. Площадь - 449 964 км 2
. Население - 9 млн лиц
. Столица -. Стокгольм (736 тыс. человек)
Швеция - официальное название. Королевство. Швеции (Konungariket Sverige) расположена в. Северной. Европе, занимает восточную часть. Скандинавского полуострова, столица. Стокгольм (Stockholm). На западе граничит с норв вегиею, на северо-востоке - с. Финляндией. С востока и юга омывается. Балтийским морем и. Ботнического залива, с юго-запада - проливами. Каттегат и. Скагеррак, соединяющих. Балтийское и. Север не моря. Пролив. Эресунн, отделяющий. Швецию от. Дании, в самом узком месте составляет всего 3,4 км. В состав. Швеции входят два крупных острова в. Балтике -. Готланд и. Эланланд.
Длина сухопутных границ - 2205 км: 586 км с. Финляндией и 1619 км с. Норвегией. Длина береговой линии - 3218 км. Территория простирается с севера на юг на 1572 км, с запада на восток - 499 км. Ц. Это объясняет различия в климате и флоре и фаунуні.
Швеция - страна невысоких гор и холмистых равнин. На северо-западе расположены горы с самой высокой вершиной. Швеции - горой. Кебнекайсе (2111 м). На востоке находится. Нормандское плато, занимающее почти поло овину территории страны. Плато пересекают полноводные реки, которые впадают в. Ботнический залив. Русла год проходят линями тектонических разломов, образуя длинные узкие озера и высокие водопады. Половину шведс ькои территории покрывают таежные леса. Менее 10% приходится на сельскохозяйственные угодья. Тысячи островов лежат вдоль изрезанного морского берега. Крупные острова в. Балтийском море. Эланд и. Готлан д, а также тысячи островов, определяют все побережье страны. Это очень большое количество чистейших рек и озер, среди которых необходимо выделить крупнейшие озера -. Венерн,. Веттерн, и. Малармеі. Маларен.
Швеция является пятой по размеру страной в. Европе. По площади (449 964 км 2) ее можно сравнить с. Испанией. Площадь суши составляет 411 тыс км 2 . Географическое расположение. Швеции положительно влияет и способствует развитию экскурсионном, горнолыжном и других видов туризма
Страна выходит к. Балтийскому морю значительной своей частью. Выход государства к морю формирует комплекс дополнительных туристических ресурсов, которые можно использовать в национальном туристическом производстве (м морские ландшафты). При этом протяженная береговая линия с большим количеством бухт и заливов дает стране перспективы как направления водного туризма. Выход территории страны к. Балтийскому морю - важнейшая оз приказом ее экономико-географического положения межконтинентальной морским путем страна соединена со всеми странами. Балтии, что составляет основу ее экономического и туристического развитияитку.
Принцип доступа общественности к официальным документам: Данный принцип провозглашен с целью гарантировать открытость общества и доступ граждан к информации о работе Риксдага, правительства и правительственных учреждений. Любой шведский гражданин может воспользоваться правом доступа к официальным документам, когда захочет. "Для поддержания свободного обмена мнения и наличия необходимой информации, каждый шведский гражданин имеет право свободного доступа к официальным документам" . По мнению шведов, демократия тогда эффективна, когда наличествуют тщательный контроль за действиями властей со стороны общественности. Деятельность государственных органов касается каждого гражданина, и средства массовой информации также заинтересованы в получении объективной информации.
Все документы – письма, отчеты, внутренние распоряжения органов власти, должны быть предоставлены любому, кто захочет их прочитать. Письма главы государства – Короля к Премьер-министру Швеции также считаются официальным документом, доступным, соответственно, широкой общественности. Заседания судов и законодательных собраний открыты для посещения.Шведская монархия на рубеже 19 и 20 веков была в центре острых конституционных конфликтов. Если, согласно Формы принятой 1909 году «король единолично управляет страной» и наделен всей полнотой исполнительной власти, то уже через сто лет основная борьба разгоралась по поводу королевского права назначать правительство. Оставаясь назначенцами короля, министры все больше ощущали зависимость от Риксдага.
« В.Швеции переход от абсолютной монархии к парламентской демократии оказался довольно затяжным и неровным». 7 Социал-демократы и либералы, пришедшие к власти в1917 году открыли новую страницу в истории парламентского правления. Теперь Рикстдаг утверждал правительство, хотя и исключительные полномочия короля пока еще были прописаны в Форме. Постепенно парламентарная система оставила за королем лишь церемониальные обязанности. Формально. до принятия новой формы в 1974 году, король назначал членов правительства, а его решения принимались именем короля. Но в соответствии с новой конституцией формировать правительство теперь входило в полномочие спикера Риксдага. Монарх больше не председательствовал на заседаниях кабинета и лишился даже формального воинского звания. «По мнению политиков, с принятием этого документа публичная деятельность главы государства должна определяться тем, что он представляет нацию в целом.». 8
Между социал-демократами и несоциалистическими партиями был достигнут конституционный компромисс - сохранялась монархия, но сам монарх лишался всех атрибутов власти и не имел более права формировать правительство. Форма правления содержит целый ряд требований, предъявляемых к монарху. Монарх теперь занимает престол согласно Акта о престолонаследии – это особый конституционный закон, который регулирует процедуру наследования трона.
Действующий
закон (Акт) о престолонаследии был
принят в 1810 году и устанавливает порядок
наследования трона по принципу первородства.
В Акте есть указание на религиозные убеждения
монарха. И чтобы иметь право на престол
нужно исповедовать лютеранскую веру,
родиться и воспитываться в Швеции, не
вступать в брак без одобрения правительства,
не становиться регентами иностранного
государства.
В официальные обязанности короля входит
участие примерно в пятистах мероприятиях
в год (поездки по стране и за рубеж,
официальные мероприятия в королевских
резиденциях и за их пределами). Монарх
лично патронирует работу более двухсот
учебных заведений и общественных организаций.
Политические партии.
Первые
признаки парламентаризма и парламентской
системы в Швеции стали складываться
в XVIII столетии, в «эпоху свободы». Нынешние
же политические партии ведут свою родословную
от парламентской реформы 1866 года. Сначала
партии действовали только в стенах Риксдага,
представляя собой объединения парламентариев.
«Споры по поводу свободной торговли,
всеобщего избирательного права, внешней
политики государства сыграли значительную
роль в политизации общества и политической
мобилизации масс». 13 В 1907- 1909 была
внедрена пропорциональная избирательная
система, которая способствовала становлению
новых партий. И уже к моменту провозглашения
всеобщего избирательного права для мужчин
и женщин(20-е годы), система политических
партий уже обрела те черты и особенности,
которые присущи ей сегодня.
Социал-демократы
Социал-демократическая
рабочая партия (Sociademokratiska arbetarepartiet,SAP)
была образована рабочим движением в 1889
году для участия в политической борьбе.
Большим успехом социал-демократов стали
выборы в 1921 года, состоявшиеся после предоставления
избирательных прав женщинам; с 1932
по 1976 годы представители партии возглавляли
кабинет практически непрерывно.
Хотя
электоральная база социал-демократов
постоянно расширялась, наибольшим влиянием
они по-прежнему пользуются в профсоюзном
движении. Ключевую роль в их успехах
сегодня играют женщины, занятые в общественном
секторе. Первым руководителем партии
был Яльмар Брантинг. В 1925 году его сменилПер
Альбин Ханссон, в 1946 пост занял Таге
Эрландер, в 1969 – Улоф Пальме, в 1986 –Ингвар
Карлссон, в 1996 – Й.Перссон.
«Левоцентристская
по занимаемому ею положению Социал-демократическая
партия Швеции является старейшей, крупнейшей
и, в историческом плане, наиболее успешной
политической партией страны, которой
в большой мере принадлежит заслуга создания
знаменитой шведской модели всеобщего
благосостояния. Утратив власть на выборах
2006 года, Социал-демократическая партия,
перейдя в оппозицию, утверждает, что за
прошедшие с тех пор годы в шведском обществе
выросло неравенство, представляя себя
как партию справедливости, всеобщего
благоденствия и занятости. Изображая
Швецию как «страну возможностей», она
обещает проводить курс на создание рабочих
мест и одновременно - на улучшение системы
социального страхования. Если Социал-демократическая
партия одержит победу на выборах, она
создаст правящую «красно-зеленую коалицию»
совместно с Партией зеленых и Левой партией.» 14
Умеренная
коалиционная партия
В
начале нынешнего столетия политические
группы консервативной и умеренной
ориентации решили объединиться в единую
партию. В 1969 году эта партия была переименована
из правой в умеренную (Mjderata samlingspartiet).
Наибольших успехов умеренные добились
в 60-е - 70-е годы; тогда им удалось стать
крупнейшей несоциалистической партией.
Электоральной
базой партии являются крупные города.
В Стокгольме она занимает лидирующие
позиции. Ее избиратели в основном – мужчины
–представители «среднего класса», занятые
в частном секторе. С 1986 года партию возглавляет
Карл Бильдт.
«Умеренная
коалиционная партия - крупнейшая партия
правящего «Альянса за Швецию».** Сочетая
консерватизм с либерализмом, Умеренная
партия, в идеологии которой под руководством
Фредрика Райнфельдта произошел сдвиг
к центру политического спектра, во всем
существенном поддерживает высокоразвитую
шведскую систему всеобщего благосостояния,
проводя в то же время политику снижения
налогов и приватизации государственных
предприятий. Политической доминантой
является стремление добиться перехода
той части населения, которая нуждается
в пособиях, в производительный сектор.
Под обновленным брендом «Новые модераты»
партия позиционирует себя как «современная
партия трудящихся», стремясь отнять у
оппозиции голоса «голубых воротничков».» 15
Народная
партия либералов
Ядро
возникшей в конце XIX века либеральной
партии составили политические группы,
отстаивавшие в Риксдаге принцип свободы
торговли и прочие либеральные ценности.
Приоритетным вопросом для партии стала
борьба за всеобще избирательное право.
В 20-е годы либералы пережили раскол, вызванный
разногласиями вокруг «сухого закона»,
но в 1934 году воссоединились под своим
нынешним названием (Folkpartiet, а позже –
Folkpartiet liberalerna). В последние годы либералы
были ведущей партией оппозиции, но потом
растеряли поддержку избирателей.
и т.д.................
Ш. - конституционная монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 1975. Административное деление - 21 лэн: Блекинге, Вэрмланд, Вэстерботтен, Вэстернорр-ланд, Вэстманланд, Вэстра Гёталанд, Готланд, Даларна, Евлеборг, Емтланд, Йончёпинг, Кальмар, Крунуберг, Норрботтен, Сёдерманланд, Сконе, Стокгольм, Уппсала, Халланд, Эребру, Эстерйетланд.
Наиболее крупные города (тыс. чел.): Стокгольм (1700 с пригородами), Гётеборг (800), Мальмё (500).
Шведская Конституция состоит из 4 отдельных документов: Акта о форме правления, принятого в 1974, Акта о престолонаследии, действующего с 1810, Акта о свободе печати 1949 (ведущего начало с 1766) и Акта о свободе выражения взглядов, вступившего в силу в 1991. Кроме того, Акт о риксдаге 1974 занимает промежуточное положение между Основным законом и обычным статутным правом.
Высший орган законодательной власти - риксдаг.
Высший орган исполнительной власти - правительство.
Глава государства - король Карл XVI Густав (с 19 сентября 1973) наделён чисто представительскими или церемониальными функциями и является символом Шведского государства и нации.
С 1971 риксдаг Ш. однопалатный, состоит из 349 депутатов, избираемых путём всеобщего, прямого и тайного голосования 1 раз в 4 года. Избирательным правом жители страны пользуются с 18 лет. Места в риксдаге распределяются на пропорциональной основе между партиями, получившими на выборах не менее 4% голосов. Большую часть периода с 1932 у власти в Ш. находилась Социал-демократическая рабочая партия. Лишь в 1976-82 и 1991-94 страной правили буржуазные правительства. По итогам последних выборов, состоявшихся 15 сентября 2002, в риксдаге представлены Социал-демократическая рабочая партия Ш. - 144 мандата, 39,8% общего числа голосов избирателей; Умеренная коалиционная партия - соответственно 55 и 15,2%; Народная партия - либералы - 48 и 13,3%, Христианские демократы - 33 и 9,1%; Левая партия - 30 и 8,3%; Партия центра - 22 и 6,1%; Партия охраны окружающей среды - «зелёные» - 17 и 4,6%. Премьер-министра назначает теперь не король, а председатель риксдага.
Самым известным в мире шведским политическим деятелем был Улоф Пальме (1927-86). В 1969-76 и 1982-86 он был премьер-министром страны, а с 1969 и до дня своей смерти возглавлял Социал-демократическую рабочую партию. Был убит 28 февраля 1986 в центре Стокгольма. Убийство Пальме до сих пор не раскрыто.
Даг Хаммаршельд (1905-61) был Генеральным секретарём ООН с 1953 и до дня своей смерти. Выполняя свои обязанности, погиб в авиакатастрофе над территорией Замбии. Он стремился к тому, чтобы ООН играла самую активную роль в решении международных кризисов.
Для шведской административной системы характерно разделение задач между министерствами и центральными административными органами. Центральное правительство состоит из 13 небольших министерств (их штат не превышает 100 чел.), занятых в основном подготовкой законопроектов для правительства. Совет министров для утверждения решений собирается 1 раз в неделю и несёт коллективную ответственность за все принимаемые решения. Проведение законов в жизнь возложено на 100 относительно независимых центральных учреждений и правления лэнов.
До 1971 Ш. была разделена на 850 коммун, каждая из которых имела своё выборное собрание уполномоченных. Число коммун сейчас сокращено до 288. В права и обязанности коммун входит строительство различных сооружений и обеспечение широкого круга услуг: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное и среднее образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и т.п. Коммуны имеют право взимать подоходный налог.
Между государственным и коммунальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на лэны. Государственную власть представляют в каждом лэне губернатор и правление лэна. Губернаторы лэнов назначаются правительством на срок 6 лет и возглавляют правление лэна. Члены правления лэна назначаются ландстингом, который избирается и отвечает за здравоохранение и некоторые виды образования. Ландстинги взимают подоходный налог.
Политические партии хорошо организованы в риксдаге и вне его. Социал-демократическая рабочая партия Ш. основана в 1889, является правящей, крупнейшей в стране, тесно связана с движением рабочих профсоюзов, представляет идеи шведской модели демократического социализма. Консервативная Умеренная коалиционная партия основана в 1904 (до 1969 - Правая партия), выражает интересы крупных компаний и высших чиновников. Партия центра основана в 1910 (до 1957 - Крестьянский союз), выражает интересы средних и мелких землевладельцев, а также части средней и мелкой городской буржуазии. Народная партия - либералы - основана в 1895 (до 1990 - Народная партия), представляет интересы крупной, средней и части мелкой буржуазии, чиновников. Левая партия основана в 1917 на базе левого крыла Социал-демократической партии (до 1921 - Социал-демократическая левая партия, в 1921 переименована в Коммунистическую партию, в 1967 - в Левую партию - коммунисты, с 1990 носит нынешнее название). Партия охраны окружающей среды - «зелёные» - основана в 1981, выражает идеи охраны окружающей среды. Клерикальная буржуазная партия Христианские демократы основана в 1964 (до 1987 - Христианско-демократический союз). С 1966 государство субсидирует политические партии, которые имеют место в риксдаге.
Крупнейшая организация, представляющая деловые круги, - Объединение предпринимателей Ш., созданное в 1902.
Важную роль в жизни Ш. играет профсоюзное движение, которое объединяет в своих рядах около 80% всего экономически активного населения страны. Однако в стране нет единого профсоюзного центра. Центральное объединение профсоюзов Ш. - крупнейшее в стране, основано в 1898, объединяет около 1,2 млн чел., занятых в ведущих отраслях промышленности, коммунальном секторе и сфере обслуживания. Центральное объединение профсоюзов служащих образовано в 1944, объединяет служащих частного и государственного секторов. Центральная организация лиц с высшим образованием создана в 1947, объединяет преподавателей, инженеров, врачей и т.п.
В течение обеих мировых войн Ш. соблюдала нейтралитет. Благодаря этому, а также в силу других обстоятельств она сумела остаться в стороне от военных действий. После 2-й мировой войны Ш. продолжила свою традиционную политику свободы от союзов в мирное время и нейтралитета во время войны и основывала свою безопасность на сильной системе национальной обороны. Поэтому в политическом плане вовлечённость Ш. в европейские дела не шла далее участия в Совете Европы.
В 1960 - 70-х гг. внешняя политика Ш. была сосредоточена на помощи развивающимся странам и глобальных экологических проблемах, а также на поддержке усилий по разоружению в рамках ООН и мер по созданию доверия в Европе. Одним из основополагающих элементов шведской внешней политики остаётся поддержка ООН и её Устава. Ш. выделяет около 1% своего ВВП на помощь развивающимся странам.
В 1980-х гг. центральным элементом внешней политики Ш. стала доктрина всеобщей безопасности, направленная на сокращение вооружений в Европе и поддержку идеи всеобщего и полного разоружения во всём мире.
В течение долгого времени политика нейтралитета не позволяла Ш. добиваться вступления в ЕС. Ш. довольствовалась членством в менее жёстко организованной ЕАСТ. Однако перемены в Европе и окончание «холодной войны» позволили пересмотреть эту позицию. В июле 1991 Ш. подала заявление о приёме в ЕС, в ноябре 1994 шведский народ на референдуме одобрил вступление в ЕС, и с января 1995 Ш. стала полноправным членом ЕС.
Ш. объявила, что она разделяет долгосрочные цели ЕС и поддерживает его меры по созданию экономического и политического союза. В рамках ЕС Ш. уделяет основное внимание процессу расширения ЕС, увеличению занятости, большей гласности в процессе принятия решений, равенству мужчин и женщин и более жёсткой экологической политике.
Шведская политика неучастия в военных союзах остаётся неизменной. Эта политика способствует поддержанию стабильности в Северной Европе. Ш. также вносит значительный вклад в укрепление безопасности во всей Европе, активно участвуя в ОБСЕ и Совете Европы. Ш. является наблюдателем в ЗЕС. Развивается и традиционное северное сотрудничество в рамках Северного Совета и Совета министров северных стран.
Ш. традиционно проводит политику свободной торговли и является сторонником открытой многосторонней торговой системы, основанной на принципах ГАТТ и осуществляемой в рамках ВТО.
Основная функция шведской оборонной политики - сохранение мира при поддержании такой степени готовности и военной силы, чтобы потери и жертвы возможного агрессора в результате попытки захватить страну заметно превышали возможные завоевания. Вооружённые силы Ш. включают Сухопутные силы, ВМС, ВВС. Ежегодно новобранцы в возрасте 18 лет призываются на основную подготовку сроком от 5 до 15 мес. Затем они призываются на переподготовку каждые 4 года. В случае войны Вооружённые силы могут мобилизовать до 850 тыс. чел. Полки Сухопутных войск в мирное время существуют только для подготовки. Ш. не имеет постоянной армии, а воздушное пространство и территориальные воды находятся под постоянным контролем ВВС, ВМС и береговой охраны. Военные расходы составляют 2,1% ВВП. Вооружённые силы, строящиеся на всеобщей воинской обязанности мужчин в возрасте от 18 до 47 лет, сокращаются. Принятое в 2000 решение риксдага означает сокращение числа военных подразделений и одновременный рост их боеготовности и мобильности. Большое значение придаётся военной авиации. Шведские подразделения находятся в постоянной готовности к участию в международных акциях по урегулированию конфликтов. Более 60 тыс. шведских военнослужащих проходили службу в подразделениях ООН в различных частях мира. Ш. активно участвует в программе НАТО «Партнёрство во имя мира» и в миротворческих силах в бывшей Югославии.
Ш. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1924).
Королевство Швеция - конституционная монархия с парламентской формой правления. Глава государства - король (с сентября 1973 года - Карл Густав XVI), за которым по конституции сохраняются только представительные функции, то есть он не имеет политической власти и официально представляет шведский народ. Его прежняя роль в назначении премьер-министра после консультаций с лидерами партий перешла к тальману, председателю риксдага. Большая советская энциклопедия/Швеция
Политическая власть принадлежит правительству и партиям, входящим в него. Законодательная власть находится в руках однопалатного парламента -- риксдага, выборы в который происходят каждый третий год. Риксдаг принимает законы, бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает состав правительства и т.д. Там же.
Центральную власть в регионах, лёнах, представляет губернатор. Там же.
Профсоюзное движение привержено уравнительной идеологии политики и солидарности в области зарплаты. Основной лозунг политики -- “равная зарплата за равный труд” -- означает, что тип и природа труда должны быть нормой для установления зарплат. Большая советская энциклопедия/Швеция
Таким образом, социальная политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в частности, отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии всеобщего благосостояния в Швеции. Там же.
В Швеции существует многопартийная политическая система с многочисленными политическими партиями. Особенность этой системы в том, что у партий не часто есть возможность получить абсолютное большинство в парламенте, и они вынуждены формировать коалиционные правительства. https://ru.wikipedia.org/
Согласно шведскому законодательству политической партией является группа избирателей, принимающих участие в выборах под общим партийным наименованием. В то же время закон не устанавливает жёстких требований к созданию политических партий. Это привело к появлению в Швеции большого числа политических организаций. Всего в стране зарегистрировано 768 политических партий. Большинство из них являются партиями регионального или местного уровня, также существуют т.н. партии «одного вопроса». Там же.
Представленные в Риксдаге:
Представленные в Европейском парламенте:
Женская инициатива;
Малые партии:
Швеция принадлежит к числу высокоразвитых индустриальных капиталистических стран. Как уже было сказано, страна обладает значительными (на общеевропейском уровне) запасами природных ресурсов: древесины, железной руды, гидроэнергии. Вплоть до середины ХХ века, отрасли, связанные с переработкой леса и железной руды, составляли основу промышленного производства и экспорта. В современной экономике лес, железная руда и вырабатываемые из них полуфабрикаты играют уже второстепенную роль, уступив ведущее место машиностроению, электротехнике и электронике. Однако Швеция по-прежнему остается одним их крупнейших в мире производителей и экспортёров железной руды, качественной стали, пиломатериалов и целлюлозно-бумажной продукции. Одна из важнейших особенностей экономики Швеции -- ее “ярко выраженная экспортная направленность”: на внешнем рынке реализуется около 25% валового национального продукта и более 30% промышленных товаров. Страна сильно зависит от импорта, за счет которого покрывается до 25% потребностей Швеции в товарах и услугах. Это может быть объяснено процессами интеграции, происходящими в Европе. Большая советская энциклопедия/Швеция
Экономике страны свойственна высокая степень концентрации производства и капитала. В ведущих отраслях промышленности, судоходстве, банковском деле преобладают крупные концерны, такие как “СКФ”, “АСЕА”, “Эриксон”, “Электролюкс”, “СААБ-Скания”, “Вольво”. Эти и многие другие фирмы находятся в тесной связи с крупными банками. Монополизация экономики очень высока в Швеции. Особенностью является и сосредоточение крупных капиталов в руках отдельных семейств. Например, семейство Валленбергов контролирует компании, биржевая стоимость акций которых превышает 13 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. Большая советская энциклопедия/Швеция
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как “смешанная экономика, соединяющая основные формы собственности: частную, государственную, кооперативную”. Около 85% всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. Остальная часть приходится на государство и кооперативы. Государственный сектор расширяется, а доля кооперативного почти не меняется с 1965 года. Там же.
Шведский государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину сферы услуг, доля государства -- 92%, в том числе в здравоохранении -- 91,9%, в образовании -- 88,7%, в социальном страховании -- 98,2% (по данным 1982 года). В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний -- 56%. Там же.
Швеция стала одной из первых стран, где поняли необходимость противодействовать истощению природных ресурсов. Именно шведами была инициирована первая конференция ООН по вопросам защиты окружающей среды, прошедшая в 1972 году в Стокгольме. Теперь экологическая политика Шведского Королевства (как на национальном, так и на международном уровне) направлена на то, чтобы оставить будущим поколениям как можно меньше нерешенных проблем.
Шведским парламентом и правительством утверждены 16 экологических целей, к достижению которых предполагается прийти не позднее 2020 года. Среди них снижение влияния на климат, чистый воздух, здоровая морская среда и живые озера, устойчивые леса и богатое биологическое разнообразие, нетоксичная окружающая природа и т.д. Первое из упомянутых целевых направлений трудно достижимо: основной угрозой для современного климата является увеличение выбросов парниковых газов. http://eugeo.ru/ekologiya-shvecii/
Однако Швеция, начиная с 1990 года, постоянно сокращает выбросы в атмосферу за счет отопления жилищного сектора. Предпочтение отдается уже не нефтяному топливу, а биологическому, а так же широкому применению теплонасосов. В результате в 2011 году уровень выбросов в атмосферу двуокиси углерода стал одним из самых низких среди стран Евросоюза (62 млн. тонн в пересчете на диоксид углерода), возможно и его дальнейшее снижение в результате сокращения промышленного энергопотребления в условиях экономического кризиса. Там же.
В 2001 году была принята Стокгольмская конвенция по прекращению производства особо опасных и стойких химических веществ. С 2009 в стране не используется промышленное производство ртути (исключение - энергосберегающие лампы и медицинское оборудование). Шведы лидируют в области утилизации отходов (бытовых и промышленных). По данным 2009 года вторично было использовано 77% газетной бумаги и упаковок из металла, пластика и стекла. Там же.
Уже более 100 лет в Швеции существуют национальные парки, а отношение к природе бережное (к примеру, в лесах проложены плиточные или асфальтовые дорожки, чтобы предотвратить вытаптывание травяного покрова). Даже взгляд на традиционный способ захоронения шведскими учеными пересмотрен, поскольку он приводит к ухудшению грунтовых вод. Весной 2012 предполагается открытие первого «проматория» для экологического погребения умерших. Там же.
Однако не все природные загрязнения Швеция может устранить в одиночку. Существует, например, такая международная проблема, как слив в Балтийское море сельскохозяйственных выбросов фосфора и азота. В 2011 году межправительственная Хельсинкская комиссия по защите окружающей среды ХЕЛКОМ проанализировала данные об объемах ежегодных стоков фосфора в Финский залив, составивших 4800 тонн (Россия - 3300 тонн, Финляндия - 800 тонн, Эстония - 700 тонн). Ситуацию пытаются урегулировать на основе межправительственного сотрудничества Финляндия, Дания, Швеция, Германия, Польша, Россия, а так же прибалтийские государства. http://eugeo.ru/ekologiya-shvecii/
В бюджете Швеции есть статья расходов по финансированию морских природоохранных мероприятий (свыше 1,3 млн. шведских крон за период с 2010 по 2012 год). В частности, порт Стокгольм (как и порт Хельсинки) предоставляет возможность смывать отходы всем судам бесплатно. Тем не менее, большинство круизных судов предпочитают слив сточных вод прямо в море. Там же.
Усилия по улучшению экологии Швеции в рамках собственного государства, бесспорно, результативны. Однако, для глобальной защиты окружающей среды необходимо активное участие и других стран.
Швеция присоединилась к Европейскому союзу в 1995 году и, согласно договору о присоединении, обязана ввести в стране евро. Однако, одним из требований необходимых для ввода евро, является членство в ERM в течение двух лет. Швеция на данный момент уклоняется от участия в этом механизме. В то время как правительство поддерживает замену национальной валюты, между всеми партиями существует договорённость о невведении евро без проведения общенародного референдума и положительного результата в нём. https://ru.wikipedia.org
Швеция - унитарное государство, состоящее из 29 округов (ленов ). По форме правления – конституционная монархия. Функции короля значительно ограничены и сведены преимущественно к церемониальному характеру. Функции исполнительной власти переданы правительству, формируемому шведским парламентом, которому оно и подотчетно.
Правительство назначается в зависимости от расстановки сил в парламенте. Возглавляет правительство премьер-министр, который определяет и назначает состав кабинета министров, утверждаемого парламентом.
Парламент Швеции – риксдаг однопалатный представительный орган, избираемый на основе пропорционального представительства.
Интересной особенностью государственного устройства Швеции является право роспуска риксдага правительством, которое имеет ряд условий, касающихся сроков, процедуры и др.
Центральная власть в ленах осуществляется губернаторами, представляющих в регионах исполнительную власть.
В ленах действуют органы местного самоуправления – ландстинги . Основы местного самоуправления Швеции заложены в 1862 г. ордонансом, в соответствии с которым было образовано 2,5 тысячи округов – по числу церковных приходов.
В настоящее время территория Швеции разделена на 288 коммун, в каждой есть свой выборный орган. Источником местной власти на коммунальном и земельном уровнях являются советы, избираемые на пропорциональной основе соответственно числу полученных партией голосов. Одномандатных округов в Швеции нет ни на одном уровне.
Полномочия между государственной и муниципальной властями четко разделены и не вызывают никаких противоречий.
Основным финансовым источником муниципалитетов и региональных органов является прямой местный налог с физических лиц, который устанавливается местными органами. Парламент Швеции определяет только нижний и верхний предел размера налога.
Общее число народных избранников, которым принадлежит высшая власть в коммунах около 50 тысяч человек. Однако в исполнительном органе коммун только один или два человека за свою работу получают заработную плату.
Вопросы взаимоотношений между предприятиями и муниципалитетами решаются на основе договоров между отраслевыми профсоюзами и объединениями муниципальных и губернских служащих, основой которых являются индивидуальные контракты об условиях труда и взаимных обязательств сторон.
Систему государственного и муниципального управления Германии составляет взаимодействие между пятью административными уровнями: федерация, земли, округа, районы и общины. Государственное устройство основывается на двух принципах:
Обязанность земель поддерживать способность входящих в них территорий к самоуправлению и развитию;
Принцип выравнивания и консолидации местных территориальных образований.
Конституционным законодательным органом на уровне федерации является БУНДЕСТАГ (нижняя палата) и БУНДЕСТРАТ (верхняя палата). Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую – депутаты парламента и бундесрат.
Бундесрат – верхняя палата парламента Германии представляет интересы 16 земель. В его состав входят не избираемые депутаты как в США и Швеции, а члены земельных правительств или их представители в зависимости от численности населения земли предоставляемому пропорционально количеству голосов. Интересы земель в бундесрате ставятся выше интересов политических партий.
Исполнительная власть Германии осуществляется федеральным правительством, которое возглавляет федеральный канцлер. Он имеет право назначать правительство и председательствует на его заседаниях, определяет основные направления деятельности правительства. Канцлер отвечает перед парламентом, избравшим его на эту должность.
Судебная система разделена на пять отраслей: обычные суды, суды по трудовым спорам, административные суды, суды по социальным вопросам, и финансовые суды. Инстанциями судебной системы Германии являются: участковый суд, земельный суд, верховный земельный суд и федеральный суд. Вне этой судебной системы находится Конституционный суд, основной функцией является надзор за соблюдением Конституции и соответствием ей законов, разрешение споров между органами федерации и земель.
Субъектами муниципального управления Германии являются местные территориальные единицы, под которыми понимаются общины (коммуны ), в состав которых входят города и деревни, составляющие в совокупности всю территорию Германии. Несколько общин входят в состав районов, с разделением между ними компетенции. Большие города не подчиняются районам, вырабатывают свое направление деятельности. Статус города-земли имеют Бремен и Гамбург. Они совмещают земельный и общинный уровни управления.
В Германии нет выборных органов самоуправления округами, они на более низком уровне. Главное назначение земель состоит в максимальном приближении государственного управления к гражданам. Самоуправление, имея большие полномочия исполнительной власти, находится под строгим контролем государства. Передача федерацией и землями части своих полномочий на местный уровень образует особую сферу управления по поручению .
Основной задачей государства на региональном уровне управления является стратегия выравнивания экономического развития территории страны.
Исторически в Германии сложились следующие типы местного самоуправления:
Южногерманский совет, предполагающий равно уровневое взаимодействие общинного совета и главы исполнительной власти – бургомистра.
«Неправильный магистрат», предполагающий наличие в системе муниципального управления двух коллегий: собрания депутатов общин и магистрата, коллективного исполнительного органа.
Бургомистр, назначаемый советом, но обладающий широкими полномочиями.
Северно-германский совет, предполагающий взаимодействие совета, общинного директора и комитета управления.
Новым для Германии стало: выборы бургомистра (местная власть) в земле Северный Рейн-Вестфалия, когда ему были переданы одновременно функции главы исполнительной власти и руководителя общинного совета.