Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Доклад на XXVI Международных Рождественских чтениях, секция «Актуальные вопросы национального суверенитета России» (Москва, 26.01.2018 г., Российский университет дружбы народов) …

Основной тенденцией нашего времени является трансформация традиционного общества в цифровое под маркой внедрения программы «Цифровая экономика РФ».

Цифровое общество - это глобальный проект, целью которого является построение нового рабовладельческого общества, управляемого посредством использования информационно-коммуникационных технологий, основанных на применении микроэлектроники, локальных и глобальных компьютерных сетей, которые собирают, обрабатывают, генерируют и распределяют информацию через системы глобальных телекоммуникационных сетей.

Поэтому цифровое общество, по сути своей, является сетевым информационным обществом.

В 2003 году в Женеве и в 2005 году в Тунисе состоялись Всемирные встречи на высшем уровне по вопросам построения единого наднационального глобального цифрового информационного общества (WSIS - World Summit on the Information Society) с участием представительной делегации РФ.

На них были приняты и подписаны всеми участниками программные документы: «Декларация принципов: построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» и «План действий по построению глобального информационного общества», а также «Тунисское обязательство» и «Тунисская программа для построения глобального информационного общества».

После Тунисской встречи в 2005 году, начиная с 2006 года, вплоть до 2017 года саммиты WSIS проходят ежегодно, как правило, в полузакрытом режиме (на 2018 год встреча уже запланирована).

Как было заявлено на «Гайдаровском форуме - 2018» архитекторами и строителями этого общества, главным направлением в реформе государственного управления должно стать построение «государства как платформы». Платформа - это совокупность взаимодействующих между собой аппаратных средств и операционных систем, под управлением которых функционируют различные прикладные программы и средства для их разработки.

Идея «государства-платформы» означает глубоко интегрированную единую цифровую систему управления. Причем речь идет даже не о заимствовании опыта за пределами РФ. В случае реализации этого революционного проекта в рамках программы «Цифровая экономика РФ», Россия должна создать электронную систему государственного управления первой в мире.

Нашу страну опять хотят сделать экспериментальной площадкой. Теперь по построению цифрового общества, а все разговоры о «цифровой экономике» - это отвлекающий маневр.

Программа «Цифровая экономика РФ» определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность.

24 января 2018 года министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров выступил на панельной сессии «Россия в глобальной цифровой повестке», которая прошла в рамках Всемирного экономического форума в Давосе.

Сайт Минкомсвязи сообщает: «В декабре 2017 года были приняты планы по цифровой экономике. "Они были сформированы промышленными компаниями. Все эти планы уже не пишут в Правительстве. Программа была сформулирована специалистами ИТ-отрасли, тех компаний, которые заинтересованы в цифровой трансформации , - сказал Николай Никифоров. - Правительство готово просто помочь, поддержать, обеспечить законодательную базу, в некоторых случаях изыскать деньги для того, чтобы предоставить субсидии для научно-исследовательских работ, предоставить инфраструктуру. Все остальное делает сама отрасль, крупные ИТ-компании, которые работают в этом секторе" .

Министр подчеркнул, что роль Правительства состоит в том, чтобы поддерживать ключевые технологии. "Если правительство стремится к тому, чтобы быть независимым в цифровой сфере, нужно пользоваться новыми технологиями: "большими данными", искусственным интеллектом, роботизацией, блокчейном и многими другими технологиями. Мы будем сосредотачиваться на развитии этих знаний" , - сказал он».

А по словам Германа Грефа, государство превращается в «фабрику обработки данных». Но останется ли оно при этом государством?

В «Концепции формирования информационного общества в России» №32, принятой еще в 1999 году, были заложены положения, о которых говорят Никифоров и Греф: «В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество... На начальном этапе создания социально значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и других) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка» .

Сегодня это уже происходит во многих сферах и означает только одно: ликвидацию того, что делает государство государством! В частности, речь идет о передаче государственных функций банковским учреждениям. Выдача документов, удостоверяющих личность, водительских прав, регистрация недвижимости и другие полномочия соответствующих министерств и ведомств могут перейти к представителям банковской сферы.

Ростовщики стремятся к тотальной власти над гражданами России. В конечном итоге это ведет к полному демонтажу государства и приватизации власти в стране банковскими структурами. Власти теряют контроль над государством. Более того, государство само себя демонтирует...

После «ухода государства с рынка» граждане России будут переданы как «электронное население» владельцам финансовых институтов, коммуникационных систем и баз данных, в том числе, представителям транснациональных структур. Правительство, как и запланировано, передаст свои полномочия собственникам систем. Эти коммерческие учреждения уже не будут иметь никаких конституционных обязанностей перед гражданами России. Конституцию РФ заменят волчьи законы глобального рынка.

Поэтому речь идет не только о тотальном контроле хозяев информационных систем за поведением и коммуникациями граждан в электронном пространстве, но и об использовании системы «государства как платформы» для юридического закрепления правления банковских структур.

При полном уходе от наличных денег (к чему постоянно призывают Минфин и Центробанк РФ) жизнь каждого гражданина будет всецело зависеть от банков. Захотел ростовщик - и лишил человека доступа к материальным благам, захотел - и поставил любые условия доступа к этим благам, в том числе, противоречащие совести и религиозным убеждениям человека. Так банки станут действующим институтом власти, который не нуждается в традиционной триаде властных структур - законодательной, исполнительной и судебной. Они фактически заменят государство. По сути, это будет означать ничем не ограниченную диктатуру банков.

У ростовщиков будут полностью развязаны руки - идентификация личности и досье на каждого человека, кредиты и покупки-продажи окажутся «в одном флаконе».

Цифровая идентификация и аутентификация граждан является основой построения «цифрового общества». Здесь важно отметить, что человек, входящий в новую систему «предоставления информационных и коммуникационных услуг», прежде всего, должен принять и начать постоянно использовать уникальный, пожизненный и посмертный идентификатор личности (о чем говорил депутат Анатолий Аксаков на заседании Госдумы 12 января 2018 года), а затем постоянно подтверждать, что этот идентификатор принадлежит именно ему (является его цифровым именем в системе), а в качестве способа аутентификации уже сегодня предлагается использовать биометрические параметры человека (закон подписан Президентом РФ 31 декабря 2017 года), а затем хозяева системы могут предложить в качестве средства идентификации граждан и неотделимые от тела человека (имплантируемые) идентификационные метки и чипы (носители его системного цифрового имени).

В случае реализации проекта «Цифровая экономика в РФ» ответственная личностная власть заменяется безответственной, анонимной властью «электронного правительства» банкиров, а законы управления кибернетическими системами автоматически переносятся на человеческое общество.

Тогда высокие информационные технологии XXI века могут использоваться в политических и идеологических целях для духовного и физического порабощения одних людей другими.

Человек из субъекта общественных отношений превращается в объект жесткого управления. Высшее творение Божие приравнивается к товару, лишается богоданной свободы и возможности выбора. В чем это заключается? Все очень просто: человек будет обязан жить по правилам богоборческой системы, которые могут противоречить его совести и мировоззрению.

Это будет общество, в котором полностью упраздняются конституционные права и свободы, а принцип презумпции невиновности заменяется на принцип «презумпции виновности» с рождения,

Принцип «разрешено все, что не запрещено законом» будет заменен принципом «запрещено все, что не разрешено системой», то есть система будет диктовать людям правила поведения...

Деятельная лояльность к системе, толерантность ко всем и всему (прежде всего ко греху!) и абсолютная покорность системе - станут главными критериями существования человека в этом социуме. Одним из «самых положительных качеств» электронного гражданина станет доносительство.

Можно однозначно констатировать, что построение «цифрового общества-платформы как фабрики по обработке данных» противоречит Промыслу Божию о мире и человеке, то есть является деянием греховным, также как и соучастие в этом строительстве. Тем более, что сегодня речь еще идет и о «необходимости улучшения человеческой природы» с помощью методов генной инженерии.

Торгово-финансовая система, включающая электронную идентификацию и аутентификацию граждан и введение электронных безналичных расчетов, имеет целью полное порабощение людей через отмену наличных денег, жесткий и всеобъемлющий контроль товарообмена и движения виртуальных денежных средств на электронных банковских счетах граждан. Это неуклонно ведет к построению мироустройства, абсолютно аналогичного описанному в 13-й главе Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Более того, согласие человека на вхождение в эту систему будет означать признание власти хозяев системы (а со временем и единоличного ее хозяина) и, соответственно, поклонение тем «ценностям», которые будут в этой системе «основополагающими». При этом никто не потребует у человека явного или сознательного отречения от Христа.

Неслучайно в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2013 года говорится: «Многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, - наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)». Отсюда ясно, что согласие с этими «актами» и станет отречением от Христа.

В интервью 1-му каналу российского телевидения в День Рождества Христова - 7 января 2018 года об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл. Он ярко обозначил те негативные моменты, которые несет внедрение программы «Цифровая экономика РФ»: «Церковь очень обеспокоена тем, что современные технические средства способны тотально ограничить человеческую свободу. Приведу простой пример. У нас есть горячие головы, которые с восторгом говорят о необходимости ликвидировать наличные деньги и перейти исключительно на электронные карточки. Это обеспечит прозрачность, контроль - ну, все те аргументы, которые многим хорошо знакомы. Все это так. Но если вдруг, в какой-то момент исторического развития, доступ к этим карточкам будет открываться в ответ на вашу лояльность?

Сегодня для того, чтобы получить гражданство в одной из европейских стран, людям, которые желают натурализоваться, получить гражданство или вид на жительство, предлагают посмотреть ролик, в котором рассказывается о жизни этой страны, ее обычаях и законах. В этом ролике очень ярко представлена тема ЛГБТ, а после просмотра задается вопрос: "Вы со всем этим согласны?" Если человек говорит: "Да, согласен, все это для меня нормально", - он проходит отсев и становится гражданином, либо получает вид на жительство. Если же он скажет "Нет!", то не получит. А что если доступ к финансам будет ограничен такого рода условиями? Вот об этих опасностях Церковь сегодня говорит во весь голос» , - подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

Из его слов однозначно следует, что принятие электронных идентификационных карт или иных электронных средств идентификации и вхождение в систему электронных виртуальных платежей несет в себе серьезную духовную опасность. Именно духовную опасность! Это может привести не только к полному подавлению богоданной свободы личности злонамеренными силами, но и к принуждению человека к действиям, противоречащим его вере и совести.

Ранее, Святейший Патриарх Кирилл неоднократно заявлял о необходимости сохранения альтернативы для граждан, не желающих входить в «новую идентификационную систему».

В частности, в выступлении в Государственной Думе на III Рождественских Парламентских встречах: «Использование автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, особенно конфиденциальной информации, должно производиться только на добровольной основе. Со ссылкой на то, что это удобно для бюрократов, нельзя тотально внедрять эти технологии. Каждый из нас может оказаться в рабстве у этих технологий, под тотальным контролем. И если для кого-то мои слова сейчас не звучат как актуальные, поверьте, через какое-то время эти слова могут стать актуальными для каждого из нас. Поэтому, оставляя возможность альтернативы, мы всегда оставляем возможность выхода из-под такого тотального контроля» .

Русская Православная Церковь твердо настаивает на исключительной добровольности участия граждан в новых формах идентификации и аутентификации личности и признает право человека отказаться от использования любых технологий, противоречащих его религиозным и иным убеждениям.

Такое же заключение дает Государственно-правовое управление Президента РФ: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» , - говорится в ответе управления Святейшему Патриарху Кириллу.

Поэтому сегодня наша задача - бороться за сохранение традиционной системы учета и платежей, и в этом нас поддерживает Русская Православная Церковь.

Если же помрачение сознания у подавляющего большинства людей позволит глобалистам воплотить в жизнь свои планы, то потеряет во очах Божиих всякий смысл существование этого земного мира. Совершенно очевидно, что в глобальном цифровом обществе, управляемом врагами Православия, спасение души станет возможным только на путях исповедничества и мученичества.

Переход власти в руки банкиров, всеобщая чипизация граждан в совокупности с трансгуманистическими биотехнологиями, роботизацией и искусственным интеллектом, несомненно, приведут к воцарению антихриста и кончине этого земного мира.

«К чему, в видах Божиих, существовать долее миру, когда мир, то есть человечество, отвергает совершенно ту цель, для которой предоставлено ему Богом странствование на земле» , - пишет святитель Игнатий Брянчанинов.

В обществе людей-киборгов, начиненных электроникой и «улучшенных» с помощью генной инженерии, говорить о возможности покаяния и стяжания Духа Святаго Божия вряд ли возможно.

«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10).

Об информационной безопасности и возможной утрате суверенитета

Зарубежный опыт, на который так любят ссылаться российские чиновники, демонстрирует отказ развитых демократических стран от введения единых сквозных идентификаторов личности и создания единых распределенных баз данных. В Великобритании, Германии и Франции законодательно запрещено внедрение единого электронного идентификатора личности и создание единого банка персональных данных на всех граждан страны. Парламенты и высшие Конституционные органы этих развитых демократических стран расценили попытки построения подобной системы как покушение на основополагающие права и свободы граждан и угрозу национальной безопасности.

Необходимо констатировать, что внедрение единой системы электронной идентификации и аутентификации и создание с помощью единого сквозного уникального идентификатора личности единых федеральных банков данных на всех граждан России грубейшим образом нарушает конституционные права и свободы каждого человека (в первую очередь - статьи 2, 3, 15, 18, 21, 22, 23, 24, 28, 29, 32 и другие), несет большую угрозу национальной безопасности и независимости России.

Это может привести к полной утрате государственного суверенитета. Системы в концентрированной электронной и фактически общедоступной форме будут содержать всю информацию о населении России в целом, в том числе, о военнослужащих и сотрудниках спецслужб. Такая электронная информация делает возможным любые преступные, в том числе и диверсионные, действия по отношению ко всему населению страны.

Даже самая совершенная компьютерная система не может гарантировать абсолютной защищенности хранимой в ней информации от ошибок, сбоев, вирусов, несанкционированного доступа. Все это чревато самыми непоправимыми последствиями, при которых практически невозможно что-либо восстановить и исправить. То есть любая защита имеет "дыры", пусть они и не очевидны на первый взгляд. Дело во времени, как только подберут ключик, информация окажется в свободном доступе. Защита компьютерных систем и отдельных устройств по определению невозможна! На практике это доказано многократно.

Приведу всего два примера.

1. Несколько месяцев назад в украинском сегменте Интернета стали появляться «разоблачительные» статьи, содержащие персональные данные наших военнослужащих, воюющих в Сирии, сразу на трех языках: украинском, русском и арабском. Вот такой «подарок» для террористов, которые могут совершать «точечные удары» по нашим офицерам и их семьям, сделали злоумышленники. Причем неизвестно, каким образом эти сведения оказались в открытом доступе...

2. Компьютеры и базы данных спецслужб США, которые имеют суперзащиту по самым высоким международным критериям, были вскрыты в 2015 году 15-летним британским школьником-аутистом, который в течение восьми месяцев (!) безнаказанно не только скачивал, использовал и распространял сведения из них в Twitter и WikiLeaks, но и вносил туда несанкционированные изменения!

С 2011 по 2017 год ежегодно собирались представительные Всемирные форумы по кибербезопасности, на которых известные эксперты в этой области не смогли ответить на вопрос: «Как, сохранив в целости и сохранности все неоспоримые преимущества Интернета, защититься от преступности?»

И каждый раз они признавали: «Взлом ресурсов... атаки... и постоянные диверсии в отношении банковской и финансовой инфраструктуры по всему миру свидетельствуют о том, что кибероперации стали инструментом манипуляций и политического давления со стороны государств и негосударственных игроков». В итоге эксперты однозначно констатировали: «Пока, ни у одного правительства и ни у одной страны мира на поставленный вопрос нет ответа...»

Сегодня речь уже идет не только о банковской и финансовой инфраструктуре, но о критических объектах, таких как АЭС, системы энерго- и газоснабжения, интернет и других, киберудары по которым могут привести к ситуации хаоса в любой стране мира.


В.П. Филимонов


Повальное увлечение «цифровой экономикой» общеизвестно. Не стала исключением и Россия, имеется даже соответствующая правительственная концептуальная программа. Однако, все ли так красиво и безоблачно в проекте построения «цифрового будущего»?

Российский специалист в области кибернетики и систем управления, публицист Валерий Филимонов считает , что «цифровое общество» — это глобалистский проект, ставящий целью построение нового рабовладельческого общества за счет использования информационных технологий, телекоммуникационных сетей и соответствующего программного обеспечения.

В 2003 году в Женеве состоялось первое широко известное обсуждение как построить единое наднациональное цифровое информационное сообщество (WSIS — World Summit on the Information Society). После 2005 года эти встречи проводятся ежегодно в различных частях мира в «полузакрытом» режиме. Делегация от России присутствует. В данной концепции государства рассматриваются в виде платформ с электронной системой государственного управления. По мнению Валерия Филимонова Российскую Федерацию рассматривают здесь в качестве «экспериментальной площадки».

Когда широкой публике говорят о «цифровой экономике», нужно понимать это не только как производство или рынок, но и как «цифровое управление». «Цифровая трансформация» постепенно превращает государство в «фабрику по обработке данных». Это означает, что меняется формат государства, которое из источника власти превращается в обслуживающую структуру. Конституция постепенно может быть заменена «законами рынка». Это может произойти параллельно с отменой наличных денег.

Центробанк возможно вдруг решит, что бумажные деньги уже «не выгодны и обременительны». В этом случае институтами власти становятся крупные банки, которые по сути и будут подменять государственные функции.

Практически на каждого будет составляться «финансовое досье», где будут учитываться все источники доходов и покупки. Биометрические параметры будут применяться как индификатор доступа к электронным средствам платежей и обменов. Анонимная власть «электронного правительства» будет иметь возможность не только обеспечивать финансовые транзакции, но и наказывать. Принцип свободы выбора может быть заменен принципом «лояльности системе» и это будет главным критерием качества существования человека в социуме.

«Цифровое общество» может оказаться банальным вариантом «цифрового рабовладения». Либерализм в истории никогда не улучшал качество населения, он лишь позволял его удобнее эксплуатировать.

В древности эквивалентом человеческого труда выступали благородные металлы, затем металлические деньги были заменены на бумажные. От золотого обеспечения бумаги ушли, отказавшись выполнять прежние обязательства. Теперь хотят бумажные деньги заменить на электронные.

Это не экономика, а управленческая система при помощи манипулирования деньгами. Смысл денежного рычага не меняется, меняется его содержание. Фактически, это жесткое принуждение без каких либо обязательств что-либо гарантировать кроме собственного насилия в случае неповиновения. Система анонимного управления, осуществляемая через уполномоченных представителей-посредников методами финансового, экономического, полицейского, психологического и военного принуждения. «Большой Вавилон», где за каждым финансовым рабом присматривает «всевидящее око». Обратим внимание, что после распада СССР мировое «развитие» ускоренно движется именно в этом направлении.

Старший генеральный менеджер подразделения внешних и правительственных связей корпорации Mitsubishi Electric Норицугу Уэмура - о том, какие изменения в государстве и обществе необходимы для перехода к новому экономическому укладу

Проблемы, которые встают перед экономикой разных стран, на самом деле значительно глубже, чем инфляция или безработица. Старение населения или нехватка природных ресурсов в долгосрочной перспективе могут привести к гораздо более катастрофическим последствиям.

Например, кто будет работать, если возраст большей части населения развитых стран перевалит за 70? Если это и преувеличение, то очень легкое. Цифровая экономика - это набор инструментов, которые при правильном применении могут помочь нивелировать подобные угрозы.

Как известно, в 50–70-х годах прошлого века экономика Японии демонстрировала рекордные темпы роста. Это явление назвали японским экономическим чудом. Родилось оно не само собой. Это было результатом целенаправленной государственной политики, и первую скрипку сыграли высокие технологии. Информация о них хлынула в прежде закрытую страну после Второй мировой войны, и правительству удалось правильно ею воспользоваться.

По сей день в Японии существует специальное профильное ведомство, которое занимается высокими технологиями. С 2011 года оно было переименовано в Национальный институт продвижения цифровой экономики и цифрового общества (Japan Institute for Promotion of Digital Economy and Community, JIPDEC). Это неспроста: очевидно, что сегодня самое время сделать еще один подобный рывок, основанный на внедрении цифровых технологий (интернет вещей, искусственный интеллект и т.д.). Только информационно-коммуникационный сектор уже обеспечивает в стране 9% ВВП и 7% рабочих мест (в Евросоюзе - 4% и 3% соответственно). В том числе благодаря внедрению цифровых технологий японская экономика выбирается из долгого периода стагнации - за I квартал 2017 года она выросла на 0,5%.

Один из краеугольных камней инфраструктуры цифровой экономики - развитие широкополосного доступа в интернет. Так исторически сложилось, что в Японии было очень развито телевидение. На базе телевизионной инфраструктуры возникла сеть широкополосного доступа, которая позволила стране одной из первых объединить услуги ТВ, онлайн-провайдеров и телефонной связи. Сейчас Япония занимает одно из первых мест в мире по всем показателям проникновения интернета среди населения и организаций.

Сегодня это дает огромные возможности для развития самых разных отраслей экономики и появления новых видов бизнеса и услуг для достижения экономического роста и решения социальных проблем.

Под эгидой японской федерации крупного бизнеса «Кэйданрэн» были разработаны основы программы создания суперинтеллектуального общества, или «Общества 5.0». По задумке «Кэйданрэн», «Общество 5.0» - это социально-экономическая и культурная система, основанная на передовых цифровых технологиях (большие данные, искусственный интеллект, дополненная реальность), с одной стороны, и обеспечивающая развитие науки и технологий на благо каждого члена общества - с другой.

Стратегия «Общество 5.0» расширяет известную концепцию «Индустрии 4.0». Она не ограничена только производственным сектором, а призвана решать социальные проблемы с помощью интеграции физического и киберпространства. У японских компаний уже есть примеры технологических решений, направленных на реализацию стратегии «Общество 5.0», которые относятся к совершенно разным отраслям. Так, Mitsubishi Electric развивает платформу промышленной автоматизации e-F@ctory, позволяющей создавать «умные» фабрики и заводы. Это вклад в развитие интеллектуальных промышленных систем или «умного производства» на основе искусственного интеллекта и распределенных вычислений (edge computing) - разновидности облачных вычислений, на участках сети, близких к источнику данных. Компания Fujitsu производит носимую электронику Ubiquitousware, которая позволяет применять новые бизнес-модели в здравоохранении. Toshiba работает над альтернативной энергетической системой, которая, как ожидается, снизит зависимость от централизованной генерации электроэнергии за счет использования маленьких локальных источников. Подобные технологии способны в корне изменить экономику и частную жизнь.

Однако для развития цифровой экономики необходимо преодолеть так называемые пять стен. Изменить уровень мышления можно только когда концепцию «Общества 5.0» примут все участники общественных и экономических отношений.

Первая из этих стен - стена министерств и ведомств. Для того чтобы двигаться вперед, нужны четкая национальная стратегия и поддержка инициатив государством вплоть до создания новых органов власти.

Вторая стена - законодательная система. На примере многих стран видно, как прогресс буксует, упираясь в устаревшие законодательные нормы. Наиболее яркие примеры - это Uber или AirBNB: технология уже дает людям возможность зарабатывать напрямую на своих водительских навыках или сдаче жилья, но государство пытается это запрещать (иногда вполне успешно). Это неправильная ситуация.

Третья стена - технологии. Нужно формирование базы знаний, чтобы каждый мог воспользоваться преимуществами цифровой экономики. Посмотрите, например, на создание компьютерных программ. Лет 20 назад, для того чтобы сделать сайт, нужно было владеть навыками программирования. Сегодня сайт или приложение делаются в готовом конструкторе. Так должно быть и с другими технологиями.

Четвертая стена - человеческие ресурсы. Людям нужно объяснять, как работает цифровая экономика, и обучать их, чтобы они были готовы творить.

И, наконец, пятая стена - принятие обществом. Если эти пять стен удастся преодолеть, плоды «Общества 5.0» сможет потреблять не только Япония, но и весь остальной мир. Ведь цифровая экономика во многом стирает физические границы.

Сотрудники отдельных силовых министерств и ведомств имеют право на дополнительные дни отдыха в случае привлечения их к исполнению неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сверх установленного служебного времени.

Положения о предоставлении в этом случае работникам дополнительных дней отдыха часто встречается в ведомственных нормативных документах, при этом вопрос о количестве таких дней часто остается открытым. Цель статьи - провести анализ имеющихся нормативных актов, определиться с количеством дней дополнительного отдыха, предоставляемого работникам при вызове их на неотложную работу, определить порядок расчета и размер компенсации, выплачиваемой при отказе работника от предоставления ему этих дней отдыха.

Еще раз обращаем внимание читателей на то, что в статье пойдет речь о предоставлении дополнительного времени отдыха сотрудникам, служащим, работникам и военнослужащим, привлекаемым к участию в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Привлечение работников к выполнению этих мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов и норм законодательства РФ о труде.

Обратимся сначала к ТК РФ. Из статьи 113 этого нормативного акта следует, что привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается:
1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;
3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Также в нерабочие праздничные дни допускается привлечение сотрудников к работам без ограничения общей продолжительности еженедельно служебного времени, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Для справки. Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

В отдельных ведомственных приказах перечислены мероприятия, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени работников. Как правило, эти мероприятия касаются работников, относящихся к категории военнослужащих. Например, перечень мероприятий, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих приведен в приложении к Приказу Минобороны РФ от 10.11.1998 N 492.

Среди поименованных мероприятий указаны:
- мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями;
- боевое дежурство (боевая служба);
- мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил):
а) оперативные учения;
б) оперативно-тактические учения;
в) тактические учения с боевой стрельбой;
г) командно-штабные и штабные учения;
д) командно-штабные тренировки;
е) тактико-специальные учения;
ж) опытные и исследовательские учения;
з) мобилизационные и специальные учения;
и) летно-тактические учения;
к) военные игры;
л) маневры войск (сил);
м) оперативно-полевые поездки;
н) выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах;
- проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы (плановые; внезапные; итоговые (контрольные));
- инспектирование войск (сил);
- проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники; и др.

Обратите внимание! Приказом Минобороны РФ N 80 из вышеназванного перечня исключены следующие мероприятия:
- несение внутренней, гарнизонной и караульной служб; - нахождение в служебных командировках;
- несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп;
- нахождение на кораблях 30% и более , мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (в зависимости от графика боевого заместительства), для поддержания установленной боевой готовности.

Подобные мероприятия приводятся в приложениях к приказам МЧС РФ от 25.01.2010 N 22, МВД РФ от 03.11.1997 N 721, ФСБ РФ от 26.12.2001 N 685.

Предоставление дополнительных дней отдыха

Из ведомственных нормативных актов следует, что при привлечении работников (военнослужащих) к работам, связанным с необходимостью, без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени им предоставляется день (дни) отдыха, которые для работников отдельных ведомств по желанию работников могут быть заменены денежной компенсацией.

Работник - военнослужащий. Здесь следует руководствоваться нормами, изложенными в приложении "Порядок учета служебного времени и предоставлении дополнительных суток отдыха" к Указу Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы". Из них следует, что время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.

В приложении 8 к Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Минобороны РФ от 30.09.2002 N 350, приведена форма журнала учета времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставленного им дополнительного времени отдыха и порядок его ведения. Учет соответствующего времени в журнале ведется еженедельно и также еженедельно доводится до военнослужащих под подпись.

Графы 2 "Воинская должность", 3 "Воинское звание", 4 "Фамилия, имя, отчество" заполняются в соответствии со штатно-должностной книгой подразделения воинской части. В них включаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

В случае малочисленности в подразделениях таких военнослужащих журнал ведется в структурных подразделениях воинской части. Учет времени привлечения командиров подразделений (структурных подразделений воинской части) к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставленного им дополнительного времени отдыха ведется в журнале вышестоящих структурных подразделений воинской части. Учет такого времени командира воинской части ведется в журнале одного из структурных подразделений вышестоящей воинской части.

В графе 5 "Учет сверхурочного времени, час" ведется учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
Графы 5 "Учет сверхурочного времени, час", 6 "Учет привлечения в выходные и праздничные дни, час", 7 "Суммарное время привлечения к военной службе, час" и 9 "Учет предоставления дополнительного времени отдыха, час" ведутся в часах.
Графа 11 "Учет присоединения дополнительных суток отдыха к отпуску" ведется в сутках.
Графа 12 "Учет нереализованного времени отдыха в час, сут." ведется в часах, если нереализованное время отдыха меньше восьми часов, и в сутках, если это время больше восьми часов.

Учет соответствующего времени анализируется командиром подразделения воинской части и доводится до военнослужащих под подпись еженедельно.
Когда суммарное сверхурочное время исполнения служебных обязанностей достигает величины еженедельного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему предоставляются по его желанию дополнительные сутки отдыха.

Пример 1
Военнослужащий внутренних войск МВД, работающий по контракту, был направлен 14.04.2010 на тактические учения с боевой стрельбой на двое суток (15.04.2010 и 16.04.2010). Согласно сведениям, отраженным в журнале учета времени привлечения его к сверхурочной работе, в течение одной недели (с 14.04.2010 по 18.04.2010) военнослужащий отработал трое суток сверхурочно. Сколько дней дополнительного отдыха ему положено предоставить?

Согласно перечню, утвержденному Приказом МВД РФ от 03.11.1997 N 721, тактическое учение с боевой стрельбой является мероприятием, которое проводится при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих внутренних войск МВД, проходящих военную службу по контракту. Ему за каждые трое суток привлечения к соответствующим мероприятиям предоставляется двое суток отдыха. Таким образом, военнослужащему предоставляется двое суток отдыха.

Работник - служащий Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Согласно п. 9 Правил внутреннего распорядка ФСКН, утвержденных Приказом ФСКН РФ от 25.08.2006 N 286 (далее - Правила N 286), для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник может привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа подразделения ФСКН (в управлениях аппарата Государственного антинаркотического комитета по федеральным округам - приказа управления аппарата Государственного антинаркотического комитета по федеральному округу).

Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется путем предоставления ему непосредственным начальником в течение месяца дополнительных дней отдыха, но не менее времени, отработанного сверх установленного. Таким образом, количество предоставляемых дополнительных дней отдыха устанавливается в коллективном (локальном акте) самого учреждения или может быть определено в положении о региональном управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по субъекту РФ. Утвержденное количество дней отдыха не должно быть меньше времени, отработанного сотрудником сверх установленного для него правилами трудового распорядка и нормативными актами.

При определении размера времени отдыха нужно учитывать нормы п. 2 Правил N 286 и ст. 91 ТК РФ, из которых следует, что общая продолжительность рабочей недели не может превышать 40 часов в неделю. Кроме того, не следует оставлять без внимания и положения ст. 153 ТК РФ. Согласно им работа в выходной или нерабочий праздничный день компенсируется следующим образом:
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени.
В случае, если работа в выходной и праздничный день производилась сверх месячной нормы рабочего времени, оно оплачивается в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада).

Также по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Предлагаем рассмотреть реализацию данных норм на примере.

Пример 2
Работник УФСКН, имеющий режим служебного времени с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45, суббота, воскресенье - выходные дни, привлечен к исполнению обязанностей сверх установленного для него служебного времени. Он заступил на дежурство 07.04.2010 на сутки. Согласно действующему внутреннему типовому положению работнику, привлеченному к выполнению работ на сутки, предоставляются сутки отдыха сразу после их выполнения кроме случаев крайней производственной необходимости управления в данном работнике на следующий день после выполнения им работ, связанных с производственной необходимостью. Предположим, что такой необходимости у работодателя нет.

Работнику после проведенного дежурства 08.04.2010 предоставляется дополнительный день отдыха. Также согласно установленному для этого сотрудника режиму служебного отдыха 10.04.2010 и 11.04.2010 - выходные дни.

Обратите внимание! Работник может привлекаться к выполнению работ сверх установленного для него служебного времени только для исполнения неотложных и непредвиденных обязательств. В иных случаях привлечение сотрудников к работам сверх установленного для него служебного времени не допустимо.

Основанием для вызова на работу сверх установленного времени по причине производственной необходимости (проведения непредвиденных мероприятий) является приказ руководителя (командира соединения (ему равного) и выше) о привлечении работника (военнослужащего) к исполнению обязанностей службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий.
Для предоставления работнику (военнослужащему) дополнительных дней отдыха также оформляется приказ, издаваемый на основании заявления работника (рапорта военнослужащего).

Компенсация дней отдыха

Приказом Минобороны РФ N 80, утверждены Порядок и условия выплаты военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительного отдыха (далее - Порядок N 80).
Согласно п. 1 данного порядка выплачивать военнослужащим Вооруженных Сил, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), участвовавшим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (далее - мероприятия), по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежную компенсацию за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (далее - денежная компенсация).
Выплата денежной компенсации производится за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих. Она отражается в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельной графе одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания мероприятий. Основанием для начисления денежной компенсации является приказ командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемый на основании рапортов военнослужащих .
Согласно п. 3 Порядка N 80 размер денежной компенсации исчисляется по следующей формуле:

(Сумма оклада по воинской должности + Сумма оклада по воинскому званию)/30 х Количество компенсируемых дополнительных суток

Суммы оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию устанавливаются на день издания приказов о выплате указанной компенсации.

Пример 3
Военнослужащему Вооруженных Сил, имеющему звание майора, капитана третьего ранга, на основании приказа установлена выплата компенсации вместо дополнительных дней отдыха (военнослужащий написал рапорт, в котором отказывается от положенных ему дополнительных дней отдыха и просит заменить их денежной компенсацией). Военнослужащему положено три дополнительных дня отдыха. Размер оклада по званию равен 2 660 руб.
Размер компенсации равен 266 руб. (2 660 руб. / 30 дн. х 3 сут.).

Т. Сильвестрова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"

────────────────────────
*(1) Приказ Министра обороны РФ от 14.02.2010 N 80 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха".

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы