Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым нормам.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

ü Федеральные законы.

ü Указы Президента РФ.

ü Постановления Правительства РФ.

ü Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств.

ü Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановления).

ü Приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов. Основными из них являются ФЗ:

ü «О безопасности».

ü «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ü «Об обороне».

ü «О гражданской обороне».

ü «О борьбе с терроризмом».

Важное значение имеет концепция национальной безопасности РФ, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ, рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития. Важное значение придается национальным интересам России, представляющих совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах.



В концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все силы и органы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации, регулируется рядом законов и кодексов, в числе которых:

ü закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

ü закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

ü закон РФ «О радиационной безопасности населения»;

ü закон РФ «О пожарной безопасности»;

ü закон РФ «О безопасности дорожного движения»;

ü закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

ü закон РФ «О защите прав потребителя»;

ü Уголовный кодекс Российской Федерации;

ü кодекс РФ «Об административных правонарушениях» и др.

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития России, Министерством природных ресурсов России, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральным горным и промышленным надзором России и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.

Документация Министерства здравоохранения и социального развития включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по регулированию и метрологии - Государственные стандарты (ГОСТ), Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунального хозяйства - строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей - это ОСТы, Правила и т.д.

Законы и подзаконные акты вместе взятые объединяются понятием нормативных правовых актов, структура которых представлена на рис. 104.

Вопросы и задания

1. Что понимается под управлением безопасностью жизнедеятельности? Что является основой этого управления?

2. Чем определяется обеспечение безопасности жизнедеятельности?

3. Что регламентирует и на что направлена нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности?

4. Что является правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности?

5. Перечислите основные источники права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6. Какие федеральные законы являются правовой основой обеспечения государственной безопасности?

7. В каком документе представлена система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности?

8. Какими законами и кодексами регулируется комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации?

9. Какими министерствами и ведомствами Российской Федерации разрабатываются нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения?

10. Какие документы по вопросам безопасности жизнедеятельности разрабатываются Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству)?

Цель урока: Обсудить с учащимися ключевые положения ФЗ РФ, определяющих основы содержания образовательных программ в области безопасности жизнедеятельности.

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

— Что такое наркомания? — Какую угрозу для национальной безопасности России представ­ляет наркобизнес?

— Что такое наркотизм?

— Почему, на ваш взгляд, прием наркотических веществ подрост­ками может уничтожить будущеецелых семей? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров из средств массовой информации.

— Какие субстанции и препараты считаются наркотиками согласно законодательству РФ?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 16, стр. 78-81.

1. Положения Конституции РФ, гаранти­рующие права и свободы человека и гражданина.

Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, при­нятая всенародным голосованием 1 2 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее терри­тории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, пре­дусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. б, п. 2).

Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции Российской Федерации. Все положения главы составля­ют основы правового статуса личности в стране и не могут быть из­менены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмот­рим некоторые статьи этой главы (см. «Дополнительные материалы»).

Полное содержание урока посмотрите по ссылке ниже:

Конституция Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства» (ст. 2). Это положение Конституции относится и к праву человека на обеспечение своей личной безопасности, своей личной безопасности, безопасности своей семьи и имущества. безопасности своей семьи и имущества. Государство обязано в этой связи Государство обязано в этой связи принимать все необходимые меры для обеспечения этого права принимать все необходимые меры для обеспечения этого права


Одновременно с гарантией безопасности каждому человеку Конституция РФ каждому человеку Конституция РФ возлагает на граждан России и возлагает на граждан России и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан безопасности самого государства и его граждан КАКИЕ? защита Отечества и несение военной службы в соответствии с Федеральным законом в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности жизни, здоровья и имущества.


Закон Российской Федерации «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства В нем определены система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности В Законе указаны основные элементы системы безопасности, ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав, основные задачи


«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, без гражданства, находящихся на территории РФ, от от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава IV Закона посвящена правам и обязанностям граждан РФ в области защиты населения граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защите пострадавших, глава V порядку подготовки населения глава V порядку подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


«О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. безопасности в РФ. Рассмотрен порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности


«Об обороне» Он определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Законом закреплены права и обязанности граждан РФ в области обороны.


КАКИЕ? создавать организации и общественные объединения, создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны предоставлять в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, установленном Правительством РФ. в порядке, установленном Правительством РФ. принимать участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне исполнять воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом с федеральным законом


«О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, и правовые основы их осуществления, полномочия органов власти, организаций, а также силы и средства гражданской обороны а также силы и средства гражданской обороны В нем установлены права и обязанности граждан Российской Федерации в области граждан Российской Федерации в области гражданской обороны гражданской обороны граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.


УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Задачами Уголовного кодекса являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.


Согласно российскому уголовному праву, лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых доказана его вина Вина в форме умысла или неосторожности необходимое условие уголовной ответственности необходимое условие уголовной ответственности «состав преступления» означает совокупность признаков, означает совокупность признаков, указанных в уголовном законе, который характеризует конкретное общественно который характеризует конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления опасное деяние в качестве преступления


Преступление виновно совершенное общественно виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания Под преступным поведением понимают сознательное поведение человека, сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими Бездействие -пассивная форма преступного поведения, которая в отличие от действия - малейшего движения – заключается в воздержании от всякого движения, заключается в воздержании от всякого движения, то есть в невыполнении лицом того действия, которое оно должно и могло бы выполнить.


В зависимости от характера степени общественной опасности преступные деяния делятся на преступления небольшой тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы преступления средней тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы тяжкие преступления умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых макси­мальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы особо тяжкие преступления умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание


Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоро­вью (ст. 111), умышленное причинение тяжкого вреда здоро­вью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексу­ального характера (ст. 132), насильственные действия сексу­ального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), транспортным средством без цели хищения (ст. 166),


Терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267). ПОМНИТЕ! Состояние алкогольного опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством


ПОМНИТЕ! ПОМНИТЕ! Лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. Все лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от должностного или социального положения или иных каких-либо личных качеств. или иных каких-либо личных качеств.


ВИДЫ НАКАЗАНИЙ, НАЗНАЧАЕМЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88) штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.


Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. от двух недель до шести месяцев. Для трудных подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции и обязательных работ). Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет трех часов в день. от 15 до 16 лет трех часов в день.


Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев. на срок от одного до четырех месяцев. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается 1.несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола в воспитательных колониях общего режима; 2.несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, ранее отбывавшими лишение свободы, в воспитательных колониях усиленного режима. в воспитательных колониях усиленного режима. Лишение свободы самое строгое наказание, которое может самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему


Принудительные меры воспитательного воздействия 1.предупреждение; 2.передача под надзор родителей или лиц, их заме­няющих, либо специализированного государст­венного органа; 3.возложение обязанности загладить причинен­ный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определен­ного времени суток. Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они прежде всего в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Нормативно-правовой акт (НПА) - официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

Основные признаки НПА:

    имеет форму письменного документа;

    имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты (название, дата принятия, подпись и т.д.);

    принимается, как правило, компетентным органом (органами) государства;

    публикуется в официальных печатных изданиях;

    официальный текст представляет его публикация на государственном языке;

    содержит нормы права;

    обладает юридической силой;

    вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством;

    действует во времени, в пространстве, в отношении определённого круга лиц.

По юридической силе НПА делятся на:

  • подзаконные акты.

В классическом понимании закон - это нормативный правовой акт, содержащий первичные (изначальные) юридические нормы.

К подзаконным актам относятся НПА, которые издаются на основе и во исполнение законов. К ним можно отнести постановления, распоряжения, инструкции и т.д.

Совокупность НПА составляет законодательную систему , которая строится по строго иерархической структуре. НПА вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов.

Основные НПА в сфере БЖД

В соответствии с вышеизложенным к основным НПА в сфере обеспечения БЖД в РФ относятся: Конституция РФ, Федеральные законы (ФЗ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные законы и т.д.

    Конституция РФ, которая определяет основные права и обязанности граждан и государства в сфере труда и безопасности.

    ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов », который определяет основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

    ФЗ №7 «Об охране окружающей среды », который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения », который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    ФЗ №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера », который определяет организационно-правовые нормы в области защиты населения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    ФЗ №69 «О пожарной безопасности », который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в стране.

    ФЗ №3 «О радиационной безопасности населения », который определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Понятие подзаконных НПА

В «законах» требования по обеспечению БЖД формулируются, как правило, в самом общем виде. Дальнейшая конкретизация этих требований осуществляется в подзаконных нормативно-правовых актах.

Общепринятой считается следующая классификация подзаконных нормативных актов.

    По сфере действия:

    • общие (действуют на территории всего государства);

      местные (действуют в отдельной местности);

      ведомственные (действуют внутри ведомств);

      локальные (акты организаций и учреждений);

    По органам издающим:

    • указы Президента Российской Федерации;

      постановления Правительства Российской Федерации, государственных комитетов, администраций;

      приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;

      решения представительных органов местного самоуправления.

Подзаконные НПА в сфере БЖД

С точки зрения обеспечения требований БЖД наибольший интерес вызывают следующие НПА:

    Правила устройства или правила устройства и безопасной эксплуатации конкретного вида оборудования. Например, «Правила устройства электроустановок», «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» и т.д.

    Правила безопасности для конкретных видов опасных производственных объектов. Например, «Правила безопасности систем газораспределения».

    Межотраслевые правила по охране труда, обязательные для исполнения во всех отраслях народного хозяйства и для всех видов оборудования. Например, «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭУ)».

    Отраслевые правила по охране труда при выполнении отдельных видов работ. Например, «Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения».

    Своды правил (СП), пришедшие на смену строительным нормам и правилам (СНиП"ам). Например, СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение».

    Санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиН).

Конституция Российской Федерации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (принят в 1994). Федеральный закон РФ «О безопасности» (принят в 2010 г.) Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят в 2008 г.) Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.) Федеральный закон «О противодействии терроризму» (принят в 2006 г.)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Законы и другие нормативно-правовые акты России по обеспечению безопасности человека Подготовил: преподаватель-организатор ОБЖ Петропавлова О.С.

1. Положение Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (принят в 1994). Федеральный закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера.

3. Федеральный закон РФ «О безопасности» (принят в 2010 г.) В законе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности.

4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.) В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

5. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят в 2008 г.) Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.) В законе определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны (ст. 10).

7. Федеральный закон «О противодействии терроризму» (принят в 2006 г.) В законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения ВС РФ в борьбе с терроризмом.

Выводы: 1. Конституция РФ – основной закон нашего государства. В ней записаны права и обязанности граждан. 2. Права и обязанности граждан в области безопасности изложены в ФЗ « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера », «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». 3. В 2006 г. утвержден новый ФЗ «О противодействии терроризму», который определил, что для пресечения международной террористической деятельности могут использоваться ВС РФ.

Домашнее задание 1. Конспект. 2. Подготовьте сообщение на тему «Конституция Российской Федерации – основной закон государства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ  «О защите населения и территорий

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12...

ПЕРЕЧЕНЬ основных нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в сфере деятельности Минобрнауки России

Представленые документы должны быть во всех ОУ, как исходящие документы вышестоящих инстанций. Также в зависимости от региона, могут включаться и региональные документы.Документы представлены в...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы