Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; гражданский процесс; арбитражный процесс

ВИДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Мария Владимировна КУБЫШКО, адъюнкт Московского университета МВД России E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Автор исследует основные виды произведений науки, литературы и искусства с точки зрения признания их объектами авторского права. С точки зрения автора, имеет важное значение обеспечение последовательного и планомерного реформирования авторского права, разработка научных основ общих положений авторского права - общепринятых определений понятий «наука», «литература», «искусство».

Annotation. The author examines the main types of science, literature and art in terms of recognition of their subject to copyright. From the viewpoint of the author, is essential to ensure consistent and plans of reforming the registration of copyright, the development of scientific bases of the general provisions of the copyright - the generally accepted definitions of «science», «literature», «art».

Key words and word combinations: copyright, copyright protection of certain types of works, photographic works, works obtained by processes similar to photography.

Научный руководитель - Н.Д. Эриашвили, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор

Согласно ч. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

Литературные произведения - романы, повести, рассказы, учебники, стихи и т.п. Как литературные произведения охраняются программы для ЭВМ1;

Драматические имузыкально-драматичес-кие произведения, сценарные произведения - драма, комедия, трагедия, опера, оперетта, мюзикл и т.д.2;

Хореографические произведения и пантомимы - в частности, танцы, балет, т.е. произведения искусства, создаваемые при помощи плас-

тических движений человеческого тела. Хореографическое произведение в сочетании с музыкой образует музыкально-сценическое произведение. Отметим, что хореографические произведения достаточно сложно закрепить с помощью каких-то особых знаков на бумаге. Для этих целей, как правило, используют фото-, кино- и видеосъемку. В связи с этим можно говорить об основных авторских правах и сопутствующих правах на результаты фото-, кино- и видеосъемки3;

Музыкальные произведения с текстом или без текста - произведение, выраженное с помощью звуков. Музыкальные произведения с текстом или без текста должны охраняться как произведения искусства, а выраженные в нотах - как произведения литературы. К таким произ-

ЗАКОН И ПРАВО 10-2012

ведениям относятся песни, гимны, оратории, этюды, симфонии, сонаты и др.;

Аудиовизуальные произведения - кинематографические произведения, а также произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии, а именно: кинофильмы, телефильмы, видеофильмы, мультфильмы, слайд-фильмы, диафильмы. Это достаточно широкая категория, охватывающая многообразные произведения для кино, телевидения, радио, интерактивных сетей и т.п.: сценарий, сценарные планы, текст, тексты песен, кинофильмы, теле- и радиопередачи, заставки и многое другое. Данная категория произведений, как правило, закрепляется на аудио-, кино- и видеоносителях (пленка, кассеты, цифровые носители и т.п.)4;

Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства - произведения, которые могут быть представлены как в двухмерной, так и трехмерной форме. Живопись - вид изобразительного искусства, который является важным средством художественного отражения и истолкования действительности5;

Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства - это двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов - архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект6. Архитектурные произведения (проекты) представляют собой синтез инженерного искусства, бионики, живописи, скульптуры, науки, архитектуры. В них слиты воедино наука, техника, искусство. Эскизный архитектурный проект, в котором воплощается замысел автора, содержит решения будущего произведения, внутреннее развитие его сочлененных пространств, их объемы, фактуру и цвет. На основе эскизного архитектурного проекта строятся здания, сооружения, комплексы и т.п7;

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, - портреты, пейзажи, фоторепортажи, натюрморты и т.п.;

Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам8;

Другие произведения9.

Это лишь примерный перечень наиболее распространенных форм произведений. При этом некоторые виды произведений имеют особенности в правовом режиме.

В данном случае мы остановимся на рассмотрении фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, которые выступают самостоятельными объектами авторского права. Это связано с тем, что, как показывает наше исследование, наиболее проблемными являются вопросы соотношения авторских прав на фотографические произведения и правовой охраны прав лица, изображенного на фотографии.

Например, В.В. Ефремова пишет, что фотография рассматривалась лишь как механическое копирование людей и окружающего мира и не признавалась произведением изобразительного искусства, охранявшимся нормами авторского права10.

По этой причине в Основах авторского права 1928 г. и ГК РСФСР 1964 г. фотографии, содержавшие творческий элемент, отнесены к объектам, охраняемым авторским правом. В то же время устанавливалось требование для признания фотографий в качестве произведений изобразительного искусства - указание на каждом экземпляре имени автора, места и года выпуска фотографии в свет.

С изображением людей тесно связана охрана прав лица, изображенного на произведении изобразительного искусства.

Согласно ст. 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей.

На наш взгляд, А.С. Мограбян права в том, что неприкосновенность внешнего облика -

ЗАКОН И ПРАВО 10-2012

обширное понятие, включающее и право на неприкосновенность личного изображения11.

Согласие гражданина не требуется в следующих случаях:

а) когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

б) когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и т.д.), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

в) когда гражданин позировал за плату.

Заслуживает внимания позиция A.M. Эрде-

левского, который рассматривает изображение гражданина как объект авторского права. Он считает, что если изображение гражданина является полностью или частично результатом его творческой деятельности, то он признается автором или соавтором изображения как объекта авторского права12.

A.M. Эрделевский обращает также внимание на то, что необходимым является согласие всех указанных лиц. Отсутствие согласия хотя бы одного из детей или пережившего супруга влечет недопустимость обнародования и использования изображения гражданина. В случае отсутствия детей и пережившего супруга для обнародования и использования изображения гражданина необходимо согласие его родителей.

В связи с этим вопрос об опубликовании и использовании изображения гражданина после его смерти в случае отсутствия или смерти всех лиц, чье согласие необходимо для совершения этих действий, может решаться либо свободно любым законным обладателем изображения, либо согласно ст. 1282 ГК РФ (переход произведения в общественное достояние).

При этом п. 3 ст. 1282 ГК РФ определяет, что обнародование произведения может не противоречить воле автора, выраженной им в письменной форме в завещании, письмах, дневниках и т.п. Противоречие может возникнуть при отсутствии других лиц, указанных в ст. 152.1 ГК РФ.

А.П. Сергеев отмечал, что право на собственное изображение сохраняется и после истечения срока действия авторского права, распространяя свое действие на собственника произведения и иных лиц, которые им владеют13.

Отметим, что мы не поддерживаем позицию В.В. Ефремовой14 о том, что после смерти лица, изображенного на произведении, обнародование и использование его возможно лишь с согласия лиц, стро

А.В. Минбалеев - кандидат юридических наук, заместитель директора Уральского НИЦИС РНИИИС.

Произведения науки, литературы и искусства являются одними из самых распространенных результатов интеллектуальной деятельности и самых исследованных в отечественной и зарубежной юридической науке. Однако по вопросу определения категории "произведение" в науке нет единства мнений. Еще Г.Ф. Шершеневич применительно к литературному произведению указывал, что установление его точного, объективного понятия представляет значительную трудность для юристов, что вызвано неустойчивостью в оценке литературного значения того или другого рода произведения, а также отсутствием единого законодательного понятия произведения <1>. Как тогда, так и сейчас законодатель дает подробный перечень различных видов произведений, предоставляя науке задачу их обобщения. Сам Г.Ф. Шершеневич под литературным произведением понимал "продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе" <2>.

<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань: Типография Императорского университета, 1891. С. 154.
<2> Там же.

В дореволюционный период произведение также определяли как индивидуальное и неповторимое отражение объективной реальности <1>, "нематериальную вещь" <2>, "результат умственного труда, требующий большей или меньшей творческой или организаторской деятельности" <3>.

<1> См.: Панкевич Б.И. Объект авторского права // Записки Новороссийского университета. 1878. С. 141 - 199.
<2> Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 276.
<3> Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В трех томах. Т. 1 / Под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 593.

В советский период под произведением преимущественно понимали комплекс формально выраженных результатов творческой деятельности (идей, образов и т.п.). Так, В.И. Серебровский рассматривал произведение как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения <1>. М.В. Гордон произведением считал реально существующее явление окружающего нас мира, выступающее в качестве комплекса идей, образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде <2>. Некоторые авторы при анализе произведения определяли его как индивидуальное отражение объективной реальности <3>.

<1> См.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 32.
<2> См.: Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. С. 59.
<3> См.: Иоффе О.С. Советское гражданское право. В 3-х т. Т. 3. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. С. 5.

В современной юридической науке под произведениями также традиционно понимают результаты творческой деятельности, выраженные в той или иной объективной форме, охраняемые независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения.

Определение литературного и художественного произведения дается в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (от 9 сентября 1886 г.), согласно ст. 2 которой литературные и художественные произведения охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения. Открытый перечень литературных и художественных произведений включает в себя книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и другие объекты. Вместе с тем в тексте Конвенции не содержится определения произведения. В других ратифицированных Россией международных документах, посвященных авторским отношениям, также этого не делается (см. Всемирную конвенцию об авторском праве (от 6 сентября 1952 г.)). Определение произведения, а также конкретные случаи исключения из охраны авторским правом определенных объектов, обладающих признаками произведений, вырабатываются государствами самостоятельно на основании национального законодательства и судебной практики.

Российский законодатель при определении произведений науки, литературы, искусства устанавливает лишь примерный перечень их видов, а также их признаки. Так, к числу произведений согласно п. 1 ст. 7 Закона об авторском праве относятся:

  • литературные произведения, включая программы для ЭВМ;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

Практически аналогичный перечень видов произведений содержится в ст. 1259 части четвертой ГК.

Авторско-правовая охрана предоставляется произведениям, создаваемым в области науки, литературы и искусства. При этом возникает вопрос о том, только ли в этих сферах может охраняться произведение как объект авторского права? Представляется, что указание данных сфер стало определенной традицией в законодательстве. Анализ категорий "наука", "литература", "искусство" позволяет прийти к выводу, что они используются не в своем привычном значении, поскольку в противном случае взаимно накладывались бы друг на друга, а как определенные условные категории, примерно отражающие те творческие сферы человеческой деятельности, в которых создается наибольшее число произведений.

Признаки произведений

Одним из наиболее актуальных вопросов авторского права является определение признаков (критериев охраноспособности) произведений науки, литературы и искусства. В литературе традиционно в качестве таких признаков называется признание произведения в качестве результата творческой деятельности, его формальная определенность и охрана независимо от достоинств и назначения, а также от способа выражения. Рассмотрим их более подробно.

  1. Произведение является результатом творческой деятельности автора. Категория "творчество" на первый взгляд может показаться довольно простой для понимания, но в то же время в полной мере отразить ее в рамках единого понятия очень сложно. Как в дореволюционном и советском законодательстве, так и в современном понятия "творчество", "творческая деятельность" не нашли законодательного закрепления. В науке этот вопрос также вызывает дискуссии. Некоторые авторы под творчеством понимают сознательный и в большинстве случаев трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата <1>. Другие рассматривают творчество преимущественно как результат создания чего-то нового. Так, по мнению Э.П. Гаврилова, творчество - это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью <2>. О.А. Красавчиков творческой признавал самостоятельную деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной <3>.
<1> См.: Серебровский В.И. Указ. соч. С. 34.
<2> См.: Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М.: Наука, 1984. С. 83.
<3> См.: Советское гражданское право. Т. 2. М.: Высшая школа, 1985. С. 447.

Некоторые авторы предлагают рассматривать новизну как самостоятельный признак произведения, наряду с творческой самостоятельностью <1>. Так, В.Я. Ионас на основе предоставляемой п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г. возможности использования чужого произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения предлагал в качестве самостоятельного выделить признак новизны для любых произведений творчества <2>. Однако в авторском праве, охраняющем форму произведения, признак новизны является излишним, поскольку он "полностью поглощается признаком творчества" <3>.

<1> См.: Хейфец И.Я. Авторское право. М.: Советское законодательство, 1931. С. 51; Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954. С. 7; Чернышева С.А. Право отношения в сфере художественного творчества. М.: Наука, 1979. С. 75; Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юрид. лит., 1972. С. 11.
<2> См.: Ионас В.Я. Указ. соч. С. 12.
<3> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби", 2004. С. 111.

Представляется, что новизна не является неотъемлемым признаком творческого произведения. В большинстве случаев творческое произведение действительно будет новым, т.е. будет содержать оригинальные мысли, идеи, художественные образы, композиции, которые раньше не существовали. Произведение рассматривается в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот, а также если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения <1>.

<1> См.: Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004. С. 39.

Достаточно спорным является вопрос и о самостоятельности признака оригинальности произведения. Оригинальность произведения означает, что оно не должно быть скопировано с другого произведения и должно содержать значительный объем собственного творческого материала <1>. В ряде зарубежных стран (США, Великобритания, Франция и др.) оригинальность является обязательным признаком произведения. В России подобный признак объекта авторского права не находит отражения в законодательстве, но закрепляется в судебной правоприменительной практике <2>. Представляется, что вряд ли целесообразно рассматривать оригинальность как самостоятельный признак, поскольку он полностью охватывается понятием "творчество".

<1> См.: ЮНЕСКО. Азбука авторского права / Пер. и прим. В.В. Тарасовой. М.: Юрид. лит., 1982. С. 45.
<2> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 02.12.1997 N 4894/97; Постановление Президиума ВАС РФ от 24.03.1998. N 6961/97; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2001 по делу А56-10973/00; п. п. 1, 2 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47.

При характеристике произведения как объекта творческой деятельности надо также понимать, что этот результат не всегда является конечным по замыслу автора и зачастую те или иные наброски, первоначальные версии и иные незавершенные работы также могут иметь творческий характер и рассматриваться как самостоятельные произведения. Справедливым, наверное, поэтому будет рассматривать творчество как интеллектуальную деятельность человека, которая завершается производящим актом, в результате которого создаются новые (ранее неизвестные) и оригинальные результаты. При этом новизну произведения следует рассматривать в совокупности его оригинальных признаков, выражающихся в содержании, форме произведения, новых понятиях, определениях, идеях, образах, концепциях и т.п.

  1. Охране подлежат произведения, которые выражены в той или иной объективной форме (объективированы вовне). Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. При этом необходимо учитывать, что в законодательстве содержится лишь примерный перечень форм выражения произведений. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, в том числе проверка формальных критериев охраны в каком-либо государственном органе. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в Роспатенте. Несмотря на неразрывную связь произведения как объекта авторских прав с тем или иным материальным носителем, необходимо помнить, что произведениями являются "не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью" <1>.
<1> Мартынов Б.С. Права авторства в СССР / Ученые записки Всесоюзного ин-та юридических наук. Вып. IX. М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947. С. 135.

Формальная определенность произведения как признак предназначена в первую очередь для возможности установления творческого характера произведения, а также для удобства его воспроизведения. Представляется, что объективная форма выражения произведения неотъемлемо предполагает и возможность воспроизведения произведения. Хотя в юридической литературе по этому вопросу существует несколько точек зрения. По мнению одних авторов, объективная форма и воспроизводимость произведения являются единым признаком его охраноспособности, поскольку наличие объективной формы произведения уже свидетельствует о воспроизводимости <1>. Другие исследователи полагают, что воспроизводимость (воспроизводимость без участия самого автора, обращаемость) является самостоятельным признаком, что обусловливается возможностью утраты либо искажения произнесенных или исполненных произведений, которые не были материально зафиксированы <2>. Однако действующий законодатель не называет данный признак, поскольку в противном случае ограничивалось бы право автора на защиту объективно выраженных устных произведений, не закрепленных на материальных носителях.

<1> См.: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. С. 80, 81; Зильберштейн П.Л. Авторское право на музыкальные произведения. М.: Сов. композитор, 1960. С. 12; Чернышева С.А. Указ. соч. С. 76; др.
<2> См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 154; Серебровский В.И. Указ. соч. С. 41; Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск: Изд-во СЮИ, 1982. С. 10; Гаврилов Э.П. Указ. соч. С. 87; Гришаев С.П. Указ. соч. С. 39; др.
  1. Произведения науки, литературы и искусства охраняются независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения.

При охране произведения не должно приниматься во внимание, в какой области человеческой деятельности оно может быть применено, насколько эта область является актуальной и стоит ли вообще затрачивать на эту область усилия. Неважно также, может ли произведение соответствовать своему назначению либо вообще не иметь никакого реального назначения.

В юридической литературе некоторые исследователи в качестве одного из критериев охраноспособности произведения предлагали считать общественную полезность произведения <1>. Подобная позиция была подвергнута критике в науке, а действующее законодательство четко исходит из того, что произведения охраняются независимо от их назначения и достоинства.

<1> См.: Мартынов Б.С. Указ. соч. С. 136; Попов В.А. О понятии и признаках объекта авторского права // Проблемы советского авторского права. М., 1979. С. 64.

В случае соответствия произведения всем исследованным критериям оно будет охраняться российским авторским правом, если определенным образом связано с гражданством Российской Федерации или территорией РФ. В силу ч. 1 ст. 1256 ГК исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

  • на произведения, обнародованные на территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории РФ оно было опубликовано на территории РФ.

При предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Предоставление на территории РФ охраны произведениям в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на эти произведения на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Авторско-правовая охрана проектов официальных документов, символов и знаков

Одной из важных новелл части четвертой ГК является включение в число охраняемых авторским правом произведений проектов официальных документов, символов и знаков.

В соответствии со ст. 1261 ГК право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику). Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

Проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа либо знака без согласия разработчика, если проект обнародован разработчиком для использования этими органом или организацией либо направлен разработчиком в соответствующий орган или организацию. При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа, разработку официального символа или знака. После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика.

Кроме вышеназванных мер защиты прав авторов официальных документов, символов и знаков, вводимых частью четвертой ГК, сегодня уже можно говорить и о дополнительной защите прав авторов данных произведений. В частности, О.А. Рузаковой совершенно справедливо указывается необходимость учитывать, "что во всех иных случаях, когда подобные произведения создаются вне рамок служебных функций и автор по своей инициативе не предоставил его для официального использования, необходимо заключение договора с автором о выкупе всех имущественных прав на такой объект" <1>.

<1> Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности: Учебно-практическое пособие для вузов. М.: Элит, 2005. С. 46.

Авторско-правовая охрана названий и персонажей произведений

Длительное время в советской и российской юридической литературе и правоприменительной практике рассматривалась возможность охранять авторским правом не только сами произведения, но и такие их части, как название произведений и их персонажи.

Под частью произведения понимается "как механически выделенная из него часть (фрагмент картины, отрывок кинофильма, строфа произведения, заглавие произведения и т.п.), так и такая часть, которая создана с помощью другого лица (адаптация главы из книги и т.п.)" <1>. В.Е. Фридман предлагает под частью произведения понимать "элемент внутренней или внешней формы произведения при условии, что такой элемент обладает оригинальностью и потенциальной возможностью использования независимо от произведения в целом. Частью произведения могут являться название, персонажи, иные элементы внутренней или внешней формы произведения". Охрана части произведения как объекта авторского права традиционно рассматривается в рамках общей проблемы юридически значимых (охраняемых) и юридически безразличных (неохраняемых) элементов произведения. Так, В.Я. Ионас к неохраняемым элементам отнес тему, материал произведения, сюжет как схему событий и действий, о которых повествуется. К охраняемым элементам им были отнесены художественная форма, включая систему образов и язык <2>. Художественный образ всегда первоначально рождается в воображении автора, облекается им в слова, звуки или изобразительные объекты, а затем воссоздается в воображении читателя, зрителя, слушателя. Образы являются охраняемыми, если представляют результат творческой деятельности и могут использоваться самостоятельно, независимо от произведения, частью которого они являются.

КонсультантПлюс: примечание.

<1> Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" с судебной практикой. М.: Экзамен, 2003. С. 46.
<2> См.: Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Юрид. литература, 1963. С. 28.

Частью произведения может являться и его название. Защита названия произведения осуществляется сегодня в силу ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" и активно реализуется на практике. Так, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название "Энциклопедия для детей и юношества". Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком, и состоящего из нескольких томов под общим названием "Энциклопедия для детей". Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям. Согласно ст. 6 Закона об авторском праве к объектам авторского права относится и часть произведения, включая его название, которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания "Энциклопедия для детей" очевидна <1>.

<1> См.: п. 2 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47.

В соответствии с частью четвертой ГК авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают другим признакам объекта авторского права.

Многие исследователи уже давно относят персонажи к числу охраняемых авторским правом объектов. Так, В.Е. Фридман указывает, что персонажи, созданные творческим усилием автора и обладающие признаками оригинальности, представляют собой элемент формы произведения, а не его идею, поэтому предлагается авторско-правовая охрана имени персонажа, его внешнего вида (визуальное изображение) и иных индивидуальных характеристик, при условии, что персонаж является оригинальным и в его отношении существует реальная или потенциальная возможность самостоятельного использования <1>. При этом следует учитывать, что критерий оригинальности предполагается в связи с творческим характером создания произведения и не выделяется в России как самостоятельный. Законодатель поддержал концепцию отнесения персонажей к объектам авторского права, а в качестве критерия охраноспособности распространил общие условия авторско-правовой охраны. В то же время в части четвертой ГК не раскрывается содержание категории "персонаж произведения". И здесь следует согласиться с В.Е. Фридман, что обязательной охране должны подлежать имя персонажа, его внешний вид (визуальное изображение) и иные индивидуальные характеристики.

<1> См.: Фридман В.Е. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в России и США: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8 - 12.

Авторско-правовая охрана писем, дневников, личных заметок, интервью

Данные объекты не названы в законодательстве в качестве самостоятельных объектов авторско-правовой охраны, хотя таковыми являются по своей правовой сущности. Режим использования личных писем, заметок, дневников предполагает выполнение следующих требований. Во-первых, обнародование этих произведений может осуществляться только с согласия автора. Во-вторых, такие документы, как правило, носят частный характер, затрагивая персональные данные лица и сведения, составляющие тайну его личной и семейной жизни. Поэтому защита этих произведений осуществляется не только авторским правом, но и напрямую связана с обеспечением конституционного права граждан на охрану неприкосновенности частной жизни. Подготовка к публикации или опубликование дневников, заметок и писем без разрешения авторов либо его родственников является основанием для обращения в суд с иском о запрещении опубликования, об изъятии из обращения уже изданных материалов, а также о компенсации нанесенного морального вреда.

Интервью как объект авторского права представляет собой результат творческой деятельности двух лиц - репортера (интервьюера) и лица, дающего интервью (интервьюируемого), т.е. результат соавторства. Согласно сложившейся практике такое соавторство оформляется подписью журналиста и визой интервьюируемого. Одним из наиболее сложных моментов, связанных со взятием интервью на практике, является решение вопроса о гонораре интервьюируемому. Зачастую последние и не догадываются о праве на часть вознаграждения, которое получают журналисты за интервью в редакции СМИ. Между тем согласие записать интервью и согласие на использование интервью определенным образом не влекут за собой отказа от получения гонорара.

Произведения, не являющиеся объектами авторского права

Одним из наиболее актуальных вопросов при характеристике произведений науки, литературы и искусства является определение объектов, на которые авторские права не распространяются.

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. В силу ряда федеральных законов (например, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") информация, содержащаяся в официальных документах, является общедоступной. Запрет свободного использования таких актов противоречил бы государственным и общественным интересам. По мнению некоторых ученых, нормативные акты и аналогичные им документы являются также произведениями, а исключены из сферы правового регулирования в силу прямого указания закона для того, чтобы обеспечить их широкое и беспрепятственное использование <1>. Другие ученые считают, что факт авторства на официальный документ должен означать, что у лиц, создавших документ, существуют определенные авторские права - в первую очередь право авторства, но комплекс их значительно меньше того, который присущ субъектам авторского права в отношении произведений, обладающих авторско-правовой охраной <2>. Действительно, следует признать, что официальные документы по своей правовой сущности могут признаваться произведениями, но не охраняются авторским правом;

КонсультантПлюс: примечание.

Принцип автоматической охраны распространяется на произведения литературы, науки и искусства, если выполнены следующие условия охра­носпособности:

объективное существование произведения;

творческий характер произведения;

правомерность использования охраняемых объектов.

1. Условие объективного существования произведения означает действительное существование произведения независимо от его автора. Другими словами, правовая охрана может распространяться только на ре­ально существующие произведения, доступ к которым могут иметь иные люди (представители публики) в любой ими выбранный момент времени.

Как уже отмечалось при обсуждении принципа дуализма интеллекту­альной собственности (см. § 1.9), нематериальный объект интеллектуаль­ной собственности может объективно существовать только будучи вопло­щенным на материальном носителе либо на таком носителе должно быть воплощено исполнение произведения. Лишь тогда представители публики могут получить доступ к произведению по своему выбору. В противном случае доступ к произведению без посредничества автора невозможен.

Итак, правовая охрана может быть обеспечена, если произведение воплощено в любом материальном носителе, допускающем его использо­вание. Например, произведение литературы, как правило, записывается на бумажном носителе с помощью той или иной системы письменности рукописным, машинописным или компьютерным способом. Музыкаль­ное произведение может быть записано на бумажном носителе с помощью нотной записи, а исполнение такого произведения - на магнитном или оптическом носителе с использованием аналоговой или цифровой запи­си. Скульптурное произведение создается из самого материального носи­теля.



§ 2.8. Условия правовой охраны 81

Бернская конвенция предоставляет странам «право предписать, что литературные и художественные произведения или какие-либо определен-ные их категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме» 1 . Однако страны с переходной экономикой не воспользовались этим положением и не отождествили объективное су­ществование произведения с материальной формой его существования, как это сделано в других странах.

2. Условие творческого характера означает, что произведение должно быть результатом творческого труда его автора. Это условие отсутствует в международных договорах, однако в национальном законодательстве оно часто закреплено. Косвенное указание на условие творческого характера произведения имеется в ст. 2(5) Бернской конвенции, в соответствии с которой составные произведения (см. § 2.12) охраняются, если они пред­ставляют собой «по подбору и расположению материалов результат ин­теллектуального творчества» 2 . Причем под «материалами» понимаются произведения, входящие в составное произведение. Поэтому включенные в сборник произведения также могут считаться результатом творчества.


Таким образом, произведение должно являться результатом творчест­ва, чтобы быть охраняемым. Понятие творчества не определяется в зако­нодательстве, но считается, что в результате творческой деятельности создается все качественно новое и оригинальное, неповторимое и уни­кальное, в том числе произведения литературы, науки и искусства. Твор­ческий характер произведения выражается в его новизне и ориги­нальности как по форме, так и по содержанию.

Условие творческого характера может относиться как к произведению в целом, так и к его частям, но не к отдельным лексическим, синтаксиче­ским, фразеологическим или коммуникативным единицам и образовани­ям. Например, в литературном произведении используются в основном общеизвестные слова и фразы. В большинстве предложений невозможно усмотреть никакого творческого начала. Поэтому отдельные общеизвест­ные слова, фразы и даже отдельные предложения могут не отвечать условию творческого характера, а значит, не могут охраняться авторским правом как части произведения. Положение естественное, поскольку в противном слу­чае автор мог бы предъявлять претензии к иным лицам, которые использу­ют обычные слова, обычные фразы, обычные предложения в иных произ­ведениях. С другой стороны, вполне определенная совокупность этих же общеизвестных слов, простых фраз и предложений может соответствовать условию творческого характера. Таким образом, отдельные элементы про­изведения не могут охраняться авторским правом, а само произведение в целом или в части, а также его название авторским правом охраняться могут.

" См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведе­ний. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 9. 2 Там же.


3. Условие правомерности использования охраняемых объектов относит-

к произведениям, которые созданы с использованием других произ-

ений, прежде всего составных (см. § 2.12) и производных (см. § 2.13).

иное условие означает, что любое (вторичное) произведение, получен-

е из других произведений (первичных), может признаваться объектом

орского права только в том случае, если оно создано с разрешения

авообладателей используемых произведений.

Условия охраноспособности, сформулированные выше, являются не-

одимыми и достаточными для возникновения правовой охраны, поэто-

любые иные условия, которые могли бы влиять на возникновение охра-

Не считаются обязательными и необходимыми.

В частности, возникновение охраны не зависит от содержания произведе-, т. е. от достоинства и назначения произведения. Содержательный уро-нь произведения влияет на востребованность произведения, хотя пря-й связи между востребованностью произведения и его содержательным овнем не существует. Обычно коммерческим успехом пользуются про­ведения скандального содержания. Произведения, рассчитанные на удированного, развитого, подготовленного читателя, иногда не пользу-ся массовым успехом. Успех одних произведений и равнодушие к дру-м произведениям являются индикатором духовного, интеллектуального образовательного уровней общества и характеризуют приоритеты тех Или иных ценностей в жизни человека и общества.

В любом произведении могут быть отображены, воплощены, выражены или объяснены всевозможные мысли, идеи, принципы, концепции, откры­тия, методы, процессы или содержится просто информация. Однако неза­висимость охраны от содержания произведения означает, что никакие идеи, мысли и информация, изложенные или воплощенные в произведении, не охраня­ются. Это следует из Бернской конвенции 1 , Соглашения ТРИПС 2 и Дого­вора ВОИС по авторскому праву 3 .

Независимость охраны от содержания произведения ведет к очень важ­ному выводу: нельзя запретить правовую охрану произведения любого содержа­нии, даже если оно противоречит интересам каких-либо лиц и групп, идеологии или взглядам политических партий, господствующих политических доктрин, Государства и т. д. Явная или скрытая цензура не может лишить автора его прав. Несмотря на то что обычно понимаемые демократия и гражданское Общество отвергают цензуру в большинстве сфер деятельности, Бернская конвенция признает право цензуры, поскольку ее положения «не могут ни В чем затрагивать право правительства каждой из стран Союза разрешать, контролировать или запрещать в законодательном или административном

1 См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведе­ний. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 10.

См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement) (1994). Geneva: WIPO, No 223(E). 2000. P. 20. См.: Договор ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 6.


порядке распространение, исполнение или показ любого произведения или постановки, в отношении которых компетентный орган признает не­обходимым осуществить это право» 1 . Другими словами, в соответствии с Бернской конвенцией любое государство имеет право разрешать или запре­щать распространение любого произведения, т. е. осуществлять цензуру.

Вполне оправданы меры, предпринимаемые государствами для конт­роля и ограничения содержания произведений литературы, науки и ис­кусства с целью пресечения преступлений против мира и безопасности, в том числе информационных, против конституционных прав и свобод человека, его чести и достоинства. Например, во многих странах запре­щена пропаганда войны, терроризма, бандитизма, геноцида, экоцида; разжигание расовой, национальной либо религиозной вражды или роз­ни, порнография, клевета, призывы к свержению или изменению кон­ституционного строя, достижению государственной власти насильствен­ными методами, совершению иных преступлений против государства и его граждан.

Кроме того, запрещено создание и разработка вредоносных компью­терных программ, в том числе компьютерных вирусов, а также программ для неправомерного и несанкционированного доступа к защищенным компьютерным системам и сетям с целью овладения, модификации и ис­пользования хранящейся информации.

В произведениях не должны в той или иной форме сообщаться сведе­ния, составляющие государственную, коммерческую тайну, или сведения, которые могут быть использованы в ущерб интересам государства.

Таким образом, фактически законодательство может налагать ограни­чения на содержание произведений литературы, науки и искусства, хотя это редко признается цензурой содержания произведения. Существует весьма зыбкая грань между свободой и общественной безопасностью.

В заключение рассмотрим соотношение между формой и содержанием произведения. Иногда утверждают, что авторское право охраняет форму, но не содержание произведения. Такое понимание соотношения формы и со­держания ошибочно. Понятно, что здесь речь идет не о форме воплощения произведения на материальном носителе, а о воплощении авторами идей, мыслей, сюжетов, тем, гипотез, теорий, законов, открытий и проч. в про­изведениях литературы, науки или искусства. Результат этого воплощения и представляет собой содержание произведения. В этом смысле воплоще­ние и содержание - это одно и то же, поэтому нет никакого противоречия и различия между формой и содержанием произведения. Другими слова­ми, одни и те же идеи или мысли могут быть выражены во множестве про­изведений, и каждая новая форма означает новое содержание и тем самым новое произведение.


Наличие ограничений исключительного права (см. § 1.12 и § 4.15) подтверждает, что авторское право охраняет любую и каждую часть произ­ведения, в том числе и его название, при условии, естественно, их творче­ского характера. В еще большей мере охрана содержания подтверждается мерами ответственности за плагиат, который устанавливают при «побук-венном сравнении» оригинального и заимствованного произведения. Ес­ли оказывается, что в некотором произведении содержатся значительные части оригинального произведения, - это плагиат. Все это подтверждает, что охраняется вся совокупность слов в форме, выбранной автором. Анало­гичное справедливо и для произведений искусства.

Понятие и виды личных неимущественных прав автора

Понятие, признаки и виды произведений науки, литературы и искусства

Распоряжение интеллектуальными правами

Статья 1107. Виды договоров по распоряжению имущественными правами интеллектуальной собственности.
1. Распоряжение имущественными правами интеллектуальной собственности осуществляется на основании следующих договоров 1.лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности 2.лицензионный договор; 3.договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности; 4договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности; 5.иной договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности.

2. Договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности заключается в письменной форме. При несоблюдении письменной формы договора о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности такой договор является ничтожным. Законом могут быть установлены случаи, в которых договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности может заключаться устно.

Ст.1259 ГК.произведение –совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Существует общее правило исчисления срока действияимущественных авторских правах, которое основывается на принципе определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора:

Статья 192 ГК РФ устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от общего правила:

2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования.

3) если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования;



Однако после присоединения к Бернской конвенции (1995 г.) все произведения иностранных авторов охраняются точно также, как и российских, подсчет сроков охраны такой же, как для наших (с минимальными исключениями, например, если у них срок короче и произведение уже не охраняется, то и мы прекращаем его охранять).

Эти правила Бернской конвенции действуют ретроактивно, то есть охрана восстанавливается и распространяется на те произведения, которые ранее не охранялись.

Субъекты авторского права -это лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Это создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели, а также создатели производных произведений (переводы, переработки, аранжировки) приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

Субъекты- физические лица (граждане РФ, иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также госуд-во в целом) и юридические лица (издатели газет, журналов,изготовители аудиовизуальных произведений, работодатели авторов служебных произведений…)

1) латинской буквы "С" в окружности: c;

2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга.

нераздельное,

(Пр. нераздельного соавторства - творчество писателей –романы, они не выделяют свои части коллективных произведений, раздельное соавторство - коллективный учебник главы которого, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно).

Право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно.

К наследникам переходят в основном а. права, которые носят имущественный характер. Личные неимущественные права по наследству не переходят. При этом наследники вправе:

Осуществлять охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, если только автор не назначил в своем завещании для этих целей специальное лицо.
- разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора.

А. права наследников ограничены установленным законом сроком. и действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 1281 ГК). Исключения:

А. права переходят к наследникам как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу.

А. права могут переходить к иным правопреемникам на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров это издательства, киностудии и др. организации занимающиеся использованием произведений.

Статья 1370. Служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец

1. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом.

3. Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.

4. При отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином (пункт 3 настоящей статьи) работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана.

Если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит работнику. В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора - судом.

Если работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, либо примет решение о сохранении информации о таких изобретении, полезной модели или промышленном образце в тайне и сообщит об этом работнику, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.

5. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, не являются служебными. Право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат работнику. В этом случае работодатель вправе по своему выбору потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного результата интеллектуальной деятельности для собственных нужд на весь срок действия исключительного права либо возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием таких изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Статья 1371. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по договору

1. В случае, когда изобретение, полезная модель или промышленный образец созданы при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали их создание, право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

В этом случае заказчик вправе, если договором не предусмотрено иное, использовать созданные таким образом изобретение, полезную модель или промышленный образец в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента без выплаты за это использование дополнительного вознаграждения. При передаче подрядчиком (исполнителем) права на получение патента или отчуждении самого патента другому лицу заказчик сохраняет право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца на указанных условиях.

2. В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента или исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец передано заказчику либо указанному им третьему лицу, подрядчик (исполнитель) вправе использовать созданные изобретение, полезную модель или промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента, если договором не предусмотрено иное.

3. Автору указанных в пункте 1 настоящей статьи изобретения, полезной модели или промышленного образца, не являющемуся патентообладателем, выплачивается вознаграждение в соответствии с пунктом 4 статьи 1370 настоящего Кодекса.

Статья 1372. Промышленный образец, созданный по заказу

1. В случае, когда промышленный образец создан по договору, предметом которого было его создание (по заказу), право на получение патента и исключительное право на такой промышленный образец принадлежат заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

2. В случае, когда право на получение патента и исключительное право на промышленный образец в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принадлежат заказчику, подрядчик (исполнитель) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такой промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.

3. В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента и исключительное право на промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.

1)личные имущественные (могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права)

2)Личные неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

К личным неимущественным правам относят:

Право на обнародование – сам может обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме.

Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. - это право на отзыв.

Право на воспроизведение

Право на распространение(путем продажи, сдачи в прокат)

Право на импорт выражается в возможности, т.е. ввозить из-за границы.

Право на публичный показ

Право на публичное исполнение

Право на передачу в эфир

Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю (т.е. для абонентов, имеющих специальные приставки к своим радио- или телеприемникам).

Право на перевод

Срок действия искл авторских прав - в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, затем переход в общественное достояние, исключ.- право на имя и право на защиту репутации автора после его смерти осуществл-ся его наследниками или спец. Уполномоченным органом.

Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (Ст. 1274 ГК).

Свободное использование ограничено определенными пределами:

1) оно возможно только в отношении правомерно обнародованных (или опубликованных) произведений. Искл:- случаи публичного исполнения муз-х произведений во время официальных или религиозных церемоний и воспроизведения произведений для судебных целей.

2) оно не ограничивает личные неимущ. права автора, т.к. закон требует указывать имя автора и источник заимствования.

3) св. использование допустимо только при условии, если оно:

а) не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения;

В информационных целях (воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю), если это не было специально запрещено автором.

Свободное воспроизведение произведений для судебных целей

Свободное использование произведений, расположенных в местах, открытых для свободного посещения. В отношении произведений архитектуры, изо. искусства и фотографии, постоянно расположенных в месте, открытом для свободного посещения, допускается как их воспроизведение, так и передача в эфир.

Разрешается также воспроизведение средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения по кабелю произведений.

В научных, образовательных, культурных, социальных целях.

Разрешается свободное использование правомерно обнародованных произведений:
1) путем цитирования в научных, исследовательских, и информационных целях.

2) в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) путем воспроизведения рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
- Допускается свободное репродуцирование правомерно опубликованного произведения в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
1) библиотекам и архивам для замены утраченных или испорченных экземпляров произведения;
2) библиотекам и архивам по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях.

Организациям эфирного вещания разрешается делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир. Организация должна уничтожить запись в течение 6 месяцев после ее изготовления, если более продолжительный срок хранения не был согласован с автором. Запись может быть сохранена без согласия автора в официальных архивах, когда она носит исключительно документальный характер.


В широком смысле понятие авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Применительно к конкретным лицам определение авторское право понимается как совокупность принадлежащих автору (физическому лицу) имущественных и личных неимущественных (духовных) прав в отношении созданного им творческим трудом произведения науки, литературы и искусства, обладающим новизной и оригинальностью.


Произведения, отнесенные ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав:

    Произведения науки, литературы и искусства;

    драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

    хореографические произведения и пантомимы;

    музыкальные произведения с текстом или без текста;

    аудиовизуальные произведения;

    произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

    фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

    географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

    другие произведения.

Указанный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. К объектам авторского права могут быть отнесены и иные виды произведений науки, литературы и искусства при условии соответствия требованию закона: быть результатом творческой деятельности, выраженным в какой-либо объективной форме.

Исходя из вида интеллектуальной творческой деятельности, произведения делятся на произведения науки, литературы и искусства.

    Научное произведение - произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли, ранее неизвестные процессы современной жизни.

    Научными произведениями являются научно-техническая документация, описание научно-исследовательской работы, конструкторская, технологическая, строительная документация, различные научные брошюры, журналы и т.д.

    Литературное произведение - продукт художественно-литературного творчества, выраженный в определенной форме, например, рассказы, повести, романы, сказки, дневники, частные письма, лекции, доклады и др.

В настоящее время возрастает интерес к фотографическим произведениям. Фотографии бывают художественными и научно-техническими. Художественные фотографии относятся к произведениям искусства. Фотографии, сделанные для целей геологии, географии, рентгеновские снимки по своим особенностям близки к научным произведениям.


    литературные произведения, научные труды , включая программы для ЭВМ и базы данных , которые охраняются как литературные произведения;

    производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

    составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы