Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения.

Статья 2.4 КоАП РФ

(извлечение)

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Сидах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность выражается в применении государственными органами и их должностными лицами мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях и к организациям за нарушение законности.

Административная ответственность имеет специфические особенности .

  • 1. Устанавливать административную ответственность могут органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции – и органы исполнительной власти.
  • 2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).
  • 3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, – достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административноправовых актов.
  • 4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) установленные правила обязательны для всех граждан, их несоблюдение влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) но рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать: это федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Органами, применяющими административную ответственность, являются административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность не влечет судимости.

КоАП РФ содержит общие правила наложения наказаний за административные правонарушения. Наказания налагаются с учетом характера правонарушения, личности правонарушителя, его имущественного положения, обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность.

Статья 4.1 КоАП РФ

  • 1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
  • 2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  • 3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность...

Наказание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Субъектом административной ответственности может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет.

С учетом конкретных обстоятельств и личности правонарушителя комиссией по делам несовершеннолетних лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Например, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в числе разнообразных мер воздействия установлена индивидуальная профилактическая работа.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Существуют особенности административной ответственности некоторых субъектов: военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Виновным в совершении административного проступка может быть признано и юридическое лицо.

В соответствии со ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно подп. 7.18 п. 7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» в функции Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Департамент государственной инспекции труда) входит в том числе применение в установленном законодательством порядке санкции к работодателям, привлечение к административной ответственности должностных лиц работодателей, допустивших нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Государственными инспекторами труда Департамента государственной инспекции труда к административной ответственности виновные в нарушениях законодательства о труде и об охране труда юридические и физические лица привлекаются, как правило, по результатам плановых и внеплановых проверок.

Так, по результатам 2011 года к административной ответственности в виде штрафа только Гомельским областным управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь были привлечены 804 физических лица и 204 юридических лица. Сумма административных штрафов, наложенных на физических лиц, составила 278,96 млн.руб., а на юридические лица — 200,16 млн.руб.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Таким образом, исходя из данного определения обязательными условиями для привлечения к административной ответственности являются наличие противоправного деяния, а также наличие вины конкретного лица и иные условия, предусмотренные КоАП.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП вина физического лица — это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

При этом обязанность доказывать виновность лица в нарушении законодательства о труде или об охране труда возлагается на должностное лицо, ведущее административный процесс. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока не будет установлена его виновность в совершении правонарушения.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности кроме наличия его вины необходимо, чтобы за данное деяние была предусмотрена административная ответственность в соответствии с конкретной статьей Особенной части КоАП.

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если санкцией статьи КоАП предусмотрена ответственность юридического лица за данное правонарушение.

Согласно ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 3.23 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) уполномоченным должностным лицам Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях за совершение деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 9.17, 9.18, частями 1 и 4 статьи 9.19, статьями 9.20, 9.25 КоАП.

Часть 1 ст. 9.17 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, которое влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин. Согласно ч. 2 указанной статьи то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до четырехсот базовых величин.

В настоящее время базовая величина составляет 35000 руб., таким образом, максимальная величина штрафа по ч. 1 ст. 9.17 КоАП в настоящее время может составить 1750000 руб. на должностное лицо, а на нанимателя — 10500000 руб. Кроме того, с 1 апреля 2012 г. базовая величина будет составлять 100000 руб., соответственно существенно возрастут и размеры налагаемых штрафов.

У лица, привлекаемого к административной ответственности, либо его представителя может возникнуть закономерный вопрос: от чего зависит размер налагаемого штрафа в каждом конкретном случае?

Прежде всего, необходимо отметить, что должностное лицо, ведущее административный процесс, обязано принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.

Все установленные в ходе ведения административного процесса обстоятельства, являющиеся существенными для принятия решения по делу, должны быть занесены в протокол.

Лицу, в отношении которого ведется административный процесс, должно быть предоставлено право представить объяснение по поводу административного правонарушения. При этом сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе сообщить при составлении протокола об административном правонарушении.

При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении штрафа на юридическое лицо учитывается в том числе его финансово-экономическое положение.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность лица, в отношении которого ведется административный процесс, относятся:

  • чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  • добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  • наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
  • совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Необходимо отметить, что приведенный перечень не является исчерпывающим и должностное лицо, ведущее административный процесс, может признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

  • продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
  • совершение административного правонарушения повторно;
  • вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
  • совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
  • совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
  • совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
  • совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  • совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.

При этом перечень отягчающих административную ответственность оснований является исчерпывающим и должностное лицо, ведущее административный процесс, не может признать отягчающим иное обстоятельство.

В зависимости от характера административного правонарушения должностное лицо, ведущее административный процесс, может не признать отягчающим административную ответственность перечисленные выше обстоятельства.

Статья 9.18 КоАП предусматривает административную ответственность в виде штрафа за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений.

Необходимо отметить, что за период с момента вступления в силу КоАП (1 марта 2007 г.) дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена согласно ст. 9.18 КоАП, Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь не рассматривались.

Часть 1 ст. 9.19 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы.

К правонарушениям, за которые предусмотрена ответственность согласно ч. 1 ст. 9.19 КоАП, относятся также нарушения срока выплаты всех причитающихся работнику сумм в связи с увольнением (ст. 77 ТК) и нарушение срока выплаты работнику среднего заработка за время трудового отпуска.

Так, при проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий Г-го района было установлено, что работникам организации трудовые отпуска предоставляются согласно графику трудовых отпусков работников, однако средний заработок за время трудового отпуска выплачивается в день выплаты заработной платы в организации — 20-го числа месяца, следующего за отработанным, независимо от даты начала трудового отпуска.

В некоторых случаях работники организации получали причитающийся им средний заработок за время трудового отпуска значительно позже даты начала трудового отпуска. В своем объяснении главный бухгалтер организации пояснил, что работники организации не возражают против сложившейся в организации системы выплаты среднего заработка за время трудового отпуска. Так как с работниками организации были заключены контракты, установлено, что в организации нарушаются требования п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» , в соответствии с которыми средний заработок за время трудового отпуска должен быть выплачен не позднее чем за один день до начала отпуска.

По результатам проверки за нарушения сроков выплаты работникам организации среднего заработка за время трудового отпуска главный бухгалтер был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 базовых величин (350000 руб.) на основании ч. 1 ст. 9.19 КоАП.

Нанимателю было выдано обязательное для исполнения требование (предписание) устранить выявленное нарушение и в дальнейшем выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за один день до начала отпуска.

В соответствии со ст. 77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. В случае если данные суммы не выплачены уволенному работнику в день увольнения, то должностное лицо либо наниматель могут быть оштрафованы по ч. 1 ст. 9.19 КоАП. При этом размер налагаемого штрафа во многом будет зависеть от срока, на который наниматель задержал выплату работнику причитающихся ему сумм.

Так, в Г-кое областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился гражданин с жалобой на бывшего нанимателя о невыплате ему всех причитающихся сумм в день увольнения. По данному обращению государственным инспектором труда было принято решение о проведении внеплановой проверки по соблюдению законодательства о труде.

В ходе проверки было установлено, что все причитающиеся от нанимателя суммы были выплачены уволенному работнику через 5 дней после даты увольнения. При этом суммы, подлежащие выплате работнику, не являлись оспариваемыми. В ходе ведения административного процесса обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, установлено не было и директор организации был оштрафован на сумму в размере пять базовых величин (175000 руб.).

Часть 4 ст. 9.19 КоАП предусматривает ответственность за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16 — 9.18 КоАП и частями 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику. Санкция указанной нормы предусматривает наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин на должностное лицо нанимателя. По ч. 4 ст. 9.19 КоАП привлечь к ответственности юридическое лицо не представляется возможным, так как это не предусмотрено санкцией указанной части.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства о труде, при выявлении которых должностные лица подвергаются штрафу, являются: нарушение срока и порядка выдачи работнику трудовой книжки в связи с увольнением, нарушение порядка предоставления работнику трудового отпуска, нарушения порядка оплаты труда работника в сверхурочное время, выходные и праздничные дни, невыплата работникам доплаты за работу в ночное время и другие.

Так, в Г-кое областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился водитель одного из ОАО Г-го района с жалобой на то, что нанимателем не производится доплата за работу в ночное время. По данному обращению государственным инспектором труда было принято решение о проведении внеплановой проверки по соблюдению законодательства о труде. В ходе проверки было установлено, что часть рабочего времени заявителя согласно представленным путевым листам действительно приходится на ночное время. При этом доплата за работу в ночное время нанимателем не производилась. Деянием нанимателя работнику был причинен материальный вред. По результатам проверки виновное должностное лицо нанимателя было оштрафовано на основании ч. 4 ст. 9.19 КоАП на сумму 4 базовые величины (140000 руб.).

Обязательным условием для наступления административной ответственности по данному основанию является причинение вреда работнику.

В соответствии со ст. 1.3 КоАП вредные последствия — это причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым КоАП правам и интересам. Таким образом, причинение вреда работнику может выражаться не только в материальном виде, но и ином ущербе, в том числе ухудшении правового положения работника по сравнению с действующим трудовым законодательством.

В ходе проведения плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из ЧУП г. Г., было установлено, что в организации отсутствует график трудовых отпусков работников на текущий календарный год. Само по себе отсутствие графика трудовых отпусков не причиняло материального вреда работникам, однако ухудшало их правовое положение по отношению к действующему трудовому законодательству. По результатам проверки директор организации был оштрафован по ч. 4 ст. 9.19 КоАП на сумму 4 базовые величины (140000 руб.).

Статья 9.20 КоАП предусматривает ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин (от 70000 до 350000 руб.), на индивидуального предпринимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин (от 350000 до 1750000), а на юридическое лицо — от пятидесяти до ста базовых величин (от 1750000 до 3500000 руб.).

При проведении плановых проверок по соблюдению законодательства о труде довольно часто выявляется несоблюдение юридическими лицами письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а также отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством.

Ответственность за данное нарушение законодательства установлена ст. 9.25 КоАП. Санкция указанной статьи предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления — до двадцати базовых величин.

Административная ответственность физического лица по данному основанию не предусмотрена.

По ст. 9.25 КоАП наиболее часто юридические лица привлекаются за нарушения требований подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ) . В подп. 1.1 п. 1 Указа установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, существенные условия, установленные Указом.

Среди наиболее распространенных нарушений является невключение заказчиком в гражданско-правовой договор следующих существенных условий: порядка расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате; обязательств заказчика по уплате за граждан, выполняющих работы по гражданско-правовому договору, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения; оснований досрочного расторжения гражданско-правового договора, ответственности заказчика за неисполнение своих обязательств по своевременной оплате выполненной работы в виде неустойки и др.

При этом, в случае если в самом гражданско-правовом договоре не указана конкретная сумма, причитающаяся к выплате подрядчику за выполненную работу, размер штрафа может быть определен на основании других документов.

Так, в ходе проведения плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из акционерных обществ г. Г. было установлено, что в гражданско-правовом договоре, заключенном с гражданином на выполнение работ, отсутствовали обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора. При этом конкретная сумма, подлежащая выплате подрядчику по данному договору, указана не была, в договоре были установлены только расценки за выполняемые работы.

После приема работ заказчиком стороны подписали акт выполненных работ, в соответствии с которым по данному договору подрядчику причиталось вознаграждение в сумме 1100000 руб. На основании чего была установлена сумма штрафа на юридическое лицо — десять процентов от суммы договора (110000 руб.).

Как уже упоминалось выше, наиболее часто к административной ответственности в виде штрафа физические и юридические лица привлекаются по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок по соблюдению законодательства о труде и при выявлении в ходе их проведения нарушений.

Согласно ст. 9.1 ПИКоАП поводом к началу административного процесса может являться в том числе заявление физического лица. При этом проведение внеплановой проверки по обращению физического лица не является обязательным условием для привлечения к административной ответственности.

В Г-кое областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился работник одного из предприятий областного центра с жалобой на нанимателя о нарушениях срока выплаты заработной платы. При этом работник просил привлечь виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Государственным инспектором труда у руководителя предприятия были запрошены необходимые для разрешения обращения документы. В ходе изучения предоставленных нанимателем документов факты, изложенные заявителем в обращении, подтвердились. За декабрь 2011 г. предприятие выплатило работнику заработную плату позже срока, установленного коллективным и трудовым договором. Таким образом, документально подтверждалось нарушение требований ст. 73 ТК. По результатам рассмотрения обращения гражданина директор предприятия был оштрафован по ч. 1 ст. 9.19 КоАП на пять базовых величин (175000 руб.).

Штраф за нарушения законодательства о труде или об охране труда должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

В случае неуплаты в установленный срок штраф взыскивается в принудительном порядке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Трудовой кодекс Республики Беларусь. — Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2008. — 256 с.

2. Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., N 959 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

4. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 N 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

5. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., N 29 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

6. О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 июля 2005 г., N 314 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

Административное правонарушение наращивает обороты по мере все более и более прогрессивного развития общества и самых разных сфер деятельности. Закон, в свою очередь, также развивается и стремится учитывать максимальное количество возможных нарушений чужого права и зафиксировать наказание за их совершение. Стоит отметить, что в российской действительности особенно активизировалась практика применения административной ответственности после 80-х годов прошлого века. И с тех пор её роль значительно возросла и продолжает усиливаться. Появление самостоятельного конкурентного бизнеса повлекло за собой увеличение количества правонарушений, недостаточных для уголовного обоснования.

Обозначение основных терминов

Для начало необходимо обозначить, что такое административное правонарушение. Прежде всего стоит заметить, что в правовом поле это не является преступлением, поскольку не влечет за собой существенного вреда конкретным людям или обществу, связанного с жизнью или здоровьем, а также серьезными имущественными хищениями. Эти нарушения не представляют собой опасности в том смысле, который подразумевает уголовный кодекс. При этом ряд правонарушений, таких как хищение или нарушение авторских прав, может находиться в обеих плоскостях ответственности – и уголовной, и административной.

Таким образом, административная ответственность – это обязательство нарушителя понести взыскания, налагаемые соответствующим органом власти. Помимо этого, к санкциям относится также административный арест. Распространяется он как на физические, так и на юридические лица. Возраст административной ответственности для физлиц наступает с 16 лет.

Характеристика административной ответственности

С правовой точки зрения это вид юридической ответственности, поэтому она характеризуется и признаками общей юрисдикции, и особенностями, свойственными только ей. Административная юридическая ответственность также является мерой государственного воздействия. Наступает она как следствие совершенных неправомерных деяний. Ее отправителями являются должностные лица и компетентные в правоприменительной практике органы. Она выражается в наложении строго определенных законом взысканий.


Отличительные особенности

Административное право - это самостоятельный институт, который имеет собственную автономную нормативно-правовую базу, отличную от аналогичной базы других типов юридической ответственности. Весь комплекс свойственной данному институту правовой основы закреплен законодательно и сформирован в Кодекс об административной ответственности. Основанием для ее применения является совершение соответствующего деяния. Под ее юрисдикцию попадают как частные, так и юридические лица.

Санкции, которые влечет за собой правонарушение, называются административными наказаниями. Накладываться взыскания могут широким кругом представителей исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления. При этом должностные лица не могут накладывать взыскания на своих подчиненных. Административное нарушение не влечет за собой судимости и не может быть причиной лишения рабочего места. Наказание длится строго установленный отрезок времени. Процесс рассмотрения подобного рода дел, а также наложение соответствующих санкций регламентированы законодательной основой административного права и имеют определенный порядок.

Основания для привлечения по КоАП

Основанием административной ответственности является в первую очередь закон. Также им выступают декреты высшего должностного лица государства, т. е. президента. Никакие иные нормативные документы, как-то постановления либо указы, такой юридической силы не имеют. Участие в этом процессе органов местного самоуправления никак не противоречит описанной концепции, которая несет в себе общеюридическую базу. Безусловное основание административной ответственности – это совершение непосредственно проступка, наказание за который предусматривают статьи КоАП РФ. Именно этот факт и приводит в действие весь институт административного права.

Понятие и основания административной ответственности в российском правовом поле впервые были систематизированы лишь в 1980 году, когда были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях». Таким образом, правонарушение, совершенное в административном поле, представляет собой деяния, направленные против государственного или общественного порядка, прав и свобод личности, собственности, порядка управления. Это определение отражает общие признаки, объединяющие все правонарушения. Таковыми являются: виновность, наказуемость, противоправность и общественная опасность. Принципиально важно отметить, что основание административной ответственности наступает только при наличии всех пяти признаков. Отсутствие хотя бы одного исключает возможность правоприменительной практики.

Вменяемая административная ответственность, статьи о которой собраны в Кодексе об административных правонарушениях, подразумевает как действия, так и бездействия. Большая часть правонарушений представляет собой непосредственное действие, к примеру, нарушений правил дорожного движения. К бездействию можно отнести, например, непринятие мер безопасности. Все это обобщено термином «деяние», в котором человек должен быть признан виновным. Это обязательное условие, которое легло в основание административной ответственности. Стоит отметить, что крайне важным также является тот факт, что необходимость доказывания виновности лежит именно на уполномоченных органах. При этом лицо, находящееся под подозрением, не обязано доказываться свою невиновность.

При определении степени нарушения также учитываются обстоятельства, отягчающие или смягчающие меру наказания. К первым относятся, к примеру, совершение проступка, за который уже были наложены санкции, в течение одного года или же продолжение того же поведения, несмотря на предписание прекратить его (например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии). Смягчить наказание может полное раскаяние в содеянном или предотвращение вредоносных последствий.

Также основанием административной ответственности является такой проступок, который может быть квалифицирован и как административное, и как дисциплинарное правонарушение. К примеру, кадровик, который оформил работника на предприятие с нарушением, совершил дисциплинарный проступок. В то же время это деяние, которое подпадает под юрисдикцию надзорного органа, охраняющего трудовое законодательство, квалифицируется как административное правонарушение, за который может быть назначен штраф.

Главные пять признаков

Противоправность предполагает совершение деяний, которые нарушают действующие нормы (в данном случае административного права). Это также актуально и для других отраслей права. Стоит отметить, что не всякое противоправное действие следует называть правонарушением, в то время как абсолютно любое правонарушение обязательно носит противоправный характер.

Крайне важным признаком является и общественная опасность. В действующем праве есть разные системы взглядов на данный вопрос. Одни, опираясь на то, что аспект административного правонарушения, выраженный в посягательстве на общественный или государственный порядок, несет в себе угрозу, считают общественную опасность важным признаком, хотя прямого указания на нее в определении деяния нет. Другие же полагают, что данный признак свойственен только преступлениям.

Виновность также является непосредственным элементом состава административного правонарушения. Действия могут квалифицироваться как совершенные умышленно или по неосторожности. К первому относятся мелкое хулиганство, хищения и прочее, ко второму – нарушение правил строительства, дорожного движения и другие.

Наказуемость характеризуется тем, что деяние или проступок может быть признан административным правонарушением, если их совершение предусматривает привлечение лица к административной ответственности. Из этого следует, что деяние может быть признано правонарушением только в том случае, если есть решение о привлечении к ответственности. Совокупность этих признаков – главные основания привлечения к административной ответственности.

Различия между проступками и преступлениями

Порядок привлечения к административной ответственности начинается с главной задачи – установления состава конкретного правонарушения и его отличия от других видов правонарушений. Трудность в разграничении обусловлена тем, что они все наделены общими признаками, а именно: представляют опасность или вред, а также нарушают правовые нормы. Однако имеются и крайне важные отличия. Степень общественной опасности разграничивает деяния на проступки и преступления. Последнее регулируется уголовным кодексом. Проступок же является правонарушением, ответственность за которое предусмотрено административным и прочими видами права. При этом его необходимо отличать от проступков дисциплинарного характера. Последние подразумевают нарушение трудовой или военной дисциплины, несоблюдение обязательств перед конкретным коллективом. И еще один нюанс: если они и описаны в правовых нормах, то лишь в общих чертах.

В качестве наказания применяются дисциплинарные взыскания, которые отличаются правовыми последствиями и составом тех, кто может их применять. Решение о взыскании принимается только руководством той организации, где работает провинившийся. Есть определенный вид нарушений, которые попадают под действие обеих юрисдикций: и дисциплинарной, и административной. В качестве примера можно назвать распитие алкогольных напитков на рабочем месте. Признанный виновным несет два вида ответственности.

Возможности освобождения

Основания освобождения от административной ответственности прописаны в КоАП отдельной статьей. Здесь указаны все обстоятельства, по которым производство дела невозможно.

Первым таким основанием является отсутствие события правонарушения, то есть факт его совершения не доказан. В этом случае либо в действиях не было признаков противоправности, либо установить их не представляется возможным. Следующим основанием выступает отсутствие состава правонарушения. Не привлекаются к ответственности лица, не достигшие соответствующего возраста для взыскания, и те, кто признан невменяемым на момент совершения противоправного поступка.

Доказанная крайняя необходимость совершенных действий также может послужить причиной в отказе привлечения. Как правило, дело не может быть открыто, а если это уже произошло, то оно должно быть прекращено. В данном случае устанавливается факт содеянного, но отсутствует состав, который Кодексом квалифицируется как противоправный или виновный.

В случае принятия решения об амнистии также можно избежать ответственности. В России исключительным правом на объявление об амнистии и издание соответствующего акта обладает Госдума. Адресаты - индивидуально неопределенный круг виновных лиц.

Случается и так, что закон, нарушение которого влечет за собой административную ответственность, перестает действовать. Тогда и взыскание также отменяется. Что это значит? Поскольку применение мер воздействия в рамках административного права подразумевает ограничение прав и свобод, Конституция России предусматривает, что, если какой-то закон отменен, то и наказание за его нарушение должно быть снято. Однако стоит отметить, что в последний раз КоАП подвергался таким отменам в 1984 году, когда утратили силу сразу четыре статьи Кодекса.

Существенными являются и такие основания освобождения от административной ответственности, как истечение сроков давности наказания за конкретное правонарушение. Кодексом регламентировано, что судьи арбитражных судов, которые занимаются рассмотрением таких дел, обязаны проверять сроки давности. При этом должны учитываться обстоятельства, по которым могли быть приостановлены эти сроки, и порядок их приостановления. Здесь есть один нюанс. Согласно законодательству, пропущенные сроки давности восстановлению не подлежат. Если суд обнаружит, что срок административной ответственности был пропущен, он может либо отказать в удовлетворении иска о привлечении к взысканию, либо признать такое требование незаконным.

Согласно КоАП, гражданин не может быть привлечен за совершение одного и то же деяния дважды. К примеру, если нарушитель за совершение определенных действий уже привлекался к административной ответственности, или в отношении него ведется производство по делу, или же есть постановление о возбуждении уголовного дела по факту этих самых действий, повторно по этому же эпизоду его наказать уже не могут.

Разумеется, безусловным основанием для освобождения от ответственности является смерть того, в отношении которого ведется расследование. Если в ходе разбирательства устанавливается хотя бы одно из этих обстоятельств, выносится решение о закрытии производства.


Порядок привлечения к ответственности

Российское законодательство предусматривает четкий порядок привлечения к административной ответственности нарушителей. Наказания назначаются в рамках, законодательно установленных. К ответственности могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. При вынесении санкций устанавливается характер нарушения.

Немаловажным в производстве является определение личности подозреваемого, его имущественного положения, а также выявление обстоятельств, которые могут смягчить вину. Стоит отметить, что в качестве смягчающих могут быть признаны и обстоятельства, не входящие в перечень Кодекса. Однако для этого должны быть предъявлены исчерпывающие доказательства. Если же представленные аргументы не были приняты в расчет при вынесении постановления о наказании, виновный может обжаловать этот документ в законном порядке.

Возможности обжалования

Кодексом предусмотрен порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, не вступивших в законную силу. О чем идет речь? Как известно, срок обжалования – один месяц. Обжаловать документ могут непосредственно те, в отношении которых ведется разбирательство, или их представители и защитники, а также потерпевшая сторона или её представители. Помимо этого, обратиться с данным иском в вышестоящий судебный орган может и должностное лицо, которое составляло протокол.

Если постановление было вынесено в суде, тогда иск об его отмене должен быть подан в вышестоящую судебную инстанцию. При вынесении решения коллегиальным органом, обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения этого органа. Если решение было вынесено уполномоченным должностным лицом, документ подлежит обжалованию в вышестоящем органе или в районном суде по месту рассмотрения дела. Постановления о привлечении к ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей обжалуются только в арбитражных судах.


Виды административного наказания

Следствием совершения какого-либо правонарушения становится привлечение к административной ответственности. КоАП предусматривает разные способы взыскания за содеянное. Самое безобидное – предупреждение. Это официальный документ, в котором отражена негативная оценка государством поведения виновного. Также это своеобразное предостережение от подобных действий в дальнейшем. Как правило, предупреждение выносят тем, кто совершил противоправный поступок впервые.

Наиболее распространенное наказание – штраф. Согласно КоАП, минимальным его размером является единоразовая выплата суммы, которая не может быть меньше одной десятой части минимальной зарплаты (МРОТ), а максимальный – не более 25 МРОТ для граждан, не более 50 МРОТ для должностных лиц, не более тысячи МРОТ – для юридических лиц.

Также наказанием выступает изъятие или конфискация орудия или предмета правонарушения. Эти виды меры пресечения назначаются судьей. Вследствие нарушения закона нарушитель может быть приговорен к лишению специального права на определенное время. Что имеется в виду? Под таким видом права подразумеваются, к примеру, водительские права, право на охоту, право занимать определенные должности и прочие.

Самым серьезным наказанием является административный арест. Данная санкция предполагает изоляцию нарушителя от общества на короткий срок. Максимальное время нахождения под арестом – 15 суток. Если нарушаются предписания режима чрезвычайного положения или проведения контртеррористической операции, пребывание в изоляторе составит месяц. Данное наказание применяется только в том случае, если основание административной ответственности по своему смыслу граничит с преступлением. При этом аресту не подлежат беременные, женщины, чьим детям нет 14 лет, несовершеннолетние, а также инвалиды первой и второй группы.

К нарушителям без гражданства или иностранцам также могут быть применены меры административного выдворения из страны. Нарушители принудительно и под бдительным контролем соответствующих органов покидают пределы Российской Федерации.

Также граждане могут быть подвергнуты дисквалификации или приостановлению профессиональной деятельности. Первое распространяется на топ-менеджеров, ипэшников и арбитражных управляющих. Предполагается, что на срок от полугода до трех лет указанным лицам запрещается занимать определенные управленческие должности или вести предпринимательскую деятельность.

Приостановление деятельности – это относительно новое наказание, которое было введено в российский КоАП в 2005 году. Санкция применяется, если есть угроза жизни или здоровью людей, опасность эпидемии и прочее, а также если оказывается противодействие в области отмывания доходов и финансирования терроризма.

Мерами административной ответственности являются ад- министраіивные взыскания, которые применяются в целях за­щиты правопорядка, воспитания лица, совершившего админис­тративное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности.

Видами административных взысканий являются: а) преду­преждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившего­ся орудием совершения или непосредственным объектом админи­стративного правонарушения: г) конфискация предмета, явивше­гося орудием совершения или непосредственным объектом адми­нистративного правонарушения; д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транс­портными средствами, права охоты); e) исправительные работы;

ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой ме­рой наказания. Оно применяется за совершение незначитель­ных административных правонарушений (например: за непри­нятие землепользователями мер гю борьбе с сорняками, за на-

рушение правил пользования жилыми помещениями). Преду­преждение. как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о нало­жении административного взыскания Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не мо­жет рассматриваться в качестве взыскания и вызывать право­вых последствий.

Штраф - взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды администра­тивных правонарушений и налагаемое в установленных законо­дательством случаях и пределах. Штраф, налагаемый на граж­дан за административные правонарушения, не может превы­шать 300-кратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц - 500-кратного размера минимальной зара­ботной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть ме­нее ОД минимальной заработной платы.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного администра­тивного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вы­рученная от реализации сумма передается бывшему собствен­нику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хране­ния или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольно­го охотничьего оружия и боевых припасов.

Конфискация состоит.в принудительном безвозмездном об­ращении предмета, явившегося орудием совершения или непо­средственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лшль предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

Конфискация вещей и предметов по делам об администра­тивных таможенных правонарушениях производится независи­мо от времени совершения или обнаружения административно­го правонарушения.

Осуществление конфискации предметов в административ­ном порядке противоречит Конституции, согласно которой при­нудительное отчуждение имущества допускается лишь по поста­новлению суда.

Лишение специального права, предоставленного граждани­ну (права управления транспортными средствами, права охо­ты), применяется на срок до пяти лет за грубое или системати­ческое нарушение порядка пользования этим правом.

Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок до двух ме­сяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, со­вершившего административное правонарушение, и с удержани­ем до 20 процентов его заработка в доход государства. Исправи­тельные работы назначаются районным (городским) судом (су­дьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней

Административный арест назначается районным (город­ским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за от­дельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Порядок применения мер административной ответст­венности. Общие правила наложения взыскания за админист­ративные правонарушения, которыми обязаны руководство­ваться все органы и должностные лица при применении мер ад- министративной ответственности, сформулированы в гл. 4 КоАП. Взыскание за административное правонарушение при­меняется лишь к лицу, в действиях козорого установлен состав проступка, и в пределах, установленных нормативным актом. Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отяго­щающие ответственность.

B КоАП даны перечни обстоятельств, смягчающих и отяг­чающих ответственность.

Примерный перечень обстоятельств, смягчающих от­ветственность, включает; чистосердечное раскаяние винов­ного; предотвращение виновным вредных последствий право­нарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влияни­ем сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонару­шения несовершеннолетним; совершение правонарушения бе­ременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возра­сте до одного года.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответствен­ность, является закрытым, исчерпывающим. Отягчающими обстоятельствами признаны: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однород­ного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось адми­нистративному взысканию: совершение правонарушения ли­цом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовер­шеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийно­го бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; со­вершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо) при наложении взыскания в зависимости от характера административного правонарушения может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

Административное взыскание может быть наложено не по­зднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаруже­ния. B случае отказа в возбуждении уголовного дела либо пре­кращения уголовного дела, но при наличии в действиях наруши­теля признаков административного правонарушения админист­ративное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Освобождение от административной ответственнос­ти. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Однако для наступления административной ответственности необходимо также наличие состава административного правонарушения, который включа­ет четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. При отсутствии хотя бы одного из эле­ментов состава административного правонарушения админист­ративная ответственность исключается. Например, не подле­жит административной ответственности лицо, которое во вре­мя совершения противоправного действия либо бездействия на­ходилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать се­бе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства ду­шевной деятельности, слабоумия или иного болезненного со­стояния.

Административная ответственность - особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.)

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Административная ответственность характеризуется следующими признаками::

  • 1) она урегулирована нормами административного права, содержащимися в Федеральных законах и законах субъектов РФ;
  • 2) основанием ее применения является административное правонарушение;
  • 3) она состоит в применении к виновным административных наказаний;
  • 4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические;
  • 5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти;
  • 6) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам)

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т.д.

Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание- правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушением постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам.

Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная - кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (встать на учет, выполнить предписание и т.п.),важна также цель административной ответственности - стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей. Под составом административного правонарушения следует понимать, установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

Состав административного правонарушения, как и состав преступления, обязательно делится на четыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Если хотя бы один из четырех указанных выше признаков состава отсутствует, то деяние не может быть призванным проступком или преступлением.

Объектом правонарушения являются те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность, принципы и правила хозяйствования, общественный порядок и т.д.

Объективная сторона проступка - это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимости от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

неоднократность - совершение двух или более однородных административных правонарушений;

повторность - совершение одним и тем же лицом в течении года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;

длящееся правонарушение - деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенного на виновного законом под угрозой административной ответственности. Оно является единым независимо от продолжительности.

Субъектами административного правонарушения являются вменяемые, достигшие определенного возраста физические лица, и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, например водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Существует два вида субъектов административного правонарушения:

Индивидуальный - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных функций.

Коллективный - юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, правоохранительное и т.д.

Существует два вида признаков субъекта административного правонарушения:

Общие - признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности - вменяемость и достижение на момент совершения, 16-летнего возраста;

Специальные - признаки, отражающие особенности труда, служебного положения; например, должностное лицо, водитель автомобиля, работник предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицо находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности; иные особенности правового статуса, например, иностранные граждане или военнослужащие.

Согласно ч.4 ст.2 Кодекса об административных правонарушениях «Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей».

Субъективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Умысел - умышленное деяние. Лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния,

предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Неосторожность - административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло, было их предвидеть.

Различают две формы неосторожной вины:

Легкомыслие - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить;

Небрежность - не предвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. С невиновным причинением вреда иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте. При совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не все они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деяния. Нередко, они содержат лишь возможность их наступления. Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, что нарушает установленный государственный правопорядок, посягает на интересы государства и личности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы