в прямом соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана среди прочего:

¨ принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

¨ осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

¨ планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

¨ заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

¨ иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¨ обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

¨ создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

3. Порядок разработки и содержание планов ликвидации аварий

Идентификация опасностей будущего (планируемого) производства заложена требованиями законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда путем включения требований о наличии в проектной документации соответствующих разделов. В ряде случаев, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», оценка рисков аварий приводится в составе декларации промышленной безопасности.

Исходя из оценки рисков аварий, составляются планы ликвидации аварий (ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.

ПЛА составляется в целях определения возможных сценариев возникновения и развития аварий, конкретизации технических средств и действий производственного персонала и спецподразделений по локализации аварий.

План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.

В ПЛА должны предусматриваться:

¨ возможные аварии, места их возникновения и условия, опасные для жизни людей;

¨ мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией;

¨ мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения, а также первоочередные действия производственного персонала при возникновении аварий;

¨ места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий;

¨ порядок взаимодействия с газоспасательными, пожарными и аварийно-спасательными формированиями.

ПЛА должен содержать:

¨ оперативную часть, в которой должны быть предусмотрены все виды возможных аварий на данном объекте, определены мероприятия по спасению людей и ликвидации аварии, а также лица, ответственные за выполнение мероприятий, и исполнители, места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий, действия газоспасателей, пожарных и других подразделений;

¨ распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии;

¨ список, номера телефонов, адреса должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии;

¨ схему расположения технологического оборудования и коммуникаций с указанием вводов и выводов рабочей среды, задвижек, кранов, вентилей, рубильников и аварийных кнопок;

¨ схему размещения стационарных средств пожаротушения, шкафов с газозащитной аппаратурой, СИЗ, инструментов и материалов, находящихся в аварийных шкафах (помещениях) и используемых в случаях аварии, с указанием их количества и основной характеристики, мест расположения пожарных извещателей и телефонов.

Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом (если не в основном) зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), куда бежать, кому сообщать и т.д.

Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации регулярно по плану ликвидации аварий проводятся учебно-трени­ровочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. Как правило, в них принимают участие и специалисты аварийно-спасательных формирований для отработки согласованных совместных действий. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.

Другим не менее важным моментом является то, что до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, должен быть доведен порядок их действий в случае аварийной ситуации. Реализация этого необходимого для обеспечения безопасности работников подрядчика может быть возложена либо на отдел охраны труда и промышленной безопасности (в рамках вводного проведения инструктажа), либо руководителей структурных подразделений (цехов, производств).

4. Действия работников в аварийных ситуациях

В случае аварий и инцидентов работники действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного опасного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.

Конкретные обязанности для каждого должностного лица должны быть внесены в должностные инструкции.

Законом предусмотрена возможность организации на предприятии добровольных (нештатных) аварийно-спасательных формирований. Нужно учесть, что работники этих формирований должны быть обучены и обеспечены средствами индивидуальной защиты по тем же требованиям, как и специализированные аварийно-спасательные формирования.

В случае аварии предприятие обязано незамедлительно сообщить о ней в установленном порядке в территориальный орган Ростехнадзора, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковой), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, предприятие сообщает о случившемся в территориальные органы соответствующих структур и ведомств, например МЧС России.

5. Страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии

По данным ООН, ежегодный ущерб, наносимый мировой экономике техногенными катастрофами и авариями, достигает порядка 200 млрд. долл. В России совокупный годовой материальный ущерб от аварий, включая затраты на ликвидацию аварий, превышает 40 млрд. руб. Огромны не только экономические потери от травматизма при авариях, но и его социальная значимость.

Для ликвидации аварий требуются существенные суммы. Для того чтобы предприятие всегда имело резерв финансовых средств на случай аварии, российским законодательством предусмотрено страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (ст. 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам в случае аварии на опасном производственном объекте, естественно вписываясь в рыночную структуру современной экономической системы страны, обеспечивает компенсацию ущерба от аварий независимо от финансового положения организации – причинителя вреда.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) такое страхование – гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе косвенно на компенсацию за экологический ущерб от аварии. При этом под третьими (другими) лицами следует понимать не только население, но и инспекторов надзора, экспедиторов, ремонтников, находившихся на предприятии и пострадавших от аварии.

Порядок осуществления данного вида страхования регламентируется «Правилами страхования (стандартными) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасном производственном объекте».

Все аварии должны быть обязательно расследованы. Только тогда к ним можно готовиться, только тогда их можно предвидеть, только тогда можно правильно организовать их ликвидацию и тем самым минимизировать потери.

Основополагающим документом по расследованию аварий является РД 03-293-99 («Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах», утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 8 июня 1999 г. № 40).

  1. Основные причины аварий на железнодорожном транспорте
  2. Аварийная ситуация
  3. Аварийная карточка

Промышленная безопасность на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт является основным видом перевозки опасных грузов (пожароопасных, токсичных, коррозионных, имеющих окисляющие действия и других) по территории России. Повреждение или разрушение подвижного состава может привести к выбросу в окружающую среду химически активных отравляющих, взрывопожароопасных или пожароопасных веществ, выброс отравляющих веществ может привести к созданию очага химического поражения. Образовавшееся при этом облако зараженного воздуха формирует зону заражения, пребывание людей в которой может представлять угрозу для их жизни и здоровья. Попадание в атмосферу продуктов горения взрывопожароопасных или пожароопасных веществ, способно вызвать серьезные отравления. При этом взрыв и пожар несут большую угрозу для человека, оказавшегося в опасной зоне.
Согласно «Перечню основных видов работ на объектах железнодорожного транспорта, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда», к таким работам относятся ликвидация последствий крушений и аварий на железных дорогах и ликвидация аварийных ситуаций с опасными грузами.

К основным причинам аварий на железнодорожном транспорте относят:

  • человеческий фактор;
  • уязвимость подвижного состава и других объектов инфраструктуры железной дороги для преступных посягательств, для техногенных аварий, для опасных природных явлений;
  • системы управления движением, не соответствующие современным требованиям;
  • неисправность и изношенность железнодорожных путей или подвижного состава;
  • неправильное крепление груза;
  • физико-химические свойства опасных грузов, приводящие к ЧС.

Человек должен сделать культуру безопасности основополагающей идеологией своей жизни, научиться думать в этом направлении, уметь действовать в непростых условиях аварийных ситуаций.

Аварийная ситуация

– условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды. К аварийным ситуациям относятся также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
Предупреждение травматизма, отравлений и заболеваний работников железнодорожного транспорта при ликвидации последствий железнодорожных транспортных аварий и при производстве аварийно-восстановительных работ (АВР) обязательное требование.
Основным контингентом работников, выполняющим АВР, является штат восстановительного поезда, но к этим работам могут быть привлечены работники других подразделений железнодорожного транспорта.
Прежде чем приступить к ликвидации последствий железнодорожных транспортных происшествий, проводится инструктаж по безопасному ведению работ и правилам пожарной безопасности со всеми работниками, задействованными в АВР, включая привлеченных лиц. Инструктаж проводится, исходя из конкретных условий, из сложившейся ситуации.
Работники, задействованные в проведении АВР, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты и средствами связи.
В месте проведения работ должны быть установлены и ограждены опасные зоны. Они должны быть обозначены знаками опасности, освещены. Должны быть приняты меры по соблюдению безопасных приемов работы (особенно вблизи контактной сети), меры пожарной безопасности, меры, обеспечивающие минимальный ущерб природе.

Средствами индивидуальной защиты являются защитные комбинезоны, обувь, рукавицы, респираторы, противогазы.

Средства связи – приемо-передающие устройства, громкоговорящие средства связи, переносные и мобильные телефоны – предназначены для координации восстановительных работ и управления ими, для своевременного предупреждения о возможном возникновении опасной ситуации, для обеспечения безопасности работ.

Ограждение места работ на путях производят соответствующими сигналами в зависимости от вида, объема, степени опасности и места работ при расчистке железнодорожных путей от завалов на перегонах и станциях.

Сигналы могут быть следующие:

  • остановки;
  • уменьшения скорости;
  • сигнальный знак «С» подачи звукового сигнала локомотивом, моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом.

До начала работ выставляют сигналы остановки или уменьшения скорости, сигнальные знаки «С» и сигналистов. Знаки «С» устанавливают на расстоянии 500 – 1500 м от границ участка производства работ, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростью более 120 км/ч, — на расстоянии 800 – 1500 м. Машинист поезда при подходе к сигналу «С» обязан подать оповестительный сигнал – один длинный громкий гудок.

Место производства работ на перегоне, требующее остановки поезда, и место внезапно возникшего препятствия ограждают сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд или нет.
Перед началом работ, выполняемых в темное время суток, во время тумана, метелей, когда видимость составляет менее 800 м, принимают дополнительные меры по обеспечению безопасности работающих на путях. В этом случае необходимо дать заявку для выдачи предупреждений на поезда об особой бдительности и подаче оповестительных сигналов при приближении к месту производства работ, выставить сигналистов с обеих сторон от места работ. На рельсы укладывают петарды. Петарды охраняются сигналистами, которые должны находиться на расстоянии 20 м от первой петарды в сторону места работы и иметь ручные красные сигналы.
При производстве работ, требующих ограждения сигналами остановки, путевые бригады снабжаются переносными телефонами или радиостанциями. Они используются для уточнения руководителями времени проследования скоростного поезда, для подачи заявки на выдачу предупреждения об ограничении скорости движения поездов при необходимости выполнения непредвиденных работ.
Место производства работ на перегоне, требующее остановки поезда, и место внезапно возникшего препятствия ограждают сигналами остановки, независимо от того, ожидается поезд или нет.

Опасные зоны при авариях, границы опасности зон.

Опасная зона – зона аварии, в пределах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, облучения, ожогов, обморожения людей и животных.
К зонам действия опасных факторов относятся участки:

  • вблизи неизолированных токоведущих частей электроустановок;
  • вблизи неогражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы;
  • в местах перемещения машин;
  • в местах, где присутствуют вредные вещества в концентрациях выше предельно допустимых;
  • в местах, над которыми происходит пересечение грузов, поднимаемых грузоподъемными кранами.

Любые выемки в грунте в местах возможного доступа людей в пределах рабочей зоны должны быть закрыты или ограждены знаками опасности.
При организации восстановительных работ следует установить опасные зоны и обозначить их знаками опасности и надписями установленной формы.
Меры по соблюдению работниками безопасных приемов работы.
На грузоподъемных кранах вывешиваются предостерегающие надписи:

  • «Не стой под стрелой и грузом»;
  • «Остерегайся поворотной части крана»;
  • «Работа вблизи ЛЭП запрещается»;
  • «Подниматься на крышу крана под проводом контактной сети запрещается» и др.

В рабочей зоне действия крана не должны находиться люди.

Участникам АВР запрещено находиться в рабочей зоне при кантовании подвижного состава и грузов с высоких насыпей.

При освобождении рельсов от подвижного состава работники не должны находиться вблизи места работ, т.к. возможен выброс рельса в сторону.

При применении домкратов и накаточных башмаков (для установки на рельсы сошедшего подвижного состава) работники должны находиться с торцевой стороны подвижного состава. Колесные пары подвижного состава, находящиеся на рельсах, должны быть подклинены деревянными клиньями.

Газопламенные работы в завалах разрешается выполнять на расстоянии не менее 10 м от переносных генераторов и газовых баллонов и на расстоянии не менее 5 м от кислородных баллонов; использовать бензорезы можно на расстоянии не менее 5 м от бачков с жидким горючим.

При эксплуатации, хранении и перемещении кислородных баллонов должны быть обеспечены меры, исключающие соприкосновение кислородных баллонов, редукторов, вентилей и шлангов со смазочными материалами, а также одеждой и обтирочными материалами, имеющими следы масел.

Работа на электрифицированных участках.

на электрифицированных участках перед началом восстановительных работ с применением грузоподъемных кранов, тягачей, тракторов и другой техники должно быть снято напряжение с контактного провода на весь период работы.

З А П Р Е Щ А Е Т С Я:

  • приближение людей к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;
  • приближение людей к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам на расстояние менее 8 м;
  • прикосновение к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие либо предметы;
  • работа с длинными токопроводящими предметами (штангами, проволокой) при расстоянии от концов этих предметов до ближайших частей контактной сети, находящихся под напряжением, менее 2 м.

Освещение места производства работ. Освещение места выполнения работ производится мощными светильниками от переносной электростанции с напряжением 220 В. Переносные электростанции должны быть надежно заземлены.
Необходимые меры безопасности во время пожара. Не разрешается людям находиться вблизи торцовых стенок нагретых цистерн с жидкостями ввиду возможного выбивания стенок и выплескивания содержимого.
До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов , крыши вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети на расстояние меньше 2 м.
Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.
Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети , находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения (огнетушителями) без снятия напряжения. При этом необходимо следить за тем, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстояние менее 2 м.

Правила безопасности в аварийных ситуациях с опасными грузами.

Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках.
Аварийная карточка – документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников железнодорожного транспорта и спецформирований по ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке магистральным железнодорожным транспортом.
Групповая аварийная карточка – документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия тех же работников по ликвидации последствий аварийных ситуаций, но не с конкретным опасным грузом, а с определенной группой грузов, обладающих аналогичными показателями транспортной опасности.

Аварийная карточка содержит следующие указания:

  • по применению средств индивидуальной защиты;
  • по действиям в аварийной ситуации (утечке, разливе, россыпи, пожаре);
  • по нейтрализации;
  • по мерам первой помощи.

Ответственные лица должны:

  • определить границы опасной зоны, проведя санитарно-химическую разведку очага аварии и ее динамический контроль;
  • принять меры по ее ограждению и оцеплению (охране);
  • оценить пожарную обстановку и угрозу взрыва;
  • организовать оказание медицинской помощи подвергшимся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов и т.д.;
  • выбрать способы нейтрализации и дегазации на основе указаний аварийной карточки;
  • организовать медицинское обеспечение.

Работники санэпидемнадзора обязаны в зависимости от характера аварии (взрыв, пожар, сход, опрокидывание подвижного состава, разлив, утечка или рассыпание химических веществ), вида груза и количества разлитого (рассыпанного) вещества, его химических свойств (токсичности или другой опасности для человека) организовать:

  • контроль за безопасным ведением работ;
  • лабораторный контроль эффективности обеззараживания (дегазации) территории;
  • лабораторный контроль качества обеззараживания транспортных средств и механизмов.

Локализация загрязнений, нейтрализация и дегазация в зоне загрязнения (заражения).

К восстановительным работам в зоне аварии с опасными грузами после принятых неотложных мер по ликвидации аварийной ситуации запрещается приступать до прибытия соответствующих аварийных служб, устранения ими угрозы жизни и здоровью людей и получения инструктажа на ведение восстановительных работ.
Поврежденные вагоны с опасными грузами, предоставляющие опасность пожаров, утечек и прочего, должны быть с соблюдением мер предосторожности отведены в безопасное место на расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 200 м от производственных и жилых строений, других вагонов с опасными грузами или на специально оборудованные пути.
Работы начинаются с локализации загрязнений (заражений). Работы по локализации включают в себя:

  • перекачку остатков опасного груза из поврежденной емкости в пригодную;
  • откачку разлившейся жидкости из пониженных участков местности;
  • откачку зараженной опасными веществами воды из мест ее накопления;
  • засыпку сыпучим материалом остатков разлившейся жидкости для впитывания им опасного вещества;
  • сбор просыпаний и выемку верхнего слоя зараженного грунта, засыпку выемки незараженным грунтом;
  • обваловывание участков разлива; сооружение запруд, прокладку ям, котлованов, ловушек, прудов-отстойников для накопления опасного вещества;
  • устройство дренажа зараженного участка территории;
  • строительство гидротехнического сооружения вдоль водостока с целью защиты его от опасного вещества в период сильных дождей и обильного снеготаяния;
  • создание водяной завесы при интенсивном испарении газа (паров) для изоляции части территории;
    создание огневой завесы;
  • вспахивание зараженного грунта;
  • создание сооружений, удерживающих наносы в русла реки, водохранилища для задержки зараженного ила.

К способам нейтрализации (дегазации) опасных веществ на железнодорожном пути и территории опасной зоны относятся:

  • промывка водой, моющими композициями;
  • промывка нейтрализующими растворами;
  • засыпка порошками нейтрализующих веществ отдельных очагов заражения;
  • сжигание опасных веществ в отдельных очагах при угрозе попадания их в подземные или поверхностные воды;
  • перепахивание почвы или обработка почвы фрезой после нанесения на нее композиций химических веществ, способствующих быстрому разложению в естественных условиях нефтепродуктов и масел;
  • срезка зараженного грунта.

Подвижной состав, загрязненный опасными грузами, может быть использован для погрузки или дальнейшего передвижения только после нейтрализации (дегазации). Способы нейтрализации (дегазации) опасных веществ, находящихся на подвижном составе:

  • обтирание периодически сменяемой влажной ветошью или паклей;
  • обметание или очистка скребками всех частей и деталей подвижного состава, с которым соприкасаются люди;
  • обдувание загрязненных поверхностей струей пара;
  • удаление ядовитой пыли с помощью пылесосов или насадками вакуумных установок;
  • обмывка холодной или горячей водой, паром под давлением;
  • обмывка моющими композициями с помощью насосного оборудования с одновременным протиранием щетками.

Мероприятия по нейтрализации проводятся только в средствах индивидуальной защиты при общей продолжительности смены не более 4 часов (с непрерывным) .

От аварийных ситуаций нельзя застраховать ни одно предприятие. Залогом безопасных условий труда и единственным способом избежать аварии является технологическая дисциплина. Помимо этого, администрация каждого предприятия обязана обеспечить персонал базовыми сведениями по соблюдению техники безопасности.

Где чаще всего возникают аварийные ситуации

Аварийные ситуации часто возникают на территории логистических компаний, где задействовано большое количество передвигающихся механизмов. Транспортные средства пассажирского и грузового назначения, сосредоточенные на ограниченной площадке, могут стать источником ЧП.

Кроме того, на многих современных производствах используются вещества, имеющие агрессивную структуру. Сотрудники химических предприятий вынуждены контактировать с ядовитыми и даже взрывоопасными веществами.

Иногда авария происходит из-за того, что производственные мощности распределены настолько нерационально, что на отдельных участках локализуется огромное количество энергетических объектов, что очень опасно.

Наконец, требования охраны труда в аварийных ситуациях особо регламентируют поведение руководства и персонала в случаях возгораний, которые могут возникнуть на любом производстве.

Значение инструктажей по технике безопасности для минимизации последствий аварий

Минимизировать последствия аварии или техногенные катастрофы можно только в том случае, если в коллективе заранее проводились практические занятия по отработке навыков . Причем важны не только теоретические, но и практические занятия, поскольку при возникновении аварийной ситуации потребуется максимальная собранность всего персонала. Именно для этого администрация планирует и отрабатывает план эвакуации людей на случай ЧП.

Одной из основных обязанностей работодателя является разработка плана локализации и ликвидации опасной ситуации. В условиях, когда пламя отвоевывает метр за метром в офисе, только спланированные заранее действия и отработанные навыки блокировки очага возгорания могут спасти не только материальное имущество, но и жизни людей.

Не всем хватает выдержки и самообладания вовремя техногенной катастрофы. Поэтому сконцентрироваться на самом главном в этом случае, значит, вспомнить все рекомендации инструкторов на обучающих и практических занятиях.

Помимо теоретических и практических занятий, большую помощь во время возникновения аварий оказывает визуальная информация. Яркие таблички с указанием плана эвакуации могут стать решающим фактором, когда в коллективе уже царит паника. Они помогают организовать персонал и направлять поток передвижения людей в заданном направлении.

Что делать при аварийной ситуации, связанной с возгоранием

Прежде всего, на производстве должна функционировать система оповещения. Когда отрабатывается учебная тревога, то она начинается с проверки звуковых сигналов. С их помощью можно не только оповестить персонал о возгорании, но и организовать его действия.

На пожар необходимо реагировать без промедления. Однако это возможно только в том случае, если сотрудники заранее прошли обучение - как, какими средствами можно потушить огонь. Прежде всего, в зоне доступа должны находиться огнетушители последнего поколения. Самыми эффективными являются углекислотные модели.

Они способны тушить устойчивое пламя, которое распространяется даже без доступа воздуха. Например, на железнодорожном или муниципальном транспорте в черте города эти приборы незаменимы. Кроме того, они обязательно устанавливаются близ электроустановок под высоким напряжением, а также на производствах, технологические процессы которых предполагают использование газообразных и взрывчатых веществ.

Их конструкция и мощность таковы, что один небольшой баллон способен обезопасить целый этаж: локализовать пламя и минимизировать выработку дыма. Если работодатель организовал заранее инструктаж по использованию углекислотных огнетушителей, то последствия аварийной ситуации, связанной с возгоранием, могут быть самыми минимальными.

Если возгорание имеет место в открытом пространстве, то необходимо активировать водозаборные точки, которые в обычном состоянии являются законсервированными. У пожарной бригады, приехавшей по вызову, должен быть открытый доступ к ним. Кроме того, нельзя забывать о таком распространенном способе тушения возгорания, как обычный песок.

На многих предприятиях с советских времен имеются специальные стенды, на которых размещаются багры, лопаты и прочие подручные средства. Они до сих пор могут соперничать с самыми новейшими средствами тушения огня, поскольку помогают локализовать возгорание.

Любой инструктаж по противопожарной безопасности учит людей правильно перемещаться в задымленном помещении. Эти сведения могут помочь выбраться из аварийного очага. В частности, инструкторы учат передвигаться либо ползком, либо низко нагнувшись к полу, поскольку продукты горения распространяются, прежде всего, верхней части. Как правило, у самого пола остатки чистого воздуха сохраняются максимально долго.

Согласно правилам поведения во время пожара, необходимо закрыть дыхательные пути плотной тканью. Если случилось самое страшное, и на ком-то из сотрудников загорелась одежда, то его надо немедленно накрыть любой тканью, блокируя доступ воздуха к огню. Фатальная ошибка в этом случае - позволить бежать человеку, на котором горит одежда. В этом случае он будет весь охвачен огнем.

Аварийные ситуации, связанные с возгоранием, относятся к самым тяжелым. Именно в этой области отмечается самое большое число человеческих жертв. Поэтому помимо индивидуальных и общественных средств защиты по всему периметру должны быть сосредоточены кнопки сигнализации. Именно при пожарной аварийной ситуации как никогда актуальна необходимость быстрого и четкого оповещения.

Требования безопасности в аварийных ситуациях, связанных с возгоранием, предписывают следующие действия:

  • немедленно прекратить технологический процесс;
  • сообщить в службу противопожарной безопасности об инциденте;
  • дать сигнал тревоги по предприятию;
  • начать эвакуацию (причем выводить людей надо не только из того помещения, где констатировано возгорание, но и из близлежащих кабинетов, а также из тех, на которые огонь может распространиться);
  • приступить к локализации возгорания имеющимися на предприятии средствами.

При этом администрация должна сразу же выделить должностное лицо, которое обязано встретить пожарную дружину и проинформировать о масштабах возгорания. Во избежание паники и хаоса, пожарная бригада должна контактировать именно с данным должностным лицом (или лицами).

Аварийная ситуация при работе с электричеством – порядок действий

Согласно требованиям безопасности в аварийных ситуациях, охране труда должно уделяться особое внимание руководства. Готовиться к аварии надо задолго до возникновения ЧП. Персонал должен проходить соответствующий инструктаж по грамотной эксплуатации электрооборудования. Он предполагает не только правильное управление оборудованием.

Инструктаж включает в себя правила поведения персона в том случае, если оборудование дает сбой. Обученные сотрудники действуют четко и слаженно. Часто обрыв в сети и последствия удается локализовать самостоятельно до вызова бригады спасателей или пожарных.

На рабочем месте может произойти аварийная ситуация, связанная с перепадом напряжения в электромагистрали. Ее может спровоцировать и замыкание в сети (оно часто становится причиной возгорания).

Кроме того, аварийная ситуация может возникнуть также в результате стихийного бедствия (как его следствие). Например, разрыв или повреждение электромагистрали приводят к человеческим жертвам или к травмам высокой степени серьезности.

На производстве при выполнении профессиональных задач могут возникнуть ЧП следующего характера:

  • ожоги электричеством;
  • ранения разной степени сложности;
  • общее поражение током.

Первый сотрудник, который выявляет угрозу создания чрезвычайной ситуации, обязан сиюминутно отключить оборудование и распространить по цеху или иному рабочему участку команду «Стоп». На предварительных инструктажах, связанных с авариями из-за электричества, персонал учат реагировать мгновенно на «Стоп». Данная команда обязательна для всех.

При обнаружении неисправности в центральной магистрали или на каком-то участке оборудования следует оповестить начальника участка или диспетчера.

Если электроустановка воспламенилась, масштаб дальнейшей катастрофы зависит от того, как быстро будет отключено оборудование. Следующим действием является оповещение пожарной охраны. Но еще до приезда пожарных в ход должны пойти углекислотные огнетушители. Правила использования их должны отрабатываться на предварительном инструктаже.

Если же установлен факт поражения рабочего током, прежде всего, необходимо блокировать воздействие электроэнергии на него. При освобождении пострадавшего от контакта с токоведущими элементами, следует использовать диэлектрические средства предохранения.

Если есть возможность, то желательно аварийную ситуацию сохранить именно в том виде, в каком она возникла. Впоследствии это позволит комиссии, расследующей чрезвычайные, несчастные и аварийные ситуации на производстве, установить максимально объективную картину и выявить виновных.

Однако если чрезвычайная ситуация имеет тенденцию к распространению, то сохранять общую картину без изменений не только бессмысленно, но и преступно. Впоследствии непринятие мер к локализации повреждений может быть расценено как халатность. В частности, это касается неиспользования углекислотных огнетушителей в то время, как доступ к ним был свободен.

Аварийная ситуация во время погрузо-разгрузочных работ

Практически на каждом производстве ежедневно сотрудники передвигают какие-то грузы. Эта работа связана с перемещением тяжестей, поэтому травмоопасные и аварийные ситуации в этой сфере случаются достаточно часто.

Существует статистика, согласно которой, аварийные ситуации возникают из-за:

  • дисфункции грузозахватных механизмов;
  • поломки инструментария, предназначенного для подъема коробок с материалами или продукцией на высоту;
  • падения рабочих платформ;
  • падения стеллажей в складских помещениях;
  • поломки крюков грузозахватных приспособлений;
  • неисправности стремянок.

Чрезвычайные аварийные ситуации, связанные с погрузо-разгрузочными работами, имеют тяжелые последствия. Они характеризуются получением тяжелых травм и переломов.

Часто это объясняется низким качеством или нерегулярностью предварительных инструктажей. Например, обнаружив, что стремянка поломана, рабочие пытаются первым делом спрыгнуть с нее. Правила безопасности запрещают это делать.

Более того, на практических занятиях разрабатывается комплекс действий в этом случае. Даже покинуть поврежденную стремянку или стеллаж можно с минимальными последствиями для организма. Ответственность за проведение предварительных инструктажей возлагается на администрацию.

Если на производстве имеет место аварийная ситуация, необходимо, прежде всего, отключить оборудование и распространить команду «Стоп». К пострадавшему сотруднику немедленно вызывается бригада Скорой помощи или сотрудник местного медпункта.

Однако еще до прибытия специалистов необходимо оказать правила первой помощи. Они предписывают, прежде всего, обездвижить пострадавшего в аварии сотрудника. Если есть возможность, то обстановку на участке, где произошла авария, желательно сохранить нетронутой. Это позволит впоследствии определить степень вины каждого участника чрезвычайной ситуации.

Аварийная ситуация в помещениях с газами

Любой газ, используемый на производстве, представляет собой опасность для персонала. Поэтому обращение с любыми газами строго регламентируется и подлежит определенным правилам.

При проведении технологических работ ситуация считается аварийной, если:

  • в помещении появляется загазованность;
  • произошло обморожение углекислым газом;
  • произошло обморожение хладагентом-22.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях на производстве предписывают:

Кроме того, в экстремальной ситуации администрация должна назначить должностное лицо, которое встретит сотрудников аварийной службы газового хозяйства. Именно этот сотрудник будет координировать вызванных специалистов во избежание паники и разобщенных действий.

Последствия аварийных ситуаций в помещении с газами бывают достаточно тяжелыми. В частности, особенно болезненно обморожение углекислым газом.

Правила предписывает выполнить в этом случае комплекс мероприятий:

  • интенсивно растереть обмороженный участок сухой тканью до покраснения;
  • обработать участок спиртом;
  • наложить стерильный бинт.

В аварийных ситуациях, спровоцированных использованием газов, часто не удается сохранить объективную картину нетронутой, поскольку все действия персонала направлены именно на устранение причины аварии: выветривание газа обеспечение интенсивной вентиляции помещения.

Что делать при возникновении аварийной ситуации на высоте

К верхолазным причисляется комплекс работ, который осуществляется на 5 м от земли. Сам факт выполнения таких работ содержит в себе потенциальную опасность. Поэтому к механизмам, которые обеспечивают удерживание рабочих на заданном уровне, и к помещениям, где ведутся работы, предъявляются особые требования.

Существует также целый ряд , которые предписывают выполнять на высоте только ту работу, которая предусмотрена трудовым распорядком. Наконец, к верхолазным работам не допускаются несовершеннолетние лица.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях при работе на высоте предписывают следующие действия:

  • прекратить все работы;
  • поставить в известность руководство о нештатной ситуации;
  • при обнаружении задымления на высоте сообщить в пожарную охрану;
  • обесточить электропитание;
  • начать эвакуацию людей.

Для того чтобы эвакуация персонала, находящегося на высоте, выполнялась быстро и четко, администрация обязана обеспечить свободный доступ к запасным выходам. Кроме того, каждый из них должен быть обозначен визуально.

Если же в результате аварийной ситуации, связанной с проведением работ на высоте, произошел несчастный случай, и кто-то из персонала пострадал, ему необходимо оказать первичную медицинскую помощь и обеспечить транспортировку в госпиталь или больницу.

Кроме того, должен быть выполнен комплекс мероприятий по недопущению развития аварийной ситуации дальше. Для того чтобы комиссия по расследованию аварийной ситуации могла зафиксировать все обстоятельства, желательно оставить обстановку нетронутой до приезда специалистов.

Таким образом, умение блокировать травмирующие факторы и минимизировать общую опасность в момент какой-либо аварии на производстве означает готовность администрации к любой нештатной ситуации.

5.1. Электрослесарь должен твердо знать признаки предшествующие или определяющие аварию, правила поведения в аварийной обстановке, а также места расположения средств самоспасения и противоаварийной защиты.

Эти места указываются в плане ликвидации аварий, с соответствующими позициями которого рабочего знакомят под расписку каждые 6 месяцев, а также при каждом изменении участка работы.

5.2. Если рабочий является очевидцем аварии, несчастного случая, обстановки с явной угрозой жизни и здоровью людей, он должен в первоочередном порядке:

Оказать помощь пострадавшим (предупредить людей об опасности);

Немедленно сообщить о несчастном случае или признаках аварии инженерно-техническому работнику (горному диспетчеру) и действовать в соответствии с его указаниями;

Принять меры по ликвидации аварии или ограничению ее распространения, используя при этом противоаварийные и защитные средства;

Выйти в безопасное место при невозможности ликвидировать аварию, ограничить ее распространение, а также при явной угрозе жизни и здоровью.

5.3. Рабочий должен выйти в безопасное место, указанное в плане ликвидации аварий, при получении сигнала (оповещения) об аварии или указания сменного руководителя работ (участка, смены, шахты, горного диспетчера, работника службы охраны труда и др.).

5.4. Оказавшись в задымленной атмосфере, а, также почувствовав трудность дыхания (слабость, головокружение), рабочий должен немедленно надеть самоспасатель и спокойным шагом уйти по ходу вентиляционной струи к ближайшим выработкам со свежей струей воздуха или по исходящей к запасным выходам на поверхность при невозможности выйти на свежую струю кратчайшим путем.

При изменении направления струи, не выключаясь из самоспасателя, продолжать движение навстречу реверсированной свежей струе воздуха до ствола (шурфа, штольни).

По выходу на свежую струю воздуха доложить горному диспетчеру.

5.5. Находясь на аварийном участке на свежей струе воздуха со стороны очага пожара (места взрыва, внезапного выброса), необходимо включиться в самоспасатель (член ВГК в респиратор), оказать помощь пострадавшим и со стороны свежей струи начать тушение пожара первичными средствами (разборку завала для спасения людей).

При тушении пожара должны использоваться огнетушители, песок, инертная пыль, породная мелочь и вода. Горящее электрооборудование и кабели следует тушить песком, инертной пылью или порошковыми огнетушителями, предварительно отключив электроэнергию на аварийные агрегаты. Запрещается тушить их водой и пенными огнетушителями.

5.6. Если в результате аварии пути выхода перекрыты горной массой от внезапного выброса, обрушившейся породой (завалом), водой при затоплении выработки, следует включиться в средства самоспасения (самоспасатель, респиратор, сжатый воздух от пневмосети) и ждать прибытия горноспасателей, подавая сигналы со своего местонахождения.

5.7. Если рабочий застигнут пожаром, находясь в тупике выработки за очагом пожара, ему следует:

Включиться в самоспасатель и, взяв первичные средства пожаротушения, принять все возможные меры по переходу через очаг пожара и его тушению;

В случае неудачной ликвидации очага пожара и перехода через него, соорудить из подручных материалов перемычку как можно ближе к очагу пожара, отойти к забою и ждать горноспасателей;

При прекращении подачи свежего воздуха включиться в резервные самоспасатели (пункты самоспасения) и использовать для дыхания сжатый воздух из трубопровода при окончании срока действия самоспасателя.

5.8. Электрослесарь подземный, застигнутый завалом и не пострадавший при этом, должен принять меры по освобождению находящихся под завалом людей, установить возможность выхода через купольную часть выработки. Если выход невозможен, следует установить дополнительную крепь и приступить к разборке завала, а при невозможности разборки завала ждать прихода горноспасателей, подавая сигналы ударами о металлические или твердые предметы.

5.9. При затоплении или угрозе затопления выработок водой необходимо с самоспасателем выйти на вышележащий горизонт или к стволу по ходу движения воды (пульпы).

5.10. Электрослесарь подземный, обнаруживший по показаниям или сигналам газоопределителя недопустимую концентрацию метана (2% и более), кроме местных скоплений у комбайна и бурового станка, в нише (просеке) опережении лавы и возле буровых полос, должен немедленно прекратить работу, отключить работающие механизмы, предупредить рядом работающих людей и выйти с ними на свежую струю, сообщив об этом сменному ИТР участка или горному диспетчеру.

5.11. В случае образования 2% и более концентрации метана у выемочных и других работающих машин следует немедленно их остановить или дать сигнал на остановку. Если в течение 15 минут концентрация метана будет возрастать или не снизится, рабочий обязан выйти на свежую струю воздуха, сообщив об этом сменному ИТР участка (горному диспетчеру).

5.12. Если обнаружено, что корпус электрооборудования находится под напряжением, замечено искрение или ощущается запах нагретой изоляции, необходимо немедленно отключить электроустановку и сообщить об этом сменному ИТР участка (горному диспетчеру).

5.13. В случае остановки вентилятора главного проветривания или прекращения проветривания выработки, забоя, рабочий должен немедленно прекратить работу, отключить работающие машины и механизмы, выйти на свежую струю воздуха и сообщить ИТР участка или горному диспетчеру.

Если остановка вентилятора главного проветривания продолжается более 30 минут, рабочий должен выйти (выехать) к стволу, подающему свежий воздух или на поверхность.

5.14. О каждом случае травмирования или острого заболевания любой рабочий, первым узнавший об этом обязан немедленно сообщить сменному ИТР (горному диспетчеру), оказать первую помощь и при необходимости обеспечить доставку его в медпункт.


Похожая информация.


При возникновении аварийной ситуации работник обязан прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся мастеру (бригадиру) и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранении возникшей аварийной ситуации.

Работники, находящиеся вблизи по сигналу тревоги, обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой помощи или устранении аварийной ситуации.

При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.

При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану и руководителю работ, а затем приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

При пользовании пенными (углекислотными, порошкообразными) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) не направлять в сторону людей. При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть платком или другим материалом и промыть раствором соды.

При загорании электрооборудования применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя. При тушении электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В, не допускается подводить раструб ближе 1 метра до электроустановки и пламени.

Внутренними пожарными кранами необходимо пользоваться расчетом из двух человек: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, а второй по команде раскатывающего рукав открывает кран.

При пользовании кошмой при тушении пламени накрывать его кошмой следует так, чтобы огонь из-под нее не попал на тушащего человека.

При тушении пламени песком совок, лопату и т.п. не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.

Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети или других частей, находящихся под напряжением.

При обнаружении посторонних подозрительных предметов запрещается осуществлять какие-либо действия с ними. Необходимо изолировать доступ к ним окружающих и немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), работникам правоохранительных органов.

Действия работников по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при травмах .

Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Одним из важнейших положений оказания первой помощи является ее срочность.

Последовательность оказания первой помощи:

1. устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы, погасить горящую одежду, извлечь из воды и т.д.), оценить состояние пострадавшего;

2. определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность мероприятий по его спасению;

3. выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение и т.д.);

4. поддержать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;

5. вызвать скорую мед. помощь или врача, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы