Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Местное самоуправление в современной России – сложное многоаспектное социальное явление:

1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи следующие признаки: самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

2) это система социальных институтов; элемент гражданского общества.

3) это специфический уровень публичной власти;

4) это децентрализованная форма управления, предполагающая определенную самостоятельность и автономность местных органов;

5) это одна из основ конституционного строя России: в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.

6) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования; право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) приводит следующее определение: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Данное определение позволяет выделить основные признаки , характеризующие местное самоуправление.

1. Федеральный закон определяет местное самоуправления через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

2. Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

3. Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Местное самоуправление осуществляется с учетом с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление может осуществляться гражданами как путем прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы и т.д.), так и через выборные органы. Причем органы местного самоуправления не являются государственными, они выделены из системы государственных органов, что привело к многочисленным дискуссиям о природе местного самоуправления.

Природа местного самоуправления – это основа местного самоуправления, отражающая его сущность и позволяющая выявить коренные отличия между моделями местного самоуправления. Различают общественный характер природы местного самоуправления (примером является земская модель местного самоуправления), государственный характер (советская модель) и общественно-государственный характер (новая модель).

В исследовательской литературе ведутся споры о характере природы современной модели местного самоуправления. Какой характер она носит: общественный как земская модель или государственный как советская модель местного управления?

В действительности новой модели местного самоуправления присущи признаки, свидетельствующие как об общественном, так и о государственном характере природы.

Например, для нее характерны следующие признаки:

1) население местного сообщества проживает на территории государства, жители муниципального образования является гражданами государства;

2) статус местного сообщества устанавливается, гарантируется и защищается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Федерации;

3) местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;

4) полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственно-властный) характер и т.д.

Перечисленные признаки свидетельствуют о близости органов местного самоуправления к государственным органам, об их тесном взаимодействии, что доказывает государственную природу местного самоуправления.

Однако существуют и другие признаки, например:

1) население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения на определенной территории;

2) население по законодательству самостоятельно определяет структуру органов муниципального образования, органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата;

3) органы в системе местного самоуправления не имеют строгой соподчиненности друг к другу и иерархичности;

4) материально-финансовую базу муниципального образования составляет муниципальная собственность;

5) представительные органы муниципального образования самостоятельно устанавливают местные налоги;

6) органы управления муниципального образования приближены к населению и имеют с ним более тесную связь, чем федеральные органы.

Данные признаки характерны для общественной формы организации.

Несмотря на организационное обособление местного самоуправления, пределы его самостоятельности ограничиваются рамками предоставленных ему полномочий. Власть местного самоуправления – подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью. В отличие от центральной государственной власти местная власть не может сама себя реформировать. Организационное обособление местного самоуправления подразумевает наделение его определенной компетенцией для решения местных вопросов и осуществление этой компетенции самостоятельно на основании закона, но не более того.

Таким образом, современное местное самоуправление как специфическая форма власти одновременно сочетает в себе два начала: общественное и государственное, что позволяет говорить о новом – смешанном, комбинированном – общественно-государственном характере природы новой модели местного самоуправления в современной России.

Понятие и признаки местного самоуправления.

Местное самоуправление в современной России – сложное многоаспектное социальное явление:

1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи следующие признаки: самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

2) это система социальных институтов; элемент гражданского общества.

3) это специфический уровень публичной власти;

4) это децентрализованная форма управления, предполагающая определенную самостоятельность и автономность местных органов;

5) это одна из основ конституционного строя России: в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.

6) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования; право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) приводит следующее определение: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Данное определение позволяет выделить основные признаки, характеризующие местное самоуправление.

1. Федеральный закон определяет местное самоуправления через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

2. Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.



3. Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

27.Природа местного самоуправления: "общественный" подход, "государственный" подход

Природа местного самоуправления – это основа местного самоуправления, отражающая его сущность и позволяющая выявить коренные отличия между моделями местного самоуправления. Различают общественный характер природы местного самоуправления (примером является земская модель местного самоуправления), государственный характер (советская модель) и общественно-государственный характер (новая модель).

В исследовательской литературе ведутся споры о характере природы современной модели местного самоуправления. Какой характер она носит: общественный как земская модель или государственный как советская модель местного управления?



В действительности новой модели местного самоуправления присущи признаки, свидетельствующие как об общественном, так и о государственном характере природы.

Например, для нее характерны следующие признаки:

1) население местного сообщества проживает на территории государства, жители муниципального образования является гражданами государства;

2) статус местного сообщества устанавливается, гарантируется и защищается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Федерации;

3) местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;

4) полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственно-властный) характер и т.д.

Перечисленные признаки свидетельствуют о близости органов местного самоуправления к государственным органам, об их тесном взаимодействии, что доказывает государственную природу местного самоуправления.

Однако существуют и другие признаки, например:

1) население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения на определенной территории;

2) население по законодательству самостоятельно определяет структуру органов муниципального образования, органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата;

3) органы в системе местного самоуправления не имеют строгой соподчиненности друг к другу и иерархичности;

4) материально-финансовую базу муниципального образования составляет муниципальная собственность;

5) представительные органы муниципального образования самостоятельно устанавливают местные налоги;

6) органы управления муниципального образования приближены к населению и имеют с ним более тесную связь, чем федеральные органы.

Данные признаки характерны для общественной формы организации.

Несмотря на организационное обособление местного самоуправления, пределы его самостоятельности ограничиваются рамками предоставленных ему полномочий. Власть местного самоуправления – подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью. В отличие от центральной государственной власти местная власть не может сама себя реформировать. Организационное обособление местного самоуправления подразумевает наделение его определенной компетенцией для решения местных вопросов и осуществление этой компетенции самостоятельно на основании закона, но не более того.

Таким образом, современное местное самоуправление как специфическая форма власти одновременно сочетает в себе два начала: общественное и государственное, что позволяет говорить о новом – смешанном, комбинированном – общественно-государственном характере природы новой модели местного самоуправления в современной России.

Принципы местного самоуправления

Принципы: самостоятельность населения в решении вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и деятельности местного самоуправления; гласность деятельности местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления; государственные гарантии местного самоуправления.



Принципы: принцип субсидиарности; принцип соответствия финансовых ресурсов задачам, полномочиям МС; принцип (возможность) судебной защиты; принцип минимального административного вмешательства гос. уровня в МС; принцип финансовой гарантии; принцип подзаконности МС.

Городское самоуправление в дореволюционной России

Александр II Согласно Городовое положение от 16 июня 1870г.: избирательное право предоставлялось каждому городскому жителю, независимо от сословия, к которому он принадлежал. Были установлены главные требования.

Все лица, имеющие право на участие в выборах, вносились в списки в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающегося с каждого из них сбора в доход города.

Управление городом осуществлялось городской думой и городской управой. Явный приоритет имела представительная власть. Губернатор осуществлял надзор только за законностью действий местных органов власти.

Городовое положение 1892г. Александре III урезало избирательное право для граждан, что привело к уменьшению числа избирателей в 6-8 раз. Усилилась исполнительная власть в городе. Управление было поставлено в более независимое положение от думы. Городские чиновники зависели уже не от думы, а от государственной администрации. Городской голова и члены управы считались состоящими на государственной службе. Губернатор получил право делать им предписания и указания, снимать с должности. Дума же этого права была лишена.

Местная администрация

Местнаяадминистрация может иметь достаточно сложную организацию, в которой требуется установить место каждой ее составляющей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах определенной компетенции органом, структурным подразделением органа, наконец, должностным лицом.



Местные администрации в принципе не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения принимаются не самой администрацией, а должностным лицом.

Администрация - аппарат управления, обеспечивающий исполнение полномочий высшего должностного лица.

В структуру местной администрации входят как чисто аппаратные подразделения, так и органы с правом принятия решений по установленному кругу вопросов.

Под структурой местной администрации понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования ― отделы, комиссии, комитеты, управления и т. п.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

12. Глава муниципального образования

Глава муниципального образования подписывает и отвечает за обнародование принятых представительным органом нормативных правовых актов независимо от того, возглавляет ли он представительный орган или местную администрацию. Если гл.мун.образования совмещает должность гл.админимтр., то он обладает правом вета, представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями; несет персональную ответственность перед населением муниципального образования.

Глава муниципального образования можетвозглавлятьлибопредставительныйорганмуниципальногообразования,либоместнуюадминистрацию .

Именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования в конкретном поселении или ином муниципальном образовании -представительный или местную администрацию(как назначает в конкретном случае).

Если представительный орган муниципального района формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений…

В поселениях с численностью менее 1 000 человек и сельских поселениях допускается совмещение полномочий главы представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.

Англосаксонская модель МС

1.Местные представительные органы автономны по отношению к центральной власти и власти вышестоящих уровней.

2.Отсутствует прямое подчинение нижестоящих исполнительных органов местного самоуправления вышестоящим.

3.На местах нет представителей центрального правительства.

4.Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенно (через суд), а также посредством финансовых рычагов (субсидии, дотации и т. д.)

5.Формирование представительных органов власти осуществляется населением посредством всеобщих прямых выборов.

Как правило, функционируют два уровня в Англии - графство и округ, а там, где есть приходы и общины, - даже три уровня местного самоуправления.

Все функции местного управления распределяются между советом графства и советом округа. Там, где три уровня местного управления,: советами графств, советами округов и приходскими (общинными) советами либо собраниями приходов (общин). Разграничением полномочий занимается парламент. Между уровнями нет соподчиненности.

Каждый совет округа состоит из председателя (мэра в городах) и советников. Председатель (мэр) избирается большинством голосов на собрании совета, которое ежегодно проходит в марте-апреле из числа советников.

Обычный срок службы его один год, но он может переизбираться любое число раз.

Каждый муниципалитет выбирает совет представителей. Выборы в муниципальный совет проходят либо раз в четыре года, либо ежегодно переизбирается одна треть.

Каждый член совета представляет свое территориальное образование, входящее в состав муниципалитета. Выборы обычно проходят по партийным спискам, и большинство членов совета являются представителями одной из трех основных партий страны.

Представители партийного большинства в совете выдвигают кандидатов на пост председателя и членов кабинета. Они разрабатывают и принимают на работу государственных служащих во главе с управляющим делами. В штат муниципалитета также входят ответственные секретари, каждый их которых отвечает за ту или иную службу. Назначение на эти должности производится президиумом совета в присутствии представителей всех политических партий входящих в совет.

Из местных налогов финансируется 24 % расходов, остальная часть - при помощи системы государственных субсидий.

Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа: общее и особенное

Принципиален вопрос об эффективности разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Эффективным может быть признано разграничение, закрепляющее за каждым уровнем те предметы ведения, которые он может решать наилучшим образом. Принцип субсидиарности.

Для определения предметов ведения местного самоуправления в российском законодательстве используется термин «вопросы местного значения». К ним принято относить такие вопросы:

1.которые могут самостоятельно решаться населением или органами местного самоуправления, не требуя вмешательства органов государственной власти;

2.последствия решения которых не выходят за пределы территории данного муниципального образования, т. е. не оказывают неблагоприятных воздействий на соседние территории.

Вопросы местного значения, отнесенные российским законодательством к предметам ведения местного самоуправления, можно разбить на две большие группы: вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций, и вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и оказанием муниципальных услуг населению.

Вопросы второй группы, связанные с оказанием муниципальных услуг населению, в свою очередь, можно разбить на две группы. Для одной закон употребляет термины «организация», «содержание», «обеспечение». Для другой группы вопросов термины «создание условий» и «участие».

В Федеральном законе 1995 года (ст. 6) для всех муниципальных образований был установлен единый перечень вопросов местного значения из 30 пунктов.

ФЗ 2003 года:

1. Общими для всех типов муниципальных образований являются вопросы формирования, утверждения и исполнения соответствующих бюджетов, контроль их исполнения, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

2. К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных в основном с повседневным жизнеобеспечением населения.

3. Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу, что в границах поселения за их решение отвечает оно само, а за межпоселенческие вопросы - муниципальный район.

4. Исключительно на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание.

Местный бюджет

Местный бюджет- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств муниципального образования.Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства хозяйственных обществ. К ним относятся:-финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;-финансовые ресурсы немуниципальных предприятий и других хозяйственных обществ, используемые ими для финансирования строительства и содержания социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов на территории муниципального образования.

Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей из них является гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.

Самостоятельность формирования местных бюджетов означает, что рассмотрение проекта бюджета, его утверждение, контроль исполнения и утверждение отчета о его исполнении осуществляет представительный орган муниципального образования. К ведению исполнительных органов относятся составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и распоряжение его средствами. К полномочиям контрольного органа муниципального образования относится контроль использования выделенных бюджетных ассигнований. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается наличием у муниципальных образований собственных источников доходов и их правом определять направления расходования средств.

При недостатке собственных финансовых средств муниципальные образования вправе привлекать заемные средства.

Доходы местного бюджета

Законодательство разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий.Также дотации выступают в качестве собственных налогов.

Собранные на территории муниципального образования:Местные налоги и сборы. Законодательно закрепленные доли федеральных и региональных налогов. Имущественные доходы. Средства самообложения граждан. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий. Часть доходов от оказания платных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями. Штрафы, зачисляемые в местные бюджеты.Другие источники.

Полученные из бюджетов других уровней: Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов. Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов МО. Субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий.Иная финансовая помощь

Доходы муниципального образования подразделяются на налоговые и неналоговые. К налоговым доходам относятся местные налоги плюс доходы от федеральных и региональных налогов.Неналоговые доходы:Доходы от платных услуг казенных учреждений. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Доходы от продажи, использования имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (имущественные доходы). Средства самообложения граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.Трансферты.

Расходы местного бюджета

Расходы местных бюджетов делятся на текущие и капитальные. К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также прочие расходы бюджетов, не включае­мые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Расходная часть местных бюджетов включает:расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ;расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска;поддержка поселений (муниципального района);отрицательные трансферты.

В расходной части муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов.

Доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбалансированы.Органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов ме­стных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения.

Муниципальные минимальные социальные стандарты - это показатели объемов и качества муниципальных услуг, предоставляемых на территории конкретного муниципального образования.

Органы местного самоуправления должны вести реестры расходных обязательствмуниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

В бюджете текущих расходов могут выделяться «защищенные статьи», по которым сокращение расходов недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Средства бюджета развития (капитальные расходы) расходуются на капитальное строительство, ремонт и иные инновационные мероприятия.

Понятие и отличительные признаки местного самоуправления

ЕХ Под мест­ным самоуправлением понимается право и реальная способность орга­нов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями.

ФЗ1995 г.: «Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность дея­тельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из инте­ресов населения, его исторических и иных местных традиций».

Отличие формулировок российских законов от Европейской Хар­тии местного самоуправления. Именно реальная способность, прежде всего, экономическая и финансовая, является главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998г. названной Хартии требует учета всех ее отправных положений.

Европейской Хартией местного самоуправления установлено, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны». Конституцией РФ (ст. 3).

Л. Велихов (признаки): 1.различие в характере власти. 2.разграничение сфер компетенции.3.самостоятельные источники средств. 4.территориально-ограниченный выборный принцип.

Из лекций: Наличие территории с административными границами; Наличие местного сообщества; Наличие самостоятельного бюджета; Наличие муниципального имущества; Наличие выборного органа; Наличие Устава; Публичность; Подзаконность.

Все эти положения в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.

На всем протяжении истории местного самоуправления местное (муниципальное) самоуправление понималось по-разному. Наиболее полные определения стали появляться в середине XIX в. одновременно в России и ряде зарубежных стран. Так, известный германский государствовед Г. Еллинек определял местное самоуправление как «государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, - управление, которое в противоположность государственно-бюрократическому есть управление через посредство самих заинтересованных лиц» .

Русский государствовед Н. И. Лазаревский под местным самоуправлением понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением» .

Русский юрист М. И. Свешников определял самоуправление «как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведывании делами, вверенными местным административным органам» , т. е. как свободное участие народа в местной администрации.

А. Д. Градовский определял самоуправление как один из видов распределения властей. «Самоуправление есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального правительства» .

Англичанин И. Редлих местное самоуправление определял как «осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву (common law)» .

Русский ученый Л. А. Велихов дал марксистское определение местного самоуправления: местное самоуправление - это «государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения» .

Самоуправление понималось также как самостоятельное осуществление социальными группами задач внутреннего государственного управления в пределах объективного права, где гарантией самостоятельности являются создание руководящего центра выборным путем и автономность деятельности органов самоуправления (И. И. Евтихиев); форма осуществления государственных функций при помощи независимых - в той или иной мере - лиц и учреждений (Б. Э. Нольде); перенесение начал представительства и ответственности на местное управление (Б. Н. Чичерин) .

Таким образом, очевидно, что понятие местного самоуправления тесно связано с политико-правовой природой этого явления, его сущностью.

Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX в. в Бельгии и во Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Г. Аренс, Н. Гербер, О. Лабанд, Э. Мейер, О. Ресслер) считали, что право общины на заведывание своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее» . Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы: ведется управление собственными делами общины; общины являются субъектами принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления суть органы не государства, а общины . В рамках этой теории наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть - местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представителями были А. И. Васильчиков, Р. Моль. Сторонники этой теории сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Обе теории являются разновидностями общественной теории, которая видит «сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов - политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы» . В России эта теория с ее разновидностями была наиболее популярна в 60-е гг. XIX в.

Большее распространение получила так называемая юридическая теория. Ее сторонниками были Г. Еллинек, Н. М. Коркунов, Б. Н. Чичерин. Органы самоуправления, по их мнению, не являются органами государства, но государство уступает им ряд правительственных прав в полном объеме, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность.

Иногда выделяют политическую теорию. Сторонники этой теории противопоставляли царским чиновникам - профессионалам и бюрократам выборных от местного населения.

Одновременно появилась государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Р. Гнейстом, Л. Штейном и более подробно развиты в России В. П. Безобразовым, А. Д. Градовским, Н. И. Лазаревским. Пик популярности этой теории в России приходится на середину 70-х гг. XX в. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера с этой точки зрения есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям. Сущность самоуправления сформулировал Н. И. Лазаревский. Согласно его взглядам, она должна определяться четырьмя пунктами: «...самоуправление есть осуществление правительственных прав по поручению от государства; самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных задач государственного управления; самоуправление есть исполнение задач государственного управления самим государством; органы самоуправления являются органами и представителями самого государства» .

Рассматривая различные теории местного самоуправления, А. Н. Колесников выделил следующие их основные различия: способ формирования местных учреждений; характер и количество дел, им подведомственных; характер взаимоотношений с центральной властью .

История российского опыта местного самоуправления показывает, что в России практически в классическом виде были воплощены общественная теория местного самоуправления и государственная теория местного самоуправления. Примером воплощения общественной теории являются земская и городовая реформы 1864 и 1870 гг. соответственно; примером воплощения государственной теории является система местных Советов в советской России. В обоих случаях были определенные достоинства и недостатки, успехи и неудачи.

В настоящее время практика показала, что природа местного самоуправления не может быть однозначно определена, затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно содержит элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло отражение в современной трактовке этого понятия.

В соответствии со ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. В ст. 1 Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» местное самоуправление определялось как организация деятельности граждан для самостоятельного, под свою ответственность решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его национальных, этнических и иных особенностей на основе законодательства Российской Федерации.

В научной литературе принято рассматривать местное самоуправление как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами; деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; форму народовластия, т. е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; одну из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением; одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали). В последнее время в связи с проведением административной реформы, реформы местного самоуправления появляется новая характеристика местного самоуправления как института организации и предоставления услуг гражданам .

В настоящее время понятие местного самоуправления можно раскрыть в следующих аспектах.

Во-первых. Местное самоуправление связано с правом граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами. Выше уже приводилось определение местного самоуправления, содержащееся в Европейской хартии местного самоуправления. Из определения видно, что местное самоуправление рассматривается именно как право и реальная способность . В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В ч. 1 ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно в формах прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т. д.), так и опосредованно через систему органов местного самоуправления.

Во-вторых. Местное самоуправление - это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. В ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 154-ФЗ определялось, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В-третьих. Местное самоуправление - форма народовластия, т. е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти. В ч. 1, 2 ст. 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-Ф3 указано, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В-четвертых. Местное самоуправление - одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Данный аспект самоуправления воплощается в таких его социальных (неправовых) характеристиках, как самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль.

В-пятых. Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали). В ст. 12 Конституции РФ указывается, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, о местном самоуправлении говорится в ст. 3, 12 Конституции РФ, которые в соответствии с ч. 1 ст. 16 Конституции РФ составляют основы конституционного строя Российской Федерации.

В-шестых. Местное самоуправление - это институт организации и предоставления муниципальных услуг. На этот аспект обращали внимание многие специалисты, однако четкую формулировку дал В. И. Васильев .

Муниципальная услуга - это любая услуга, предоставляемая потребителям (физическим и юридическим лицам) за счет ассигнований из местного бюджета органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами (ст. 69 БК РФ).

Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность. При этом использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образования. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения .

Таким образом, местное самоуправление признается и закрепляется в качестве одной из основ конституционного строя, в качестве демократического института, который не может быть ликвидирован. Судья Конституционного Суда РФ Н. С. Бондарь отмечает, что сущность местного самоуправления обусловливает его трехаспектное конституционное значение. Во-первых, оно является важнейшим институтом гражданского общества в Российской Федерации и в этом качестве - одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма (сегмент) народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности. Этим обусловлены богатство нормативно-правового содержания и сложный, многоструктурный характер институтов местного самоуправления в их конституционном и текущем законодательном оформлении .

Русский ученый Л. А. Велихов отмечал, что «при всех индивидуальных особенностях, присущих местному самоуправлению в разных государствах, можно отметить и некоторые бесспорные существенные признаки, ему свойственные и отличающие его от центральной правительственной власти» :

  • 1) различие в характере власти. Центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама по себе реформировать, органы же местного самоуправления - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью;
  • 2) разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т. е. круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
  • 3) самостоятельные источники средств;
  • 4) территориально ограниченный выборный принцип.

«Во-первых, местные нужды лучше всего знакомы и ближе всего местным жителям, участвующим в избрании органов местного самоуправления и непосредственно заинтересованным в успешной деятельности последних.

Во-вторых, местное самоуправление развивает в гражданах самодеятельность, энергию, предприимчивость и ведет к высокому развитию общественных сил. Люди перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.

В-третьих, общественная жизнь, при наличии местного самоуправления, равномернее распределяется по всему государству, не стягивается искусственно к центру, оставляя провинцию и периферии бессильными.

В-четвертых, местное самоуправление связывает администрацию с народом... Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные. Принимая участие в управлении, гражданин готов содействовать ему всеми силами, как своему собственному делу.

В-пятых, местное самоуправление дает гражданам ближайшее практическое знакомство с общественными делами.

Наконец, в-шестых, местное самоуправление является подготовительной школой для государственных деятелей высшей категории...» .

Следует отметить, что местное самоуправление как школу самодеятельности народа и практическое приготовление к представительному порядку рассматривал и Б. Н. Чичерин .

Можно выделить следующие особенности местного самоуправления.

  • 1. Правовая оформленность. Система местного самоуправления, компетенция, границы осуществления определяются законом. Но самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная и действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.
  • 2. Осуществление управления в интересах населения, для населения. Этот критерий, кстати, никогда не оспаривался. Любое правительство декларировало, что оно осуществляет управление для народа и является выразителем интересов народа. В данном случае фактически речь идет о совпадении источника власти и носителя власти.
  • 3. Разрешение местных дел, удовлетворение потребностей, которые преимущественно необходимы в повседневной жизни. Причем самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается, или его предметы ведения.
  • 4. Обеспечение законом на уровне местного самоуправления баланса государственных и местных интересов. Наиболее действенные рычаги обеспечения этого равновесия представляются в закреплении нормативной и ненормативной компетенции местного самоуправления, разумном сочетании форм непосредственной и представительной демократии, а также особого порядка назначения и смещения главы исполнительной власти.
  • 5. В отношении собственных предметов ведения наличие у местного самоуправления собственных ресурсов в виде самостоятельного местного бюджета и муниципальной собственности.
  • 6. Реальные возможности принимать непосредственное участие в управлении делами общества. Например, в США это достигается посредством рассредоточения муниципальной власти, т. е. разделения ее между большим числом субъектов (есть органы местного самоуправления общей компетенции и органы местного самоуправления специальной компетенции, действующие в специальных округах). Такой подход имеет весьма интересные следствия: максимально большое число людей становятся заинтересованными в решении дел местного значения. Американцы полагают, что любовь к Родине есть своего рода культ, который люди тем искренней исповедуют, чем чаще отправляют.
  • 7. Одна из целей местного самоуправления - развитие у граждан чувства принадлежности к одному сообществу. Поэтому следующая особенность местного самоуправления - учет своей национальной, региональной, исторической и прочей специфики. Речь идет о самостоятельности определения, например, организационно-правовых форм местного самоуправления.
  • 8. Сознательное участие граждан в управлении. Речь идет о таком аспекте термина «сознательность», как готовность лично действовать в соответствии с интересами местного сообщества, подчинять при необходимости свои интересы групповым интересам. Местное самоуправление требует обязательного наличия представительства населения. Другими словами, оно выборно по своей природе.
  • 9. Необходимый уровень правосознания граждан ; наличие системы негосударственных институтов, принимающих участие в управлении делами общества. Следует отметить, что этот критерий в настоящее время получает все большее развитие. Ряд регионов активно включились в разработку механизма муниципального социального заказа, регулирующего взаимоотношения органов власти и общественных или некоммерческих объединений.
  • 10. Наличие способности к активной корректирующей деятельности. Каждый отдельный гражданин и все местное сообщество в целом должны не только понимать, что такое ответственность, но и быть готовыми и способными взять ее на себя в случае неадекватного использования власти теми, кому она доверена. В ряде регионов это реализовалось во введении института отзыва выборных лиц местного самоуправления.
  • 11. Совпадение объекта и субъекта управления. Для государственного же управления характерно несовпадение, а иногда и противопоставление субъекта и объекта управления. Кроме того, субъектом управления являются не государственные органы или должностные лица, назначаемые сверху, а выборные представители местных сообществ.
  • 12. Превращение местного сообщества из участников управления в его первичных субъектов. Как известно, под управлением понимается всякое целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую. Но если речь идет о самоуправлении, то налицо воздействие управляющей системы на саму себя. Таким образом, есть не две системы - управляющая и управляемая, а одна - самоуправляемая.

Местное самоуправление, несмотря на значительные отличия от других институтов самоуправления (самоуправления народа, постоянных и временных объединений граждан, принципа самоуправления в деятельности всех властных органов), тем не менее имеет с ними ряд общих черт. Поэтому можно говорить о местном самоуправлении как части демократической организации цивилизованного общества и как части единой структуры организации власти и управления в стране.

Л. Велиховым была дана характеристика основных признаков местного самоуправления, отличающих его от государственной власти. К ним он относит:

Различие в характере власти. Местное самоуправление - власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;

Разграничение сфер компетенции. Речь идет об отграничении круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

Самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач;

Территориально ограниченный выборный принцип.

Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках закреплены в Конституции РФ.

Таким образом, можно дать, на мой взгляд, более точное понятие местного самоуправления, что это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

В понятии местного самоуправления можно тоже выделить несколько основных элементов (признаков):

1) содержанием местного самоуправления является деятельность населения по решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе понимается население муниципального образования. В рамках деятельности местного самоуправления население муниципального образования занимается решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

2) местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения. Органы местного самоуправления обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Самостоятельность местного самоуправления определяется его отделением от системы государственной власти. Кроме населения муниципального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. Конституция РФ подчеркивает, что структура органов местного самоуправления в основном определяется населением самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;

3) местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;

4) местное самоуправление осуществляется в двух формах: непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения);

5) местное самоуправление осуществляется из интересов населения, а также из его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации - отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местными делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.

Одним из главных моментов в организации местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы