Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным .

Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам .

Суверенитет государства исходит из суверенитета народа . Народ является создателем и носителем суверенитета государства , волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государственного суверенитета , ибо любое ущемление независимости государства, умаление верховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов.

Верховенство государственной власти − это, прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов . Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции.

Конституция 1993 г. подтвердила суверенитет России, которая, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой суверенитет и не выступала как субъект международного права. Восстановление суверенитета РСФСР (это государство было суверенным с 1917 по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г. , когда I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях :

1. суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию ;

2. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России ;

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории .

Это значит, что на территории Федерации не может быть каких-либо иных суверенитетов.

Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации , ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа носителя и единственного источника властив Российской Федерации .

В таком же соотношении находятся Конституция РФ и федеральные законы , с одной стороны, и все нормативные акты субъектов Федерации − с другой. Положение о ″верховенстве на всей территории Российской Федерации″ означает установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Государственная целостность − одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Она закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (″п″, ″б″) Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 31 июля 1995 г. отметил: ″Государственная целостность − важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод″.

Конституционная цель сохранения целостности России как исторически сложившегося государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение.

Важный аспект суверенитета − неприкосновенность территории . Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии.

Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море , воздушное пространство над ними . Суверенитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону , однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным правом .

Конституция прямо не устанавливает делимость государственного суверенитета с мировым сообществом . Однако этот принцип, свойственный многим современным государствам, по существу, как бы содержится в Конституции, хотя и не относится к основам конституционного строя. Так, ст. 79 гласит, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами , если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Человек во все времена являлся существом стадным - вне общества никто из нас не может существовать. Поэтому издавна люди создавали социальные формации. Первыми были общины, основанные на родстве их челнов. Дальнейшее развитие привело к появлению племен. Но с эволюцией социальных отношений подобные формации перестали справляться с функцией координирования деятельности людей, так как социум постоянно разрастался. Поэтому с течением времени племенные общины становятся государствами.

Такого рода структуры отличаются наличием власти, централизованных органов управления, правовых методов влияния на общество и т. п. Большую важность имеет внешняя характеристика стран. Если племенные общины практически не вступали во внешние отношения с другими формациями, то в современном мире государства активно взаимодействуют друг с другом. Но, чтобы страна могла быть субъектом международных отношений и признавалась бы иными подобными формациями, она должна владеть суверенитетом.

Данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократических тенденций. Это привело к тому, что сегодня суверенитет представляет собой сложную категорию, строящуюся на собственных принципах и имеющую определенные виды.

Понятие суверенитета

Как уже указывалось ранее, государство является сложной социальной формацией. Суверенитет, в свою очередь, есть основа её непосредственного построения. Следует отметить, что это прежде всего юридическое понятие. Оно наряду с территорией, населением и властью входит в состав правового режима каждого государства в отдельности.

Суверенитет предполагает реальную независимость страны как во внутренних, так и во внешних отношениях. Следует отметить, что существует несколько тождественных понятий, которые характеризуют самостоятельность более узких социальных групп, нежели государство.

История появления термина

Принцип суверенитета или же категория суверенитета появилась в юридической науке достаточно давно. Впервые понятие было введено Жаном Боденом, политиком, жившим в XVI веке. Первоначально полная независимость государства не предполагалась суверенитетом. Категорией характеризовалась неограниченная власть сюзерена в противовес его вассалам.

То есть суверенитет - это верховная власть монарха. Такая трактовка появилась из-за специфики регулирования межгосударственных отношений в те времена. Ведь практически вся деятельность координировалась нормами согласно которым, верховным правителем признавался исключительно Папа Римский.

Признаки суверенитета

Любое юридическое явление характеризуется определенными особенностями. Именно благодаря им, можно выделить конкретную категорию как абсолютно самостоятельную. Как уже говорилось ранее, суверенитет предполагает существование независимости внешней и внутренней направленности. На основе этого можно выделить ряд ключевых признаков двух видов:

  1. Внутренними признаками суверенитета признаются: верховенство власти и её самостоятельность. Первый аспект свидетельствует о безоговорочной распространенности власти абсолютно на всех лиц, пребывающих на территории государства. Верховенство в данном случае обеспечивается, во-первых, законами, а во-вторых, существованием механизма принуждения. Что касается самостоятельности то этот аспект характеризуется независимостью от влияния иных видов властей.
  2. Существуют также внешние признаки суверенитета. Основным является независимость власти от иностранного влияния. Иными словами, какие-либо государства не должны координировать деятельность страны и диктовать собственные условия. В дополнение к этому существует признак законодательной монополии. Он подразумевает собой невозможность издания нормативных актов на территории определенной страны органами власти иностранного государства.

Таким образом, суверенитет предполагает полную свободу страны от любого рода влияния. Поэтому данную категорию можно охарактеризовать как сложное юридическое явление.

Суверенитет в международных отношениях

Большое значение представленная в статье категория играет в процессе взаимосвязи между странами. Она является одним из ключевых Он закреплен в большинстве современных актов, например в уставе ООН.

Суть суверенитета состоит в том, что в международные отношения могут вступать исключительно независимые государства. То есть цельные, политико-социальные «организмы», в которых превалирует законность, легитимность и независимость власти. Иными словами, независимые государства - это ключевые «игроки» международной арены.

Виды суверенитета

Представленное юридическое явление имеет несколько видовых ответвлений. Как уже указывалось ранее, классификация производится на основе размера конкретной социальной формации, которой приписывают суверенитет. В соответствии с этим, можно выделить три основных вида независимости, которые выделяются в конституционном праве многих стран, в том числе в Российской Федерации, например:

  • государственный суверенитет;
  • народный;
  • национальный.

Первый вид характеризует независимые государства, о чем уже было сказано. В свою очередь, суверенитет народа и национальности, или же этноса, характеризуется некоторыми специфическими аспектами.

Независимость населения

Народный суверенитет предполагает народовластие. В данном случае нет ничего общего с самостоятельностью государственной структуры. Потому что народный суверенитет обуславливает свободу социума в процессе реализации и создания власти. Данная категория характеризуется двумя основными признаками, а именно:

  • народу принадлежит вся без исключения власть в государстве, которую он реализует через представительные органы;
  • народ имеет право реализовать власть непосредственно.

Эта категория отыгрывает значимую роль в процессе построения государства. Ведь суверенитет является основой демократии в её классическом виде. Подобное положение дел, при котором социум является главным источником деятельности страны, на сегодняшний день существует в большинстве стран. К примеру, суверенитет РФ строится, прежде всего, на верховной власти народа, который реализует её через центральные органы.

Национальная независимость

Существует такой вид, как национальный суверенитет. В большинстве случаев он отождествляется с народным, однако данные категории являются абсолютно противоположными.

Национальный суверенитет исходит из международно-правового принципа самоопределения нации. То есть любая, без исключения, этническая группа может определить собственную форму государственного правления, устройство общества, экономическую систему и т. п. Эта возможность присуща любой нации.

Суверенитет данного типа обусловлен в большей части не правом, а историческим развитием человечества. То есть в какой-то момент та или иная нация осознает свои жизненные интересы и создает квалифицированную социально-политическую структуру. В теории конституционного права считается, что суверенитет национальности дополняет государственный.

Суверенитет России

Российская Федерация на сегодняшний день является независимым и демократическим государством. Её суверенитет основывается на верховенстве власти народа и определенных юридических документах. В данном случае нужно отметить, что в России существует один ключевой документ, который регламентирует политические и правовые основы страны, в том числе суверенитет. Конституция является подобным юридическим актом.

Именно в ней содержатся положения, которые официально закрепляют независимость государства во внутренних и внешних отношениях. Большое значение также имеет декларация о суверенитете. Этим актом в свое время был закреплен выход РСФСР из Советского Союза и создание нового государства - Российской Федерации.

Возможность вмешательства

Согласно современным международным правовым тенденциям, суверенитет предполагает обязанность государства защищать свое население от любых угроз. В случае отсутствия возможности реализации этой обязанности, она будет возложена на международное сообщество. То есть в данном случае существует прямая возможность внешнего вмешательства, нарушения суверенитета государства.

Таким образом, существование любого государства обусловлено его свободой во внешних и внутренних отношениях. Это возможно только при наличии суверенитета - комплексного правого явления, изучение которого не останавливается по сей день.

Введение

В Древних Греции и Италии понятие суверенитета не было необходимым потому, что государству не противостояла никакая другая претендовавшая на власть сила.

Иным в средние века было положение государства на территории Западной Европы. В этот период оно встретилось с тремя противостоящими ему силами, а именно:

  • с католической церковью,
  • "Священной Римской империей" и
  • крупными феодалами.

Действие этих трех сил в разные периоды средневековой истории не было равнозначным, но все они противостояли государственному верховенству.

Именно с задачей преодоления влияния церкви, Римской империи и сепаратизма крупных феодалов и было связано возникновение необходимости теоретического обоснования специфических особенностей не просто власти, а власти государства, олицетворенной монархом. Это было характерно для периода распада феодализма, когда под властью королей происходило объединение народов, ранее подчинявшихся своим суверенам.

В условиях борьбы и соревнования различных властных сил возникла идея наделения правом верховенства монарха, возглавлявшего эти образования.

В этот-то период истории появляется работа Жана Бодена "Шесть книг о республике" (1576), в которой он определил государство как субъект, обладающий суверенитетом, т.е. "абсолютной, не связанной никакими законами властью над подданными". Характерно, что конструкция Ж. Бодена означала лишь несвязанность государства никакой другой властью, но ее нельзя толковать как несвязанность самого государства какими-либо правилами. Ж. Боден не допускал возможности произвола со стороны государства. Напротив, введение понятия суверенитета, а затем и его становление были направлены против множественности властей.

Введение понятия суверенитета знаменовало победу одной власти над другими, также претендовавшими на верховенство в пределах одной и той же территории.

Рассматривая становление понятия суверенитета, следует иметь в виду, что процесс укрепления власти монарха логически был связан с идеей единства подчиненного суверену народа, иными словами - с идеей, что народ, объединенный в государстве, нуждается в суверенной власти.

В работах Т. Гоббса, написанных более чем через столетие после работ Ж. Бодена, государство уже рассматривалось как результат договора между людьми, как проявление действия "естественного закона", кладущего конец догосударственному периоду, когда была естественна "война всех против всех", в понятие суверенитета были внесены элементы демократии. Именно Т. Гоббс, можно считать, положил начало понятию народного суверенитета, или, точнее говоря, суверенитета народа. Именно суверенитет народа, по Гоббсу, являлся основой правомерности существования в государстве власти как института, производного от народа. Таким образом, Гоббс положил начало выведению государственной власти из суверенитета народа, т.е. рассмотрению суверенитета как источника или, лучше сказать, основания любой государственной власти. Отсюда уже логически вытекала мысль, что государственная власть не может быть неограниченной. Она имеет своим пределом спокойствие объединенных государством граждан .

Современная политическая мысль исходит из того, что государство может считаться суверенным только тогда, когда

  1. оно реализует волю народа и
  2. когда его система управления демократична.

Этот фактор имеет принципиальное значение. Ведь если государство не опирается на демократически организованное общество, то оно не может быть признано суверенным в том смысле, что оно не является носителем суверенитета народа, выражающегося в праве народа самостоятельно определять свое будущее, свою судьбу. Хотя суверенным может быть признано только государство демократическое, это государство в определенной мере в общих интересах может и, более того, обязано регулировать общественные отношения, включая отношения между гражданами, и в силу этого ограничивать свободу действия отдельных юридических и физических лиц, мешающих демократическому развитию общества и нарушающих права граждан.

Современное понимание суверенитета государства производно от суверенитета народа . Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным.

Суверенитет проявляется в единстве (т.е. нераздельности), независимости и верховенстве государственной власти. Государственный суверенитет означает полноту и нераздельность власти государства на всей его территории, самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики.

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять присущие ему функции на всей своей территории и за ее пределами.

Независимость государства означает его самостоятельность в решении как внутриполитических, так и внешнеполитических вопросов (во взаимоотношениях с другими государствами).

Суверенное государство самостоятельно:

1) определяет:

2) организует:

  • свою финансовую, денежную, банковскую системы;

3) обеспечивает:

  • территориальную целостность;
  • законность и правопорядок в стране;

4) защищает:

  • конституционный строй,
  • независимость и целостность страны.

Но верховенство государственной власти вовсе не означает ее неограниченности и вседозволенности. Пределы, возможности государственной власти в правовом государстве установлены правом.

Неотъемлемой чертой суверенного государства является его право объединяться с другими государствами, создавать межгосударственные союзы, выходить из них, руководствуясь при этом высшими интересами своего народа, своего государства.

Признаки суверенного государства

К признакам суверенного государства относят:

    1. территориальное верховенство государства (верховенство государственной власти);
    2. независимость государства.

Характеризующие суверенитет два его юридических признака - территориальное верховенство и независимость государства - неразрывно связаны между собой, взаимно предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Это две стороны одного и того же явления - государственного суверенитета.

Территориальное верховенство государства

Термин-понятие «верховенство государства на своей территории» (территориальное верховенство) выражает то сущностное свойство государства, согласно которому оно обладает полновластием, полнотой публичной (общественной) власти в пределах своей территории, исключающей деятельность в этом пространстве любой иной публичной власти. Только государство может предписывать юридически обязательные правила поведения для всех находящихся на его территории физических лиц и их объединений (юридических лиц и общественных организаций) и обеспечивать их соблюдение в случае необходимости путем властного принуждения.

Веления государства, выраженные в национальном праве и единичных правовых актах, обязательны для всех их адресатов - органов государства, должностных лиц, граждан, иностранцев и апатридов , юридических лиц и общественных организаций. Властные правомочия государства в отношении всех таких лиц обозначаются термином «юрисдикция». Государство обладает в пределах своей территории (в некоторых случаях и за ее пределами) полнотой юрисдикции - законодательной, административной и судебной.

В качестве верховной власти государство и только данное государство устанавливает и изменяет свое национальное право и обеспечивает его исполнение. В нормах национального права управомоченным на то органом государства, осуществляющим законодательную юрисдикцию, выражена воля государства. Это, естественно, не значит, что государство в лице своих компетентных органов может творить правовой произвол. Нормально выраженная в национальном праве воля государства детерминирована условиями жизнедеятельности организованного в данное государство общества.

Таким образом, термин-понятие «территориальное верховенство» государства выражает в общем виде следующие сущностные свойства государства:

    • концентрация в его руках всей полноты публичной (общественной) власти и властного принуждения;
    • осуществление государством законодательной, административной и судебной юрисдикции;
    • установление и поддержание правопорядка внутри государства;
    • наличие единства и юридической неограниченности власти государства, осуществляемой органами государства в их совокупности.

Подробнее

Территориальное верховенство государства проявляется и в том, что в его руках в лице компетентных органов государства концентрируются вся принудительная власть и все средства властного принуждения. Властное принуждение к исполнению правовых предписаний осуществляется либо управомоченным на то органом государства, либо в редких случаях специально на то управомоченной государством негосударственной организацией. Монополизация государством властного принуждения вовсе не означает, что государство только и делает, что принуждает исполнять правовые предписания. Нормально субъекты национального права законопослушны, поскольку нормы права выражают их интересы и потребности. И во избежание отрицательных для них последствий правонарушения и преступления должны соответственно пресекаться государством.

Территориальное верховенство государства, осуществляемое от лица государства государственной властью, предопределяет необходимость наличия двух качественных особенностей последней: единства и юридической неограниченности государственной власти.

Единство государственной власти состоит в том, что органы государства в своей совокупности образуют единую государственную власть, действующую от лица государства и обязывающую в конечном счете государство как таковое.

Констатация юридической неограниченности власти государства в силу его территориального верховенства вовсе не является свидетельством возможности произвола в деле внутригосударственного правового регулирования. Деятельность государства в этой сфере детерминирована реальными внутренними и внешними условиями существования организованного в государство общества. Государство может устанавливать не какое-то произвольное национальное право, а лишь такое, которое соответствует условиям жизни данного общества, его интересам и потребностям, правосознанию, общественной морали и традициям. Иначе правовые предписания не будут исполняться либо государственная власть, утратившая в результате свою эффективность и, соответственно, легитимность, будет заменена новой усилиями населения.

Независимость государства

Независимость государства в международных отношениях предопределяет необходимость регулирования отношений между государствами особой системой права - международным правом. В свою очередь международное право исходит из независимости государств друг от друга и возводит эту независимость в основной принцип международно-правового регулирования.

В международном праве взаимная независимость государств проявляется в двух ее аспектах:

    1. в независимости государства применительно к регулированию его внутренних общественных отношений (внутренняя независимость);
    2. в независимости государства в его внешних сношениях (внешняя независимость).

Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга. Прямого регулирования международным правом внутригосударственных отношений нет и быть не может.

Внешняя независимость государства , прежде всего в его взаимоотношениях с другими государствами, состоит в том, что оно свободно, независимо от других государств осуществляет внешнеполитическую деятельность в рамках своих международных обязательств по общему международному праву и локальным международным соглашениям. Такие обязательства суть не ограничение, а проявление его независимости во внешних делах, поскольку, как это имеет место и во внутригосударственном праве, государство само, по своей воле подчиняет себя международному праву, хотя такое подчинение и детерминировано условиями его существования в системе государств. Если государство, например вновь возникшее, откажется признать для себя обязательными нормы общего международного права, в том числе основные его принципы и другие императивные нормы, нормы juscogens (общеобязательное право), то оно не сможет требовать от других государств и иных субъектов международного права уважения своего суверенитета, своего территориального верховенства и независимости в международном общении. В этом суть метода международно-правового регулирования по соглашению между государствами и иными субъектами международных отношений и суть заинтересованности государств в международно-правовом регулировании их взаимоотношений.

Подробнее

Действительно, если внутригосударственное право в силу верховенства государства устанавливается государством и выражает его волю, то международное право является продуктом соглашения государств по поводу существа его норм и признания их юридически обязательными. Это соглашение достигается путем согласования (взаимных уступок и компромиссов) воль государств. Поэтому в нормах международного права,
регулирующих международные отношения, выражена согласованная, а тем самым и общая воля установивших эти нормы государств, детерминированная их взаимными интересами и потребностями.

Все субъекты современного международного права, а не только государства являются независимыми друг от друга общественными образованиями. Они не подчинены власти какого-либо государства или какой бы то ни было третьей власти. Но независимость иных, кроме государств, субъектов международного права не является выражением их суверенитета, которым они не обладают. Это результат согласия государств не подчинять определенные общественные образования своей власти и признания государствами их международной правоспособности и правосубъектности .

Независимость государств в международном общении как одна из составляющих их суверенитета - это юридическая категория, устанавливаемая и регламентируемая международным правом. Этому отнюдь не противоречит фактическая, объективная взаимозависимость государств, непрестанно усиливающаяся в силу международного разделения труда, обострения глобальных проблем современности и иных причин. Именно взаимозависимость государств как суверенных образований порождает потребность в их сотрудничестве на общепланетарном или локальном уровне и в регулировании такого сотрудничества международным правом. Общее международное право, регулирующее межгосударственные и иные международные отношения применительно ко всем сферам, создается государствами, точнее - международным сообществом государств в целом. В основе его структуры лежат основные принципы международного права. Такими принципами международного права являются:

    • принципы суверенного равенства государств;
    • неприменения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях;
    • невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
    • мирного разрешения межгосударственных споров и межгосударственного сотрудничества.

Концепции соотношения международного и внутригосударственного права

В науке международного права сформулированы три концепции соотношения международного и внутригосударственного права:

  1. дуалистическая;
  2. примата международного права;
  3. примата внутригосударственного права.

Дуалистическое понимание основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного.

Сторонники концепции примата внутреннего права рассматривают международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств.

Позиция, высказанная профессором С.В. Черниченко: "Международное право и внутригосударственное право - различные правовые системы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях".

В Конституции РФ нет положения о ее изменении в связи с международно-правовыми актами, договорами, в том числе содержащими нормы, противоречащие Конституции. Пункт 1 ст. 15 гласит, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Толкование п. 1 ст. 15 Конституции РФ дало основание профессору Г.А. Карташкину заключить, что "новая Конституция России (1993 г.), признавая приоритет международного права над внутренним законодательством, не распространяет это верховенство на Основной закон страны ".

Суверенитет народа

Введение

Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII-XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независи­мость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было ис­пользовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем власти­телям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в., возникло понятие «суверенитет нации», кото­рое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юриди­ческое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Демократическое правовое государство ис­ключает дискриминацию по национальному признаку и обеспе­чивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Иное дело - выдви­жение требования независимости со стороны народов в условиях распада федеративных государств. Так, распад СССР, Югославии и Чехословакии привел к независимости каждого из входящих субъектов этих федераций, что получило всеобщее международ­но-правовое признание. В Грузии в связи с ее выделением из со­става СССР возникла межэтническая гражданская война, в ре­зультате которой народы Абхазии и Южной Осетии, реализуяправо на самоопределение и опираясь на исторические корни, объявили о своей независимости.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носите­лем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект - источник права. Любая нация реализует свои национальные ин­тересы в рамках этого конституционного понятия, она, безуслов­но, защищена от любой формы дискриминации, а тем более уг­нетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство; суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям на­селения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституци­ей. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном госу­дарстве под разговоры о народовластии возможны репрес­сии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свобода­ми человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущ­ность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми, - здесь коре­нится и определенная возможность манипулирования интереса­ми и волей народа со стороны ложных пророков и потенциаль­ных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета толь­ко в отдельные периоды общественного развития - лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суверените­та народа от эгоистических устремлений к власти опытных дема­гогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.

Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина - самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, - это перво­источник власти. Воля народа, выраженная в юридически реле­вантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изме­нения формы государственной власти. В силу естественного пра­ва, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного сверже­ния конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыт­кам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение власт­ных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталита­ризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмыс­ленно заявляет о своей приверженности конституционным по­рядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против на­силия - составные элементы народного суверенитета.

Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, кото­рая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политиче­ских движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерва­тизма, социал-демократии, которые органически слиты со свобо­дой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и правого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практи­ке стремятся подменить его вождизмом и однопартийной дикта­турой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, иэта защита обеспечивается всем конституционным строем госу­дарства.

Право на сопротивление - это «палка о двух концах», а пото­му оно упоминается в конституциях довольно редко. Конституция РФ об этом праве не упоминает. Формула Конституции «захват власти преследуется по закону» в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, что­бы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для от­мены законов, направленных против него. Однако это не может перечеркнуть заложенного в самой Конституции и праве в целом правила: отказ от конституционных форм правления в пользу идеологической целесообразности есть государственный перево­рот, дающий народу основание для использования права на со­противление.

Формы реализации народного суверенитета

Осуществление народного суверенитета происходит в двух формах:

    • не­посредственно (референдум и свободные выборы);
    • через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа явля­ются референдум и свободные выборы. Право на участие в осу­ществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами РФ (ст. 32 Конституции). Прямое воле­изъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конститу­ции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирате­лей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или прави­тельства. Наряду с общегосударственными референдумами воз­можны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в РФ установлен Федеральным конституционным за­коном «О референдуме РФ». Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме, а также права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г.

Другая форма непосредственного волеизъявления народа - свободные выборы . Выборы - это участие граждан в формирова­нии органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, ко­гда являются свободными, предоставляют гражданам возмож­ность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы - важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок прове­дения выборов, образует избирательное право, являющееся со­ставной частью (институтом) конституционного права. В Консти­туции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные. Порядок выборов в Государственную Думу определен федеральным законом. Порядок выборов в органы го­сударственной власти субъектов РФ определяется их конститу­циями, уставами, а также законами в соответствии с федеральным законом. Порядок выборов в местное самоуправление устанавли­вается выборными органами местного самоуправления в соответ­ствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.

Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации, т. е. отстранения от выборов каких-либо граж­дан или групп, кроме указанных в конституции, - конституци­онный уровень в данном случае необходим, поскольку речь идет об ограничении одного из основных прав граждан. В ряде стран, как еще недавно и в нашей стране, непременными атрибутами демократизма избирательной системы рассматривались право от­зыва депутатов и наказы избирателей. Ныне в Конституции РФ такие положения не предусматриваются.

Сложный и обширный институт избирательного права при­зван обеспечить выявление подлинной воли народа, выражение его суверенитета. Необходимые гарантии гражданам предостав­ляются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Формой опосредованного осуществления власти народа явля­ются органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления . Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т. е. на основе выборности или подчиненности выбор­ным органам. Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нор­мами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть избранны­ми в органы государственной власти и органы местного само­управления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм слу­жат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматри­ваемой области.

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разу­меется, народ более непосредственно определяет законодатель­ную власть, поскольку представительные органы напрямую изби­раются гражданами. Однако воля народа остается системообра­зующим фактором также дляисполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представитель­ными органами или выборным главой государства. Это, разуме­ется, косвенная форма выражения воли народа, но она тем не менее достаточно легитимна.

Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессиона­лизма. В государственный аппарат входят армия, правоохрани­тельные органы, специализированные учреждения во многих об­ластях. Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но может и должен быть демократиче­ским, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности. Важную роль призваны иг­рать средства массовой информации. Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе рав­ных возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демо­кратических принципов в формировании и деятельности госу­дарственного аппарата - важная сторона народовластия.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соот­ветствующими полномочиями выборных органов государства.

Прежде чем говорить о потерянном суверенитете, а также о том, когда мы его потеряли, нужно разобраться с терминологией. В данной статье мы поговорим о том, что такое суверенитет, из каких элементов он состоит, и сравним, сколько было суверенитета в разные периоды у СССР и России.

Статья основана на публикации Николая Старикова о Дефиците Государственного Суверенитета с различными дополнениями и расширениями.



Итак, что такое суверенитет?

Суверенитет (от франц. souverainete — верховная власть) - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Важно понимать, что при любом объединении государство должно сохранить свой суверенитет.

Существует множество факторов, свидетельствующих о наличии суверенитета страны, но есть основные составляющие, без которых невозможно говорить о независимости и самостоятельности государства. Полный Государственный Суверенитет состоит из следующих элементов:


  1. Признание международным сообществом территории страны; наличие флага, герба и гимна.

  2. Дипломатический суверенитет - возможность проводить независимую международную политику.

  3. Военный суверенитет - возможность защитить своё государство от внешнего военного нападения. Это, пожалуй, самый важный показатель суверенитета. Если государство не может защитить себя, то это означает, что по отношению к нему более сильное государство может приводить в действие различного рода санкции и предъявлять любые требования. Зачем открывать банк, если не можешь его защитить от грабителей? Безусловно, в первую очередь государство должно позаботиться о своей безопасности.

  4. Экономический суверенитет - это верховенство во внутренних экономических делах и экономическое равноправие государств на международной арене. Если государство не может контролировать свою экономику, то её будет контролировать кто-то другой. И этот «кто-то другой» может в любой момент обрушить экономику страны, или сделать, например, страну сырьевым придатком другой страны, или оказывать давление на экономически зависимое государство - примеров можно привести массу.

  5. Юридический суверенитет - закрепление статуса суверенного государства в законодательной форме. По сути, отсутствие юридического суверенитета является следствием его потери в целом, но в качестве оценки суверенности государства юридическая составляющая является одним из самых главных показателей.

  6. Идеологический (культурный) суверенитет - наличие собственной государственной идеологии, культуры. Идеология и культура самым тесным образом переплетаются друг с другом. Идеология формируется из культуры и наоборот. Как гласит Восточная мудрость: «Хочешь победить врага - воспитай его детей». Если государство не имеет своей собственной идеологии, то обществу такого государства легко можно навязать чуждую культуру, и это может сыграть против самого государства.

Только при наличии всех шести факторов можно говорить о том, что государство является суверенным. На сегодняшний день Полным Государственным Суверенитетом обладают только три государства - Великобритания, США и Китай. Во всех остальных странах хотя бы один из видов суверенитета, но отсутствует. Россия, к сожалению, пока не относится к государству, обладающим полным суверенитетом. В данной работе мы выясним и увидим почему.

Давайте проведём небольшой экскурс в историю и сравним, сколько было суверенитета в разные периоды у СССР и России.


В 1952 г мы наблюдаем все шесть элементов суверенитета:



  1. Дипломатический суверенитет есть - возможность проводить независимую международную политику мы отстояли в Великой Отечественной войне;

  2. Военный суверенитет есть - СССР не отстает от противников;

  3. Экономический суверенитет есть - отменяются карточки, страна восстанавливается;


  4. Идеологический (культурный) суверенитет есть; песни, ценности и кумиры - все родом из России.

Вывод: СССР в 1952 г является полностью суверенным государством, курс власти направлен на развитие страны.


В 1980 г. один элемент суверенитета частично отсутствует:


  1. Признание, флаг, герб и гимн есть;

  2. Дипломатический суверенитет есть - страна имеет право проводить независимую международную политику;

  3. Военный суверенитет есть - СССР по-прежнему не отстает от противников;

  4. Экономический суверенитет есть - перебои с продуктами, но никто не голодает;

  5. Юридический суверенитет есть - юридически СССР является полностью самостоятельным государством.

  6. Идеологический (культурный) суверенитет частично отсутствует. Не смотря на наличие собственной идеологии, общество начинает её игнорировать. Возникает волна погони за западными ценностями. Происходит это в силу многих причин. Во-первых, был наложен запрет на западную культуру, а запретный плод, как известно, сладок. Во-вторых, немалую роль в неприятии советской идеологии обществом сыграла её усиленная пропаганда. «Насильно мил не будешь» - и навязывание идеологии вызывало только отторжение у советского общества. В-третьих, отсутствовало развитие идеологии. Если какая-то отрасль в государстве перестаёт развиваться, то она начинает деградировать. Идеология не является исключением. Советская идеология уже давно изжила себя. Она никак не развивалась. Именно поэтому она начала ослабевать и на её смену пришла другая, чуждая нам - западная идеология, которая сыграла главную роль в распаде СССР уже в недалёком будущем.

Вывод: СССР в 1980 г. является суверенным государством, но наступает кризис идеологии.


В период правления М.С. Горбачёва (11 марта 1985 года — 24 августа 1991 года) идеологический суверенитет полностью утрачивается. Начинается так называемая «перестройка». Совершенно очевидно, что курс власти при Горбачёве был направлен на ликвидацию страны. Об этом свидетельствуют все «искусственные» реформы, проведённые Горбачёвым, начиная от антиалкогольной кампании и заканчивая подписанием Соглашения о распаде СССР и о создании Содружества Независимых Государств. Да, сам Горбачёв не подписывал этого соглашения, но он подвёл страну к подписанию данного документа, а сам согласился с распадом СССР, что уже подпадает под статью 64 УК РСФСР «Измена Родине». До сих пор не дана юридическая оценка деятельности Горбачёва. 4 ноября 1991 года начальником Управления Генеральной прокуратуры СССР по надзору за исполнением законов о государственной безопасности В.И. Илюхиным было возбуждено уголовное дело в отношении президента СССР М.С. Горбачева «За измену Родине» по статье 64 УК РСФСР. Однако продолжения расследование уголовного дела не получило - бывший Генеральный прокурор СССР Н.С. Трубин, под давлением самого Горбачёва, отменил решение В.И. Илюхина о возбуждении уголовного дела.

Именно за свой «неоценимый вклад» в развал страны Горбачёв и получает Нобелевскую премию в 1990 году. По всей видимости, тогда уже было всё решено и ровно через год СССР прекращает своё существование. Известны и другие иностранные награды и премии, которыми отмечен Горбачёв: премия мира им. Альберта Эйнштейна (Вашингтон, июнь 1990), премия «Исторический деятель» (Вашингтон, июнь 1990), международная премия мира им.Мартина Лютера Кинга «За мир без насилия 1991 года» (Вашингтон, июнь 1990), премия «Фьюджи» (Италия, 1990) и др. Все эти премии были получены в течение полутора лет в качестве взятки. Есть и другие свидетельства получения взятки. В апреле 1991 года Горбачев получил от бывшего президента Южной Кореи Ро Дэ У чек на сумму 200 тыс. американских долларов, которые были изъяты в августе 1991 года следователями прокуратуры при осмотре его кабинета в резиденции президента. Горбачев под напором фактов признался Председателю КГБ Крючкову, что на тайной встрече с Президентом Ро Дэ У - получил взятку в 200.000 $, в чеках на предъявителя, за признание Южной Кореи. Об этом сам Крючков подробно рассказал в передаче Андрея Караулова «Момент Истины» (выпуск от 15.08.2011).

Горбачёв в одностороннем порядке значительно сократил вооружённые силы СССР, что существенно подорвало военный суверенитет страны.

Также очевидно, что Горбачёв не мог провернуть операцию по развалу СССР самостоятельно. Без помощи западных спецслужб здесь не обошлось. Чего стоит один полёт Матиаса Руста. Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб, согласованной с Горбачёвым. Именно Горбачёв позаботился о том, чтобы Матиас Руст мог беспрепятственно долететь до Красной площади, где его уже ждали с выгодных точек 4 профессиональные телевизионные видео-камеры Betacam. Целью организации пролета Матиаса Руста до Красной площади было создание предлога для снятия руководства вооруженных сил Советского Союза, которое категорически противилось одностороннему разоружению нашей страны в пользу США.

Да и сами американские политологи не стесняются рассказывать о том, как США с помощью Горбачёва развалили СССР. Майкл Ледин (аналитик, советник администрации США) в своём выступлении, предлагая устроить революцию в Иране, между делом рассказал, как спецслужбы США победили СССР: «Вы все знаете, что многие годы я выступаю за демократическую революцию в Иране. Мне возражают, мол, это невозможно. Да ладно вам. Кто при Рейгане думал, что мы сломаем СССР? А ведь прошли какие-то 8 лет. И что нам понадобилось? Мы всего лишь взяли на зарплату их диссидентов и всё. Случилась демократическая революция и страна разрушилась. Если ж мы таким способом смогли свалить советскую империю, поддерживая какую-то горстку людей, выступавших за реформы, а этих людей по пальцам пересчитать можно было , кто может сомневаться, что мы обрушим Иранское правительство с таким же успехом »

Вывод: Можно найти множество других свидетельств о подрывной деятельности Горбачёва в отношении СССР. Но здесь главное не разоблачить Горбачёва, а показать, что политическая обстановка в стране в период правления Горбачёва была крайне нестабильна, потому что, во-первых, курс власти был направлен на разрушение страны, во-вторых, у СССР отсутствовал идеологический суверенитет, чем благополучно воспользовался Горбачёв и под прикрытием новой идеологии, имеющей название «перестройка», проводил антигосударственные реформы.

В период 1991-года по 1999 год у страны практически нет суверенитета, есть только международное признание:


  1. Признание, флаг, герб есть, а вот гимна у нас нет, есть только музыка.

  2. Дипломатического суверенитета нет. Варшавский блок распущен в 91-ом году. Россия теряет своих союзников один за другим.

  3. Военный суверенитет значительно потерян. Россия разоружается в одностороннем порядке и уже не может конкурировать на равных с США. Не смотря на наличие ядерного оружия, Россия не способна отразить не только внешнюю военную угрозу, но внутреннюю. Об этом свидетельствовала неспособность России справиться с терроризмом в первой чеченской войне. В результате были подписаны Хасавюртовские соглашения 1996 года о прекращении военных действий в Чечне . Согласно договору Чеченская республика должна была признаться субъектом международного права, выйдя из состава России в течение следующих пяти лет. А это означало, что другие республики, также как и Чечня, могли потребовать отделения от Российской Федерации. Именно подписание Хасавюртовских соглашений должно было стать завершающим этапом ликвидации России.

  4. Экономического суверенитета нет. Страна не может обеспечить себя ничем. Вся промышленность продаётся за гроши. Центральный банк отделён от государства. Рубль является производной от доллара - чтобы напечатать рубли, нужно купить доллары. Государство не может контролировать кредитную ставку. В 1993-м году ставка рефинансирования ЦБ Российской Федерации достигла рекордного показателя - 210%. Данный показатель можно смело назвать крахом экономической системы Российской Федерации. В 1995 Ельцин по требованию МВФ подписывает «Соглашение о разделе продукции». По этому закону российские месторождения природных ресурсов находились в международной юрисдикции. То есть огромное количество месторождений находились вне российской юрисдикции и деньги за добычу российской нефти поступали не в бюджет, а шли на счета западных банков и нефтедобывающих компаний. Деньги с добычи нефти шли в первую очередь британской компании Shell на её личные расходы, а если что-то оставалось, они отдавали России.

  5. Юридического суверенитета нет. В конституции и законах РФ мы наблюдаем статьи, которые свидетельствуют о потере суверенитета страны. Например, Статья 15 пункт 4 гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. ». Т.е. это означает, что российское право встроено в международное право и международные законы главнее, чем российские. Таким образом, данная статья устанавливает прямое надгосударственное управление. Это всего лишь один пример. В последующих статьях мы рассмотрим более подробно законы, которые позволяют утверждать, что Россия юридически закрепила статус несуверенного государства.

  6. Идеологического (культурного) суверенитета нет. Статья 13 пункт 2 устанавливает запрет на государственную идеологию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. ». Мы активно перенимаем чужие ценности.

Вывод: В 90-е из признаков суверенитета в России был только флаг и герб. У нас даже гимна не было своего.


2013 год - многое восстановлено, но не всё:


  1. Признание, флаг, герб и гимн есть.

  2. Частичный дипломатический суверенитет - мы вынуждены торговаться и оглядываться на США;

  3. Военный суверенитет постепенно восстанавливается. Война в Чечне закончена. Территориальная целостность страны сохранена. Вооружённый конфликт в Южной Осетии 2008 года показал, что уровень подготовки вооружённых сил России значительно выше, чем в 90-е годы. Россия стала вторым крупнейшим поставщиком оружия в мире после США - к такому выводу пришли эксперты Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) при подсчёте экспорта вооруженной техники из России . Доля страны на рынке вооружений выросла, по их мнению, до 23%. В ближайшие 10 лет правительство потратит 22 трлн. рублей на переоснащение российских вооруженных сил , что ещё больше увеличит военный суверенитет страны.

  4. Экономический суверенитет частично восстановлен. В 2002-2004 г. В.В. Путин путём поправок отменил «Соглашение о разделе продукции». Нефтяная промышленность значительно возращена государству. Ставка рефинансирования ЦБ Российской Федерации на сегодняшний день равняется 8,25%, что является также слишком большим показателем и губительным для экономики страны, особенно в условиях кризиса, но всё же она не является столь катастрофически высокой, какой была в 90-е годы. Тем не менее, остаётся ещё множество нерешённых проблем. Россия по-прежнему остаётся сырьевым придатком запада. Центральный банк не принадлежит государству. Значительная часть крупного и среднего частного бизнеса оформлена в иностранной юрисдикции. Т.е. предприятие, будучи иностранной компанией, может находиться на территории РФ, но государство не может над таким предприятием осуществлять свой контроль.

  5. Юридического суверенитета нет. Законы, свидетельствующие об отсутствии суверенитета, никто не отменял. В следующей статье мы их рассмотрим более подробно.

  6. Идеологического (культурного) суверенитета нет. Статья 13 пункт 2 устанавливает запрет на государственную идеологию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.». Российская культура полностью копирует западную культуру: мы смотрим западные фильмы, слушаем западную музыку, эстрадные звёзды подражают западным звёздам, телевизионные передачи и сериалы сделаны на западный манер и т.д. Молодёжь мечтает уехать жить в США или Европу.

Вывод: Россия постепенно начинает восстанавливать суверенитет, но ей противостоит сильнейшее государство в мире - США. США до сих пор имеет существенное влияние на внутренние процессы России за счёт контроля российского бизнеса, кредитно-финансовой системы, СМИ, телевидения и т.д. Также большую роль играет отсутствие юридического суверенитета. Есть и другие рычаги управления Россией. Например, в декабре 2012 года в США приняли закон имени Магнитского, который позволяет арестовывать имущество и замораживать счёта за рубежом у любого гражданина Российской Федерации. Таким образом, с помощью данного закона руководство США может открыто оказывать давление на российских предпринимателей, чей бизнес оформлен за рубежом, а также на российских чиновников, у которых есть недвижимость и счета за рубежом.


Проанализировав политическую обстановку в России и в СССР в разные периоды, можно сделать вывод, что Россия значительно потеряла суверенитет после распада СССР. На сегодняшний день Россия достигла пика своего развития в условиях экономической оккупации США, и дальше страна уже не может развиваться без восстановления суверенитета. В то же время, если сравнивать политическую обстановку в СССР при Горбачёве и в России при Путине, то можно смело утверждать, что сегодня жизнь в России более стабильна, поскольку курс власти во главе с Путиным направлен на восстановление и укрепление суверенитета и на развитие страны, а именно эти задачи Владимир Путин поставил в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года , когда как курс власти во главе с Горбачёвым был направлен на ликвидацию страны. Но не все представители власти в России руководствуются позицией Путина. На многих чиновников, депутатов, госслужащих оказывается давление посредством того же самого закона имени Магнитского, кто-то добровольно служит США. Это могут быть не только госслужащие, но и российские предприниматели, которые спонсируют организации, продвигающие интересы США. Это и есть тот самый либеральный лагерь, который препятствует развитию страны. Таким образом, мы видим, что сегодняшняя власть разделена на 2 лагеря - патриотический лагерь во главе с В. В. Путиным, выступающий за восстановление суверенитета, и либеральный лагерь, принявший модель однополярного мира и вассально-зависимого государства в лице России. Именно от того, чей лагерь окажется сильнее и зависит политическая стабильность страны и именно о того, чей лагерь поддержит каждый из нас и зависит будущее страны.

Я выбираю лагерь Владимира Владимировича Путина.

А чей лагерь выберешь ты?

В завершении данной статьи хочу представить Вам запись прямого эфира радиостанции Fox News (20 апреля 2010 года), в которой обозреватель американского издания "The New York Post" Ральф Питерс дает характеристику работе Путина. Сам Ральф не в восторге от Путина, но он достаточно объективно даёт представление о том, что сделал Путин для страны. Послушайте, это интересно.

Государственный суверенитет

Понятие

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость … государства …»

Государственный суверенитет - это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права .

Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплён в Уставе ООН и других международных актах.

История

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет - это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права . Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой . И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи) , таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства. В Вестфальском мирном договоре признавался территориальный суверенитет за государственными образованиями. Суверенитет не полный: правитель по-прежнему считался вассалом императора, не мог заключать договоры с иностранными государствами, направленные против императора. Правитель был обязан принимать участие в органах управления империи (рейхстаг, окружные собрания), участвовать в расходах на содержание имперской армии и имперских учреждений, обеспечивать исполнение на территории своего княжества решений имперского рейхстага, суда и иных имперских органов. Независимость предоставлялась в области внутренних дел, таможенного и налогового законодательства, в организации вооружённых сил.

Национальный суверенитет

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение . Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально присущим любой нации. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития .
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования .

Народный суверенитет

Синонимом независимости является именно полный, а не ограниченный суверенитет.

Суверенитет в современном мире

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример - Европейский союз), с другой - к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определённой мере осознаётся, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии» . Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств , и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой - большинство государств добровольно и сознательно идёт на его ограничение .

Право на международное вмешательство

Сокращение суверенитета в глобализации

На практике суверенитет сильно ограничивается разными факторами, что у государств что у наций. В настоящее время представление о полной свободе действия государств даже теоретически выглядит неверным. А все потому что, объём внутреннего суверенитета юридически сузился из-за международных договорённостей, так же в вопросах прав человека, но фактически в связи ещё со сложившимися традициями.

На данный момент суверенитета стало намного меньше, чем это было ранее. А все потому что многие государства считают что в некоторых моментах ограничения с какой-то стороны становятся выгодными, и многие страны за счёт этих ограничений верят что могут получить какие-то реальные преимущества. Чем больше стран, которые сознательно ограничивают свой суверенитет, то более неполноценными видятся государства не делающие таких ограничений .

См. также

Примечания

  1. Суверенитет государственный // Большая советская энциклопедия / Гл. редактор А. М. Прохоров. - 3-е издание. - М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1976. - Т. 25. - С. 26.
  2. souveraineté // Большой французско-русский словарь ABBYY Lingvo / Главный редактор М. Н. Сизых. - М. : АБИ Пресс, 2010. - ISBN 978-5-391-00028-0 .
  3. Российский энциклопедический словарь / Главный редактор А. М. Прохоров. - М.,: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000. - С. 1517. - ISBN 5-85270-324-9 кн.2.
  4. Государственный суверенитет Архивная копия от 22 сентября 2015 на Wayback Machine . // Иванец Г. И., Калинский И. В., Червонюк В. И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В. И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2002. - 432 с.
  5. Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. - 1994. - № 2 . - С. 3-4 .
  6. Политология: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. - М.,: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - С. 369.
  7. Моисеев А. А. Суверенитет государства в международном праве. - М., «Восток-Запад», 2009. С.68, 383 с.
  8. Bodin, Jean. Book 1 // Six Books of the Commonwealth = Les six livres de la République / Abridged and translated by M. J. Tooley. - Oxford: Basil Blackwell Oxford, 1955.
  9. Вестфальский мир: межкафедральный «круглый стол» в МГИМО (У) МИД России 27 февраля 2008 года // Вестник МГИМО-Университета: Журнал. - 2008. - № 1 . - С. 79 . (недоступная ссылка)
  10. Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. - М. : Изд. ИМО, 1963. - С. 192.
  11. Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). - М.,: Юрид. лит., 1978. - С. 3-4, 18-19.
  12. Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. - М. : Изд. ИМО, 1963. - С. 35-37.
  13. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права = Du contrat social ou Principes du droit politique // Об общественном договоре. Трактаты / Перевод с франц. А. Д. Хаютина и В. С. Алексеева-Попова. - М.,: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. Книга 1, глава VI и далее. -

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы