Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида: внутренние и внешние.

Внутренние угрозы - проистекают, как правило, из несовершенства государственного аппарата. Это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества.

Внутренние угрозы подразделяются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Внешние угрозы, соответственно, угрозы, связанные с неотрывным влиянием мировой арены на государство. Ниже расписаны угрозы по сферам .

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Характер военно-политической обстановки в мире позволяет заключить, что угрозы безопасности Российской Федерации в среднесрочной перспск-тиве носят комплексный характер и предопределяются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, в том числе и на постсоветском пространстве.

Наиболее полно весь спектр угроз Российской Федераиии получил от-ражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных за-конах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отра-жены в Военной доктрине РФ.

В настоящее время и в краткосрочной перспективе для уверенного, спо-койного решения вопросов мирной жизни, Россия должна найти убедитель-ные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности 3 . На фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с кото-рыми рсально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца ие осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного простран-ства и, что крайне опасно, его распространению на зону наших жизненно важных интересов.

Так, весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и по-лем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессио- нальное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового по- ражения. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этомустремятся, последствия будутпросто катастрофическими.

Российская Федерация однозначно выступает за укрепление режима не-распространения без каких либо изъятий, на основе мсждународного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их по-следствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.

Значимым направлением международной политики на протяжснии де-сятилетий является разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы ра-зоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно.

Более того, маховик гонки вооружений сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия.


До сих пор не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Существует потенциальная угроза создания и распростране-ния ядерных зарядов малой мощности. Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со сторо-ны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использо-ванием стратегических ядерных сил.

При этом далеко нс все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной кон-фронтации. Не смогли, несмотря на то что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.

Продолжают сохраняться угрозы в экономической сфере, проявляющиеся всокращении и невосполнении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого секто-ра, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

Эти угрожающие проявления характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, уве-личением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собствен-ности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, не-развитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.

Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Росси-ей передовых позиций в мире, снижению качества исследований на страте-гически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потен-циала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.

Угрозой безопасности России в социальной сфере, является увеличение удельного веса населения, живушего за чертой бедности, расслоение обще-ства на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граж-дан, усиление социальной напряженности.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к сниже-нию интеллектуального и производительного потенциала России, сокраще-нию численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завое-ваний.

Угроза истощения природных ресурсов иухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития то-пливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законо-дательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоем-кости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция исполь-зования тсрритории России в качестве места захоронения опасных для окру-жаюшей среды материалов и веществ, размещения на российской террито-рии вредных производств.

Увеличивается вероятность катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной дсятельности.

Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежаг практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и соци-альной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкого-ля и наркотических веществ.

Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое со-кращение рождаемости и средней продолжительности жизни, повышение смертности, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы разви-тия производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Демографическая ситуация в стране является катастрофической.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в междуна-родной сфере проявляются через попытки других государств противодейст-вовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирую-щегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской

Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ.

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ является то, что значение воснной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая об-становка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, террито-риальную целостность, соииально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегиче-ским зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воз-действию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявлять-ся в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооружен-ныхСил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К основньгм внешним угрозам 4 следует отнести:

развертывание группировок сил и средств, имеюших целью военное на-падение на РФ или ее союзников;

территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политиче-ского или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

осуществление государствами или общественно-политическими структу-рами программ по созданию оружия массового поражения;

вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

наращивание группировок войск, ведушее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к ихтерритории морских водах;

расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Рос-сийской Федерации или ее союзников;

деятельность международных исламскихрадикальных группировок, уси-ления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Рос-сийской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой ус-тойчивости войск;

действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс-портным коммуникациям;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осущсствление действий по нарушению и дезорганизаиии функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, воен-ные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструк-туры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо-руженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории Российской Феде-рации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, угро-жающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Фе-дерации;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти-ческих движений в Российской Федерации.

К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, во-енно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Россий-ской Федерации, которые совмеща^ст в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источ-никам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являют-ся внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союз-ников;

деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа под-рывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда-ниеугрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную про-тивозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политиче-ской безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;

ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союз-никам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

международный терроризм в случае, если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность РФ;

деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки нар-котиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внут-ренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осу-ществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответ-ствующими органами стран-союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом по-ложений международного и гуманитарного права, исходя из примата интере-сов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На се-годняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликт-ных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, парт-нерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Российское военное планирование в области строительства и примене-ния Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопреде-ленности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно из-менить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования одно-значного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для россий-ских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются: Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерога-тив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширсние прак- тики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, сутественно уменыпит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуа-ций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребоватьог России серьезной корректировки планов военного строитель-ства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопас-ности ООН полномочий по санкционированию применения военной силыв мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения меж-дународной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допусти-мых военных инструментов за счет реализации в новых образиах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и при-нятие политических решений о возможности их расширенного финансиро-вания рассматриваются в Министерстве обороны РФ какфактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ста-вится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских цслсй с цслью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов граждан-ской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения воору-женных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребо-ванность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональ-ных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появлсние в рсгиональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер воору-женной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реали-зации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработ-ки и применения ОМП в региональных конфликтах как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по со-трудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудниче-ству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабиль-ности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрегыения политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России при-дется противостоять в одиночку. В случае же, если произойд

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформи-ровавшимся воснным потенциалом, проиесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут воз-никать сложности, связанныс с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларацияхстран-членов Альянса. В противном случае парт-нерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в слу-чае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной пс-рестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностран-ных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключа-ется и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безоиасности России, с учетом имеюшихся факторов неопределенности, показывает сте-пень изменений, произошедших в мире за последнее дссятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боево-го противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспс-чения национальной безопасности в России.

Анализ положений Стратегии национальной безопасности РФ выявляет основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности, имеющие комплексный взаимосвязанный характер.

Во внешнеполитическом плане со стороны США и их союзников оказывается противодействие с целью сохранения своего доминирования в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.

Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Особое значение в этом процессе приобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики.

В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением.

Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности.

Осложняются, как уже отмечалось, мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей среды и продовольственной безопасности. Более ощутимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами.

Деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации направлена на защиту национальных интересов от угроз национальной безопасности в соответствии со следующими стратегическими национальными приоритетами.

В сфере обороны страны основные положения военной политики и задачи военно-экономического обеспечения, военные опасности и военные угрозы определяются в Военной доктрине Российской Федерации, представляющей собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Военной угрозой является состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

К основным военным угрозам относятся:

  • - резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
  • - воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;
  • - создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории России или на территориях ее союзников;
  • - демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;
  • - активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Противодействие военным угрозам осуществляется военной организацией страны, представляющей собой совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

В сфере государственной и общественной безопасности основными угрозами являются:

  • - разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
  • - деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершение актов ядерного терроризма, нарушение безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • - деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • - деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;
  • - деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;
  • - преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
  • - коррупция;
  • - стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Угрозами качеству жизни российских граждан являются:

  • - неблагоприятная динамика развития экономики;
  • - отставание в технологическом развитии;
  • - введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации;
  • - нецелевое расходование бюджетных ассигнований;
  • - усиление дифференциации населения по уровню доходов;
  • - снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

Главными стратегическими угрозами в области экономики являются:

  • - низкая конкурентоспособность экономики;
  • - сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • - отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;
  • - незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;
  • - уязвимость экономики информационной инфраструктуры;
  • - несбалансированность национальной бюджетной системы;
  • - регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях;
  • - ухудшение состояния и истощение сырьевой базы;
  • - сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;
  • - прогрессирующая трудонедостаточность;
  • - сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции;
  • - неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения.

Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются:

  • - возникновение эпидемий и пандемий;
  • - массовое распространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм;
  • - увеличение случаев травм и отравлений;
  • - доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления.

Угрозами национальной безопасности в области культуры являются:

  • - размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии, пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
  • - снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом;
  • - попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

По стратегическим национальным приоритетам в области науки, технологии, образования и области живых систем и рационального природопользования определены факторы, негативно влияющие на национальную безопасность.

В настоящее время преступность и сопряженные с ней формы противоправного поведения приобретают характер реальной угрозы национальной безопасности. В связи с этим становится особенно актуальным обеспечение законности, являющейся важнейшим обязательным принципом правового государства, без соблюдения которого механизм государства не сможет эффективно осуществлять поставленные перед ним задачи, обеспечивать правовой порядок в обществе. Требование законности выступает в качестве всеобщей конституционной обязанности соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), в результате чего в обществе складывается правовой порядок как цель правового регулирования общественных отношений.

Основной угрозой национальной безопасности является международный терроризм. Терроризм, как никакое другое преступление, связан с глобальными социальными, политическими, экономическими противоречиями развития общества. По своим масштабам, направленности и тяжести последствий он опасен для всего мира. В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что появление террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», и укрепление ее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом.

Под терроризмом в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В основном эту деятельность осуществляют правоохранительные органы.

Преступность как явление существует в любом обществе и тесно связана с ним. На рост преступности большое влияние оказывают изменения в социальной сфере, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. В мировой практике считается, что если разрыв в доходах между богатыми и бедными (децильный коэффициент) превышает соотношение 1:10, то такое общество и страна обречены на социальный взрыв. Децильный коэффициент является одним из показателей национальной безопасности Российской Федерации. Превышение разрыва в доходах основной массы населения и небольшой богатой его группы приводит к неустойчивости правопорядка в целом.

Другой серьезной угрозой национальной безопасности России является коррупция, определенная в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» как: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.

Этим законом закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Следует отметить, что коррупция как социальное явление существует во всех странах, но в разных масштабах. По экспертным данным неправительственной международной организации Transparency International, коррупция стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах. В рейтинге стран по индексу восприятия коррупции в 2016 г., опубликованных этой организацией, участвовали 177 стран, где Дания заняла 1 место, Россия - 134, а США - 18.

В интересах объединения усилий органов власти и местного самоуправления, общества, организаций и физических лиц по противодействию коррупции Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016- 2017 годы.

Этот план определил основные направления противодействия коррупции:

  • 1) ликвидация условий для возникновения коррупции, в частности, модернизация антикоррупционного законодательства;
  • 2) создание стимулов к антикоррупционному поведению;
  • 3) создание антикоррупционного стандарта поведения.

Указом Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» был образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.

В мировой практике используются различные методы борьбы с коррупцией, вплоть до публичных расстрелов, как в Китае. В нашей стране предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность, которая устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами (УК РФ, КоАП РФ и др.). В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, а также обязанность предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении гражданского служащего. За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и предупреждения о неполном должностном соответствии.

С целью реализации антикоррупционной политики был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии с международными договорами действие этого закона распространяется на всех физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.

К органам с «повышенным коррупционным риском», как правило, относятся органы исполнительной власти, для которых характерно наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств, высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы, и большой объем контактов с гражданами и организациями.

Причинами распространения коррупции в органах исполнительной власти также являются сложность структуры этих органов, наличие множества формализованных, бюрократических процедур, создаваемых самими государственными служащими, отсутствие эффективного внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата государственного управления. К негативным факторам, обусловливающим возникновение коррупционных проявлений, относятся административные барьеры, выражающиеся в особых проявлениях общественных отношений и оказывающие негативное влияние на интересы личности, общества и государства.

В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что обеспечение экономической безопасности осуществляется в том числе путем «улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды». В связи с этим недопустима генерация правил избыточного государственного регулирования, способствующих появлению предпосылок для всевозможных злоупотреблений со стороны государственных и (или) муниципальных органов (должностных лиц), наделенных соответствующей компетенцией.

С целью модернизации российской экономики в 2000 г. было провозглашено последовательное проведение линии на «снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала», которое, как считает Ю. А. Тихомиров, должно «способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности» . В ходе российской административной реформы, проведенной в 2006-2010 гг., осуществлялись следующие общесистемные меры снижения административных барьеров: совершенствование системы лицензирования, аккредитации, уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, системы государственного контроля и надзора, развитие и внедрение механизмов саморегулирования.

В области регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг (функций) были разработаны административные регламенты предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), которые позволили систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, а также восполнить пробелы в законодательстве.

В связи с этим были приняты Федеральные законы от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморе- гулируемых организациях»; от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Вместе с тем, несмотря на значительные усилия, злободневность проблемы негативного влияния административных барьеров не уменьшилась. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2016 г. отмечается, что «вопросом национальной безопасности» является развитие «масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения», для чего необходимо «снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки».

На природу административных барьеров позволяют взглянуть справедливые точки зрения В. М. Манохина и Ю. А. Тихомирова о дискреционных (т.е. по усмотрению) полномочиях исполнительной власти. Так, В. М. Манохин выделяет два вида усмотрения: 1) правоприменителя, избирающего принудительную меру, установленную государством; 2) реализацию правоприменителем своего намерения в виде постановления, распоряжения, приказа и т.д. При дифференциации элементов компетенции исполнительной власти и росте численности объектов управления, отмечает ученый, «поспеть за этим процессом... в смысле постоянного, повседневного правового регулирования (как нормативного, так и правоприменительного) ... практически невозможно, остается часть отношений для дискреционного способа их реализации». Для усмотрения появляется «лазейка» действовать не только с позиции законности, а с точки зрения целесообразности.

Профессор Ю. А. Тихомиров рассматривает сущность административных барьеров через категории «дискреция» («административное усмотрение») как «легальную возможность должностного лица, госслужащего действовать самостоятельно в рамках своей компетенции» . По его мнению, административное усмотрение ориентировано на выполнение норм закона; полное последовательное осуществление полномочий; выбор вариантов решений и действий в пределах их норм; проявление способности анализировать и оценивать динамичные управленческие решения. Однако на практике имеет место некомпетентность, боязнь действовать, иерархическое послушание, злоупотребление полномочиями, превышение или сужение их объема.

Административные барьеры выступают фактором национальной безопасности в случаях неопределенных правовых условий, когда субъекты (государственные и муниципальные служащие) могут управлять по своему усмотрению, основываясь не на принципе законности, а на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. С целью минимизации действия административных барьеров необходимо исключить неправомерное отклонение от правовых норм, четко соблюдая правовые статусы субъектов обеспечения национальной безопасности в соответствии с принципом законности.

Вместе с тем при осуществлении антикоррупционной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • 1) в современных условиях недостижима «абсолютная победа» над коррупцией;
  • 2) коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами;
  • 3) потери от коррупции гораздо больше, чем затраты на реализацию антикоррупционных программ;
  • 4) противодействие коррупции является эффективным, когда оно осуществляется постоянно всеми субъектами обеспечения национальной безопасности.

С целью укрепления правопорядка, формирования развитого гражданского общества, повышения уровня обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо воспитание уважения к праву, повышение правового сознания и искоренение правового нигилизма всех граждан.

  • Риск в сфере публичного и частного права: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, М. А. Лапина. М., 2014.
  • См.: Манохин В. М. Дополнения к структуре административного права // Административное право и процесс. 2013. № 11. С. 5-6.
  • Тихомиров Ю. А. Модернизация административного права: от «наказательности»к «регулирующему обеспечению» // Административное право и процесс. 2015. № 4.С. 5-11.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на восток; возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.
Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий

Еще по теме 30.5. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации:

  1. 30.6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  2. 30.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы