Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

«Принципы федеративного устройства РФ» - Принципы равноправия. Система государственных органов. Республики. Единство системы государственной власти. Федеративное устройство Российского государства. Государственно-правовые признаки. Принципы федеративного устройства РФ. Принцип равноправия субъектов. Многочисленные национальные государства.

«Формы государственного устройства» - Республик в мире меньше, чем монархий. Теократическая. Ватикан, Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бруней. Монархии. Верховная власть в монархии передается по наследству. Конституционная монархия Великобритания, Бельгия, Испания, Япония, Марокко. Абсолютная. Государственный строй стран мира. Теократическая монархия.

«Формы государства» - Политическая система. Выбери правильную форму государственного устройства. Форма государственного устройства. Участие населения. Политический режим. Формы правления. Недостатки. Форма правления. Признаки. Сколько форм правления существуют. Господство одной политической партии. Выборный законодательный орган власти.

«Федеративное устройство РФ» - Федеральный закон. Изменения в федеративном устройстве России. Правовое регулирование. Автономные республики. Численность. Отсутствие принципа добровольного выхода. Города федерального значения. Состав федеративного государства. Распад СССР. Первая Конституция РСФСР. Проблема разграничения полномочий.

«Федеративное устройство России» - Принятие нового субъекта РФ. Автономный округ. Принципы осуществления полномочий субъектами РФ. Ответственность субъектов РФ перед Федерацией. Модели разграничения. Равноправие и самоопределение народов. Разграничение компетенции. Понятие и формы государственно-территориального устройства. Парад суверенитетов.

«Государственное устройство РФ» - Основания для федерального вмешательства. Предметы ведения РФ. Органы законодательной и исполнительной власти. Таможенная система. Массовые беспорядки. Состав субъектов РФ. Протекторат. Унитарное государство. Формы государственного устройства. Конституционно-правовой статус краёв. Конституционно-правовой статус автономной области.

Всего в теме 13 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Федеративное устройство России.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ на­хо­дит­ся в сов­мест­ном ве­де­нии РФ и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции? 1) фе­де­ра­тив­ное устрой­ство и тер­ри­то­рия РФ 2) уста­нов­ле­ние пра­во­вых основ еди­но­го рынка 3) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с ка­та­стро­фа­ми, сти­хий­ны­ми бед­стви­я­ми 4) общие во­про­сы вос­пи­та­ния, об­ра­зо­ва­ния 5) обо­ро­на и без­опас­ность 6) уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ство

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они от­но­сят­ся: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца. ВО­ПРО­СЫ А) су­до­устрой­ство Б) фе­де­раль­ные на­ло­ги и сборы В) обо­ро­на и без­опас­ность Г) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти Д) ад­во­ка­ту­ра, но­та­ри­ат СУБЪ­ЕК­ТЫ ВЛА­СТИ РФ 1) толь­ко фе­де­раль­ный центр 2) фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты РФ

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ме­та­ми ве­де­ния РФ и сов­мест­но­го ве­де­ния РФ и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции и их кон­крет­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. КОН­КРЕТ­НЫЕ ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ A) при­ро­до­поль­зо­ва­ние, охра­на окру­жа­ю­щей среды Б) кадры су­деб­ных и пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов B) внеш­няя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния РФ Г) де­неж­ная эмис­сия Д) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с ка­та­стро­фа­ми, сти­хий­ны­ми бед­стви­я­ми УРОВ­НИ ПРЕД­МЕ­ТОВ ВЕ­ДЕ­НИЯ 1) ве­де­ние РФ 2) сов­мест­ное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции

Форма территориально-государственного устройства административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Федерация - форма государственного устройства, при которой части государства (субъекты) не обладают государственным суверенитетом, но имеют достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики.

1) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти, 2) конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации, 3) субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти; 4) имеется двойное гражданство; 5) наличие двухпалатного парламента; 6) двухканальная система налогов. Признаки федерации:

Принципы федерализма в РФ: Государственная целостность. Равенство и самоопределение народов. Единство системы государственной власти. Верховенство федерального права. Разграничение полномочий между Федерацией и её субъектами. Наличие различных форм национальной государственности и их равенство.

Федеративное устройство России. Зелёный – 22 республики. Красный – 3 города федерального значения. Оранжевый – 9 краёв. Сиреневый – 1 автономная область. Жёлтый – 46 областей. Синий – 4 автономных округа.

СУБЪЕКТЫ РФ Национально-территориальные образования Т ерриториальные образования РЕСПУБЛИКА Автономная область, автономный округ Край, область, город федерального значения. Государство в составе РФ, имеет: Конституцию, республиканские гражданство, язык, символы. Государственное образование в составе РФ, имеет Устав субъекта. Система органов власти субъектов устанавливается самостоятельно, границы между субъектами меняются только по взаимному согласию, выход из состава федерации не предусмотрен Конституцией.

Пути изменения состава РФ: Добровольное вхождение в состав РФ иностранного государства. Объединение двух или более субъектов в один. Разделение субъекта. Выделение нового субъекта из состава одного или нескольких, граничащих. Вхождение одного в состав другого.

В ведении Российской Федерации находятся: · принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; · федеративное устройство и территория Российской Федерации; · гражданство в Российской Федерации; · установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; · федеральная государственная собственность и управление е ю; · установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; · установление правовых основ единого рынка, денежная эмиссия, основы ценовой политики; · федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;

В ведении Российской Федерации находятся: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность, оборонное производство; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы; с удоустройство, прокуратура, уголовное законодательство, амнистия и помилование, гражданское законодательство; федеральное коллизионное право; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; · обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; · вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; · разграничение государственной собственности; · природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; · общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; · координация вопросов здравоохранения; В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

· защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; · осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; · административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; · кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат; · защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; · установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; · координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся.



Формы государственного устройства Унитарное – это единое, целостное государство, не имеющее самостоятельных государственных образований или автономных единиц, а состоящее из административно- территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью Федерация


Что такое федерация? Форма государственного устройства, при которой входящие в состав единицы имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы; при этом образуются единые для всех единиц органы государственной власти, единое гражданство, денежная система и т.д. ПРИЗНАКИ Множественность государственной публичной власти внутри государства (федеральная власть и субъектов федерации) Наличие относительно самостоятельных территорий внутри государства Сочетание федеральных и региональных налогов Сочетание федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации




История российского федерализма Впервые Россия была провозглашена федеративным государством в 1918 году, когда была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (затем декларация стала составной частью Конституции 1918 года) После распада союза и принятия Конституции РФ в 1993 году Россия сохранила федеративное устройство




Составные части территории Российской Федерации именуются субъектами РФ – они равноправны С момента принятия Конституции РФ 1993 года по 2008 год насчитывалось 89 субъектов; С 1 марта 2008 года ряд регионов объединились и количество субъектов уменьшилось до 83 субъектов; С 18 марта 2014 года к Российской Федерации присоединены: -Республика Крым: - город федерального значения – Севастополь соответственно 85 субъектов РФ А) Выход субъектов из состава РФ не допускается; Б) Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом


Статус субъектов Российской Федерации Республика – субъект РФ, который вправе иметь свою конституцию, не может входить в состав иных субъектов и не могут включать в свой состав другие субъекты Область – субъект РФ, который имеет свой устав, не могут входить в состав других субъектов, но могут включать в себя автономные округа (Тюменская область) Город федерального значения – имеют свой устав, не могут входить в состав иных субъектов и включать в себя другие субъекты РФ


Край – субъект РФ, который вправе иметь свой устав, не может входить в состав иных субъектов и не могут включать в свой состав другие субъекты Автономная область – субъект РФ (только один субъект- Еврейская автономная область, вышедшая из состава Хабаровского края), который имеет свой устав, не может входить в состав других субъектов и не могут включать в себя другие субъекты РФ Автономный округ – имеют свой устав, могут входить в состав края, области и не могут включать другие субъекты


Москва – столица и город федерального значения В городе размещаются все высшие законодательные, исполнительные и судебные (за исключением Конституционного суда РФ) органы власти, дипломатические представительства иностранных государств (Конституция РФ и Закон от «О статусе столицы РФ» Какие еще города были столицами России? Ладога (862 – 864 гг), Новгород (862 – 882), Киев (882 – 1243), Владимир (1243 – 1389), Москва (1389 – 1712), Санкт-Петербург (Петроград) (1712 – 1918), Москва (с 1918 года)


Органы государственной власти субъекта РФ Определяются, как правило, конституцией либо уставом субъекта РФ Например: Согласно Уставу Московской области систему органов государственной власти Московской области составляют: а) Московская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Московской области; б) Губернатор Московской области - высшее должностное лицо Московской области; в) Правительство Московской области - высший исполнительный орган государственной власти Московской области; г) центральные исполнительные органы государственной власти Московской области; д) территориальные исполнительные органы государственной власти Московской области; е) Уставный суд Московской области. о т


Государственный язык РФ – русский язык Статья 68 Конституции РФ, Федеральный закон от ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» Государственные символы РФ ГИМН ФЛАГ ГЕРБ


Государственный герб Федеральный конституционный закон от ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» Использование Государственного герба производится в строго определенных случаях. Например: -на бланках ФКЗ и ФЗ; - решений Верховного суда; - на фасадах зданий Совета Федерации и Государственной Думы и т.п. Нарушение порядка использования Государственного герба влечет соответствующую ответственность (ст. 329 Уголовного кодекса РФ, ст, КоАП РФ)


Государственный гимн Федеральный конституционный закон от ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» Исполнение гимна производится в случаях, предусмотренных законом, например: ежедневно телевизионными и радиовещательными каналами перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании – в 6 и в 24 часа по местному времени Выслушивание гимна производится стоя, мужчины без головных уборов


Государственный флаг Федеральный конституционный закон от ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» Государственный флаг поднят постоянно на зданиях Администрации Президента РФ, Генеральной прокуратуры РФ и т.п. Должен быть флаг помещен в дни государственных праздников на жилых домах


Понятие федерации Понятие федерации Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права. Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.


Зарождение федеративного строя в России XVII в. –первые идеи о федерации в России после революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения 1917 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский мусульманский съезд народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-культурной автономией.


Конституционно-правовой статус Российской Федерации Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.




Часть 2 статьи 65 Конституции РФ предусматривает возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем: Принятия в Российскую Федерацию субъекта "со стороны" Образования в ее составе нового субъекта Изменения конституционно-правового статуса субъекта.


Предметы ведения Российской Федерации Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреплены в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ. Вопросы государственного государственногоСтроительства и защиты прав и свобод и защиты прав и свобод вопросы деятельности правоохранительных правоохранительных органов и правовой системы Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации Вопросы регулирования экономики и социального развития


Согласно Конституции Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты - нет. Согласно Конституции Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты - нет.

Федеративное устройство России

1.
2.
3.
4.
5.
Понятие и виды государственнотерриториального устройства
Федеративное устройство России по
Конституции 1993 г. Конституционные
принципы федеративного устройства России
Конституционно-правовой статус РФ
Конституционно-правовой статус субъектов РФ.
Административно-территориальное устройство
субъектов РФ. Порядок принятия в РФ и
образования в ее составе нового субъекта РФ.
Разграничение предметов ведения и
полномочий между РФ и ее субъектами.

1. Понятие и виды
государственнотерриториального устройства

Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, его национально-территориальное устройство.

1.Унитарное государство - это цельное,
единое государство, состоящее из
административно-территориальных единиц, не
обладающих признаками суверенитета.
2.Федеративное государство - это сложное
государство, составные части которого обладают
суверенитетом или являются
государственноподобными образованиями, т.е.
обладают тем или иным набором признаков
суверенитета.
3.Конфедерация - объединение государств,
создаваемое для достижения определенных целей.

Унитарное - это государство, в составе
которого нет других государств либо
государственных образований, а на его
территории созданы административнотерриториальные единицы (области,
округа, районы и др.). При этом унитарные
государства могут иметь в своем составе
автономные, т.е. самоуправляющиеся,
образования (Венгрия, Греция, Армения,
Португалия, Алжир и др.)

Федеративное - это сложное
государство, состоящее из
нескольких субъектов,
объединившихся для решения
общих задач (США, ФРГ,
Швейцария, РФ)

Формы федеративных государств:
интеграционные (централизованные) – в
них при сохранении особенностей
составных частей высока степень
централизации.
деволюционные (относительно
децентрализованные) – в них преобладает
тенденция все большего учета специфики
различных субъектов, в связи с чем
положение субъектов может быть не
одинаковым.

С точки зрения структуры:
симметричные – в состав федерации входят
только однопорядковые субъекты
(например, земли в Австрии, Германии,
эмираты в ОАЭ). Абсолютно симметричная
федерация предполагает полное
равноправие субъектов, их одинаковый
статус и полномочия. На деле таких
федераций нет.
асимметричные – в их состав входят
разнопорядковые субъекты.

Специфическими задачами федеративного государства являются:

создание условий для участия населения в
политических процессах на нескольких уровнях
власти (на федеральном и региональном);
всестороннее обеспечение свободного развития
различных наций и народностей, проживающих на
территории государства;
реализация принципов плюрализма и
демократизма;
обеспечение основных прав и свобод граждан
независимо от места их проживания.

К обязательным признакам федеративного государства относятся:

добровольность;
вхождение в состав территории федерации
территорий ее субъектов;
симметричный конституционный статус субъектов
федерации и их равноправие;
разграничение компетенции между федерацией и
ее субъектами;
наличие двухуровневой системы законодательства;
существование самостоятельной системы органов
власти субъектов федерации;
наличие единого федерального гражданства.

К признакам факультативного характера относятся:

наличие собственной конституции субъекта
федерации;
функционирование самостоятельной
судебной системы в субъекте федерации;
возможность установления гражданства
субъекта федерации;
асимметричный конституционный статус
субъектов федерации.

Конституционная природа федеративного устройства РФ.

Территория Российской Федерации состоит из
территорий субъектов Федерации,
представляющих собой ограниченноправоспособные государственные образования,
обладающие определенной учредительной
властью.
Компетенция между Федерацией и ее субъектами
разграничивается федеральной конституцией.
В Российском государстве верховная
законодательная, исполнительная и судебная
власть принадлежит федеральным
государственным органам.

Субъекты Федерации обладают правом принятия
собственной конституции (устава), имеют свои
высшие законодательные и исполнительные
органы.
В России существует единое гражданство.
В российском парламенте - Федеральном
Собрании Российской Федерации - имеется
палата, представляющая интересы субъектов
Федерации (Совет Федерации).
Внешнеполитическую деятельность осуществляют
федеральные органы государственной власти. Они
официально представляют Российскую
Федерацию в межгосударственных отношениях.

РФ в настоящее время образована по
национальному и территориальному принципам.
Первый положен в основу формирований
республик и автономий, второй – краев, областей,
городов федерального значения как субъектов
РФ.
Национальный принцип –субъекты федерации
должны создаваться по национальному признаку,
на территориях, где компактно проживает та или
иная этническая группа.
Территориальный принцип - учитываются
исторические, экономические и географические
факторы.

2. Федеративное устройство
России по Конституции 1993 г.
Конституционные принципы
федеративного устройства
России.

Федерация (от латинского – foederatio) означает
«союз», «объединение».
Необходимым формально – юридическим
условием признания государства федерацией
является закрепление этого качества в
федеральной конституции. В статье 1
Конституции Россия определяется как
федеративное государство. Это положение
относится к основам конституционного строя
РФ, которые не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием РФ.

2 типа федерации, исходя из видов правовых
актов ее учреждающих:
Конституционная – это федерация, образуемая в
результате принятия или изменения Конституции.
Конституционно-договорная – федерация также
учреждаемая Конституцией, но принятию
которой предшествует процесс заключения
специального документа – договора (соглашения).

Конституционные принципы федерализмаэто принципы, определяющие федеративное
устройство государства. Они обусловливают
тип федерации, ее структуру, особенности
территориального устройства, характер
разделения государственной власти между
федерацией и ее субъектами, основы
разграничения компетенции между
федеральными органами государственной

субъектов федерации (т.е. отвечают на
вопросы: «между кем делить», «что делить» и
«как делить»).

ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Государственная
целостность
Разграничение
предметов ведения и
полномочий между
органами
государственной
власти РФ и органами
государственной
власти субъектов РФ
Единство системы
государственной
власти
Равноправие и
самоопределение
народов в
Российской
Федерации
Равноправие
субъектов РФ во
взаимоотношениях с
федеральными
органами
государственной
власти

Принципы российского федерализма:
государственный суверенитет РФ – свойство и
способность государства самостоятельно, без
вмешательства извне, определять свою
внутреннюю и внешнюю политику. В
Конституции обозначен принцип
государственного суверенитета РФ как единого
и неделимого, распространяемого на всю его
территорию (ст.4 Конституции). Не может быть
иного суверенитета, кроме государственного.

Государственный суверенитет это исходящая от народа
верховная власть, состоящая в
самостоятельном осуществлении
государственных функций в рамках
национального и международного
права.

К конституционным основам государственного суверенитета РФ относятся:

верховенство Конституции РФ и федерального
законодательства;
территориальная целостность и
неприкосновенность границ;
право защиты своего суверенитета во внутренних
и внешних делах;
единые вооруженные силы;
единство экономического пространства, единое
финансовое, валютное, кредитное, таможенное
регулирование, денежная эмиссия;
исключительное право на внешнеполитическую и
международно-договорную деятельность;
управление федеральной государственной
собственностью.

Государственная целостность – означает, что
ни один субъект РФ не имеет права выхода из ее
состава (сецессии).
Единство системы государственной власти в
РФ –выражается в том, что центральные органы
власти и органы власти субъектов РФ
составляют единую систему. Решения
федеральных органов, принятые в пределах их
полномочий, обязательны на всей территории
страны.

разграничение предметов ведения между
Федерацией и ее субъектами (ст.71-73).
Предметы ведения – это вопросы, в рамках
которых субъект реализует свою власть.
разграничение полномочий между Федерацией и
субъектами РФ
равноправие субъектов РФ. (ч.1, 4 ст.5)
субъекты Федерации имеют равное
представительство в Совете Федерации ФС РФ,
при проведении выборов в ГД ФС РФ на
территории каждого субъекта образуется хотя
бы один избирательный округ. Все субъекты РФ
на равных основаниях могут заключать
договоры о разграничении предметов ведения и

равноправие и самоопределение народов в РФ.
народы свободно устанавливают свой
политический статус и свободно обеспечивают
свое экономическое, социальное и культурное
развитие. Народ – это общность лиц разной
национальности, исторически объединенных
проживанием на одной территории, которая по
политическим параметрам и демографическим,
экономическим, социальным показателям
развития несет или способна нести бремя
субъекта Федерации. Все народы в РФ
равноправны во всех вопросах
государственного строительства.

3. Конституционно-правовой статус
РФ

1. Суверенитет РФ.
2. Конституция РФ.
3. Территория и территориальное
единство.
4. Единое гражданство.
5. Единство системы органов
государственной власти.
6. Единая система права.
7. Государственная собственность.

8. Единая денежная и кредитная система.
9. Вооруженные Силы РФ.
10. Государственный язык.
11. Международная правосубъектность.
12. Государственные символы.
13. Предметы ведения

4. Конституционно-правовой
статус субъектов РФ.
Административнотерриториальное устройство
субъектов РФ. Принятие в РФ
и образование в составе РФ
нового субъекта.

ВИДЫ СУБЪЕКТОВ РФ

22 РЕСПУБЛИКИ
9 КРАЕВ
1 АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ
46 ОБЛАСТЕЙ
3 ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ
4 АВТОНОМНЫХ ОКРУГА

К признакам правового положения субъектов
относятся:
Субъекты Федерации обладают собственным
наименованием.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ
республика имеет свою конституцию и
законодательство; край, область, город
федерального значения имеют свой устав и
законодательство.
Каждый субъект федерации имеет свою
территорию в пределах границ субъекта
федерации.

Липецкая область: герб и флаг

Республика Калмыкия

Республика Калмыкия - субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа Образована - 4 ноября 1920 года

Территория

Площадь 75,9 тыс. кв. км.
Природные зоны степей, полупустынь и
пустынь

СИМВОЛЫ: флаг Республики Калмыкия

герб Республики Калмыкия

Законодательный орган Республики Калмыкия -

Законодательный орган
Республики
Калмыкия
Народный Хурал (Парламент)
Республики Калмыкия

Орган исполнительной власти - Правительство Республики Калмыкия

Орган исполнительной власти Правительство Республики
Калмыкия

Республика Марий-Эл: флаг и герб

Местоположение на карте РФ

Субъект федерации имеет свою систему органов
государственной власти. (ст. 77 Конституции)
Субъекты федерации участвуют в федеральных
делах. Существует специальная палата
Парламента, в которой представлены интересы
субъектов Федерации. Представительные органы
власти субъектов обладают правом
законодательной инициативы на федеральном
уровне. Законодательные и исполнительные
органы власти субъектов вправе обращаться в
Конституционный Суд РФ.

Субъекты федерации могут создавать ассоциации
экономического взаимодействия субъектов РФ. В
соответствии с ФЗ от 17 декабря 1999 г.
ассоциация экономического взаимодействия – это
некоммерческая организация, учредителями
которой являются органы государственной власти
субъектов РФ. Ассоциации создаются в целях
межрегиональной интеграции и социально –
экономического развития субъектов РФ.
Например: Межрегиональная ассоциация
экономического взаимодействия субъектов РФ
«Дальний Восток и Забайкалье», Ассоциация
Центрально-Черноземная и др.

Субъекты федерации вправе заключать
соглашения с другими субъектами данной
федерации, а также участвовать в международных
отношениях. В соответствии с ФЗ от 4 января
1999г. (ред. 13.07.2015 г.) «О координации
международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации». Субъекты РФ
имеют право на осуществление подобных связей с
субъектами иностранных федераций,
административно - территориальными
образованиями иностранных государств, а также
правом участвовать в деятельности
международных организаций.

Особенности правового статуса некоторых
субъектов:
Только республики имеют собственные
конституции, только республики вправе
устанавливать государственные языки.
Город федерального значения Москва
одновременно имеет статус столицы РФ (ч.2 ст.
70 Конституции).

Административно-территориальное
устройство государства- это разделение его
территории на определенные части, в
соответствии с которыми строится система
местных органов государственной власти и
органов местного самоуправления. Такие
части принято называть административно территориальными единицами.

В РФ при делении субъектов на административно
– территориальные единицы учитывается ряд
обстоятельств.
учитывается хозяйственный профиль территорий,
количество и плотность населения, наличие
центров экономического тяготения и состояние
путей сообщения (экономический принцип).
учитывается национальный состав населения и
его особенности, что способствует социальнокультурному развитию малочисленных наций и
народностей РФ (национальный принцип).

Действующая Конституция РФ не
регулирует вопросы административно территориального устройства субъектов.
Субъекты РФ решают эти вопросы
самостоятельно, применительно к своим
специфическим условиям.
В Саратовской области действует Закон СО
«Об административно – территориальном
устройстве и территориях муниципальных
образований в Саратовской области»
принят Саратовской областной Думой 22.
03. 00 г. (с изм. От 4.02.2014 г.)

городской населенный пункт - город областного
значения, город районного значения, поселок
городского типа (рабочий, курортный, дачный
поселок); город республиканского значения,
областного окружного значения.
город областного значения - населенный пункт,
являющийся экономическим и культурным
центром, имеющий развитую промышленность, с
численностью населения не менее 50 тысяч
человек.

город районного значения - населенный пункт,
являющийся промышленным и культурным
центром, с численностью населения не менее 12
тысяч человек, из которых работники сельского
хозяйства и члены их семей составляют 15 и
менее процентов;
поселок городского типа - рабочий поселок,
курортный поселок, дачный поселок;

рабочий поселок - населенный пункт, на
территории которого имеются промышленные
предприятия, стройки, железнодорожные узлы,
гидротехнические сооружения, предприятия по
производству и переработке
сельскохозяйственной продукции и
др.экономически важные объекты, с
численностью населения не менее 3 тыс.человек,
из которых работники с/х и члены их семей
составляют 15 и менее процентов, а также
населенный пункт, на территории которого
расположены высшие учебные заведения и
научно-исследовательские учреждения.

курортный поселок - населенный пункт,
расположенный в местности, имеющей лечебное
значение, с численностью населения не менее 2
тысяч человек при условии, что количество
приезжающих ежегодно для лечения и отдыха
составляет не менее 50 процентов постоянного
населения;
дачный поселок - населенный пункт, основным
назначением которого является обслуживание
городов в качестве санаторных пунктов или мест
летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают
своего характера, если часть населения постоянно
проживает в них;

сельское поселение - населенный пункт (деревня,
село, хутор, поселок, иные поселения), не
отнесенный к поселениям городского типа;
район - административно-территориальная
единица, которая включает в исторически
сложившихся границах территории округов, а
также находящиеся на территории района
населенные пункты (города, поселки, села);
Районы могут составлять часть республики, края,
области, автономной области, автономного
округа.

закрытое административно-территориальное
образование -имеющее ОМСЯ территориальное
образование, в пределах которого расположены
промышленные предприятия по разработке,
изготовлению, хранению и утилизации оружия
массового поражения, переработке
радиоактивных и других материалов, военные и
иные объекты, для которых устанавливается
особый режим безопасного функционирования и
охраны государственной тайны, включающий
специальные условия проживания граждан.
округ - административно-территориальная
единица, включающая один населенный пункт
(или несколько населенных пунктов) вместе с
землями, прилегающими к нему (к ним);

городской район - часть территории города
(например, Кировский, Ленинский г. Саратова);
административный центр - место постоянного
нахождения органов государственной власти,
представительных и исполнительных органов
местного самоуправления.

Согласно Главе 2 «Административно –
территориальное устройство области» Устава
Саратовской области, принятому Саратовской
областной Думой 24 мая 2005 г. (ред. От
28.04.2015 г.):
В составе области находятся города: Аркадак,
Аткарск, Балаково, Балашов, Вольск, Ершов,
Калининск, Красный Кут, Красноармейск, Маркс,
Новоузенск, Петровск, Пугачев, Ртищево,
Саратов, Хвалынск, Шиханы, Энгельс;

районы: Александрово-Гайский, Аркадакский,
Аткарский, Базарно-Карабулакский, Балаковский,
Балашовский, Балтайский, Вольский,
Воскресенский, Дергачевский, Духовницкий,
Екатериновский, Ершовский, Ивантеевский,
Калининский, Красноармейский, Краснокутский,
Краснопартизанский, Лысогорский, Марксовский,
Новобурасский, Новоузенский, Озинский,
Перелюбский, Петровский, Питерский,
Пугачевский, Ровенский, Романовский,
Ртищевский, Самойловский, Саратовский,
Советский, Татищевский, Турковский,
Федоровский, Хвалынский, Энгельсский.

Федеральный
конституционный
закон от 17.12.2001 N
6-ФКЗ
(ред. от 31.10.2005)
"О порядке принятия
в Российскую
Федерацию и
образования в ее
составе нового
субъекта Российской
Федерации"

Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ.

Принятие в РФ нового субъекта - процедура,
предусматривающая изменение состава субъектов
РФ в результате присоединения к РФ иностранного
государства или его части.
Образование в составе РФ нового субъекта процедура, предусматривающая изменение состава
субъектов РФ в соответствии с настоящим
Федеральным конституционным законом и не
связанная с принятием в РФ иностранного
государства или его части.

Условия принятия и образования в составе РФ нового субъекта РФ

1. Добровольность;
2. Соблюдение государственных интересов РФ,
принципов федерализма, прав и свобод человека и
гражданина, сложившихся исторических, хозяйственных и
культурных связей субъектов Российской Федерации, их
социально-экономических возможностей;
3. Иностранное государство (или его часть) принимается в
состав России в соответствии с межгосударственным
договором и ему предоставляется статус республики (а его
части – статус республики, края, области);
4. Новые субъекты РФ образуются путем объединения
граничащих между собой субъектов РФ.

Присоединение Крыма

16 марта 2014 г. Референдум в Крыму (на территории АР
Крым 96,77 % проголосовавших высказалось за
присоединение Крыма к России, в Севастополе - 95,6 %)
17 марта 2014 года, Верховный Совет Автономной
Республики Крым провозгласил Крым независимым
суверенным государством - Республикой Крым, в
которой Севастополь имеет особый статус, - и обратился
к РФ с предложением о принятии Республики Крым в
состав Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 17.03.2014 N 147 "О признании
Республики Крым"

Присоединение Крыма (2)

Распоряжение Президента РФ от 17.03.2014 N 63-рп "О
подписании Договора между Российской Федерацией и
Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию
Республики Крым и образовании в составе Российской
Федерации новых субъектов«
"Договор между Российской Федерацией и Республикой
Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики
Крым и образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов« (Подписан в г. Москве 18.03.2014,
ратифицирован Федеральным Собранием 21.03.2015 г.)
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ
«О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и
образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов - Республики Крым и города федерального
значения Севастополя»

ОБРАЗОВАНИE В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА

1 декабря 2005
Пермский край
1 января 2007
1 июля 2007
Красноярский
край
Камчатский край
1 января 2008
Иркутская область
1 марта 2008
Забайкальский
край

Процесс становления нового субъекта

1 декабря 2005
Пермский край
7.12.2003- референдум;
4.12.2006- выборы в орган
законодательной власти;
с 1.12.2005-31.01.2007 переходный
период
1 января 2007
Красноярский край
17.04.2005- референдум;
15.04.2007-выборы в орган
законодательной власти;
1.01.2007-31.12.2007 переходный период
1 июля 2007
Камчатский край
23.10.2005 –референдум;
2.12.2007- выборы в орган
законодательной власти;
переходный период до 31.12.2008г.
1 января 2008
Иркутская область
16.04.2006- референдум
1 марта 2008
Забайкальский край
11.03.2007 – референдум
12.10.2008-выборы в орган
законодательной власти(сроком на 5 лет,
в его состав войдут 50 депутатов)
01.01.2010-завершен процесс

ОБРАЗОВАНИE В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА 17 декабря 2001г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования

ОБРАЗОВАНИE В СОСТАВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОГО СУБЪЕКТА
17 декабря 2001г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта
РФ»
Пермский край - 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в
составе Российской Федерации нового субъекта Российской
Федерации в результате объединения Пермской области и КомиПермяцкого автономного округа»
Красноярский край - 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в

Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО и
Эвенкийского АО»
Камчатский край - 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в
составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения
Камчатской области и Корякского АО»
Иркутская область - 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в
составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской
области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»
Забайкальский край - ФКЗ от 21 июля 2007г. № 5-ФКЗ «Об
образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате
объединения Читинской области и Агинского Бурятского АО»

Основания образования нового субъекта Российской Федерации

Основания образования нового субъекта
Российской Федерации
1)совместное предложение объединяющихся
субъектов, направленное Президенту РФ в
соответствии со статьей 10 Федерального
конституционного закона «О порядке принятия в
РФ и образования в ее составе нового субъекта
РФ»;
2) результаты референдумов по вопросу об
образовании в составе РФ нового субъекта РФ,
проведенных в объединяющихся субъектах в
соответствии со статьей 11 ФКЗ «О порядке
принятия в РФ и образования в ее составе нового
субъекта Российской Федерации».

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА

Статья 1. Цель, основания и срок образования
нового субъекта Российской Федерации
2. Образование нового субъекта Российской
Федерации осуществляется в целях ускорения
социально-экономического развития
объединяющихся субъектов и повышения уровня
жизни населения, проживающего в указанных
субъектах Российской Федерации.
А также: - более четкое управление регионами РФ, а
это непосредственно влияет на укрепление
территориальной целостности и государственного
единства России

5. Разграничение предметов
ведения и полномочий между
РФ и ее субъектами.

Среди различных признаков федерации одним из
важнейших и общих для всех федераций
признаков является устанавливаемое
Конституцией размежевание предметов ведения и
полномочий между федерацией и ее субъектами.
Теоретически это обусловлено тем, что
Федерация и ее субъекты обладают
государственной властью. Федерация не может
обладать неограниченными полномочиями по
управлению страной, она обязана делиться этими
полномочиями с субъектами Федерации.

Статьи 71-73 Конституции РФ.
Предмет ведения РФ - сфера общественных
отношений, регулирование которой отнесено
Конституцией РФ исключительно к компетенции
РФ.
Предмет совместного ведения РФ и субъекта РФ
- сфера общественных отношений, регулирование
которой отнесено Конституцией РФ и к
компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ.
Предмет ведения субъекта РФ - сфера
общественных отношений, регулирование
которой отнесено Конституцией РФ к
компетенции субъектов РФ.

Предметы ведения Российской Федерации

Учредительные:Предметы
ведения
Законодательные и
Принятие и изменение Конституции
РФ,
правоохранительные:
Российской
Федерации
федеральных законов, федеративное
устройство и территория РФ, федеральная
государственная служба, установление
системы федеральных органов
государственной власти
Регулирование и защита прав
человека, федеральное гражданство,
регулирование и защита прав
нац.меньшинств, гражд., гр.-процес.,
арбитражно-процес.законод-во,
уголов., уголовно-процес., уголовноисполнительное законодат-во,
судоустройство, прокуратура,
федеральное коллизионное право
Социально-экономические:
Военные:
Федеральная государственная
собственность, валютное, кредитное,
таможенное регулирование, денежная
эмиссия, федеральный бюджет,
федеральные налоги и сборы, и т.д.
Оборона и безопасность, оборонное
производство, определение порядка
продажи оружия и боеприпасов,
производство ядовитых веществ,
определение статуса и защиты гос.
границы, территориальное море,
воздушное пространство,
исключительная экономическая зона и
континентальный шельф РФ
Внешнеэкономические и
внешнеполитические:
Внешняя политика и международные
отношения РФ, международные
договоры РФ, вопросы войны и мира,
внешнеэкономические отношения РФ

Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ

Учредительные:
Установление общих принципов
организации системы органов гос.
власти и местного самоуправления
Социальноэкономические:
Вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными
ресурсами, разграничение гос.
собственности,
природопользование, охрана окруж.
среды, и т.д.
Законодательные и
правоохранительные:
Обеспечение соответствия
Конституций и законов республик,
уставов, законов и иных
нормативных правовых актов
субъектов РФ Конституции РФ и
федеральным законам, защита прав
человека, нац. меньшинств и т.д.
Международные:
Координация международных
внешнеэкономических связей
субъектов РФ, выполнение
международных договоров
Российской Федерации

Принципы разграничения предметов ведения и
полномочий РФ и субъектов РФ:
Принцип верховенства Конституции РФ и ФЗ
Принцип равноправия субъектов РФ при

Принцип недопустимости ущемления прав и
интересов субъектов Российской Федерации
Принцип согласования интересов РФ и
интересов субъектов РФ
Принцип добровольности заключения
договоров, соглашений
Принцип обеспеченности ресурсами
Принцип гласности заключения договоров,
соглашений

Пределы разграничения предметов ведения и
полномочий
Договор может быть заключен:
а) при прямом указании в федеральном законе по
предмету совместного ведения на допустимость
заключения договора по данному предмету
совместного ведения;
б) при отсутствии федерального закона по
предмету совместного ведения - с условием
приведения указанного договора в соответствие с
федеральным законом по данному предмету
совместного ведения после принятия такого
федерального закона.

Предварительное рассмотрение вопросов
подготовки договоров о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ, их
правового обеспечения осуществляет Комиссия
при Президенте РФ по подготовке договоров о
разграничении предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Конституционные основы
статуса области
1. В соответствии с Конституцией РФ область находится в
составе РФ и неотделима от нее. Как равноправный субъект
РФ область осуществляет полномочия по предметам

Российской Федерации.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации и
полномочий Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации область обладает всей полнотой
государственной власти.
(Устав Саратовской области 2005 г.)

Республики наделяются особыми
правами.
Только республики вправе принимать
конституции;
Республики в составе России имеют право
самостоятельно определять способ принятия их
конституций (референдумом, законодательным
органом, специально создаваемым органом);
Специфику конституционно-правового статуса
республик в составе Российской Федерации
подчеркивает и их право устанавливать, наряду
с русским, свои государственные языки.

Конституционный Суд Российской Федерации в
своих постановлениях от 15 июля 1996 г. и 14 июля
1997 г. признал принцип равноправия
доминирующим в статусе субъектов Федерации.
Конституционный Суд пришел к следующему
выводу:
равноправие предполагает единообразие
конституционного подхода к распределению
предметов ведения и полномочий между РФ и ее
субъектами и диктует установление федеральным
законодателем единых правил взаимоотношений
федеральных органов власти со всеми субъектами
Федерации.

Неравенство субъектов РФ
прослеживается и в
конституционной норме,
предусматривающей вхождение
автономных образований в состав
области или края.

Конституционный Суд Российской Федерации
попытался найти формулу компромисса. В
Постановлении от 14 июля 1997 года по делу о
толковании содержащегося в части 4 статьи 66
Конституции Российской Федерации положения о
вхождении автономного округа в состав края,
области Конституционный Суд разъяснил, что данное
вхождение означает такое конституционно-правовое
состояние, при котором автономный округ, будучи
равноправным субъектом Российской Федерации,
одновременно составляет часть другого субъекта РФ.

Несмотря на то, что субъекты
Федерации не суверенны по своему
статусу, они обладают общими
основными элементами
государственности:
Наличие территории субъекта РФ;
Наличие собственной правовой системы;
Наличие права самостоятельно
устанавливать систему и структуру
собственных органов государственной
власти и определять их компетенцию;

Наличие собственных
предметов ведения и
полномочий;
Наличие государственных
символов и столицы;
Право на наименование;
Субъекты Федерации обладают
правом на участие в
деятельности федеральных
органов государственной
власти.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы