Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

К теме: «Общие понятия международного частного права»

Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории конкретного государства относятся к его исключительной компетенции и регламентируются прежде всего нормами национального законодательства, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Применительно к МЧП речь о правах, обязанностях и ответственности иностранцев.

Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец (как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства) подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и, следовательно, должен соблюдать законы и административные правила страны пребывания. Таким образом, иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку государства, в котором находится.

Принцип национального режима следует отнести к одному из основных начал МЧП. Национальный режим - приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в правах и обязанностях, к отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 4 ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (по общему правилу, им не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма - п. 5 ст. 49 ЖК РФ; они не могут находиться на муниципальной службе, быть судьями, командирами гражданского воздушного судна,



Исключения из принципа национального режима допускаются лишь на основании федеральных законов. Субъекты РФ не могут вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

Для гражданского права: национальный режим закреплен в п. 1 ч. 4 ст. 2 ГК РФ.

Ст. 5 Закона 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", ст. 4 ФЗ об иностранных инвестициях 1999 г. Из международных соглашений - Минская конвенция 1993 г.

Предоставление национального режима предполагает свободный доступ иностранных юридических лиц и граждан в суды, применительно к социальному обеспечению (судебная защита, предоставление трудовых прав).

Объем прав и обязанностей граждан РФ и иностранцев не одинаков. На иностранцев не может быть возложена обязанность прохождения воинской службы, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Некоторая деятельность возможно только после получения специального разрешения (использование недр).

Режим наибольшего благоприятствования .

На основании предоставления этого режима иностранные лица пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства, что и объясняет само выражение "наибольшее благоприятствование". В силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой (в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами). В отличие от национального режима принцип наибольшего благоприятствования может быть предусмотрен только в международном договоре.

Согласно принципу наибольшего благоприятствования, иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. Режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого режима создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций, фирм и граждан в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

Виды режимов, предоставляемых иностранным гражданам

Статья 2 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином предлагает понимать физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Им предоставляется ряд режимов:

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, но получившее миграционную карту (выдается УФМС России, содержит сведения об иностранце, о сроках пребывания), при этом не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок В.П. - не более 90 суток за полгода, за исключением случаев продления В.П. или предоставления безвизового режима (высококвалифицированным специалистам);

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Выдается в пределах ежегодных квот, утверждаемых Правительством РФ на 3 года либо вне таких квот (участник Госпрограммы переселения соотечественников, имеющему ребенка, нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР) по заявлению;

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство (выдается в период временного проживания не позднее 6 месяцев до его истечения, но не ранее 1 года со дня предоставления) сроком на 5 лет.

Оговорка о публичном порядке. Содержание термина «публичный порядок».

Оговорка о публичном порядке - институт международного частного права, при помощи которого может быть ограничено применение норм иностранного права, к которым отсылает коллизионная норма. Применение оговорки ограничивает действие отечественной коллизионной нормы. ФГК Франции 1804 г. установил: «нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы».

Оговорка в материальном смысле охраняет сложившиеся, особо защищаемые ценности того или иного правопорядка; в процессуальном - не допускает исполнения иностранных судебных решений.

Проблема нормативного закрепления оговорки состоит в том, что даются лишь контуры публичного порядка, судебная практика незначительно их раскрывает. Оговорка применяется лишь в исключительных случаях, институт является экстраординарным средством процессуальной защиты.

К примерам оговорки могут быть отнесены полигамные браки, «брачные союзы» физических лиц одного пола, использование рабского труда, однако само по себе наличие указанных институтов в правоотношении не означает, что в их применении может быть отказано. Например, в силу п. 1 ст. 127 СК РФ усыновителями в РФ могут быть лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а усыновление на территории РФ иностранцами ребенка-гражданина России производится по законодательству государства гражданства усыновителя.

В соответствии со ст. 1193 ГК РФ, подлежащая применению норма иностранного права в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ с учетом характера отношения. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма (материальная ) российского права.

Отказ не может заключаться только в отличиях правовых, политических, экономических системах государства.

Статья 1193 ГК РФ разрешает вопрос замещения путем применения «соответствующей нормы российского права». Однако возникает проблема отсутствия регулирования правоотношения правом РФ в принципе (например, имущественные последствия расторжения однополого брака и определение долей «супругов»). В праве соответствующего государства подобные вопросы регламентируются.

Относительно восполнения нормы, противоречащей основам правопорядка в доктрине высказана позитивная идея о применении соответствующей нормы того же иностранного права (по аналогии), однако нормативной основы не имеет. Закон суда применим только в случае, если регулирование по иностранному праву невозможно в принципе.

В соответствии со ст. 167 СК, нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы публичному порядку РФ.

Например, обычное право иностранного государства, допускающее полигамию, противоречит основам российского семейного права, но из этого не вытекает, что полигамные браки, заключенные в стране, где они действительны, не могут порождать юридические последствия, которые были бы признаны в России (требование об уплате алиментов на содержание детей и т.п.).

Оговоркой должны затрагиваться такие фундаментальные принципы как равенство участников отношений и форм собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, обеспечение восстановления нарушенного права.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 156 «О применении оговорки о публичном порядке...» 2013 г. дополняет такие основания:

1) Не извещение стороны процесса по согласованному в контракте адресу являются нарушением фундаментального права на защиту (п. 4);

2) Наличие вступившего в законную силу приговора суда по факту коррупции в отношении лица, подписавшего контракт, с учетом фактических обстоятельств (заведомо невыгодные условия), является основой международного публичного порядка (Конвенция ООН о противодействии коррупции 2003 г.) (п. 1);

3) Применение института, неизвестного российскому праву (заранее оцененные убытки), не влечет применение оговорки, поскольку не нарушается принцип свободы договора, добросовестности (п. 5);

4) Если иностранный суд применяет институт, влекущий взыскание убытков сверх реально причиненного вреда, то это априори не означает нарушение основ правопорядка. Российское право также предусматривает отступление от компенсационного характера гражданско-правовых мер (принцип соразмерности при восстановлении нарушенных прав презюмируется), например, при взыскании штрафной неустойки, ответственности за нарушение исключительных прав. Как не отвечающую принципу соразмерности судебная практика рассматривает одностороннюю реституцию как меру, имеющей конфискационную природу (Постановление ФАС Центрального округа от 21.01.2009 по делу N А09-7012/2008-35). Вместе с тем, при явной несоразмерности, суд может снизить размер неустойки, отказать в признании и исполнении иностранного решения, если размер убытков многократно превышает тот, который стороны могли разумно предвидеть при заключении договора; если при согласовании размера убытков имелись очевидные признаки злоупотребления свободой договора (в форме эксплуатации слабых переговорных возможностей должника);

5) Допустимость апелляционного обжалования в некоторых иностранных правопорядках судебных решений при условии внесения судебного залога само по себе не является дискриминационным (Постановление ЕСПЧ от 13.07.1995 г. по делу «Толстой-Милославский против Соединенного Королевства»). Оговорка может применяться в случаях, если будет установлено явное несоответствие суммы залога примерной оценке затрат стороны на возмещение судебных расходов, которые она вынуждена будет понести в случае пересмотра дела, инициатором которого не является (п. 7).

Введение

1. Физические лица в Международном частном праве

1.1 Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве

2. Правовой статус юридических лиц в Международном частном праве

2.1 Личный закон юридического лица в международном частном праве

2.2 Правовое положение иностранных юридических лиц в России

3. Правовое положение государства в Международном частном праве

Заключение

Список использованной литературы

Введение

По моему мнению, тема контрольной работы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве» является очень актуальной. В данной области проводили исследования такие ученые, как Богуславский М.М., Иншакова А.О., Гетьман-Павлова И.В., Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г. К. и другие авторы.

Количество правовых связей граждан Российской Федерации и юридических лиц с иностранными субъектами неизменно растет, что связано с открытием границ и увеличением экономического оборота между Россией и другими странами. Субъекты российского права, принимая в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, или находясь на территории другого государства, в процессе различных правоотношений не всегда правильно оценивают свой правовой статус и статус своих контрагентов, что может повлечь негативные последствия для обеих сторон (например, в виде невозможности исполнения заключенных договоров). Для снижения возможности наступления таких последствий, субъекты должны знать содержание своего правового статуса и статуса своих партнеров. Рассмотрению правового статуса физических, юридических лиц и государства посвящена данная контрольная работа.

Цель контрольной работы - изучение темы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить такое понятие, как физические лица в Международном частном праве;

2) охарактеризовать правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам;

3) рассмотреть гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве;

4) проанализировать такое понятие, как правовой статус юридических лиц в Международном частном праве;

5) изучить личный закон юридического лица в Международном частном праве;

6) рассмотреть правовое положение иностранных юридических лиц в России;

7) охарактеризовать правовое положение государства в Международном частном праве.

1. Физические лица в Международном частном праве

1.1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

Регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран одна из основных задач международного частного права9.

Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства относятся к его компетенции и регламентируются нормами национального законодательства страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Большой интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования Международного частного права8.

Правовой статус иностранцев своеобразен в любом государстве и состоит из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и статуса иностранца. Находясь за пределами своего государства, иностранный гражданин, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой, то есть сохраняет с ним правовую связь, В то же время иностранец подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает и должен соблюдать законы страны пребывания9.

Правовое положение иностранцев часто является предметом регулирования международных договоров и обычно это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности8. К числу международных договоров, в которых договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права или устанавливают для них одинаковые правовые режимы, относятся: 1) договоры о правовой помощи; 2) консульские конвенции, 3) торговые договоры; 4) другое9.

На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства7.

Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях6.

В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества10.

Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам6.

В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки10.

Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства7. В п. 3ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»1.

На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права12.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ11.

Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации6.

Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России)11.

Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах10.

Можно обратиться, например, к ст. 1Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям»5.

1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве

Гражданская правоспособность физического лица определяется в правовой доктрине большинства стран как способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку и не зависит от его умственных способностей и состояния здоровья, возникает с момента рождения и прекращается со смертью (а также после объявл

Законодательством и международными договорами предусматри-

ваются следующие виды правовых режимов.

Национальный режим

Режим наибольшего благоприятствования

Специальный режим

Режим взаимности

Режим реторсий

Национальный режим означает наделение иностранных субъек-

тов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объе-

мом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства.

Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав-

торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами

любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До-

говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос-

тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы-

пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре-

доставляемой настоящей Конвенцией.

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис-

хождения товаров» иностранные юридические и физические лица поль-

зуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне с

юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу

международных договоров Российской Федерации или на основе прин-

ципа взаимности.

Принцип национального режима применяется и к публичным пра-

2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих

из иностранных государств применяется национальный режим. В соот-

ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста-

навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе-

нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож-

дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери-

нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова-

ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,

происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким

они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает предостав-

ление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преиму-

ществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гра-

жданства третьего государства.

ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран-

ного государства или групп иностранных государств, предоставляется

режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало-

гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон-

курирующим товарам российского происхождения в отношении прода-

жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис-

пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия сти-

мулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов мо-

гут быть установлены в интересах социально-экономического развития

Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления уста-

навливаются законодательством Российской Федерации.

Специальный режим – это режим, предусматривающий изъятия

из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

иностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа на-

ционального режима федеральными законами могут быть установлены

изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь-

ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-

ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а

равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля

(вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которо-

го составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации,

имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями

теле-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Рос-

сийской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юри-

дическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным

участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном)

капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреж-

дать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание,

зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более

половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на кото-

рой проживает половина и более половины численности населения Рос-

сийской Федерации.

ВФ качестве положений специального режима можно отметить

отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст-

венной власти Российской Федерации, занимать определенные должно-

сти и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда-

не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об-

ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на

приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези-

дентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законода-

тельством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных

установленных особо территориях Российской Федерации в соответст-

вии с федеральными законами.

N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без граж-

данства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале

которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц,

лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на зе-

мельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на

праве аренды, но не праве собственности.

Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима на-

зывают режим взаимности и режим реторсий.

Взаимность означает предоставление одним государством (груп-

пой государств) другому государству (группе государств) определенного

режима международной торговли взамен предоставления вторым госу-

дарством (группой государств) первому государству (группе государств)

такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской

Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных ар-

битражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей

Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вы-

несенных на территории государств, не являющихся участниками Кон-

венции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23

сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и

наименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию в

Российской Федерации наименований мест происхождения товаров пре-

доставляется юридическим и физическим лицам государств, предостав-

ляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Россий-

ской Федерации.

ложении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляет

иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представи-

тельств и работникам консульских учреждений иностранных государств

в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а

также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журна-

листам право на свободу передвижения в пределах Российской Федера-

ции на основе принципа взаимности, за исключением отдельных огра-

ничений.

Различают формальную и материальную взаимность. Под фор-

мальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицам

и лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуются

граждане данного государства. Данное положение практически тождест-

венно национальному режиму.

Под материальной взаимностью понимается предоставление

иностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, кото-

рым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2

и смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соот-

ветствии с международными договорами Российской Федерации срок

происхождения произведения.

В некоторых случаях государство может устанавливать ограниче-

ния для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса

РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены от-

ветные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных

неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в

которых имеются специальные ограничения имущественных и личных

неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Правительство Российской Федерации может вводить меры огра-

ничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной соб-

ственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обя-

зательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические инте-

ресы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни-

ципальных образований или российских лиц либо политические интере-

сы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно

закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государст-

ва или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную

защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от

антиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противо-

правной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого го-

сударства на территории Российской Федерации.

Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и ин-

теллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепри-

знанными принципами и нормами международного права, международ-

ными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых

для эффективной защиты экономических интересов Российской Федера-

ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и

российских лиц.

Решение о введении ответных мер принимается Правительством

Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Рос-

сийской Федерации может принять решение о проведении переговоров с

соответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального за-

регулирования внешнеторговой деятельности»).

номических интересов Российской Федерации при осуществлении

внешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, поря-

док их введения и применения. Так, если в результате расследования,

проведенного федеральным органом исполнительной власти, установле-

но, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Феде-

рацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет

существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить

специальные защитные меры в отношении такого товара посредством

введения импортных квот или специальных пошлин.

Пример реторсии предусмотрен в постановлении Правительства

странных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и

российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласно

которому при введении иностранным государством порядка, в соответ-

ствии с которым обязательным условием въезда на его территорию гра-

ждан Российской Федерации является осуществление на время их пре-

бывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел

Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос

о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан

этого государства в Российскую Федерацию.

Субъекты МЧП – это участники частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, наделенные правами и обязанностями. К числу субъектов МЧП относятся физические лица: граждане, лица без гражданства, лица, имеющие двойное гражданство; юридические лица, государство.

Эти субъекты обозначаются в МЧП обобщенным термином - «иностранные лица». Они в любой стране наделяются правовым статусом, основанном на правовом режиме, предоставляемом этим государством иностранцам.

Совокупность прав и обязанностей иностранных лиц, закрепленная в национальном праве, называется правовым режимом иностранных лиц в этом государстве.

Со времен Древнего Рима и вплоть до середины 20 века государства достаточно произвольно устанавливали статус иностранных лиц на своей территории. Присутствовала националистическая направленность, что определялось термином «дискриминация в области гражданских и гражданско-процессуальных прав». Но постепенно в правовой доктрине утвердилась идея о том, что гражданские правоотношения должны развиваться на основе не дискриминации иностранных лиц. Со временем ряд международных договоров закрепили принцип не дискриминации. Устав ООН, Пакты 1966 года запрещают дискриминацию.

В то же время, закрепляя запрет на дискриминацию, международно-правовые акты не предусматривали содержание какого-то определенного конкретного режима для иностранцев. Комиссией МП ООН был разработан проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. Согласно этому проекту сущность нормы о наиболее благоприятствуемой нации состоит в обязательстве принимающего государства предоставить лицам из другого государства такой режим прав, что у этих граждан будет равный правовой статус («не менее благоприятный»), как и у иностранцев из «третьего государства». Проще говоря, у всех иностранцев в одной стране должен быть единый статус.

Режим наибольшего благоприятствования не допускает предоставление правовых привилегий в национальном праве каким-либо категориям иностранных лиц. Этот режим получил сегодня широчайшее распространение во многих многосторонних, региональных, двусторонних договорах с участием РФ. Сегодня он самый распространенный в МЭО, торговых отношениях. По мнению ряда ученых, клаузула о наиболее благоприятствуемой нации является общей императивной нормой МП.

Наряду с этим режимом в международной практике встречается использование преференциального режима, предполагающего предоставление особых льгот и привилегий иностранным лицам из развивающихся стран. Этот режим базируется на решениях международных организаций, адресованных государствам-членам, в целях скорейшего развития отдельных сфер общественных отношений в этих странах. Иногда преференциальный режим предоставляется на взаимной основе в рамках региональных организаций между государствами-членами (между странами-членами ЕС, СНГ).

Более высокой ступенью в регулировании правового статуса иностранцев является предоставление им национального режима, который предполагает, что иностранцам предоставляются те же права, что и собственным гражданам и юридическим лицам. Такой режим провозглашен в Конституции РФ в ст. 62. На практике закрепление этого режима имеется и в соглашениях РФ в области защиты прав интеллектуальной собственности, регулировании торгового мореплавания и пр.

По вопросу о соотношении национального режима и режима наибольшего благоприятствования существуют разные мнения. По мнению Т.Н. Нешатаевой, требование о предоставлении национального режима иностранным лицам до сих пор не стало общепризнанной нормой МП. Можно утверждать, что общее МП имеет единый стандарт лишь на основе не дискриминации в виде наибольшего благоприятствования. Национальный же режим предоставляется либо в одностороннем порядке, либо на основе международного договора. Есть иное мнение, что национальный режим является общепризнанным, он как бы презюмируется, если иное не установлено международными соглашениями.

В любом случае при предоставлении национального режима делается оговорка о возможных изъятиях из него. Например, в ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях» 1999 года говорится об изъятиях ограничительного характера для иностранных инвесторов. Многочисленный изъятия национального законодательства фактически блокируют национальный режим. Юридически обязательный характер национальный режим получил в государствах, входящих в интеграционные наднациональные объединения. Исключения из общего правила о национальном правовом режиме иностранцев и лиц без гражданства весьма многочисленны. Как правило, они связаны с отсутствием у них особой правовой связи с Российским государством (гражданство), обусловливающей возможность иметь определенные права и нести обязанности, а также с необходимостью обеспечения безопасности страны.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 56 КТМ на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, иностранные граждане не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста. Согласно п. 4 ст. 56 ВК в состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могут входить только граждане Российской Федерации. Однако кабинный экипаж (бортоператоры и бортпроводники) воздушного судна, а также наземный авиаперсонал может, по общему правилу, включать и иностранных граждан.

Определенные ограничения прав иностранных граждан предусмотрены и в области природопользования. Например, ст. 7 ФЗ «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.95 г. допускает возможность введения ограничений на участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков континентального шельфа Российской Федерации и даже проведения таких конкурсов (аукционов) вообще без участия иностранных лиц.

Правоспособность иностранных физических лиц может ограничиваться также и посредством установления перечня секторов экономики, в которых не может быть занят иностранец. Например, в РФ архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется наравне с российскими гражданами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора такая деятельность может осуществляться иностранцем только совместно с архитектором – гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим лицензию.

Во многих странах иностранцы дифференцированы и делятся на несколько категорий. Например, во Франции, в соответствии с «законом Паскуа» существуют «посетители», т.е. туристы, студенты, лица наемного труда (сезонные рабочие), коммерсанты (получившие разрешение – вид на жительство в течение 3 лет), лица-резиденты (10 летний вид на жительство). К числу «привилегированных» иностранцев относятся граждане стран ЕС, для которых, например, не требуется получать французское удостоверение «коммерсанта». Принадлежность к той или иной категории определяет правовое положение лица.

Еще раз подчеркнем, что любые изъятия из общего принципа национального правового режима в отношении иностранцев и лиц без гражданства могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами РФ.

Предоставление национального режима носит по российскому законодательству безусловный характер. Это означает, что суд и иной правоприменительный орган не вправе обусловливать распространение на иностранных граждан начал национального режима наличием взаимности в государстве, к которому принадлежит иностранный гражданин, за исключением случаев, когда условие о взаимности предусмотрено в ФЗ или международном договоре.

Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан , и устанавливается, как правило, по международным договорам (например, по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и (например, по конституции).

Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву .

Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам , например соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций .

Могут быть и другие режимы, например, преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе , замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства , является одновременно документом, удостоверяющим личность).

Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы