Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Правительство планомерно продолжает воплощать в жизнь программы поддержки семей с детьми. Делается это не только для того, чтобы материально поддержать россиян, воспитывающих подрастающее поколение. Одной из основных целей такой социальной политики является восстановление уровня рождаемости в стране.

Как показывают исследования, благодаря реализации таких программ, как Материнский капитал и Молодая семья, во многих регионах демографическая ситуация стала улучшаться. Пока рано говорить об окончательном решении проблемы, но положительная динамика ощущается явно.

Порядок назначения и условия выплаты федеральных детских пособий в России регулируется несколькими законодательными актами, но прежде всего это Закон «О пособиях гражданам, имеющим детей» и «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми» , а также Указ Президента «О мерах по реализации демографической политики РФ» . Кроме этого в каждом субъекте федерации для урегулирования порядка предоставления муниципальной помощи местными органами законодательной власти издаются региональные нормативно-правовые документы.

В соответствии с этими документами в 2014 году выплачиваются следующие виды федеральных единоразовых пособий на детей:

  • Беременным женщинам, при постановке на медицинский учет на сроке до 12 недель;
  • По беременности и родам;
  • Беременной жене военнослужащего, находящегося на срочной службе;
  • При рождении, или передаче на воспитание ребенка;
  • Материнский капитал.

Кроме этого, начисляются следующие ежемесячные выплаты:

  • По уходу за ребенком до 1,5 лет (прекратит существование с 01 января 2014 года);
  • По уходу до 3-х лет;
  • На ребенка военнослужащего–срочника.

Кроме этого, практически во всех субъектах России действуют следующие региональные программы:

  • Материнский капитал;
  • Молодая семья;
  • Дополнительные выплаты за третьего и последующих детей, порядок назначения которых в каждом регионе свой.

Размер и индексация в 2014 году

В основе ежегодных расчетов размера пособий лежат базовые суммы, установленные законами. Эти начальные значения ежегодно увеличиваются на коэффициент, который определяется Федеральным Законом «О государственном бюджете Российской Федерации» на каждый год, в том числе и на 2014-й.

Изначально такой механизм индексации был введен для того, чтобы сумма денежной помощи из года в год не обесценивалась из-за инфляции, которую до конца еще не побороли. Однако в последние два года федеральное правительство, используя коэффициент индексации, не только обеспечивает инфляционный рост, но и проводит политику постепенного увеличения размера поддержки семей с детьми.

Законодательно установлены следующие базовые показатели детских выплат:

В течение последних пяти лет происходило постепенное повышение выплат, и в итоге, в 2014 году их размер составит:

По сравнению с 2013 годом индексация размера выплат составила 5%. На пособиях, сумма которых невелика, этот увеличение может быть ощущается и не очень сильно, зато, например, размер материнского капитала увеличился на целых 27 000 р. А это совсем немаленькая сумма. Если же сравнить величину помощи в натуральном денежном выражении, которая оказывалась семьям в 2008 году, ту, которую начнут выплачивать с 1 января 2014 г., то ее рост очевиден.

Изменения и новости

Кроме чисто математической индексации размеров выплат, федеральное правительство постоянно оптимизирует сами механизмы их финансирования и принципы назначения. Ярким примером стал Федеральный Закон, принятый и подписанный президентом в июне. Согласно его положениям, финансирование детских пособий теперь будет осуществляться не из средств Фонда Социального Страхования, как это было ранее, а за счет Федерального бюджета.

Это с одной стороны снимет огромную финансовую нагрузку с активов государственного фонда, что, безусловно, необходимо при внедрении накопительной пенсионной системы. А с другой стороны, позволит государству напрямую регулировать финансирование этих начислений. Теперь выделение средств на оплату пособий, будет происходить из государственной казны в пользу местных бюджетов путем назначения субвенций соответствующих размеров.

Кроме этого, депутаты Государственной Думы планируют существенно увеличить Минимальный размер оплаты труда. Он повышается ежегодно и от его значения сильно зависит размер ежемесячной помощи по уходу за ребенком.

Но, пожалуй, самым ощутимым нововведением станет повышение до 3-х лет возраста малышей, до достижения которого выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ними, на всей территории страны. Дело в том, что на протяжении многих лет этот вид поддержки выплачивался только до 1,5 летнего возраста.

С 2012 года началось планомерное введение нового порядка в отдельных субъектах Федерации. Так в 2012 году эта новация была реализована в 21-м регионе, в 2013-м охватила еще 24, а с 1 января 2014 начнет действовать в оставшихся 37.

Таким образом, новый год уравняет в правах и возможностях абсолютно всех мамочек страны в части получения ежемесячной помощи по уходу за детьми. Единственное в чем останется разница, так это в применении региональных коэффициентов при определении ее размера, но этот механизм используется для хоть какой-то компенсации за жизнь в сложных климатических условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, и в его справедливости практически никто не сомневается.

Право на получение соответствующих денежных сумм получат родители абсолютно всех детей до 3-х лет, в независимости от того, были остановлены им до этого начисления по достижению ребенком 1,5 летнего возраста, или нет.

Новости в регионах

Изменения в сфере детских пособий коснутся и регионов. Ни для кого не секрет, что во многих субъектах федерации местные власти совершенно по-разному подходят к вопросам социальной поддержки семей с детьми. В одних областях программы регионального Материнского капитала и материальная помощь многодетным семьям работают на полную мощность, оказывая реальную поддержку людям.

В других регионах по разным причинам этому вопросу уделяется гораздо меньше внимания, и это несмотря на программы, принимаемые на федеральном уровне.

К счастью в 2014 году ситуация начнет меняться в лучшую сторону. По крайней мере, как минимум еще в 53 регионах были приняты нормативные акты, которые вводят дополнительные меры поддержки семьям с тремя и более детьми.

В большинстве регионов им будут выплачиваться дополнительные денежные средства, а в некоторых бесплатно или на льготных условиях оказываться медицинские и образовательные услуги.

С января 2014 года во многих регионах значительно увеличивается помощь по программе региональный материнский капитал. А также начнут работать проекты, стимулирующие усыновление детей. Положительными примерами может послужить Башкирия и Сахалин, в которых местные власти готовы выделять семьям-усыновителям помощь из местного бюджета в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Таким образом, государственная бюджетная политика на деле становится социально-ориентированной не только на уровне федерального правительства, но также и на региональном. А это вселяет оптимизм в отношении нашего завтрашнего дня.

Рождение малыша – особый праздник в жизни родителей. Конечно, помимо радости, счастья и томительного ожидания молодая семья сталкивается и с другими чувствами: волнением и тревогой. Покупка детских вещиц, оплата родов и необходимых медикаментов, ремонт – все это требует существенных финансовых вложений. Хватит ли у молодых денег, и смогут ли они обеспечить кроху всем необходимым? На помощь приходит государство: из-за плохой демографической ситуации чиновники пытаются всячески помогать семьям, ожидающим появления первенца. Мы уже рассказывали о формах помощи одиноким мамам в статье « », а также семьям, в которых родился второй ребенок. Сейчас же рассмотрим, на какое пособие при рождении ребенка в 2014 году может рассчитывать мама в России.

Выплаты при рождении ребенка в 2014 году: ваши права

Узнав о своей беременности, женщина в какой-то момент начинает задумываться о том, какие выплаты при рождении ребенка в 2014 году будут ей положены. От этого зависит финансовый план молодой семьи: выплаты при рождении могут перекрыть некоторые крупные расходы. При рождении ребенка в 2014 году женщина получит как единовременные, так и регулярные выплаты. Об этом – далее.

Попробуем разобраться, на что может претендовать каждая мама. Во-первых, вы получите декретные выплаты от своего работодателя (вернее, ФСС). Во-вторых, - единовременное пособие при рождении ребенка, а в-третьих – ежемесячные выплаты до достижения ребенком определенного возраста. Также мамам положены льготы и скидки, а при рождении 2-го ребенка – материнский капитал (более детально прочесть о нем можно в статье « »).

Выплаты при рождении ребенка в 2014 году могут быть как Федерального уровня (они доступны всем гражданам РФ), так и региональными (на них могут претендовать жители определенных субъектов Российской федерации). Ниже мы рассмотрим обязательные Федеральные выплаты беременным и молодым мамам.С чего начать?

Не все мамы знают, что пособие при рождении ребенка в 2014 году - не первая выплата, на которую они могут рассчитывать. Встав на учет в женской консультации до наступления 12-й недели беременности, можно получить единовременное пособие. Его размер, естественно намного меньше выплаты при рождении ребенка в 2013 году, но деньги, пусть даже 515,33 руб. (по состоянию на 01.01.2014 г.), лишними не бывают.

Далее, уже на 30-й неделе беременности (или 28-й, если вы вынашиваете двойню) в женской консультации вам выдадут листок нетрудоспособности для предъявления его по месту работы для получения пособия по беременности и родам, выплачиваемого работодателем в размере 100% от среднего заработка (согласно Федеральному Закону №255 с 01.01.2011, средний заработок считается за 2 календарных года, предшествующих году ухода в отпуск по беременности и родам). Это пособие выплачивается в течение 10 дней с момента подачи всех необходимых документов (подавать заявление можно не позднее 6-ти месяцев со дня окончания декретного отпуска). С 2014 года максимальный размер декретных выплат при обычной беременности и отпуске 140 дней составляет 186 986 руб.

Мы рассмотрели так называемые «дородовые выплаты». Но наиболее существенной помощью мамам становится пособие при рождении ребенка в 2014 году: его размер на сегодняшний день составляет 13 742 руб.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается матери за каждого родившегося ребенка в равной сумме, вне зависимости от ее трудового статуса и уровня дохода. Сумма единовременного пособия ежегодно индексируется, соответственно, в 2015 году будет больше, чем сейчас. При рождении ребенка для получения пособия следует подать документы по месту работы одного из родителей или в управление социальной защиты населения.

В некоторых регионах, независимо от того, работают родители или нет, им следует обращаться в региональное отделение фонда социального страхования (именно эта структура осуществляет выплаты). При себе следует иметь следующие документы:

  • Заявление о назначении единовременного пособия при рождении ребенка.
  • Паспорт родителя, который подает заявление.
  • Справка из ЗАГСа о рождении ребенка.
  • Справка с места работы второго родителя о неназначении пособия (требуется при подаче заявления по месту работы одного из родителей, если второй также работает).
  • Справка из УСЗН о том, что второй родитель не получил данной пособие (подается, если второй родитель официально не трудоустроен).
  • Справка из ЗАГСа, содержащая сведения об отце ребенка (для одиноких матерей).
  • Трудовые книжки обоих родителей с записями о том, что они уволены (при подаче заявления в управление социальной защиты населения в случае, если родители не работают официально).
  • Дипломы и аттестаты родителей, справки из деканата (при подаче заявления в управление социальной защиты населения в случае, если родители никогда не работали).

Выплаты при рождении ребенка в 2014 году назначаются при обращении за пособием в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка. Производится они в течение 10 дней с момента подачи заявления и полного пакета документов. Отметим, что при начислении единовременного пособия при рождении ребенка имеет значение количество рожденных и родившихся деток (при рождении мертвого ребенка единовременное пособие не назначается).

Единовременное пособие при рождении ребенка или передаче ребенка на воспитание в семью в 2014 году составит 13 742 руб. (в 2013 году его сумма составляла 13 087 руб.). Если семья усыновляет ребенка-инвалида, ребенка старше 7-ми лет или детей, которые являются родными братьями или сестрами, им выплачивается пособие в размере 100 000 рублей на каждого ребенка.

Также мамы после родов имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (ожидается, что в скором времени будет принят закон, согласно которому возраст ребенка увеличится до 3-х лет). Сейчас минимальный размер пособия составляет:

  • При рождении первого ребенка - 2 576 руб. (в 2013 году – 2 454 руб.).
  • При рождении второго и каждого последующего ребенка - 5 153руб. (в 2013 году – 4 908 руб.).

Важно: если предприятие, где работала будущая мамочка, ликвидируют, или ее работодатель – индивидуальный предприниматель – прекращает свою деятельность, то женщине, находящейся в декретном отпуске, должны выплатить пособие в размере 10 306 руб. (в 2013 году - 9 816 руб.).

В некоторых районах установлены специальные коэффициенты, их необходимо учитывать и при расчете размера пособий.

В следующей статье мы расскажем о других мерах социальной поддержки молодых семей и обязательных ежемесячных выплатах, на которые имеют право родители.

Единовременное пособие при рождении ребенка является одной из мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Это необходимость, продиктованная заботой государства о повышении рождаемости в стране. Поэтому следует предполагать, что размер единовременного пособия должен год от года возрастать. Действительно, единовременное пособие при рождении ребенка в 2014 году увеличено по сравнению с 2013 годом на 654 рубля 38 копеек и составит 13 741 рубль 99 копеек. Годичная индексация составила 5%, за последние 3 года размер пособия увеличился на 25%.

13 741 рубль – не единственное, что могут получить родители новорожденного ребенка. Согласно Федеральным законам «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» региональные власти могут устанавливать собственные выплаты из средств бюджета субъекта федерации. Такие пособия установлены в большинстве регионов России (к сожалению, не во всех). На конец 2013 года региональные единовременные пособия при рождении ребенка выплачивали 53 субъекта федерации.

Условия выплаты и размер регионального пособия также разнится. В некоторых регионах его выплачивают только при рождении второго и последующих детей, кое-где основанием для получения регионального пособия является рождение как минимум третьего ребенка. В Москве такие пособия выплачиваются из столичного бюджета только родителям, чей возраст не достиг 30 лет. Но сумма пособия весьма внушительна – молодые родители-москвичи получают на первого ребенка более 50 тыс. рублей (5 прожиточных минимумов), на второго – более 70 тыс. (7 прожиточных минимумов), на третьего – более 100 тыс. руб. (10 прожиточных минимумов). Санкт-Петербург гораздо скромнее в своих возможностях – здесь пособие на первого ребенка составляет чуть более 20 тыс. рублей, на третьего – 33,5 тыс. руб., но выплачивают его всем родителям вне зависимости от возраста. А вот в Тульской области на получение региональных полутора тысяч могут рассчитывать только родители-студенты или те семьи, где из общего дохода на каждого члена семьи приходится сумма меньшая, чем установленный прожиточный минимум в регионе.

Получить пособие при рождении ребенка можно в любое время в течение 6 месяцев, не обязательно спешить за ним сразу после выписки мамы из роддома. Но выплатят его именно в том размере, какой был установлен на момент рождения. То есть, если ваш малыш родился в конце 2013 году, а за пособием вы обратитесь в 2014, получите Вы непроиндексированную сумму.

Возникновение отношений по всем видам обязательного социального страхования у застрахованных лиц в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» происходит с момента заключения трудового договора с работодателем. При наличии таких отношений при наступлении страхового случая застрахованному лицу полагается соответствующая выплата.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются (п. 2 ст. 1.3 закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»):

  • временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы;
  • беременность и роды;
  • рождение ребёнка (детей);
  • уход за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Видами страхового обеспечения по рассматриваемому виду обязательного социального страхования являются следующие выплаты (ст. 1.4 закона № 255-ФЗ):

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты указанного страхового обеспечения определяются законом № 255-ФЗ, а также федеральными законами:

  • от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и
  • от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Законом № 81-ФЗ установлены следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей (ст. 3):

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
  • ежемесячное пособие на ребёнка;
  • единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 02.12.13 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» установлен размер индексации пособий, предусмотренных упомянутой статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ, 1,05 (прогнозируемый уровень инфляции на 2014 год согласно пункту 1 статьи 1 закона № 349-ФЗ составляет 5 %).

В связи с этим с 1 января 2014 года размеры следующих видов пособий увеличиваются на коэффициент 1,05:

  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребёнка;
  • пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам:

в связи с прекращением:

статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях).

Увеличиваются также в 1,05 раза:

  • минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам:

уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой;

статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию

Единовременное пособие женщинам

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) (ст. 9 закона № 81-ФЗ).

Размер такого единовременного пособия женщинам установлен статьёй 10 закона № 81-ФЗ в сумме 300 руб. начиная с 2002 года.

Упомянутая статья 4.2 закона № 81-ФЗ по индексации пособий вступила в силу с 3 марта 2008 года. При этом её действие было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (п. 1 ст. 4, п. 2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.03.08 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг»).

За прошедшие шесть лет индексация единовременного пособия осуществлялась восемь раз. Напомним, что пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.07 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусматривалась индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ, с 1 января 2008 года в 1,085 раза, а с 1 июля 2008 года - ещё в 1,0185 раза. В дальнейшем же индексация пособий осуществлялась один раз в год с 1 января. В таблице 1 приведены значения коэффициентов индексации по годам, установленные законами о федеральном бюджете соответствующего года.

Перемножив исходные 300 руб. на произведение коэффициентов индексации, получаем сумму единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. В 2013 году таковой было 490,79 руб. (300 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055), в текущем году его сумма достигла 515,33 руб. (490,79 руб. × 1,05).

Руководство ФСС России в своё время разъяснило, что округление суммы пособий до полного рубля не предусмотрено (письмо ФСС России от 28.12.11 № 14-03-18/05-16244).

Согласно Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09 № 1012н) рассматриваемое пособие назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Единовременное пособие назначается и выплачивается (п. 14, 15, 21 порядка):

  • по месту работы - работающим женщинам;
  • по месту службы - женщинам, проходящим службу;
  • по месту учёбы - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;
  • органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) - женщинам:

уволенным в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой;

статуса адвоката;

в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Основанием для назначения рассматриваемого пособия является справка, подтверждающая постановку на учёт женщины в ранние сроки беременности (п. 22 порядка). Утверждённой формы такой справки не существует, поэтому она оформляется в произвольной форме женской консультацией либо другой медицинской организацией, поставившей женщину на учёт.

Единовременное пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учёт в ранние сроки беременности представляется одновременно с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Если же данная справка представлена работодателю или в образовательное учреждение женщиной позже, то выплата должна быть произведена в течение 10 дней со дня её представления.

При выплате единовременного пособия органами социальной защиты населения его назначение должно быть осуществлено не позднее 10 дней с даты приёма соответствующего заявления и справки. Выплату же надлежит произвести не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приёма указанных документов (п. 18, 24 порядка).

Вполне возможно, что вместе с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам и листком нетрудоспособности, датированными текущем годом, работница представит ещё и упомянутую справку о постановке её на учёт в 2013 году. И возникает вопрос: в какой сумме выплатить пособие? В той, что установлена:

  • на прошлый год (490,79 руб.), на который приходится дата постановки на учёт в женской консультации или
  • на текущий год (515,33 руб.), на который приходится дата начала декретного отпуска.

Вставание на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности не является отдельным страховым случаем. У единовременного пособия за раннюю постановку на учёт страховой случай - «беременность и роды». Выплачивается оно, как было сказано выше, вместе с пособием по беременности и родам или позже (если справка представлена позже), но никак не раньше. Исходя из этого размер пособия женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учёт, определяется на дату начала отпуска по беременности и родам и не зависит ни от даты самой постановки на учёт, ни от даты выдачи указанной справки.

Таким образом, если отпуск по беременности и родам оформляется в 2014 году, то при представлении женщиной рассматриваемой справки, независимо от даты постановки её на учёт, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на текущий год.

Индексация иных видов пособий

В абсолютных суммах законом № 81-ФЗ установлены также:

  • единовременное пособие при рождении ребёнка - 8000 руб. (ст. 12 закона № 81-ФЗ);
  • единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью - также 8000 руб. (ст. 12.2 закона № 81-ФЗ);
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 14 000 руб. (ст. 12.4 закона № 81-ФЗ);
  • ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 6000 руб. на каждого ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12.7 закона № 81-ФЗ).

Индексация первых двух пособий, как и единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, осуществлялась также на все приведённые коэффициенты. Поэтому размер пособия в 2013 году составлял 13 087,61 руб. (8000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055).

Отметим, что последовательное перемножение базового размера пособия на все коэффициенты индексации даёт 13 087,59 руб. Руководство ФСС России практически каждый год уточняет размер рассматриваемого пособия, определяя его сумму исходя из величины пособия предыдущего года. Так, в письме ФСС России от 28.12.11 № 14-03-18/05-16244 приведено следующее. Единовременное пособие при рождении ребёнка на 1 января 2011 года составляло 11 703,13 руб. Размер данного пособия на 1 января 2012 года находится перемножением этой суммы и коэффициента 1,06. Искомая величина - 12 405,32 руб. (11 703,13 руб. × 1,06).

Повторён такой порядок определения размера пособия на начало прошлого года в письме ФСС России от 19.12.12 № 15-03-11/12-17008. И на 1 января 2013 года размер единовременного пособия при рождении ребёнка возрос до 13 087,61 руб. (12 405,32 руб. × 1,055).

Воспользовавшись приведённым алгоритмом, находим размер единовременного пособия при рождении ребёнка на 1 января 2014 года - 13 741,99 руб. (13 087,61 руб. × 1,05).

Выплата единовременного пособия при рождении ребёнка в этой сумме в текущем году производится в случае рождения ребёнка 1 января 2014 года и позднее (письмо ФСС России от 25.07.08 № 02-10/07-7293). В случае же рождения ребёнка в прошлом году, а представления необходимых документов для выплаты рассматриваемого пособия - в текущем году работодателю надлежит начислить единовременное пособие в размере, который действовал в 2013 году, не позднее 10 дней с даты приёма (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. 30 порядка).

Перечень документов, необходимых для выплаты рассматриваемого пособия, приведён в пункте 28 порядка.

Индексация:

  • единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, -

в силу пункта 3 статьи 11 закона № 18-ФЗ начала осуществляться с 1 января 2009 года. Вследствие этого при определении размеров этих пособий в прошлом году использовалось пять коэффициентов индексации. Искомые величины составили 20 725,60 руб. (14 000 руб. × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) и 8882,40 руб. (6000 руб. × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) соответственно.

В текущем же году размер:

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребёнком и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения ребёнком возраста полутора лет (п. 1 ст. 11.1 закона № 255-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается в размере 40 % среднего заработка работника (с учётом предельной величины базы), но не менее минимального размера этого пособия, установленного законом № 81-ФЗ (п. 1 ст. 11.2, п. 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Напомним, что ежемесячное пособие по уходу за ребёнком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребёнком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанного страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребёнком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчёта среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведёт к увеличению размера пособия.

Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком определяется путём деления суммы начисленного заработка за указанные два календарных года на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком;
  • период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

Средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России (п. 1, 3.1, 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ в сумме 415 000 руб. Эта величина в силу пункта 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ ежегодно индексируется. В связи с чем её размер:

  • в 2011 году - 463 000 руб. (постановление Правительства РФ от 27.11.10 № 933);
  • в 2012 году - 512 000 руб. (постановление Правительства РФ от 24.11.11 № 974);
  • в 2013 году - 568 000 руб. (постановление Правительства РФ от 10.12.12 № 1276);
  • в 2014 году - 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.13 № 1101).

Следовательно, величина среднего заработка, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в текущем году, не может превышать 1 080 000 руб. (512 000 + 568 000). В прошлом же году она не могла превышать 975 000 руб. (463 000 + 512 000).

Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком при этом не может превышать величину, определяемую путём деления на 730 совокупности предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных в соответствии с законом № 212-ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребёнком (п. 3.3 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Исходя из этого при исчислении рассматриваемого пособия в текущем году максимальная величина:

  • среднего дневного заработка равна 1479,45 руб/дн. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) : 730 дн.);
  • пособия - 17 990,11 руб. (1479,45 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %), где 30,4 - среднее число дней в месяце (п. 5.1 закона № 255-ФЗ).

В 2013 году максимальная величина среднего дневного заработка равнялась 1335,62 руб/дн. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) / 730 дн.), а максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - 16 241,14 руб. (1335,62 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %).

Отметим, что возрастание максимальной величины среднего дневного заработка в текущем году не приводит к пересчёту ежемесячного пособия по уходу за детьми, если отпуск по уходу был оформлен в 2013 году.

Статьёй 15 закона № 81-ФЗ установлен минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Он не может быть менее:

  • 1500 руб. - по уходу за первым ребёнком и
  • 3 000 руб. - по уходу за вторым ребёнком и последующими детьми.

Указанные суммы в силу статьи 4.2 закона № 81-ФЗ индексируются начиная с 2008 года. Поэтому минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в прошлом году составляли:

  • 2453,93 руб. (1500 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) - по уходу за первым ребёнком и
  • 4907,85 руб. (3000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) - по уходу за вторым и последующими детьми.

Соответственно, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребёнком до достижения им возраста полутора лет в 2014 году возрос до 2576,63 руб. (2453,93 × 1,05), а за вторым ребёнком и последующими детьми - до 5153,24 руб. (4907,85 × 1,05).

Применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребёнком, исчисленного из заработной платы в размере 40 % среднего заработка, законом № 81-ФЗ не предусмотрено.

В то же время если при индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком сумма пособия, исчисленная в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не достигает проиндексированного минимума, то она подлежит перерасчёту до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного в соответствии с частью 1 статьи 4.2 закона № 81-ФЗ (п. 2 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ).

С начала текущего года пересчёт ежемесячного пособия по уходу за детьми работодателю надлежало осуществить, если в 2013 году сумма из расчёта 40 % от среднего заработка застрахованного лица, которому выплачивалось рассматриваемое пособие (далее - расчётная сумма), была меньше минимального размера пособия, установленного на тот период.

Пример 1

Сотрудницы Лингер и Шац получают ежемесячное пособие по уходу за детьми с середины 2013 года, первая - за первым ребёнком, вторая - за вторым ребёнком. Суммы из расчёта у Лингер - 2418,61 руб., у Шац - 4896,17 руб.

Поскольку указанные суммы не превосходили установленные на тот момент минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком (2418,61 < 2453,93 руб.) и за вторым (4896,17 < 4907,85 руб.), то каждая из работниц получала пособие в минимальных размерах: Лингер - 2453,93 руб., Шац - 4907,85 руб.

После индексации с 1 января 2014 года минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за детьми расчётные суммы у Лингер и Шац вновь оказались меньше проиндексированного минимального размера пособия, установленного на 2014 год: 2418,61 < 2576,63 и 4896,17 < < 5153,24. Поэтому и в текущем году пособие за полный календарный месяц им надлежит выплачивать также в минимальном размере, но только проиндексированном: Лингер - в сумме 2576,63 руб., Шац - 5153,24 руб.

Пример 2

Несколько изменим условие примера 1: расчётные суммы у Лингер - 2489,38 руб., у Шац - 5047,48 руб.

Так как указанные суммы превосходили установленный на тот момент минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком (2489,38 > 2453,93) и за вторым (5047,48 > 4907,85), то каждая из работниц получала пособие в расчётных суммах: Лингер - 2489,38 руб., Шац - 5047,48 руб.

После индексации с 1 января 2014 года минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за детьми расчётные суммы у Лингер и Шац оказались меньше проиндексированного минимального размера пособия, установленного на 2014 год: 2489,38 < 2576,63 и 5047,48 < 5153,24. Поэтому в текущем году пособие по уходу за ребёнком до полутора лет им следует выплачивать в проиндексированном минимальном размере: Лингер - 2576,63 руб., Шац - 5153,24 руб.

Если же ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет, назначенное в 2013 году, выплачивается в размере выше минимального, установленного на 2014 год, то такое пособие ни индексировать, ни пересчитывать не нужно.

Для выплаты пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, увеличенного в связи с индексацией, заявлений от работников не требуется.

При установлении порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за детьми, выплачиваемого:

  • матерям, проходящим военную службу по контракту, матерям либо отцам, проходящих службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком;
  • матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребёнком, уволенным в период отпуска по уходу за ребёнком, матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам:

в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, -

законодателем установлен максимальный его размер 6000 руб. (абз. 4 ст. 15 закона № 81-ФЗ).

Поскольку индексация этой суммы производится с 2008 года, то в прошлом году максимальный размер ежемесячного пособия по уходу для указанных лиц составлял 9815,71 руб. (6000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055), в текущем году он возрос до 10 306,50 (9815,71 руб. × 1,05).

При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком данное пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое приведённым выше лицам в максимальном размере (9815,71 руб. в 2013 году), с 1 января 2014 года подлежит перерасчёту в процентном выражении от среднего заработка (дохода). При этом расчётная сумма не может превосходить максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного на коэффициент 1,05 (10 306,50 руб. в 2014 году).

Пример 3

Моррисен находится в отпуске по уходу за первым ребёнком с октября прошлого года. Она была уволена в период отпуска по беременности и родам. Сумма из расчёта 40 % от среднего её заработка за 2011 и 2012 годы, используемого при расчёте пособия по уходу за детьми, составила 10 289,53 руб.

Поскольку расчётная сумма превосходила максимальный размер рассматриваемого пособия, установленный на 2013 год (10 289,53 > 9815,71), то Моррисен в прошлом году выплачивалось пособие из максимальной его величины 9815,71 руб.

В текущем же году расчётная сумма меньше максимального размера пособия (10 289,53 < 10 306,50). Поэтому за каждый полный календарный месяц ухода за первым ребёнком Моррисен начисляется полученная при расчёте сумма 10 289,53 руб.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии со статьёй 15 закона № 81-ФЗ, суммируется. При этом совокупный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия). При этом он не может быть менее суммированного минимального размера пособия (абз. 8 ст. 15 закона № 81-ФЗ, п. 2 ст. 11.2 закона № 255-ФЗ).

Пример 4

В июле 2013 году у Ковальчик родилась тройня. В 2011 и 2012 годах ей было начислено 138 276 и 154 158 руб. В 2011 году она находилась на больничном с 9 по 17 февраля, в 2012 году - с 3 по 10 октября и с 11 по 20 декабря.

При определении среднего дневного заработка для расчёта ежемесячного пособия по уходу за детьми из совокупности календарных дней расчётного периода 731 дн. (365 + 366) вычитаются периоды временной нетрудоспособности: в 2011 году Ковальчик была на больничном 10 дней, в 2012 - 18 дн. (8 + 10). Поэтому в знаменатель при расчёте среднего дневного заработка заносится 703 дн. (731 – (10 + 18)).

Тогда искомое значение среднего дневного заработка - 415,98 руб/дн. ((138 276 руб. + 154 158 руб.) : 703 дн.), а расчётная сумма пособия за полный календарный месяц - 5058,32 руб. (415,98 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %).

Так как работница ухаживает за тремя детьми, размеры пособий суммируются - 15 174,96 руб. (5058,32 + 5058,32 + 5058,32). При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 % среднего заработка работницы - 12 645,79 руб. (415,98 руб/дн. × 30,4 дн.).

В то же время он не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Совокупность минимальных размеров пособия по уходу за тремя детьми в 2013 году составляла 12 269,63 руб. (2453,93 + 4907,85 + 4907,85 руб.). Поскольку средний заработок Ковальчик больше данной совокупности (12 645,79 > > 12 269,63), то работнице за полный календарный месяц ухода за ребёнком в прошлом году начислялась расчётная сумма 12 645,79 руб.

В 2014 году совокупность минимальных размеров пособия по уходу за тремя детьми увеличилась до 12 883,11 руб. (2576,63 + 5153,24 + 5153,24). Эта сумма превышает средний заработок работницы (12 883,11 > 12 245,79). В связи с чем её и надлежит выплачивать работодателю Ковальчик в качестве ежемесячного пособия по уходу за тремя детьми.

Размеры пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов в случае, если они не были учтены в составе заработной платы (ст. 5 закона № 81-ФЗ).

Следовательно, к пособиям, которые корректируются на районный коэффициент, относятся:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка.

Корректировать на указанные коэффициенты также надлежит минимальные размеры пособий по уходу за первым, вторым ребёнком и последующими детьми.

Ежемесячное пособие, исчисленное исходя из 40 % от среднего заработка, на районные коэффициенты не увеличивается, поскольку они учтены при определении среднего заработка.

Выше приводились максимальные величины среднего дневного заработка, используемого при расчёте ежемесячного пособия по уходу за детьми, - 1335,62 руб/дн. в прошлом году и 1479,45 руб/дн. - в текущем. Эти же суммы являются предельными и при расчёте пособия по временной нетрудоспособности (п. 3, 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Исходя из этого максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за день болезни при страховом стаже:

  • до 5 лет (60 % среднего заработка) в прошлом году составлял 801,37 руб. (1335,62 руб/дн. × 60 % × 1 дн.), в текущем - 887,67 руб. (1479,45 руб/дн. × 60 % × 1 дн.);
  • от 5 до 8 лет (80 % среднего заработка) - соответственно 1068,50 руб. (1335,62 руб/дн. × 80 % × 1 дн.) и 1183,56 руб. (1479,45 руб/дн. × 80 % × 1 дн.);
  • свыше 8 лет (100 % среднего заработка) - соответственно 1335,62 руб. (1335,62 руб/дн. × 100 % × 1 дн.) и 1479,45 руб. (1479,45 руб/дн. × 100 % × 1 дн.).

Если болезнь или отпуск по беременности и родам начались в прошлом году и продолжаются в текущем, то для расчёта пособий за период, попадающий на 2014 год, используется средний дневной заработок, который применялся при первоначальном расчёте. Ведь его расчёт осуществляется на дату страхового случая. Поэтому уже выплаченные переходящие пособия, например декретные, пересчёту за время после 1 января 2014 года не подлежат.

Если за два предшествующих календарных года у застрахованного лица не было заработка или средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчёте за полный календарный месяц был ниже МРОТ, установленного Федеральным законом от 19.07.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на день наступления страхового случая, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (п. 1.1 ст. 14 закона № 255-ФЗ, п. 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375).

Средний дневной заработок для расчёта пособия по беременности и родам (Сдн. зар.) в таком случае определяется по формуле (п. 15 (3) положения): Сдн. зар. = МРОТ руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.

Таким образом, величина среднего дневного заработка для расчёта пособия по беременности и родам для декретных отпусков, начавшихся:

  • в 2013 году, - 171,12 руб/дн. (5205 руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.);
  • 2014 году, - 182,60 руб/дн. (5554 руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.).

Если страховой стаж работницы меньше 6 месяцев, то размер её пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ, установленного на этот месяц (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ). Максимальная величина среднего дневного заработка для расчёта пособия таким работницам в месяцах:

  • с 31 календарным днём - 167,90 руб. (5205 руб/мес. / 31 дн/мес.) в 2013 году и 179,16 руб. (5554 руб/мес. / 31 дн/мес.) в 2014 году;
  • 30 календарными днями - 173,50 руб. (5205 руб/мес. / 30 дн/мес.) и 185,13 руб. (5554 руб/мес. : 30 дн.) соответственно;
  • 28 календарными днями - 185,89 руб. (5205 руб. : 28 дн.) и 198,36 руб. (5554 руб. : 28 дн.) соответственно.

Иные выплаты

Социальное пособие на погребение, как было сказано выше, является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данное пособие довольно продолжительное время выплачивалось в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 закона № 8-ФЗ, но не превышающем 1000 руб. С 2009 года предельный размер пособия был увеличен до 4000 руб.

При этом была установлена норма (ст. 10 закона № 8-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.08 № 238-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона „О погребении и похоронном деле“»), обязывающая осуществлять последующую его индексацию исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Правительству РФ же поручалось определение срока такой индексации.

В 2010 году индексации рассматриваемого пособия не было. Постановлением Правительства РФ от 12.10.10 № 813 предписано осуществлять индексацию предельного размера социального пособия на погребение ежегодно с 1 января начиная с 2011 года. Исходя из этого стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и предельный размер социального пособия на погребение:

  • с 1 января 2011 года составляли 4260 руб. (4000 руб. × 1,065) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.12.10 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»);
  • 1 января 2012 года - 4515,60 руб. (4260 руб. × 1,06) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.11 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»);
  • 1 января 2013 года - 4763,96 руб. (4515,60 руб. × 1,055) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 03.03.12 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»);
  • 1 января 2014 года - 5002,16 руб. (4763,96 руб. × 1,05) (п. 1 ст. 1 закона № 349-ФЗ).

В текущем году размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2014 года, должен быть проиндексирован с применением коэффициента 1,05 (п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», п. 1 постановления Правительства РФ от 18.12.13 № 1179).

Родственники и иждивенцы работников, умерших в результате несчастного случая на производстве, с 2014 года будут получать единовременную страховую выплату в сумме 1 000 000 руб. Размер заработка работника, в том числе районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате, на величину этой выплаты никак не влияет (п. 2 ст. 7, п. 1, 2 ст. 11 закона № 125-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.12.13 № 331-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“» (п. 2 ст. 1 закона № 331-ФЗ)). Раньше максимальная сумма одновременной выплаты ежегодно устанавливалась законом о бюджете Фонда социального страхования РФ. Так, в 2013 году размер выплаты составлял 76 699,80 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.12.12 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Таким образом, семьи погибших на производстве приблизили к семьям погибших в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и террористических актов.

Увеличены максимальные размеры выплат работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По страховым случаям, наступившим в 2014 году (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.13 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»):

  • максимальный размер единовременной выплаты составит 80 534,8 руб. (эта выплата назначается пострадавшему работнику, если в результате производственной травмы он утратит профессиональную трудоспособность (полностью или частично). При определении её размера, как и раньше, учитываются районный коэффициент и процентные надбавки);
  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты таким работникам увеличен до 61 920 руб.

Увеличился также и максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве. Величина этого пособия за полный календарный месяц не должна быть больше четырёх максимальных размеров ежемесячной страховой выплаты (п. 12 ст. 12 закона № 125-ФЗ). Следовательно, максимальный размер пособия по производственной травме, выплачиваемого работодателем за счёт взносов на травматизм, теперь составляет 247 680 руб. (61 920 руб. × 4) (п. 2 ст. 9 закона № 125-ФЗ).

В связи с этим переходящие с прошлого года на текущий пособия по производственной травме выплачиваются исходя из заработка работника:

  • до 1 января 2014 года - в пределах максимума прошлого года, то есть 235 880 руб/мес. (58 970 руб/мес. x 4);
  • с 1 января - в пределах максимума текущего года, то есть 247 680 руб/мес.

Приведённый выше коэффициент индексации 1,05 применяется для социальных выплат, предусмотренных законодательством РФ лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк» и сбросов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Материнский капитал предоставляется при рождении второго или последующих детей только один раз (ст. 3 Федерального закона от 29.12.06 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»). Изначально (в 2007 году) размер материнского (семейного) капитала составлял 250 000 руб. Сумма материнского капитала ежегодно пересматривается с учётом темпов роста инфляции и устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Так, размер материнского (семейного) капитала равнялся:

Отметим, что возможность получения материнского капитала ограничена по времени: второй ребёнок должен родиться не позднее 31.12.16 (п. 1 ст. 13 закона от № 256-ФЗ).

Размеры пособий, выплачиваемых застрахованным лицам, приведены в таблице 2.


Статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ определён порядок индексации и перерасчёта государственных пособий гражданам, имеющим детей. При этом в данной норме приведён перечень пособий, подлежащих ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены законом о федеральном бюджете.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие назначается, если застрахованное лицо обратилось за ним не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (ст. 17.2 закона № 81-ФЗ).

Если отпуск по беременности и родам оформляется в 2014 году, то при представлении женщиной рассматриваемой справки, независимо от даты постановки на учёт, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на текущий год.

В текущем году размер:

  • единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возрос до 21 793,38 руб. (20 725,60 руб. × 1,05),
  • а ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - до 9326,52 руб. (8882,40 руб. × 1,05).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ в сумме 415 000 руб. Эта величина в силу пункта 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ ежегодно индексируется.

Возрастание максимальной величины среднего дневного заработка в текущем году не приводит к пересчёту ежемесячного пособия по уходу за детьми, если отпуск по уходу был оформлен в 2013 году.

Работодателю следует увеличить сумму выплачиваемого пособия также в случае, когда расчётная сумма превосходила минимальный размер пособия, установленный в 2013 году, но оказалась меньше минимального размера пособия в текущем году.

Совокупный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия).

С 1 января 2014 года увеличен минимальный размер оплаты труда с 5205 до 5554 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.12.13 № 336-ФЗ ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“»). И в некоторых случаях величина МРОТ используется при расчёте пособий.

Если страховой стаж работницы меньше 6 месяцев, то размер её пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ, установленного на этот месяц (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Максимальный размер пособия по производственной травме, выплачиваемого работодателем за счёт взносов на травматизм, теперь составляет 247 680 руб. (61 920 руб. × × 4) (п. 2 ст. 9 закона № 125-ФЗ).

Размер материнского (семейного) капитала равнялся:

  • 408 960,50 руб. - в 2013 году (п. 1 ст. 10 закона № 216-ФЗ);
  • 429 408,50 руб. - в 2014 году (п. 1 ст. 9 закона № 349-ФЗ).

Леонид ИОФФЕ, аудитор

РФ декларирует поддержку материнства, как один из видов социальной поддержки населения и способов повысить демографические показатели в стране. Эта поддержка выражена, помимо всего прочего, и в конкретном финансовом эквиваленте. Все слышали, что при рождении первого ребёнка полагаются выплаты, а при рождении второго большие выплаты, но какие именно и когда, пожалуй, знают немногие. Давайте разберемся в этом непростом вопросе.

Существует несколько типов компенсаций, различающихся по размеру, времени и условиям их получения, не следует путать их между собой. Итак, какие именно выплаты полагаются матерям, родившим первого, второго или последующего ребенка в 2014 году?

Во-первых, это единовременное пособие при рождению ребенка, оно полагается за сам факт его рождения.

Во-вторых, это пособие по беременности и родам, представляет собой частичную компенсацию тех денег, которые женщина могла бы заработать, но не заработала, т.к. ушла в декрет.

В-третьих, это пособие по уходу за ребенком, выплачивается одному из родителей как социальная поддержка при уходе за ребенком. И в-четвертых выплата, которая у всех на слуху - выплата материнского капитала. Единовременное крупное материальное пособие, выделяемое государством при рождении второго ребенка.

Рассмотрим каждый из этих пунктов по отдельности.

1. Единовременные выплаты при рождении ребенка.

Данный вид выплат имеет фиксированный размер и в 2014 году он составляет 13 741 руб. Деньги за сам факт рождения ребёнка выплачивают в течение десяти дней после подачи заявления вместе с нехитрым набором документов (паспорта родителей, справка и свидетельство о рождении ребенка, подтверждение, что этот вид пособия ранее не выплачивался) в организации, где работает один из родителей (как правило, это мать ребенка).

2. Пособие по беременности и родам (в народе "декретные").

Этот вид выплат рассчитывается в бухгалтерии организации, где работала женщина на момент ухода в декретный отпуск. В 2014 году минимальная выплата по данному пособию за весь срок составляет 25 563,6 рублей, а максимальная 207 123 рубля. В зависимости от наличия осложнений срок может варьироваться. Данный вид выплат не предусмотрен для безработных мам, так как по своему смыслу представляет собой частичную компенсацию денег, которые она могла бы заработать, если бы продолжала работать на прежней работе. Необходим всё тот же набор документов.

3. Пособие по уходу за ребёнком.

После предоставления родителю единовременного пособия по факту рождения ребенка и до достижения им возраста полутора лет женщина имеет право на получения пособия по уходу за ребенком. Данный вид выплат происходит ежемесячно и составляет 40% от среднего заработка женщины, выплачивается раз в месяц организацией, где работала женщина на момент выхода в декрет. Однако, это сумма на 2014 год не может быть меньше чем 2465 рублей за первого ребенка и 4930 за второго и последующих(столько же получат безработные мамы). Здесь стоит отметить, что если во время ухода за первым ребенком женщина рожает второго, то суммы пособий складываются. При этом размер такого суммированного пособия не должен превышать средний размер зарплаты женщины на её месте работы. При этом действующий режим расчета обладает существенной выгодой для женщин, ведь раньше выплачивалось пособие только за одного ребенка, хоть и закреплялась возможность выбрать за какого конкретно. Законодательством установлен и максимум по этой выплате, на данный момент он составляет 15 503 рубля, на большую сумму бывшие бизнес-вуман рассчитывать не смогут. Правом получать данную выплату обладают как работающие мамы, так и безработные, по своему смыслу данные выплаты являются поддержкой матери, не имеющей возможности работать при необходимости содержать ребенка.

4. Выплата материнского капитала.

Эта выплата производится один раз при рождении второго ребенка. Если вы не воспользовались правом на эту выплату при рождении второго ребенка, то можно его получить при рождении третьего или последующих детей. Размер материнского капитала фиксирован и составляет 429 408 рублей на 2014 год. Согласитесь, немаленькая сумма! Но есть одно крайне существенное обстоятельство. Эту сумму нельзя получить наличными деньгами и потратить на своё усмотрение, предполагается целевое использование данных денежных средств. И если раньше закон предусматривал возможность единовременного получения малой части материнского капитала наличными, то с 2013 года данную возможность упразднили. Установлен чёткий перечень каким образом можно использовать данные деньги.

Если конкретно - их можно потратить на улучшение жилищных условий, получение образование ребенком в семье (стоит отметить, что деньги можно тратить на образование любого из детей, а не только того, при чьём рождении семья получила материнский капитал), а также на формирование накопительной части трудовой пенсии для матери. Данную выплату осуществляет территориальное подразделение Пенсионного фонда РФ, куда семья может подать заявление, прихватив с собой паспорта обоих родителей и свидетельство о рождении обоих детей. Это выплата стимулирующего характера, она отвечает глобальным целям повышения рождаемости в Российской Федерации.

Выводы о выплатах по беременности

Женщине еще до того, как она решит стать мамой стоит подумать о своём финансовом благополучии и, соответственно, благополучии своего ребенка. Знать описанные выше вещи просто необходимо для понимания как, когда и сколько она получит от государства и от своего работодателя, если таковой имеется, а лучше заранее посчитать какой доход она будет иметь при выходе в декретный отпуск. Стоит отметить, что указанные в статье цифры каждый год индексируются. Здесь они представлены за 2014 год.


Совет будущим мамам:

При проблемах с детородной функцией рекомендуется сделать анализы крови на гормоны , чтобы выявить проблемы у женщины или мужчины и в итоге помочь паре в будущем зачать и родить здорового малыша.

Автор публикации: Маргарита Ширяева 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы