Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

В соответствии с поручением министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в целях усиления контроля за исполнением законодательства в сфере оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и предоставлением платных медицинских услуг, Росздравнадзором и его территориальными управлениями в 2008 г. проведены проверки соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению.

Проверена деятельность 1216 учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, из которых 462 государственных и 754 муниципальных.

В ходе проверок установлено, что в органах управления здравоохранением 7 субъектов Российской Федерации (в республиках Кабардино-Балкария, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашия, Хабаровском крае, Курской и Сахалинской областях) не была разработана соответствующая нормативная правовая база, регламентирующая порядок организации и оказания платных медицинских услуг населению.

Установлено, что контроль в пределах своей компетенции за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения, должным образом и в полном объеме осуществляется только в 22 субъектах Российской Федерации: республиках Башкортостан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Хакассия, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курганской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Псковской, Саратовской, Ульяновской областях.

Так, Департаментом здравоохранения Кировской области организован многоуровневый контроль деятельности подведомственных учреждений по оказанию платных медицинских услуг. Минздравом Саратовской области разработан Административный регламент предоставления министерством здравоохранения области государственной услуги по выдаче разрешения на оказание платных медицинских услуг подведомственным учреждениям.

Отсутствие контроля и, соответственно, большое число нарушений в лечебно-профилактических учреждениях установлено в 10 субъектах Российской Федерации: республиках Карелия, Саха (Якутия), Чувашия, Камчатском крае, Брянской, Вологодской, Иркутской, Курской, Рязанской, Сахалинской, Тверской областях, Чукотском АО.

Так, в Курской области в большинстве ЛПУ проверки соблюдения учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг не проводились в течение последних 2 лет; в Сахалинской области – 8 лет.

При проверке остальных субъектов Российской Федерации установлено, что органы управления здравоохранением осуществляют нерегулярный контроль за правильностью взимания платы с населения и ценообразованием при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения.

Установлено, что среди видов платных услуг в большинстве проверенных ЛПУ преобладают лечебно-диагностические и профилактические услуги (предварительные и периодические медицинские осмотры). В лечебных учреждениях стоматологического профиля преобладают услуги по зубопротезной помощи.

Управлениями Росздравнадзора субъектов Российской Федерации в ходе проверок особое внимание уделялось вопросам приоритетности оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальными Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Установлено, что платные медицинские услуги, оказываемые в учреждениях здравоохранения большинства субъектов Российской Федерации, за исключением проведения медицинских осмотров и косметологических услуг, входят в территориальные Программы государственных гарантий. Данная ситуация выявлена в ряде проверенных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 48 субъектов Российской Федерации.

Распространенной причиной предоставления за плату медицинских услуг, оказание которых предусмотрено в Программе госгарантий, является наличие очередности при проведении диагностических и консультативных услуг по причине отсутствия «узких» специалистов и недостатка медицинского оборудования.

В ходе проверок выяснено, что ряд проверенных лечебных учреждений не имеет возможности обеспечить оказание бесплатной медицинской помощи в полном объеме из-за дефицита финансирования территориальных Программ госгарантий либо из-за отсутствия финансирования медицинской услуги бюджетом учреждения.

Вместе с этим у ряда лечебно-профилактических учреждений было выявлено невыполнение объемов медицинской помощи, предусмотренной территориальными Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. При этом платные медицинские услуги предоставлялись (республики Карелия, Коми).

Проверки показали, что доля платных услуг различается как в разных субъектах Российской Федерации, так и в лечебно-профилактических учреждениях субъекта (от 0,9 % в Удмуртской Республике до 30 % в Приморском крае).

Случаи отсутствия лицензии на избранный вид деятельности либо оказание платных медицинских услуг по нелицензированным видам работ (услуг) выявлены в 37 субъектах Российской Федерации.

В 26 субъектах Российской Федерации был выявлен ряд лечебно-профилактических учреждений, предоставляющих платные медицинские услуги без специального разрешения органа управления здравоохранением соответствующего уровня. Отмечено, что чаще всего специальное разрешение отсутствует в муниципальных учреждениях здравоохранения.

По итогам проведенных проверок установлено, что самым распространенным нарушением является отсутствие в лечебно-профилактическом учреждении, оказывающем платные медицинские услуги, подробной информации для потребителей. Нарушения в оформлении информационных стендов для потребителя имелись в ЛПУ 48 субъектов Российской Федерации.

Факты незаключения договоров с населением выявлены в 29 субъектах Российской Федерации. В 52 субъектах Российской Федерации имелись многочисленные нарушения в оформлении договоров с населением на оказание платных медицинских услуг – несоответствие положений договора законодательству.

Установлено, что часто не соблюдается принцип добровольности при оказании платных медицинских услуг: согласие пациента (отказ от бесплатной услуги) на платную услуг не оформляется; пациент не осведомлен, что данный вид медицинских услуг он может получить бесплатно, в том числе в соответствии с территориальной Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Выявлены случаи «навязывания» пациенту платных медицинских услуг в связи с якобы невозможностью оказания данной помощи бесплатно в ближайшее время.

Проверки показали, что в большинстве медицинских учреждений отсутствуют специально выделенные кабинеты для предоставления платных медицинских услуг. Услуги оказываются специалистами в основное рабочее время (в 17 субъектах Российской Федерации), вне общей очереди. Оказание платных медицинских услуг на медицинском оборудовании, полученном в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», выявлено в учреждениях здравоохранения Тверской, Костромской и Свердловской областей.

Территориальными Управлениями Росздравнадзора выявлены единичные нарушения в ведении учреждениями здравоохранения статистического и бухгалтерского учета предоставляемых платных медицинских услуг населению.

В 4 субъектах Российской Федерации были выявлены ЛПУ, которые используют в своей деятельности медицинские технологии без соответствующего разрешения (Кабардино-Балкарская Республика, Иркутская и Пензенская области, г. Санкт-Петербург). В ряде ЛПУ медицинские услуги оказываются специалистами, не имеющими соответствующей подготовки и повышения квалификации в установленные сроки (республики Карелия, Марий Эл, Магаданская, Саратовская области, Чукотский АО).

В некоторых учреждениях при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлены единичные факты оказания платных услуг без применения контрольно-кассовых машин или оформления соответствующих бланков. Выявлены случаи оплаты непосредственно медицинским работникам (Республика Калмыкия, Тверская область).

Предоставление за плату медицинских услуг при оказании скорой медицинской помощи и при экстренных состояниях выявлено в учреждениях г. Самары и г. Волгограда, в Чукотском АО.

Как отметил руководитель Росздравнадзора Николай Юргель, в результате проведенных Росздравнадзором проверок соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению установлены многочисленные факты нарушения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. В большинстве проверенных лечебно-профилактических учреждений субъектов Российской Федерации выявлены нарушения правил предоставления платных медицинских услуг.

Материалы с информацией о результатах проведенных Росздравнадзором контрольных мероприятий, а также предложения по устранению выявленных недостатков доведены до сведения руководителей администраций проверенных субъектов и представлены в Минздравсоцразвития.

По словам профессора Юргеля, причиной платного оказания услуг, относящихся к гарантируемым объемам бесплатной медицинской помощи, и других грубых нарушений, является отсутствие надлежащего контроля со стороны региональных органов управления здравоохранением и органов местного самоуправления за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения.

В начале следующего года вопросы оказания платных медицинских услуг будут рассмотрены на Коллегии Росздравнадзора с приглашением представителей Генеральной прокуратуры, Минздравсоцразвития, руководителей субъектов Российской Федерации и органов управления здравоохранения регионов.

В отношении некоторых видов работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, проведение проверок Росздравнадзором бессмысленно и может нарушать права и законные интересы медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей : из 150 видов работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, утверждено менее половины порядков. А по 25 % работам (услугам) не утверждены и иные нормативные акты, содержащие требования к соответствующим видам работ (услуг). Таким образом, нет четких законодательных требования к оказанию большинства услуг (работ).

Росздравнадзор не имеет полномочий по привлечению медицинских организаций к административной ответственности в рамках проведения данного вида проверок в связи с тем, что в КоАП не предусмотрена ответственность за нарушение порядков оказания медицинской помощи. Привлечь за нарушение порядков оказания медицинской помощи имеют возможность лицензирующие органы по статьям КоАП, связанным с нарушением лицензионных требований.

В пп. 1 пункта 38 список документов Административным регламентом не установлен , то есть объем запрашиваемых Росздравнадзором сведений не определен, что создает возможность злоупотребления должностными лицами Росздравнадзора своими полномочиями. Органы Росздравнадзора зачастую рассматривают документы, не имеющие отношения к предмету проверки, например, проверяют должностные инструкции, оценивают лицензию на осуществление медицинской деятельности, запрашивают нормативные документы медицинской организации, определяющие порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Риск превышения органами Росздравнадзора своих полномочий и дублирования контрольных функций федеральных органов исполнительной власти.

При осмотре используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (пп. 3 пункта 38) Росздравнадзор проводит оценку соответствия набора помещений требованиям, предъявляемым порядками оказания медицинской помощи и Санитарными правилами, и нормами (СанПиН) 2.1.3.2630-10 при этом, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляет Роспотребнадзор.

Лицензии на осуществление медицинской деятельности в федеральных медицинских организациях и организациях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, должны проверяться Росздравнадзором в рамках лицензионного контроля, а не в рамках контроля соблюдения порядков оказания медицинской помощи.

Вопросы проверки должностных инструкций медицинского персонала относятся к функциям Федеральной службы по труду и занятости и государственных инспекций труда.

Неясность полномочий Росздравнадзора по проверке медицинских организаций в части соблюдения стандартов медицинской помощи (пп. 5 пункта 38) . Соблюдение стандартов медицинской помощи не входит в лицензионные требования.

В докладе ФАС изложено, что действующее законодательство не дает однозначного ответа о необходимости соблюдения или несоблюдения стандартов медицинской помощи. В ФЗ № 323 указано, что осуществляются проверки «применения» медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи», а не «соблюдения». А в ряде множества других законодательных актов к стандартам медицинской помощи используется термин «соблюдение» . Более того не совсем ясна формулировка ст. 37 ФЗ № 323, в которой говорится, что медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Росздравнадзор должен проводить экспертизу качества медицинской помощи, оказанной пациенту (пп.6 пункта 38) только в случае оказания помощи пациенту вне рамок ОМС в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти . Но для проведения данного мероприятия нет нормативной опоры в связи с тем, что Минздравом России не утвержден порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи вне рамок обязательного медицинского страхования.

Росздравнадзор предъявляет необоснованные требования к медицинским организациям в части соблюдения штатных нормативов . В соответствии с частью 3 статьи 37 ФЗ № 323 порядок оказания медицинской помощи включает в себя рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений. Кроме того, что штатные нормативы носят рекомендательный (необязательный) характер, на медицинские организации частной системы здравоохранения они не распространяются.

Росздравнадзор имеет право привлечь медицинскую организацию к административной ответственности только в случае невыполнения предписания , выданного в ходе проверки в соответствии со статьей 19.5 КоАП. Связано это с тем, что КоАП не содержит норм, предусматривающих административную ответственность за несоблюдение предмета проверок.

Медицинская организация, в качестве юридического лица, обязана предоставить представителям Росздравнадзора перечень необходимых документов для осуществления задач проведения проверки . Именно поэтому, очень важно подготовить пакет документов заранее, провести контроль всего имеющегося и при необходимости внести коррективы.

Как узнать о предстоящей проверке?
На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения можно найти полную информацию о планируемых сроках проведения проверки. В конце года 30-31 декабря на сайте Росздравнадзора http://www.roszdravnadzor.ru/control/plan в разделе Контроль и надзор на вкладке Планы проведения проверок размещаются Планы проверок территориальных органов Росздравнадзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на текущий год.

Перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:

1.Устав юридического лица .

2. Документы на руководителя организации (законного представителя юридического лица): приказ о назначении на должность, трудовой договор, должностная инструкция.

3. Штатное расписание на текущий год, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции персонала.

4. Медицинская документация пациентов .

5.Документы , подтверждающие наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений , в которых осуществляются лицензируемые виды деятельности: медицинская, фармацевтическая деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

6. Документы , подтверждающие наличие у лицензиата, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.

7. Документы об образовании (диплом о высшем (среднем) медицинском образовании, послевузовском и/или дополнительном профессиональном образовании) (копии) и документы, подтверждающие стаж работы руководителя, заместителей руководителя юридического лица, руководителей структурных подразделений, ответственных за осуществление медицинской деятельности.

8.Документы , подтверждающие наличие заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное образование и сертификат специалиста : трудовые договоры, приказы о назначении на должность, копии документов о профессиональном образовании в соответствии с занимаемой должностью и характером выполняемых работ (услуг), должностные инструкции, табели учета рабочего времени за предыдущий месяц, графики рабочего времени за текущий месяц.

9. Документы , подтверждающие наличие заключивших с лицензиатом трудовые договора работников, осуществляющих (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию (трудовые договора, должностные инструкции, копии документов о профессиональной подготовке), либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.



Актуальный нормативный документ:
Приказ Росздравнадзора от 27.04.2017 №4043
«Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)»
Приказ Росздравнадзора от 27.04.2017 № 4043 утвердил Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, выполнение которых оценивается при проведении проверок.
Список нормативных актов необходим для качественной подготовки медицинской организации к контрольным мероприятиям Росздравнадзора.
Данный приказ содержит нормативные разделы по различным видам деятельности:
— по контролю при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
— по федеральному государственному надзору в сфере обращения лекарственных средств;
— по государственному контролю за обращением медицинских изделий;
— при осуществлении лицензионного контроля медицинской и фармацевтической деятельности;
— при осуществлении лицензионного контроля деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений;
— при осуществлении лицензионного контроля производства и технического обслуживания медицинской техники;
— по контролю за использованием наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий;
— по государственному контролю в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов.
Приказ Росздравнадзора от 18.11.2016 № 12848 «Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)» утратил силу.

10. Документы , подтверждающие наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (приказ о создании врачебной комиссии учреждения; документы, подтверждающие работу врачебной комиссии).

11. В случае предоставления платных медицинских услуг : внутренние документы лицензиата, регламентирующие работу по предоставлению платных медицинских услуг (положения, приказы, прейскурант), медицинская документация на пациентов, получивших платные медицинские услуги, за последние 3 месяца.

12. Документы, подтверждающие соблюдение правил регистрации операций , связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.

13. Документы учреждения, регламентирующие внутренний порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности (приказы, положения).

14. Трудовые договора, копии документов о профессиональной подготовке членов врачебной комиссии по проведению экспертизы временной нетрудоспособности .

15. Медицинская документация в соответствии с осуществляемой медицинской деятельностью .

16. Сведения о проведении поверки органами метрологического контроля приборов для регистрации параметров воздуха, измерительных приборов и оборудования, акт последнего обследования приборов и оборудования.

17. Журнал ежедневного учета показаний температуры и влажности .

18. Журнал личного приема граждан руководителем медицинской организации.

19. Материалы рассмотрения обращений (при наличии).

20. Пояснительная записка об организации технического обслуживания медицинских изделий , используемых для осуществления медицинской деятельности.

Медицина&Практика рекомендует
Как подготовиться к проверке контрольно-надзорных органов?
Актуальные статьи и рекомендации:

Росздравнадзор. Перечень документов для подготовки к проверке медицинской организации

21. Договоры на техническое обслуживание медицинских изделий за предыдущий и текущий годы с приложением перечня оборудования по договору, журналы технического обслуживания.

22. Статистические формы №30 «Сведения о медицинской организации» и №14 за предыдущий год, с отметкой о сдаче отчета в уполномоченный орган.

23.Оборотная ведомость по основным средствам (перечень оборудования, имеющегося на балансе медицинской организации или находящегося в пользовании на другом законном основании). Документы, подтверждающие регистрацию в Российской Федерации используемой медицинской техники и изделий медицинского назначения.

24. Приказы о порядке реализации мероприятий по программе модернизации здравоохранения .

25. Сведения о запланированном по программе модернизации здравоохранения капитальном ремонте с документами, подтверждающими исполнение работ.

26. Списки планируемого к поставке и поставленного оборудования в рамках программы модернизации , акты сдачи-приемки, акты ввода в эксплуатацию, декларации (сертификаты) соответствия, регистрационные удостоверения.

27. Список государственных контрактов на проведение ремонтных работ с наименованием подрядчика, объемом работ и сроками выполнения; акты выполненных работ (при наличии).

28. Приказ об утверждении порядка и условиях осуществления выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь.

29. Дополнительные соглашения к трудовым договорам специалистов, которым запланированы выплаты стимулирующего характера.

30. Договоры на техническое обслуживание , акты технического обследования медицинской техники за текущий год, договор на проверку средств измерения , свидетельства о проверке средств измерения за текущий год, сведения о проведении проверки метрологического контроля приборов для регистрации параметров воздуха, измерительных приборов и оборудования.

31. Должностные инструкции ответственного за медицинскую технику, технику безопасности, инженера по техническому обслуживанию медицинской техники.

32. Документы об образовании и квалификации работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договор с организацией , имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности.

33. Акты ввода оборудования в эксплуатацию.

34. Акты проверки технического состояния.

35. Санитарно-эпидемиологические заключения.

36. Документы о профессиональной подготовке медицинского персонала, работающего на поставленном оборудовании.

37. Формуляры на оборудование.

Медицина&Практика рекомендует При подготовке к проверкам медицинской организации рекомендуем использовать полезный ресурс с открытым доступом ─ Единый реестр проверок , созданный с целью информатизации контрольно-надзорной деятельности. Оператором системы является Генеральная прокуратура РФ , методическая поддержка системы осуществляется Минэкономразвития России.
ФГИС "Единый Реестр Проверок" содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , проводимых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок, и их результатах. В Едином реестре проверок размещается вся информация о проводимых контрольно-надзорных мероприятиях : учетный номер проверки, даты проведения проверки, цель, вид и тип проверки, приказ о проведении проверки, результаты, нарушения, принятые меры, протоколы, выданные предписания, судебные решения. В параметры поиска достаточно вести один из критериев организации (например, ОГРН, ИНН или наименование юридического лица/индивидуального предпринимателя ) и информация о контрольном мероприятии в системе после внесения в реестр становится доступна всем заинтересованным лицам и контролирующим органам: Росздравнадзору, Роспотребнадзору, МЧС и др. Это позволяет генеральной прокуратуре контролировать проведение проверок надзорными органами.

В соответствии с поручением министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в целях усиления контроля за исполнением законодательства в сфере оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и предоставлением платных медицинских услуг, Росздравнадзором и его территориальными управлениями в 2008 г. проведены проверки соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению.

Проверена деятельность 1216 учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, из которых 462 государственных и 754 муниципальных.

В ходе проверок установлено, что в органах управления здравоохранением 7 субъектов Российской Федерации (в республиках Кабардино-Балкария, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашия, Хабаровском крае, Курской и Сахалинской областях) не была разработана соответствующая нормативная правовая база, регламентирующая порядок организации и оказания платных медицинских услуг населению.

Установлено, что контроль в пределах своей компетенции за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения, должным образом и в полном объеме осуществляется только в 22 субъектах Российской Федерации: республиках Башкортостан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Хакассия, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курганской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Псковской, Саратовской, Ульяновской областях.

Так, Департаментом здравоохранения Кировской области организован многоуровневый контроль деятельности подведомственных учреждений по оказанию платных медицинских услуг. Минздравом Саратовской области разработан Административный регламент предоставления министерством здравоохранения области государственной услуги по выдаче разрешения на оказание платных медицинских услуг подведомственным учреждениям.

Отсутствие контроля и, соответственно, большое число нарушений в лечебно-профилактических учреждениях установлено в 10 субъектах Российской Федерации: республиках Карелия, Саха (Якутия), Чувашия, Камчатском крае, Брянской, Вологодской, Иркутской, Курской, Рязанской, Сахалинской, Тверской областях, Чукотском АО.

Так, в Курской области в большинстве ЛПУ проверки соблюдения учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг не проводились в течение последних 2 лет; в Сахалинской области – 8 лет.

При проверке остальных субъектов Российской Федерации установлено, что органы управления здравоохранением осуществляют нерегулярный контроль за правильностью взимания платы с населения и ценообразованием при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения.

Установлено, что среди видов платных услуг в большинстве проверенных ЛПУ преобладают лечебно-диагностические и профилактические услуги (предварительные и периодические медицинские осмотры). В лечебных учреждениях стоматологического профиля преобладают услуги по зубопротезной помощи.

Управлениями Росздравнадзора субъектов Российской Федерации в ходе проверок особое внимание уделялось вопросам приоритетности оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальными Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Установлено, что платные медицинские услуги, оказываемые в учреждениях здравоохранения большинства субъектов Российской Федерации, за исключением проведения медицинских осмотров и косметологических услуг, входят в территориальные Программы государственных гарантий. Данная ситуация выявлена в ряде проверенных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 48 субъектов Российской Федерации.

Распространенной причиной предоставления за плату медицинских услуг, оказание которых предусмотрено в Программе госгарантий, является наличие очередности при проведении диагностических и консультативных услуг по причине отсутствия «узких» специалистов и недостатка медицинского оборудования.

В ходе проверок выяснено, что ряд проверенных лечебных учреждений не имеет возможности обеспечить оказание бесплатной медицинской помощи в полном объеме из-за дефицита финансирования территориальных Программ госгарантий либо из-за отсутствия финансирования медицинской услуги бюджетом учреждения.

Вместе с этим у ряда лечебно-профилактических учреждений было выявлено невыполнение объемов медицинской помощи, предусмотренной территориальными Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. При этом платные медицинские услуги предоставлялись (республики Карелия, Коми).

Проверки показали, что доля платных услуг различается как в разных субъектах Российской Федерации, так и в лечебно-профилактических учреждениях субъекта (от 0,9 % в Удмуртской Республике до 30 % в Приморском крае).

Случаи отсутствия лицензии на избранный вид деятельности либо оказание платных медицинских услуг по нелицензированным видам работ (услуг) выявлены в 37 субъектах Российской Федерации.

В 26 субъектах Российской Федерации был выявлен ряд лечебно-профилактических учреждений, предоставляющих платные медицинские услуги без специального разрешения органа управления здравоохранением соответствующего уровня. Отмечено, что чаще всего специальное разрешение отсутствует в муниципальных учреждениях здравоохранения.

По итогам проведенных проверок установлено, что самым распространенным нарушением является отсутствие в лечебно-профилактическом учреждении, оказывающем платные медицинские услуги, подробной информации для потребителей. Нарушения в оформлении информационных стендов для потребителя имелись в ЛПУ 48 субъектов Российской Федерации.

Факты незаключения договоров с населением выявлены в 29 субъектах Российской Федерации. В 52 субъектах Российской Федерации имелись многочисленные нарушения в оформлении договоров с населением на оказание платных медицинских услуг – несоответствие положений договора законодательству.

Установлено, что часто не соблюдается принцип добровольности при оказании платных медицинских услуг: согласие пациента (отказ от бесплатной услуги) на платную услуг не оформляется; пациент не осведомлен, что данный вид медицинских услуг он может получить бесплатно, в том числе в соответствии с территориальной Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Выявлены случаи «навязывания» пациенту платных медицинских услуг в связи с якобы невозможностью оказания данной помощи бесплатно в ближайшее время.

Проверки показали, что в большинстве медицинских учреждений отсутствуют специально выделенные кабинеты для предоставления платных медицинских услуг. Услуги оказываются специалистами в основное рабочее время (в 17 субъектах Российской Федерации), вне общей очереди. Оказание платных медицинских услуг на медицинском оборудовании, полученном в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», выявлено в учреждениях здравоохранения Тверской, Костромской и Свердловской областей.

Территориальными Управлениями Росздравнадзора выявлены единичные нарушения в ведении учреждениями здравоохранения статистического и бухгалтерского учета предоставляемых платных медицинских услуг населению.

В 4 субъектах Российской Федерации были выявлены ЛПУ, которые используют в своей деятельности медицинские технологии без соответствующего разрешения (Кабардино-Балкарская Республика, Иркутская и Пензенская области, г. Санкт-Петербург). В ряде ЛПУ медицинские услуги оказываются специалистами, не имеющими соответствующей подготовки и повышения квалификации в установленные сроки (республики Карелия, Марий Эл, Магаданская, Саратовская области, Чукотский АО).

В некоторых учреждениях при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлены единичные факты оказания платных услуг без применения контрольно-кассовых машин или оформления соответствующих бланков. Выявлены случаи оплаты непосредственно медицинским работникам (Республика Калмыкия, Тверская область).

Предоставление за плату медицинских услуг при оказании скорой медицинской помощи и при экстренных состояниях выявлено в учреждениях г. Самары и г. Волгограда, в Чукотском АО.

Как отметил руководитель Росздравнадзора Николай Юргель, в результате проведенных Росздравнадзором проверок соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению установлены многочисленные факты нарушения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. В большинстве проверенных лечебно-профилактических учреждений субъектов Российской Федерации выявлены нарушения правил предоставления платных медицинских услуг.

Материалы с информацией о результатах проведенных Росздравнадзором контрольных мероприятий, а также предложения по устранению выявленных недостатков доведены до сведения руководителей администраций проверенных субъектов и представлены в Минздравсоцразвития.

По словам профессора Юргеля, причиной платного оказания услуг, относящихся к гарантируемым объемам бесплатной медицинской помощи, и других грубых нарушений, является отсутствие надлежащего контроля со стороны региональных органов управления здравоохранением и органов местного самоуправления за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения.

В начале следующего года вопросы оказания платных медицинских услуг будут рассмотрены на Коллегии Росздравнадзора с приглашением представителей Генеральной прокуратуры, Минздравсоцразвития, руководителей субъектов Российской Федерации и органов управления здравоохранения регионов.

«В ближайшее время Росздравнадзор будет наделен полномочиями в сфере контроля цен на лекарственные средства. Мы намерены выступить с аналогичным предложением по вопросу тарификации платных медицинских услуг. Сегодня в субъектах практически нет контроля за ценами. Выявляется большое количество жалоб пациентов и нарушений правил оказания платных медицинских услуг. Будут усилены контрольно-надзорные мероприятия в субъектах РФ и на федеральном уровне и проведены проверки в Федеральных государственных учреждениях». Именно такие слова произнес глава Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Николай Юргель, выступая на коллегии надзорного ведомства.

В качестве подтверждения этого заявления можно привести данные заместителя руководителя Росздравнадзора Ириной Серегиной, которая представила результаты проверок соблюдения правил предоставления платных медицинских услуг в субъектах Российской Федерации, проведенных в прошлом году. В ходе своей работы представители надзорного ведомства выявили многочисленные нарушения, начиная от отсутствия необходимой информации для пациентов и ненадлежащего оформления договоров на оказание платных медицинских услуг, и заканчивая отсутствием лицензий на медицинскую деятельность, а также разрешений на оказание указанных услуг.

Согласно опубликованной информации, в прошлом году Росздравнадзор проверил деятельность 41 органа управления здравоохранением и 1216 учреждений здравоохранения в 24 субъектах федерации. При этом 21 проверка осуществлялась на уровне субъекта, 20 - на муниципальном уровне, а из всех проверенных медицинских учреждений 38% составляли учреждения государственной формы собственности и 62% - муниципальной.

Результаты проверок показывают, что в органах управления здравоохранением Кабардино-Балкарии, Мордовии, Якутии, Хабаровского края, Курской и Сахалинской областей не была разработана нормативная база, регламентирующая условия предоставления специального разрешения на платные медицинские услуги. Кроме того, проверяющие выявили отсутствие утверждённого порядка выдачи специального разрешения в целом ряде муниципальных образований Республики Коми, Северной Осетии и Чувашии.

В 26 субъектах федерации были установлены факты предоставления медицинскими учреждениями платных медицинских услуг населению в отсутствие специального разрешения органа управления здравоохранением, причем в большинстве случае это касается учреждений муниципальной формы собственности, действующих на территории Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской, Калмыкии, Приморского края, а также Вологодской, Орловской и Челябинской областей.

В 29 субъектах Российской Федерации были выявлены факты оказания услуг без заключения договоров, а 52 субъектах - факты несоответствия оформления договоров действующим гражданско-правовым нормам. Речь здесь идет о таких нарушениях, как отсутствие подписей сторон, необходимых печатей, предметов договоров, обязательств и ответственности сторон, дат подписания, сроков предоставления услуги, а также оформление одного экземпляра договора и ряда других нарушений.

Так, например, главный врач МУЗ «Больница скорой медицинской помощи» г. Набережные Челны (Республика Татарстан) освобожден от занимаемой должности в связи с тем, что во исполнение его приказа с каждым поступившим в данное медицинское учреждение пациентом в обязательном порядке заключался договор на лекарственное обеспечение за счет собственных средств.

В ходе проверки деятельности ГУЗ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» было установлено, что в данном учреждении практиковалось оказание платных услуг опосредованно через коммерческую организацию. Речь здесь идет о проведении платного лабораторного мониторинга эффективности лечения социально-значимых заболеваний.

Как сообщает на своих страницах интернет-ресурс medportal.ru , по результатам проверок в субъектах РФ представителями Росздравнадзора составлены многочисленные протоколы, которые затем были переданы в правоохранительные органы.

В этой связи стоит упомянуть выступление на коллегии помощника Генерального прокурора РФ Ольги Шамшиной, которая отметила, что по данным Генеральной прокуратуры, на сегодняшний день повсеместно выявляются факты нарушения при предоставлении гражданам платных медицинских услуг. Кроме того, практически никого не удивляют факты поборов и вымогательства денег у пациентов, а также взимание платы за медицинские услуги, входящие в территориальные программы. Денежные средства, полученные от оказания платных медицинских услуг, зачисляются на счета коммерческих структур, тогда как объем оказываемой бесплатной помощи никак не соответствует территориальным программам. Помощник генпрокурора также подчеркнула, что Генеральная прокуратора и в дальнейшем намерена детально рассматривать все подобные факты, а также планирует провести совместные с Росздравнадзором проверки во втором полугодии текущего года.

Присутствующая на коллегии председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ Ольга Борзова сообщила присутствующим о том, что довольно часто платные услуги оказываются в рабочее время на государственном оборудовании. Кроме того, по ее словам, нередко фиксируются факты длительного ожидания госпитализации, взимания платы за экстренную медицинскую помощь, отсутствие информации о порядке предоставления и объемах платных услуг в медицинских учреждениях, расположенных по всей территории всей страны.

В ходе коллегии также выступили представители органов исполнительной власти Москвы, Брянской области, Чувашской Республики и Республики Татарстан, которые поделились опытом организации предоставления платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Так, например, в Татарстане и Чувашской Республике в настоящее время проводится работа по постепенному выводу платных медицинских услуг из государственных и муниципальных учреждений, создана и функционирует система, позволяющая отслеживать этапы оказания платных медицинских услуг, четко разграничены потоки платных и бесплатных пациентов. По словам выступавших, все перечисленное не было бы возможно без проведения интенсивных мероприятий по информатизации всех лечебно-профилактических учреждений региона, каждое из которых на сегодняшний день имеет свой интернет-сайт.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы