Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Проверка документов полицией — обычное дело на улицах нашей страны. Наверняка, каждому приходилось сталкиваться с проверкой. Далеко не всегда такие встречи проходят гладко, напоминаю об истории с «арбатским...

Проверка документов полицией — обычное дело на улицах нашей страны. Наверняка, каждому приходилось сталкиваться с проверкой. Далеко не всегда такие встречи проходят гладко, напоминаю об истории с «арбатским мальчиком».

Anews собрал воедино ответы юристов о том, как себя вести и что делать, если полицейский вдруг остановил вас на улице или в метро, потребовал предъявить паспорт, показать содержимое сумки или карманов.

Полицейский подошел на улице и потребовал документы

Что можно и нужно делать

Стоит помнить, что ни одним законом произвольная проверка документов не предусмотрена. Впрочем, это не мешает стражам правопорядка выборочно выхватывать из толпы «подозрительных лиц» и заглядывать к ним в паспорта. Чаще всего полицейские ссылаются на проверку паспорта с целью выяснить, есть ли у человека регистрация. Еще один популярный аргумент — ориентировка.

Если вы оказались именно в такой ситуации, в первую очередь следует вежливо попросить сотрудника представиться, показать удостоверение, а также переписать или сфотографировать номер его значка и узнать о причине проверки. Если полицейский отказывается показать свои документы, стоит напомнить ему о существовании части 4 статьи 5 закона «О полиции».

Если страж правопорядка, говоря о причине проверки документов, ссылается на ориентировку, можно попросить его детально описать разыскиваемое лицо.

В случае, когда законный повод все же нашелся или был притянут за уши, а полицейский представился и позволил переписать данные его нагрудного значка, можно показать паспорт.

Если вы уверены, что требование полицейского показать паспорт не имеет под собой законных оснований (вы не похожи на человека с ориентировки, трезвы, не совершали никаких правонарушений), следует напомнить сотруднику, что его действия неправомерны. Если увещевания не помогают, самым благоразумным решением будет показать паспорт из своих рук, а после позвонить по телефону 112 и составить жалобу на действия полицейского.

Чего нельзя делать

Отдавать паспорт полицейскому в руки.

Для проверки достаточно показать его из ваших рук. Если сотрудник настаивает на обратном, можно открыть последнюю страницу паспорта и зачитать строчку о том, что вы обязаны бережно относиться к документу, хранить его у себя и никому не передавать. Не лишним будет напомнить, что когда полицейский показывал вам свое удостоверение, вы не брали его в руки.

Важный момент: даже если вы правы на 100%, ни в коем случае нельзя просто уходить от полицейского, так как это может быть расценено как «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» (ст.19.3 КоАп РФ).

Вышел за хлебом без паспорта, подошел полицейский и потребовал документ

Что можно и нужно делать

Хоть паспорт полицейские склонны требовать едва ли не на каждом шагу, согласно закону, граждане не обязаны постоянно носить этот документ с собой. При этом отсутствие документа, удостоверяющего личность, как правило, становится основанием для поездки в отдел.

Если вас остановили на улице без документа и заставляют проехать в отделение для установления личности, можно предложить сотруднику пройти к вам домой (если дом рядом) и показать паспорт там, либо позвонить родственникам и попросить принести вам документ. Увы, принимать этот вариант или нет, каждый сотрудник решает для себя сам.


Чего нельзя делать

Впадать в панику, начинать спорить и ругаться.

Если полицейский не согласен идти к вам домой за документом, а собирается препроводить вас в отделение в административном порядке, не стоит затевать скандал и отказываться идти – это снова может быть повернуто против вас (как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Требование полицейского в данном случае законно, так как увезти гражданина в отделение сотрудник может, в частности, в ситуации, когда есть подозрение, что человек находится в розыске (п. 4 ст. 14 закона «О полиции»). Отсутствие паспорта, как нетрудно догадаться, как раз наводит стража правопорядка на мысли о розыске.

Особенно важный момент – ни в коем случае нельзя трогать полицейского руками. Даже если вы настолько разнервничались, что захотели «отодвинуть» сотрудника подальше от себя, не прикасайтесь к нему. Любой физический контакт, как показывает практика последних лет, может быть воспринят как «применение насилия в отношении представителя власти», что отсылает нас уже к уголовному кодексу, статье 318.

Перед поездкой в отделение, если такая ситуация все же приключилась, стоит выяснить, в какой именно отдел вы едете и сообщить об этом родственникам по телефону. Следует помнить, что в случае отсутствия паспорта сотрудник вправе задержать вас не более чем на 3 часа. Время отсчитывается с момента прибытия в отдел, поэтому крайне важно по приезду удостовериться, что время вашего прибытия было зафиксировано в журнале.


Полицейский подошел на улице и захотел провести досмотр вещей/карманов

Что можно и нужно делать

В первую очередь поинтересоваться, на каком основании полицейский хочет провести личный досмотр.

Стоит иметь в виду, что рыться в вещах граждан сотрудники полиции имеют право лишь в том, случае, если есть достаточные основания полагать, что человек носит с собой запрещенные вещества, оружие, боеприпасы, взрывчатку или ядовитые вещества (п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, ст. 27.6 КоАП РФ). Если полицейский не может внятно ответить на вопрос о причинах досмотра, нужно обязательно напомнить ему, что его действия неправомерны, а также заметить, что если он будет стоять на своем, вы направите жалобу в прокуратуру.

В случае если полицейский продолжает настаивать на досмотре, нужно обязательно потребовать двоих понятых одного с вами пола (ст.27.7 КоАП РФ) и составления протокола. Крайне важно получить копию протокола, а во время подписания документа занести в него все, что вам показалось неправомерным (например, что полицейский не сообщил причину досмотра) и, что немаловажно, не оставлять свободного места после написанного вашей рукой.

Чего нельзя делать

Оказывать физического сопротивления и убегать. Ни к чему хорошему это не приведет, а лишь сделает из вас преступника сразу по двум упомянутым ранее статьям: «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» и «применение насилия в отношении представителя власти».

Во время несения службы наряду ППСП запрещается:

Передавать и предъявлять, кому бы то ни было свое оружие, за исключением лиц, которым он подчинен;

Спать, отвлекаться от службы;

Нарушать правила радиообмена, вести неслужебные разговоры по телефону;

Заходить без служебной необходимости в жилые дома, столовые, магазины, клубы, рестораны и другие помещения;

Оставлять маршрут (пост), кроме случаев, указанных в ст. 110 Устава.

Патрульному (постовому) ОВО запрещается:

Осуществлять охрану объектов, не указанных в мар­шрутной карточке.

Самостоятельно или по просьбе адми­нистрации объекта закрывать на замки или открывать двери, окна, ставни, устанавливать или снимать запоры, накладывать пломбы, печати, перемещать пожарный ин­вентарь, включать или выключать средства ОПС.

Допускать кого-либо на объекты в охраняемое вре­мя.

Поручать охрану объектов, хотя бы и на короткое время, другим лицам.

Покидать без разрешения дежур­ного объект, на котором сработала охранно-пожарная сигнализация, до полного выяснения причин ее сраба­тывания.

Передавать и предъявлять, кому бы то ни было табельное оружие, за исключением лиц. которым он подчинен.

Отвлекаться от службы и ослаблять бдительность.

Заходить без служебной надобности в жилые дома, столовые, магазины, клубы, рестораны и другие поме­щения.

Оставлять маршрут (пост) без разрешения дежурно­го или ответственного от руководства.

Нести посторонние разговоры по радиостанции.

Сотрудникам-водителям запрещается :

Перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять машину без присмотра;

Нарушать ПДД;

Самовольно отклоняться от маршрута и изменять порядок несения службы;

Передавать, кому бы то ни было управление авто­мобилем (в необходимых случаях с разрешения дежур­ного или ответственного по подразделению передавать управление автомобилем другому члену экипажа при наличии у него водительского удостоверения).

Оставлять без присмотра в автомобиле (мотоцикле) задержанных

Сотрудникам ДПС запрещается:

1) Заходить в жилые дома или другие помещения, без служебной необходимости.

2) Инспектор ГИБДД не имеет право общаться с участниками дорожного движения на “ТЫ”.

3) Обижать, оскорблять или угрожать во время беседы с участниками дорожного движения.

4) Если у сотрудника ГИБДД нет оснований, то он не имеет право предъявить обвинение.

5) Во время несения своих служебных обязанностей не имеют право использовать технические средства, которые не сертифицированы или срок службы уже прошёл.

6) При несении службы использовать личное транспортное средство.

7) Так же запрещено нарушать правила дорожного движения, за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством.

Мелкое хулиганство. Понятие. Ответственность. Действия наряда.

Ст. 20.1 КоАП

1.Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2.Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

При получении сведений о совершении правонарушения наряду необходимо:

– немедленно прибыть к месту происшествия, а также доложить об этом оперативному дежурному (по радиостанции, телефону или иным способом);

– выяснить у заявителя обстоятельства, место и время совершения правонарушения; кто совершил и его приметы; свидетелей (очевидцев) и потерпевших; данные лица, сообщившего о правонарушении;

– принять меры к выявлению и задержанию лиц, их совершивших, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей, охране и сохранению обстановки, следов, орудий и других вещественных доказательств.

Кроме того, нарушитель может быть доставлен в полицию или на опорный пункт правопорядка для:

– составления протокола, если он обязателен и составить его на месте невозможно;

– установления личности;

– пресечения правонарушения.

При задержании правонарушителя необходимо наметить план своих действий и выбрать наиболее удобный момент, обратить особое внимание на выяснение наличия у него индивидуальных средств защиты (газовых пистолетов или баллончиков) и оружия.

Патрульный, одновременно, проверяет готовность своих средств защиты, приводит в готовность оружие, и создает условия для немедленного его применения в случае необходимости.

Если необходимо произвести задержание группы правонарушителей:

Связаться с оперативным дежурным, соседними нарядами,

Запросить усиление (помощь),

По возможности обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности.

Последовательность действий сотрудников полиции определяется исходя из характера совершенного правонарушения, состава наряда и других обстоятельств.

Подготовка и инструктаж нарядов полиции

Подготовка и инструктаж нарядов ППСП проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы. Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 мин. до начала инструктажа. О прибытии они докладывают оперативному дежурному и своему непосредственному начальнику (командиру).

На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

Оперативный дежурный (инспектор-дежурный) отмечает в постовой ведомости о прибытии лиц, назначенных в наряд, в присутствии непосредственного начальника (командира) или ответственного от руководства выдает им необходимое вооружение, снаряжение, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы, объявляет маршруты патрулирования, посты и время несения службы. После чего непосредственный начальник (командир) или ответственный от руководства выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого полицейского наличие вооружения, снаряжения и спрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением оперативного дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

Контроль за заряжанием и разряжением оружия осуществляют командиры подразделений ППСП, а в их отсутствие - заместитель начальника полиции (по ООП) или ответственный от руководства органа внутренних дел или строевого подразделения.

Заступающие на службу в наряд сотрудники подразделений ППСП обязаны быть одетыми в установленное форменное обмундирование по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.

Заступающие на службу сотрудники должны быть экипированы в соответствии с пунктом 88 Устава ППСП.

Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСП под руководством начальника органа внутренних дел или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного по территориальному органу МВД России на районном уровне.

К участию в инструктажах привлекаются руководители и наиболее опытные сотрудники подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка и оперативно-разыскную деятельность, согласно утвержденным графикам.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), оценить действия и довести результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения полицейских действиям в различных ситуациях.

Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

Инструктирующий обязан:

1.Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков.

2.Проверить знание патрульными и постовыми:

2.1.Своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных правовых актов, связанных с обеспечением правопорядка;

2.2.Правил применения и использования табельного оружия, специальных средств и физической силы к правонарушителям;

2.3.Особенностей несения службы на порученном посту, маршруте патрулирования примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей;

2.4.Основных алгоритмов действий по пресечению нарушений общественного порядка и задержанию правонарушителей.

3.Объявить результаты несения службы нарядами ППСП за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры положительных действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников.

4.Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.

5.Отработать с нарядами ППСП вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).

6.Обратить внимание нарядов ППСП на необходимость соблюдения законности, внимательного отношения к гражданам.

7.Ответить на имеющиеся вопросы.

Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов ППСП на службу. Подразделения ППСП участвуют в совместных инструктажах всех нарядов органов внутренних дел в масштабе муниципального образования, которые проводятся не реже одного раза в месяц.

Порядок проведения совместных инструктажей регламентируется приказами и другими нормативными актами МВД России.

Для нарядов подразделений ППСП, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Проведение инструктажа с личным составом органов внутренних дел перед заступлением, является обязательным элементом организации службы и укрепления дисциплины.

    МОЛЧАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ. К ЧЕМУ ВЕДЕТ ЗАПРЕТ НА ПУБЛИЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

    П. СКОБЛИКОВ

    Милиция преобразована в полицию, серьезно повышено денежное содержание сотрудников, существенно изменена законодательная основа работы правоохранительного ведомства. Но несмотря на некоторые позитивные сдвиги, желаемый результат в целом пока не наблюдается, и совершенствование системы МВД России по-прежнему стоит в перечне важнейших государственных задач.
    По-видимому, нужны каждодневные и длительные усилия всех заинтересованных сил без надежды на сиюминутный результат и волшебное действие, которое в одночасье все изменит. Одно из направлений такой черновой работы - мониторинг соответствующего раздела законодательства, выявление и устранение его дефектов, с тем чтобы кадровое наполнение МВД отвечало общественным ожиданиям, чтобы сотрудники правоохранительного ведомства имели правильные ориентиры, были надлежащим образом мотивированы.

    Общий запрет на публичные высказывания

    В п. 5 ч. 1 ст. 13 "Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел" Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе в ОВД) закреплен запрет для сотрудника органов внутренних дел на публичные высказывания, суждения и оценки. В том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов и должностных лиц, общественных объединений, организаций, социальных групп и отдельных граждан. Исходя из буквального толкования текста закона, запрет носит почти тотальный характер, поскольку распространяется на любые высказывания, суждения и оценки, если только их выражение не входит в его служебные обязанности.
    Сам факт существования приведенной правовой нормы порождает ряд серьезных вопросов:
    - в чем заключаются основания ее включения в действующее законодательство (декларируемые и фактические - если они различаются);
    - как соотносится данная норма с другими правовыми нормами, национальными и международными, насколько удачно (или неудачно) вплетается она в российскую правовую систему;
    - какие санкции определены за нарушение содержащегося в норме запрета;
    - какое влияние оказывает данная норма на поведение сотрудников органов внутренних дел и, опосредованно, на правопорядок, который они должны поддерживать;
    - какова практика применения предусмотренных в законе санкций за нарушение запрета;
    Каковы возможные в будущем последствия существования и применения рассматриваемой нормы?
    У меня нет ответов на все поставленные вопросы, по крайней мере ответов исчерпывающих. Однако важный этап любого исследования - сама постановка проблемы и детализация научных задач, которые ею предопределяются.

    Коллизии с Законом о полиции

    1. В Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) содержится норма, которая вступает в коллизию с нормой, установленной Законом о службе в ОВД, и эту коллизию целесообразно разрешить. В противном случае создаются предпосылки к необоснованному привлечению к ответственности добросовестных и профессиональных сотрудников полиции. Суть противоречия вот в чем.
    В п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции на полицию возложена обязанность участвовать в пропаганде правовых знаний. Этот пункт добросовестными сотрудниками понимается так, что при каждом удобном случае полицейский должен разъяснять гражданам требования соответствующих законодательных актов, причем как в служебное, так и во внеслужебное время, и для этого не следует каждый раз запрашивать согласия руководства.
    При этом правовая пропаганда предполагает публичное высказывание сотрудником суждений и оценок о деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов. В частности, изложение обязанностей, правомочий и запретов для тех или иных органов и должностных лиц, приведение для доходчивости реальных примеров из практики сотрудника, его коллег или использование тех показательных случаев, что доведены до сведения общества через СМИ, интернет-ресурсы и т.д.
    Для наглядности предположим, что к полицейскому (имеющему высшее юридическое образование и богатый профессиональный опыт) обратились учителя, члены родительского комитета школы, где учится ребенок полицейского, с просьбой выступить перед детьми и (или) родителями. Тема: предупреждение, пресечение и ответственность за хулиганство, жестокие расправы, которые все чаще учиняют школьники над своими сверстниками, а затем цинично выкладывают видеозаписи издевательств в Интернете.
    Предположим также, что полицейский откликнулся на поступившую к нему просьбу, подготовился и в свое личное время выступил перед соответствующей аудиторией. Такие действия одобряются Законом о полиции, но запрещаются Законом о службе в ОВД. По крайней мере, они могут быть расценены как нарушающие указанный выше запрет - ведь поручения от руководства о публичном выступлении полицейский не получал, и в его функциональных обязанностях выполнение такой работы не зафиксировано.
    2. В Законе о полиции закреплено право сотрудника полиции на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции (п. 5 ч. 1 ст. 28). Причем это право определено как одно из основных.
    Подобную норму не содержал Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", и по этому признаку, на мой взгляд, Закон о полиции в лучшую сторону отличается от своего предшественника. Создана правовая предпосылка для мобилизации профессионального потенциала небезразличных к интересам службы, творчески мыслящих и просто грамотных сотрудников, имеющих профессиональный опыт и способных к его анализу.
    Между тем, прежде чем вносить соответствующее предложение субъектам, разумно вынести его на обсуждение, например, на профессиональном форуме в Интернете. Однако, если полицейский поступит так, он нарушит содержащийся в Законе о службе в ОВД запрет на публичные высказывания, суждения и оценки - ведь соответствующее поручение ему не давалось, полицейский действовал инициативно, проработка такого рода предложений для последующего внесения служебной обязанностью полицейского не является.

    Коллизии с Законом о службе в ОВД

    1. Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 2 ст. 26, ч. 1 ст. 44). С учетом этого конституционного положения ч. 4 ст. 34 Закона о службе в ОВД, ограничивая право сотрудника на работу по совместительству, тем не менее разрешает ему любую преподавательскую, научную и иную творческую деятельность. При условии, если она не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел.
    Однако возможно ли преподавать историю, социологию, юриспруденцию, другие гуманитарные дисциплины, не высказываясь о деятельности государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, граждан? И возможно ли при этом не нарушить запрет, содержащийся в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД, если обращение преподавателя к аудитории (учебной группе, потоку, курсу) всегда носит публичный характер?
    2. Важно также отметить, что ведение любой научной деятельности сопряжено с последующим опубликованием полученных результатов - без этого такая деятельность в большинстве своем утрачивает смысл. Опубликование же означает публичное высказывание - как в устной форме (на различных научных форумах, в ходе интервью), так и в письменной (в журналах, научных сборниках, монографиях, на интернет-ресурсах и т.д.). Если исследователь высказывается по вопросам истории, социологии, различных отраслей права, другим гуманитарным отраслям науки, то он неизбежно затрагивает различные аспекты устройства (переустройства) государства, его функций (их изменения, перераспределения), наблюдаемых результатов деятельности государственных органов, их должностных лиц.
    Вот почему сотрудник органов внутренних дел, работающий по совместительству в научных и (или) педагогических учреждениях, не относящихся к системе МВД России, обречен регулярно нарушать запрет.

    Ограничение науки

    По общему правилу должности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников в учебных и научных учреждениях системы МВД России замещаются полицейскими и иными сотрудниками органов внутренних дел.
    Отсюда следует, что носящие погоны исследователи имеют право анализировать и обнародовать результаты анализа лишь тех тем, которые поручены им руководством, если в рамках выбранных тем надо высказываться или оценивать государственные органы и должностные лица, общественные объединения и организации и проч.
    Между тем ученый, если он занимается наукой по призванию, как правило, характеризуется независимостью от мнений окружающих, в своих суждениях и оценках он опирается на объективные данные, а также собственный интеллект, интуицию. Поэтому, выбирая тему для исследования, он руководствуется личными представлениями об актуальности для общества той или иной темы, учитывает личные возможности в ее раскрытии.
    Вот почему, если заглянуть в творческий портфель исследователей, чье имя известно и уважаемо в науке и кто состоит (или состоял) на службе в органах внутренних дел, можно обнаружить, что значительная часть (если не большинство) научных трудов подготовлена не в связи с поручением руководства, а по своей инициативе, исходя из собственных представлений об актуальности соответствующих тем для правоохранительного ведомства, правовой системы в целом, для общества и государства. Иными словами, все эти люди формально-юридически являются (или могли бы стать) нарушителями запрета, содержащегося в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД.

    Повторение запрета - усиление запрета?

    Закон о службе в ОВД в п. 5 ч. 1 ст. 13 содержит бланкетную норму, распространяющую на сотрудников органов внутренних дел запрет, предусмотренный в п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а именно: "В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается... допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности".
    Таким образом, сотруднику органов внутренних дел дважды запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. А вот публичные высказывания, суждения и оценки в отношении должностного лица (не руководителя), а также общественных объединений, организаций, социальных групп и отдельных граждан запрещены сотруднику единожды.

    Европейский подход

    В чем состоит опыт других стран и существуют ли там запреты или ограничения на публичные высказывания государственных служащих?
    Особый интерес представляет практика Европейского суда по правам человека, которая базируется на положениях Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека 1950 года. Из постановлений этого суда вытекает, что определенное ограничение государственных служащих в публичных высказываниях допустимо, но именно ограничение, а не полный запрет. Такие лица имеют право на свободу выражения своего мнения, но обязаны проявлять по отношению к своему государству (государственным органам и должностным лицам) лояльность и сдержанность (см. Постановление Большой палаты Европейского суда по правам человека от 26.09.1995 по делу "Фогт (Vogt) против Германии", Постановления Европейского суда по правам человека от 02.09.1998 по делу "Ахмед (Ahmed) и другие против Соединенного Королевства" и от 14.03.2002 по делу "Де Диего Нафриа (De Diego Nafria) против Испании").
    Российский законодатель не попытался воспользоваться этим критерием (проявление лояльности и сдержанности в публичных выступлениях), а пошел по "простому" пути - полностью запретил сотрудникам органов внутренних дел любые публичные высказывания, если они не обусловлены выполнением служебных обязанностей.
    Например, сотрудник уголовного розыска в день своего профессионального праздника (5 октября) позвонит в эфир какой-либо радиостанции или телеканала, представится и поздравит коллег. При этом он выразит свою точку зрения о том, что уголовный розыск - ведущая служба МВД, ее сотрудники несут на своих плечах основную тяжесть борьбы с преступностью. И таким образом он публично выскажется о деятельности государственных органов, в то время как подобное высказывание не входит в его служебные обязанности. Следовательно, будет иметь место нарушение приведенных выше законодательных норм. А вот в соответствии с положениями упомянутой Европейской конвенции и позицией Европейского суда по правам человека никакого нарушения нет. Ведь сотрудник угрозыска не проявил нелояльность и несдержанность по отношению к своему государству.

    Последствия настоящие и будущие

    1. Анализируемый запрет не ограничен историческими рамками и государственными границами. При его буквальном толковании сотрудник органов внутренних дел не вправе высказываться не только о современных российских государственных органах (исполнительных, законодательных, судебных) и их должностных лицах, но и о субъектах иной государственной принадлежности. А также об органах, общественных объединениях, организациях любой направленности (помимо прочего, нельзя, видимо, осуждать фашистские партии и экстремистские организации) и о лицах, давно ушедших в историю.
    2. Несоблюдение запрета в Законе о службе в ОВД расценивается как грубое нарушение служебной дисциплины (см. п. 15 ч. 2 ст. 49), что дает основание на применение к сотруднику дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность либо на расторжение контракта с таким сотрудником и его увольнение со службы в органах внутренних дел (см. п. 6 ч. 2 ст. 82).
    3. Информации о том, сколько сотрудников было привлечено к ответственности за нарушение запретительной нормы, содержащейся в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД, в чем конкретно выразилось нарушение и какое взыскание наложено на виновных, в открытых источниках обнаружить не удалось. Можно с уверенностью предположить, что привлеченных к ответственности нарушителей пока насчитывается немного, но ситуация в любой момент может измениться. Рассматриваемая норма - "дремлющая", она может не применяться вообще, может применяться избирательно, а если в правовой политике по каким-то причинам появится соответствующий тренд - будет применяться массово.
    Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующий вывод: анализируемый запрет неразумен и вреден, при этом он почти безграничен, а санкция за его нарушение в рамках дисциплинарной ответственности максимально суровая. При желании на основе этого запрета можно вменить дисциплинарное нарушение очень многим добросовестным сотрудникам, если стоит задача избавиться от неугодных по тем или иным соображениям лиц. Если запрет станет последовательно и неуклонно проводиться в жизнь, то инициативные, самостоятельно мыслящие и интеллектуально развитые сотрудники будут чаще увольняться из органов внутренних дел. Наряду с этим важно отметить, что даже в отсутствие широкой практики привлечения к ответственности за нарушения рассматриваемого запрета он оказывает негативное влияние, поскольку сотрудники органов внутренних дел, ориентируясь на запрет, воздерживаются от высказывания конструктивной критики и выстроенных на опыте (а где-то и выстраданных) предложений об улучшении работы правоохранительной и судебной системы.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное .

2. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

9. Курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считаются проходящими службу в полиции.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы