Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Несмотря на то, что коррупция получила значительное распространение в обществе, природа её возникновения в современных исследовательских материалах вскрывается недостаточно, а в большей степени используется как инструмент измерения качества управления в системе государства или здоровья общества, отражающей эти процессы в общих чертах. Коррупция как довольно сложное неоднозначно явление развивается во времени, имеет исторический характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её с позиций социального явления.

В постсоветский период с развитием денежного обращения, фондового рынка и рынка ценных бумаг, предоставления гражданам возможностей приобретать и владеть любой собственностью, в том числе, недвижимостью и средствами производства, наибольшие финансовые потери для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с перераспределением и нецелевым использованием бюджетных финансовых средств, а также недоплатой налогов. Многие из этих коррупционных сделок производятся без нарушений законов в пределах полномочий участвующих в них должностных лиц. Взятки в таких условиях остались во взаимоотношениях граждан и бизнесменов с чиновниками, но чем выше социальный статус участников коррупционных действий, тем больше у них возможностей и тем чаще они стремятся не прибегать к взяткам, а получать свои нелегальные доходы без нарушений законов. Это позволяет её оценивать с позиций социального явления на более высоком уровне социальной интеграции, которое в первоначальном понимании представляется как само общество, но в общественном процессе, как известно, происходит вначале разложение власти.

Следующая позиция, дающая основание представлять коррупцию как социальное явление, представляется в том, что развитие и трансформирование социальных явлений возникает в среде, характеризующейся определённой коммуникативностью, т.е. обладающей механизмами общения между индивидуумами, в качестве которой выступает общество, социальные группы, вне которых невозможно уяснение его природы взаимосвязи с другими явлениями.

С этой точки зрения коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами носителей коррупционных отношений, но и рядом других обстоятельств, особенность которых состоит в том, что коррупция развивается в сфере управления и функциональных отношений должностных лиц, замещая собой функциональные отношения должностных лиц, неформальными.

В России коррупцию в качестве социального явления также необходимо рассматривать в силу того, что её характер и масштабы являются не просто отдельными локальными проявлениями в области политики, экономики, государственного управления, а представляют собой систему отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества. При этом коррупционные проявления достигают таких масштабов, что несут угрозы национальным интересам страны.

Выделение акцента исследования коррупции как социального явления, порождённого социальными противоречиями общества, государства, его властных структур, а также противоречиями между своекорыстным поведением отдельных лиц и общественными ценностями предусматривают, что в основе таких противоречий находятся различия между потребностями и возможностями. Для каждой страны, общества, социальной группы и, наконец, индивида в зависимости от исторического развития, обычаев, традиций для возникновения противоречий могут иметься свои особенности. Наиболее распространённым из их числа является смещение целей и интересов представителей государственных органов власти, облечённых управленческими полномочиями, в сторону использования ими имеющихся возможностей для извлечения из своего служебного положения личной выгоды. С практической точки зрения сущность коррупционных взаимоотношений будет заключаться в том, что государственные органы власти и граждане показывают наличие различных интересов субъектов управленческих отношений в обществе, которые приводят к социальной напряжённости. С учётом данного положения Межамериканская конвенция против коррупции, прошедшая в г. Каракосе, Венесуэле 29. 02.96 г., отметила, что коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества, государства. В результате государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют своё служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности, вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или групповых интересах.

С практической точки зрения сущность коррупционных взаимоотношений будет заключаться в том, что государственные органы власти и граждане показывают наличие различных интересов субъектов управленческих отношений в обществе, которые приводят к социальной напряжённости. С позиций только данного направления исследования коррупции следует понимать не столько как определённое преступное поведение чиновников или должностных лиц, сколько определённая социальная обстановка, присущая сложившейся государственной системе в исследуемый период. Поэтому коррупция как социальное явление обладает определёнными особенностями:

1. Распространяется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

В России коррупцию в качестве социального явления необходимо рассматривать в силу того, государство создаёт и стимулирует различные административные структуры с целью реализации своих интересов, бюрократия стремится извлечь из существующей ситуации свои собственные выгоды, превращаясь в самоориентированный институт. Поскольку такие отношения возникают в различных сферах деятельности и на различных уровнях, создавая единую цепь бюрократических отношений, социальная система перестаёт выполнять свои функции. Возникающий дисбаланс стимулирования и активности в обществе достигает порогового значения, за которым невозможно восстановление баланса, в результате чего система становится обречённой на саморазрушение. Кроме того, данные условия создают возможность для перерастания бюрократии в новую стадию, которая представляется в качестве коррупции.

Поэтому коррупция как социальное явление, представляющее собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты и проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ, позволяет указанной категории сосредоточивать капитал у незначительной части населения. В тоже время глобализация и расширение экономических связей в мире в последний период серьёзно повлияла на формы коррупционных проявлений, которая приводит к тому, что капитал сосредоточивается в руках незначительной части населения, в результате создаются условия для коррумпирования местных чиновников. Однако владельцами капиталов могут быть представители других государств и регионов, которые, вкладывая инвестиции в выгодные для них производства, предоставляемые с помощью коррумпированных чиновников, начинают занимать привилегированное положение и, извлекая максимум для себя пользы, что влечёт дальнейшее углубление неравенства, обостряя социальную напряжённость.

В сегодняшней России, чья экономика еще не вышла из кризисного состояния и значительная часть населения пребывает за чертой бедности, воровство и коррупция, достигшие небывалых масштабов, особенно опасны тем, что усиливают социальную напряженность в стране и нравственную деградацию определенной части общества, затрудняют развитие бизнеса. Самое страшное, что в умах многих россиян с понятиями "демократия", "рыночные отношения" стали ассоциироваться продажность госслужащих и представителей властных структур, мздоимство и вымогательство, проникновение мафиозных элементов в административные учреждения и органы правоохраны. Московское процветание однозначно связывается в массовом сознании с мафиозным характером экономики, коррупцией, "черными налогами", "неформальными" отношениями московского начальства с банками и корпорациями. Отсюда можно сделать вывод, что коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государственного управления и бесполезен для общества.

2. Взаимосвязь с другими явлениями.

Эта позиция, дающая основание представлять коррупцию как социальное явление, так как развитие и трансформирование социальных явлений возникает в среде, характеризующейся определённой комуникативностью, т.е . обладающей механизмами общения между индивидуумами, в качестве которой выступает общество, социальные группы, вне которых невозможно уяснение его природы взаимосвязи с другими явлениями. В этом плане сюда можно отнести такие факторы, характерной чертой которых как социального явления следует считать то, что коррупция помимо государственной и муниципальной службы возникает и среди лиц, привлеченных к публичному управлению. Также она имеет место и среди частного сектора, в профессиональных союзах и политических партиях, в мире шоу-бизнеса, спорта, общество в целом поражено явлением коррупции.

3. Коррупция как коррупционное явление в полной мере зависит от происходящих изменений в системе общественных и государственных отношений.

Важным показателем, влияющим на изменения уровня коррупции как социального явления, становятся и предполагаемые изменения в экономической сфере. Такие изменения оказывают определённое влияние на общественное благосостояние, т.е. на уровень жизни населения. При этом надо признать то, что уровень и возможности в сфере образования, здравоохранения, покупательные способности для различных категорий населения различны и к тому же каждая из них стремится к улучшению своего положения. Поэтому социальное положение в обществе способствует коррупционной мотивации, показателями которой являются такие, как доход на душу населения, средняя продолжительность жизни населения, обеспеченность жильём, низкая детская смертность, наличие безработицы и другие. Стремление к повышению данных показателей вырабатываю мотивы по их улучшению. Прежде всего, в этом плане рассматриваются те ценности, которыми руководствуется всё общество, однако в основе движущей силы мотивации или побудительного мотива находятся интересы, которые включают в себя не только вопросы самореализации, направленные на достижение определённого положения в обществе, но стремление обеспечения своей семьи, близких. Наличие корыстного интереса сигнализирует о том, что его наличие может не способствовать продуктивной деятельности, и это требует соответствующего контроля за принимаемыми решениями управленческой элитой со стороны общества. В этом плане можно лучше понять причины недостатков в сфере экономики, если будет понят своекорыстный интерес. В качестве примера может быть рассмотрен конкурентный рынок, где использование откатов обеспечивает выигрышное положение для взяткодателя, а тем самым возможное производство неконкурентоспособной продукции.

4. Коррупция - это социальное явление, которое приводит к разложению общества и государства.

Как социальное явление российская коррупция возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование. Фактически коррупция в России стала частью образа жизни граждан. Все они, независимо от социального статуса и занимаемых должностей, живут в условиях осуществления тех или иных коррупционных действий и процедур, на которые чаще всего их вынуждают властные структуры, но иногда и сами граждане с готовностью прибегают к ним для решения разнообразных проблем. На уровне простых граждан коррупцией обычно являются взятки или использование в своих личных, семейных или клановых интересах тех или иных общественных благ. Возможностей коррупционных действий у чиновников и публичных политиков намного больше и сами коррупционные проявления намного разнообразнее.

5. Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу в том, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость и целесообразность принимаемых решений.

С учётом того, что коррупция обладает рядом качественных признаков,

характеризующих как социальное явление, позволяет своевременно выявлять и предупреждать её возникновение и дальнейшее развитие. К таким признакам следует отнести:

  • - расхождение интересов коррумпированной элиты с интересами большинства;
  • - затрагивает интересы общества, социальных групп, отдельно взятой личности;
  • - представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ;
  • - влияет на государственно-правовые механизмы;
  • - формирует определённые морально-нравственные установки и критерии поведения в обществе;
  • - как социальный феномен охватывает все формы злоупотреблений, при которых должностные полномочия используются в личных целях;
  • - оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства;
  • - коррупция является социальным явлением в связи с многогранностью её воздействия;
  • - использование со стороны коррумпированных элементов методов зависимости;
  • - неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;
  • - критической чертой развития коррупции становится положение, когда коррупционные действия становятся нормой жизни.

Анализ материалов коррупционных проявлений, рассматриваемых как социальное явление, даёт основание полагать, что коррупция, представляя собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты и проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ, позволяет указанной категории сосредоточивать капитал у незначительной части населения. В тоже время глобализация и расширение экономических связей в мире в последний период серьёзно повлияла на формы коррупционных проявлений, которая приводит к тому, что капитал, сосредоточиваясь в руках незначительной части населения, создаёт условия для коррумпирования чиновников различного уровня и прежде всего из числа муниципальных образований. При этом владельцами капиталов могут быть представители других государств и регионов, которые, вкладывая инвестиции в выгодные для них производства, предоставляемые с помощью коррумпированных чиновников, начинают занимать привилегированное положение и, извлекая максимум для себя пользы, что влечёт дальнейшее углубление неравенства, обостряя социальную напряжённость. Так, в качестве примера можно привести: «На Филиппинах китайское население составляет 1% от общего числа, а контролирует 60% экономики. При этом 60% филиппинцев живет на доллара в день. В Индонезии китайцы составляют 3% всего населения, владеют 70% экономического сектора. Периодически проходят антикитайские митинги. В западной Африке ливанские эмигранты занимают господствующее положение в некоторых отраслях торговли, что сложилось не без использования коррупционных возможностей». 1

Как социальная составляющая, проявляясь в качестве деструктивного фактора в системе общественных отношений, коррупция одновременно является и угрозой национальной безопасности, так как:

  • - тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования;
  • - расширяет сектор теневой экономики;
  • - уменьшает налоговые поступления в бюджет;
  • - делает неэффективным использование бюджетных средств;
  • - негативно влияет на имидж страны в лице политических и экономических партнёров;
  • - ухудшает инвестиционный климат;
  • - снижается инновационная составляющая в системе промышленного производства;
  • - является питательной средой для организованной преступности, экстремизма и терроризма.

Кроме того, её широкое распространение способствует закреплению системы псевдо социальных связей и взаимодействий, что, несомненно, деформирует цели государственной политики.

Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению.

К общим проблемам социального характера, порождающим коррупцию, принято относить те, которые свойственны не только России в частности, но и большинству стран, находящихся на стадии модернизации. В первую очередь к ним относятся переживающие переходный период от централизованной экономики к рыночной экономике: трудности преодоления наследства тоталитарного периода, экономический упадок и политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство российского законодательства, неэффективность институтов органов власти. Гражданское общество государства чрезвычайно слабо и неразвито, происходит все более заметный отрыв общества, его институтов от власти, отсутствие устоявшихся демократических и политических традиций. Именно складывающиеся условия становятся, по сути, коренными причинами такого социального явления как коррупция. Они могут возникать и получать дальнейшее развитие в различных сферах жизнедеятельности и на разных уровнях своего развития.

Поэтому на основе анализа только социальных особенностей отечественной и зарубежной практики коррупция может быть рассмотрена как «отказ от ожидаемых стандартов поведения представителей власти ради незаконной личной выгоды.

Важным показателем на изменения уровня коррупции как социального явления становится и предполагаемый рост экономики, который оказывает позитивное влияние на общественное благосостояние, т.е. повышение уровня жизни населения. Вместе с тем уровень и возможности в сфере образования, здравоохранения, покупательные способности для различных категорий населения различны и к тому же каждая из них стремится к улучшению своего положения. Поэтому социальное положение в обществе способствует изменению коррупционной мотивации, показателями которой являются такие, как доход на душу населения, средняя продолжительность жизни населения, обеспеченность жильём, низкая детская смертность, наличие безработицы и другие. Стремление к повышению данных показателей вырабатываю мотивы по их улучшению. Прежде всего, в этом плане рассматриваются те ценности, которыми руководствуется всё общество, однако в основе движущей силы мотивации или побудительного мотива находятся интересы, которые включают в себя не только вопросы самореализации, направленные на достижение определённого положения в обществе, но стремление обеспечения своей семьи, близких. Поэтому наличие корыстного интереса сигнализирует о том, что такое положение может не способствовать продуктивной деятельности, и это требует соответствующий контроль за принимаемыми решениями управленческой элитой со стороны общества. В этом плане можно лучше понять причины недостатков в сфере экономики, если будет понят своекорыстный интерес. В качестве примера может быть рассмотрен конкурентный рынок, где использование откатов обеспечивает выигрышное положение для взяткодателя, а тем самым возможное производство неконкурентоспособной продукции.

Поэтому коррупция как социальное явление представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ.

Коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права.

Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений;

Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование.

Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни. В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. Как отмечает Л. Тимофеев, «люди в своем стремлении к частной выгоде разлагают, уничтожают общественный правовой порядок» . Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т. д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения.

Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу.

К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся:

использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы;

наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;

незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие.

Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия.

Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; уродливые формы социально-экономических преобразований, породившие нищету большей части населения и размежевание на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

Коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права. Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений; Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование. Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни. В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. «Люди в своем стремлении к Вебер М. Основные социологические понятия 2000. -- С.115-123. -- (Социологич. мысль Запада).частной выгоде разлагают, уничтожают общественный правовой порядок». Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т. д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения. Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу. К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся: использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы; наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы; непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти (государственной службы); незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие. Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия. Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; уродливые формы социально-экономических преобразований, породившие нищету большей части населения и размежевание на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко. -- М.: Прогресс, 2000. -- С.97-105. -- (Социологич. мысль Запада).включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

Коррупция присуща любому современному государству без исключения. Вместе с тем в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия, коррупция сейчас является проблемой номер один. Тема противодействия коррупции в нашей стране всегда была актуальна, однако сегодня мы можем наблюдать растущую волну как самого явления, так, впрочем, и интереса к его преодолению.

Коррупция является следствием общих политических, социальных и экономических проблем государства. Коррупция уменьшается в здоровом в экономическом, политическом и социальном плане государстве, где эффективны производство и распределение общественных благ, где осуществляется действенный контроль в системе управления.

Коррупция всегда наносит ущерб общественным интересам - прямой или косвенный. Если коррупции не поставлен действенный заслон, она стремительно

разрастается, поражая все новые и новые сферы.

В результате происходит институциализация коррупции, формируются социальные практики, превращающие коррупцию в неотъемлемую часть жизни общества. Это приводит к деградации социальных отношений, а правовые институты перестают работать. Масштабная коррупция подрывает правовые основы существования государства, превращая право в товар.

В то же время коррупция всегда увеличивается, когда государство находится в стадии становления или переживает период ломки политических, экономических, социальных и психологических устоев.

Коррупция в органах государственной власти России достигла таких размахов, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна являться консолидированной, как это определено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года").

Определение понятия "коррупция" содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273 -ФЗ "О противодействии коррупции".

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше".

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.

Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.

В случае если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.

Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

Преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

Административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

Дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

Запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Искоренить коррупцию - значит создать сильное-правовое демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию – это сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию – значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, порядок и справедливость. Устранить коррупцию – это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию - это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе.

Коррупция известна человечеству с глубокой древности. Многочисленные письменные памятники свидетельствуют, что явление коррупции существует на протяжении многих тысячелетий. Уже при зарождении первых общественных организационных форм в качестве средства воздействия на них был опробован подкуп. С течением времени взяточничество стало проникать во все значимые государственные образования. Широкое распространение коррупции приводило даже к гибели отдельных государств. До нас дошло выражение короля Македонии Филиппа II о том, что «не существует таких высоких крепостных стен, через которые бы невозможно было перебраться ослу, навьюченному золотом».

Первое упоминание о коррупции в системе государственной службы, нашедшее отражение в древнейшем из известных человечеству памятнике государственности - архивах Древнего Вавилона, - относится ко второй половине XXIV в. до н. э. В эпоху шумеров и семитов Царь Лагаша (древнего города - государства в Шумере на территории современного Ирака) Урука- гина реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений своих чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмового персонала со стороны царской администрации, уменьшения и упорядочения платежей за обряды. Упоминается о коррупции чиновников и в знаменитых законах Хаммурапи.

В римском праве термин «соггитреге» означал «разламывать, портить, повреждать», «фальсифицировать показания», «обесчестить девственницу», но в то же время «подкупить судью (претора)». Предусматривались в качестве отдельных важных исков actio de albo corruptio - против того, кто повредил или изменил выставленный текст преторского эдикта на белой доске (album) для публичных объявлений, писавшихся черными или красными буквами. Или, например, actio de servo corrupto - иск, который подавался любому управомоченному по роду дела против того, кто нравственно развратил чужого раба (подговорил его совершить преступление).

Содержится упоминание о коррупции и в величайшем памятнике римского права - Законах двенадцати таблиц: «Таблица IX. 3. Авл. Геллий, Аттические ночи, XX. 17: Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении и были уличены в том, что приняли денежную мзду по делу?».

В Древней Руси первое упоминание о коррупции в форме «посула», т.е. незаконного вознаграждения, относятся к Двинской уставной грамоте XIV века. Многочисленные русские исторические и литературные источники свидетельствуют о широкой распространенности коррупции на Руси. Мздоимство бояр, иных чиновников, которому способствовали системы «кормления», а также полное бесправие низших классов стали воистину национальным бедствием.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.

На протяжении всего царствования династии Романовых коррупция являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») - 12 тысяч рублей.

Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Декретом СНК РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922, 1926, 1960 гг. В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.

История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, коррупция и как понятие, и как явление в официальных нормативных документах и практической деятельности не признавалась. Вместо этого определения использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др.

Во-вторых, причины возникновения этого явления связывались с условиями, присущими буржуазному обществу. Так, например, в закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра» от 29 марта 1962 г. говорилось, что взяточничество - это «социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского общества». Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а «советский административноуправленческий аппарат - это аппарат нового типа». В качестве причин коррупционных проявлений перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь в области воспитания трудящихся.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. В юридической литературе можно встретить различные определения понятия «коррупция», которые делают акцент на той или иной стороне этого явления. Более того, содержание дефиниции «коррупция» в юридической, политологической и экономической литературе неоднозначно. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить ее существенные признаки. Трудности исследования феномена коррупции связаны с его многогранностью и проникновением в различные сферы, традиционно являющиеся объектами изучения различных общественных наук, применяющих различный инструментарий и использующих собственную терминологию, но исторически первое определение коррупции относится именно к области права.

Несмотря на частоту употребления понятия «коррупция» в профессиональной, периодической и массовой литературе, в научном кругу нет единства относительно понимания термина и сути явления. Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова corruptio («порча, подкуп»). В сущности, эти два слова определяют понимание коррупции и дают возможности для интерпретации этого явления. Согласно словарю С.И. Ожегова, «коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» . В Российской юридической энциклопедии дается такое определение государственной коррупции: «использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях» .

Очень часто в среде профессиональных криминологов коррупцию олицетворяют со взяточничеством. Например, А.И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» .

Схожую позицию до недавнего времени занимала проф. Н.Ф. Кузнецова. По ее мнению, коррупция - «социальнонегативное явление, выражающееся в подкупе одних лиц другими» . Эта точка зрения совпадает с осознанием коррупции в обществе (так, например, по данным ВЦИОМ 45 % россиян понимают под коррупцией взяточничество чиновников) . Однако такой подход представляется зауженным и не позволяет охватить все многообразие форм коррупции, которые мы имеем в действительности. Профессор Б.В. Волженкин дает следующее определение: «коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах» .

Ю.М. Антонян считает, что «коррупцию в самом широком смысле можно определить как совершение неких действий лицом, обладающим в силу своего служебного положения необходимыми возможностями, в пользу того, кто незаконно оплатил такое действие. При этом сами действия могут быть вполне законными».

Ссылаясь на «традиционное значение» слова «коррупция», Н.А. Лопашенко настаивает на том, что коррупция - подкуп и не что иное: «Именно подкуп, который оборачивается продажностью подкупаемых, характеризует содержание коррупции. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке. Злоупотребления должностных лиц и иных служащих, даже носящие корыстный характер, с подкупом не связанные, на мой взгляд, не могут расцениваться как коррупционные.

Иная позиция, трактующая коррупцию более широко, основана на отождествлении противоправных должностных и служебных деяний и деяний коррупционных. Между тем, последние далеко не охватывают всех разновидностей неблаговидного и даже преступного поведения должностного лица или служащего. Коррупционные деяния не сравнимы по степени общественной опасности с должностными и служебными правонарушениями; они гораздо опаснее как раз потому, что всегда представляют собой сделку между должностным или служебным лицом и лицом, заинтересованным в его определенном поведении» . Профессор В.С. Комиссаров считает, что коррупция - это «использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности» .

По мнению профессора С.В. Максимова, коррупция - это «использование государственными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) либо предоставление названным лицам таких имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера)» .

Профессор В.В. Лунеев подчеркивает, что коррупция - явление, более широкое, чем взяточничество: «Мы знаем, что коррупция не сводима к взяточничеству. Она охватывает любые злоупотребления должностных лиц, совершенные с корыстной целью» .

Г.К. Мишин также склоняется к широкому пониманию коррупции, определяя ее как «явление в сфере социального управления, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных (в широком смысле - индивидуальных и групповых, материальных и иных) целях» .

Подчеркивая, что «понятие "коррупция" и "корыстные злоупотребления по службе" равнозначны по своей сущности и содержанию», П.А. Кабанов дает следующее определение коррупции: «совершение деяния как должностным, так и частным лицом, в результате которого нарушается принцип государственной службы - бескорыстное служение интересам общества, заключающееся в неправомерном завладении должностным лицом материальными ценностями, деньгами или в получении услуг материального характера, а равно предоставление их иными лицами в формах, запрещенных уголовным законом» .

Существуют определения, в которых суть коррупции передается через образы. Так, например, Г.Н. Борзенков считает, что коррупция - это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в личных целях . Или, например, подход А.В. Кирпичникова, который считает, что коррупция - это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости» .

Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», «коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам либо совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» .

Одно из самых известных определений содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией. Согласно данному документу, «коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях». Практически идентично с ним определение Всемирного Банка: «Коррупция - злоупотребление государственной властью ради личной выгоды» .

Более развернутое определение разработано в 1995 г. междисциплинарной группой Совета Европы по коррупции: «коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других» .

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН, отмечается, что должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают каких-либо актов коррупции. Они также всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними. В комментарии к данной статье отмечается, что: a) любой акт коррупции, как и любое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддержанию правопорядка. К любому должностному лицу по поддержанию правопорядка, совершившему акт коррупции, закон должен применяться в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если те не могут или не хотят обеспечивать соблюдения законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений;

b) хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей по причине требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место быть такое действие или бездействие;

c) выражение «акт коррупции», о котором говорится выше, следует понимать и как подразумевающее попытку коррумпирования .

Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая на уровне Организации американских государств (ОАГ) 29 марта 1996 г., относит к «актам коррупции» (ст. 6 Конвенции) активный и пассивный подкуп госслужащих, «любое действие или воздержание от действия при исполнении обязанностей с целью незаконного получения выгод для себя или для третьей стороны», мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного от коррупции, соучастие в любом коррупционном преступлении.

В соответствии с Конвенцией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», понимание коррупции вытекает из перечня мер, которые надлежит принять на национальном уровне. В Конвенции предусмотрен обширный перечень коррупционных деяний, подлежащий криминализации:

  • - активная и пассивная коррупция национальных и иностранных должностных лиц;
  • - активная и пассивная коррупция депутатов национальных, иностранных и международных представительных органов;
  • - активная и пассивная коррупция в частном секторе;
  • - активная и пассивная коррупция судей и членов иностранных и международных судов;
  • - торговля должностным влиянием с участием национальных и иностранных государственных служащих .

Таким образом, Конвенция Совета Европы в целом сводит коррупцию к подкупу, хотя следует отметить, что в перечень коррупционных деяний включены не только взяточничество государственных чиновников, но и коррупция частных управленцев, а также подкуп иностранных должностных лиц и служащих международных организаций.

Согласно Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS № 174 1999 г., «коррупция» означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового. Давая столь необычное определение, Конвенция в той же статье указывает, что используется данное понятие исключительно «для целей настоящей Конвенции», т.е. оно ни в коем случае не претендует на универсальность.

В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. закреплено несколько положений, касающихся борьбы с коррупцией. Статья 8 Конвенции против транснациональной организованной преступности рекомендует устанавливать уголовную ответственность за следующие действия:

a) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого- либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

b) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей .

Таким образом, коррупция - социальное явление, не сводимое ко взяточничеству и иным формам подкупа. Коррупция включает в свою структуру широкий спектр корыстных деяний, совершаемых субъектами власти и управления в публичном и частном секторах с использованием своего служебного положения. В юридическом определении коррупции должны быть отражены следующие признаки: социальная сущность (разложение власти), нормативный характер (запрещенность нормами права), корыстная мотивация.

Под коррупцией можно понимать:

  • 1) подкуп, получение или дачу взятки, иные коррупционные преступления;
  • 2) любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением как для себя, так и для аффилированных лиц (например, своих родственников) выгоды материального характера (имущества, услуг или льгот), а также иной нематериальной выгоды вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

К лицам, имеющим публичный статус, могут быть отнесены депутаты, руководители и должностные лица политических партий и другие лица, которые не наделены полномочиями государственных служащих, но могут оказывать влияние на деятельность должностных лиц, обладающих организационнораспорядительными функциями, своим авторитетом или своим общественно-политическим положением на членов политической партии, являющихся должностными лицами, т.е. так называемые политические должностные лица.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач, воинское должностное лицо и т.д.), имеющий полномочия и использующий их вопреки законным интересам общества и государства в своих личных интересах или в интересах иных лиц.

Полномочия при этом могут быть как постоянными, так и временными. Последние характерны, например, для экзаменатора (во время вступительных экзаменов, сессии) или врача (принимающего решение или участвующего в принятии решения о годности к военной службе). Данный вывод подтверждается устоявшейся судебной практикой. Так, согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», к организационно-распорядительным функциям, являющимся элементом статуса должностного лица, относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы