Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Кроме того, под суверенным обычно понимается государство, которое не зависит от какого-либо другого государства или объединения государств. Хотя в абстрактных терминах суверенное государство может существовать, не будучи признанным другими суверенными государствами; в мире существуют непризнанные государства, которым часто бывает трудно осуществлять полный спектр полномочий по заключению договоров и участвовать в дипломатических отношениях с другими суверенными государствами [ ] .

История

С конца XIX века, практически весь земной шар был разделён на участки с более или менее определёнными границами, закреплёнными за различными государствами. Ранее достаточно большие земельные участки были либо невостребованными или безлюдным, или населёнными кочевыми народами , которые не были организованы в государства. Однако даже в современных государствах существуют большие пустынные районы, незаселённые людьми, как, например, тропические леса Амазонки , они незаселены или населены исключительно или в основном коренным населением (и с некоторыми из них до сих пор отсутствуют постоянные контакты). Существуют также государства, которые не выполняют де-факто контроль над всей своей территорией, или где этот контроль оспаривается (как в Сомали).

В настоящее время международное сообщество включает в себя более 200 суверенных государств, большинство из которых представлены в Организации Объединённых Наций . Эти государства существуют в системе международных отношений , где каждое государство принимает во внимание политику других государств, делая свои собственные расчёты. С этой точки зрения, страны интегрированы в международную систему особой внутренней и внешней безопасности и легитимации дилеммы. В последнее время понятие международного сообщества сформировано для обозначения группы государств, которые установили правила, процедуры и институты для осуществления взаимоотношений. Таким образом, заложен фундамент для международного права , дипломатии между официально признанными суверенными государствами, их организациями и формальными режимами.

Определение

Суверенитет - термин, который часто трактуют неправильно . К XIX веку расовые концепции «стандарта цивилизации» определяли некоторые народы в мире, которым не хватало организованного сообщества, как «нецивилизованные» . Эта позиция нашла своё отражение в том, что их «суверенитет» либо полностью отсутствует, или хотя уступает по характеру, концепцией по сравнению с «цивилизованными» народами.

Суверенитет приобрёл также значение другого содержания с развитием принципа самоопределения и запрета на угрозу силы или её применения как Jus cogens норм современного международного права. Устав ООН , Декларация о правах и обязанностях государств, а также уставы региональных международных организаций закрепляют в той или иной форме мнение о том, что все государства юридически равны и имеют те же права и обязанности, основанные на самом факте их существования в качестве институтов соответствии с международным правом . В международном праве также широко признаётся право наций определять свой политический статус и осуществлять постоянный суверенитет в пределах своей территориальной юрисдикции .

В повседневном современном употреблении сроки «страна», «нация», и «государство» часто используются так, будто они синонимы, но при более строгом их рассмотрении их следует различать:

  • Нация - этническая общность (этнос) с общим языком и самосознанием (как личным чувством «национальной идентичности» так и коллективным сознанием своего единства и отличия от других). В этом смысле фактически может использоваться как синоним термина народ .
  • Государство же обращается ко всему имеющемуся комплексу управляющих и вспомогательных институтов, имеющих суверенитет над определённой территорией и её населением.

Признание суверенности государства

Признание правового статуса государства означает решение одного суверенного государства осуществлять отношения с другим государством, считая его также суверенным . Признание может быть либо явно выраженным, или подразумеваемым, оно, как правило, обратное по своим последствиям. Признание также не обязательно означает стремление к установлению или поддержанию дипломатических отношений.

Не существует конкретного определения, что является обязательным для всех членов мирового сообщества по критериям государственности. На практике, критерии в основном политические, а не правовые . В международном праве, однако, существует несколько теорий о том, когда государство должно быть признанно в качестве суверенного .

Большинство суверенных государств представляют собой государства де-юре и де-факто (то есть они существуют, как в законодательстве, так и в реальности). Однако некоторые государства существуют только де-юре как государства, они признаны суверенными и имеют законное правительство, однако не имеют фактического контроля над территорией. Многие континентальные европейские государства поддерживали правительство в изгнании во время Второй мировой войны, эмигрантского правительства, как и раньше, участвовали в дипломатических отношениях с союзниками, несмотря на то что их страна находилась под нацистской оккупацией.

Например, Суверенный военный Мальтийский орден , который является наблюдателем Генеральной Ассамблеи ООН , имеет двусторонние дипломатические отношения со 104 государствами, в то время, не имея собственной территории с 1798 года и обладая только экстерриториальными областями, то есть посольствами и консульствами .

Другие государства могут иметь суверенитет над территорией, но не иметь международного признания, они государства только де-факто.

Примечания

  1. Perspectives On International Law, Kluwer Law International, 1995.
  2. sovereign (4th ed.), Houghton Mifflin Company, 2004, . Проверено 21 февраля 2010.
  3. "Sovereignty: organized hypocrisy, Stephen D. Krasner, Princeton University Press , 1999, ISBN 069100711X
  4. Ralph Wilde, ‘From trusteeship to self-determination and back again: the role of the Hague Regulations in the evolution of international trusteeship, and the framework of rights and duties of occupying powers,’ Fall, 2009, 31 Loy. L.A. Int’l & Comp. L. Rev. 85, page 94,
  5. Sovereignty in cases of Mandated Territories, in «International law and the protection of Namibia’s territorial integrity», By S. Akweenda, Martinus Nijhoff Publishers, 1997, ISBN 9041104127 , page 40
  6. Chapter IV Fundamental Rights and Duties of States (неопр.) . Charter of the Organization of American States . Secretariat of The Organization of American States. Дата обращения 21 ноября 2010.

Суверенное государство - страна, имеющая конкретную территорию, стабильное народонаселение, а также аппарат власти. Не подчиняется и не находится в зависимости от иных стран и может вести взаимоотношения с каждой из них. Правительство имеет возможность распоряжаться всем состоянием, расположенным на территории.

Нередко суверенное государство, определение которого было приведено, понимается и по-другому. Однако в общем под данный тип можно отнести страны, не зависящие от кого-либо.

Введение

Суверенное государство - что это такое? Достаточно распространенный вопрос в современном обществе. Нынешнее понятие независимой страны напрямую связано с суверенностью народа. Ведь именно желания населения формируют власть. Страна является главным представителем своих граждан. Обеспечить защиту их интересов и прав в полном объеме имеет возможность лишь суверенное государство.

Независимая страна лично выбирает, как производить управление, а также какие органы власти будут входить в форму правления. Она самостоятельно формирует свои финансовые системы, лично организует защиту территорий. Суверенное государство как основа конституционного строя обеспечивает правопорядок и безопасность, формирует вооруженные образования для обеспечения защиты и целостности страны. Однако это не означает, что верховной власти можно творить все, что захочется. Ее возможности определены правом.

Следует отметить и то, что суверенное государство имеет право соединяться с другими странами, формировать союзы или же покидать их. Главное, чем оно руководствуется при этом, - народ и его интересы.

История

В конце девятнадцатого века практически все страны так или иначе обрели определенные границы. До этого достаточно большие площади суши не принадлежали ни одному государству, а населены были преимущественно кочевыми народами. Кстати, на планете остались до сих пор подобные территории, которые не подходят под определение суверенного государства. Пример: леса Амазонки, которые заселены в основном коренными народами, с некоторыми до сих пор не удалось наладить постоянную связь.

Между тем имеются страны, которые не могут установить полностью контроль над своей территорией.

Суверенное государство в глобализирующемся мире представляе собой одну из 200 стран.

Свойства суверенного государства

К главным особенностям можно отнести:

  • самостоятельность;
  • главной силой является государственная власть (территориальное верховенство государства).

Данные особенности постоянно находятся в зависимости друг от друга.

Территориальное верховенство

Под данным определением обозначается признак страны, благодаря которому она полновластно может управлять своей территорией, а также исключает действие на данной площади любой другой власти. Предписывать правила и законы на территории могут только государственные власти и в случае нарушений использовать властное принуждение.

Все постановления государственной власти обязательны для всех лиц, которые находятся в стране. Это граждане, иностранцы, юридические и должностные лица, а также организации.

Поэтому территориальное верховенство выражает следующие свойства государства:

  • сосредоточение общественной власти и властного принуждения;
  • установление и удержание порядка внутри страны.

Независимость

Независимость государства на уровне международных отношений определена международным правом.

Международное право подразделяет независимость государства на два типа:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Внутренняя независимость

Внутренняя независимость подразумевает то, что международное право не может вмешиваться и управлять общественными взаимоотношениями внутри страны. Большинство стран считает неприемлемым вмешиваться во внутреннюю деятельность другого государства.

Внешняя независимость

Внешняя независимость государства первостепенно представляет взаимоотношения определенных стран независимо от других. Государство имеет возможность беспрепятственно вести дела с другими странами, опираясь на международное право.

Образовавшаяся страна обязана принять для себя условия международного права. В противном случае она не сможет запрашивать от иных стран признания своей независимости и территориального верховенства.

Суверенное государство: примеры стран

Рассмотрев особенности независимых стран, перейдем к основным представителям. Многие те, кто знает, что представляет собой суверенное государство, определение, пример назовут сразу. Однако некоторые все же могут ошибиться. Итак, первым примером суверенного государства может выступать наша Родина. Российская Федерация имеет неоспоримый суверенитет. Особенно это заметно по внешним отношениям страны. Другим примером может выступать Китай. Вряд ли кто-то станет оспаривать данное заключение. Государство демонстрирует потрясающий рост экономики, благодаря чему большинство стран старается сотрудничать с Китаем.

Нельзя пройти мимо Соединенных Штатов Америки, которые играют огромную роль в отношениях мировых государств. Однако суверенитет данной страны признается не каждым. Достаточно много специалистов считают США сателлитом Великобритании. Конечно, вряд ли кто-то будет отрицать то, что Англия также попадает в список суверенных государств. Последним примером может выступить Франция. Страна постоянно находится в отношениях с другими государствами и нередко вынуждена обращаться к ним за помощью, однако является полностью независимой.

Непризнанные государства

Под данными государствами понимаются страны, которые называют себя суверенными, обладают всеми признаками государственности, но при этом не признаются членами ООН. Территория таких государств, как правило, расценивается как принадлежащая какой-либо стране.

Логичный вопрос: откуда появляются непризнанные государства? Их образование может происходить следующим образом:

  • в результате революции;
  • после распада страны;
  • в результате послевоенного разделения;
  • после получения колонией независимости от метрополии;
  • из-за внешнеполитических игр.

Особый рост стран, которые не были признаны суверенными, произошел в 90-х. После распада Советского Союза возникло огромное количество республик, которые пытались доказать свою независимость. Большинство из этих стран, надо сказать, являются вполне сформированными и могут обеспечить собственное существование, а при этом имеют хорошую поддержку со стороны населения.

Примерами непризнанных государств могут выступать Донецкая и Луганская Народные Республики. Провозгласили свою независимость эти страны совсем недавно, но суверенитет не получили. При этом Украина рассматривает данные республики как террористические формирования. Также примером может выступать Исламское государство. Оно непризнанное, является террористическим формированием. Появилось в 2013-2014 годах и контролирует часть Сирии и Ирака. Большинство стран не рассматривают ИГ как государство и считают его террористической организацией.

Частично признанные государства

Такие страны не признаются ООН, но при этом признаются странами, входящими в данную организацию.

При этом частично признанные государства можно подразделить на полностью и отчасти контролируемые свою территорию.

К странам, которые фактически контролируют свою территорию, относятся: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Южная Осетия и Республика Абхазия.

К странам, контролирующим часть территории, на которую претендуют, относятся: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Государство Палестина и Республика Косово.

Кроме этого, есть ряд стран, которые являются членами ООН, но не признаются некоторыми другими государствами.

  • Армения. Не признается Пакистаном.
  • Израиль. Не получил признания у многих мусульманских и арабских стран.
  • Кипр. Не признан Турцией.
  • КНР. Не признается странами, которые поддерживают Китайскую Республику.
  • КНДР. Признать независимость страны отказывается Франция, Япония, Эстония и Республика Корея.
  • Республика Корея. Не признана КНДР.

СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА

СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА

политически независимые государства, обладающие само­стоятельностью во внутренних и внешних делах. В настоящее время насчитывают 230 стран и территорий, около 190 из них - С. г. По размерам территории выделяют 7 самых больших стран мира (Россия , Канада , Китай , США , Бразилия , Австралия , Индия), крупные, средние, небольшие страны, микрогосударства (Андора, Лихтенштейн и др.). По количеству населения выделяют 10 самых больших стран с числом жителей более 100 млн человек в каждой (Китай , Индия , США , Индонезия , Бразилия , Россия , Япония , Пакистан , Бангладеш , Нигерия).

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .


Смотреть что такое "СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА" в других словарях:

    Акротири и Декелия на острове Кипр выделены белым цветом. Суверенные военные базы (англ. Sovereign Base Areas) военные базы … Википедия

    Юридический словарь

    суверенные права - права, которыми обладают суверенные (независимые) государства (напр., право самостоятельно определять свое внутреннее политическое и социально экономическое устройство, право заключать международные соглашения, предоставлять территориальное… … Большой юридический словарь

    СУВЕРЕННЫЕ ПРАВА - понятие, применяемое в конституционном праве преимущественно по отношению к сферам государственного, федеративного устройства для обозначения полномочий государства, субъекта федерации, осуществляемых им самостоятельно и независимо от других… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ПРАВА, БЮДЖЕТНЫЕ СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РФ - к Б.п. РФ как единого и неделимого суверенного федеративного государства можно отнести: 1) установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения в бюджетной системе РФ; 2) определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов … Большой бухгалтерский словарь

    МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО - – совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества, выражающих волю господствующих классов этих государств и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым государствами индивидуально или… … Советский юридический словарь

    Федерация - (Federation) Федерация это форма территориального устройства государства Определение, виды и типы федераций, преимущества и недостатки федеративного устройства государства, федерализм в современной России Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Черногория Эта статья является частью серии статей по теме: Конституция Президент (… Википедия

    МИРО-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - текст И. Валлерстайна, опубликованный в 1987. Согласно Валлерстайну, миро системный анализ это не теория о социальном мире или его части. Это протест против способов, которыми было структурировано социальное научное исследование при его… … Социология: Энциклопедия

    Институт государственного права. термин С.(Selbstverwaltung; по франц. нет соответственного слова) на континентеЕвропы довольно нового происхождения (в Германии с 1850 х гг., в Россиис 1860 х гг.) и представляет перевод англ. selfgovernment; как… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Модернизация на обочине. Выживание и развитие непризнанных государств в XX - начале XXI века , Николай Добронравин. Эта книга посвящена проблемам развития малоизученных политических образований - непризнанных государств. Разнообразие и долговечность подобных "мест, которых несуществует" противоречит узкому…
  • Образование независимых государств в Латинской Америке , М. С. Альперович, Л. Ю. Слезкин. В книге дается краткий очерк исторических процессов и событий, приведших к превращению американских колоний европейских держав в суверенные государства. При этомони стремились в максимальной…
29 ноября 2012

В качестве официального представителя народа государство может обеспечивать в полном объеме интересы и права граждан, а также выражать их волю только в том случае, если оно суверенное государство. Это понятие, в первую очередь, отражает независимость и верховенство власти внутри страны относительно других стран. Данное положение считается важнейшим свойством власти.

Термин "суверенитет" происходит от латинского "supraneitas" ("supra" — выше). Обозначает это понятие свойство существующей в стране власти, в силу которого эта власть является высшей, то есть ее верховенство.

Суверенное государство предусматривает юридическое и политическое выражение полновластия господствующих классов. В этом отражается способность политической системы (вне зависимости от политических систем других стран) формировать и реализовывать внешнюю и внутреннюю политику.

Россия - суверенное государство. Это отражено в Конституции страны. В Основном Законе указано, что Президент РФ принимает необходимые меры по охране целостности, независимости государства, а также его суверенитета. Вместе с этим он обеспечивает слаженность взаимодействия и функционирования органов власти.

Суверенное государство предполагает суверенитет народа. Население является создателем и носителем независимости власти. Народное волеизъявление порождает власть в стране. Вместе с этим, суверенное государство предполагает, что граждане являются неким гарантом независимости страны. Таким образом, любое посягательство на нее (независимость), умаление верховенства существующей власти будет означать нарушение основных гражданских интересов и свобод и создавать предпосылки для развязывания международных или внутренних конфликтов.

Суверенное государство способно и должно защищать свои интересы. Это является общепризнанным фактом. При этом государство применяет для защиты свое право на независимое существование, равноправное взаимодействие с прочими государствами, обладание своей территорией, а также, безусловно, само право на защиту. Вместе с тем, страна должна добросовестно подходить к исполнению своих международных обязательств. В частности, государству не следует вмешиваться во внутреннюю политику других держав. Оно должно уважительно относиться к правам человека, воздерживаться от использования любого вида агрессии и силы (информационной, военной, экономической и других).

Власть в стране призвана защищать определенный круг интересов населения, являющихся важнейшими в обеспечении правового существования нации. К этим интересам относят сохранение независимости, свободное распоряжение ресурсами внутри страны и прочие.

Необходимо отметить, что принцип суверенитета народа, выборности органов власти, разделения их являются основой формирования демократического государства. Под ним, в частности, понимают такую политическую систему, организация которой дает гражданам и гражданским объединениям возможность оказывать влияние на принятие решений, связанных с управлением страной. Эта возможность обусловлена правом на участие в формировании органов власти и в последующем контроле над их деятельностью. Таким образом, суверенным является демократическое, правовое государство.

Независимость страны, по мнению ряда авторов, возможна при условии формирования сильной и конкурентоспособной экономики. Государство не может являться суверенным в полной мере, если имеет недостаточно крепкую хозяйственную систему. Независимая экономика, в первую очередь, должна обладать развитым и высокотехнологичным машиностроением, которое будет обеспечивать высокий уровень занятости граждан, высокую производительность и справедливые доходы.

Источник: fb.ru

Актуально

Суверенитет Российской Федерации как демократического фе­деративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в ка­честве одной из основ конституционного строя (ч. 1 ст. 4).

Учение о суверенитете возникло в эпоху Средневековья. Впер­вые термин «суверенитет» был введен французским легистом XVI в. Ж. Боденом. В своем знаменитом произведении «Шесть книг о республике» он определял суверенитет как верховную власть государства, его атрибут. Анализируя сущность суверените­та, Ж. Боден выделял и его признаки: верховенство, постоянство, неограниченность и абсолютизм. Носителем же суверенитета при­знавался абсолютный монарх, который в осуществлении своей власти не связан никакими нормами положительного права. Он обязан лишь считаться с божественным и естественным правом. Итак, понятие «суверенитет» возникло как обоснование абсолют­ной монархии.

Позднее категория «суверенитет» стала применяться для опре­деления верховенства народа в государстве как единственного ис­точника власти в государстве (теория «народного суверенитета»), а также права наций на политическое самоопределение (теория «на­ционального суверенитета»).

Таким образом, государственный суверенитет в зависимости от формы правления, территориальной организации государства, гос­подствующего политического режима в разные исторические пе­риоды понимался неоднозначно.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федера­ции от 7 июня 2000 г. № 10-П дано нормативное определение данного понятия. Суверенитет, предполагающий по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации верховенство, неза­висимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, пред­ставляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно­правовой статус.

Полновластие государства на своей территории реализуется пу­тем установления верховенства государственной власти.

Верховенство государственной власти означает, что на террито­рии суверенного государства исключается существование иной вла­сти, кроме государственной, которая определяет всю совокупность правовых отношений в государстве, включая установление общего правопорядка, правоспособности, прав, обязанностей и ответствен­ности государственных органов, управление обществом и осуществ­ление принуждения. Принимаемые государственной властью реше­ния обязательны для исполнения индивидами, учреждениями и ор­ганизациями, а также самими органами государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии систе­мы органов государственной власти, совокупная компетенция кото­рых охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства.

Независимость государства предполагает самостоятельность го­сударства во взаимоотношениях с другими государствами, а также недопустимость их вмешательства во внутренние дела.

Однако это вовсе не означает, что государство при осуществле­нии своих функций не принимает в расчет законные интересы дру­гих государств. Суверенное государство всегда учитывает в той или иной мере интересы других государств в целях поддержания ста­бильных, доверительных и взаимовыгодных отношений.

Демократизация общества, государственных и общественных институтов внесла свою лепту в представление о суверенитете. В настоящее время суверенитет России как демократического госу­дарства предполагает также «производность» государственной вла­сти от многонационального народа - единственного источника власти (ч. 1 ст. 3) и «ограниченность» государственной власти Кон­ституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и основан­ными на ней законами.

Часть 1 статьи 4 Конституции РФ устанавливает, что сувере­нитет Российской Федерации распространяется на всю ее терри­торию. Это означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти РФ, т.е. в пределах территории РФ не допускается иной власти. Из этого вытекает, постулат о неделимости суверенитета Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многона­ционального народа России и, следовательно, не предполагает ка­кого-либо иного государственного суверенитета помимо суверени­тета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существова­ние двух уровней суверенных властей, находящихся в единой сис­теме государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Российская Федерация вы­ступает в качестве единого и единственного суверена, которому принадлежит верховенство на всей территории РФ, включающей в себя территории субъектов Федерации, внутренние воды, террито­риальное море и воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает также суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 67).

Российской Федерации как суверенному государству присущи следующие основные конституционно-правовые характеристики.

1. Провозглашение и закрепление в Конституции РФ государ­ственного суверенитета (ч. 1 ст. 4).

2. Признание государственного суверенитета производным от суверенитета многонационального народа Российской Федерации, ограничение государственной власти Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

3. Полновластие Российского государства на своей террито­рии, реализуемое по следующим направлениям:

Установление верховенства Конституции РФ, федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Это оз­начает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и основанные на них подзаконные норма­тивные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ей (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны со­блюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Захват вла­сти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ);

Установление пространственного предела государственного су­веренитета России - вся территория Российской Федерации;

Учреждение единой системы органов публичной власти, обеспечивающих единообразное применение и исполнение Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов и других нормативных правовых актов. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государст­венная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федера­ции (ч. 1 ст. 11). Государственную власть в субъектах Рос­сийской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11);

Обеспечение целостности и неприкосновенности территории РФ. Любые изменения территории Российской Федерации до­пускаются только в соответствии с Конституцией РФ и на ос­новании федерального законодательства. Это означает: юриди­ческую невозможность уступки Российской Федерацией, ее ор­ганами, а также юридическими лицами части территории РФ иностранному государству; установление запрета на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия ко­торых направлены на насильственное изменение основ кон­ституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возложение на органы государственной власти обязанности по принятию достаточных мер по охране сувере­нитета Российской Федерации, ее независимости, территори­альной целостности, обороноспособности, государственной безопасности (ст. 80, 82, 87, 114); невозможность выхода субъ­екта РФ из ее состава; возможность проведения «федеральной интервенции» или иных мер для устранения угрозы территори­альной целостности и неприкосновенности Российской Феде­рации со стороны субъекта Федерации.

4. Независимость (самостоятельность) Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами. Реализация такой независимости происходит по следующим направлениям:

Самостоятельное определение и проведение внешней поли­тики;

Добровольность заключения международных договоров;

Признание общепризнанных принципов международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы при условии их соот­ветствия положениям Конституции РФ;

Обеспечение неприкосновенности своей территории;

Установление внешних атрибутов суверенного государства: герба, гимна, флага, столицы и т.д.

Таким образом, Конституция РФ связывает суверенитет Россий­ского государства с волеизъявлением всего многонационального наро­да, который на основе общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов конституировал возрожденную суверенную государственность как исторически сложившееся государственное единство в ее современном федеративном устройстве. Это означает, что характер федеративного устройства исторически обусловлен тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, по­скольку изначально он принадлежит Российской Федерации в целом.

"Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбу России,

Свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

Выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально - государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы