Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Понятие охраны труда.

Понятие, правовое регулирование и организация охраны труда.

Тема № 19. Правовые основы охраны труда.

В Конституции РФ провозглашается: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), а следовательно каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).

В широком смысле охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ ).

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве - это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных жизни и здоровья работников.

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

Нормы-принципы государственной политики в области охраны труда;

Правила государственного управления охраной труда;

Право работника на охрану труда и его гарантии;

Нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

Правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

Установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

Расследование и учёт несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний ;

Защита законных интересов работников, пострадавших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний;

Установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Перечисленные выше и другие основные направления государственной политики в области охраны труда, закреплены в ст. 210 ТК РФ , их можно также считать принципами охраны труда и условно объединить в две группы: принципы организации охраны труда и экономической политики государства в данной области; принципы обеспечения права работников на охрану труда.

Государственная экспертиза условий труда является одним из важнейших направлений государственной политики в области охраны труда. Она осуществляется федеральным органом ис-полнительной власти, уполномоченным на проведение государ-ственного надзора и контроля за соблюдением трудового зако-нодательства органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, определённом постановле-нием Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244. Цели государственной экспертизы условий труда, основания для её проведения, а также права и обязанности должностных лиц, осуществляющих экспертизу, закреплены в ст. 216 ТК РФ .

Управление охраной труда.

Государственное управление охра-ной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органа-ми исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 функции по выработке государствен-ной политики и нормативно-правовому регулированию в облас-ти охраны труда возложены на Минздравсоцразвития России .

Основным звеном в системе управления охраной труда в ор-ганизациях (у индивидуальных предпринимателей) являются службы охраны труда .

ТК РФ (ст. 217 ) предусматривает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осу-ществления контроля за их выполнением у каждого работодате-ля, осуществляющего производственную деятельность, числен-ность работников которого превышает 50 человек , создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда .

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек , принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной дея-тельности. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учётом Рекомендаций, утвёржденных поста-новлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Службы охраны труда функционируют в тесном взаимодей-ствии с комитетами (комиссиями) по охране труда, которые, со-гласно ст. 218 ТК РФ , создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников, либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников .

Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Для осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда в организации профессиональные союзы и коллективы работников могут выдвигать уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, действующее на основании трудового законодательства и Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30.

-- [ Страница 1 ] --

На правах рукописи

МИХАЙЛОВ Александр Викториевич

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Специальность: 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

МОСКВА 2013

Работа выполнена на кафедре трудового права юридического факультета образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального

образования «Академия труда и социальных

отношений»

Научный руководитель: З аслуженный юрист Российской Федерации

кандидат юридических наук, доцент

Волкова Ольга Николаевна

Официальные оппоненты: Скачкова Галина Семеновна

доктор юридических наук, профессор,

ФГБУН Институт государства и права

Российской академии наук, заведующая

сектором трудового права и права

социального обеспечения

Шевченко Ольга Александровна

кандидат юридических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО Московский государственный

юридический университет имени О.Е.

Кутафина, доцент кафедры трудового права и

права социального обеспечения

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО«Московский государственный

индустриальный университет»

Защита состоится 17 июня 2013 года в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 602.001.04 на базе Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академии труда и социальных отношений» по адресу: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 90.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат юридических наук, доцент ______________ Н.А.Бриллиантова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Трудовое право, исходя из своего предназначения, является правом социальной защиты, так как нормами трудового права регулируются трудовые и иные отношения, связанные с трудовыми. С учетом экономического и фактического неравноправия работника и работодателя, первому предоставляются определенные гарантии в сфере труда. Эти гарантии, к сожалению, не всегда реализуются в полной мере. В частности, уровень травматизма и заболеваний работников на рабочем месте в настоящее время выше по сравнению с экономически развитыми государствами, хотя охрана труда в трудовом праве России занимает важное место.

Правовое регулирование охраны труда в России создает фундамент для разработки и реализации комплекса мер по созданию условий для максимальной защищенности жизни и здоровья работников, которые должны соответствовать международным нормам в этой области, а в дальнейшем и превышать их требования. Реализация права работников на охрану труда невозможна без четко действующей системы как государственного контроля (надзора), так и профсоюзного контроля за охраной труда.



Охрана труда является институтом, представляющим собой совокупность норм, объединенных одной целью: защита здоровья работников от воздействия опасных и вредных факторов непосредственно в процессе труда. Но содержащиеся в трудовом праве нормы не во всем совершенны. На наш взгляд, в нем имеются некоторые пробелы. Это проявляется, в частности, в неопределенности некоторых терминов в сфере охраны труда; в отсутствии учета морально-психологической составляющей при формировании благоприятных условий труда, в неполном соответствии норм по охране труда общим нормам законодательства об охране здоровья.

Известно, что нарушения требований охраны труда, повлекшие вред здоровью работника, влекут возмещение вреда, причиненного жизни здоровью работника, по нормам социального обеспечения. В связи с этим проблемы охраны труда в диссертации рассмотрены в широком аспекте межотраслевых связей.

Указанные пробелы тормозят реформирование охраны труда в Российской Федерации, поэтому необходимы тщательный анализ, выявление недостатков в нормативной правовой базе в сфере охраны труда и их устранение. Актуальность темы исследования обусловлена степенью ее исследованности. Вопросам охраны труда в трудовом праве всегда уделялось внимание. Так, рассмотрению отдельных аспектов охраны труда в последние годы были посвящены кандидатские диссертации А.С.Макеевкиной (Кашлаковой)1, М.В.Созановой2, О.В.Домрачевой3, А.Б.Гудова4. Актуальность избранной темы сохраняется. В данной работе проводится комплексное научное исследование правового регулирования охраны труда в целом.

Следует учесть, что большинство научных работ было написано с учетом действия Федерального закона от 17.07.1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»5. Этот закон утратил силу после принятия Федерального закона от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»6, когда большинство норм данного закона вошли в десятую главу ТК РФ.

Актуальность избранной темы сохраняется. В данной работе проводится комплексное научное исследование правового регулирования охраны труда в целом.

Цель диссертационной работы состоит в теоретико-прикладном исследовании правового регулирования охраны труда как института трудового права и межотраслевого института, а также эффективности влияния отдельных норм трудового права на функционирование системы сохранения жизни и здоровья работников.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи :

  1. Исследовать законодательство об охране труда и иные

нормативные правовые акты, содержащие нормы правового регулирования охраны труда.

  1. Для уяснения сущности и содержания понятия «охрана

труда» провести терминологический анализ института охраны труда и сформулировать понятия терминов, не имеющих легального определения, но применяемых в трудовом праве.

  1. На основе имеющихся научных разработок определить

критерии, в соответствии с которыми те или иные нормы трудового права относятся к институту «охрана труда» трудового права.

  1. В результате проведенного исследования сформулировать

мероприятия правового характера по обеспечению права работников на обеспечение их безопасности.

  1. Выработать рекомендации по совершенствованию отдельных

норм трудового законодательства и других нормативных правовых актов, регулирующих охрану труда в Российской Федерации.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с сохранением жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в современных экономических условиях в Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны труда в Российской Федерации.

Методологическую основу диссертации составляют общенаучные и специальные методы исследования. В диссертации использованы следующие методы научного познания: правовой анализ и синтез, диалектический, исторический, социологический методы, а также метод сравнительного правоведения.

Нормативную базу диссертации составляют Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических социальных и культурных правах, конвенции МОТ, ТК РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, имеющие отношение к охране труда.

В исследовании использована судебная практика по данной проблеме, а также правоприменительная практика, в том числе материалы проверок органов государственного контроля (надзора) за соблюдением норм трудового права в области охраны труда.

Теоретическую основу диссертации составляют труды по общей теории права С.С.Алексеева, А.Б.Венгерова, А.И.Денисова, Д.А.Керимова, В.В.Лазарева, М.Н.Марченко, Н.И.Матузова, А.В.Малько, В.С.Нерсесянца, Л.И.Спиридонова, Л.С.Явича, работы основоположников трудового права дореволюционного периода А.Н.Быкова, Е.М.Дементьева, В.П.Литвинова-Фалинского, А.А.Микулина, И.И.Янжул, М.Г.Лунца, Л.С.Таля, труды ученых по трудовому праву А.А.Абрамовой, Н.Г.Александрова, С.С.Алексеева, В.С.Андреева, Е.И.Астрахана, Б.К.Бегичева, С.Н.Братусь, М.О.Буяновой, Л.Я.Гинцбурга, Н.Г.Гладкова, С.Ю.Головиной, С.А.Голощапова, Б.А.Горохова, К.Н.Гусова, И.К.Дмитриевой, А.Д.Зайкина, И.Я.Киселева, А.М.Куренного, А.М.Лушникова, М.В.Лушниковой, Н.Л.Лютова, П.Е.Морозова, А.Ф.Нуртдиновой, Ю.П.Орловского, А.С.Пашкова, Г.С.Скачковой, О.В.Смирнова, И.О.Снигиревой, Л.А.Сыроватской, А.И.Цепина, Д.В.Черняевой, Н.Н.Шептулиной и др.

Научная новизна исследования заключается в проведении анализа правового регулирования охраны труда в РФ как института трудового права и межотраслевого института с позиции охраны жизни и здоровья работников.

Наиболее существенные положения, отражающие новизну диссертационного исследования, содержатся в следующих предложениях, выносимых на защиту :

1. Российская государственная политика в сфере труда осуществляется по различным направлениям и в разных формах, в том числе через государственное управление охраной труда, которое включает, прежде всего, правовое регулирование отношений в этой сфере. Нормы трудового права в этой сфере представлены в совокупности нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенном Трудовым кодексом РФ иерархическом взаимодействии, начиная с Конституции РФ и международных актов, заканчивая локальными нормативными актами и включая коллективно-договорные акты.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»7 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»8, так как его нормы вошли в ТК РФ. В связи с этим на основе комплексного исследования аргументирован вывод о целесообразности принятия Федерального закона «О комплексном регулировании охраны здоровья и жизни работников в Российской Федерации». Необходимость данного закона можно объяснить тем, что нормы ТК РФ недостаточно регулируют общественные отношения в области охраны труда. В то же время ученые и практики отмечают перегруженность раздела X ТК РФ "Охрана труда" нормами, по содержанию не соответствующими уровню кодификационного акта9

По нашему мнению, данный закон может содержать положения, заимствованные (изъятые) из ТК РФ (например, ст. 229.2 или ст. 230.2) и новые.

2. Правовое регулирование охраны труда и отношения по охране труда начинаются с закрепления за работниками права на охрану труда, хотя это право прямо не закреплено в ТК РФ. В основные принципы правового регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений включен принцип обеспечения права каждого на справедливые условия труда, отвечающего требованиям безопасности и гигиены (ст. 2 ТК РФ). В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда. В ст. 219 ТК РФ, названной «право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда», приведены элементы этого права. Представляется, что в ТК РФ следует прямо закрепить за работниками право на охрану труда как их статутное право, которое реализуется (должно быть реализовано) в конкретных трудовых правоотношениях как один из обязательных их элементов.

3. В правоотношении по охране труда, являющимся частью единого сложного трудового правоотношения, работнику принадлежат определенные субъективные права, которым корреспондируют обязанности работодателя в области охраны труда. Конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, как и другими статутными правами, обладает любой человек, а не только работник. Это право представляет собой абстрактную возможность гражданина быть в будущем субъектом определенных отношений.

Анализ правовой литературы по охране труда показал, что психофизиологические условия труда как элемент субъективного права работника на безопасные условия труда остается за пределами внимания российского законодателя. При определении условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, трудовое законодательство России фиксирует только техническую сторону этих условий. Работник, трудящийся под воздействием стресса, имеет склонность допускать ошибки технического и организационного характера, может допускать нарушения правил внутреннего распорядка, правил по технике безопасности и пр. Стресс может влиять на его здоровье, у него ухудшается сон и способность к восстановлению после рабочего дня, ослабляется иммунитет, снижается сопротивляемость инфекционным и иным заболеваниям. В результате такой работник может пострадать сам или нанести вред здоровью других работников, а также существенно осложнить или даже приостановить возможность эффективного осуществления производственной деятельности работодателем. Поэтому предлагается внести изменения в ст. 212 ТК РФ «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» и в ст. 214 ТК РФ «Обязанности работника в области охраны труда» и включить в них психофизиологические аспекты как важный элемент субъективного права работников на благоприятные условия труда.

4. Поскольку Конституция РФ закрепляет за гражданами право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41) и, исходя из реалий, состоящих в том, что фактически нормами трудового права охраняется не сам труд как таковой, а жизнь и здоровье работника в процессе труда, предлагается охрану труда понимать именно как охрану жизни и здоровья работников и более широко использовать такое понимание в научных исследованиях и комментариях к трудовому законодательству.

5. Правовые нормы об охране труда (по принятой сейчас терминологии) в своей совокупности и месту в общей системе трудового права представляют собой институт данной отрасли. Исследование выявило, что наряду с нормами трудового права, непосредственно регулирующими охрану труда, связан ряд норм других отраслей права, прежде всего права социального обеспечения. Юридический факт (в сложном юридическом составе) принадлежит трудовому праву, а его сочетание с другими юридическими фактами создает отношения, регулируемые нормами отрасли социального обеспечения. По этой причине в диссертации выдвинута идея о том, что если понимать охрану труда не только в собственном (трудоправовом) смысле, но и более широко (с учетом наличия норм других отраслей, предусматривающих зависимость прав работников в сферах регулируемых ими отношений от права на охрану труда), то можно признать наличие межотраслевого института и именовать его «институтом охраны жизни и здоровья работников».

6. Изучение охраны труда в историческом аспекте показало, что первый акт, направленный на обеспечение безопасных и здоровых условий труда в России были принят в 1845г., запретивший труд детей в возрасте до 12-ти лет в ночное время. Фабричная инспекция (инспекция по надзору за занятиями малолетних работающих на заводах, фабриках и мануфактурах) была учреждена в 1882 г., ее целью являлся надзор за выполнением требований охраны труда малолетних.

Прослеживается определенная историческая преемственность в полномочиях инспекции труда, прежде всего в том, что имеется сходство в деятельности дореволюционной фабричной инспекции и современной государственной инспекции труда по рассмотрению жалоб и обращений работников. Важную область деятельности фабричных инспекторов составляло расследование жалоб и просьб рабочих и принятие по ним мировых соглашений. В основном жалобы были по таким нарушениям, как увольнение до срока истечения договора, невыдача и удержание заработной платы и т.п.

Сегодня государственные инспекции труда также рассматривают огромное количество жалоб работников, и в основном они по вопросам незаконного увольнения, невыплаты и задержки сроков выплаты заработной платы. Государственные инспекции труда вынуждены иметь достаточный штат инспекторов по правовым вопросам за счет штата инспекторов по охране труда, что отрицательно сказывается на профилактике нарушений требований охраны труда. Поэтому предлагается создавать в структуре государственных инспекций труда отдел по работе с жалобами и обращениями работников, не уменьшая штата государственных инспекторов по охране труда.

7. В ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Чтобы трудовое и социальное законодательство Российской Федерации в области охраны труда соответствовали положению ст. 7 Конституции Российской Федерации о социальном государстве, целесообразно использовать в полной мере акты и рекомендации международных организаций в сфере труда и социальных отношений.

Анализ международных и российских правовых актов в области охраны труда позволяет сделать вывод, что российское законодательство в целом соответствует международным нормам и стандартам в области охраны труда. Но при этом сохраняется, на наш взгляд, необходимость ратификации Российской Федерацией конвенций N 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г), N 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве (1988 г.), N 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (1995 г.), N 171 «О ночном труде» (1990 г.).

Определенные положения Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» противоречат Конвенции МОТ 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле (№81)10, что отмечается в научной литературе. В ст. 12 Конвенции N 81 указано, что инспектора труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции. Вышеуказанный федеральный закон препятствует осуществлению государственными инспекторами труда таких полномочий. Предлагается внести изменения в данный Федеральный закон, а так же в ст. 357 ТК РФ с целью обеспечения права беспрепятственного прохода государственного инспектора труда без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие.

Правовое регулирование охраны труда

Введение

Глава 1. Государственная политика и требования в области охраны труда

1.1 Законодательство по охране труда

1.2 Нормативная и нормативно-техническая документация

Глава 2. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда

2.1 Права и обязанности работодателя по организации охраны труда

2.2 Права и обязанности работника по охране труда

2.3 Ответственность за нарушение требований охраны труда

Глава 3. Организация охраны труда

3.1 Государственное управление охраной труда

3.2 Организация и функции служб охраны труда на предприятии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст.37 Конституции РФ 1).

За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно связанных с охраной труда) в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также круг обязанностей работодателей.

Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. 2

Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны труда происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление о своих обязанностях в области охраны труда работников, несмотря на то, что за нарушение указанных обязанностей на них возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны труда, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Отдельные стороны проблемы охраны труда неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты охраны труда и проблем, связанных с несчастными случаями на производстве в последнее разрабатывали такие ученые, как Коршунов Е.Н., Кухаренко А.Ю., Куренной А.М., Соловьев А., Фролов О., Смык О., и другие.

В нашей работе также используются работы ученых в сфере трудового и других отраслей права – Братчиковой Н.В., Анисимова Л.Н., Шептулиной Н.Н., Ситниковой Е., Селивановой Н., а также других авторов, комментарии к трудовому законодательству, учебники трудового права.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    выявить тенденции развития норм об охране труда;

    определить содержание и признаки охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как правового института;

    проанализировать законодательство Российской Федерации в сфере охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве, судебную и административную практику;

Объектом настоящей работы являются охрана труда и регулирование правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как теоретические категории и как правовое явление социальной действительности.

Предмет определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы охраны труда, законы субъектов РФ, положения международных договоров. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.

Глава 1. Государственная политика и требования в области охраны труда

1.1 Законодательство по охране труда

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, были определены ст.37 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 июля 1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», 3 (в дальнейшем – Основы).

При подготовке Трудового кодекса Российской Федерации (в дальнейшем – ТК РФ 4) в его раздел X «Охрана труда» практически без изменений были включены статьи1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Основ, которые и образовали значительную часть правовых норм ТК РФ в области охраны труда, изложенные соответственно в его статьях 209, 211, 210, 219, 220, 216, 217, 218, 212, 214, 215, 221, 225, 226.

Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе Х «Охрана труда» ТК РФ, но также в его главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и т.д.

Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.

При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

Для целей законодательства об охране труда используются (ст.209 ТК РФ) следующие основные понятия:

– охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

– условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

– вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

– опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

– безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

– рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

– средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

– сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

– производственная деятельность – совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Такая унификация применяемых в Основах и ТК РФ понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда, – создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. 5

Для достижения такой цели, необходим механизм, посредством которого будет проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено (Ст.210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику.

Основными направлениями государственной политики в части, касающейся непосредственно охраны труда работников, являются:

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

– расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

– подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

– установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. 6Правовое регулирование оплаты труда работников бюджетной сферыРеферат >> Государство и право

Темы обусловлена тем, что вопросы правового регулирования труда работников бюджетной сферы, а именно заработная... с конвенцией Международная Организация Труда (далее - МОТ) № 95 «Охрана заработной платы»4, где отмечается...

  • Правовое регулирование нормирования труд

    Реферат >> Экономика

    Нормы выработки. Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом... своевременное предоставление работнику; · условия труда , соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Эти условия...

  • Правовое регулирование оплаты труда

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... правового регулирования оплаты труда Известно всего два способа правового регулирования оплаты труда - это государственное нормирование и договорное регулирование ... учреждений названных ведомств. Правовая охрана заработной платы кроме гарантийных...

  • Охрана труда несовершеннолетних (2)

    Закон >> Государство и право

    ... : - раскрыть значение охраны труда несовершеннолетних; - охарактеризовать особенности правового регулирования охраны труда несовершеннолетних; - рассмотреть условия труда несовершеннолетних; - проанализировать...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    «Правовое регулирование охраны труда»

    Москва -2011

    Введение

    охрана работник труд несовершеннолетний

    Охрана труда

    Правовая охрана труда рассматривается с нескольких позиций:

    1. Как основной принцип организации труда и трудового права;

    2. Как система законодательных актов, представляющих совокупность связанных между собой правовых норм, направленных на сохранение в процессе трудовой деятельности жизни и здоровья работников;

    Важнейшим социальным правом российских граждан является право на здоровые и безопасные условия труда. Все правовые вопросы по охране труда в нашей стране решаются на основе Конституций России и субъектов федерации, Трудового Кодекса РФ, Указов Президента и постановлений Правительства РФ.

    Целью этой работы является детальное рассмотрение и изучение безопасности и правового регулирования охраны труда.

    Общие задачи заключаются в:

    1. Определить понятие, задачи и содержание охраны труда работника.

    2. Рассмотреть основные права и гарантии работника на охрану труда;

    3. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

    Организация работы по охране труда заключается в правомерном и целенаправленном осуществлении различных мероприятий. Это проводится в целях создания здоровых и безопасных условий труда, как в целом на предприятии, в учреждении и организации, так и на отдельном или личном рабочем месте. Каждый работник имеет право трудиться в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены, но, к сожалению, многие этого просто не знают, а многие и не выполняют. В соответствии с этим я считаем выбранную тему на сегодняшний день очень актуальной.

    1 . По нятие охраны труда и её правовое регулирование

    В Конституции РФ (ст. 37 п. 3) сказано, что каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Безопасные условия труда - это такие условия, при которых на работающих воздействие вредных или опасных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Данный принцип предполагает наличие и функционирование, в организациях, учреждениях или предприятиях, определенной системы охраны труда. Однако, очень часто, администрация не всегда уделяет ей должное внимание. Чтобы исправить положение, делается немало в правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, был принят Федеральный закон от 30.06.2006 №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», которые пришёл на смену устаревшему Федеральному закону от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Были так же введены новые понятия:требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест.

    Охрана труда- система сохранении жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Приведенное общее понятие охраны труда позволяет судить о ней как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками. Правовая охрана труда как институт трудового права представляет собой систему правовых норм. Они непосредственно направленных на создание таких условий труда, которые обеспечивают сохранение в процессе труда жизнь и здоровье работников, Эти условия обязательны для выполнения всеми субъектами трудовых правоотношений.

    При этом под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников. Правовые нормы по охране труда устанавливаются как в централизованном порядке, так и на локальном уровне, находя свое отражение в трудовом договоре, коллективном договоре и соглашении по охране труда, которые принимают на предприятии или организации.

    Основными источниками правовой охраны труда являются: Конституция РФ и главы Трудового кодекса (разд. Х, гл. 33-36, в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ). Основы охраны труда в Российской Федерации, также упомянуты других федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.

    Новым этапом развития правового института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 22.07.2008 №157-ФЗ О внесении изменений в ТК РФ. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации. В соответствии с Трудовым кодексом и в целях введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство РФ приняло постановление «О нормативных правовых актах». Они содержат государственные нормативные требования охраны труда. В данном документе констатируется, что в России сложилась система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

    В указанную систему входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда. Включенные в перечисленные документы требования должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    Тем же постановлением Правительства РФ утвержден перечень видов правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в нашей стране. К таким актам относятся: межотраслевые правила по охране труда; межотраслевые типовые инструкции по охране труда; отраслевые правила по охране труда; типовые инструкции по охране труда; государственные стандарты системы безопасности труда; строительные нормы и правила; своды правил по проектированию и строительству; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; гигиенические нормативы и санитарные нормы.

    В постановлении определен порядок разработки и утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных государственных нормативных требований. Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, до утверждения подлежат направлению в соответствующие профсоюзные органы для рассмотрения и согласования.

    Государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и пересматриваются на основе комплексных исследований, опыта и анализа результатов работ, направленных на охрану труда.

    Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются на пять лет, и могут быть продлены не более чем на два указанных срока. Стоит учесть, что существуют случаи, когда государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия. Например: при внедрении новой техники и технологий, по результатам анализа фактов производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации. На основе государственных нормативных требований охраны труда и соответствующих нормативных правовых актов субъектов федерации организации, предприятия и учреждения индивидуально разрабатывают и утверждают необходимые положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных видов работ. Соответственно не противоречащие закону.

    В соответствии с Законом об основах охраны труда и в целях введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство РФ приняло постановление от 22.08.2004 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». В данном документе констатируется, что в России сложилась система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

    В указанную систему входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

    На основе государственных нормативных требований охраны труда и соответствующих нормативных правовых актов субъектов федерации организации, предприятия и учреждения разрабатывают и утверждают на необходимые положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных видов работ. Которые соответственно не противоречат закону.

    В соответствии с упоминавшимся постановлением, Правительства РФ утвердило «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда». Эти рекомендации оказывают значительную помощь работодателям. Условия конкретного трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре, с помощью рекомендаций, указываются достоверные характеристики условий труда, перечисляются компенсации и льготы, положенные работающим в тяжелых условиях, на вредных или опасных производствах.

    Ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя. Закон об основах охраны труда устанавливает обязанность работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда.

    Определенные обязанности по обеспечению охраны труда в организациях возлагаются и на работника, который должен:

    Соблюдать требования охраны труда; - правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; - обучиться безопасным методам и приемам выполнения работ, прослушать инструктаж по охране труда и пройти стажировку на рабочем месте, знать требования охраны труда и пройти проверку этих знаний; - немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); - проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

    При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей. Закон об основах охраны труда регулирует также вопросы соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения и профессиональной подготовки по охране труда. Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.

    2 . Пр аво работника на охраны труда

    Право работника на охрану труда включает следующие субъективные права на:

    1. Рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

    2. Обязательное социальное страхование охраны труда несчастных случаев на производстве и профессионального заболеваний в соответствии службы законодательством РФ;

    3. Получение достоверной информации охраны труда работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите охраны труда воздействия вредных или опасных производственных факторов;

    4. Отказ охраны труда выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

    5. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии службы требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

    6. Обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

    7. Профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

    8. Обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

    9. Личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных службы обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

    10. Внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии службы медицинскими рекомендациями службы сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

    11. Компенсации, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договорам (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах службы вредными или опасными условиями труда.

    Право работника на охраны труда гарантируется законом. Так, ст. 220 ТК РФ содержит следующие положения: Обеспечение работникам их конституционного права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, состоит в том, что, государство одновременно с этим устанавливает его гарантии и возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников (ст. 212 ТК РФ). А также предусматривает необходимость государственного надзора за соблюдением требований охраны труда, допускает самозащиту работниками трудовых прав (ст. 379 ТК РФ) и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушении требований (419 ТК). Поэтому объем гарантий права работника на охрану труда содержанием ст. 220 ТК не исчерпывается.

    Согласно ч. 2 ст. 220 ТК условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда. Это означает, что, заключая трудовой договор с работником о выполнении им работы по определенной специальности, квалификации или должности, работодатель (юридическое или физическое лицо) принимает на себя обязанности. Он не только выплачивать заработную плату, но и соблюдать условия труда, предусмотренные законами, иными нормативными правовыми актами о труде, соглашениями, коллективными договорами, иными актами о труде, трудовым договором. Работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, противопоказанной ему по состоянию здоровья либо выполнения тяжелой работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором обязан соблюдать требования, предъявляемые законодательством к режиму труда и отдыха работников, а также другие требования охраны труда, предъявляемые к условиям труда законами и правилами охраны труда.

    На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условий или связанных с службами загрязнения, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезжиривающие средства в соответствии службы нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ.

    Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя. Работодатель обязан обеспечивать хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

    Постановлением Правительства РФ утверждены «Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

    На работе с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Также предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

    Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

    Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии службы требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты службы аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и т.д.

    Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших охраны труда несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами организации либо за ее счет.

    Так, в ст. 224 ТК РФ говорится, что в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан:

    Соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ и работ службы вредными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также сверхурочным работам;

    Осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии службы медицинским заключением службы соответствующей оплатой;

    Устанавливать перерывы для отдыха, включенные в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии службы индивидуальной программой реабилитации;

    Проводить другие необходимые мероприятия.

    3. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

    Законодательство предусматривает некоторые особенности регулирования труда отдельных категорий работников - тех, которые по ряду причин нуждаются в более высоком уровне гарантий в трудовых отношениях. В первую очередь это женщины, работники, имеющие несовершеннолетних детей, и несовершеннолетние; а также работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей. (ТК РФ, Часть IV, гл. 40-42 в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ)» Трудовое законодательство предусматривает также значительные льготы для работников, совмещающих работу с обучением (гл. 32 ТК.РФ).

    В развитие положений Закона об основах охраны труда в последнее время принят целый ряд новых нормативных актов, регулирующих вопросы правового положения женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, инвалидов в сфере труда. Работодатели обязаны не только знать содержание этих документов, но и выполнять предусмотренные в них требования. Так, Правительство РФ постановлением, утвердило нормы предельно допустимых нагрузок и перечень тяжелых работ, и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

    Существует ряд ограничений и запретов на применение труда женщин, имеющих детей, и женщин вообще в различных условиях: на работах в ночное время, при осуществлении сверхурочных работ, при направлении в командировки, при переводах на более легкую работу, при осуществлении ими своих материнских обязанностей.

    Так, введена новая редакция ст. 154 ТК РФ («Ограничение ночных, сверхурочных работ и направления в командировки работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей»). В соответствии с ней мужчины, имеющие детей в возрасте до трех лет, и работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, могут привлекаться к работам в ночное время только с их согласия.

    Кроме того, женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет, мужчины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет, работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими восемнадцати лет, и работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, не могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в командировки без их согласия. Одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими восемнадцати лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ. Если один из родителей не работает, работающему родителю предоставляются два дополнительных выходных дня в месяц с оплатой на тех же условиях. По-новому регламентируются вопросы предоставления отпуска работнику, усыновившему ребенка Такому лицу положен отпуск на период со дня усыновления и до истечения семидесяти дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при усыновлении двух и более детей - ста десяти дней со дня их рождения. Порядок предоставления указанного отпуска определяется Правительством РФ. По желанию работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск по уходу до достижения им возраста трех лет. В случае усыновления ребенка обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению

    Принципиальное значение имеет ст. 260 ТК РФ устанавливающей гарантии при приеме на работу и увольнении беременных женщин и работников, имеющих несовершеннолетних детей. Запрещается отказывать в приеме на работу и снижать заработную плату работникам по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам - также по мотивам, связанным с беременностью. При отказе в приеме на работу беременной женщине, работнику, имеющему ребенка в возрасте до трех лет (ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им восемнадцати лет), одинокой матери или одинокому отцу, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд.

    Увольнение беременных женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими восемнадцати лет, одинокой матери или одинокого отца, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет, по инициативе работодателя не разрешается, кроме случаев ликвидации организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных работников осуществляется работодателем также в случае их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта).

    В последнее время был принят ряд новых нормативных правовых актов, уточняющих права несовершеннолетних работников и молодежи. Так, постановлением Правительства РФ был утвержден «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет. Разработаны нормы предельно допустимых нагрузок.

    Заключение

    В управленческие структуры предпринимательства нередко приходят люди, которые не знают не только основ трудового законодательства, но и всячески стараются его обходить всеми доступными способами. В конечном итоге это приводит к массовому незаконному правоприменению трудового и иного законодательства, нарушающему трудовые права работников, что является мощным источником возникновения трудовых споров.

    Государство создаёт условия для полной реализации гражданами права на труд, гарантирует равные возможности при выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров соответственно с общественными потребностями.

    Подводя итог проделанной работы можно сделать вывод - все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охраны труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, только так можно искоренить незаконное использование трудовых ресурсов человека.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Государственная политика и требования в области охраны труда. Нормативная и нормативно-техническая документация. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению охраны труда. Организация и функции служб охраны труда на предприятии.

      курсовая работа , добавлен 04.12.2010

      Организация охраны труда работников, ее нормативное обеспечение и регулирование государством. Несчастные случаи на производстве. Правила особой охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями, а также молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

      контрольная работа , добавлен 11.06.2014

      Правовая основа, надзор и контроль в сфере охраны труда, система предупреждения несчастных случаев на производстве. Особенности охраны труда некоторых категорий работников: женщин, несовершеннолетних, лиц с пониженной трудоспособностью, их возможности.

      контрольная работа , добавлен 09.09.2009

      дипломная работа , добавлен 15.03.2016

      Мировой опыт правовой системы охраны труда. Развитие правовой системы в РФ на предприятиях железнодорожного транспорта. Правовое обеспечение охраны труда на основании локально-нормативных актов. Анализ правового состояния охраны труда в ЖСЦ "КиеФский".

      дипломная работа , добавлен 22.07.2012

      Понятие, значение и нормативные требования охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Обеспечение прав работников на охрану труда. Предупреждения профессиональных заболеваний на работах с вредными условиями труда.

      контрольная работа , добавлен 30.07.2010

      Нормативно-правовое регулирование охраны труда на исследуемом предприятии, статистика по несчастным случаям. Общие вопросы организации культуры охраны труда. Блок отчетных индикаторов. Дни безопасности труда, основные этапы и принципы их проведения.

      дипломная работа , добавлен 30.05.2015

      Правовые основы охраны труда в Беларуси. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Вопросы подготовки в области охраны труда и проведения экспертизы безопасности. Основы правового регулирования несчастных случаев на производстве.

      курсовая работа , добавлен 13.08.2011

      Характеристика и среда функционирования предприятия ООО "Сфера"; система охраны труда работников, их безопасность. Правовое регулирование отношений в области охраны труда между работодателями и работниками; порядок расследования несчастных случаев.

      курсовая работа , добавлен 26.05.2012

      Основные понятия, требования и организация охраны труда. Права и обязанности работника и работодателя в области охраны труда. Правовой статус государственного инспектора труда. Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ.

    Правовое регулирование охраны труда


    Введение

    Глава 1. Государственная политика и требования в области охраны труда

    1.1 Законодательство по охране труда

    1.2 Нормативная и нормативно-техническая документация

    Глава 2. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда

    2.1 Права и обязанности работодателя по организации охраны труда

    2.2 Права и обязанности работника по охране труда

    2.3 Ответственность за нарушение требований охраны труда

    Глава 3. Организация охраны труда

    3.1 Государственное управление охраной труда

    3.2 Организация и функции служб охраны труда на предприятии

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение

    Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст.37 Конституции РФ).

    За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно связанных с охраной труда) в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также круг обязанностей работодателей.

    Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

    Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны труда происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление о своих обязанностях в области охраны труда работников, несмотря на то, что за нарушение указанных обязанностей на них возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

    Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны труда, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

    Отдельные стороны проблемы охраны труда неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты охраны труда и проблем, связанных с несчастными случаями на производстве в последнее разрабатывали такие ученые, как Коршунов Е.Н., Кухаренко А.Ю., Куренной А.М., Соловьев А., Фролов О., Смык О., и другие.

    В нашей работе также используются работы ученых в сфере трудового и других отраслей права – Братчиковой Н.В., Анисимова Л.Н., Шептулиной Н.Н., Ситниковой Е., Селивановой Н., а также других авторов, комментарии к трудовому законодательству, учебники трудового права.

    Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Выявить тенденции развития норм об охране труда;

    Определить содержание и признаки охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как правового института;

    Проанализировать законодательство Российской Федерации в сфере охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве, судебную и административную практику;

    Объектом настоящей работы являются охрана труда и регулирование правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как теоретические категории и как правовое явление социальной действительности.

    Предмет определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.

    Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы охраны труда, законы субъектов РФ, положения международных договоров. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.

    лава 1. Государственная политика и требования в области охраны труда

    1.1 Законодательство по охране труда

    Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, были определены ст.37 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 июля 1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», (в дальнейшем – Основы).

    При подготовке Трудового кодекса Российской Федерации (в дальнейшем – ТК РФ) в его раздел X «Охрана труда» практически без изменений были включены статьи1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Основ, которые и образовали значительную часть правовых норм ТК РФ в области охраны труда, изложенные соответственно в его статьях 209, 211, 210, 219, 220, 216, 217, 218, 212, 214, 215, 221, 225, 226.

    Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе Х «Охрана труда» ТК РФ, но также в его главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и т.д.

    Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.

    При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

    Для целей законодательства об охране труда используются (ст.209 ТК РФ) следующие основные понятия:

    – охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

    – условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

    – вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

    – опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

    – безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

    – рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

    – средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

    – сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

    – производственная деятельность – совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

    Такая унификация применяемых в Основах и ТК РФ понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

    Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда, – создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

    Для достижения такой цели, необходим механизм, посредством которого будет проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено (Ст.210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику.

    Основными направлениями государственной политики в части, касающейся непосредственно охраны труда работников, являются:

    – принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы