Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери
Силы и средства РСЧС подразделяются на:
Силы и средства наблюдения и контроля;
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.
К настоящему времени созданы единые органы управления по делам гражданскои? обороны и чрезвычаи?ным ситуациям (ОУ ГОЧС):
На федеральном уровне - МЧС России;?- на региональном - региональные центры по делам ГО и ЧС;?- на территориальном - органы управления по делам ГО и ЧС,
создаваемые при органах исполнительнои? власти субъектов РФ (ОУГОЧС);
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.
К силам и средствам ликвидации чрезвычаи?ных ситуации? РСЧС относят:
Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварии?но- спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постояннои? готовности - силы постояннои? готовности. Их перечень на феде- ральном уровне утверждается правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительнои? власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организа- ции?.
Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения имеет восстановительные и пожарные поезда.
Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям.
Газоспасательные,горноспасательные,аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.
Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера многопланова. В рамках РСЧС она организуется МЧС России во взаимодействии с организациями, ответственными за конкретные виды мониторинга и прогнозирования.
Мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которая, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды, почвы.
Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений. Наблюдения за опасными геологическими процессами ведут учреждения и комплексные инженерно-геологические и гидрологические партии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды, а также проводит мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду, животного и растительного мира (кроме лесов), водной среды и водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод.
Мониторинг лесов и прогнозирование лесных пожаров осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства России, а наблюдение за состоянием земельного фонда - Федеральная служба земельного кадастра России.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации организует социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подразделения промышленной безопасности предприятий.
Правительство Российской Федерации возложило на МЧС России, совместно с заинтересованными ведомствами, организацию и координацию работы по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по их моделированию, районированию территорий Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, природных угроз, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах экономики и территориях.
Для организации работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций создан Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России, на который возложены организационно-методическое руководство и координация деятельности учреждений, работающих в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, прогнозирование и оценка их социально-экономических последствий, выработка экспертно-аналитических решений по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведение оперативного лабораторного контроля. В своей работе он использует мониторинговую и прогнозную информацию, получаемую от учреждений, ведущих мониторинг и прогнозирование, и самостоятельно выполняет определенный перечень задач.
Важность задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций прослеживается на примере такого грозного бедствия, как землетрясение. Во многих странах, территориям которых присуща сейсмическая активность, получили развитие научные исследования по созданию методов прогнозирования землетрясений. Накопленный в геофизике опыт свидетельствует, что принципиальное значение для определения места, времени и силы ожидаемого землетрясения имеет не только методология анализа сейсмологической и геофизической информации, но и наличие систем комплексных наблюдений, обеспечивающих непрерывный сбор данных. В России сейсмологические и геофизические наблюдения осуществляются различными ведомствами, прежде всего, учреждениями Российской академии наук. Российские учреждения и организации, обладающие системами сейсмонаблюдений и осуществляющие прогноз землетрясений, объединены в Федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.
Важное значение для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет гидрометеорологический мониторинг и гидрометеорологический прогноз. Осуществление этой функции и координация деятельности по вопросам обеспечения объектов экономики необходимой информацией возложены на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, осуществляющую наблюдение, оценку и прогнозирование состояния атмосферы, почв, поверхностных вод суши, морской среды, сельскохозяйственных культур и пастбищной растительности, околоземного космического пространства, трансграничного переноса загрязняющих веществ, и отвечающую за сбор и обобщение гидрометеорологической информации, данных о метеорологических, агрометеорологических и гидрологических явлениях и процессах, об изменениях климата, о радиационной обстановке на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды контролирует соблюдение требований по всем видам работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, выполняемых предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по уменьшению негативного влияния хозяйственной деятельности на климат и предотвращению отрицательных последствий изменения климата для экономики и природной среды. В систему входят территориальные органы управления, гидрометеорологические станции и посты, пункты наблюдения за загрязнением окружающей природной среды, предприятия, учреждения и организации. Основным источником получения материалов наблюдений является сеть гидрометеорологических станций и постов, осуществляющих непрерывное наблюдение на обширном пространстве страны. Для получения информации о гидрометеорологических явлениях и процессах используется дистанционное зондирование Земли из космоса. Используются также данные международной системы геостационарных и гидрометеорологических космических аппаратов.
В основе построения гидрометеорологической сети лежит требование равномерного распределения станций и постов по всей территории страны. Основным параметром, определяющим оптимальные расстояния между двумя станциями, является температура воздуха, а между постами - осадки. Оперативно-производственные сетевые наблюдательные организации проводят приземные метеорологические, теплобалансовые, гидрологические и другие наблюдения и получают необходимые данные.
Важное место в гидрометеорологическом мониторинге и прогнозе занимают мониторинг и прогноз ураганов, бурь и молниевых разрядов. Средства наблюдения позволяют зафиксировать возникновение, развитие, перемещение урагана, спрогнозировать его вероятную мощность и время подхода к определенным районам, что имеет решающее значение для проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения и уменьшение возможного ущерба. Учреждения Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, на основании прогноза, за несколько часов до приближения урагана передают штормовое предупреждение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие организации по специальным перечням. Прогнозирование бурь и ураганов производится на основе синоптического прогноза. В настоящее время разработаны методики прогнозирования характеристик ураганов и бурь.
Важную роль играют мониторинг и прогнозирование молниевых разрядов, поскольку грозы являются источником лесных пожаров, - в России 40-50 % пройденной огнем лесной площади приходится на пожары, вызванные грозами. Использование информации о координатах молниевых разрядов позволяет прогнозировать время и координаты лесных пожаров и принимать превентивные меры. Многие опасные атмосферные явления и процессы (например, ураганы, смерчи) сопровождаются интенсивной грозовой деятельностью.
При этом существенным образом меняются интенсивность и характеристики потока от молниевых разрядов из зоны возникновения опасного явления, что позволяет заблаговременно его обнаружить, определить координаты, оценить скорость, направление и прогнозировать путь его перемещения. Эта работа важна для предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах.
На территории европейской части России функционирует система грозопеленгации, состоящая из трех пунктов регистрации, расположенных вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, и обрабатывающего центра в Москве. Система работает круглосуточно в автоматическом режиме и рассчитывает координаты и параметры молниевых разрядов в реальном масштабе времени. Передача информации о молниевых разрядах из обрабатывающего центра во Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России осуществляется с помощью электронной почты. Функционирование системы основано на регистрации электромагнитного излучения, генерируемого молниевыми разрядами, которое распространяется в волноводе Земля-ионосфера на большие расстояния, и, достигнув пункта регистрации, вызывает его срабатывание. В каждом пункте регистрации измеряются направление (пеленг) на молниевый разряд, время приема сигнала и его параметры. Результаты измерений по каждому молниевому разряду передаются в обрабатывающий центр, где производится расчет координат пеленгационным методом.
Результативность борьбы с наводнениями зависит от качества гидрологического мониторинга и прогноза наводнений. Они осуществляются силами учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с МЧС России и другими ведомствами. Прогнозы наводнений природного происхождения, по заблаговременности, подразделяются на краткосрочные (прогнозы дождевых паводков, нагонных явлений) с заблаговременностью до 7 суток, среднесрочные (уточненные прогнозы наводнений весеннего половодья) с заблаговременностью 7-15 суток, долгосрочные (предварительные прогнозы наводнений весеннего половодья) с заблаговременностью свыше 15 суток. Для построения прогноза опасности наводнений используются показатели гидрометрических постов, метеостанций, синоптические долгосрочные и краткосрочные прогнозы (штормовые сообщения).
Наводнения могут наступать не только по природным причинам, но и в результате аварий на гидросооружениях. Для прогноза возможного прорыва плотин требуется мониторинг их технического состояния, а также наблюдения за гидрологическим режимом верхнего бьефа плотины и бассейна реки выше плотины. В период катастрофических затоплений устанавливается особый часовой или непрерывный режим частоты получения информации с наблюдательных постов. Возможные зоны катастрофических затоплений, определенные по данным мониторинговых наблюдений, могут уточняться с помощью спутниковых, авиационных или наземных наблюдений. После их уточнения проводится прогноз последствий бедствия и расчет сил и средств для их ликвидации.
Для предупреждения лесных пожаров и борьбы с ними осуществляются мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. В рамках Федерального агентства лесного хозяйства России сложилась система наземного и авиационного мониторинга лесных пожаров. Сбор информации о чрезвычайных ситуациях, возникших в результате лесных пожаров, организует МЧС России. Мониторинг лесных пожаров проводится: патрулированием лесов (наземным и авиационным транспортом); наблюдением за лесными массивами с пожарных наблюдательных вышек (мачт) и пунктов; анализом фотоинформации с космических аппаратов; использованием других источников информации.
Патрулирование лесов проводится по маршрутам, установленным (запланированным) с учетом классов пожарной опасности насаждений и классов пожарной опасности по погодным условиям, наличия источников огня, а также других факторов, оказывающих влияние на возможность возникновения лесных пожаров. Патрулирование проводится лесной охраной, пожарными химическими станциями, механизированными отрядами на автомашинах и другом транспорте, патрульными на верховых лошадях и других средствах передвижения. Авиационное патрулирование ведется на самолетах и вертолетах авиационных баз охраны лесов, причем наземное патрулирование в этих районах не отменяется. На один самолет (вертолет) отводится от 1 до 3 млн га охраняемой площади в зависимости от их пожароопасности по специальным нормативам.
Обнаружение скрытых очагов горения, которые могут явиться источником возникновения лесных пожаров, а также скрытых очагов высоких температур на кромках зон локализированных лесных пожаров осуществляют с помощью тепловизоров, устанавливаемых на патрульных самолетах, и прибора «Кромка-1», используемого на земле. В интересах охраны лесов используется также спутниковая информация.
В целях предупреждения аварий и техногенных катастроф проводится мониторинг состояния техногенных объектов и прогнозирование аварийности на них, которые осуществляются путем наблюдения и контроля за состоянием производственной базы объектов, за объемами и условиями хранения опасных веществ, ходом технологических процессов и т. д.
Мониторинг и прогнозирование аварийности специфичны для конкретных объектов и технологий, а, потому, их методы и технологии разнообразны. Мониторинг и прогноз аварийности осуществляются федеральными и другими надзорами, технологическими службами производственных объектов, их подразделениями по технике безопасности.
Технологическое оборудование и сооружения объектов должны быть устойчивы к широкому спектру внутренних (со стороны объектов) и внешних (со стороны природной и социально-экономической сфер) воздействий. В связи с этим контроль нацелен на определение параметров, характеризующих эти воздействия, на выявление сверхнормативных воздействий. Например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение аварийно химически опасных веществ при заданном давлении и температуре, надежность технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, компрессоров), устойчивость конструктивной системы объекта к воздействию проектных нагрузок.
Для транспорта важен контроль не только состояния транспортных средств, но и состояния дорог, мостов и прочих сооружений и систем транспортной инфраструктуры, влияние на них неблагоприятных природных факторов. Во многих случаях необходим контроль устойчивости объектов к воздействиям разной физической природы (сейсмостойкость, стойкость к гидравлическим ударам, к воздействию воздушной волны, тепловых и радиационных полей и т. д.).
силы и средства территориальных, функциональных и отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, прогнозирования и оценки риска возникновения ЧС, проведения профилактики и контроля за соблюдением и выполнением требований экологической, радиационной, химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, промышленной и пожарной безопасности с целью предотвращения ЧС либо снижения ущерба от них.
Словарь военных терминов
Словарь военных терминов
Словарь военных терминов
Пограничный словарь
Пограничный словарь
Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Словарь терминов черезвычайных ситуаций
Словарь терминов черезвычайных ситуаций
Энциклопедический словарь по металлургии
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Средства удержания контроля Мораль и табу При любом общественном строе правящий класс предпринимал меры для расширения влияния своего орудия эксплуатации, а также старался упрочить контроль над этим орудием:? В рабовладельческом обществе вопрос привлечения новых
29. СИСТЕМА И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Аудитор при планировании проверки должен иметь представление о системе и средствах контроля.При предварительной оценке риска средств контроля необходим анализ эффективности СВК. Эта работа представляет собой процесс определения
2. Средства обеспечения контроля Первым и основным шагом было настоятельное требование соблюдения строжайшей дисциплины. Подчинение командирам должно было быть беспрекословным. «Ненужная демократия», такая, например, как практика выслушивать мнения рядовых партизан
2. Специальные средства контроля Помимо широкого использования технических устройств, партизанское командование прибегало к нескольким особым методам контроля. Один из таких методов предполагал проведение многочисленных изменений в порядке подчиненности. Выше уже
2. Средства зрительного наблюдения Основными инструментами зрительного и слухового наблюдения являются глаза и уши наблюдателя. Зрение позволяет ему воспринимать до 80 % всей поступающей информации. Оно дает возможность определить освещенность и цвет предметов,
5.1. Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости - приборов ночного видения.Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и
Подручные средства для контроля над стрессом Есть у каждого из нас мощное орудие, которым мы пользуется каждый день, каждый час, каждое мгновение, - наши тело и разум.Изменяя физиологические процессы, мы можем изменить и психологическое состояние.Что делает наше тело,
9.4. Средства наблюдения под водой Для наблюдения за ходом подводных работ, визуального поиска и обследования подводных объектов, наведения водолазного колокола к месту работ, а также подводной фотосъемки используются специальные камеры. Технические данные
Средства контроля доступа Многие из опций, которые указываются для каждого клиента в файле /etc/exports, предназначены для управления доступом. Как было сказано ранее, NFS использует механизм доверия, поэтому сервер не может проверить имя пользователя и пароль, как это
Глава 7. Радиоперехват разговоров террористов с сообщниками, средства наблюдения и разведки Радиоперехват переговоровОдновременно с блокированием места теракта, выдвижением снайперов на позиции и первыми попытками наладить переговоры с террористами, необходимо
Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости – приборов ночного видения. Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и
Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости – приборов ночного видения. Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и
Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости – приборов ночного видения. Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и
Режимы функционирования РСЧС
Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.
57. Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
§ федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
§ региональный - территорию нескольких субъектов РФ;
§ территориальный - территорию субъектов РФ;
§ местный - территорию района (города, населенного пункта);
§ объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.
В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
§ координирующие органы;
§ органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
§ органы повседневного управления;
§ силы и средства;
§ резервы финансовых и материальных ресурсов;
§ системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).
Региональный состав РСЧС включает регионы:
§ Центральный (Москва)
§ Северо-западный (Санкт-Петербург)
§ Южный (Ростов-на-Дону)
§ Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
§ Сибирский (Красноярск)
§ Дальневосточный (Хараровск)
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:
§ режим повседневной деятельности
§ режим повышенной готовности
§ режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Состав сил и средств наблюдения и контроля
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:
59 .Силы и средства рсчс ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Все силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:
Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:
60. Основные задачи в области Гражданской обороны
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
|